Реферат по предмету "Мировая экономика"


Человеческий капитал в экономике России

--PAGE_BREAK--2.1 Трансформация человеческого капитала в российском обществе


Информация взята из аналитического доклада по проекту «Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения)», выполненного Ростиславом Капелюшниковым (ЦеТИ ГУ-ВШЭ) и Анной Лукьяновой (ЦеТИ ГУ-ВШЭ).

В первой части доклада были представлены данные, касающиеся объема накопленного человеческого капитала и его изменения за рассматриваемый период (2001-2008 гг.). Российская рабочая сила является одной из самых высокообразованных в мире: среднее число накопленных лет обучения в 2008 г. достигло 13 лет, около двух третей работников обладают третичным образованием (высшим или средним специальным). В мире, кроме России, нет ни одной другой страны с сопоставимым подушевым доходом и настолько же высоким уровнем образования – и эта диспропорция заставляет задуматься над тем, почему у нас при таком высоком уровне образования производительность труда все еще находится на столь низком уровне. Менее благоприятно по сравнению с другими странами в России обстоит ситуация и со средней продолжительностью специального стажа: с 1994 г. по 2008 г. она снизилась с 8 до 7 лет (в развитых странах она составляет 10-12 лет), около трети всех работников на текущий момент имеет стаж работы на одном предприятии менее 1 года и эта доля возросла с 1994 г., тогда как доля работников со средним специальным стажем 10 лет и более сократилась в 1,5 раза.

Также вряд ли соответствуют модели экономики, построенной на знаниях, невысокий процент работников, обучавшихся на каких-либо курсах дополнительного образования в течение года, предшествующего опросу (лишь около 5%), и средняя продолжительность этого обучения (чуть более 1 месяца). Далеким от идеала инновационной экономики, вписывающейся в разделение труда в рамках глобализующейся экономики, по мнению докладчика, следует признать и низкую долю работников, свободно владеющих каким-либо иностранным языком (около 1,5%, по самооценке респондентов). Вместе с тем, доля пользователей компьютера и интернет за 2001-2008 гг. существенным образом возросла, и сейчас можно говорить практически о всеобщей компьютерной грамотности молодежи. По расчетам авторов доклада, образование и «инновационные» навыки существенным образом влияют на положение работников на рынке труда: чем выше уровень образования, тем выше уровень экономической активности и занятости, ниже уровень безработицы, выше средняя заработная плата. Навыки пользования компьютером, интернетом, знание иностранного языка и профессиональное мастерство также дают существенную прибавку к зарплате. Отдача на эти элементы человеческого капитала значительна. А вот в отношении специального стажа этого сказать нельзя: инвестиции в него практически не окупаются.

Докладчик также представил результаты относительно оценки респондентами РМЭЗ качества полученного ими образования. Около 30% российских работников считает полученные ими в период обучения знания, умения и навыки полностью, либо практически бесполезными; примерно 25% переинвестировали в свой человеческий капитал (их образование выше, чем требуется на текущем месте работы); около 15%, наоборот, недоинвестировали (образование ниже требуемого); практически половина совершила нецелевые инвестиции (работает в данной момент не по полученной специальности). При этом Ростислав Капелюшников подчеркнул, что на российском рынке труда вознаграждается не только количество накопленного человеческого капитала, но и его качество. В частности, существует «штраф» от 10 до 40% за неоптимальные инвестиции в человеческий капитал.

Наконец, в заключительной части доклада были представлены оценки образовательных намерений молодежи 15-19 лет. По итогам 2008 г. около 85% молодых людей и девушек собирались продолжить обучение, при этом 60% — в вузах. По мнению докладчика, существуют основания предполагать, что эти намерения реализуются в будущем, и при сохранении подобных тенденций через несколько десятилетий в России 90% работников уже будут обладать третичным образованием (60% — высшим). Это создаст уникальный прецедент в мировой истории, однако пока мы не можем оценить возможных экономических и социальных последствий подобного явления. Тем не менее, как считает Ростислав Капелюшников, это может усугубить существующие диспропорции в сфере человеческого капитала: низкое качество, недоиспользование, переинвестирование и нецелевое инвестирование. В заключении докладчик отметил, что, несмотря на то, что накопленный человеческий капитал приносит значительную экономическую отдачу, его качество все еще остается низким, а использование – неэффективным. Причем эти диспропорции в России являются гораздо более масштабными, чем в других странах, и могут являться одной из причин низкой производительности труда. Поэтому чтобы в России вместо высокопродуктивной экономики знаний не сформировалась экономики невостребованных знаний (или даже псевдо-знаний), необходимы серьезные институциональные изменения, способные обеспечить перенастройку системы стимулов, существующей в рамках системы образования и на рынке труда. Доклад вызвал довольно оживленную дискуссию.

