Реферат по предмету "Философия"


Развитие античной философии

Введение
 
Античнаяфилософия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватываетпериод свыше тысячи лет- с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря навсе разнообразия воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе стем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Онаразвивалась не изолированно- она черпала мудрость Древнего Востока, культура которогоуходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации:формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философскиевоззрения. Это относится к таким странам как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имеломесто влияния и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различныепоучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительнойоригинальности и величия античных мыслителей.

Раннийпериод античной философии
Философиязародилась в Древней Греции в VII-V вв. до н. э. Как и в других странах, она возникалана основе мифологии и долго сохраняла с ней связь истории античной философии приняторазличать следующие периоды
Таблица1 — Происхождение античной философииСтадия  Время Содержание  Мифология
XVII-IX вв.
до н. э.
Мифы доолимпийского и
Олимпийского периодов  Предфилософия
IX-VII вв.
до н. э. Труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы семи легендарных мудрецов  Философия с VI в. до н. э. Начиная с учения Фалеса
Таблица2 — Основные периоды развития античной философииПериод  Время Ранний период греческой философии VII в. до н. э.- середина V в. до н. э. Классический период греческой философии Вторая половинаV-начало IV в. до н. э. Эллинистический период греко-римской философии Вторая половина IV в. до н. э. -529 г. н. э.
 
Древнегреческаяфилософия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частностина протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохраниласьтерминология, пришедшая из мифологии. Так, имена Богов использовались для обозначенияразличных природных и социальных сил: именовалась Эросом или Афродитой, мудрость-Афиной и т. д.
Естественно,что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развитияфилософии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях,из которых состоит все сущее. И большинство философов раннего периода считали однуили несколько стихий первоначалом бытия ( например Вода у Фалеса).
Зарождениеи первые стадии развития в древнегреческой философии имели место в Ионии – областьв Малой Азии, где было много греческих колоний.
Вторымгеографическим центром развития философии слала так называемая Великая Греция, гдетак же находилось много греческих городов-полисов.
Внастоящее время всех философов раннего периода называют досократиками, т.е. предшественникамСократа – первого крупного философа следующего, классического периода.
Классификацияшкол
 
Ионийскаяфилософия
Милетскаяшкола
ФалесАнаксимандр Анаксимен
Эфесскаяшкола
ГераклитЭфесский
Итальянскаяфилософия
ШколаПифагора
Пифагорпифагорейцы
Элейскаяшкола
КсенофанПарменид Зенон
Афинскаяфилософия
Анаксагор

Милетскаяшкола
 
Фалес(Ок.625-547 гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец. Первым в Греции предсказал полноесолнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, разделенных на 12 тридцатидневныхмесяцев, оставшиеся пять дней были помещены в конце года. Он был математиком.
Основныетруды.«О началах», «О солнцестоянии», «О равнодействии», и др.
Философскиевоззрения. ПЕРВОНАЧАЛО. Ф. считал первоначалом бытия воду. Всевозникло из воды, из нее все началось и в нее все возвращается.
Анаксимандр(ок.610-546 гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец.
Основныетруды. «Оприроде», «Карта Земли» и др.
Философскиевоззрения. Первоосновой мира Анаксимандр считал апейрон –вечное.Из него выделяются две пары противоположности: горячее и холодное, влажное и сухое;Это порождает четыре стихии: Воздух, Воду, Огонь, Землю.
Происхождениежизни и человека.Первые живые существа зародились в воде.Человек зародился и развился внутри огромных рыб, потом вышел на сушу.
Анаксимен(ок. 588-525 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Началом бытия выбрал воздух. При разрежении воздухаобразуется огонь, а затем – эфир; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни.
Эфесскаяшкола
 
Гераклит(ок.544-480гг. до н. э.)- древнегреческий мудрец.
Философскиевоззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал Огонь.Огонь является материалов всего вечного и живого, более того он разумен. Все в миревозникает из огня, и это «путь в низ» и «недостаток» огня :
/>
ПоПлутарху (I-II вв.)
Учениео душе. Душачеловека сочетание огня и влаги. Чем больше огня в душе тем она лучше. Человеческийразум это огонь.
Пифагореизм
 
Пифагореизм– это философское течение, основоположником которого был Пифагор. Это течение просуществовалодо конца античного мира.
Пифагор(ок.580 – 500 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа.
Космология.Вцентре мира находится земля, все небесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждаяпланета, двигаясь, производит монотонный звук определенной высоты, совместно этизвуки создают мелодию, которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например,как Пифагор.

