Реферат по предмету "Философия"


Основные проблемы философии

План:
Введение
1. Истоки проблем философскогомировоззрения
2. Специфика основных проблемфилософии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Вобыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречаетсяи в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем.Не случайно символом философа был медведь, сосущий собственную лапу.
Приопределении специфики философии, а тем более ее природы, не нужно все-такиабсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственныйпараметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себерелятивна и неопределенна. Лишь когда четко фиксируется предметное основание итеория, категории, законы, его отражающие, «проблема» становится одним изважнейших признаков, разделяющих мировоззрение и частнонаучное знание. Если теили иные компоненты философского знания могут казаться идентичнымиутверждениями, имеющимся в частнонаучном знании, то философская концепция вцелом, в силу специфики проблем, и проблемы, развернутые в систему знаний об объекте,существенным образом отличают философское знание от частнонаучного.
Всовременной философии существует целое течение — позитивизм, объявляющеепроблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии неменее реальны, чем в любой науке.
В рядухарактерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоитих функция выражать и представлять специфический предмет философии. Всефилософские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и егоспецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем — это, прежде всегосвоеобразие предмета философии.
Цельюданной работы является рассмотрение вопроса об основных проблемах философии.
Работасостоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованнойлитературы.
1. Истоки проблем философского мировоззрения
Несмотряна то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народовразличен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельствоговорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
Основнаяпроблема мировоззрения — отношение человека к миру в целом. Мировоззрение естьобщая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированнаясовокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которуюосознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное)положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, какчеловечество; основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы»(части) и «оно» (целого)1.
В книгеА. Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения:Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чегодостигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему онистремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомиячеловеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чемсчастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли ониценностями, ради которых стоит жить?2
Всовременной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится сматерией? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен илибесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель всвоем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишьверит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек, и каково егоместо во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческогоразума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина изаблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законамдвижется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобныеим вопросы, отмечает А.Г. Спиркин, не могут не волновать каждого мыслящегочеловека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого родавопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенноймировоззренческой позиции.
Исходныйпункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, отпотребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мироказывается расколотым на две части: на мое «Я» и остальное «не-Я», включаяприроду, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру являетсяглавным, основным вопросом всякого мировоззрения. С ним соотносятся другие проблемысмысла жизни, счастья, возможности личного бессмертия и т.п. Все эти вопросы – «экзистенциальные»,поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовнойпотребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане толькоте проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которыенеотрывны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире вцелом, невозможно целостное видение мира и места в нем человека. Поэтомупонимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблемачеловека выступает не только в явном виде, но и в неявном — во всех такназываемых онтологическо-«метафизических» проблемах.
Итак,важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида,осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.
Истокимировоззрения не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. Еслиуж каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующееего жизненному опыту, то это стремление тем более оправдано для социальныхгрупп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересованав идеологии, обосновывающей ее положение в мире (а не только в обществе), ееотношение к миру в целом. Для каждой социальной группы существует познавательнаяпроблема «разорванности» всего мира на духовное и материальное.
Развитиеобщественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческихпроблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслениемэтого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовногои материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственногопрогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др.Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают многопроблем; центральной из них выступает проблема прекрасного1.
Широкимисточником философских проблем является естествознание и научно-техническийпрогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновымира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектныхотношений при познании микромира и т.п.
Такимобразом, главные истоки проблем мировоззрения: 1)индивидуально-экзистенциальные, 2) социально-классовые, 3) внутринаучные, 4)художественно-эстетические. Проблемы философского мировоззрения являютсяпорождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразнойего деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источникпроблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познаниемнеживой и живой природы и природного в человеческом существе. Эти проблемы неслучайны, а необходимы, причем не в меньшей мере, чем проблемы физики,политэкономии или медицины. Философские проблемы возникали в прошлом, рождаютсяони и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных сперспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуютсвоего глубокого осмысления со стороны философов.
2. Специфика основных проблем философии
Дляболее целенаправленной, более эффективной деятельности следует четкопредставлять, в чем заключается специфика проблем философии.
Проблемав философии есть логическая форма познания. Понятие «проблема» родственнопонятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданныйс целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в немецком языке или,допустим, отдельных законов физики, есть вопрос, связанный с воспроизведениемобщества знания. Проблема — это вопрос, являющийся органической частьюпоисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений,процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о незнании инекоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии,как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование1.
Проблемыбывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные ит.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя вестествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные,но ложно поставленные проблемы.