Михаил Черныш (ИС РАН) предположил, что, возможно, для перехода общества к инновационному пути развития необходимо не просто накопление определенного объема человеческого капитала, а его организация. Давид Константиновский (ИС РАН) обратил внимание на роль образования в социализации молодежи и на то, что дифференциация вузов и дипломов по качеству позволит избежать катастрофы в случае всеобщности третичного образования в России.

Владимир Гимпельсон (ЦеТИ ГУ-ВШЭ) описал ситуацию в сфере человеческого капитала в России как «бочку с диспропорциями» и указал на то, что происходящая деформализация экономики России заставляет сомневаться в наличии достаточного спроса на работников с высшим образованием со стороны экономики, хотя спрос на высшее образование присутствует со стороны населения – и это тоже одна из диспропорций.

Михаил Черныш (ИС РАН) добавил, что расстаться с идеей высшего образования для своих детей российским родителям будет довольно сложно, и отсутствие достаточного количества рабочих мест для высокообразованных работников может обострить социальную напряженность. Владимир Мукомель (ИС РАН) указал на возможную положительную сторону высокой образованности российских работников, а именно: их готовность к обучению, обучаемость, что может быть важно для современных работодателей. С его точки зрения, от функции социализации в системе образования необходимо отказаться и вместо этого переориентироваться на сигналы рынка труда. В этой связи Григорий Ключарев (ИС РАН) подчеркнул возрастающую роль системы дополнительного образования в разрешении существующих диспропорций, прежде всего, сегмента корпоративных программ обучения работников.

Отвечая на эти комментарии, Ростислав Капелюшников отметил, что, с его точки зрения, культурный капитал является, скорее, ресурсом, а не капиталом в экономическом смысле этого слова и поэтому не имеет отношения к рассматриваемой проблематике. Что касается человеческого капитала, то для его оценки авторы доклада использовали стандартные показатели в силу их простоты и распространенности, хотя, безусловно, есть подходы к оценке неденежных выгод и издержек, связанных с получением образования. С этой точки зрения, представленные оценки можно воспринимать как частичные, относящиеся только к денежным выгодам. Существующие в России проблемы неоптимальных инвестиций в человеческий капитал не являются уникальными по своей сути – они уникальны по своим масштабам. Это важно учитывать и потому, что человеческий капитал может оказывать влияние на состояние индивида и общества сразу в трех направлениях: способствовать воспроизводству знаний в новом поколении, сокращать временной лаг между появлением и широким распространением инноваций и благоприятно сказываться на генерировании инноваций. Но даже в рамках сырьевой экономики в России будет существовать масштабный сектор услуг, где будут востребованы работники с высшим образованием. И после введения ЕГЭ тенденцию всеобщего высшего образования в России уже ничто не сможет перебороть. Гораздо важнее – менять стимулы в образовательной системе и на рынке труда с тем, чтобы уменьшить существующие диспропорции и предотвратить их воспроизводство в будущем.

Данные, характеризующие состояние человеческого капитала России я хотела бы представить в 6 различных таблицах (2):

                   Уровни экономической активности по полу и образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.1);

                   Уровни занятости по полу и образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.2);

                   Уровни безработицы по полу и образованию, 15-72, 2007, % (Таблица 2.3);

                   Среднемесячная заработная плата по образованию, 2007 г., РМЭЗ, тыс.руб. (Таблица 2.4);

                   Среднемесячная заработная плата по образованию, 2005 г., ОЗПП, руб.

(Таблица 2.5);

                   Средняя продолжительность специального стажа, 1994-2008 гг., лет (15/64, РМЭЗ) (Таблица 2.6);

                   Среднемесячная заработная плата по специальному стажу, 2007 г., РМЭЗ, руб. (Таблица 2.7);

                   Распределение занятых по профессиональным группам (Таблица 2.8).
Таблица 2.1Уровни экономической активности по полу и образованию, 15-72, 2007, %



Все

Муж.

Жен.

