Реферат по предмету "Философия"


Путешествие к трансцендентному: впечатления от философской книги Николая Бердяева "Самознание"

Путешествие к трансцендентному:
впечатления от философской книги Николая Бердяева«Самопознание»
 
ГлаваI
Рождениеэкзистенции
 
Cognosceteipsum
Кемсоздан этот бренный и одновременно могущественный мир, который окружает насежедневно? Какая неведомая сила порой толкает человека в зубастую пасть злогорока? Что есть счастье и как его достичь? Наделено ли наше существованиесмыслом, который мы пытаемся отыскать всю жизнь? В каком мраком покрытом уголкенашего сердца обитает душа? Вечна ли она, или обречена на небытие после смертитленного тела? Быть может, так устроен всемирный разум человечества, что раноили поздно каждый из нас, иногда даже не подозревая об этом, начинаетфилософствовать, пытаясь отыскать ответы на эти извечные вопросы.
Философия– наука многогранная, а механизм философствования можно сравнить с известным вфизике явлением: белый цвет являет собой спектр, подобно этому вопрос омироздании вмещает в себя неограниченное количество тем. Всё подвластнодинамике, не осталась статичной и философская проблематика. С ходом временинарушалась привычная иерархия тем, на которые рассуждали мудрецы разных эпох.Постепенно возникали новые направления в философии, которые привносили принципиальноиной взгляд на устройство Вселенной.
ВXX веке окрепла и встала на ногиэкзистенциальная философия, одним из её родоначальников в России стал НиколайАлександрович Бердяев (1874-1948). Его перу принадлежит более 40 философскихкниг, среди наиболее известных его работ можно назвать «Философию свободногодуха», «О назначении человека», «Я и мир объектов», «О рабстве и свободечеловека», «Смысл творчества», «Самопознание».
Самтермин «экзистенция» происходит от латинского слова «existentia»,что в переводе означает «существование». Цель такого рода философии – познатьтайну личности. В центре внимания оказывается человек, загадка устройства еговнутреннего мира. Бердяев пишет, что «экзистенциальная философия понимаетфилософию как познание человеческого существования и познание мира черезчеловеческое существование», такой механизм раскрытия тайн мироустройствапреподносит читателю и Г.С. Сковорода. Таким образом, мы можем явно проследитьэскалацию внимания к глубинному миру личности:Прежний способ познания мира Новый способ познания мира От познания мира – к познанию человеческого существования Через познание тайны личности – к познанию окружающего мира
Бердяев,подчёркивая «антионтологический» характер своей философии, обозначил рядвопросов, на которые он проливает свет в своих рассуждениях: «В центре моеймысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла итеодицеи, то есть, в сущности, одна проблема – проблема человека, егоназначения, оправдания его творчества».
«Самопознание»– философское сочинение Николая Бердяева – отражает экзистенциальнуюнаправленность, причём автор пытается отыскать нужный ключ, который открываетдверь к секретной лаборатории под названием «личность», через познание самогосебя. Жанр книги Бердяев определяет как философскую автобиографию, которая вкорне отличается от всех тех автобиографий, с которыми мы когда-либосталкивались. Автор не ставит перед собой цель сообщить читателю о своёмжизненном пути, он скорее размышляет на философские темы, опираясь при этом насвой собственный опыт, погружаясь вглубь своего микрокосма.
Такойспособ философствования далеко не всегда правильно понимается читателями. Некоторыеусматривают в постоянном обращении к своей сущности стремление авторавозвеличиться над читателем; внимание к своей личности неизбежно трактуется внашем обществе как завышенное самомнение. Бердяев, словно предугадывая реакциючитателей, сообщает нам, что «книги, написанные о себе, очень эгоцентричны». Намой взгляд, здесь философ вправе сказать «nemea culpa».Я бы согласилась с изречением другого отечественного философа КонстантинаЛеонтьева о том, что «автобиографические, искренне написанные вспоминаниявсегда внушают больше доверия, чем роман», да и любой другой жанр. В«Самопознании» автор отнюдь не предстаёт перед нами самовлюблённым мечтателем, онмудрый философ, который уяснил для себя, что познать тайну человеческойличности можно только встав на путь раскрытия тайны своего существа.
Идеяо том, что окружающую действительность необходимо познавать через собственноемироощущение – инструмент, которым наделён каждый, – видится мне необыкновенноинтересной и, что самое главное, абсолютно верной. Ведь «наиболееэкзистенциально собственное существование». В таком подходе к философии сокрытаистина древних: «Себя познавшие премудры» (Соломон).
Вданном эссе я попытаюсь интерпретировать те главы «Самопознания», которые, намой взгляд, наиболее наглядно отражают основные принципы экзистенциальнойфилософии.
 
