Реферат по предмету "История"


Чокан Валиханов в истории Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Биографические сведения о ЧоканеВалиханове
2. Чокан Валиханов –разведчик
3. Психологические аспекты жизни и деятельностиЧокана Валиханова
Список литературы и источников
валихановказахский история путешествие психологический

Введение
Имя выдающегося сынаказахского народа Чокана (Шокана) Валиханова и его вклад в мировую культуру иисторию, в настоящее время требует более глубокого осмысления, так как многиеграни его деятельной натуры еще требуют освещения.
В советский период Ч. Валихановбольше преподносился как ученый-просветитель, в официальной науке его трудыбольше оценивались с позиций этнографии и этнологии. Лишь в последние годы, собретением Казахстаном независимости его деятельность, особенно, в периодпутешествия в Кашгарию стала рассматриваться и с позиций разведывательнойдеятельности, основы и эффективной которой целиком строятся на знании ивладении навыками психологии.

1. Биографическиесведения о Чокане Валиханове
Чокан ЧингисовичВалиханов родился в 1835 г. в крепости Кушмурун (ныне ст. Кусмурун Костанайскойобласти). Позже его родители переезжают в местечко Сырымбет. Кокшетаускогоокруга, где находилась их родовая зимовка. Ранние детские годы Ч. Валихановапроходят в основном в Сырымбете, в одном из живописных уголков СеверногоКазахстана. Отец Чокана — Чингис Валиханов в то время занимал пост старшегосултана Кусмурунского округа. По свидетельству биографов, Чокан в детстве около3-х лет обучался у медресе мусульманской грамоте, был знаком с восточнойписьменной литературой и казахским фольклором.
Покорный слуга царскойадминистрации потомственный степной феодал Чингис Валиханов решил подготовитьсебе достойную смену. С этой целью он в 1847 г. отправляет сына на учебу вОмский кадетский корпус. Когда Чокана привезли в Омск, он ни слова не зналпо-русски, однако через несколько месяцев даровитый и любознательный мальчикпочти в совершенстве усвоил русский язык. Один из его первых русских друзей,впоследствии известный русский путешественник Г. Н. Потанин обучавшийся в томже кадетском корпусе, в своих воспоминаниях писал: «Развивался Чокан быстро,опережая своих русских товарищей. Кроме природного ума, он имел к тому же идругие преимущества. По воскресеньям тех кадетов, которые имели родственниковили знакомых в городе, отпускали в город. У Чокана ни родных, ни знакомых вгороде не было. Но им интересовались многие — киргизский мальчик, и притомтакой способный, уже рисует, прежде чем поступить в заведение. Поэтому егоохотно брали к себе в отпуск те, которые ценили такое необыкновенное явление».
В свободное от занятийвремя Чокан постоянно ходил в Омскую городскую библиотеку, где он знакомился срусской демократической литературой. Круг интересов Чокана Валиханова былшироким и разносторонним. Наряду с русской классической и мировой литературойего интересовали и научные трактаты путешественников и исследователей Азии.
В первое время учебы вкорпусе Чокану, как «инородцу», которому не все было дозволено читать, неразрешалось брать книги из фундаментальной библиотеки кадетского корпуса. «Дляменя было большим счастьем, — пишет Г. Потанин, — когда начальство разрешилоЧокану брать книги из фундаментальной библиотеки. Это в нашем развитии былаэпоха, когда Чокан принес из недоступного книгохранилища «Путешествие Палласа»и «Дневные записки Рычкова». Первой мечтой Чокана уже в то время было далекоепутешествие по Средней Азии и загадочному Китаю. Поэтому годы учебы в корпусебыли для него как бы годами подготовки: к предстоящему путешествию. Онперечитал все книги, относящиеся к Востоку, изучая восточную филологию, «котораястановилась уже его специальностью».
