Реферат по предмету "Государство и право"


Граждане – субъекты административно-правовых отношений. Президент РФ. Гражданское правоотношение

Министерствотруда и социального развития Российской Федерации
МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г.Азове
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
По дисциплине«Правовые основы Российского государства»
Студента 3 курса заочного отделения
Специальность ГМУ
Мишиной Кристины Евгеньевны
Зачётная книжка №23693
г. Азов
2005

Содержание
Вопрос 1. Граждане – субъектыадминистративно-правовых отношений
1.1     Основыадминистративно-правового статуса гражданина
Российской Федерации
1.2 Права и обязанности граждан в сферегосударственного управления
1.3 Административно-правовые гарантииправ, свобод и законных
интересов граждан
1.4 Обращения граждан
1.5 Особенностиадминистративно-правового статуса
иностранных граждан и лиц безгражданства
Вопрос 2. Президент РФ: статус,порядок выборов и отрешения
от должности, компетенция
Вопрос 3 Гражданское правоотношение
3.1 Понятие гражданскогоправоотношения
3.2 Содержание гражданско-правовогоправоотношения
3.3 Субъекты и объекты гражданскогоправоотношения
3.4 Виды гражданско-правовыхотношений
3.5 Основания возникновения,изменения и прекращения гражданских правоотношений
Используемая литература

Вопрос 1. Граждане –субъекты административно-правовых отношений
 
1.1. Основы административно-правовогостатуса гражданина Российской Федерации
Гражданинкак субъект административного права — это участник общественных отношений,выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретныхправ и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненныхпотребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права иобязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Приэтом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых,он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного,гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношенияличности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых,по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например,право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями,заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правиладорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении делоб административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловатьпостановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срокналоженный на него штраф).
В-третьих,содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависитот желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органывнутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в другихслучаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершившиймелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению вмилицию).
В-четвертых,правовой статус гражданина как субъекта административного права включает праваи обязанности, общие для всех граждан, например, обязанность соблюдать правилапожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какой-либокатегории граждан, например водителям автомобильного транспорта,предпринимателям, охотникам, а также права и обязанности конкретных индивидов,например лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем.
Административно-правовойстатус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Онвключает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая,самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статусличности, человека как субъекта административного права. В российскомгосударстве правовое регулирование положения личности, человека должно заниматьцентральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право игосударство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждойличности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ:«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Подобныйхарактер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным длябольшинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актахмеждународного права, принятых ООН, организациями Европейского Союза, Совещанияпо безопасности и сотрудничеству в Европе.
Этиестественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщейдекларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной СоветомЕвропы в 1950 г.и некоторых других актах.
Российскоегосударство, следуя по пути признания общедемократических начал развития обществаи международных актов в этой области, приняло в 1991 г. «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», положения которой впоследствии нашлиотражение в действующей Конституции 1993 г.
СогласноКонституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек,независимо от его служебного, общественного или имущественного положения,национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом права всехего отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены вКонституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормыадминистративного права.
Средиосновных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся втой или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можноназвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личнуюнеприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25),право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защитусвоей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение,выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ ибеспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27).
Провозглашаяправа личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанностии запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57),сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам(ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной намонополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещаетсяпринудительный труд (ч. 2 ст. 37).
Вместе стем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаяхвозможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовыенормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовойхарактер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограниченосотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований,предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частностипри розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление илинарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожареи в других случаях.
Втораясоставная часть административно-правового статуса представляет собой статусгражданина РФ, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административногоправа каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.
Нормы административногоправа, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливаютего права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Этонормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции),право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации,шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст.59) и др. Далее — это нормы, определяющие административно-правовой статусгражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право насвободное использование своих способностей и имущества для предпринимательскойи иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), правона свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), правочастной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не можетбыть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч, 3 ст. 35). Наконец,нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной илисемейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право налитературное, художественное, научное, техническое творчество, право наизменение фамилии.
Когдафизическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляетсятретий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим,чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональнойдеятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.
Личности,гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфереобщественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий испециальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный восновном нормами трудового и административного права. И здесь в качествесоциального элемента административно-правового статуса гражданина можновыделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего,пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.
Четвертыйэлемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающимв себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию,личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители,спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получаютофициальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особогосубъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.
Административно-правовойстатус гражданина определяется содержанием его административнойправосубъектности, включающей в себя административную правоспособность идееспособность.
Гражданин,чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административнойправоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права ивыполнять юридические обязанности, установленные административно-правовойнормой. Административная правоспособность возникает у граждан с моментарождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или переданадругому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях,предусмотренных законодательством. Например, КоАП предусмотрена возможностьвременного лишения гражданина права управления транспортным средством засоответствующие нарушения Правил дорожного движения.
Административнаядееспособность представляетсобой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права ивыполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализациигосударственного управления. Административная дееспособность частично наступаетс 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность привлечения кадминистративной ответственности и полная — по достижении гражданином 18 лет.
 
1.2.Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Конституционныеправа, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействиемдругих отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно вадминистративно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всейсистемы органов государственного управлений. Именно поэтому еще совсем недавнореализация прав и свобод гражданина целиком зависела от административногоусмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек«терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведениев разных сферах — хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной идр.