ГлаваII
Загранью мира
 
Умамиправят заблуждения,
Ив коме светлое сознание,
Новолшебство воображения
Мнедарит миропонимание.
ЗаконВселенной постижим
Припомощи мечты хрустальной.
Итолько дух недостижим,
Реальностьстала нереальной.
Какаядерзкая сатира,
Нравоучительныйурок:
Отнынея за гранью мира,
Нотрансцендентен только Бог.
Строкиэти родились в моём сознании после прочтения первой главы «Самопознания». Чтобы«нащупать» основания окружающего нас мира Бердяев обращается к своемумикрокосму, но для того, чтобы познать загадочную тайну собственной личности,он старается абстрагироваться от повседневной реальности настолько, насколькоэто возможно. Действительно, нужно ли возвеличивать бытие и его причудливыемеханизмы, если «личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и естьцелый мир».
Белоеи чёрное, горячее и холодное, мужское и женское, живое и мёртвое. Это вовсе непростой ряд антонимов, здесь необходимо вспомнить о принципе бинарныхоппозиций, который был подробно описан Леви Строссом. Весь мир противоречив иустроен таким образом, что в основание его заложено бесконечное число антитез. Вселеннаяне может мыслиться в единстве, мир – это вечный двигатель, который черпаетэнергию из вечного процесса слияния противоположностей.
Человеческоесущество не является исключением, каждый индивид устроен по общемировому закону«единства противоположностей». Основным своим противоречием Николай Бердяевназывает непримиримость двух миров: действительности и воображения: «Во мнеобразовался собственный внутренний мир, который я противополагал мирувнешнему». В этом философ далеко не одинок. Едва ли можно встретить человека,который никогда не предавался сладкому и невесомому процессу мечтания. Какговорится: «мечтать не вредно, вредно не мечтать», но что побуждает нас творитьсвой собственный мир несбыточных грёз, красота которого зависит только от силывоображения?
Созданиесвоего микрокосма – бегство от несовершенства реальности. Многие из нас склонныидеализировать окружающую действительность, но рано или поздно идея безупречностимира должна задохнуться под тяжёстью суровых несовершенств. Бердяеврассказывает читателю о чувстве «брезгливости к жизни», которое вызвано у неготем, что «в мире… больше уродства, чем красоты». Философ испытывает«болезненное отвращение к обыденности», ведь повседневность насквозь пропитанаопределёнными правилами, которые установлены обществом. Схожее изречение мыможем найти у А.П. Чехова: «Страшна, главным образом, обыденщина, от которойникто из нас не может спрятаться». Этот бренный мир становится «чуждым», потомучто законы его устройства имеют слишком много изъянов, и человек стремитьсяосвободиться от его власти.
Личностибольше ничего не остаётся, кроме того как, подражая Богу, создать свой собственныймир, лишённый недостатков, пусть даже этот мир будет иллюзорным. «С детства яжил в своём особом мире, никогда не сливался с миром окружающим, который мневсегда казался не моим», «В сущности, я стремился не к равенству и не кпреобладанию и господству, а к созданию своего собственного мира».
Новсё должно быть в меру, чрезмерное бегство от несовершенства Вселенной приводитк тому, что человек не способен наслаждаться действительностью. Сильно развитоевоображение предоставляет возможность погружаться в мир грёз, но реальная жизньперестаёт быть реальной и теряет свою привлекательность. Человек отдаётся вовласть трансцендентного мира, принося в жертву возможность всецело участвоватьв жизненном процессе. Жизнь отходит на второй план, философ всего лишь «оцарапан»ею. Он совсем не дорожит своим существованием в чуждом мире: «у меня никогда небыло особенно страха смерти», ибо этот мир тленен.
Согласнофилософии Николая Бердяева человеческое существо заполняют три субстанции: дух,душа, материя. Философ сообщает о себе, что ончеловек сильный духом, но душа его больна, ему присуща «душевная сухость».(Такая трактовка понятия души не является новой, ещё Ибн Сина в своих трудахповествует о влажной и сухой душе). Дух ограничен оболочками души, которая, всвою очередь, является пленницей тела. «Дух хочет вечности. Материя же знаетлишь временное. Настоящее достижение – есть достижение вечности».
Норазве возможно вкусить прелесть вечности? Бердяев раскрывает нам секретпостижения бесконечности: «возвышённо-нереальное восприятие действительности, напряжённаяустремлённость к трансцендентному, переход за грани этого мира». Кому-то можетпоказаться странной тяга к иному миру, но бесконечную борьбу мечтательности иреализма нельзя назвать манией. Сумасшествие возникает, если человекотождествляет жизнь и сферу мечтаний, выдавая желаемое за действительное,несуществующее за данность. Николай Бердяев осознаёт эту грань: «Я не делаюсебе никаких иллюзий о действительности, но считаю действительность в некоторойстепени иллюзорной.
Мнекажется, что каждый человек в некоторой степени Бог, ведь внутренний мириндивидуума уникален и выходит за рамки бытия: «Мир не казался мнебеспредельным, бесконечным, наоборот, он мне казался ограниченным по сравнениюс беспредельностью и бесконечностью, раскрывавшейся во мне». Человек тянется кпостижению Бога и поэтому испытывает тоску по бессмертному, вечному,иррациональному, недостижимому:Мир ограничен, человек трансцендентен Мир ограничен, Бог трансцендентен Человек стремится к постижения Бога через трансцендентное
Толькопрорвав оболочку тленного мира посредством путешествия к трансцендентному, мыможем познать главную тайну, которая сокрыта в глубине нашей души.
 