Благодаря своейдаровитости и настойчивости Чокан в первый же год выделился из среды кадетов, ав последующие годы учебы, когда ему было 14-15 лет, по воспоминаниям Потанина,он до того стал популярным, что «кадетское начальство начало на него смотреть,как на будущего исследователя и, может быть, ученого». Кадетский корпус ЧоканВалиханов окончил в 1853г. Срок обучения в кадетском корпусе, был шестилетним,но его выпустили раньше на год, так как на последнем курсе читались специальныевоенные науки, которые для «инородца» должны были оставаться секретными.
После окончаниякадетского корпуса в чине карнета Ч. Валиханов был направлен в распоряжениеСибирского линейного казачьего войска. Даровитым молодым офицером вскорезаинтересовался генерал- губернатор Западной Сибири Гасфорт, который через годв октябре 1854 г. назначил его своим адъютантом. Огромное значение для развитиянаучной деятельности Ч. Валиханова имело его знакомство в Омске с выдающимсяисследователем Азии академиком П.П. Семеновым-Тяншанским. Это было очевидно,зимой 1856 г., когда тот возвращался после своего знаменитого путешествия наТянь-Шань и озеро Иссык-Куль. П.П.Семенов после первого же знакомства увидел вВалиханове пытливого, настойчивого и любознательного человека, мечтавшегопосвятить свою жизнь науке на пользу своего народа. Он всецело поддерживает иодобряет его стремление при удобном случае ехать в Петербург и прослушать тамспециальный университетский курс по восточному факультету.
Служба призападносибирском генерал-губернаторе благотворно влияет на развитие научнойлюбознательности Ч. Валиханова. В течение 1855 г. он вместе с генераломГасфортом совершает ряд путешествий по Центральному Казахстану, Тарбагатаю иСемиречью. Об этих путешествиях с участием Валиханова Гасфорт писал: «Валиханов,хотя состоит на службе не более 2-х лет, но при совершенном знании имкиргизского языка, местных обычаев он пользуется между киргизским населениемособым уважением. В 1855г он сопровождал меня в степь, принес большую пользу».
Весной 1856 г. Ч.Валиханов принял участие в экспедиции полковника Хоментовского, направленнойдля всестороннего изучения районов озера Иссык-Куль. Этот район, где жиликиргизские племена, принявшие русское подданство, имел важное значение дляРоссии, так как там проходил кратчайший торговый путь в соседний Китай. Вовремя этого путешествия Ч. Валиханов подробно знакомится с жизнью и бытомкиргизского народа делает научное описание флоры и фауны края, собираетматериалы по этнографии, истории и устной литературе Киргизии. Часть этих работпод названием «Очерки Джунгарии» была опубликована в «Записках императорскогорусского географического общества» еще при жизни Ч. Валиханова в 1861 г.
В следующем 1857 г. Ч.Валиханов совершил поездку к Алатаусским киргизам. Какова была цель его второйпоездки в Киргизию, можно видеть из рапорта генерала Гасфорта в Министерствоиностранных дел. Эта двухкратная поездка в Киргизию была по существуподготовительным мероприятием для совершения более обстоятельного путешествия впределы Западного Китая.
О научной деятельностиВалиханова в Петербургский период вспоминал Н. Ядринцев: «В 60-х годахВалиханов следил за движением русской жизни, за обновлением ее, он читал лучшиежурналы, Костомаров был тогда любимым профессором и Валиханов заходил вуниверситет слушать его, точно также с интересом Валиханов следил за тем, чтоделает в Императорском Географическом Обществе и помогал своими сведениями погеографии, киргизской степи, приготовлял этнографический материал о киргизах ит. д.». Надломленное тяжелым путешествием, здоровье Валиханова не выдерживаетсырого климата Петербурга, и его туберкулезное заболевание начинаетпрогрессировать. В результате этого он, по совету врачей, весной 1861 г.покидает русскую столицу и возвращается в родную степь, и отцовский аулБырымбет. Подкрепив несколько здоровье, Валиханов решает свою дальнейшуюдеятельность посвятить оказанию практической помощи своему угнетенному народу.С этой целью он во время выборов старшего султана Атбасарскою округа выставляетна этот пост свою кандидатуру. Этот шаг Ч. Валиханова местные феодалы иподдерживавшие их царские чиновники оценили, как эгоистическое стремлениеобрусевшего ханского потомка к власти с целью «отдать всех киргиз в солдаты, аих детей в школу». Но у Валиханова была другая, благородная цель, о чем онписал впоследствии Ф.М. Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобыпосвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и отдеспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы, примеромсвоим показать землякам, как может быть для них полезен образованныйсултан-Правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, чторусский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русскомвоспитании».
