Содержание
1. Становление и развитиерационализма в философии Р. Декарта
2. Методы и формынаучного познания
Литература
1.Становление и развитие рационализма в философии Р. Декарта
Рационализм– философскоенаправление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Научнаяреволюция XVI–XVII вв. Привела к систематическому применению в естествознанииматематических методов. И особенности рационализма XVII в. Связаны именно сориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, чтоподобно тому, как математическое знание выводится и обосновываетсярационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться изразума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив,переменчив.
У истоковзападноевропейского рационализма стоит философия французского ученого и философаРене Декарта (1596–1650), с которого, согласно Гегелю, начинается обетованнаяземля философии Нового времени и закладываются основы дедуктивно-рационалистическогометода познания. Декарт известен также как автор исследований в различныхобластях знания: он заложил основы геометрической оптики, создал аналитическуюгеометрию, ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.
Декарт былодним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общимифилософскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа,которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должнабыть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысльДекарт поясняет с помощью образа дерева, корни которого составляет философскаяметафизика, ствол – физика как часть философии, а разветвленную крону – всеприкладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.
Итак,рационализм Декарта основывался на том, что он попытался применить ко всемнаукам особенности математического метода познания. Декарт, будучи однимиз великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизациинаучного знания. Французский философ при этом истолковывал математику не простокак науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всейприроде. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можноприйти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению,не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой,прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин,которыми оперировала математика.
Сутьрационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям.Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных,фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должналежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту,– это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом умепосредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно невызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивныхвоззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция –это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылокделаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.
Дедукция, поДекарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно иотчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясноми отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаемизвестным.
Декартсформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:
– вовсяком вопросе должно содержаться неизвестное;
– этонеизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследованиебыло направлено на постижение именно этого неизвестного;
– ввопросе также должно содержаться нечто известное.
Послеопределения основных положений метода перед Декартом встала задача сформироватьтакой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правиламидедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философскойсистемы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальнаяинтуиция у Декарта начинается с сомнения. То есть, в своих поискахДекарт стал на позиции скептицизма. Его скептицизм носитметодологический характер, поскольку он нужен Декарту только для того, чтобыприйти к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Декарта следующий. Любоеутверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненным являетсятолько одно положение: «Cogito ergo sum» – «Мыслю,следовательно, существую», поскольку акт сомнения в нем означает и актмышления, и акт существования. Именно поэтому положение «мыслю,следовательно, существую» – основа философии Декарта.[1]
ФилософияДекарта получила название дуалистической, так как в ней постулируетсясуществование двух субстанций – материальной, которая обладаетпротяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладаетмышлением, но не обладает протяженностью. Эти две не зависимые друг от другасубстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, которыйможет познать и Бога, и созданный им мир.
Декартутверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые идостаточные для осмысления природы и руководства поведением. Человекусматривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальнойинтуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированнымметодом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.
В работе «Рассуждениео методе» Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать,чтобы «вести свой разум к познанию истины».
Первоеправило: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно иотчетливо и не дает повода к сомнению.
Второеправило: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя досамоочевидных вещей (правило анализа).
Третьеправило: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным(правило синтеза).
Четвертоеправило требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так ипознаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.
Такимобразом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого – это основной путь,ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологииДекарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частнымположениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.Можно сказать, что рационалистический метод Декарта представляет собойфилософское осмысление методологии математика.
2. Методыи формы научного познания
Философскаядисциплина, исследующая проблемы познания, называется гносеологией.Главные гносеологические проблемы можно кратко обозначить следующими вопросами:Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истинаи каковы ее критерии?
Философиятрадиционно выделяла в акте человеческого познания два его различных вида: чувственное(персептивное) и рациональное. Первый самоочевидно связан сдеятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второйподразумевает работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.
Основнымиформами чувственного познания являются: ощущения, восприятия ипредставления. Разница между ними такова:
– ощущение– это элементарный психический процесс, состоящий в запечатлении отдельныхсвойств, предметов и явлений материального мира в момент их непосредственноговоздействия на наши органы чувств;
– восприятие– целостное отражение в сознании предметов и явлений при ихнепосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенностивосприятия: предметность (то есть, отнесенность к объектам внешнего мира),целостность и структурность (воспринимается фактически абстрагированная ототдельных ощущений обобщенная структура – не отдельные ноты, а мелодия,например);
– представление– сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на нашиорганы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужнонепосредственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психологическоеявление впервые отрывается от своего материального источника и начинаетфункционировать как относительно самостоятельный феномен.
Рациональноепознаниев основном сводится к понятийному абстрактному мышлению (хотя есть и мышлениене понятийное). Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное иобобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерныхсвойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания:понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Разница между ними такова:
– понятие– это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса поопределенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счетабстрагирования, то есть отвлечения от несущественных, специфическихособенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но ирасчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая, их друг отдруга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного,наглядного своеобразия;
– суждение– форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждаетсяили отрицается;
– умозаключение– рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводитсяновое суждение, логически следующее из первых;
– гипотеза– выраженное в понятиях предположение, имеющее цель дать предварительноеобъяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотезатрансформируется в теорию;
– теория– высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление озакономерностях и существенных связях определенной области действительности.