ГлаваIII
Спектрсостояний души
Эмоциональнаясфера личности до сих пор остаётся неразгаданной до конца тайной. Наделён личеловеческий разум уникальной способностью молчать и сохранять холодноесамообладание в ответ на крик чувственности? Любовь, ненависть, зависть, жалость,восхищение, тоска, словно дикие кочевники, совершают периодические хищническиенабеги на рациональность, оставляя после себя разрушительные последствия. Какчасто мы пытаемся спрятаться и убежать от собственных эмоций, тщательноскрываем их от окружающих за маской интеллектуальности и безразличия? Чувствабезраздельно властвуют над нами, но именно ощущения и всевозможные переживания,подобно загадочному спектру состояний души, открывают нашему взору неповторимуюкартину полихромной жизни.
Представьте,что вы уже несколько дней странствуете по безлюдной пустыне, где воздухнастолько сух и горяч, что становится трудно дышать. Беспощадные лучи палящегосолнца оставляют на коже болезненные ожоги. На ваших ногах сандалии, подошвакоторых изрядно изношена, поэтому каждый шаг – подвиг, ведь на раскалённомпеске за несколько минут можно приготовить яичницу. С каждой минутой сил дляборьбы за собственную жизнь становиться всё меньше. Но вот вы видите передсобой кувшин с водой, жадно примкнув к которому, вы утолите жажду… Капляживительной влаги – это глоток чувственной жизненности в пустынерациональности.
Одиночество
НиколайБердяев преодолевает «чуждость и далёкость» объективного мира, творя свойсобственный микрокосм. Но ведь микромир, созданный в воображении философа, наделёнодним уникальным свойством – его существование возможно и без участия другихлюдей. Автор «Самопознания» не принимает данность мира, не соглашается сзаконами его обустройства и всеобщими правилами. Бердяеву чужд не только мир,но и всякая общность, которая изничтожает индивидуальное начало личности: «Ямучительно чувствовал чуждость всякой среды, всякой группировки, всякогонаправления, всякой партии».
Одиночество…Возможно ли простыми словами, примитивными из-за своей ограниченности предложениямипередать бездонную и болезненную глубину, которую вмещает в себя это понятие?Здесь сокрыто множество смыслов, которые мы расшифровываем, руководствуясьсвоим мировоззрением и самовосприятием. Мне встречались люди, склонные пониматьодиночество как мучительное чувство невозможности бегства от самого себя. Дляменя одиночество – это не быть одному, быть одиноким значит быть непонятым.Такую интерпретацию темы одиночества мы видим, например, у М.Ю.Лермонтова: «И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло менясовершенно».
НиколайБердяев называет два противоположных типа людей – «тип, находящийся вгармоническом соотношении с мировой средой и тип, находящийся вдисгармоническом соотношении», причём себя он причисляет ко второму типу.Философ предстаёт перед читателем не только «человеком разумным», он, скорее«человек асоциальный», который бросает вызов общественному устройству. Увы,невозможно найти понимания в мире, который видится враждебным, чуждым инереальным. Разве окружающие заинтересованы познать и оценить неповторимый,богатый и безграничный, но одновременно хрупкий и тонкий мир, который сокрытпод толстой оболочкой тленной материи? Нет, они живут по установленным правиламсвоего реального мира, в котором приходится существовать, скрывая свою истиннуюсущность: «я носил маску, это была защита своего мира».
Отражениетемы одиночества в философии Николая Бердяева мне крайне близко. Одиночество –противоречивое состояние души. С одной стороны мне кажется недостижимым инеуместным слияние с окружающим миром, пребывая в котором, я ощущаю душащуюнеуютность. С другой стороны остаётся призрачная надежда та то, что когда-топоявится человек, способный познать мой внутренний мир. Попытаюсь изложить ввольной поэтической форме, что означает для меня слово «одиночество»:
 
