Санкт-Петербургский институт внешнеэкономическихсвязей, экономики и права
Контрольная работа
на тему:
Основные категории философии
Дисциплина: Философия
СтуденткиРомановская М.Ю.
Группы
Преподаватель
Калининград
2009
Содержание
Введение
1. Основные категориифилософии
1.1 Бытие
1.2 Материя
1.3 Движение
1.4 Пространство ивремя
2. Взаимосвязькатегорий
2.1 Всеобщая связь ивзаимодействие
2.2 Развитие
2.3 Идея закона
2.3.1 Динамическийзакон
2.3.2 Статистическийзакон
2.4 Единичное,особенное и общее
2.4.1 Единичное
2.4.2 Единичное и общее– особенное
2.5 Часть и целое,система
2.6 Содержание,структура и форма
2.7 Сущность и явление
2.8 Идея причинности
2.9 Причина, условия иповод
2.10 Диалектический имеханистический детерминизм
2.11 Необходимое ислучайное
2.12 Возможность,действительность и вероятность
2.13 Качество,количество и мера
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Все,что человек знает об окружающем его мире и о самом себе, он знает в формепонятий, категорий. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия тойили иной науки, философии. Все категории – суть понятия, но не все понятия –категории. О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями,т.е. предельно общими понятиями.
Каждаяобласть знания имеет свои особые категории. Например, физика пользуется такимикатегориями, как «атом», «масса», «энергия» и др.Биология использует понятия «организм», «наследственность»,«изменчивость» и т.д. Но наряду с этими, люди пользуются категориями,которые свойственны любой науке и знанию вообще. Конкретные науки изучаютособые связи явлений, существующие в той или иной области действительности.Задача философии состоит в изучении наиболее общих связей, законов,свойственных всем явлениям мира и мышлению. Возьмем, например, причинные связи.Они имеются и в физических процессах, и в живой природе, и в обществе, и вмышлении. Каждая наука исследует причинные связи применительно к своей области:физик изучает физические причинные связи, биолог — биологические и т.д. Общееже во всех этих причинных связях является предметом изучения философии. Точнотак же обстоит дело, например, с качеством, количеством, формой и содержанием,сущностью и явлением, взаимодействием, развитием и т.д.
Выражаякак бы каркас мира, категориальная структура мышления очень устойчива, новместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным является содержаниекатегорий.
Являясьрезультатом отражения объективного мира в процессе его практическогопреобразования, категории становятся средством познания действительности сцелью ее дальнейшего более широкого и более глубокого преобразования.Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без нихвообще невозможно научное мышление ни в одной области знания.
Категориивзаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга:случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменениявлекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Этатекучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явленийдействительности. Все категории являются категориями историческими, так что несуществует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системыкатегорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории(например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категорияв реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системекатегорий и через нее.
1 Основные категории философии
Категории— это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. 1.1Бытие
Вовсех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровняинтеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека,что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основаниимироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и чтопредставляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления — т.е.того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человекстал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.
Чтоже такое бытие?
Подбытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общеепонятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающиепонятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи,это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические,социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плодысамой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все этотоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.Антитезой бытия является ничто.
Дажена поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существованияматерии, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, теили иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именновот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бымного времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие какданная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушениеданного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающаяформа бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленнапопытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытиемыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.
КнигаБытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем,но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив МоисеюГосподь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: такскажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).
/>В экзистенциализме для человеческого бытия духовноеи материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этомбытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянныйстрах перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознаниебесценности своей личности./>/> 1.2Материя
Первое,что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — этоудивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Насокружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемсякрасотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть замногообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
Увсех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: онисуществуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в нашихощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признакуфилософия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится отом, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямоевосприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например,отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.
Материюнельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, естьопределенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду сдругими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя вразличных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой»материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное ихбытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишьсознание, дух.
Каждоесколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единствомира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело сматериалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один,единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позицияхдуализма (от лат. двойственный).
Некоторыефилософы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, чтоони существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Нопринцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство илитождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств изакономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразныхсвойств и отношений.
Бесконечноемироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовномнеотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единоецелое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание,разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это ипознание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не ккакому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему какдуховность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойствовысокоорганизованной материи.
Материяв физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит изчастей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц,атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц,планет, звезд и их систем, галактик.
От«прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей— гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи,позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.
Мири все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархиясистем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененнаяцелостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие идвижение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структурыприменимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом.Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ееединой структурной организации.
Одиниз атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупностиконкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. /> 1.3 Движение
Движение— это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении.Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается,он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо.Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, чтотенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она естьпричина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оноабсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения.
Еслиабсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность —конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Онисоответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущопределенный носитель — субстанция.
Движениелюбой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятиедвижения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движениякакого-либо объекта нужно найти систему отсчета — другой объект, по отношению ккоторому можно рассматривать интересующее нас движение.
Вбесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегдаприсутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранениисостояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя.Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет своюопределенность. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Всеотносительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и в конечномсчете — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имееттолько видимый и относительный характер. />/> 1.4Пространство и время
Пространствоесть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Онозаключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу,вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенныхколичественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состоянийобразует структуру пространства.
Явленияхарактеризуются длительностью существования, последовательностью этаповразвития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позжедругого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной,летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени.Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Онозаключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательноезвено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другимисостояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структурувремени.
Пространствои время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщностьэтих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов ипроцессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только событиявнешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени.В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своимиособенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, авремя лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему.
Пространствои время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Ихсвойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегдасубъективной мысли человека.
2Взаимосвязь категорий
Категориивзаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга:случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменениявлекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Этатекучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явленийдействительности. Все категории являются категориями историческими, так что несуществует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системыкатегорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и наукивозникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новымсодержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, внауке существует только в системе категорий и через нее. 2.1Всеобщая связь и взаимодействие
Вмире нет ничего стоящего особняком. Любой предмет — звено в бесконечной цепи. Иэта вселенская цепь нигде не разорвана: она объединяет все предметы и процессымира в единое целое, она носит всеобщий характер. В бесконечной паутине связей— жизнь мира, его история.
Связь—это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.Косновным формам связи относятся: пространственные, временные, генетические,причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные,закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамическиеи статические, прямые и обратные и др. Связь — это не предмет, не субстанция,она не существует сама по себе, вне того, что связано.
Явлениямира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют: одинпредмет воздействует определенным способом на другой и испытывает еговоздействие на себе. При рассмотрении взаимодействующих объектов необходимоиметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может быть ведущей,определяющей, а другая — производной, определяемой.
Исследованияразличных форм связей и взаимодействия — первостепенная задача познания.Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается впрактических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, аэто сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вредителей.Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самымснижением урожаев. 2.2Развитие
ВоВселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие— это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто отстарого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все болеевысокому.
Развитиенеобратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Невозможно,скажем, движение организма от старости к молодости, от смерти к рождению.Развитие — это двойной процесс: в нем уничтожается старое и на его местевозникает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственногоразвертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым. Между новым истарым есть и сходство, общее (иначе мы имели бы лишь множество не связанныхмежду собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нетразвития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.Новое возникает в лоне старого, достигая затем уровня, не совместимого состарым, и последнее отрицается.
Нарядус процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем —переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному,понижение уровня организации системы. Например, деградация биологических видов,вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Когдадеградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаютсяраспаду. Регресс — противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельныеэлементы могут прогрессировать. Далее, система в целом может прогрессировать, анекоторые ее элементы — деградировать, например прогрессивное развитиебиологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов. 2.3 Идеязакона
Познаниемира убеждает нас в том, что у Вселенной есть свой «кодекс законов», всевведено в их рамки. Закон всегда выражает связь между предметами, элементамивнутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но невсякая связь есть закон: связь может быть необходимой и случайной. Закон — этонеобходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей.Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развитияявлений.
