Реферат по предмету "Философия"


Понятие хаоса

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
ХАОС
Выполнил студент
группы 11-У: Акинин А.
Проверил: Мосин Ю.В.
ОРЁЛ 2009 г.

Содержание
Введение
Понятие «хаос»
Хаос и мифы
Примеры хаоса
Социологизация понятий порядка ихаоса
Причины хаоса
Заключение
Список использованных источников
 
Введение
Понятие хаоса играло немаловажную роль на протяжении всейистории развития человеческой мысли.
С хаосом связывались представления о гибельном беспорядке, онеразличимой пучине, зияющей бездне. Собственно, такое представление являетсянаиболее распространенным и в обыденной жизни.
Тем не менее, идея первичного хаоса, из которого потом всеродилось, также достаточно распространена в древних мифах, в восточнойфилософии, в учениях древних греков.
И в ведийских «Ригведах», и в учении Платона мывстречаемся с мыслью о превращении изначального Хаоса в Космос, о возникновениииз него «жизнедеятельного».
Понятие «хаос»
Хаос в переводе с греческого означает бесформенное состояниемира, бесконечное пространство, неупорядоченную первопотенцию мира.
Хаос — понятие, происходящее от греческого «зев»,«зияние», разверстое пространство.
Как первичное бесформенное состояние материи и первопотенциямира, хаос, разверзаясь, извергает из себя ряды животворно оформленныхэлементов.
В досократовской философии хаос — это начало всякого бытия. Ферекидотождествлял хаос с водой как первопотенцией. Это начало и конец бытия, принципуниверсального порождения и всевмещающего поглощения. В трактовке хаосаприсутствует интуиция воды.
Фалес считал, что мир возник из воды (принятием такоговзгляда можно объяснить значение воды в жизни). Ферекид воду также называетхаосом, заимствовав это у Гесиода, который считал, что прежде всего возник хаос.
Можно предположить, что отождествление хаоса с водянойстихией — это результат соединения с первообразом Океана, который являетсяпрародителем всего у Гомера.
Впечатляет первое историческое описание хаоса — сказание оВсемирном потопе.
Воды хлынули из-под земли, вздувшись до горных вершин. Разрушительныйливень, буря, смерч, гроза, т.е. великая катастрофа, уничтожившая почти весьчеловеческий род. История эта очень широко распространена по всему миру.
Хаос Гесиода — это некое вместилище мира, мировоепространство, которое ассоциируется с образом зияющей темной «бездны»,«зияющим разрывом».
Древнегреческое слово хаос происходит от глагола «хайно»,что означает «раскрываюсь», «разверзаюсь». Хаос Гесиода — этобезначальное, всеобнимающее и порождающее начало. Его поддерживал и Аристотель.
У Еврипида хаос — это пространство между небом и землей. Впоследствиихаос начинает пониматься как первозданное беспорядочное состояние элементов, нос присоединением творчески оформляющего начала.
У неоплатоников хаос выступает в качестве начала,производящего разъединение и становление в умопостигаемом мире.
Хаос наделен формообразующей силой не только в интуицияхантичного мира. Не только Левкипп и Демокрит впускают в свою космогоническуютеорию всеобщее рассеяние вещества, вихри и беспорядочное движение атомов.
Лукреций говорил о разрушении законов рока, об отклонении отпервоначал. Платон, описывая рождение Вселенной, даже предполагает видбеспорядочной причины вместе со всеми способами действия.
Хаос как беспорядочное буйство стихий все раскрывает,разверстывает, всему дает возможность выйти наружу.
В этом качестве он выступает как основа мировой жизни, какнечто живое, животворное. К такому пониманию в большей мере тяготела языческаяЭллада, чем Рим.
В трагедиях Сенеки многократно встречается взываниестрадающих и гибнущих к всепоглощающему хаосу. Героев трагедий римлянина Сенекихаос страшит. Он мрачен, слеп и алчен и всякий раз готов поглотить в разверстойбездне отчаявшихся и обезумевших.
В Греции же хаос — жизнерадостный, жизнью упоенный, славящийвакханалии, олицетворен культом Диониса (в греческой мифологии богавиноградарства и виноделия).