Всовременных условиях административно-правовой статус гражданина в сферегосударственного управления существенно меняется.
Во-первых,права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и ихпризнание, соблюдение и защита — обязанностью государства.
Во-вторых,корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права исвободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в томчисле и в сфере государственного управления.
В-третьих,административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления всев большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов.Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей Граждан в сфереохраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасностирегулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь онирегламентированы Законом РФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошломутверждались Министром внутренних дел, сейчас — постановлением ПравительстваРФ.
В-четвертых,административно-правовой статус граждан становится по своему содержаниюзначительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон егорегулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.Подтверждением этого важного положения являются, например, Закон РФ «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г., отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок еереализации; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственновозвращаться в свою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от9" января 1996 г., значительно расширивший права граждан в сфере торговли,предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получилидальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров,утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
В-пятых,значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственногоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действийи решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в редакции закона от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд,если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействиемгосударственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных илимуниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГКРФ, любое решение, принятое в административном порядке, также может бытьобжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственностьсудов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Конкретизируя,дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслейправа, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права всфере государственного управления, нормы административного права определяютмногие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно,механизмы их реализации и защиты от нарушений.
Административноеправо регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичнойуправленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому —правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охотыи рыбной ловли, правилу, регулирующие преподавание в учебных заведениях,санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правили применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтомуадминистративное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) />являются административнымиправонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности заих совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.
Права иобязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить вчетыре блока.
Первыйохватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управленииделами государства как непосредственно, так и через своих представителей, атакже посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 КонституцииРФ). При этом понятие участия в управлении «делами государства» являетсячрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе стем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственномуправлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активноговолеизъявления самих граждан как субъектов административного права.
Второй блокправ и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходимаактивная деятельность и как минимум — содействие исполнительной власти,должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, безподдержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управленияграждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний,митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ);право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращениелично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право навозмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (илибездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), ит.д.
Третийблок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления (личных,экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органовисполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональнойдеятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий дляпрактического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так,каждый гражданин имеет право на равную защиту закона, на равную защиту от какойбы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольномуаресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актовобеспечивается защита прав граждан, например как потребителей в сфере торговлии предоставления услуг пользователей средствами связи и массовой информации,гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения,физкультуры и спорта.
Четвертыйблок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан сих участием в деятельности органов исполнительной власти, например в качествечленов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов,межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов,экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком наобщественных началах,- например, добровольных народных дружин.
Реализуясвой правовой статус в сфере государственного управления, граждане вступают всамые разнообразные административные правоотношения. Они возникают, изменяютсяили прекращаются по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав (правона поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенныхна граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на техническийосмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственногоуправления и местного самоуправления и их должностными лицам прав и законныхинтересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдачезаграничного паспорта); по факту нарушения гражданами ихадминистративно-правовых обязанностей, влекущего ответственность заадминистративные правонарушения или дисциплинарные проступки.
1.3.Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
Кгарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические,политические, организационные и юридические гарантии.
Экономическиегарантии предполагаютстабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивуюфинансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплатузаработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, ростблагосостояние граждан и многое другое. С этой точки зрения экономическиегарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современныхусловиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
Политическиегарантии прав иобязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина вобществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью,многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивуюгосударственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ,разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающийконфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромномфедеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т. д.
Организационныегарантии прав иобязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собойразветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих,надзирающих и других государственных и. общественных организаций в центре и наместах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция,органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы,например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ,Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой,разнообразные государственные инспекции, например Государственная инспекция поторговле, качеству товаров и защите прав потребителей, государственныенадзорные органы И другие звенья. Все эти организационные структуры повседневнона основе и во исполнение законов, осуществляют деятельность по практическомупретворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных наних обязанностей.
Юридическиегарантии, в том числе иадминистративно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Для этихгарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан можетбыть только закон, а в широком смысле — все законодательство и, прежде всего,нормы административного права, включающего в себя не только законы, но иподзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органамиисполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для тогочтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав иобязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения иливообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новыхнеобоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений,позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.
Во-первых,в РФ не должны издаваться законы, а следователь но, и подзаконные акты,отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, ихограничение воз можно только федеральным законом и лишь при наличииопределенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права исвободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенностьчастной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени,недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без егосогласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человекаи гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально длявсеобщего сведения.
Данныеконституционные положения создают определенные границы или юридическиеориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующихсудебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.
Разумеется,судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, вцелом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливостиставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46Конституции).
Суды,рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другиекатегории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдениеморганами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан,созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все вбольшем объеме рассматривают дела, вытекающие из административныхправоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессеповседневной деятельности органов государственного управления и должностных лицпозитивного характера, например, в связи с решением вопросов о выдаче лицензий,разрешений, документов (в частности, заграничного паспорта) и т.д., а также всвязи с совершением административных правонарушений как физическими, так июридическими лицами.
Какположительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все болеерасширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрениюдел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают делаоб административных правонарушениях независимо от подведомственности ихрешения, когда за их совершение в качестве одного из видов административногонаказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворениеза пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, административныйарест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предметаадминистративного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды исудьи, добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективноговыяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом,призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защитуправ и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.