Такимобразом, в процессе познания аналитически достаточно четко выделяются двечеловеческие познавательные способности: чувственная, или сенситивная, имысленная, или рациональная. Ясно, что конечный результат (истина) достижимтолько «совместными усилиями» этих двух составляющих нашего познания.
Кромечувственных и рациональных форм познания, в его структуре можно различить инесколько уровней: обыденно – практический и научный, эмпирический итеоретический.
Обыденноепознаниеопирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуетсяотносительной узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом»,соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка.Оно по большей части «рецептурно», то есть ориентировано нанепосредственное практическое применение.
Научноепознаниеотличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением всущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью иоднозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.
Эмпирическийитеоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Ихотличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания,направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общихобъяснительных схем, интерпретирующих факты и др.
Важнейшимструктурным компонентом организации процесса познания считаются также его методы,то есть устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы именно воткрытии и обосновании универсального метода познания видели основноеназначение философии. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающимдорогу бредущему во тьме путнику; Р. Декарт иллюстрировал значимостьметода аналогий с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной ит.д. Сущность метода познания можно сформулировать очень просто: это такаяпроцедура получения информации, с помощью которой можно воспроизвести,проверить и передать другим. В этом и заключаются основные функции метода.
Итак, методесть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности,обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.[2]Таких правил и приемов существует великое множество. Часть из них опирается наобычную практику обращения человека с предметами материального мира, другиепредполагают более глубокое обоснование – теоретическое, научное. Научныеметоды представляют собой, по сути, оборотную сторону теорий. Всякая теорияобъясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но,объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следуетобращаться, что с ней можно и нужно делать.
Современнаясистема методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью.Существует множество возможных способов классификации методов: по широте «захвата»реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания ит.д. Рассмотрим самое простое разделение методов на общелогические и научные.
Общелогическиеприсущи всему познанию в целом. Они «работают» как на обыденном, таки на теоретическом уровнях познания. Это такие методы, как анализ и синтез,индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и пр. Природа их универсальностиобъясняется тем, что эти приемы исследования реальности являются наиболеепростыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются на «логику»практических повседневных действий каждого человека и формируются практическинапрямую, то есть без посредников в виде сложных теоретических обоснований.Охарактеризует некоторые из общелогических методов.
Анализ – познавательнаяпроцедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта насоставные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.
Синтез – операция соединениявыделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.
Индукция – способ рассуждения илиметод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщениячастных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукциявозможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса.Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данногокласса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой неимеют строго однозначного характера.
Дедукция – способ рассуждения илиметод движения знания от общего к частному, то есть процесс логическогоперехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.
Аналогия – прием познания, прикотором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектовпозволяет предположить их сходство и в других признаках. Аналогия – незаменимоесредство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотельпредупреждал, что «аналогия не есть доказательство». Она может даватьлишь предположительное значение.
Абстрагирование – прием мышления,заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познаниясвойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех егосвойств, которые представляются важными и существенными в контекстеисследования.
Всеперечисленные общелогические методы используются, разумеется, и в научномпознании. В нем принято также выделять методы эмпирического уровня познания – наблюдение,измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня познания – идеализация,формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализи т.д.
Научноенаблюдение– это не просто рассматривание окружающих вещей непосредственно или с помощьюинструментов (телескопа или микроскопа), но сложный и опосредованный процесс,включающий в себя замысел, систему методов, осмысление результатов, дешифровку,раскодирование, интерпретацию полученных данных. Наблюдение всегдаосуществляется в рамках какой-либо научной теории с целью ее подтверждения илиопровержения. Таким же всеобщим методом научного познания является эксперимент,когда в искусственных условиях воспроизводятся условия естественные. Неоспоримымдостоинством эксперимента является то, что его можно неоднократно повторять, каждыйраз вводя новые и новые параметры. Первые эксперименты в истории науки провелГалилей, который бросал шары с Пизанской башни, пытаясь определить ускорениесвободного падения. Эксперименты проводятся и в гуманитарных науках, например всоциологии, когда группе людей предлагаются новые условия работы или новыеформы оплаты, управления, самоуправления и т.д.
В целом нужносказать, что благодаря методам и формам познания, разрабатываемым наукой сантичных времен до наших дней, создалась стройная, разветвленная,всеохватывающая, постоянно изменяющаяся картина мира и появилась вера в то, чтонаука может ответить на все самые важные и самые актуальные проблемычеловеческой жизни. Однако постоянные кризисы, сотрясающие науку, тот факт, чтоона не может справиться или предотвратить социальные потрясения, уменьшить гореи страдание в мире, породили скептицизм относительно возможностей науки,показали, что наука – одна из сфер человеческой практики, а научное объяснениемира – лишь одно из возможных объяснений.
3. Какимфилософским направлениям принадлежат следующие высказывания?
А)духовное и сознание могут существовать до материального и без него.