Пифагорейскийсоюз
 
Пифагорейскийсоюз, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закрытаяорганизация, а учение его – тайным.
Периодыразвития
РаннийVI- IV вв. до н. э. – Гиппас, Алкмеон
СреднийIV – I вв. до н. э. – Филолай
ПозднийI – III вв. до н. э. — Нумний
Внего принимали только свободных людей, как женщин так и мужчин. Но только тех ктопрошел многолетнюю проверку и подготовку ( испытание длительным молчанием). Имуществоу пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни,ограничения в еде и т. д.
Судьбаучения.Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскуюфилософию, базирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел повлиялана каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.
Элейскаяшкола
Школаполучила сое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители:Ксенофан, Парменид, Зенон.
Элеатыпервыми попытались рационально объяснить мир, используя философские понятия предельнойобщности, такие как «бытие», «небытие», «движение». И даже попытались доказать своиидеи.
Судьбаучения.Учение элеатов оказало значительное влияние на Платона, Аристотеля и всю дальнейшуюевропейскую философию.
Ксенофан(ок. 565 – 473 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Ксеносфона можно назвать стихийным материалистом. Первоосновавсего сущего у него земля. Вода соучастница земли в порождении жизни, дажедуши состоят из земли и воды.
Учениео богах.Ксенофан первым высказал мысль, что не боги творят людей, а люди богов, по своемуобразу и подобию.
ИстинныйБог не подобен смертным. Он является всевидящим, всеслышащим, всезнающим.
Парменид(ок.504, время смерти неизвестно.) — древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ познать эту истину можно только с помощьюразума. Он провозглашает тождество бытия и мышления.
ЗенонЭлейский (ок. 490 – 430 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергалреальность чувственного бытия и множественность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невозможность движения.
Эмпедокл(ок.490 — 430 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Эмпедокл стихийный материалист – плюралист. У него всечетыре традиционные стихии начало мироздания. Все происходящие в мире объясняетсядействием двух сил – Любви и Вражды.*
Измененияв мире результат вечной борьбы Любви и вражды, в которой побеждает то одна то другаясила. Эти изменения происходят в четыре этапа.
Происхождениеорганического мира. Органический мир возникает на третьей стадиикосмогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) случайносочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, таки нежизнеспособные чудовища; 3) жизнеспособные организмы выживают; 4) животные илюди появляются путем размножения.
Гносеология.Главный принцип – подобное познается подобным. Так как человек тоже состоит из четырехстихий, то земля во внешнем мире познается благодаря земле в человеческом организме,вода – благодаря воде и т. п.
Главнойсредой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерносмешаны.
Эмпедокл– сторонник теории переселения душ.
Анаксагор(ок.500 – 428 гг. до н. э.)- древнегреческий философ.
Философскиевоззрения. Первоначало бытия это ГЕОМЕТРИЯ. Любая вещь содержитв себе геометрии всех видов.
Геометриисами по себе пассивны. В качестве движущей силы А. вводит понятие Нус (Мировойум), который не только движет миром но и познает его.
Гносеология.Все познается противоположным себе: холодное – теплым, сладкое – горьким и т. д.Ощущения не дают истины, геометрии познаются только умом.
Судьбаучения.Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона, Аристотеля. Учениео геометриях остается не востребованным до XX в.
Атомизм
 
Основоположникоматомизма считается Левкипп, но о нем почти ничего неизвестно.
Демокрит(ок. 460 – 370 гг. до н. э.).
Философскиевоззрения. Первоначалами бытия Д. считает атомы и пустоту.Все в мире состоит из атомов и пустоты. Все вещи со временем погибают, а составляющиеих атомы продолжают существовать.
Судьбаатомизма. Учение Демокрита оказало значительное влияние на Эпикур(хотя сам Эпикур и отрицал это), а через него на римского философа Лукреция Карла.
Вэпоху Средневековья он практически был неизвестен в христианском мире.
Вновое время оказался философской основой физике Ньютона, деизм и материализм вплотьдо нашего времени.
 
Классическийпериод античной философии
Классическийпериод греческой философии имела место во второй пол. V- нач. IV в. до. н. э. Наиболеезначительными явлениями этого периода были софистика и учение трех величайших философовДревней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля.
Софисты–это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V- в первойполовине IV. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению.
Философскиевоззрения. Изучению природы софисты не уделяли внимания. Но онипервыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, а законы общества,возникающие по человеческому установлению.
Отношениек религии. Многие софисты сомневались в существовании Богов илидаже отрицали, считая человеческой выдумкой.
Внастоящее время софизмами называютлогически неправильные рассуждения,мнимые доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называлиеще и рассуждения.
Софизм«Рогатый»
Перваяпосылка: То, что ты не понял, ты имеешь.
Втораяпосылка:Ты не потерял рога.
Заключение:Следовательно, ты имеешь рога. *
Сократ470– 399 гг. до н. э.Философские воззрения. Учение Сократа известно только нам из работего учеников, но они излагали по разному. Сократ утверждал, что основная задачафилософии состоит в познании человека, а не природы.
Сократ– сторонник учения о переселении душ.
Сократразработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельнымизнание того, что есть добро и есть зло:
Храбрость– это знание того, как преодолевать свой страх.
Справедливость– это знание того, как выполнять законы божественные и человеческие.
Умеренность– это знания того, как обуздывать свои страсти.
Судьбаучения.Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию, став образом «мудреца»и «гражданина». Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ,относящихся к различным философским направлениям.
Основныесократические школы
 
Таблица3 — Школа Крупнейшие представители
Мегарская
Евклид из Мегары
Элидо — эретрийская
Федон из Элиды
Киническая
Антисфен, Кратет, Менедем
Киренская
Аристипп из Кирены
 
Платон(427- 347 гг. до н. э.;) – величайший древнегреческий философ. Подлинное имя Платона– Аристокл, «Платон» — прозвище, означающее «широкоплечий»; Главный его учительСократ. В Афинах Платон открыл школу – Академию ( название «Академия» возниклапотому что эта школа была в роще посвященной мифическому герою Академу).
Философскиевоззрения. Платон основоположник объективного идеализма.Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.
Учениеоб идеях.Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означала внешний вид, наружность,видимость, род, качество, образ, форма». Каждая идея вечна и неизменна; число идейочень велико, но не бесконечно. Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальнойструктурой; существует отношения подчинения и соподчинения.
Венчаетпирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон назвал идеей «Блага»,а других – идеей «Единого».
/>
Рис.– Благо
Дляобъяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательнымиявлениями Платон был вынужден ввести понятие материи (хора). Материя телесна,но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна.
Космологияи космогония. Платон признает еще наличие Ума – демиурга.
Учениео душе.Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертнаядуша возносится в небо ( в царство идей) и пребывает там. Затем падает на землюи вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.
Учениео государстве. Платон создал одну из первых моделей идеального государства.Это государство существует не ради людей а ради самого себя.
Платонусматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда междулюдьми. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определеннойработы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители– философы, стражи (войны) и ремесленники с земледельцами. Принадлежность к сословиюопределяется личными качествами.
Судьбаучения.Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию. НОВЫЙИНТЕРЕС К УЧЕНИЮ Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем В Новое время –особенно у Гегеля.
Рис.1 — Платон: истоки и влияние
/>
 
