Реферат по предмету "Философия"


Основные проблемы и понятия философии досократиков

Московский Государственный Университет,
ф-т социологии.
Реферат по историизарубежной философии.
Тема:
Основные проблемы и понятияфилософии досократиков.
Выполнила: Захарова Т. А., 101 гр., вечернее отделение.
Проверил: Густырь А. В.
 
2001 год.
Содержание:
1.      1.Введение.         3
2.      Милетская  школа      3
2.1. Фалес Милетский… 3
2.2. Анаксимандр… 4
2.3. Анаксимен… 6
3.      Гераклит. 6
4.      Пифагорейский союз.  8
4.1. Пифагор иего учение… 8
4.2. Средниепифагорейцы… 9
5.      Элеаты.    10
5.1. Ксенофан… 10
5.2. Парменид… 11
5.3. Зенон… 12
6. Атомисты.     13
 
/>/> 
 
 
 
 
 1.   1.Введение.
Досократики -условное название группы древнегреческих философов, действовавших как до, так ипосле жизни Сократа в период с 7 до начала 4 в. до н. э. В основном их произведениясохранились только во фрагментах либо в цитатах и критике более поздних античныхавторов. Объединяет их то, что все досократики еще не ставили вопрос о цели иназначении отдельного человека, об отношении мышления и бытия, об имманентнойдиалектике мышления и т. д., а также отсутствие собственно философскойтерминологии вследствие нерасчлененности и неразвитостинаучного знания.
В своих работахпочти все досократики уделяли большое внимание природе, космосу. Вопрос опервоначале, о том, из чего все произошло, что является основным принципоммира, и какие принципы или силы определяют его развитие, является основным вонтологии древнегреческих философов, и в этом смысле их философия перекликаетсяс мифологией. Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникаетвсе остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон иархе. Одни философы (натурфилософы илифисиологи) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые стихииили определенное вещество – апейрон; другие видели ее в математическихатомах; третьи усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертыесчитали такой основой неделимые атомы. Помимо вопроса о первоосновепочти все досократики обращались к проблеме объяснения природных явлений,движения, а некоторые — и проблеме познания./>/>/>/>2.   Милетская  школа
Милетскаяионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые былпоставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы виделив неком материальном веществе, чувственной стихии, которая являетсяодновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетскойшколы объединяет также то, что все они – монисты, т. е., признавали только одноначало сущего./>/>/>/>2.1.  Фалес Милетский
ОсновательМилетской школы — Фалес Милетский ( » конец 7 – начало 6 в. до. н.э.), один из «семи мудрецов»,считающийся  первымфилософом. Согласно доксографам, образование он получил в Вавилонии, Финикии иЕгипте, а в Милет прибыл уже глубоким стариком. Ему приписываются сочинения “Оприроде”, ”О солнцестоянии”, ”О равноденствии”, ”Морская астрология”.
Фалеспризнал воду субстанциально-генетическим началом, т.е.,  веществом, из котороговсе возникло и все состоит. По Фалесу, устойчивое пребывание Земли в центремира объясняется тем, что она плавает, подобно куску дерева, на воде. Обоснованиях этой гипотезы Аристотель говорит так: «Фалес…считает [мате­риальнымначалом] воду… Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех[существ] влажная и что тепло как  таковое рождается из воды и живет за счетнее… а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, аначало и причина роста содержащих влагу [существ] – вода». В доказательствотого, что именно вода является первоначалом, Фалес также приводил тот факт, чтов горах Греции были найдены ракушки, — значит, весь мир когда-то был покрытводой. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают изводы; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственносвязана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религииприроды, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также егоизречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как онпритягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым иодушевленным, — воззрение, называемое «гилозоизмом» (от греч. «материя»и «жизнь»).
Онтологическиймонизм Фалеса связан с его гносеологическим монизмом: всезнание надо сводить кединой основе, “многословие вовсе не является показателем разумного мнения”./>/>/>/>2.2.  Анаксимандр
Анаксимандр (»610/09 — 547/46 г. до н.э.)–ученик и последователь Фалеса. Ему приписываются сочинения ”О природе”, а также”Карта земли” и “Глобус”.