Необходиморазличать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могутбыть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественногоотбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражаютстрогую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в наукематематическими формулами. Другие не поддаются математическому описанию,например закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражаютобъективную, необходимую связь явлений. 2.3.1 Динамический закон
Динамическийзакон —это такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системыоднозначно определяет ее последующее состояние. Динамические законы бываютразной степени сложности. Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому изних в отдельности, разумеется, из числа тех, которые подвластны данному закону;так, каждый брошенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз. 2.3.2 Статистический закон
Наука,не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентовнекоторых систем, точно предсказывает поведение целого. Случайность в поведениииндивидуального подчиняется закономерностям жизни целого. Статистическая закономерностьхарактеризует массу явлений как целое, а не каждую часть этого целого. Еслинесчастный случай должен произойти на каждом миллионе километров пути, то этоне относится к каждому, кто прошел этот путь: случай может «настигнуть»человека и на первом километре. 2.4Единичное, особенное и общее 2.4.1 Единичное
Единичное—это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всехдругих объектов и составляющих его индивидуальную, качественную иколичественную определенность.
Представлениео мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, апотому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другаяего сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. 2.4.2 Единичное и общее – особенное
Общее— это единое во многом.Единство может выступать в форме сходства илиобщности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество.Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий иобозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причина»и т.д.
Вкаждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, чтоданный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действиемнекоего общего качества. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон егожизни и развития.
Предметымогут обладать различной степенью общности. Единичное и общее существуют вединстве. Их конкретное единство есть особенное.При этом общее можетвыступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает какобщее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Например,понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин»;последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенноек понятию «человек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительныекатегории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов.
Действиеобщей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новаязакономерность вначале выступает в действительности в виде единичногоисключения из общего правила. Потенциальное общее в виде единичного, будучивначале случайным, постепенно увеличивается в числе и набирает силу закона,приобретая статус и власть общего. При этом в общее превращаются такиеединичные «исключения», которые соответствуют тенденции развития, вытекающей извсей совокупности условий. Общее не существует до единичного и вне его;единичное не всегда можно обобщать. Их единство и есть особенное.Этакатегория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет ихв конкретном единстве.
Правильныйучет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную ипрактическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями,что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практикупредвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость. Единичное и особенноебогаче общего. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путемнаблюдения, эксперимента достигаются углубление, конкретизация законов науки.Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.Благодаря этому научное понятие воплощает в себе богатство особенного ииндивидуального. 2.5 Частьи целое, система
Система—это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесносвязаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям идругим системам того же уровня как единое целое. Элемент — это минимальнаяединица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системымогут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которойсами рассматриваются как системы.
Любаясистема есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категориицелого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицусущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое ивместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть всвою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного).Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любоедоступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишьчастью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела вприроде частями одного целого — Вселенной.
Похарактеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа:
1. неорганизованная(или суммативная) целостность. Например, простое скопление предметов, подобноестаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либоразнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). Внеорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойстватакого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом,когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него,они не претерпевают качественных изменений.
2. организованнаяцелостность. Например, атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика.Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости отособенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. Ворганизованном целом составляющие его элементы находятся в относительноустойчивой и закономерной взаимосвязи.
Свойстваорганизованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей:реки «потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них»[6]. Нольсам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна. Вода обладаетсвойством гасить огонь, а составляющие ее части порознь обладают совсем инымисвойствами: водород сам горит, а кислород поддерживает горение.
3. органическаяцелостность. Например, организм, биологический вид, общество. Это высший типорганизованной целостности, системы. Ее характерные особенности — саморазвитиеи самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не толькотеряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в даннойкачественной определенности: как ни скромно место того или иного человека наЗемле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело,необходимое для целого.
2.6Содержание, структура и форма
Содержание—это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов,его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.Всодержание входят не только составляющие, тот или иной объект, элементы, но испособ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могутбыть образованы различные структуры. По способу связей элементов в данномпредмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость икачественную определенность объекту.
Формаи содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы,лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание«облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, являетсясодержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменениеобычно начинается с содержания. В ходе развития содержания неизбежен период,когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию иначинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой исодержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновенияформы, соответствующей новому содержанию.
Единствоформы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активнуюроль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формывыражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии отсодержания. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и втом, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.
2.7Сущность и явление
Сущность—это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства,связи, противоречия и тенденции развития объекта. Язык образовал слово«сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием«существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое,закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связьмежду явлениями.
Явление—это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности,которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Ноявление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без егосущности.
