Реферат по предмету "Философия"


Рационализм и эмпиризм

НОУ ВПО «Московский институт
предпринимательства и права»
Екатеринбурский филиал
РЕФЕРАТ
 
предмет:ФИЛОСОФИЯ
 
тема:“Рационализм или эмпиризм”
 
Выполнил студент 1курса,
1 потока (группы)
Чучалин ДмитрийАлександрович
 
Научный руководитель
Замощанский Иван Игоревич
 
Екатеринбург,2008г.

Философы обсуждаютпроблемы, связанные с получением безусловного и объективного знания: знания,являющегося истинным, независимо от обстоятельств (безусловность) и отсубъективности, индивидуальных особенность познающего (объективность). Длятого, чтобы получить такое знание нужно было выработать точный метод.
Метод – это алгоритмпоследовательных действий для получения конкретного результата (достоверногознания).
Метод – это что-то вродеинструкции, прилагающейся
Он позволяет ничего непропустить из познаваемой реальности, выжать из нее самые важные и полезныесведения.
ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria — опыт)— направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знанийи утверждающее, что все знание основывается на опыте.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ:
1. Знания – этоотражение действительно существующего, независимо от человека мира. Отражениепроисходит через органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Разумиграет важную, но подчиненную роль: он обрабатывает (классифицирует исистематизирует данные, полученные органами чувств).
2. Сам разум зависитот тех данных, которые человек обретает через ощущения, наблюдения, восприятия,впечатления.
 
«нет ничего в разуме,чего не было бы в чувствах»
Джон Локк
 
Т. Е. в разум попадаетинформация, только опосредованная органами чувств, где формируетсяокончательное представление о предмете и выносится оценка по его поводу.
Оценка и знание опредмете в большей степени зависит от первичной (отраженной) информации.
3. Разум, взятый сампо себе, без обращения к опыту, неспособен принести пользу. Самым важнымявляется только то знание, которое приносит пользу человечеству, способствуяулучшенных условий его жизни
Фрэнсис Бэкон изображалученых в виде трех образов:
· «Муравей» — накапливает знания из внешнего мира. Но делает это бездумно, не руководствуясьникаким методом. Поэтому такие знания случайны.
·  «Паук» — неберут ничего из опыта, но предписывают миру знания, взятые только из разума.Паук плетет сеть, материал, который берет в себе самом. Затем пассивно ожидаетдобычу. При этом добыча может не объявиться. Паук зависит от обстоятельств иокружающих его условий. Такие ученые догматики-рационалисты руководствуются непроверенным опытом аксиомами, взятыми из разума.
· «Пчела» — изначально расчетлива, практична. Она организует свою деятельность: кудалететь, что брать и что с этим делать. Это хорошо видно на сотах – правильнаягеометрическая форма. Она взаимодействует с определенным объектом и активнодостигает результата в независимости от поведения объекта.
4. СогласноФ.Бэкону, все, что воспринимается органами чувств должно быть подтвержденоопытом, т.е. экспериментом. Отсюда берет начало экспериментальный методнаучного познания, который строится на мыслительной операции, которыйназывается ИНДУКЦИЯ.
ИНДУКЦИЯ (лат.induktio — выведение) – движение знания от единичных утверждений к общимположениям, т.е. это мышление от частного к общему, т.е. от единичного признакак его обобщению. Ф. Бэкон предлагал для выработки научного знания пользоватьсяэкспериментом, который восходит к индукции. Ученый должен ориентироваться наобъективные данные, экспериментально доказанные теории.
5. Любой ученый –это человек, который родился в определенном обществе, был воспитан вопределенной, конкретной обстановке, социальной среде, у него складываютсяопределенные привычки, все то, что называется субъективностью. Настоящий ученыйдолжен блокировать свою субъективность и быть беспристрастным.