Аристотель(384– 322 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий философ. Аристотеля заслуженноназывали энциклопедистом Древней Греции. Аристотель является основоположником ряданаук: философии, логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории идр.
Метафизика.(перваяфилософия). Аристотель является дуалистом: он признает существование двухосновных- материя и форма. Все вещи в мире состоят из материи и формы.
Гносеология.Любовьк знанию – прирожденное свойство как людей так и животных.
Процесспознания по Аристотелю состоит из четырех стадий:
1.  Чувственноевосприятие отдельных вещей их свойств.
2.  Опыт– несколько воспоминаний об одном и том же предмете.
3.  Искусство– знание сущности множества вещей.
4.  Философия– высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика.
 Космология.Космос является сферичным и конечным, но вне его ничего нет – кроме продвигателя;космос существует вечно.:
 
Эллинистическийпериод античной философии
 
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ охватывает огромный промежуток времени:с середины IV в. до н. э. ( т. е. с возникновения «мира эллинизма», занимающеготерритории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т. е.до падения Рима в 476 году, захваченного варварами – германцами. Но к этому времениРимская империя уже раскололась на две части – Западную и Восточную (Византию).Поэтому конец античной философии связывают с 529 г., когда по указу византийскогоимператора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: АкадемияПлатона в Афинах.
Вэпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалась развитие философских учений предшествующихпериодов, а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появилсяцелый ряд новых учений (кинизм, стоицизм и т.д.)
ВоII в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При это завоеванные греки «покорили»своих завоевателей оказав громадное влияние на все сферы римской культуры. Под влияниемгреческой культуры начинается развитие римской философии. Римляне не создали своихоригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие греческих школ, поэтомув период I в. до н.э. по VI в. можно говорить о существовании Греко – римскойфилософии.
Центральноеместо в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика.Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно толькопри должном поведении. Однако решить вопрос о том как должен себя вести человек,можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании(космосе), поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.
Классификацияшкол эллинистического периода
 ИсточникиФилософские Виднейшие направления представители
/>

Скептицизм
 
Терминскептицизм происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведенокак «рассматривание, разбор, колебание». Скептицизм – это философское направление,где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательнопроводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизмасчитается Пиррон; виднейший представитель скептицизма в римской философии– Секст Эмпирик.
Пиррон360 – 270 гг. до н.э.
Философскиевоззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человекустать счастливом? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса:
1.  чтоесть то, что нас окружает?
2.  какмы должны к этому окружающему относиться?
3.  чтоследует из должного отношения?
СекстЭмпирик
Философскиевоззрения. История философии. Секст в своих работах подробно иханализирует. Поэтому книги являются ценными источником сведений по античной философии.
Скептическийметод.В основе скептического метода лежит допущение одинаковой достоверности противоречивыхсуждений. Но лучше вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяетбрести невозмутимость, что и является целью философии.
Судьбаскептицизма. Он был забыт в эпоху Средневековья. И только в XVI-XVIIвв. он возрождается в европейской философии в виде «нового пирронизма».

Стоицизм
 
Трипериода в истории стоицизмаНазвание периода время Крупнейшие представители Древняя стоя III – II вв. до н.э. Зенон, Клеанф, Хрисипп Средняя стоя II – I вв. до н.э. Панетий, Посидоний Поздняя стоя I – II вв. Сенека, Марк Аврелий
Философскиевоззрения. Стоики делали науки на логику, физику (натурфилософию)и этику, сравнивая их с яйцом.
/>
Рис.1- Скорлупа яйца – логика, белок – физика, желток – этика.
Физика.Космос. –живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящиеся в пустоте.В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное– всепроникающий сперматический логос (Бог).
Космологияи космогония. Саморазвитие мира происходит циклично, каждый цикл заканчиваетсяМировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнем. В началенового цикла творческий огонь – логос, содержащий в себе семена всех вещей, порождаетиз себя четыре стихии, а из них все тела в мире. Космология принимается аристотелевская.
Нопри этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненноедыхание» (пневму), которая пронизывает весь мир и связывает его в единоецелое.