Анаксимандр считал субстанциально-генетическим началомвсего сущего некий «апейрон», что в переводе означает«беспредельное, безграничное, бесконечное». Апейрон бесконечен,вечен, вневременн и «объемлет все миры», ибо Анаксимандр считал нашмир лишь одним из многих. Он материален, вещественен, но трудно сказать, чтоэто за вещество; внутренне и качественно оннеопределен. В качестве основания того,что именно апейрон является первоначалом,  Анаксимандр приводил следующиедоказательства. Ни одна из стихий не может быть первоначалом, т. к.,во-первых,  тогда она была бы наиболее мощной, а это бы привело к поглощению еювсех остальных стихий; во-вторых, субстанциальное начало, лежащее в основевсего сущего, должно быть общим для всех стихий, иначе превращение их друг вдруга будет невозможно. Генетическое начало должно быть бесконечно мощным иизобильным, дабы не иссякнуть; оно не должно иметь другого начала и не можетиметь предела в смысле начала и конца во времени. Апейрон, как нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, обладает всеми этими свойствами.
Апейрон обладает некоторыми признакамиединого бога: он самодостаточен, «все объемлет и всем управляет», вечен,«бессмертен и неуничтожим» и находится в вечном движении, в ходе которогопроизошло образование миров. Миры возникли не в результате творения, но врезультате развития. Находясь во вращательном движении, апейрон выделяетпротивоположности, — влажное и сухое, холодное и теплое, парные композициикоторых образуют все четыре стихии. В центре собирается как самое тяжелоеземля, окруженная водой, воздушной и огненной сферами, между которымипроисходит взаимодействие. Под действием небесного огня часть воды испаряется,и земля выступает частично из мирового океана; образуется суша. Небесная сфераразрывается на три кольца, окруженных воздухом; движимыетечениями воздуха, они вращаются вокруг Земли. Внижнем ободе множество отверстий, через которые просматривается огонь, — этозвезды; в среднем и верхнем – по  одному, — это луна и солнце. Земляимеет форму цилиндра и сохраняется в покое благодаря тому, что она находится совсех сторон на одинаковом расстоянии от границ мира (который, по-видимому,мыслился в форме шара). Вначале она находилась в жидком состоянии, и при еепостепенном высыхании на ней произошли живые существа.
Анаксимандр говорил, что «из чегопроисходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости.Все получает возмездие за несправедливость и согласно порядку необходимости».Несправедливость вещей состоит в том, что они нарушают меру, преступаютустановленные границы. Вода, огонь и земля должны находиться в мире вопределенной пропорции, но каждый элемент (понимаемый как Бог) вечно стремитсярасширить свои владения. Но по Анаксимандру, отличие всех вещей этого мира втом, что все они имеют свой предел, т. е., меру. Если же вещь преступает свойпредел, то она превращается в безмерное, беспредельное, т. е., в апейрон; т.о., вещи поглощаются апейроном. />/>/>/>2.3.  Анаксимен
Анаксимен(»585/4 и 525/4до н.э.), ученик Анаксимандра, оказал значительное влияние на Пифагора, а такжена многие последующие философские построения. Из его сочинения «О природе»сохранился лишь небольшой отрывок.
В качествепервоначала Анаксимен признает воздух, который он называл «апейрос», т. е.,беспредельный. Он не только простирается в бесконечность, но вместе с темнаходится в постоянном движении и изменении и является основой всей жизни ивсякого движения в живых существах. Воздух всеобъемлет. Воздух постоянно изменяется: он либо разрежается(размягчается, нагревается) либо сгущается (охлаждается, уплотняется). Черезразрежение воздух становится огнем, а затем эфиром; через сгущение – ветром,далее тучами, водой, землей, камнями. Таким образом, Анаксимен делает все различия между субстанциями количественнымиразличиями, зависящими исключительно от степени сгущения.
 Привозникновении мира сначала образовалась Земля, которую Анаксимен представлялсебе плоской и потому неподвижно висящей в воздухе. Поднимающиеся от нееиспарения, разрежаясь, становятся огнем, из которого образуются звезды, которыевращаются вокруг Земли воздушными вихрями. Анаксимен полагал, что солнце – этоземля, раскалившаяся от слишком быстрого движения. Боги так же созданы извоздуха, причем не богами был создан воздух, а они сами из воздуха./>/>/>/>3.   Гераклит.
 Изтруда Гераклита (акме » 502 г. до н.э.,родился в Эфесе), который, согласно одним источникам, назывался «О природе»,согласно другим — «Музы», сохранилось около 130 фрагментов.