Всеобщеев системе «мир-человек», составляющее предмет философского познания, и являетсяпредметным основанием проблем философии. Они сами всеобщи, предельны — предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всейчеловеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир вцелом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широкихпроблем, чем в мировоззрении (по их значимости для деятельности человека), небывает. Понятия материи, пространства, времени, движения, причины, возможности,необходимости и т.п. — предельные. Предельными эти понятия оказываются в силутого, что они находятся в основаниях любого рода человеческой деятельности.Например, вряд ли можно обнаружить род деятельности, который не вызывался быопределенного характера причинами, не протекал бы в определенныхпространственно-временных условиях и т. д. Но как предельные, категориипричинности, пространства, времени и другие не уясняются ни в одном изспециальных видов деятельности. Можно выяснить причины любых явлений ичеловеческих поступков, но нелегко ставить вопрос о причине самой причинности.В качестве предельных понятий философские категории и принципы не подлежатуяснению в собственных терминах. Именно поэтому они исторически явилисьпредельными, наиболее универсальными основаниями целостно-связной совокупностимногообразных форм отношения человека к миру. Отсюда субъектно-объектный способих уяснения как предельных оснований культуры. Предельная широта философскихпроблем и понятий связана, как мы видим, с их фундаментальностью для общего пониманиямира, жизни, отношения человека к миру.
Всемножество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять большихгрупп: 1) онтологическую, 2)антропологическую (жизневоззренческую), 3)аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором,ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.
Основнойвопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое игносеологическое отношение материи и сознания и является центром философскойпроблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Этопредметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистскойи онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным»потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлиннойфилософии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их,оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологическогоотношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что взависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные,принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.
Но какбы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мираи в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать егоосновным в смысле «единственности», как это делают некоторые философы, вряд липравомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множестводругих важных проблем философии. Абсолютизация гносеологического отношениячеловека к миру ведет к редуцированию (а порой и к полному устранению) такихпроблем, как проблема человека, смысла жизни, проблема мира в целом, проблемапричинности и др. Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые в двухсторонах основного философского вопроса.
Итак, всеобщность(в отмеченном смысле), предельность — важнейшая и определяющая черта проблемфилософии.
Следующаяособенность проблем философского мировоззрения — их «вечность», то есть постоянстводля всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни,свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др.Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросовчеловеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнееслово»1.
Человеческаямысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний,применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» втом смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановкаэтих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новойперспективы»2.
Вечныйхарактер проблем мировоззрения не означает, что отсутствует прогресс в глубинеих осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихиюили состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные,в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затеми субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающееосмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. «Инвариантность»проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствиясколько-нибудь существенного прогресса в философии. М. Борн писал: «Я изучалфилософов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смогусмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию илипониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивогопрогресса»1.
Вечностьпроблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, нотолько для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой этовозможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, даи в зависимости от способностей самих философов. Как справедливо замечает У.Дж.Рапапорт, неверно измерять прогресс в философии, успешность мышления, исходя изчисла решенных проблем; в философии прогресс не столь очевиден, как, например,в физике; прогресс в философии реализуется в развитии мысли одного и того жефилософа, школы, ориентации; прогресс в том, что так или иначе выявляютсятупиковые пути, в том, что становится ясно, какие предпосылки необходимопринять, чтобы лучше осмыслить проблему.
Итак,специфика проблем философии состоит также и в том, что значительная их частьявляется постоянно воспроизводимой на новой основе и в этом смысле «вечными».
Вфилософии проблема происхождения жизни имеет предельно широкий смысл: онарассматривается в отношении к материи в целом. Эта проблема имеет специфическоерешение. Если мир бесконечен в пространстве и во времени, если сохраняемость инеуничтожимость материи, ее атрибутов и модусов понимать не толькоколичественно, но и качественно, то следует признать, что мир никогда не был ине может быть свободен от своего противоположения — духа (сознания), как ивообще от органической формы движения материи. В этом плане расколотостьреальности на две части представляет собой не меньшую всеобщность, чем любаядругая расчлененность материи.
Проблемапроисхождения жизни, как видим, фактически распадается на две проблемы. Одна изних касается возможности возникновения жизни (и сознания) на Земле или внеЗемли, условий и механизма превращения неорганических образований в биополимерыи формулируется на языке химии, биохимии; при наличии в ней мировоззренческогоаспекта, она все же (особенно в наше время) является в целом естественнонаучнойпроблемой. Вторая проблема есть проблема качественной неуничтожимости материи,ее атрибутов, модусов, общих генетических отношений форм движения материи, т.е. проблема соотношения духа и материи вообще; вторая проблема включает в себя мировоззренческийаспект первой, но полностью к нему не сводится; она является специфическифилософской. Проблемы научно-философского мировоззрения и частных наук дажетогда, когда они близки в своих формулировках (например, проблема причинности вмедицине и философии), не являются идентичными, но, имея общность в постановкеи переплетаясь в решении, они остаются, несмотря на это, относительносамостоятельными, разнотипными проблемами.