ТЕОРИЯ «ИДОЛОВ» Ф.БЭКОНА.
Идолы – это предрассудки,находящиеся в нашем разуме, из которых полученные, через органы чувств, данныеискажаются, становятся источниками неправильных выводов. Идолы находятся вразуме как бы в «бессознательном» состоянии. Синоним слова идол – стереотип.
· Идол рода –коренится в самой человеческой природе. Мы анализируем окружающий мир«по-человечески», (например: «солнце улыбалось», «небо нахмурилось», «времябежит» и т.д.).
· Идолы пещеры:каждый из нас имеет собственное убежище, привычки, точку зрения, неосознаваемыежелания, неконтролируемые импульсы, комплексы и т.д. Зачастую происходитобобщения нашего индивидуального мнения на весь мир. Такие выводы субъективны.
· Идолы площади(или рынка): заблуждения человека из-за неправильного употребления слов. Нашизнания существуют посредством языковых конструкций. Все слова имеют как минимумтри слоя: 1) человеческий, 2) социальный, 3) индивидуальный. Это искажает нашизнания. Язык науки – это язык формализованный, терминологический выверенный,предельно точный и избегающий многозначности.
· Идолы театра –это склонность человека доверять авторитетным личностям. Но он может ошибаться.Поэтому научный поиск предполагает проверку данных.
Бэкон полагал, чтоизбавившись от идолов в разуме, мы сможем объективно и непредвзято познаватьмир и использовать наши знания для повышения благосостояния человека.
Примеры, подтверждающиеконцепцию:
(в истории науки огромноеколичество таких примеров)
1) Знаменитыйизобретатель Томас Эдисон потерпел 10 000 неудач в своей попытке создатьдействующую электрическую лампочку. Т.е. путем бесчисленного количестваэкспериментов с материалом для нити накаливания для лампочки ему удалось на10 001 раз найти именно тот материал.
2) Ни одинчеловеческий индивид не может стать полноценной личностью вне общества, небудучи в человеческом коллективе, где в процессе воспитания, обучения,социализации он становится человеком, способным мыслить, общаться, понимать
ПРИМЕР:
Дети, которые в раннемвозрасте терялись в лесу, в джунглях и были выращены дикими животными, так и несмогли стать людьми в полном смысле этого слова.
Разум (tabula rasa), на которой опыт пишет свои письмена
3) Овладение новымизнаниями, навыками, умениями осуществляется по следующей схеме:
А) неосознаннаянекомпетентность (т.е. абсолютное незнание о своем незнании)
Б) осознаннаянекомпетентность (т.е. осознание проблемы своего незнания)
В) осознаннаякомпетентность (т.е. осознанно путем многочисленных повторений (опытом) человекосуществляет деятельность)
Г) неосознаннаякомпетентность (т.е. это высший уровень, когда знания, умения, навыки освоенычеловеком, он овладел ими до автоматизма в совершенстве).
Рационализм — целостнаягносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму,провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.Родоначальником рационализма является французский философ Рене Декарт(1596-1650).
Исходнойпредпосылкой рационализма выступает то, что разум не существует в качествечистой доски, на которой опыт пишет письмена. В разуме уже есть определеннойсодержание, которое объективно и не зависит от опыта.
Как полагалДекарт, данными органов чувств можно пользоваться в повседневной жизни. Но внаучной деятельности они сомнительны.
Истина жеодна, к ней ведет один и тот же путь (метод). Разум у всех одинаков, но мымыслим по-разному. По Декарту, разница в нашем мышлении и множество истинпроистекает как раз из-за того, что у каждого из нас различный опыт ииндивидуальное устройство органов чувств.
Отсюда вместоиндукции эмпиризма предлагается дедукция [лат. deductio — выведение] — движениезнания от более общего к менее общему, частному, выведение следствия изпосылок. По Декарту у нас в разуме изначально есть точное, истинное знание. Оносодержится там в виде аксиом (положение не требующее доказательств в силуочевидности). Мы должны организовать опыт в соответствии с этими аксиомами. Тоесть мы не выводим знания из мира, не отражаем мир, а предписываем знания миру,подчиняем внешний мир внутреннему знанию большинство теорий перевернувших мирбыли получены не в результате напряженных экспериментальных поисков, нопосредство озарения, интуиции и т.д. Декарт и называет такую интуициюинтеллектуальной. Отсюда, достоверное знание мы можем организовывать,руководствуясь аксиомами, под которые должно подводиться все многообразиечувственного мира.
Для Декартабыло очевидным, что все наши знания мы можем проверить очистительной силойсомнения.
Наука должнаначинаться с положений не зависящих от опыта и органов чувств.
«Мыслю,следовательно существую».

ВОПРОСЫ КОППОНЕНТАМ (РАЦИОНАЛИСТАМ):
1. «Сколькоангелов танцуют на конце одной иглы?» Какова практическая польза от решения сейзадачи? Именно такой вопрос интересовал средневековых схоластов –догматиков.(рационалистов)
2. в чемсостоит истина? Или что сесть истина? Почему к ней может вести только одинпуть?
Математическийпример
5=2+3;5=1+4; 5=5+0 следовательно:
философскийпример: бытие для Фалеса – это вода, бытие для Гераклита – это огонь.
3. Возможно липодчинить внешний мир внутреннему истинному знанию? Каким образом это возможно?
4. Для Р. Декарта всоответствии с его: «Codito erdo sum» — мыслю – следовательно, существую.Бытие есть «Codito erdo sum» вопрос: почему бытие есть, а не наоборот ничто?
5. врожденныеталанты, задатки человека без развития, тренировки, опыта бывают не проявлены.

ТЕЗИСЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕКОНЦЕПЦИЮ:
1. «Нет ничего вразуме, чего не было бы в чувствах»
2. «Знания должныприносить пользу человеку и обществу, а не быть знаниями ради знания, пустымилюбомудроствованиями»
3. «Разум – чистаядоска, на которой опыт пишет свои письмена»
4. «Через органычувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – человек познает мир.»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :