Природа и философия
Содержание
1. Природа и философия
1.1 Природа в истории философской мысли
1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность
1.3 Взаимодействие общества и природы и философскиепроблемы экологии
Список использованных источников
1. Природа и философия1.1 Природа в истории философской мысли
Природа — одна из сфер бытия, естественная часть мира, средаобитания человека.
В древности силы природы персонифицировались в образах богов,человек ощущал свою слабость в противостоянии им.
В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, ачеловек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. Началискладываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества отприроды (Гиппократ, Геродот).
Для обозначения упорядоченного единства мира, в противоположностьхаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармониясфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо увязывался с творцом, либорассматривался пантеистически.
В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последниймыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось,что в природе воплощен божественный план.
В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту.Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея была развита в Новое время.
Ш. Монтескье считал, что общественно-политическое устройствогосударства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законыих развития определяются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом.«Человек, — писал П. Гольбах в своем труде „Система природы“, — произведениеприроды, он существует в природе, подчинен ее законам». Природа, как и человек,не содержит в себе никаких постоянных форм, подчинена непрерывным изменениям.
Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллингутверждал идею продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о многообразиипричин в природе.
В природе, полагал Гегель, сочетаются необходимости и случайности,она есть порождение в лоне внутренней идеи, восходит «по ступеням развития».
Согласно JI. Фейербаху, природа имеет основания «не в мысляхили намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических,химических, физических, физиологических или органических силах или причинах».
Л.И. Мечников предпринял попытку рассмотреть стартовые позицииразвития цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы.
В.О. Ключевский рассуждал о влиянии рек на общественную жизньвосточных славян: рассеивание рек и одновременно близость речных бассейнов обусловливалицентробежную тенденцию и государственное объединение.
Классики марксизма подчеркивали связь человека, природы и общества,природы и истории, указывали на целенаправленный характер воздействия на природу,предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать сознательное начало. Часто людипринимают в расчет только первый, наиболее очевидный результат, не умея предвидетьотдаленных последствий, которые часто уничтожают достигнутое. Это видно на примереуничтожения лесов под пашни в Междуречье.
Маркс выделил:
а) естественные источники средств жизни человека (дикие растения,плоды, животные и т.д.);
б) естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь,нефть, энергия падающей воды, ветра и пр.).
Первый вид богатств особенно важен для старта цивилизации, авторой — для высокоразвитого общества.
Проблему единства человека с космосом обсуждали космисты XIX- XX вв. Разум и творчество, по мнению К.Э. Циолковского, поднимут человека в космос,где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам,населяющим межзвездное пространство.
В.И. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она естьнеобходимое орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всегосолнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за сохранение жизни.
A. JI. Чижевский обнаружил, что биологические и психологическиестороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса: каждая живая клеткареагирует на «космическую информацию». Само появление жизни на Земле- продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излученияна жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной системчеловека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т.п. Чтобы выполнить космическуюфункцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне обретенногоим промежуточного физического и духовного статуса, он должен восходить, следуя законуэволюции.
Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношениюк человеку. Сила природы слепа, писал Н.Ф. Федоров, пока мы неразумны. «Природанам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временнойесть наша задача.».
На заре XX в. природа рассматривалась А.А. Богдановым (1873- 1928) как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека.По мнению ученого, необходимым дополнением «товарищеского сотрудничества»становится сотрудничество с природой. Богданов первым обрисовал возможности мирногоиспользования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомногоуничтожения.
В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы,так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. утверждаетсяпредставление о необходимости коэволюции, т.е. совместной, согласованной эволюцииприроды и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманноеиспользование научно-технической мощи к природе, о необходимости сопоставлять целидеятельности с ее средствами и последствиями.
Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурнуютрадицию как принцип «у-вэй». «У-вэй» — это не полная пассивность,а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственныхсил.
Поясняя смысл термина «коэволюция», Н.Н. Моисеев вработе «Современный рационализм» (М., 1995) писал о необходимости использованиячеловеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, стремясь достичь своейгавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использоватьмогучие силы природы (силу течений, ветра и т.п.).
В идее коэволюции акцентируется внимание не на борьбу за существованиеи отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителемкоэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживаетнапряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможныдва варианта:
а) деградация к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям;
б) превращение человека в простой фактор технического прогресса.Коэволюционизм — человекосоразмерный подход к миру, характеризует взаимодействиеприроды, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а следовательно,и самосохранения человечества.
Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические,экологические объекты, биотехнологии, системы «человек-машина» (включаяинформационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе исследованияи практического освоения таких комплексов особую роль начинает играть знание запретовна некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофическиепоследствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в составобъясняющих положений.
1.2 Динамика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность
Современная наука, независимо от того, стоит ли она на позицияхвнутреннего или внешнего (от падающих метеоритов) зарождения жизни на Земле, называеттакие стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений,белковых веществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоидные капельки,которые обладали первыми признаками жизни; возникновение белковых тел; появлениеодноклеточных и многоклеточных организмов.
Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд летназад.2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергиисолнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород.Возникла биосфера.
Человек противостоит природе, одновременно он — ее часть и порождение.Объединяющим началом выступает труд, характеризующийся обменными процессами междуобществом и природой. Возникновение человека положило начало формированию ноосферы,сферы разума. В 20-е годы XX в. это понятие ввел Леруа. Оно было углублено Тейяромде Шарденом и В.И. Вернадским. Последний в своем труде «Философские мысли натуралиста»ноосферу характеризовал как новую форму биогеохимической энергии, как энергию человеческойкультуры.
Результатом производства является искусственная среда обитания,«вторая природа». Созданные человеком неодушевленные предметы и живыеорганизмы (растения, животные, выведенные или созданные человеком благодаря искусственномуотбору или генной инженерии) есть техномасса. Возрастает объем техносферы, технизированнойсреды существования человека. Сосуществование природы и человека есть единство биогеохимическогои социального процессов.
Как «вторая природа» выступает также культура — освоенная,преобразованная человеком природа. Если природа обходится без культуры, то без природыкультура существовать не может, поскольку любая культурная акция опирается на физические,химические и биологические процессы.
Жизнь со второй половины XX в. в философии и естествознании рассматриваетсяобычно в двух основных подходах — субстрактном (называются носители свойств живого:белковые молекулы, нуклеиновые кислоты) и функциональном (выделяются основные свойстваживого: обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению,адаптации к условиям среды).
Неклассическая философия при характеристике социальной жизниособо обращает внимание на процесс жизни, жизнедеятельность, на духовно-коммуникативнуюсоставляющую жизни.
Ценность жизни понимается в разных подходах:
а) как «благоговение» перед жизнью не только человека,но и других существ (А. Швейцер, Б. Колликот, JI. Уайт и др.);
б) сохранение жизни — необходимая предпосылка для существованиячеловека и человечества (от протагоровского суждения о человеке как мере всех вещей).
Гуманистически ориентированный тезис о безграничном развитиичеловека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием ответственностичеловека перед всем живым на Земле и во Вселенной, превращается в тираническое отношениек природе. Поэтому первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков.Главный из них заключен в том, что считается недопустимым какое бы то ни было вмешательствочеловека в биосферу. Впрочем, сформулированные положения следует рассматривать каквзаимодополняющие друг друга. Функция человека как защитника природы способна защититьи человека от самого себя, т.е. сделать его мерой всех вещей.1.3 Взаимодействие общества и природы и философскиепроблемы экологии
Первые попытки систематизации растительного мира встречаютсяв трудах Аристотеля и его ученика Теофраста Эрейзиского («отец ботаники»).
Первые попытки систематизации органического мира были предпринятына рубеже 17-18 веков Дж. Реем, Карлом Линнеем.
Впервые попытался научно обосновать взаимосвязь между разнообразиемрастительного мира и природно-климатическими условиями Жан Батист Ламарк в середине18 века.
Основоположником науки экология в России считают профессора Московскогоуниверситета Карла Фридриха Рулье (1814-1858гг.).
Важным этапом в развитии естественных наук является издание в 1859 г. книги Чарльза Дарвина “Происхождение видов путем естественного отбора илисохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь”.