Особоеместо среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сферегосударственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. Пожалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти(например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например,Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е…о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовыхактов (законов, указов Президента РФ, правительственных актов и др.), какправило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами иобязанностями граждан.
Такимобразом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности идиапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительныхактов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностныхлиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.
Внесудебныегарантии, естественно,гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектномусоставу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местногосамоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы,функционируют, а должностные лица, государственные служащие получают заработнуюплату, чтобы служить людям, обеспечивать реализацию гражданами их прав, свобод,законных интересов и выполнение возложенных них обязанностей.
Все онинепосредственно занимаются исполнением законов и подзаконных актов, проведениемих в жизнь, наделены широкими юрисдикционными полномочиями (КоАП наделяетбольшое число органов исполнительной власти такими полномочиями), что так илииначе связано с реализацией прав, свобод и обязанностей граждан.
Органыгосударственного управления и их должностные лица призваны создаватьматериальные, организационные, правовые другие необходимые условия для органов,предприятий, учреждений и организаций, занимающихся реализацией прав граждан,рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры,возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорнойдеятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимыеусловия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременнопресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применятьсоответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
Важнейшейгарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права гражданили препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют праваграждан, они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управленияконтролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных предприятий иучреждений в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны ихправ.
Важноеместо в системе гарантий занимает Уполномоченный по правам человека,осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционногозакона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26февраля 1997 г.
Всоответствии с данным Законом Уполномоченный по права человека способствует: а)восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ оправах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципаминормами международного права; г) выявлению нарушенных прав: д) устранениювыявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свободчеловека, форм и методов их защиты. Например, 2 ноября 2000 г. в «Российской газете» опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращениемк Министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федеральногозакона, предусматривающего выплату военнослужащим «северные» процентныенадбавки к заработной плате и соответствующие районные коэффициенты, с рекомендациейиздать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения закона.
Всистему гарантий прав граждан необходимо включить Комиссию по правам человека,образованную при Президенте РФ. В соответствии с Положением о ней от 18 октября 1996 г. ее основной задачей является содействие реализации полномочийПрезидента РФ как гаранта основных прав и свобод человека; уважению исоблюдению прав и свобод человека в РФ; совершенствованию законодательногообеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству гражданам РФ,находящимся за ее пределами.
КонституцияРФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляетгражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводитьпикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состояниикрайней необходимости, использовать право обращения в адрес от Президента РФ доместной администрации.
1.4.Обращения граждан
Одним изважных элементов административно-правового статуса граждан является ихконституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Вместе с тем обращения граждан всовокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный идостаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этотправовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизмареализации обращений, учете новых реалий, но, тем не менее он на протяжениимногих лет сложился, функционирует и служит эффективным средствомдемократизации общества, формирования правового государства, широким каналомучастия граждан в управлении делами государства.
Обращенияграждан могут быть трех видов. Предложение — это обращение граждан вгосударственные или общественные организации, не связанные с нарушениемкаких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, ониобычно направлены на улучшение, совершенствование работы органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц,государственных служащих. Заявление — это обращение с просьбой обудовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных сих нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иныхнарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба- это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения гражданв государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственныеорганизации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законныхинтересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов (например,жители Поварской улицы Москвы с помощью жалоб, пикетирования защищали отвырубки старинный вяз в сквере, где находилась игровая площадка для детей, иотстояли свои интересы).
Право наобращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правомгражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любуюгосударственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу,по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву гражданкорреспондирует обязанность государственных органов, органов местногосамоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения,регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременныеответы. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своейкомпетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественныхобъединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственныхорганов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке,установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
В целяхсовершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ от 22 мая 1995 г. создано Управление в структуре Администрации Президента РФ по работе с обращениями граждан иутверждено Положение о нем. К основным функциям этого Управления отнесены:
а)централизованный учет письменных и устных обращений граждан РФ, граждан СНГ,иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента РФ, вадрес Правительства РФ и Администрации Президента РФ;
б)обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту РФ,Правительству РФ и Администрации Президента РФ;
в)информирование Президента РФ, Правительства РФ и руководителя АдминистрацииПрезидента РФ о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ниммерах.
Весьмаобширны задачи Управления: это организационно-методическое взаимодействие сподразделениями Администрации Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ,федеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов РФ по вопросам рассмотрения обращений граждан; своевременноерассмотрение поступивших письменных и устных обращений граждан, а такженаправление их для рассмотрения в соответствующие государственные органы иорганы местного самоуправления по вопросам их компетенции; извещение граждан орезультатах рассмотрения в Управлении их предложений, заявлений и жалоб; приемграждан работниками Управления в приемной Администрации Президента РФ иПравительства РФ, а также руководителями Администрации Президента РФ,заместителями Председателя Правительства РФ и другими лицами, входящими всостав Правительства РФ, и другими государственными служащими; осуществлениеконтроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан,направленных в федеральные органы государственной власти и органы властисубъектов РФ; анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах ина личном приеме, и на основе этого оперативное и периодическое информированиеПрезидента РФ о количестве и характере обращений граждан; подготовка на основеанализа и обобщения обращений граждан Предложений по устранению причин,порождающих обоснованные жалобы, и некоторые другие задачи.