Высшее

85,2

88,7

82,5

Неполное высшее

41,7

43,8

39,8

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

79,7

86,2

75,7

Начальное профессиональное

81,4

85,6

75,3

Полное среднее общее

58,0

65,3

50,8

Основное общее

33,0

48,2

25,7

Начальное и ниже

15,3

21,1

11,1

Все

67,1

72,4

62,4



На основе данных об уровне активности населения по полу и образованию можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, экономически активное население составляет 85,2 %. Разрыв между мужчинами и женщинами в этой сфере незначителен. Он составляет 6,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, экономически активное население составляет 81,4 %. Тут разрыв между мужчинами и женщинами более значительный (10 %). Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем образовании, доля экономически активного населения составляет 79,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 10,4 %. Среди людей имеющих полное среднее общее образование доля экономически активного населения составляет 58 %. Разрыв между мужчинами и женщинами также не значителен и составляет 4,5 %. Среди людей с неполным высшим образованием доля экономически активного населения составляет 41,7 %. Разрыв между мужчинами и женщинами составляет 4 %. Среди людей с основным общим образованием доля экономически активного населения составляет 33,0 %. Среди людей с начальным образованием и ниже доля экономически активного населения составляет 15,3 %. Так же можно сделать вывод о том, что наибольший разрыв по уровню экономической активности между мужчинами и женщинами наблюдается в группах «Основное общее» и «Начальное и ниже». В обеих группах кол-во экономически активных мужчин превышает кол-во экономически активных женщин в 1,8 и 1,9 раза соответственно.

Наиболее экономически активным населением являются мужчины. Их уровень экономической активности равен 72,4 %. По уровню экономической активности женщины отстают от них на 10 %.
Таблица 2.2Уровни занятости по полу и образованию, 15-72, 2007, %



Все

Муж.

Жен.

Высшее

82,9

86,4

80,2

Неполное высшее

37,1

39,2

35,3

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

76,2

82,5

72,5

Начальное профессиональное

76,4

80,3

70,9

Полное среднее общее

52,5

59,2

45,9

Основное общее

28,7

34,9

22,5

Начальное и ниже

13,0

17,4

9,9

Все

63,0

67,7

58,8



На основе данных об уровне занятости по полу и образованию можно сделать вывод о том, что среди людей, имеющих высшее образование, доля занятых составляет 82,9 %. Среди людей, имеющих неполное высшее образование. Доля занятых составляет 37,1. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, доля занятых составляет 76,2 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, доля занятых составляет 76,4 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, доля занятых составляет 52,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, доля занятых составляет 28,7 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, доля занятых составляет 13,0 %.

Так же можно сделать вывод о том, что доля занятых мужчин с высшим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 6,2 %. Доля занятых мужчин с неполным высшем образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 3,9 %. Доля занятых мужчин с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем превышает долю женщин с таким же образованием на 10 %. Доля занятых мужчин с полным средним общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 13,4 %. Доля занятых мужчин с основным общим образованием превышает долю занятых женщин с таким же уровнем образования на 12,4 %. Доля занятых мужчин с начальным образование и ниже превышает долю занятых женщин с таким же образованием на 7,5%.

Доля занятых мужчин составляет 67,7 %, доля занятых женщин – 58,8%. Доля занятых мужчин превышает долю занятых женщин на 8,9 %.
Таблица 2.3Уровни безработицы по полу и образованию, 15-72, 2007, %



Все

Муж.

Жен.

Высшее

2,7

2,6

2,8

Неполное высшее

10,9

10,5

11,3

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

4,3

4,4

4,2

Начальное профессиональное

6,2

6,1

6,3

Полное среднее общее

9,5

9,4

9,7

Основное общее

13

13,3

12,5

Начальное и ниже

14,7

17,3

11,0

Все

6,1

6,4

5,8



На основе данных об уровне безработицы по полу и образованию можно сделать вывод о том, что безработными являются 2,7 % людей, имеющих высшее образование. Среди людей, имеющих неполное высшее, безработными являются 10,9 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, безработными являются 4,3 %. Среди людей, имеющих начальное профессиональное образование, — 6,2 %. Среди людей, имеющих полное среднее общее образование, безработными являются 9,5 %. Среди людей, имеющих основное общее образование, — 13 %. Среди людей, имеющих начальное образование и ниже, — 14,7 %.

На основе этих данных можно сделать вывод о том, что наибольшее количество безработных среди людей, имеющих начальное образование и ниже. За ними идут люди с основным общем образованием. На 3 месте — люди с неполным высшим образованием. Затем, люди с полным средним общим образованием. На 5 месте – люди с начальным профессиональным образованием. На 6 месте – люди с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем. И на последнем месте по уровню безработицы – люди с высшим образованием.