В период с весны 1861 дозимы 1864 г. Ч. Валиханов постоянно живет и степи. В такой тяжелой для негообстановке Ч. Валиханов не прекращает свою научную деятельность. В это время онпишет ряд исследований по истории кочевых народов, о происхождении и сущностирелигии и на историко-экономические темы. К ним относятся такие его работы, как«Следы шаманства среди киргиз», «Вооружение киргиз в древние времена и ихвоенные доспехи», «Киргизское родословие», «О кочевках киргиз» несколькочерновых заметок из истории хана Аблая. Собирает он также множествофольклорного материала.
В эти годы он не порываетсвязей со своими петербургскими и омскими друзьями, советуется с ними,рассказывает о своих делах и интересуется событиями, происходившими в то времяв России. Из сохранившихся писем видно, что он в то время больше всегопереписывался с писателем Ф.М. Достоевским, поэтами А.П. Майковым, К.К.Гутковским, Г.Н. Потаниным и др. Ч. Валиханова особенно интересовали научнообщественная жизнь Петербурга, а также столичные журналы, где обсуждались всеострые вопросы пореформенной России. Поэтому он не случайно просил Достоевскогообязательно выписать для него журнал «Современник».
Зиму 1864 г. Ч. Валихановпроводит в Омске куда он был приглашен западносибирским Генерал-губернаторомДюгамелем для оказания помощи комиссии по подготовке реформы суда биев дляказахов Среднего жуза. В феврале 1864г. он пишет свою известную работу «Запискао судебной реформе у киргиз Сибирского Ведомства», где под видом анализапроекта судебной реформы для казахского населения подвергает всестороннейкритике экономическую и политическую основу казахского феодального обществаполицейско-бюрократический режим царской колониальной администрации. Весной1864 г. вместе с известным русским путешественником Н.А. Северцовым Ч.Валиханов принимает участие в военном походе генерал Черняева за освобождениеюжных районов Казахстана от Кокандского ханства. Однако жестокая расправацарских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Атыглубоко возмущал Ч. Валиханова. После нескольких горячих споров с генераломЧерняевым, не видя иного выхода, он порывает с отрядом насильников ивозвращается в Семиречье в аул султана Тезека. Изнурительная походная жизньрезко ухудшает его здоровье, а моральная подавленность еще больше расстраиваетего ослабленный болезнью организм. Однако и в таком состоянии он не прекращаетнаучную работу: приводит в порядок свои дневники, записывает из уст народныхакынов и жирши легенды, предания, сказки и литературно обрабатывает их.Очевидно, в этот период им были написаны «Предания и легенды БольшойКиргиз-Кайсапской Орды» и другие статьи, а также выполнены маршрутные карты имножество художественных зарисовок.
Осенью 1865 г. послепродолжительной болезни Ч. Валиханов скончался. Похоронен Ч. Валиханов близпочтовой станции Алты-Эмель Алматинской области. С горечью узнала научнаяобщественность России о печальной судьбе талантливого сына казахского народаЧ.Валиханова. Особенно тяжело переживали эту утрату его близкие друзья итоварищи по службе и путешествиям. Один из офицеров русской армии известныйсвоими исследованиям и Казахстана, Л.К. Тейнс, посетив могилу Ч. Валиханова втом же году, глубоко скорбя, писал в своем дневнике: «Жалко, жалко богатуюголову, жалко натуру, так скоро сгоревшую от избытка сил».
Историческая заслугаЧокана Валиханова состоит в том, что он, пропагандируя передовые,демократические идеи среди своего народа положил начало развитию научной иобщественной мысли казахского народа.

ЧоканВалиханов – разведчик
28 мая 1858 года Ч.Валиханов начинает свое знаменитое путешествие в Кашгарию, которое длилосьсвыше 10 месяцев, до 12 апреля 1859 г. Кашгария, или Малая Бухария (нынепровинция Синьцзянь-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики),издавна населенная мусульманскими племенами, после разгрома Джунгаро-ойротскогоханства 1758 г. стала подвластной Китайской империи. Кашгарией как важнымторговым центром Средней Азии давно интересовалась наряду с Англией и Россия.Кроме того, царское правительство беспокоили частые восстания местногонаселения Кашгарии против манчжурско-китайского господства: заразительныйпример этих восстаний могло легко быть перенесен и в среднеазиатские владенияРоссии. Поэтому не случайно в своей докладной записке в Министерствоиностранных дел генерал Гасфорт срочно сообщил: «Возмущение о Кашгаре, как идолжно было ожидать, вспыхнуло и угрожает вскоре принять обширные размеры.Географическое положение указывает уже на важность Кашгара в политическомзначении, как для России, так и для Англии...».
В связи с прекращениемрегулярной торговой связи с этим краем еще в 20-х годах XIX в. царскоеправительство не располагало точными данными о состоянии края и усиленно искалопутей для изучения его экономического, политического и военного положения.
При этом царскоеправительство преследовало двоякую цель: во-первых, воспользовавшисьвспыхнувшим восстанием против китайских властей способствовать созданиюсамостоятельного мусульманского государства, находящегося в вассальнойзависимости от России, во-вторых, предотвратить возможность дальнейшегорасширения выступления народных масс. «Признано было необходимым, — писалвпоследствии академик П.П. Семенов — Тяншанский, — отправить доверенное лицо вКашгар как для получения на месте достоверных сведений о положении края, так идля исследования, насколько это было возможно, торговых путей в этих частяхСредней Азии. Поручение было опасное, и для исполнения его нужен был человек сбольшой решительностью, с наблюдательным умом и притом такой, который бы зналтатарский язык и восточные приемы, так как приходилось ехать переодетым вазиатское платье. Нельзя было найти человека который более соответствовал бывсем тем условиям, как Валиханов». Таким образом, решение этой важнойгосударственной задачи выпало на долю Чокана Валиханова.
Всего четыре европейцапобывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII веке —португальский иезуит Бенедикт Гоэс (Бенто де Гоиш, Bento de Góis) и вовторой половине XIX века — англичанин, чье имя и судьба остались неизвестными,и немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт,исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию.Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южнуюДжунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпиони подлежал смертной казни.
В путь Чокан тронулся скараваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал подвымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, поместному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцыпровели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего каравандвинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось деломнелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледникахпогибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с горспустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападенийразбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в городкараван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Решаясь на такое опасноепутешествие. Ч. Валиханов преследовал свою цель, свои интересы: использоватьвремя пребывания в Кашгарии для дела науки, подробно изучить и собратьматериалы, касающиеся истории, географии, этнографии, экономики, культуры ибыта и многих других вопросов, он блестяще выполнил возложенную на него задачу,особенно по вопросам научных исследований, которые больше всего удовлетворялиего ненасытную научную любознательность. Результатом его научной деятельностиво время путешествия в Кашгарию явился обширный отчет «О состоянии Алтышара илишести восточных городов Китайской провинции Нан-лу (Малой бухарии) в 1858-1859гг.». Эта работа Ч. Валиханова является ценным историко-эконимическимисследованием, дающим полные, всесторонние сведения о географии, истории,народонаселении, правительственной системе, промышленности и торговле ВосточногоТуркестана. Указывая на большую научную ценность материалов, собранных Ч.Валихановым один из документов Министерства иностранных дел отмечал: «… этоописание по многим отношениям и высшей степени значительное и полезное дляправительства и для науки, ибо оно знакомит довольно отчетливо с военным,политическим и торговым состоянием малоизвестной страны и выказывает слабое иошибочное знание оной теми немногими географами сведениями которых мы доселеруководствовались».
Во время пребывания вКашгарии Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другимиместными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «странышести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследовательзаписывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он установилподробности гибели в Кашгаре Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городскойстены. Преодолев трудности и лишения, он сумел внимательно изучить историю ибыт края, структуру власти, составить словарь уйгурского языка.
12 апреля 1859 года,через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный.По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шестивосточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)». Трудбыл высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан наанглийском языке.
Для более подробногоознакомления с деятельностью Ч. Валиханова в Кашгарии осенью 1859г. он былвызван в Петербург в распоряжение Азиатскою департамента Министерстваиностранных дел. Наряду с официальной службой в Министерстве иностранных дел ив военном министерстве по обработке материалов путешествия он приступил косуществлению своей давней мечты: слушает университетский курс, изучаетиностранные языки, знакомится с научной общественностью Петербурга и готовит кпечати свои рукописи о Кашгарии. Большое значение для Ч. Валиханова имелипосещения им редакции журнала «Современник» и его встречи с великим русскимреволюционером демократом Н.Г. Чернышевским, оказавшим решающее влияние наутверждение его демократических взглядов.
/>

3. Психологическиеаспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова
Валиханов имел необычайноширокий круг общения, легко сходился с людьми. Одной из уникальных черт егохарактера было чутье на сильных, как он сам, талантливых людей. В дружбе онсохранял верность, во взаимоотношениях — искренность. Его друзьями были: генийрусской и мировой литературы, тонкий психолог, исследователь тайниковчеловеческой души Федор Михайлович Достоевский; талантливый поэт АпполонНиколаевич Майков, выдающийся писатель и поэт Всеволод Владимирович Крестовский— автор знаменитого романа «Петербургские трущобы».
В своих письмах к ШокануФ.М. Достоевский писал: «Вы первый казах — образованный по-европейски вполне.Судьба же Вас сделала вдобавок превосходным человеком, дав Вам душу и сердце»,«Я никогда ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такоговлечения, как к Вам». А. Майков: «Мы немного времени провели вместе, но я такполюбил Вас, как будто всего насквозь знаю».
Очень трогательновоспоминание русского ученого Григория Николаевича Потанина, друга детства Ш. Валиханова.Вспоминая одну встречу во время своей ссылки, он рассказывает: «Всю ночь мыпросидели не ложась, говорили… говорили… Чокан должен был на другой же деньуехать — так сложились его служебные дела. И когда он уехал, я, поверите ли,заплакал, как ребенок. Словно солнышко закатилось». Что может лишь говорить отом, что Ч. Валиханов мог создать с людьми доверительные отношения – раппорт,тонко разбираясь в человеческой психологии.
Имея за плечами богатыйопыт сравнения различных культур и народов, Ч. Валиханов уже мог делатьсамостоятельные суждения относительно того каким образом должна осуществлятьсяколониальная политика Российской Империи во благо казахского народа. При этом,в его наблюдениях и рекомендациях можно рассмотреть применение некоторыхэлементов этнопсихологии, которая только начала формироваться во 2-й половинеXIX в. в Европе.