Данноевысказывание, несомненно, принадлежит одному из самых крупных философскихнаправлений – идеализму. В зависимости от решения основноговопроса философии, – что является первичным, определяющим – материальное илиидеальное, природа или дух, материя или сознание – философы и делятся наматериалистов и идеалистов. Материалисты – сторонникиматериалистического философского направления, утверждающего, что первичнойявляется материя (природа, бытие), существующие вне и независимо отсознания, а сознание является вторичным, производным от материи. А идеалисты,считают, что дух, сознание предшествуетматериии творит ее. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновениематерии из духа или же подчиняет ему материю, и, следовательно, утверждает, чтодуховное и сознание могут существовать до материи и без нее.
Б)материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей.
Идеализмнеоднороден в своих конкретных проявлениях и, в зависимости от этого можновыделить различные его формы. Одной из основных форм идеализма является объективныйидеализм, который провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообщеидеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.Представителем объективного идеализма первой половины XIX в. является немецкийфилософ Георг Вильгельм Гегель (1770–1831), именно ему принадлежит высказываниео том, что «материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей».Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весьмир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностейнекого мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное,безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцоммира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеальногоначала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует насвете, – лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Все ступениразвития абсолютной идеи: логику, природу, дух Гегель отразил в структуресвоего основного труда «Энциклопедия философских наук», которуюсоставили три книги: «Наука логики» – где раскрывается абсолютнаяидея сама по себе; «Философия природы» – где раскрывается инобытиеабсолютной идеи; и «Философия духа» – где раскрывается абсолютнаяидея в духе.
Гегель назвалсвою философскую систему «абсолютным идеализмом». Абсолютный идеализмфилософии Гегеля связан его стремлением охватить весь природный и духовный мирединым понятием – «абсолютная идея». Первое и основное определение «абсолютнойидеи», по Гегелю есть разум. «Абсолютная идея» – это разум,мышление, разумное мышление. У Гегеля «абсолютная идея» естьсубстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. «Абсолютнаяидея» Гегеля – есть первоначало или субстанция всего существующего.
В) «Миресть „не – я“, сотворенный нашим я».
Другой формойидеализма является субъективный идеализм, который утверждает зависимостьвнешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Представителемсубъективного идеализма является немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814).Философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активнойпрактически-деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – «Я».«Я» утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. «Я»есть – это самоочевидное суждение. Точно также поступал и Декарт, когда онстремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта,самоочевидность «Я» у Фихте основывается не на акте мышления, а наволевом усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее существо.Фихте делает шаг, в направлении идеи тождества мышления и бытия, он стремитсянайти общее основание для духовного мира «Я» и окружающего человекавнешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из «Я»существование определения «не – Я»– дляобозначениячуждого сознанию мира. Но категория «не – Я», по замыслу философа,лишь обнаруживает иное состояние все того же сознания, когда его активность ужене сосредоточена на самом себе, а направлена на вещный по преимуществу мир.
Фихтеосознает противоречивость кантовского понятия «вещи в себе», с однойстороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективногомира, а с другой, предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта.Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате философская системаФихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учениюФихте, из «чистого Я» должна быть выведена не только форма знания, нои все его содержание, т.е. Естественный мир. А это значит, что любой субъектпревращается в абсолютное начало всего существующего, в "абсолютноеЯ", из деятельности которого, по Фихте, должна быть объявлена всяполнота реальности; то есть: "весь окружающий человека мир – «не– Я», который является продуктом активной деятельности сущностичеловека. Поэтому высказывание о том, что "Мир есть «не – я»,сотворенный нашим я" относится к философскому направлению –субъективный идеализм.
Фихте подчеркиваетприоритет человеческого субъективно – деятельного начала над природой. Природа,по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно длятого, чтобы создать возможность самореализации «Я». Деятельныйсубъект, «Я», преодолевая сопротивление природы, развертывает всесвои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самымпредметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечномсчете «Я» осваивает «не – Я» и достигает тождества с самимсобой. Однако такое тождество не может достигнуто на протяжении конечноговремени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего историческогоразвития стремится человечество.
Такаяпостановка вопроса потребовала от Фихте конкретизировать понятие «Я».С одной стороны «Я» – это конкретный индивид, с присущей ему волей имышлением, с другой стороны, «Я» – это человечество в целом, т.е. «абсолютноеЯ». Взаимоотношения индивидуального «Я» и «абсолютного Я»характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия:Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Губин В.Д. Философия:Учебник. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.
3. Кальной И.И. Философия:Учебник. – спб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – 447 с.
4. Канке В.А. Основыфилософии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.
5. Основы современнойфилософии: Учебник. / Под ред. М.Н. Росенко. – спб.: Издательство «Лань»,1999. – 295 с.
6. Радугин А.А. Философия:курс лекций. – М.: Центр, 2001. – 272 с.
7. Скирбек Г. Историяфилософии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 715 с.
8. Современная западнаяфилософия: Словарь. – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.
9. Спиркин А.Г. Основыфилософии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
10. Спиркин А.Г. Философия:Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.
11. Философия: Учебноепособие. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
12. Философия: Учебникдля вузов. / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 622 с.
13. Философский словарь. / Под ред. М.Т. Фролова.– М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
14. Философия.Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с.