Одиночество– глупое слово
Ибездушно по сути своей,
Ведьна всё мы порой готовы,
Чтобизбавился мир от людей.
 
Чтобс единственным разумом слиться,
Чтогосподствует во Вселенной,
Своейсущностью насладиться
Идушой восхититься нетленной.
Дажечеловек, который постоянно находится в центре внимания общественности, можетчувствовать свою непохожесть и страдать от непонимания окружающих. НиколайБердяев излагает схожую мысль: «Я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе,в общении с людьми».
Надёжнымубежищем в таком случае является собственная микровселенная, а единственнымпонимающим собеседником становишься ты сам. Стоит ли бояться остаться одному,если только наедине с самим собой человек может подобрать ключ к познаниютайны, сокрытой в глубине его души? Как говорил Байрон: «В одиночестве человекчасто чувствует себя менее одиноким».
Тоска
Изложениетемы тоски, представленное Николаем Бердяевым в «Самопознании», показалось мневесьма интересным и необычным. Философ обращается к проблеме зыбкостисуществования и бессмертия души. Тоска не ставится в один ряд с печалью,страхом и скукой, напротив, она вычленяется из всех возможных чувств человека,потому что она «обращена к трансцендентности».
Тоска– это непринятие человеком собственной жизни, как чего-то тленного иограниченного, ущербного и конечного, ведь «жизнь есть как бы умираниебесконечного в конечном, вечного во временном». Осмысление собственнойничтожности, бессильности перед временем и осознание невозможности слиться свечностью порождают тоску. «Тоска… всегда есть тоска по вечности», тоска по трансцендентности.
Свобода
Свободенлишь тот, кто потерял всё, ради чего стоит жить.
ЭрихМария Ремарк
Основныепринципы, которые положены в основу философских рассуждений Николая Бердяева,близки моему собственному пониманию мироустройства. Однако проблема свободывидится мне в принципиально ином свете.
Философвозводит свободу на вершину пантеона ценностей человеческой жизни. Свобода –это сама цель существования, а не средство: «Свобода для меня первичнее бытия»,«Я положил в основание философии не бытие, а свободу». Свобода воспринимаетсяБердяевым как независимость личности от гнетущей власти общества, каквозможность реализации творческой силы и стремление создать нечто новое,выходящее за рамки ограниченной жизни, разложенной на пункты, правила ипредписания. Проблема бунтарства и идея свободы теснейшим образомпереплетаются, ведь бунтарство – наглядная и активная защита своих интересов,борьба с ущемлением свободы. «В бунтарстве есть страсть к свободе».
Мнене свойственно философствовать на тему свободы, ибо бессмысленно рассуждать отом, во что не веришь. Я не воспринимаю свободу Единой и Абсолютной, она всегдараспадается на внешнюю и внутреннюю. Николай Бердяев рассказывает нам именно овнешней свободе – неподвластности обществу. Внешняя свобода – это право нанезависимость собственных суждений: «я не могу признать истиной то, что мненавязывают как истину, если сам не узреваю этой истины». Существование такогорода свободы я не стану оспаривать.