Термин «экология» — (oikos — место обитания, жилище;logos — наука) был введен Э. Геккелем и первоначально экология рассматривалась какчасть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов в зависимости от воздействияна организм неорганической и биологической среды. Позднее на Западе появилось такоепонятие как «экосистема» (Тэнсли, 1935 г.), а в СССР — «биоценоз» и «биогеоценоз» (академик В.Н. Сукачев).
В современном понимании экология — наука, изучающая взаимоотношенияорганизмов друг с другом и со средой их обитания, где человеческая деятельностьвыступает основным фактором динамики природных процессов.
природа философия жизнь экология
До недавнего времени предмет экологии рассматривался преимущественнопод этим углом зрения, в котором экологическая проблематика сводилась к биологическомуи физическому взаимодействию людей и окружающего их природного мира. При этом выделялисьдва взаимосвязанных процесса:
воздействие на природу производственной деятельности человека,создающего материальные ценности;
обратное влияние природной среды на здоровье людей, генофонди т.д.
Однако, осознание того, что, в отличие от животного, человексуществует в двух измерениях: материально-физиологическом и социокультурном, духовном- привело к расширению трактовки понятия “человеческий дом”. Очевидно, что человеческимдомом является не только породившая его Природа, но и порожденная, созданная и создаваемаяЧеловеком Культура, огромный мир материальных и духовных ценностей. Поэтому в последнеевремя термин “экология" стал распространяться и на сферу культуры, вызвав кжизни такие понятия, как “экология души”, “экология культуры”. Это взаимопроникновениепонятий, отображающих процессы взаимодействия природных и культурных явлений и процессов,свидетельствует о неразрывной связи природы и культуры, “второй природы”, связиприобретающей всё новые формы. С течением времени возникают новые аспекты этой широкойпроблемы.
Природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, производственное,оздоровительное и воспитательное значение. Она — неисчерпаемый источник наших знанийоб окружающем мире. Наблюдение за ней в процессе трудовой деятельности породилоэмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало передним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненнаямножеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будилаих фантазию. Однако простое созерцание еще не выводит человека за рамки чисто биологическоговосприятия действительности. Только труд, направленный на преобразование природыи самого человека открывает путь к изучению природных явлений.
Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.
Биосфера Земли, черпающая энергию для своего развития из космоса,прежде всего из Солнечной системы, подчинена галактическим ритмам. Это обусловливаетхарактеристики разнообразных колебательных процессов как в биосфере, так и в известномсмысле в социальных системах.
Ритмичность является системообразующим фактором существованияматерии. В процессе колебаний происходит непрерывный переход одного вида энергиив другой. Например, биоритмы человека определяются взаимодействием физических, эмоциональных,психических и рациональных ритмов, связанных с планетарными ритмами и ритмами жизненнойи творческой активности. По мнению ряда специалистов, физический ритм человека имеет23 дня, эмоциональный — 28 и интеллектуальный — 33 дня.
Природа — необходимая предпосылка возникновения и существованиячеловека и общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечнойэнергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека. Природаявляется естественной кладовой предметов труда. Она обеспечивает общество материаломдля создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократноих усиливают.
Природные факторы существенно влияют на формы и темпы историческогопроцесса. Это подметил еще античный историк Ксенофонт, который отмечал, что умеренныйклимат Аттики весьма способствовал получению высокого дохода, развитию полезныхискусств. Резкие колебания в природных процессах (засухи, наводнения, тектоническиеявления) способны уничтожать плоды труда человека и тормозить развитие общества.
Дифференциация и разнообразие природных условий несут в себестимулы для общественного разделения труда и соответственно умножения человеческихпотребностей и способностей. В «Капитале» Маркс развивает мысль Г. Форстера(XVIII в.) о том, что нет большего несчастья для народа, чем оказаться в условиях,где природа в изобилии дает все средства существования. Недостаток природных условийи ресурсов двойственен: тормозит развитие общества; стимулирует поисковую деятельностьдля нахождения заменителей и более эффективных направлений деятельности в условияхмеждународного разделения труда.