Среди безработных больше всего доля мужчин. Она составляет 6,4 %. Доля безработных мужчин превышает долю безработных женщин на 0,6 %.

Доля безработных женщин с высшим образованием превышает долю безработных мужчин с таким же образованием на 0,2 %. Доля безработных женщин с неполным высшим образованием превышает долю мужчин с таким же образованием на 0,8 %. Доля безработных мужчин с начальным профессиональным образованием с аттестатом о полном среднем превышает долю женщин с таким же образованием на 0,2 %. Доля безработных женщин с начальным профессиональным образованием превышает долю безработных мужчин с таким же образованием на 0,2 %. Доля безработных женщин с полным средним общим образованием превышает долю мужчин с таким же образованием на 0,3 %. Доля безработных мужчин, имеющих основное общее образование, превышает долю женщин с таким же образованием на 0,8 %. Доля безработных мужчин, имеющих начальное образование и ниже, превышает долю женщин с таким же образованием на 6,3 %.

На основании предыдущих таблиц можно сделать вывод о том, что люди, получившие высшее образование, имеют наибольшую возможность быть занятыми и наименьшую возможность оказаться безработными. Совершенно иная ситуация среди людей, получивших начальное образование и ниже. У них наибольший риск стать безработными и наименьшая возможность быть занятыми. Что касается дифференциации населения по полу, то доля занятых мужчин в возрасте от 15 до 72 лет больше доли занятых женщин в таком же возрасте. Доля экономически активных мужчин в возрасте от 15-72 лет также превышает долю экономически активных женщин в этом возрасте.
Таблица 2.4Среднемесячная заработная плата по образованию, 2007 г., РМЭЗ, тыс.руб.



Все

Муж.

Жен.

Высшее

12,6

14,8

11,1

ССУЗ

9,4

12,3

7,8

Полное среднее общее

9,3

11,3

6,8

ПТУ на базе неполного среднего

9,0

10,2

6,5

Основное общее и ниже

6,6

7,8

4,7

Все

10,1

12,0

8,4



На основании данных о среднемесячной заработной плате по образованию можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата людей, имеющих высшее образование, является наибольшей и составляет 12 600 рублей. На втором месте по размерам среднемесячной заработной платы находятся люди, закончившие ССУЗ. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 400 рублей. Далее идут люди с полным средним общим образованием. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 300 рублей. На четвертом месте по размерам среднемесячной заработной платы находятся люди, закончившие ПТУ на базе неполного среднего образования. Их среднемесячная заработная плата составляет 9 000 рублей. На последнем месте по уровню среднемесячной заработной платы находятся люди, имеющие основное общее образование и ниже. Их среднемесячная заработная плата составляет 6 600 рублей.

На основании этой таблицы также можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих высшее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 700 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, закончивших ССУЗ, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 4 500 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих полное среднее общее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 4 500 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, закончивших ПТУ на базе неполного среднего образования, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 700 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих основное общее образование и ниже, превышает среднемесячную заработную плату женщин. Имеющих такое же образование, на 3 100 рублей.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что мужчины являются наиболее высокооплачиваемыми работниками по сравнению с женщинами по всем уровням образования. Среднемесячная заработная плата мужчин составляет 12 000 рублей, женщин – 8 400 рублей. Среднемесячная заработная плата по всем категориям образования составляет 10 100 рублей.
Таблица 2.5Среднемесячная заработная плата по образованию, 2005 г., ОЗПП, руб.



Все

Муж.

Жен.