Но бог животворящих восторгов никогда не был богом обилия ипокоя в достигнутой цели. Он — бог бесчисленных возможностей, бесконечноразверзающихся в несказанной полноте и силе и через миг исчезающих для новойсмены — такова блистательная характеристика Дионисова культа.
Итак, хаос совмещает в себе принципы универсальногопорождения и универсального поглощения, является излюбленным образом античнойфилософии на протяжении всей ее истории.
Хаос — это не только буйство слепых стихий, сумбурнеобузданных страстей и желаний, искушение абсурдным действием.
Это еще рождение новых возможностей, их спонтанное появлениев бурлящем, клокочущем вихре перемен. Слепой и алчный хаос делает непостижимымтайну хаоса творческого.
 Хаос и мифы
Этот вопрос уже частично затронут в предыдущем изложении.
Мифология — это совокупность мифов, рассказов, предания,повествования о жизни богов, героев, демонов, духов.
Одна из существенных особенностей мифотворчества заключена встремлении компенсировать фундаментальную потребность всего живогоспособствовать понижению меры хаоса.
Заполняя пустоты неведомого («природа не терпит пустоты»),расширяя могущество человека до масштабов всеведения, миф всегда был направленна упорядочивание чувственной сферы.
Но жизнь социального организма не строится по законам мифов.Поиски принципов гармонизации мира как целого выступали ведущей чертойфилософских систем, начиная от Сократа и кончая Хакеном, творцом синергетики — теориисамоорганизации.
Зло и мрак, хаос и бездна не вписываются во всеобщуюгармонию и мыслились изначально как чуждые.
Неузнаваемо искажая зеркальное отражение божественнойкрасоты, они пугали существо, устремленное к всеобщей благодати, и поэтомуобъявлялись запредельными и вытеснялись на «тот свет». И тем не менееискусство и литература увековечили тему «пляски смерти», адемонология и демономания приобрели широкое распространение.Примеры хаоса
Хаос — широко распространенное нелинейное явление, котороевстречается во всех дисциплинах. Это реальное устойчивое явление.
Наверняка, многие исследователи обращали свой взор на хаос,приняв его за шум. Однако хаос возникает не только в искусственных системах, нои в любых системах, в том числе и в живых, где встречается нелинейность.
Проявление хаоса разнообразно. Это турбулентные клубысигаретного дыма; водный след за судном на подводных крыльях; вихреобразноеобразование по ходу плывущего судна; внезапная потеря управления космическимкораблем; неожиданная выдача ЭВМ огромного потока случайных данных; разрушительноедействие компьютерного вируса; возникновение фибрилляции сердца у сердечногобольного; случайное перемещение магнитных полюсов Земли за последнеетысячелетие.
Хаос — это события, способные приводить к катастрофам. Потеряустойчивости рождает турбулентность. Не случайно в восточной философиираспространен графический образ хаоса в виде завихрений.
Вихреобразные рисунки и аналогичная символика на японскихкимоно — наиболее узнаваемые признаки восточной символики, интуитивнонавевающие образ хаоса. Возникающий мир дает начало всем вещам и миру в природе.
Сообщения о тех или иных проявлениях хаоса встречаются почтиво всех научных дисциплинах: астрономии, физике, биологии, биофизике, химии,машиноведении, геологии, медицине, математике, теории плазмы, общественныхнауках и т.д.
В теории хаоса хаос представляет собой довольно необычнуюформу поведения какой-либо системы в уравновешенном состоянии.
Характер системы оказывается настолько чувствительным кначальным условиям, что долговременное прогнозирование поведения становитсяневозможным.Социологизация понятий порядка и хаоса
Современная ситуация в мире характеризуется резкообострившимися процессами хаотизации, поглотившими столь желаннуюупорядоченность.
На хаос бытовой, проявляющийся в проявлении множества воль,интересов, создающий сумятицу в экономике, накладывается хаос потревоженногоестества, заявивший о себе все разрастающимся конфликтом мира естественного имира искусственного.
Если XVIII в. можно назвать сатиричным, XIX в. — патетичным,то XX в. можно назвать катастрофичным.