Так, вистекшем году в адрес Президента поступило более 500 тыс. обращений ототечественных и зарубежных авторов, причем каждое десятое из них —коллективное, нередко с сотнями и тысячами подписей (резолюции митингов,собраний). Таким образом, можно говорить о миллионах граждан, проявившихжелание или необходимость обратиться к главе государства со своими заботами исуждениями о событиях в жизни страны. Все эти обращения были зарегистрированы,рассмотрены компетентными лицами и получили то или иное разрешение.Значительное число граждан были приняты в Управлении на личном приеме.Существенное развитие получает работа с обращениями, поступающими по сети«Интернет». Такую возможность для работы с обращениями граждан получили многиефедеральные органы исполнительной власти и регионы страны.
ПодобныеУправлению Администрации Президента РФ структурные подразделения по работе собращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органовгосударственной власти субъектов РФ. Например, Приказом Федерального агентстваправительственной связи и информации при Президенте РФ от 27 марта 2000 г. утверждена Инструкция о порядке рассмотрений предложений, заявлений, жалоб и организацииприема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации, которой,в частности, определены формы учета предложений, заявлении и жалоб, контроля заходом и сроками исполнения каждого обращения, организации приема граждан.Подобная инструкция 4 декабря 2000 г. утверждена в ФСБ РФ. Аналогичные правовыеакты действуют и в других федеральных органах исполнительной власти.
Повышениюэффективности обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересовграждан служит Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системегосударственной службы» от 6 июня 1996 г.
ДаннымУказом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованныхв средствах массовой информации. Руководители федеральных органовисполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязанырассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчинёнными им должностнымилицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указовПрезидента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов ивступивших в законную силу решений судов — не позднее трех дней». Ответредакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликованиясообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительнойвласти копии материалов рассмотрения этих сообщений должны направляться вГлавное контрольное управление Администрации Президента РФ.
Важноезначение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральныхорганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, вкотором, в частности, говорится: «Работу с обращениями граждан прошу держать вполе постоянного контроля, и ни один факт равнодушия; волокиты,недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий».
Основнымнормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизмреализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ ПрезидиумаВерховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалобграждан» от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащейзаконодательству РФ.
В целяхусиления борьбы с анонимными наветами 2 феврале 1988 г. данный нормативный актбыл дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания:«Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии,имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявленияили жалобы также данные с месте его жительства, работы или учебы. Обращение, несодержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит»3.
Данныйнормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называютмногие авторы, — общую административную жалобу, которая отличается отспециальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативны миактами (например, КоАП, ТК).
Общаяадминистративная жалоба такжереализуется в порядке, определенном Федеральным законом «Об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.
Статья 4названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой надействия, (решения), нарушающие его права и свободы либо непосредственно в суд(где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо квышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местногосамоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественномуобъединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие впорядке подчиненности органу объединение, должностное лицо, государственныйслужащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину вудовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дняее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебноеобжалование.
Общаяадминистративная жалоба характеризуется рядом особенностей:
1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованынезаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальныеи нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;
2) по норме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной иликоллективной;
3) объект обжалования — неправильные, по мнению лица, подающего жалобу,действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий,учреждений, организаций;
4) круг лиц, имеющих право подать жалобу, не ограничен;
5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностноголица, государственного служащего, на действие или бездействие которого поданажалоба;
6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалобпо одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, такжене ограничен;
7) срок рассмотрения жалоб и заявлений — один месяц, кроме случаев, когдаэти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаютсябезотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращениянеобходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительныхматериалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либопринятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продленруководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц;жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.
Право наспециальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ееоснования и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовымиактами — КоАП, ТК, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Уставом связи идругими законодательными и правительственными актами.
Специальнаяадминистративная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличиемспециальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особымиоснованиями для обжалования, названными в нормативном акте; определением вкачестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и ихзаконных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальнымисроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностямипроцедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачижалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административномправонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).
1.5.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц безгражданства
Правовоеположение иностранных граждан на территории РФ регулируется российскимзаконодательством, а также международными договорами. Основными актами,определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства вРФ, являются: Конституция РФ (ст. 27, 62, 63), Закон СССР «О правовом положениииностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. (гл. III этого Закона «Въезд в СССР и выездиз СССР иностранных граждан» не действует на территории РФ), Федеральный закон«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от15 августа 1996 г., правительственные акты — Правила пребывания иностранныхграждан в СССР от 26 апреля 1991 г. и Правила транзитного проезда иностранныхграждан через территорию СССР от 10 мая 1984 г. Названные акты СССР действуют на территории РФ в части, не противоречащей законодательству РФ и заключеннымРоссийской Федерацией международным соглашениям и договорам.
Согласнодействующему законодательству, иностранные граждане и лица без гражданства пользуютсяв РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев,установленных федеральным законом и международным договором. При этом ониобязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в Россиипостоянно или временно.
Всеиностранные граждане во время их пребывания в РФ в или иной степени вступают вадминистративно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различныхсферах.
Регулируяотношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность,определяет права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту правовогостатуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимыедля осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Юридическиегарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защитепринадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иныхправ, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти тамнеобходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случаенарушения.
Вместе стем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля заправомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений,предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридическойответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей(включая применение правоохранительных мер) и др.