Высшее

11 978

14 676

9 910

Неполное высшее

8 044

9 759

6 932

Начальное профессиональное с аттестатом о полном среднем

7 770

9 894

6 347

Начальное профессиональное

7 747

9 214

5 469

Полное среднее общее

7 425

9 169

5 217

Основное общее

6 362

7 720

4 325

Начальное и ниже

5 747

6 946

3 903

Все

8 694

10 869

6 926



На основании данных о среднемесячной заработной плате по образованию можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата людей, имеющих высшее образование, является наибольшей и составляет 11 978 рублей. На втором месте по среднемесячным размерам заработной платы находятся люди, имеющие неполное высшее образование, их среднемесячная заработная плата составляет 8 044 рубля. На третьем месте находятся люди, имеющие начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем. Их среднемесячная заработная плата составляет 7 770 рублей. На четвертом месте находятся люди, имеющие начальное профессиональное образование. Их среднемесячная заработная плата составляет 7 747 рублей. На пятом месте по среднемесячному размеру заработной платы находятся люди, имеющие полное среднее общее образование. Их среднемесячная заработная плата составляет 7 425 рублей. На шестом месте находятся люди, имеющие основное общее образование. Их среднемесячная заработная плата составляет 6 362 рубля. И на последнем месте по размеру среднемесячной заработной платы находятся люди, имеющие начальное образование и ниже. Их среднемесячная заработная плата составляет 5 747 рублей.

На основании этой таблицы также можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих высшее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 4 766 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих неполное высшее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 2 827 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих начальное профессиональное образование с аттестатом о полном среднем, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 547 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих начальное профессиональное образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 745 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих полное среднее общее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 955 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих основное общее образование, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3395 рублей. Среднемесячная заработная плата мужчин, имеющих начальное образование и ниже, превышает среднемесячную заработную плату женщин, имеющих такое же образование, на 3 043 рубля.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что мужчины являются наиболее высокооплачиваемыми работниками по сравнению с женщинами по всем уровням образования. Среднемесячная заработная плата мужчин составляет

10 869 рублей, женщин – 6 926 рублей. Среднемесячная заработная плата по всем категориям образования составляет 8 694 рубля.

Сделав сравнительный анализ двух таблиц (Таблица 2.4 и Таблица 2.5), можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата по образованию в 2007 году превышала среднемесячную заработную плату по образованию в 2005 году на 1 406 рублей. Следовательно, она возросла. Также можно сделать вывод о том, что среднемесячная заработная плата как мужчин, так и женщин в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом, на 1 131 и 1 474 рубля соответственно. Среднемесячная заработная плата людей с высшим образованием увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 на 622 рубля. Причем, среднемесячная заработная плата мужчин увеличилась на 124 рубля, женщин же – на 1 190 рублей. Среднемесячная заработная плата людей, имеющих полное среднее общее образование, увеличилась на 1 875 рублей. Причем, у женщин среднемесячная заработная плата увеличилась на 1 583 рубля, у мужчин – на 2 131 рубль.




Таблица 2.6Средняя продолжительность специального стажа, 1994-2008 гг., лет (15/64, РМЭЗ)



Все

Мужчины

Женщины

1994

8,1

7,7

8,5

1995

7,8

7,4

8,2

1996

7,7

7,2

8,1

1998

7,3

6,8

7,8

2000

6,9

6,2

7,4

2001

7,3

6,4

8,0

2002

6,9

6,2

7,5

2003

6,8

6,0

7,4

2004

6,8

5,9

7,6

2005

6,8

5,8

7,7

2006

6,8

5,8

7,7

2007

6,7

5,7

7,6

2008

6,9

6,1

7,6



На основании данных о средней продолжительности специального стажа можно сделать вывод о том, что с 1994 по 2008 год, средняя продолжительность специального стажа упала на 1,2 года.

Наибольшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 1994 году. Она составляла 8,1 года. Наименьшая средняя продолжительность специального стажа была зафиксирована в 2007 году. Она составляла 6,9 года.

На основании этой таблицы можно сделать вывод о том, что средняя продолжительность специального стажа у женщин превышает среднюю продолжительность специального стажа у мужчин на 1,5 года.
Таблица 2.7Среднемесячная заработная плата по специальному стажу, 2007 г., РМЭЗ, руб.

Специальный стаж

Все

Муж.

Жен.

Менее 1 года

9 821

11 579

7 950

1-3 года

10 199

11 637

8 865

3-5 лет

10 678

12 481

8 895

5-10 лет

10 900

13 714

8 366

10 и более лет

9 376

11 290

8 259

Все

10 032

11 952

8 340



На основании данных о среднемесячной заработной плате по специальному стажу можно сделать вывод о том, что наибольшая среднемесячная заработная плата по специальному стажу у тех людей, чей стаж 5-10 лет. Она составляет 10 900 рублей. Наименьшая среднемесячная заработная плата у тех людей, чей стаж равен 10 и более лет. Она составляет 9 376 рублей.

Среди мужчин, наибольшая среднемесячная заработная плата у тех, чей стаж равен 5-10 лет. Она составляет 13 714 рублей. Среди женщин, наибольшая заработная плата у тех, чей стаж равен 3-5 лет. Она составляет 8895 рублей.