В частности, онутверждал, что только постоянное стремление к удовлетворению материальных идуховных потребностей членов общества является побудительным мотивом длядвижения вперед по пути прогресса. Ч. Валиханов делит реформы на полезные ивредные. «… Полезны только те реформы, которые способствуют улучшению бытачеловека, и вредны те, которые почему-либо мешают достижению этой цели».Казахский просветитель-демократ считал, что всякая полезная реформа, неподвергаясь разным случайностям, достигает своей цели тогда, «когда известныобщественные нужды и средства». Этим он подчеркивает важность глубокогоизучения быта и нравов народа, его насущных потребностей, и что только с учетомэтих данных следует проводить те или иные изменения путем реформ. Всякие другиенововведения без учета интересов народа и особенностей его жизни обречены напровал, не получат развития. Здесь следует отметить у Валиханова глубокиефилософские суждения, показывающие, что любой социально-экономический фактор также от хозяйственно-бытового устройства общества, как развитие живого организмавсецело зависит от его среды. «Чтобы вырастить какое-нибудь растение, взываетВалиханов, надо, прежде всего, знать, на какой почве оно произрастает, сколькотребует оно света, теплоты и пр. УСЛОВИЯ племенного организма, среды, климата ипочвы должны быть всегда на первом плане, ибо все человеческие побуждения имотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий».
С этих позиций Ч.Валиханов стал рассматривать проект судебной реформы царизма для казахскойстепи. В своей записке «О судебной реформе у киргиз сибирского ведомства» онподверг острой критике мероприятия царских властей, стремившихся одним ударом«преобразовать» и «обрусить» инородческие племена России. Признаваянеобходимость некоторых преобразований судебного и административного характерадля развития казахского общества, Ч. Валиханов в то же время был противформального подхода к реформам. Критически анализируя, проект судебной реформыдля казахов Сибирского ведомства он отметил в нем два следующих коренныхнедостатка, во-первых, проект не отражал бытовых и национальных особенностейказахского народа, во-вторых, в нем не учитывались интересы основной массынаселения казахского общества. Всякие преобразования и реформы, указывалВалиханов, могут играть не только положительную роль, но даже и отрицательную,если они вводятся или были введены без учета потребностей общества лишь «отизлишней ревности к гуманным теориям». Поэтому он требовал дифференцированногоподхода к нуждам запросам каждого народа, с учетом его культурно-бытовогоуровня и общественно-экономического развития.
«Россия, — писал он, — вчисле сыновей своих имеет немало народностей иноверческих и инородческихкоторые ведут образ жизни диаметрально противоположный образу жизни коренногорусского населения и имеют нравы и обычаи диаметрально противоположные нравам иобычаям русских славянского племени. Понятно, что преобразованияпроектированные для христианского и оседлого русского населения, повышеизложенным причинам не принесут никакой пользы, если будут всецелоприменены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России». Такимобразом, в этом вопросе казахский просветитель требовал конкретногоисторического подхода, учет национальных особенностей каждого народа.
Анализируя деятельностьЧ. Валиханова в качестве российского разведчика в его путешествии в Кашгарию,нужно признавать, что получение наиболее точных и полных разведывательныхданных о состоянии политики и настроениях, царящих в кашгарском обществе, темболее на таком продолжительном отрезке времени невозможно без применениянавыков вербовки. При этом, учитывая пристальное внимание китайских властей, клюбым пришлым людям, которых они подозревали в шпионской деятельности, Шокануследовало обеспечить для себя максимально достоверный контекст торговогочеловека при досмотрах проводимых китайцами, что в свою очередь невозможно безиспользования приемов психологической подготовки.
Особо следует отметитьто, как Ч. Валиханов умел описывать психологический портрет встреченных им входе его путешествий людей, будь то кыргызский манап или китайский чиновник,или кашгарский житель. Его очень емкие описания их личностей, тонко подмеченныедетали поведения позволяют получить достаточно полный образ их психотипов.
/>

Список литературы иисточников
1.  Валиханов Ч. «Избранныепроизведения», А- а, 1958 г.
2.  Валиханов Ч. «Собраниесочинений», 5 том, А- а, 1961-1972 г.
3.  ru.wikipedia.org/wiki/Чокан_Валиханов
4.  Большая советская энциклопедия/Гл. ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М.: Гос. науч. из-во «БСЭ», 1955. Т. 49. С.249—255.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.