Иначеобстоит дело со свободой внутренней. Способны ли мы освободиться от оковсобственного сознания, полностью подавлять и контролировать эмоции, чувства иаффекты? Зачастую мы вынуждены действовать вопреки нашим желаниям, осознавая, чтоусилия принесут в дальнейшем свои плоды. Абсолютная внутренняя свобода привелабы к полной деградации человечества, ведь именно труд сделал из человекаобезьяну, но весьма сомнительно, что люди желают трудиться. Индивид не всегдахочет того, что принесёт пользу ему самому, поэтому внутренняя свобода всегдадолжна быть ограничена силой воли. Пример моих рассуждений весьма нагляден ипрост: студент совсем не жаждет знаний и считает бессмысленным занятиемподготовку к экзамену. Однако он заинтересован в получении диплома о высшемобразовании, который кажется ему билетом в благополучную жизнь, поэтому студентрано или поздно начинает постижение науки. В понимании свободы мне наиболееблизок мой любимый философ Нового времени Бенедикт Спиноза: «Свобода естьосознанная необходимость».
Жалость
НиколайБердяев отождествляет «жалость» и «сострадание», видя в них общий корень –проявление любви и заботы к более слабому созданию. На мой взгляд, такоепонимание «жалости» имеет нечто общее с теорией Ницше о «любви к дальнему».Философ полагает, в основе жалости лежит альтруизм, однако позвольте мне несогласиться с такой интерпретацией понятия «жалость» и высказать своёсобственное мнение.
Самослово «жалость» неспроста имеет общий корень с прилагательным «жалкий», котороеносит пренебрежительную и негативную окраску. Жалость и презрение – притокибольшой реки, втекающие в широко простирающуюся реку признания ничтожности. Мнекажется, что жалость – одно из самых мерзких чувств, которое может испытыватьчеловек по отношению ко мне. Поэтому я всегда предпочитала, чтобы меня открытоненавидели, ведь моё внутреннее «Я» будет безвозвратно унижено и оскорблено,если кто-нибудь «осмелиться» меня пожалеть.
Намой взгляд, «жалость» можно сравнить с «презрением», а чувство, о которомповествует Николай Бердяев в «Самопознании» правильнее было бы назвать«состраданием».Презрение Жалость Сознательно или на уровне подсознания признается слабость и беспомощность человека, его неспособность защитить самого себя и отстоять свои интересы.
Субъект чувствует слабость объекта, пользуется его беззащитностью, в это же время пытается удовлетворить своё собственное ego путём открытой и агрессивной демонстрации своего превосходства.
Презрение – способ самовозвышения слабого за счёт подавления духа и личности слабейшего.
Субъект, осознав слабость объекта, видит возможности для «подкормки» своей самооценки, однако демонстрирует своё преимущество в латентной и не агрессивной форме. Человек, испытывающий жалость тщательно маскирует свои низменные желания самоудовлетвориться. Жалость – способ возвышения сильного путём оказания мнимой помощи и поддержки слабому.
Такимобразом, жалость понимается мной как скрытое презрение, которое испытываетсильный духом человек по отношению к слабому. Ряд высказываний Николая Бердяевапо проблеме «жалости» только подкрепляют мою теорию. Философ понимает под«жалостью» проявление заботы к «оставшимся внизу, духовно слабым, лишённымвозможности пользоваться высшими ценностями». То есть Бердяев признаётбеспомощность и ущербность людей, которых он жалеет.
Наукапсихология оперирует такими понятиями как «сочувствие», «сострадание» и«эмпатия», которые расцениваются как способность воспринимать эмоции и чувства объектас дальнейшей трансляцией переживаний на самого себя. Но полное слияние с другимчеловеком, даже безумно любимым и по-настоящему близким, просто невозможно, мы лишьпытаемся поставить себя на его место, не погружаясь в глубину чувств ипереживаний конкретной личности: «Я всегда предпочитал угнетённых,преследуемых, бедных, но никогда не мог с ними слиться. Всегда оставаласьпривилегированность моей собственной жизни». Это не кажется мнеэгоистичным, ведь мы способны познать мир, выходя далеко за его рамки, нооставаясь в пределах собственной микровселенной.
 