Среднемесячная заработная плата по специальному стажу у мужчин превышает среднемесячную заработную плату женщин на 3 612 рублей.
Таблица 2.8Распределение занятых по профессиональным группам



1997

2007

Руководители

6,3

6,9

Специалисты высшего уровня квалификации

14,8

18,0

Специалисты среднего уровня квалификации

15,0

14,9

Служащие, занятые подготовкой информации

3,2

3,0

Работники сферы обслуживания

10,8

14,0

Квалифицированные рабочие сельского хозяйства

2,8

4,4

Квалифицированные рабочие промышленности

17,0

15,1

Полуквалифицированные рабочие

14,8

12,3

Неквалифицированные рабочие

15,2

11,4

Итого

100

100



На основании таблицы о распределении занятых по профессиональным группам можно сделать вывод о том, что по сравнению с 1997 годом в 2007 году доля руководителей увеличилась на 0,6 %. Доля специалистов высшего уровня квалификации увеличилась на 3,2 %. Доля специалистов среднего уровня квалификации понизилась на 0,1 %. Доля служащих, занятых подготовкой информации, уменьшилась на 0,2 %. Доля работников сферы обслуживания увеличилась на 3,2 %. Доля квалифицированных рабочих сельского хозяйства увеличилась на 1,6 %. Доля квалифицированных рабочих промышленности упала на 1,9 %. Доля полуквалифицированных рабочих упала на 2,5 %. Доля неквалифицированных рабочих упала на 3,8 %.

Также можно сделать вывод о том, что в 1997 году наибольшая доля занятых (17,0 %) приходилась на квалифицированных рабочих промышленности. В 2007 году наибольшая доля занятых приходилась на специалистов высшего уровня квалификации (18 %).

Наименьшая доля занятых в 1997 году приходилась на квалифицированных рабочих сельского хозяйства (2,8 %). Наименьшая доля занятых в 2007 году приходилась на служащих, занятых подготовкой информации.

Выводы:

                   Масштабное обесценение человеческого капитала, накопленного при прежней (плановой) системе.

                   Сглаженные профили заработков по возрасту

                   Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной возраста в минцеровских уравнениях заработной платы

                   Короткий специфический стаж (менее 8 лет)

                   Высокая текучесть кадров (около трети работников имеют стаж менее 1 года). Доля работников со стажем более 10 лет сократилась в 1,5 раза.

                   Низкие или статистически незначимые коэффициенты регрессии для переменной специфического стажа в минцеровских уравнениях заработной платы

                   Низкие масштабы формальной подготовки на рабочих местах (5 % работников обучались на каких-либо курсах в течение последнего года, средняя продолжительность обучения чуть не более 1 месяца)

                   С формальной точки зрения Россия обладает высокообразованной рабочей силой (среднее число лет образования на одного занятого – 13)

                   Доля работников с третичным образованием одна из самых высоких в мире (Каждый четвертый занятый имеет высшее или неполное высшее образование, около 36 % — среднее профессиональное) — неожиданно для страны со средне-низким уровнем доходов

                   Устойчивый рост спроса на третичное образование (85 % молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет собираются продолжить образование, 60 % в вузах)

                   Недофинансирование системы образования – но неожиданно низкое соотношение учащиеся/преподаватели

                   Низкое и ухудшающееся качество обучения

                   Сильное положительное влияние образования на положение работников на рынке труда (выше средняя зарплата, ниже уровень безработицы). Премия на образование – 70 %. Прибавку к зарплате дают также навыки пользование компьютером, Интернетом. Знание иностранного языка

                   Сдвиг от низкой отдачи от образования в дореформенный период к высокой в настоящее время

                   Сглаженные профили заработков по возрасту; практически нулевое влияние специфического стажа

                   В межстрановой перспективе – парадоксальное сочетание больших запасов ЧК с низкой производительностью труда

                   Инвестиции в специфический стаж практически не окупаются

                   30 % работников считают полученные в период обучения знания и навыки полностью, либо практически бесполезными, 25 % переинвестировали в человеческий капитал, 15 % недоинвестировали, 50 % совершили нецелевые инвестиции

                   Доля работников, свободно владеющих иностранным языком, — 1,5 %

                   Доля работающих по специальности среди обладателей ВУЗовских дипломов – около 50 %. Верность профессии сохраняют 80 % выпускников медицинских вузов, математики (61 %), компьютерщики (67 %). Выпускники сельскохозяйственных вузов – 22 %, инженерных – 36 %.