Особенностиадминистративно-правового статуса иностранных граждан представляют собой рядограничений их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством: они немогут избирать и быть избранными в органы государственной власти и другиевыборные органы, принимать участие во всенародных голосованиях (референдумах);иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматьсяопределенной трудовой деятельностью, если в соответствии с действующим законодательствомназначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны спринадлежностью к гражданству РФ; они не несут обязанностей по военной службе.
Юридическиегарантии включают и ответственность иностранных граждан за нарушенияпредоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранныеграждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех жеоснованиях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихсясоответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа государственногосуверенитета каждое государство устанавливает пределы ответственностииностранных граждан самостоятельно. В законодательстве РФ об административныхправонарушениях установлено, что находящиеся на территории РФ иностранныеграждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности наобщих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности заадминистративные правонарушения, совершенные на территории РФ иностраннымигражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам,пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешаетсядипломатическим путем.
Закон «Оправовом положении иностранных граждан в СССР» к нарушениям правил пребывания итранзитного проезда через нашу территорию относит: а) проживание без документовна право жительства или проживание по недействительным документам; б) уклонениеот выезда по истечении определенного срока пребывания; в) несоблюдениеустановленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства;г) нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могутбыть применены в качестве меры административного наказания предупреждение илиштраф. Наказания назначаются органами внутренних дел.
КоАПпредусматривает такой вид административного наказания, как административноевыдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Этоадминистративное наказание связано с обеспечением государственной безопасностии охраной общественного порядка. Его субъектами могут быть только иностранныеграждане и лица без гражданства. Административное выдворение представляет собойпринудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан черезГосударственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых изРФ. Уклоняющиеся от выезда иностранные граждане и лица без гражданства подлежатс санкции прокурора задержанию и выдворению в принудительном порядке.Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 КонституцииРФ).
Выдворениеиностранного гражданина за пределы страны происходит в случаях: а) если егодействия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности илиохраны общественного порядка; б) если это необходимо для охраны здоровья инравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и другихлиц; в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранныхграждан, таможенное, валютное или иное законодательство. Данныйвнутригосударственный акт не предполагает в дальнейшем судебного преследованиявыдворенного лица.
Статья30 Закона «О правовом положении иностранных граждан в СССР» за нарушениеданного закона предусматривает и такую меру административного воздействия, каксокращение срока пребывания. Решение о сокращении срока пребывания принимаюторганы внутренних дел.
Иностраннымгражданам и лицам без гражданства в РФ на основании Конституции РФ (ст. 63)предоставляется политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормамимеждународного права.

Вопрос2. Президент РФ: статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция
Институт президентскойвласти имеет сравнительно короткую историю в развитии российскойгосударственности. Советской республике, какой Россия была в течение трехчетвертей ХХ века, такого рода институт был органически чужд. Сгосподствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в нихзаконодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделениявластей, одним из выражений которого является наличие в системе органов властиПрезидента.
Поэтому идея обучреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР,встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонниковсохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации,обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году постПрезидента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в КонституцииСССР.
Вскоре аналогичныйинститут был установлен и в союзных республиках, где решения об этомпринимались Верховными Советами.
В России вопрос обучреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатовРСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов былназначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которогоуказанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включеныстатьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте; былиприняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента инекоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент РоссийскойФедерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Конституция РоссийскойФедерации 1993 года внесла существенные изменения как в статус Президента, таки в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.
На основе конституционныхустановлений произошло и обновление соответствующего текущего законодательства.Государственной Думой принят 21 апреля 1995 г. (подписан Президентом 17 мая) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», ряд другихнормативных правовых актов, связанных с характеристикой статуса Президента.
Статья 80 Конституции РФопределяет, что Президент РФ является главой государства. Это означает, чтоПрезидент занимает особое место в системе органов государственной власти, невходит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Президент РФ являетсягарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ принимаетмеры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти РФ.
В реализации всех этихфункций Президент РФ может использовать только закрепленные за нимконституционные полномочия, действовать в рамках Конституции РФ.
Президент определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства.
Ежегодно Президент РФпредставляет Федеральному Собранию послания, в которых формулируются основныенаправления внутренней и внешней политики РФ.
Как глава государстваПрезидент РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Порядок выборовПрезидента РФ определяется Конституцией (ст.81) и на ее основе федеральнымзаконом о выборах Президента РФ.
Выборы Президента РФосуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права притайном голосовании. Законодательство о выборах закрепляет альтернативностьтаких выборов в качестве обязательного требования.
Президентом может бытьизбран гражданин РФ не моложе 35 лет. Лицо, избираемое Президентом, должнопостоянно проживать в РФ не менее 10 лет, поскольку президент должен хорошознать ситуацию в стране, его должны знать избиратели.
Федеральный закон «Овыборах Президента Российской Федерации», принятый 21 апреля 1995 г.,подробно определяет порядок проведения выборов Президента РФ.
Выдвигать кандидата надолжность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок инепосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве неменее 100 человек.
Субъекты, выдвинувшиекандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписейизбирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более семипроцентов от требуемого общего числа подписей.
Выборы признаются несостоявшимися,если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в спискиизбирателей.
Избранным считаетсякандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участиев голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторноеголосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосовизбирателей.
В таком случае избраннымсчитается кандидат, получивший при голосовании большее число голосовизбирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных противвсех кандидатов.
Одно и то же лицо неможет занимать должность Президента более двух сроков подряд.
После избрания Президентаосуществляется процедура его вступления в должность, которое происходит на 30день со дня официального объявления о результатах выборов.