ГлаваIV
Жаждаосмысления жизни
Яне любил «жизни» прежде и больше «смысла», я «смысл» любил больше жизни.
НиколайБердяев
«Вчём смысл жизни?» – вот извечный вопрос, который рано или поздно задаёт себекаждый. Но стоит ли предпринимать попытки отыскать сокрытое назначение человекав этом мире, если «жизнь» вовсе не нуждается в мощном фундаменте под названием«смысл»? Быть может, сама «жизнь» и есть смысл?
НиколайБердяев приходит к выводу, который родился в моей голове несколько лет назад: «Пустья не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящусвою жизнь этому исканию смыла». Смысл жизни всегда виделся мне как процессперманентного её осмысления. Зачастую люди совершают абсолютно бессмысленные ибесполезные действия, но дабы оправдать свои поступки, они «вдыхают» в нихсмысл.
Вопросо смысле жизни риторический, что кажется мне довольно позитивным, ведь если былюди могли однозначно ответить на него, то вся наша жизнь превратилась бы вбессмыслицу. Невозможно вывести общую для всего человечества формулу иливыдумать правило, которое подтолкнуло бы людей к правильной жизни, космысленному существованию.
Головокружительнаякарьера, всемирная популярность, сказочное богатство, счастливая иблагополучная семья, бесконечное пополнение знаний, гедонизм – смысл жизнииндивидуален, но самое главное, что он должен быть, иначе нас может всецелопоглотить скука, тоска, отвращение к окружающему миру и своему микрокосму.
Цельсвоего существования Николай Бердяев видит в искании затерянного смысла, встремлении к вечности, в обретении сокрытой истины и переустройстве чуждойреальности в соответствии со своими представлениями: «Выразить себя и крикнутьмиру то, что мне открывает внутренний голос как истину», им руководит «страстноежелание не только познать истину и смысл, но и изменить мир согласно истине исмыслу».
Поройв нашем сознании зарождается неутешительная идея о том, что жизнь пуста ибессмысленна. Это, безусловно, кризис личности, но преодолев это временноепомутнение сознания, мы сможем подняться на новую ступень в своём развитии иперестанем воспринимать мир, как нечто ограниченное.
 