/>
Этика.Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласноприроде (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиковявляется мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, добровольно следующий судьбе(примером такого мудреца считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющихсуществование в мире зла и тем самым играющих роль теодицеи – оправдания Бога.
Аргументы,оправдывающие существование в мире злаЭтический Зло нужно для того чтобы мудрецы могли упражняться в терпении и добродетели.  Физический Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.  Космологический То, что для части является злом, может быть добром для целого.  Логический Если бы не существовало зло, то не было бы и добра.
Судьбаучения.Стоицизм сыграл существенную роль в развитии философии эллинистического периода.Ряд его идей вошел в неоплатонизм, значительное влияние оказал стоицизм на становлениехристианской философии, а затем на средневековую мусульманскую философию. Прослеживаетсяи некоторое влияние стоицизма на философию Нового времени: на Декарта, Спинозу.Обратился также и Делёз.

Стоицизм:истоки и влияние
/>
Эпикуреизм
 
Эпикуреизм– философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейшийпредставитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55) гг. дон. э.), поэма которого « О природе вещей» является в настоящее время основным источникомсведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистическойэпохи.
 
Эпикур.342 – 271 гг. до н. э.
ФилософияЭпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур всегда отрицалвлияние Демокрита на свое философское учение и крайне отрицательно отзывался о Демокрите,впрочем, как и о многих других философах.
Философскиевоззрения. Главная цель философии – достижение счастья.
Этика.Высшее благо в жизни- наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий( а вовсе не чувственное удовольствия!). Желания делятся на несколько категорийВиды желаний Примеры Должное отношение Естественные и необходимые Простая еда, одежда и т.п. Необходимо удовлетворять Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, почет, слава и т.п. Полный отказ
Судьбаэпикуреизма. К концу эпохи эллинизма влияние эпикуреизма серьезноупало: он оказался вытесненным его главным соперником – стоицизмом. Интерес к этическомуучению эпикуреизма снова появляется в эпоху Возрождения.
Кинизм
Названиешколы произошло от названия холма в Афинах и расположенном на нем гимназии «Киносарг»(«Золотой пес»), где занимались первые киники («Собачий»), отсюда название кинизма– «собачья философия»; на латыни название последователей этой школы – cynici – циники( отсюда происходит слово «цинизм»).
Основоположниккинизма – Антисфен (444 – 368гг. до н. э.).
/>

Философскиевоззрения. Книги не стремились к построению последовательной изаконченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было, скорее, воплощениеих философских материалов идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического»образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сознательно ставили себявне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения. Киники призываютиндивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретениявысшей ценности, — духовной свободы, независимости.
Онипрезирали знатность и богатство, считая последнее аморальным, пренебрегали образованностьюи воспитанием. Они порывали с патриотизмом и начали пропаганду космополитизма, называясебя «гражданами мира». Формулу страшного проклятья «без общины, без дома, без отечества»Диоген применяет к себе с гордостью.
Неоплатонизм
 
Основоположникомнеоплатонизма считается Плотин или его учитель Аммоний.
Философскиевоззрения. В неоплатонизме до придела доведено платоновское противопоставлениетелесного чувственного мира и сверхчувственного мира. Основное внимание уделяетсяучению о сверхразумном и сверхбытийном первоначале. Следуя Платону, неоплатоникисчитали, что исходное первоначало – это Единое = Благо. Оно не постижимодля разума, а постижимо только в состоянии сверхразумного экстаза ( в переводе сдревнегреческого «экстаз» — это смещение, перемещение восторг.). Единое = БлагоеПлотин сравнивает с Солнцем. И как от солнца исходит свет, так от Единого = Благаисходит эманация, порождающая Бытие = Ум (Нус), содержащий идеи.
Распространениеэманаций за пределы Ума приводит к появлению Мировой души.Она порождает время и сама существует во времени.
Угасшийсвет, исходящий из Единого, ставший тьмой и мраком, и есть материя, образующаячувственный, телесный космос. Он вечен во временном существовании.
Плотин:космогония
Единое= Благо
Бытие= Ум (Нус)
Мироваядуша
Телесныйкосмос
 

Заключение
 
Схема1 — Влияние античной философии на христианскую
 
/>
 

Списоклитературы
 
Гриненко Г.В. История философии;Учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт – Издат., 2005 – 685с.
Спиркин А.Г. Философия:Учебник – М.: Гардарики, 2000 – 816с.
Виндельбанд В.История древней философии. М., 1911. С. 77.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.