Она заключается впринесении Президентом присяги в торжественной обстановке.
Резиденцией Президента РФявляется столица России — Москва, Кремль. Главным символом президентской властиявляется штандарт (флаг) Президента РФ, установленный Указом Президента РФ от15 февраля 1994 г.
В соответствии со ст.91Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. НеприкосновенностьПрезидента означает, что Президент не может быть арестован, подвергнутзадержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на своемпосту. Утрата неприкосновенности происходит в результате отрешения от должности(импичмента).
Отрешение от должностиПрезидента РФ (импичмент) — это особая процедура реализации конституционнойответственности Президента РФ в случае совершения им государственной измены илииного тяжкого преступления.
Инициатива об отрешениидолжна исходить от не менее одной трети депутатов Государственной Думы, причемпри наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. В самойпроцедуре отрешения задействованы обе палаты Федерального Собрания,Конституционный Суд и Верховный Суд. Государственная Дума выдвигает обвинение,которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. КонституционныйСуд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.Совет Федерации отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросырешаются двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Отрешениевозможно только на основании обвинения в государственной измене или совершениииного тяжкого преступления.
Решение Совета Федерацииоб отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем втрехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения противПрезидента.
Президент РФ приступает кисполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение систечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновьизбранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно вслучае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлятьпринадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборыПрезидента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочногопрекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когдаПрезидент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временноисполняет Председатель Правительства РФ. Президент в соответствии сКонституцией РФ обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статусакак главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленныеза ним функции.
1. Президент имеетполномочия, связанные с формированием федеральных органов государственнойвласти.
В отношении формированияисполнительной власти полномочия. Президента наиболее широки.
Президент назначаетПредседателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, назначает надолжности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров попредложению Председателя Правительства.
В отношении органовсудебной власти Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда,Верховного Суда, Высшего арбитражного Суда, Генерального прокурора.
На Президента возложен иряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Он назначаетвыборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в случае ипорядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает иобнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето; вноситзаконопроекты в Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться вКонституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ предусмотренных вст. 125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции. Президентимеет право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Вето Президента — этоотказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.
Абсолютное вето означаетокончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом.
Относительное(отлагательное) вето — это отказ главы государства в санкционировании закона,лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляетсяправо принятия этого закона вторичным голосованием, требующимквалифицированного большинства голосов.
Санкционирование закона — это одобрение закона главой государства посредством подписания его официальноготекста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето.
Обнародование(опубликование) закона — это доведение закона до всеобщего сведения путемнапечатания его в официальном издании. Промульгация закона — это изданиеПрезидентом специального акта (указа), содержащего распоряжения об официальномопубликовании закона (этот акт обычно предшествует тексту публикуемого закона).
2. Большой объемполномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной не только сформированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Кроме решения вопросов осоставе Правительства, Президент имеет право председательствовать на егозаседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления ираспоряжения Правительства могут быть отменены Президентом в установленныхКонституцией случаях. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагаетсвои полномочия.
Президент вправеприостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектовфедерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральнымзаконам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека игражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ назначает иосвобождает от должности своих полномочных представителей в субъектахфедерации.
3. Как глава государстваПрезидент РФ обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военнойобластях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведетпереговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты,принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей,назначает и отзывает дипломатических представителей.
Президент РФ утверждаетвоенную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными СиламиРоссии, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формируети возглавляет Совет Безопасности.
Президент вводит военноеи чрезвычайное положение.
4. Президент РФ назначаетвсероссийский референдум.
5. К полномочиямПрезидента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства,предоставление политического убежища, награждение государственными наградамиРФ, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий,осуществление помилования.
6. Президент в целяхреализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческуюдеятельность.
Он издает указы ираспоряжения.
Для обеспечениявыполнения своих полномочий Президент формирует администрацию Президента.

Вопрос 3. Гражданскоеправоотношение
 
3.1. Понятиегражданского правоотношения
Гражданскоеправоотношение — это разновидность, во-первых, общественных отношений,во-вторых, правоотношений вообще. В связи с этим для гражданско-правовыхотношений характерны следующие признаки.
1. Это волевые общественныеотношения. В гражданско-правовых отношениях (как и в любом правоотношении)проявляется воля их участников. Однако в них выражена и воля государства.
2. Они закрепляютправоотношения, господствующие в нашем обществе в период перехода к рыночнойэкономике. Это, прежде всего имущественные отношения, основанные на свободепредпринимательства, широком применении товарно-денежных инструментов.
3. Одна из предпосылоквозникновения гражданско-правовых отношений — нормы гражданского права(издаваемых для регулирования этих отношений).
4. Гражданско-правовыеотношения характеризуются юридическим равенством их участников, чем резкоотличаются от таких правоотношений (например, налоговых, бюджетных,административных), в которых одни участники наделены властными полномочиямиотносительно других. Основы юридического равенства участниковгражданско-правовых отношений — это их имущественная самостоятельность иорганизационная обособленность.
5. Гражданско-правовыеотношения (как и другие правоотношения) обеспечиваются принудительной силойгосударства (хотя государство в этих гражданско-правовых отношениях меньшестремится к принудительным методам и делает больший акцент на свободноеволеизъявление участников гражданско-правовых отношений, на автономию волипоследних, на диспозитивные меры при регулировании этих гражданско-правовыхотношений).