                   16 % дипломированных специалистов занимают руководящие должности

                   Каждый четвертый выпускник вуза занимается работой, не требующей высшего образования

                   Среднее специальное образование – «лифт вниз» (две трети выпускников занимают позиции, не требующие образования, 30 % — рабочие, в том числе низкой и средней квалификации)
2.2

Отдача от инвестиций в российских и западных компаниях
По результатам очередного ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом эксперты Pricewaterhouse Coopers (PwC)пришли к выводу, что главным конкурентным преимуществом любой компании является человеческий капитал. И поэтому приоритетом для руководства предприятий должна стоять задача повышения его эффективности.

Эксперты отмечают, что акционеры и потенциальные собственники заинтересованы не только в стабильных финансовых результатах, но и в детальной информации о том, какими средствами они были достигнуты. Другими словами, вопросы, которые они должны задавать себе, выглядят так: возможен ли дальнейший рост, каковы преимущества компании и потенциальные риски, связанные с персоналом, что особенно важно в современных экономических условиях, когда компании стремятся достичь баланса между сокращением затрат и удержанием наиболее ценных работников.

Итак, результаты исследования, проведенного в 2009 году, показали, что компании, работающие в России, в среднем обгоняют своих европейских коллег по такому показателю, как отдача от инвестиций в персонал. Согласно данным исследования PwC, в России на каждый доллар, инвестированный в персонал в виде вознаграждения, получено было 2,7 доллара. Этот показатель почти вдвое выше европейского. Более того, последние годы значение этого показателя растет. Сейчас, правда, из-за кризиса довольно сложно предсказать, продолжится ли этот рост, отмечают эксперты.

Еще один плюс, отмечают они, полученное значение свидетельствует не только о росте производительности труда, но и о росте финансовых показателей компаний в первой половине 2008 года. По расчетам экспертов, объем выручки компании в расчете на одного сотрудника, работающего на полной ставке, вырос почти на20 процентов по сравнению с данными предыдущего исследования, проведенного в 2007 году, и достиг 265 тысяч долларов. Что опять-таки намного выше европейских показателей — 244 тысячи долларов.

При этом, отмечают авторы исследования, среднее значение общих затрат компании в расчете на одного сотрудника на полной ставке также увеличилось более чем в два раза и составило 217 030 долларов, сравнявшись с европейскими показателями.

Снизилась текучесть персонала по всем категориям сотрудников до уровня22,4 процента. Хотя этот показатель незначительно отличается от уровня 2007 года, но здесь Россия сильно отстает от Европы, где текучесть персонала составляет всего 16 процентов. Причем, отмечают эксперты, результаты остались практически на уровне 2007 года, несмотря на кризисные сокращения в компаниях, произошедшие в период с января по октябрь 2008 года.

И, наконец, инвестиции в обучение и развитие персонала выросли в среднем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2007 года и составили 202 доллара на сотрудника. Это притом что произошел значительный рост стоимости одного часа обучения, которая достигла 17 долларов (ранее стоимость составляла 8 долларов). А вот в Европе из-за кризиса, напротив, наблюдается значительное сокращение инвестиций.

Авторы исследования пришли к выводу, что российские компании стали больше внимания уделять вопросам управления персоналом. Так, увеличилось число компаний, стратегия в области управления человеческим капиталом которых зафиксирована в официальных документах, и у сотрудников есть возможность с ней ознакомиться. Эксперты насчитали 74 процента таких компаний против 41 процента в 2007 году. Кодекс корпоративного поведения существует уже у 87 процентов компаний против 50 процентов в 2007 году. И, наконец, отмечают эксперты, в российских компаниях стали чаще проводить исследования удовлетворенности персонала. Количество компаний, которые не проводят такого анализа, сократилось с 49 процентов в 2007 году до 9 процентов.
2.3 Человеческий капитал как конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом

Сергей Собянин, заместитель председателя правительства Российской Федерации: «Лозунг нашей сегодняшней конференции — это социальная политика как фактор обеспечения стабильности развития государства.»