По Гераклиту,субстанциально-генетическим началом всего сущего является огонь. Этот огонь –не просто пламя, а некий божественный огонь, «огнелогос». Логос –это объективный закон мироздания, принцип порядка и меры, которому подчиненывсе изменения; для чувственного восприятия он выступает как огонь, для разума –как логос. Жизнь мира зависит не от промысла богов, но от логоса: «Этоткосмос…не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будетвечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Космосвозникает из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода — вземлю, земля – в огнь, и обратно: «смерть земли – рождение воды, смерть воды –рождение воздуха, а воздуха – огня». Возникновение космоса Гераклит связывал снедостатком огня и называл это «путем вниз». Но космос Гераклита не вечен, ипуть вниз периодически сменяется «путем вверх», недостаток огня — его избытком,и космос сгорает. Все, подобно пламени в костре, рождается лишь благодарячьей-либо смерти.
В подобном миреследует ожидать постоянного изменения, поэтому Гераклит учил, что все находитсяв состоянии потока: «панта реи» («все течет»); «в одну иту же реку нельзя войти дважды». Мир постоянно движется, меняется, но онне является хаосом. Основа мира — это «возможность всего»,неопределенная множественность бытия. Гераклит считал, что покой инеподвижность — свойство мертвых, и поэтому приписывал движение всем вещам.Однако при всей своей вере в изменение, Гераклит допускает нечто вечное:субстанциальный огонь никогда не умирает. Он также не отрицал постоянствавещей, которое, однако, происходит лишь потому, что все вещи постоянновоспроизводятся.
 Гераклит такжеучил о тождестве противоположностей. Согласно его учению, один и тот жепредмет в разных отношениях различен и даже противоположен, например,«прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом;мудрейший из людей по сравнению с Богом покажется обезьяной».Противоположности переходят друг в друга, наличие одной из них обуславливаетбытие другой, одна из них делает ценной другую. В мире существует единство, ноэто единство образуется сочетанием противоположностей; не будьпротивоположностей, его не было бы. Тождество противоположностей означает не ихвзаимопогашение, а борьбу, которая есть источник развития, изменения. Гераклитговорил, что эта борьба – «отец всего и всего царь…война всеобща и правда- борьба…все происходит через борьбу и по необходимости». Однако этаборьба никогда не завершится полной победой одной из сторон, т.к. существуетнекая космическая справедливость. Внутри этой борьбы Гераклит видит«глубочайшую гармонию», которая, однако, является «неявной, тайной, скрытой». Втакой гармонии растворяется все зло, а значит, зло частно, добро абсолютно,безобразное относительно, прекрасное абсолютно. Но люди не видят этого, ипринимают что-то за добро, что-то – за зло; вселенская гармония доступна лишьБогу: «У Бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считаютнесправедливым, другое – справедливым».
ПоГераклиту, душа – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и огня: огонь — благородное начало, вода — низменное. Сухой, огненный компонент души – это еелогос, разум человека. Гераклит утверждал, что каждый человек способен кпознанию, каждый разумен. Но достичь истинной мудрости, познать логос дано некаждому, т.к., во-первых, природа любит таиться, а во-вторых, этому мешают«учители большинства». Познать логос — значит, признать, что всеедино, а потому «многознаниене научает быть умным». Гераклит считал, что все люди от природы равны, афактическое их неравенство есть следствие неравенства их интересов, поэтому«не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают». />/>/>
Наиболее виднымиз учеников Гераклита был Кратил. Кратил довел мысли Гераклита доабсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Он был однимиз учителей Платона./>/>/>/>4.   Пифагорейский союз.
Пифагорейскийсоюз возник в «Великой Греции», на побережье Южной Италии, в конце 6 в. до н.э.Ни одного отрывка из пифагорейских трудов до нас не дошло, всю информацию о нихмы получаем из поздних свидетельств. К ранним пифагорейцам относятся самПифагор, Парменикс, Бронтин, Петрон, Алкмеон, Гиппас и др.; к средним –Филолай, Эврит, Менестор, Феодор, и др.