6. Гражданско-правовыеотношения характеризуются тем, что его участники наделены весьма широкимисубъективными правами, однако они несут и серьезную юридическуюответственность.
С учетом изложенного,можно дать следующее определение гражданско-правовым отношениям. Это видобщественных отношений, урегулированный гражданско-правовыми нормами, в которыхпроявляются и воля государства, и воля их участников, выступающих какюридически равные, действующие в своем интересе субъекты, наделенныесовокупностью взаимосвязанных прав и обязанностей.
3.2. Содержание гражданско-правовогоправоотношения
Участникигражданско-правовых отношений, вступая друг с другом в различные отношения(прежде всего имущественные) приобретают как права, так и обязанности. В теорииправа они получили название субъективных юридических прав и обязанностей.
Субъективные права (какэлемент гражданско-правовых отношений) участника гражданско-правовых отношений- совокупность прав, в силу которых управомоченное лицо наделяется возможностьюсовершать определенные действия (в которых проявляется его воля и интерес) иодновременно требовать, чтобы обязанное лицо совершило определенные действиялибо воздержалось от их совершения.
Субъективная юридическаяобязанность (как самостоятельный элемент гражданско-правовых отношений), в своюочередь, представляют собой предписанную нормами гражданского праванеобходимость совершить определенные действия (либо воздержаться от этого) потребованию и в интересах управомоченного лица (обладающего субъективнымиправами).

3.3. Субъекты иобъекты гражданского правоотношения
Гражданско-правовоеотношение (как и любое общественное правовое отношение) возникает междуопределенными участниками — субъектами этого отношения.
К субъектамгражданско-правового отношения относятся:
1) физические лица(граждане). Им (как участникам гражданско-правового отношения) присущи такиекачества, как дееспособность и правоспособность. При этом субъектами являются нетолько российские, но и иностранные граждане, лица без гражданства;
2) юридические лица: этои коммерческие; и некоммерческие организации, это и российские, и иностранные имеждународные организации, это и организации, созданные с участием российских изарубежных лиц, и т.д. Юридические лица характеризуются наличиемправоспособности, которая возникает после их государственной регистрации (ст.51 ГК). С другой стороны, организации, не обладающие статусом юридическоголица, не являются субъектами гражданского права;
3) государство (т.е.Российская Федерация и ее субъекты), а в ряде случаев и иностранноегосударство, а также муниципальные образования. Последние вступают вгражданско-правовые отношения через соответствующие государственные органы иорганы местного самоуправления.
В составегражданско-правовых отношений необходимым элементом являются также объекты — то, на что данное отношение направлено. В соответствии со ст. 128 ГК к объектамгражданско-правовых отношений относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги,иное имущество, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальнойдеятельности, нематериальные блага.

3.4. Видыгражданско-правовых отношений
В отечественнойлитературе дается множество классификаций видов гражданско-правовых отношений.Различают, в частности:
1) имущественные, личныенеимущественные, связанные с имущественными, и иные неимущественные отношения.За основу классификации в данном случае положен предмет гражданско-правовогорегулирования;
2) простые и сложные (взависимости от числа участвующих субъектов гражданско-правовых отношений);
3) относительные иабсолютные (в последних управомоченному субъекту противостоит неопределенноеколичество обязанных лиц);
4) вещные иобязательственные (критерий деления гражданско-правовых отношений — это связьих с самостоятельными подотраслями гражданского права — вещным иобязательственным правом);
5) организационные иучредительные (в зависимости от того, направлены ли гражданско-правовыеотношения на упорядочение уже существующих связей между субъектами или навозникновение новых);
6) регулятивные иохранительные (в охранительных на передний план выдвигаются формыудовлетворения законных требований управомоченного лица).
Есть и другие видыклассификации гражданско-правовых отношений, однако надо сказать, существенногопрактического значения вопросы классификации гражданско-правовых отношений неимеют.
3.5. Основаниявозникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Прежде всего,субъективные гражданские права и обязанности могут возникать из оснований,предусмотренных законом, т.е. нормами самого ГК и иных федеральных законовданной сферы. Например, обязанность составлять передаточный акт иразделительный баланс при ликвидации юридического лица прямо основана на нормахст. 59 ГК; обязанность указывать в фирменном наименовании ООО слова «общество сограниченной ответственностью» также предусмотрена законом (ст. 87 ГК).
Гражданские права иобязанности могут возникать и на основании норм гражданского законодательства,содержащихся в иных правовых актах, т.е. указах Президента РФ и постановленияхПравительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК). Например, Указом Президента РФ от 20.12.94 №2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствамза поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» предусмотрено, чтообязательным условием договора поставки является срок исполнения обязательствапо расчетам за поставленные товары.
Для того чтобы нормызакона (иных правовых актов) привели к возникновению гражданско-правовыхотношений, необходимо наличие юридических фактов, т.е. обстоятельств, скоторыми нормы гражданского права связывают возникновение (изменение ипрекращение) гражданско-правовых отношений. В отечественной науке гражданскогоправа юридические факты обычно делят на следующие виды:
1) события и действия;
2) правообразующие,правоизменяющие и правопрекращающие факты;
3) юридически значимыепоступки и акты;
4) административные актыи сделки;
5) правомерные инеправомерные действия;
6) факты автономные ифакты в совокупности (т.н. фактический состав).