«…следующая стадия, которую мы наблюдаем сегодня, очевидцами и участниками которой мы являемся, это стадия иной социальной политики. Я бы назвал эту политику политикой развития, развитие не социальной помощи, а развитие человеческого капитала как некий конкурентный фактор, оказывающий прямое воздействие на развитие государства и мира в целом. И несмотря на то, что в лозунге мы говорим о некоем факторе стабильности, я бы еще назвал, что это фактор развития. И от того, насколько развит человеческий потенциал, насколько развит человеческий капитал, во многом зависит и развитие общества, насколько конкурентен человеческий капитал, настолько и конкурентна та или иная страна, та или иная общественная система. И мне кажется, что такой ответ на понимание социальной политики не только в целях нашей дискуссии, но и в целом, я думаю, будет более правильным и более перспективным. При этом, конечно, любое государство, и наше, должно всегда найти ответ, а какова же роль государства в социальной политике, какова его доля, какова его ниша. И здесь разброс ответов может быть чрезвычайно большим. В каких она формах должна проявляться, какие ресурсы должны изыматься у экономики в целях развития человеческого капитала и проведения социальной политики, и, собственно, на какие задачи эти ресурсы должны распределяться. И самое главное, как сделать так, чтобы участие государства было максимально эффективным. И, конечно, важный вопрос: как найти оптимальный баланс между ресурсами, которые изымает государство в целях социальной политики и экономики. И здесь тоже есть развилки. Конечно, можно ответить, что государство должно брать столько, сколько необходимо для проведения социальной политики. Но мы знаем, что это популистские заявления, которые могут привести просто к разрушению государства, стагнации экономики и принести ущерб той же социальной политике, о которой мы говорим. Можно ответить и так, что государство оставляет у себя материальных и финансовых ресурсов столько, чтобы они не принесли ущерб для экономики. Но, мне кажется, и это не совсем правильный ответ. Государство должно изымать столько ресурсов в целях проведения социальной политики, улучшения человеческого капитала, насколько в дальнейшем этот человеческий капитал может привести к развитию самого общества, к его ускорению, к его динамике. Даже если на какой-то период нам придется пожертвовать инвестициями в экономику, но при этом человеческий капитал должен придать новую динамику развитию общества. И, мне кажется, это тоже правильный вопрос и ответ, и именно так сегодня формулируется политика государства, Концепция развития государства-2020, основных направлений деятельности правительства. И когда мы говорим именно о развивающейся социальной политике, о развитии человеческого капитала, то мы должны понимать, что есть определенные установки, определенные границы и должная динамика развития человеческого капитала. Она должна быть таковой, чтобы государство и граждане этого государства были конкурентны не только внутри себя, но и вовне. Это важнейший фактор любой реформы. И, собственно, во все времена требования к развитию человеческого капитала, требования к социальной политике — это требования к выживанию общества, к выживанию государства.

Сегодня у нас есть много опасностей, и одна из таких опасностей — самоуспокоенность, можно сказать, сытость общества, когда обществу не грозит конкретная опасность, нет гонки вооружений, нет противостояния систем. Но эта опасность есть, опасность называется «деградация общества», отставание его от тех государств, которые развиваются более динамично. Это серьезная опасность для любого государства, но для России больше, чем для кого бы то ни было. Опасность скатиться от конкурентного развития человеческого капитала к собесу сегодня является серьезным вызовом и серьезной опасностью, которую мы должны хорошо понимать…»




Глава 3. Проблемы развития человеческого капитала
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вревская, Юлия Петровна
Реферат Князь Александр Невский и Новгород. Их взаимоотношения
Реферат Строение, типы и способы удаления волос
Реферат Краткий отзыв о рассказе В.Шаламова "Чужой хлеб"
Реферат Египет. Лидер Арабской Лиги
Реферат Phyllis Wheatley Essay Research Paper Televangelists like
Реферат 1. Латуни – сплавы меди с цинком. Их разделяют на литейные и деформируемые. К литейным латуням относятся латуни типа лс, лк, ла, лаж, лажмц. Химический состав литейных латуней
Реферат Економічні фукнції та механізм функціонування ринку цінних паперів
Реферат Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций
Реферат Стандартизация в рыночных отношениях
Реферат Правительство
Реферат А. С. Пушкина и поэме «Руслан и Людмила» в 5 а, 5 б, 5 в классах Учитель русского языка и литературы Минаева Т. Н. г. Ивантеевка, 2008 2009 уч год цель турнира: обобщить полученные на урок
Реферат Отношение к вопросу о хозяйственной деятельности в русской социально-философской мысли середины
Реферат Гіпертиреоз.
Реферат Пряности характеристика, стандарты, экспертиза