Любой материальный предмет, сделанный человеком, создается изприродного вещества. Природа — всеобщее условие и предмет труда. Природа, особеннов земледелии, в орудиях и средствах трудовой деятельности, выступает как производительнаясила общества. Гегель и Маркс, подчеркивая, что человек в труде постоянно опираетсяна содействие естественных сил природы, раскрыли механизм их использования для удовлетворениячеловеческих потребностей.
Природный фактор оказывает воздействие на развитие культуры.Мусульманский мыслитель Ибн Халдун (1332 — 1406) подчеркивал, что в странах с умереннымклиматом люди способны заниматься культурной деятельностью, жители регионов, прилегающихк экватору, не имеют побудительных мотивов для развития культуры, они не нуждаютсяни в жилищах, ни в одежде, а жители холодных стран тратят энергию не добывание пищи,изготовление одежды и постройку жилищ и не имеют времени для занятия науками и искусствами.
Русский обществовед и политический деятель Павел Николаевич Милюков(1859 — 1943) показал, что субтропические пояса, где в изобилии имеются влага итепло, наиболее пригодны для становления культуры, а умеренные пояса с разнообразиемусловий и ресурсов — для продолжения ее развития. Милюков подчеркнул, что чем дальшеразвивается культура, тем «независимость» человека от среды и влияниена нее становятся значительнее. Природные условия порождают различные по характерукультуры, которые не отгорожены друг от друга стеной, а активно взаимодействуют.
Современная философия утверждает, что природа и культура«пронизывают» друг друга, а их гармоничный синтез есть цивилизация. Современнаяцивилизация — преимущественно технократическая. Актуальной является задача переходак цивилизации, в которой управление техносферой ведется с целью сохранения безопасности,а также улучшения биосферы и общества.
Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания.Она становится моментом оценочного отношения с помощью понятий блага, красоты ит.д.
В трилогии «На росстанях» Я. Колас описал некоторыеособенности мировоззрения жителей Полесья, формирующиеся под влиянием своеобразнойприроды. Он писал, что бесконечные болота учили людей мудрому рассуждению, морелесов воспитывало в них осторожность — здесь так легко встретить опасность. Специфическиеприродные факторы на территории Беларуси способствовали формированию таких типологическихчерт народа, как способность к упорному труду, сочетание коллективных и индивидуальныхформ деятельности, терпимость и доброжелательность, благоговейное отношение к природе.С XX в. происходит «экологизация» общественного сознания, т.е. осмыслениероли экологии в совершенствовании социальных отношений, осознание угрозы существованиючеловечества вследствие исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни загрязнениясреды его обитания. Утверждается идея, что нравственные отношения должны быть нетолько между людьми, но и по отношению к природе.
Воздействие общества на природу целенаправленно (с присутствиемэлементов стихийности), универсально, осуществляется через практическую деятельностьлюдей.
Расширяются пространственные границы освоения природы человеком.Достигнут планетарный характер хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближнийкосмос и использует его в своих целях. Происходит также дальнейшее изучение и освоениеприроды «вглубь», открытие и использование новых элементов, ранее неизвестныхсвойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превращения, полупроводники,лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.
Человечество превратилось в мощную биогеохимическую силу. Такойподход своими корнями восходит к иудейско-христианской доктрине о сотворении мира,согласно которой порядок природного бытия был создан ради человечества. Господствовавшеев древности нравственно — эстетическое отношение человека к природе (Гомер, Вергилий)в индустриальном обществе дополнялось и отрицалось утилитарно-прагматическим отношением.Техногенное воздействие человека изменяет целые геологические структуры, создаютсяискусственные водохранилища, изменяется атмосфера и т.д. Повышается интенсивностьи эффективность использования природных ресурсов (культивация земель, более полноеиспользование сырья и т.п.). Вместе с тем, это приводит к исчезновению ресурсови загрязнению среды. Так, в период между 1970 и 2002 гг. лесной покров Земли уменьшилсяна 12%, разнообразие форм жизни в океане на треть.
Во взаимодействии природы и человека можно зафиксировать триосновных подхода:
1) мифологический (подчинение человека природе);
2) научно-технологический (господство человека над природой);
3) диалогический (гармония человека и природы).