ГлаваV
ГносеологияНиколая Бердяева
Яничего не мог узнать, погружаясь в объект, я узнаю всё, лишь погружаясь всубъект.
НиколайБердяев
Посредствомпереосмысления принципов философского познания своих предшественников –Платона, Спинозы, Вольтера, Канта, Гегеля – Николай Бердяев разработал своюсобственную теорию познания. В период Нового времени развернулась борьба междудвумя противоположными принципами познания – антагонизм рационализма исенсуализма. Сам философ подчёркивает антирациональность своего метода познания,однако, у меня сложилось представление о том, что автор «Самопознания» занимаетпромежуточное положение между чувственным и разумным способом раскрытия тайнустройства мира, так как он не отрицает роль разума. Бердяев используетмножество ключей: интеллект, «совокупность духовных сил», «волю к торжествусмысла», «напряжённую эмоциональность», – пытаясь открыть потаённую дверь, закоторой скрыта истина.
         Бердяеввыделяет два типа познания:
· первичноепознание, погружённое «в субъект как первореальность, в нём дано тождествосубъекта и объекта»;
· вторичноепознание, связанное с «распадом на субъект и объект, оно объективизируетпознаваемое».
Философнегативно оценивает процесс объективизации окружающей реальности и находитпервичное познание более действенным: «Я не верю в твёрдость и прочность такназываемого «объективного» мира… Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъектепознаётся реальность». Мне кажется такой подход обоснованным, потому что нет вмире ничего столь субъективного, как объективность.
Биология,химия, физика, педагогика, филология, психология, астрономия, экология,экономика… это далеко не полный перечень известных миру наук, но объединяет иходно: у каждой их них есть объект исследования. Да и историческая наука, ккоторой мне довелось в некоторой степени приобщиться, называет объективностьобязательным свойством любой научной работы. Надо признаться, что у меня такойподход всегда вызывал искреннее недоумение и даже некоторое раздражение. Развеможет человек быть объективным, пусть даже это всемирно известное научноесвятило? Процесс познания, всегда состоит из субъекта и объекта, причём объектне может существовать, если он не воспринимается субъектом.

 
ГлаваVI
Оправданиетворчеством
 
Творчество– высокий подвиг, а подвиг требует жертв.
КачаловВ.И.
Тематворчества является одной из центральных в философских работах НиколаяБердяева, наиболее полное отражение она получила в книге «Смысл творчества».Значение творческого процесса в жизни человека невозможно переоценить, ведь онмногогранен и безграничен, однако можно постараться вычленить основные ролитворчества:
Оправданиетворчеством. Величайших художников и композиторов,поэтов и архитекторов объединяет вера в Музу, которая посылает им творческоевдохновение, даёт им безграничную силу создавать прекрасное. Муза мыслится мноюкак нечто, обитающее за гранью реального мира, Муза тождественна Богу. Ночеловек не в силах управлять Музой, наоборот, он бессилен перед её могуществом.Бог словно принуждает нас творить: «творчество человека не есть требованиечеловека и право его, а есть требование Бога от человека и обязанность его».Творчество понимается как единственный способ оправдания перед Богом,выполнение своего долга перед трансцендентной сущностью. Однако существует ещёи лже-творчесто – это слепое следование призывам Сатаны.
Достижениесвободы и выражение личностного начала. Свобода впонимании Николая Бердяева – это независимость от общественного мнения,способность бросить вызов окружающему миру и продемонстрировать свою внутреннююиндивидуальность. Творчество всегда порождает свободу, потому что оно «несёт ссобой новизну». В процессе творения мы воплощаем в жизнь несуществующие вдействительности образы, которые заполняют наше сознание. Всё принципиальноновое действует на общество так же, как красная тряпка на быка. Новое всегдараздражает, ведь это дерзкая претензия на неповторимость и уникальность, упрёкмира в ненужности. «В творческом опыте раскрывается, что «я», субъект,первичнее и выше, чем «не-я», объект», человек начинает осознавать своюсобственную ценность, которая может превосходить ценность мира.
Прорывв бесконечность. Пушкин, Растрелли, Бах, Вольтер,Страдивари, Ахматова, Боттичелли – все они обрели бессмертие через признаниесвоего творчества. Процесс творчества неподвластен времени, «творческий экстазесть прорыв в бесконечность». Творчество – это всегда пребывание в каком-то иноммире, ведь именно трансцендентность помогает нам творить.
Основная цельэкзистенциальной философии – постичь удивительную тайну личности, отыскатьназначение человека. Окружающая действительность отодвигается на второй план,на вершину пантеона возносится Человек, который должен выйти за пределыбренного мира, в «царство человечности», «в царство богочеловечности»,сблизиться с величайшей трансцендентной сущностью – Богом.
Мне впервые довелосьознакомиться с экзистенциальной философией, которую я нашла интересной иживотрепещущей, ведь через понимание своей собственной сущности мы сможемпереосмыслить своё мировосприятие и преобразовать мир, окружающий нас. Девизомчеловечества должно стать: Cognoscete ipsum.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.