Реферат по предмету "Философия"


Психологическое направление

Психологическое направление в социологии России сложилось в1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких егопредставителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическомотношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г.Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом,а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как иуказанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации вобъяснении явлений общественной жизни.
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931)касались фундаментальных проблем общественного развития — его изначальныхпричин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса ирегресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все этипроблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении идеятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Такой теоретический и методологический подход к исследованиюобщественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах «Социология»,«Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии»,«Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологиитесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.
Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистскойфилософии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установкамифилософско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднятьэмпирическое (опытное.- Авт.) знание общественных фактов на высоту точнойтеории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государствявляется колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». Вдухе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, каки В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «визучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные иполитические науки».
В своей «психологической социологии» Де-Роберти исходил изтого, что все общественные явления представляют собой результат деятельностилюдей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всегоих желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Делаетсявывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениямисобственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществедолжна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическаядеятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Робертипояснял, что психическая деятельность людей развивается под влияниембиологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном вданном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей.Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психическоговзаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основепостижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законових психического взаимодействия.
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывална значение как индивидуальной, так н коллективной психики. Последняя предстаеткак совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей техили иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. ВЗападной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г.Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из ниххарактеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс.Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей наповедение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи,племени, касты, класса, нации и т. д. По его мнению, социология по своемусодержанию во многом совпадает с социальной психологией. Значение последней онраскрывает в своем труде «Социальная психика».
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь вповедении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственныенормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальнаяи коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всехпроявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических,политических и других институтов функционирования общества.
Существенный вклад в обоснование роли и значения психологическихфакторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Уже простое перечисление егоработ свидетельствует о широте мышления ученого: «Основные вопросы философииистории» в двух томах, «Общий ход всемирной истории», семитомный труд «ИсторияЗападной Европы и Новое время», «Сущность исторического процесса и рольличности в истории», «Историко-философские и социологические этюды»,«Историология. Теория исторического процесса», «Общие основы социологии» и др.
Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И.Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числесоциальной психологией.
В работе «Основные направления социологии и ее современноесостояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых,социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видетьв обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том,какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Социология, — писал Кареев, — исходит из определенногомировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальнойфилософией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительныепостроения, а на факты и науку. Необходимо «пользоваться более методомобъективным, а не субъективным, т. е. наблюдать, классифицировать социальныефакты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольнымипостроениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегатьсубъективных подходе и оценок».
Подобно другим представителям психологического напрасления всоциологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объясненииобщественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическуюоснову. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате ко торойвоплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуицияи образ мыслей.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовногобытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что вдеятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большуюроль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мираи было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается урационалистов, эмпириков и волюнтаристов.
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его«психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется вдеятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологическогообъяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также «справедливые инесправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, чтопсихические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибообусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия,результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и егосоциальных институтов.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играетопять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя — Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти — придерживались единого мнения. «Коллективнаяпсихология, -писал Н.И. Кареев, — должна показать, что и народный дух, и всякаякультурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание сутьне что иное, как результат психического взаимодействия между отдельнымииндивидуумами.
Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развитиядуховной культуры, которая представляет собой «результат коллективноготворчества и психического взаимодействия». В конечном счете психическиевзаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, «Безизвестной психической основы, — уточняет он, — практические отношения междулюдьми были бы невозможны»^ Это касается экономических, политических и других«практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальнымигруппами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной иколлективной психологии людей.
Исходя из данных положений он строит свою теорию общества.Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практическихвзаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношенияличности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие какразделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбуклассов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единомуцелому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмысливзначение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитииобщества. Так рассуждали представители психологического направления русскойфилософии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и другихмыслителей это направление оказало существенное влияние на развитиеобщественной мысли в России.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.