Явлениебогаче, красочнее сущности потому, что оно индивидуализировано и происходит внеповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное проявляетсявместе с несущественным, случайным по отношению к сущности. Но в целостномявлении нет случайностей — это система (произведение искусства). Явление можетсоответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того идругого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и вединичном существенном явлении. 2.8Идея причинности
Когдаодно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другоеявление, то первое выступает как причина, второе — как следствие. Причинность –связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерностиразвития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима иуниверсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни впространстве, ни во времени.
Любоеследствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтомуявление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия.Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представитьпричинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие.Например, причиной падения камня на Землю является их взаимное притяжение,подчиняющееся закону всемирного тяготения, а само падение камня на Землю —результат их гравитационного взаимодействия. Но поскольку масса камнябесконечно меньше массы Земли, то можно пренебречь действием камня на Землю. Ив итоге возникает представление об одностороннем действии, когда одно тело(Земля) выступает активной стороной, а другое (камень) — пассивной. Однако вболее сложных случаях нельзя абстрагироваться от обратного воздействия носителядействия на другие взаимодействующие с ним тела. Так, в химическомвзаимодействии двух веществ невозможно выделить активную и пассивную стороны.Еще более справедливо это при превращениях друг в друга элементарных частиц.
Временноеотношение между причиной и следствием заключается в том, что существуетвременной интервал в виде запаздывания между началом действия причины(например, взаимодействия двух систем) и началом проявления соответствующегоследствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причинаугасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так добесконечности.
Взаимодействиепричины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует вовсех самоорганизующихся системах, где происходят восприятие, хранение,переработка и использование информации, как, например, в организме, электронномустройстве, обществе. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление ипоступательное развитие системы.
Причинавыступает как активное и первичное по отношению к следствию.
Различаютполную причину и причину специфическую, главную и неглавную. Полная причина — этосовокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. Установлениеполной причины возможно только в довольно простых событиях, в которых участвуетсравнительно небольшое число элементов. Обычно же исследование направлено нараскрытие специфических причин события. Специфическая причина — этосовокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Приэтом специфические причины вызывают следствие при наличии многих другихобстоятельств, уже имевшихся в данной ситуации до наступления следствия. Этиобстоятельства составляют условия действия причины. Специфическую причинуопределяют как наиболее существенные в данной ситуации элементы полной причины,а остальные ее элементы выступают в роли условий действия специфическойпричины. Главная причина — это та, которая из всей совокупности причин играетрешающую роль.
Причиныбывают внутренними и внешними. Внутренняя причина действует в рамках даннойсистемы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной системы с другой.
Причинымогут быть объективными и субъективными. Объективные причины осуществляютсяпомимо воли и сознания людей. Субъективные причины заключены в целенаправленныхдействиях людей, в их решимости, организованности, опыте, знании.
Следуетразличать непосредственные причины, т.е. те, которые прямо вызывают иопределяют данное действие, и опосредованные причины, которые вызывают иопределяют действие через ряд промежуточных звеньев.
2.9 Причина,условия и повод
Длятого чтобы причина вызвала следствие, требуются определенные условия. Условия —это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе егоне вызывающие. От характера условий зависят способ действия данной причины иприрода следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, ихарактер следствия.
Причинунеобходимо отличать от повода — внешнего толчка, способствующего проявлениюпричины. 2.10 Диалектическийи механистический детерминизм
Детерминизм—это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознаниясвязаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга.Причина, обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (т.е.беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.
Диалектическийдетерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей взависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления.Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует всемногообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитываякачественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицаяобъективный характер случайностей, он ведет к фатализму. 2.11 Необходимоеи случайное
Верав судьбу — фатализм — базируется на том положении, что в мире, в жизни человекавсе заранее предписано и предопределено. Были философы, которые считали, что вмире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не можетбыть иначе, чем оно есть.
Случайныеявления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятсянеобходимыми. Случайность не имеет своего основания всущественныхсвойствах и отношениях объекта. Случайность — это то, что в данных условияхможет быть, но может и не быть, может произойти так, но может произойти ииначе.
Необходимостьтакже бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природойобъекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной длямножества объектов или единичного объекта. Необходимость — это существеннаячерта закона.Как и закон, необходимость может быть динамической истатистической. 2.12 Возможность,действительность и вероятность
Действительность— это природа и всемирная история, человек и его разум, материальная и духовнаякультура, это единство сущности и явления, внутреннего и внешнего, необходимогои случайного, единичного и общего, причины и следствия, это окружающий нас мирво всем его красочном многообразии.