Это хаос крупноисторического масштаба: первая мировая война,революция, вторая мировая и Отечественная войны, крушение политических режимовстран Восточной Европы, афганская и чеченская войны...
Социологизация понятий порядка и хаоса имели своимследствием принципиально отрицательные отношения к хаосогенным структурам иполное принятие упорядоченных. С новой силой прозвучал древнекитайский вывод изкниги «Дао-дэ цзин»: «Непочитание мудрости, назначение надолжность неспособных — в результате хаос в стране».
Распространился призыв к тому, чтобы сильная рукаприостановила сползание к хаосу.
Хаос же отождествлялся с беспорядком и отражал такоесостояние общественной системы, когда функционирование ее рассогласованныхэлементов было сопряжено с появлением предсказуемых последствий и вело кдеградации и распаду.
Между тем такая понятная и даже оправданная в размеренномчеловеческом бытии позиция при своей абсолютности искажала картину мира. Онавступала в конфликт с естествознанием, представляющим процесс развития каквзаимосвязь структурирования и хаотизации.
Она была несовместима с видением мира, учитывающим не толькоособенности структурогенеза, но и разупорядочивания.
Кроме того, социологизация категорий порядка и хаоса,выявляющая исключительно предпочтение порядку и негативное отношение к хаосу,шла вразрез с глубоко философской традицией.
 Причины хаоса
Можно выделить ряд причин и обстоятельств, в результатекоторых происходит потеря устойчивости и переход к хаосу. К их числу относятся:
1. Шумы, внешние помехи, возмущающие факторы (хаос и шумчасто отождествляют).
2. Наличие большого числа степеней свободы, которымиобладает система в процессе своего функционирования. Она может в этом случаереализовать совершенно случайные последовательности.
3. Достаточно сложная организация системы (например, хаостропического леса).
4. «Эффект бабочки», суть которого сводится ктому, что нелинейные системы чрезвычайно чувствительны к начальным условиям иобладают свойством быстро разводить первоначально близкие траектории (мушка,летающая перед носом короля, принимающего важные решения, может вызватьизменения в целом государстве).
Такое выражение, как «попасть под горячую руку», илиприведенная ниже шуточная английская песенка могут явиться примером этойпричины хаоса:
Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадьзахромала. Лошадь захромала — командир убит, конница разбита, армия бежит. Врагвступает в город, пленных не щадя, Оттого, что в кузнице не было гвоздя.
Заключение
Современный уровень развития проблематики порядка и хаосаформулирует три существенных дополнения к традиционным взглядам:
1. Представление о хаосе как источнике гибели и деструкции (разрушения)заменяется более емким пониманием хаоса как основания для установленияупорядоченности, причины спонтанного структурирования.
2. Определение хаоса как состояния, производного отпервичной неустойчивости материальных взаимодействий, подразумеваетсяуниверсальной характеристикой, охватывающей живую, косную (неживую) исоциально-организованную материю.
3. Хаос — это не только бесформенная масса, асверхсложноорганизованная последовательность, логика которой представляет большойинтерес.
Список использованных источников
1. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания [Текст] / С.И.Самыгин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 448 с. — ISBN 5-222-03034-2.
2. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курслекций [Текст] / С.Г. Хорошавина. — Изд.4-е. — Ростов на Дону: Феникс, 2005. — 480 с. — ISBN 5-222-07788-8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пётр I 2
Реферат А кількість клітинок нерозвинених, недозрілих, із них немає користі, залишаються не використаними різні можливості, а може їх розвиток сприяв би утворенню генія
Реферат Междоусобная война в Московской Руси 1425 1453
Реферат Интересные значения слов русского языка
Реферат Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
Реферат Период "политической весны" в Алжире
Реферат Переход от первобытного общества к классовому
Реферат Петр I, исторический портрет
Реферат Состав природных вод
Реферат Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века
Реферат 2 облік зобов’язань
Реферат Никитин Сергей Яковлевич
Реферат High School Vs Middle School Essay Research
Реферат Cалат греческий р Салат цезарь с курицей р Салат Дабл-Макс р Салат с семгой р Гренки с салом р Салат горячий р
Реферат Основы гражданского права