Внутритеоретического естествознания существует определенный слой знания,подвергающийся воздействию со стороны философии и содержащий в себе понятия иидеи философии. С другой стороны, в самой философии имеются проблемы, по своемугенезису уходящие в той или иной мере в частные науки и для решения которыхпривлекаются помимо философских также частнонаучные понятия и представления. Врезультате сам язык философов не является «чисто философским»: в нем имеютсянаряду с философскими категориями и субкатегориями также и термины частныхтеоретических наук (как и термины обыденного языка).
Рассмотрениеспецифики философских проблем и феномена «философская проблема науки» приводит,помимо прочего, к выводу, что философское знание по своему характеру неодинаково.Имеется фундаментальный тип знания, направленный на разработку всеобщихмировоззренческих категорий, законов, принципов, на развитие философскойтеории, и имеется прикладное философское знание, главной задачей которогоявляется помощь частным наукам, а также конкретной практической деятельностилюдей. Философская онтология, гносеология, социальная философия являются фундаментальнымтипом философского знания, требующим для полноты своего функциональногопроявления (в том числе и для своего развития) тесной связи с философскимипроблемами общественных, гуманитарных и естественных наук и вообще смногообразием природной, социальной и духовной действительности.

Заключение
Большаяроль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрениянаходит свое отражение в возможности определить само понятие «мировоззрение»(или «философия») через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное,как система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И если самипроблемы своеобразны, то своеобразны и ответы на них.
Если быдело обстояло так, что, к примеру, проблемы универсального развитияскладывались бы как механическая сумма проблем биологического,космологического, социального развития, то такая универсальность проблемы небыла бы философско-мировоззренческой, да и комплекс ответов на соответствующиевопросы не выходил бы за рамки знания об отдельных частях или сторонах мира науровень мира в целом. Но, сформулировав проблему на уровневсеобще-мировоззренческом в виде вопроса «Что такое развитие вообще?», философысоотносят проблему развития с материей как субстанцией и с атрибутами материи,прежде всего с движением. В этом ракурсе выявляются критерии развития, формыразвития, соотношение развития и мирового круговорота и т.п. Ни одна из этихсторон не изучается какой-либо частной наукой, хотя без данных частных наук неможет быть составлено подлинное научно-философское представление о развитии. Изэтого следует, что если проблемы мировоззрения специфичны, несводимы кпроблемам частных наук, то и философско-мировоззренческое знание специфично и несводимок частнонаучному.

Список использованной литературы:
1. Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия. – М., 2000.
2. Борн М. Моя жизньи взгляды. — М., 1973.
3. Введение вфилософию: в 2-х ч. / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989.
4. Введение вфилософию / Под ред. Л.И. Грекова – М.: Политиздат, 1999.- 636 с.
5. Вернадский В.И.Очерки и речи. Вып.11. П-г., 1922.
6. Гуревич П.С.Основы философии — М.: Гардарика, 2003. – 438 с.
7. Канке В.А. Основыфилософии: Учебник. – М., 2002.
8. Ойзерман Т.И. К вопросуоб истоках и специфике философских проблем // Вопросы философии. — 1969. — № 6.С. 125 -129.
9. Ойзерман Т.И.Проблемы историко-философской науки.- М., 1982.
10. Радугин А.А.,Радугин П.А. Философия: курс лекций. – М., 2004.
11. Спиркин А.Г.Философия: учебник.- М.: Гардарика, 2000. – 816 с.
12. Суворов Э.Г.Эволюция физики в представлении Эйнштейна // Эйнштейн А., Инфельд Л. «Эволюцияфизики». — М., 1965.
13. Философия / Подред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д, 2000.
14. Философия: курслекций / Отв. Ред. Б.Ф. Кевбрин – М.; Саранск, 2001. – 420 с.
15. Философия / Подред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.
16. Чанышев А.Н. Эгейскаяпредфилософия. М., 1970.
17. Швейцер А.Культура и этика. — М., 1973.
18. Яковлев В.П. «Кспецифике философии» // «Известия Северо-Кавказского научного центра высшейшколы. Общественные науки». Ростов-на-Дону. — 1976. — № 1. С. 12-13.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.