Взаимодействие общества и природы носит исторический характер.Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимостьот природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождествообщества и природы, перешедшее в различие. В классовом обществе различие перерослов противоположность. Потребительское отношение к природе при капитализме, особеннона стадии первоначального накопления капитала, отсталость технологий в развивающихсястранах, бесхозяйственность при государственном социализме привели к экологическомукризису.
Противоречие между безграничными потребностями развития обществаи ограниченными возможностями биосферы удовлетворять их — основная причина экологическогокризиса, принявшего глобальный характер, что требует и всеобщих усилий по его устранению.Однако эгоизм сравнительно небольшой части населения Земли сталкивается с интересамиостальных людей. В конце XX — начале XXI в. каждый человек, родившийся в «развитой»западной стране, использует в десятки раз больше ресурсов планеты, чем житель государств«третьего» мира. Такая модель развития ведет «к рискам и дисбалансам».
Многие зарубежные философы объясняют экологические трудностиматериальными причинами, недостаточно зрелым уровнем НТР, несовершенством технологий.Отсюда вытекает вывод о необходимости дальнейшего прогресса науки и техники, нобез изменений в общественном строе свободного предпринимательства (Фурастье, Наваки).Это — концепция технократического оптимизма. Второй вывод идет от Руссо — «назад к природе». Например, Форрестер и другие члены «Римского клуба»предлагают прекратить или затормозить рост материального производства и населениямира. Для такой позиции имеются определенные основания: антропогенная нагрузка набиосферу Земли превзошла в наше время допустимые параметры почти в 2 раза.
Одна из главных причин экологического кризиса усматривается втом, что окружающая среда из вещно-предметной становится информационно-знаковой.Естественное при этом вытесняется искусственным, для которого природа является материалом,а отношения с ней приобретают преимущественно функциональную форму, форму деятельности.Но кроме ответа на вопрос «Как изменять мир, природу?», необходимо думатьо том, зачем и всегда ли это надо делать, а если делать, то как?
Причина экологических трудностей усматривается и в духовной сфере,в области мировоззренческого отношения к природе (Печчеи, Уайт). Указывается, чтодля преодоления экологического кризиса необходимо совершенствование морали и экологическогосознания человека.
Современная философия комплексно осмысливает значение материальногои духовного факторов в решении экологических проблем. Речь идет о формировании экологическойкультуры, нового экологического мировоззрения. Это означает, во-первых, утверждениепринципа гармонии человека и природы. Во-вторых, формируется принцип личной ответственностикаждого человека и коллективной ответственности человечества за все живое на Земле.Возникает проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностьючеловека, его неутолимой жаждой познания и преобразования и стремлением к сохранениюцелостности (но отнюдь не девственности) природной среды.
Обеспечивая жизнестойкость нашей цивилизации, преодолевая экологическийэгоизм отдельных стран и слоев, общество постепенно утверждает идеал умеренностив отношении материальных благ, признавая при этом безграничность духовного ростачеловека. В целом, современная наука к экологической проблеме подходит системнои усматривает комплекс направлений:
а) научно-технический прогресс, позволяющий разрабатывать и внедрятьнаукоемкие, экономически эффективные и одновременно антропоморфные и экологическичистые технологии;
б) всеобщее социальное переустройство в направлении роста гуманизмаи демократии;
в) перестройка правовых и политических взаимоотношений междустранами, международное сотрудничество в борьбе за выживание человека;
г) формирование новой экологической парадигмы, которая утверждаетвысшую ценность природы и соответственно государственное регулирование с целью защитыприроды и человека;
д) формирование экологически воспитанного, компетентного и ответственногочеловека. Согласованное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природыв их единстве — таков магистральный путь развития.
Список использованных источников
1. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред.д. ф. н., проф. Б.И. Каверина — М.: Юриспруденция, 2001. — 272 с.
2. Кохановский В.П. Основы философской науки / Кохановский В.П. — Ростовн/Д., 2006
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков — Мн.: Выш.шк., 2008. — 431 с.
4. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А. В.3-е изд., перераб.и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с.