Важнейшее практическоезначение имеют такие юридические факты, как действия и события.
Действия, порождающиегражданские права и обязанности, принято подразделять на правомерные инеправомерные.
Правомерными называютдействия, которые либо прямо предусмотрены законом (например, действияучредителей при образовании акционерного общества), либо не противоречат ему(например, возможность осуществления коммерческими организациями непредусмотренной их уставами деятельности, если она не противоречитзаконодательству — п. 2 ст. 52 ГК).
Неправомерные действия — это, во-первых, действия, прямо запрещенные гражданским законодательством,во-вторых, хотя и не запрещенные им, но недопустимые для данного участникагражданско-правовых отношений (например, унитарное предприятие не вправеосуществлять деятельность, не предусмотренную его уставом — ст. 113 ГК),в-третьих, это действия, совершение которых противоречит иным актам (например,если в уставе акционерного общества оговорено, что оно вправе осуществлятькакие-то определенные виды деятельности, то занятие другой деятельностью будетнеправомерным — п. 2 ст. 52 ГК). Безусловно, неправомерны и действия,противоречащие нормам других отраслей законодательства (уголовного, административногои т.д.).
Правомерные действия — главное основание возникновения гражданских прав и обязанностей. В ст. 8 ГКперечислены наиболее важные из них:
1) договоры и иныесделки, предусмотренные законом (гл. 3058 ГК). Кроме того, ГК допускаетвозможность заключения сделок, в т.ч. договоров, которые хотя и непредусмотрены законом, но ему не противоречат (например, довольно популярногосреди предпринимателей договора консигнации);
2) акты государственныхорганов и органов местного самоуправления В отличие от договоров и иных сделок,они являются властно-организационными, т.к. в той или иной степени выражаютволю государства. Эти акты порождают гражданские права и обязанности междуконкретными субъектами (например, по распоряжению Минимущества России имуществоот одного казенного предприятия передается другому, по решению территориальногооргана по управлению имуществом разрешается субаренда муниципальнойсобственности);
3) судебные решения.Имеются в виду решения не только судов общей юрисдикции (мировых судей, районных,городских, краевых судов и т.д.), но и арбитражных, третейских судов,устанавливающие гражданские права и обязанности;
4) приобретение имуществапо основаниям, допускаемым законом, т.е. не только в результате тех или иныхправомерных договоров и иных сделок, но и по иным основаниям — в результатенаходки (ст. 227 ГК), обнаружения клада (ст. 233 ГК), по приобретательнойдавности (ст. 234 ГК) и т.д.;
5) создание произведенийнауки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальнойдеятельности. К последним относятся, например, рационализаторские предложения(ст. 150 Основ гражданского законодательства), ноу-хау (ст. 151 Основ),селекционные достижения (ст. 152 Основ) и т.д.).
Основаниями возникновениягражданско-правовых отношений является и ряд неправомерных действий:
1) причинение вредадругому лицу (ст. 11, 15, 151, 152, 1064 1101 ГК).
С другой стороны, в рядеслучаев лицо вынуждено причинить вред, дабы предотвратить еще больший вредправам и интересам, охраняемым законом (например, в условиях крайнейнеобходимости, при спасении жизни людей, особо ценного государственногоимущества). В такой ситуации, хотя действия и причиняют вред, но относятся кправомерным, а вред подлежит возмещению лишь в случаях, предусмотренныхгражданским законодательством (см. ст. 1067 ГК);
2) неосновательноеобогащение. Лицо, которое без установленных законодательством или сделкойоснований приобрело имущество за счет другого, обязано его вернуть. Такая жеобязанность возникает, если основание, по которому приобретено имущество,впоследствии отпало;
3) иные неправомерныедействия граждан и юридических лиц. В ряде случаев государственные органысвоими действиями (бездействием) причиняют ущерб другим субъектам права.Безусловно, вследствие этого появляется комплекс гражданских прав иобязанностей по возмещению таких убытков (ст. 16, 1069-1071 ГК).
Гражданские права иобязанности могут возникать и в результате событий. В отличие от действий(которые являются формами волевого поведения лиц) события — это обстоятельства,не зависящие от воли человека. События делятся на абсолютно не зависящие отволи лица (например, землетрясение, наводнение, извержение вулканов, смерч) исобытия, хотя и вызванные действиями человека, но имеющие юридическиепоследствия для третьих лиц независимо от их воли (например, владелец источникаповышенной опасности несет ответственность за действия своих работников,повлекших транспортные аварии, пожары, ст. 402, 1079 ГК). Не все события служатоснованием возникновения гражданских прав и обязанностей: закон или инойправовой акт должны с наступлением события связывать определенные правовыепоследствия. Так, ст. 1079 ГК установила, что юридические лица и граждане,деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортныепредприятия, стройки и т.д.), обязаны возместить вред, если не докажут, что онвозник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Отсутствиесоответствующей нормы права не позволило бы говорить о том, что данное событиепорождает гражданские права и обязанности.

Используемаялитература
1.   Гуев А.Н., Гражданское право:Учебник: В 3 т. Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 457 с. – (Серия «Высшееобразование»).
2.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е.,Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2000. – 520 с.
3.   Административное право: Учебник / Подред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
4.   Конституционное право РоссийскойФедерации, юнита 3: Конституционные основы формирования и статуса органовгосударственной власти и местного самоуправления в РФ. – М.: СовременныйГуманитарный Университет, 1998. – 38 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.