Понятиедействительности употребляется и в смысле лишь наличного, непосредственногобытия: действительность противопоставляется возможности или соотносится с нею,т.е. с тем, что существует лишь в качестве потенции чего-то иного: например,желудь — это дуб в возможности. Действительность — это то, что уже возникло,осуществилось, что живет и действует. Действительность есть процесс, и для неесуществен внутренний, скрытый момент возможностей — этих своего рода «надежд»бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности.Возможность — это будущее в настоящем, это то, чего не существует в даннойкачественной определенности, но что может возникнуть и существовать, статьдействительностью при определенных условиях.
Вовремени возможность предшествует действительности. Действительность же, будучирезультатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктомдальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности иреализуется через появление новой действительности.
Чтобывозможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действиеопределенного закона и наличие соответствующих условий. В природе превращениевозможности в действительность происходит в целом стихийно.
Вероятность—это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях ипри данной закономерности. Например, вы бросаете монету. Пока монета неброшена, в ней заключены две возможности: «орел или решка». Каждый опытбросания реализует случайно какую-то одну возможность. И лишь колоссальноечисло опытов бросания реализует равное распределение вероятностей. Стопроцентнаявероятность, или необходимость, — это полная достоверность события. Отсутствиевсякой вероятности — это полная недостоверность, или невозможность, события. 2.13Качество, количество и мера
Познаниемира начинается с вычленения из бесконечного многообразия действительностикакого-либо предмета, объекта. Под предметом, или объектом, можно разуметь всето, на что направлена наша мысль. Выделение предмета возможно потому, что любойпредмет объективно отграничен от всего остального. Качество — это целостнаяхарактеристика функционального единства существенных свойств объекта, еговнутренней и внешней определенности, относительной устойчивости, его отличия отдругих объектов, а также сходства с ними. Качество неотъемлемо от предмета. Качествообъекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и естькачество. Свойство — это определенная сторона качества объекта. Свойства нетолько проявляются, но могут видоизменяться и даже формироваться в отношениях сдругими объектами.
Сцелью установления количественной определенности предмета мы сравниваемсоставляющие его элементы — пространственные размеры, скорость изменения,степень развития с определенным эталоном как единицей счета и измерения.
Меравыражает единство качества и количества. Мера — этосоразмерность. Она может содержать в себе определенные нормативные черты: вморали — знание меры во всем, умеренность, скромность; в эстетике — симметрия,пропорция, например грация — это свободно организованная гармония, мерность вдвижении. На основе строгого соблюдения меры строятся ритм, мелодия, гармония вмузыке.
Заключение
Классификациякатегорий по основаниям определенности, обусловленности и целостностисвидетельствует о многоаспектной значимости категорий. Они выступают какотражение объективной действительности, демонстрируя свою онтологическуюзначимость. Они являются ступеньками познания, и в этом их гносеологическоезначение. Их рассматривают в качестве посредника в системе субъектно-объектныхотношений, и в этом проявляется их методологическое значение. Наконец, категориирассматривают и как инструментарий проектирования желаемой определенности иобусловленности нового единства (целого и его частей), и в этом ихпраксиологическая значимость.
Значениефилософских категорий не только в том, что они вычерчивают стратегему познанияи преобразования, а в том, что они обеспечивают возможность осуществленияпродуктивного процесса опредмечивания и распредмечивания в системесубъектно-объектных отношений. И в этом проявляется их мировоззренческоезначение.
Многоаспектнаязначимость категорий и достаточно сложный их генезис (определенность бытия,формы языка, формы рассудка, онтологические формы логики, формы реальнойдеятельности) не только создают особый шарм, но и приумножают их загадочность.Последнее рождает диапазон представлений о роли и значении категорий: отуниверсального средства познания и творчества (Г. Гегель) до вывода обесполезности категорий по причине полной неясности самого термина«категория» (Б. Рассел).
Список использованной литературы
1. СпиркинА.Г. Философия. М., 2000
2. КонкинМ. И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., 1980
3. СагатовскийВ. Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973