О пифагорейскомсоюзе и образе жизни известно множество фактов, но все в основном из позднейинформации. Пифагорейцы не принимали анархию, и источник законов видели в Боге.Научные открытия считались коллективными и мистическим образом приписывалисьПифагору даже после его смерти. Все пифагорейцы делились на «акусматиков»(послушников) и «математиков» (ученых). Пифагорейский образ жизни опирался наиерархию ценностей: на первое место ставилось прекрасное и благопристойное, ккоторому в том числе относилась и наука, на второе – выгодное и полезное, натретье – приятное. В основу этики они клали «учение о надлежащем», т.е., опобеде над страстями, о подчинении младших старшим, о почитании Пифагора./>4.1.  Пифагор и его учение.
Пифагор связалматематику с мистикой.Он считал, что «все вещи сутьчисла», «самое мудрое – число», и оно управляет всеми вещами.Пифагор пришел к этому выводу так: проходя мимо кузницы, он заметил, чтосовпадающие удары неодинаковых по весу молотов создают различные простейшие созвучия.Но вес молотов можно измерить, и отношение их масс будет выражено каким-точислом. Т.о., качественное явление определяется через количественное, а значит,число управляет всеми вещами, в том числе и духовными. Отсюда положенияПифагора, что «справедливость есть число, помноженное на само себя», а «душаесть гармония» (гармония понималась как отношение чисел). Через этикуматематика оказывается связанной с прославлением созерцательного образа жизни.Идеал созерцательной жизни, поскольку он вел к созданию чистой математики,оказался источникам полезной деятельности.
По Пифагору всечисла обладают формой; они бывают продолговатыми, треугольными, пирамидальными,числа горстей гальки (т.е., дроби) и т.д.
Пифагорейцысчитали, что в основе мироздания лежит число; в основе сущего — единица,монада; все есть совокупность единиц. Космос т.о. был упорядочен числом. Этопредставление было нарушено открытием т. наз. «явления несоизмеримости»,т.е., проблемой иррациональных чисел. Пытаясь найти отношение между сторонойквадрата и его диагональю, пифагорейцы пришли к выводу, что оно не выражаетсяникаким рациональным числом. Это говорило о том, что, какую бы единицу длины мыни выбрали, существуют отрезки, которые не находятся в точном числовомотношении к этой единице, т.е., не существует единого «кванта», монады, лежащейв основе мира.
Пифагор пыталсясвести законы физики к понятиям математики, связывая пять физических элементовс пятью видами правильных многогранников. Он полагал, что тела построены измолекул, состоящих в свою очередь из атомов, упорядоченных в различные формы.
Пифагор так жеучил о «гармонии небесных сфер». Каждая планета, двигаясь вокруг земли поэфиру, издает звук особой высоты; совместно же они образуют мелодию, слышатькоторую мог лишь Пифагор, будто бы обладавший особым слухом. Пифагор приписывалсебе полубожественный характер, утверждая, что он – Эльфиат (сын Гермеса),родившийся через несколько поколений. Он также подразделял разумных существ натри вида: "…люди, боги и существа, подобные Пифагору". Последние, поего словам, происходили из семени лучшего, чем человеческое. Платон утверждал,что душа бессмертна и что она способна переселяться в «другие видыживотных»./>4.2.  Средние пифагорейцы.
Основнымпредставителем среднего пифагореизма считается Филолай. С его именем связываюттакие сочинения, как «Вакханки», «О душе», «О рифмах», «О природе», однакоподлинность их фрагментов до сих пор окончательно не установлена. Существуютсведения, что  Филолай всего лишь пересказал учения либо самого Пифагора, либодругих пифагорейцев.
Филолай такжепытался свести законы физики к понятиям математики. Единица понималась какпространственно-телесная величина, а числа, изображавшиеся как геометрическиефигуры, символизировали качество либо стереометрическую величину. Особое местосреди натуральных чисел занимала «божественная декада» — десятка, понимавшаясякак символ многообразия бытия.
СогласноФилолаю, мироздание состоит из предела, беспредельного и гармонии, где пределесть число, беспредельное — телесное пространство, в своем соединении дающиеорганизованное числом пространство. Истина присуща всем вещам в той мере, вкакой они организованны числом; оно же делает мир познаваемым. Изпротивостояния предела и беспредельного далее выводился целый ряд противоположностей.
По Филолаю,мироздание конечно и состоит из трех частей: Олимпа, Космоса и Урана. В егоцентре находится центральный огонь – Гестия. Вокруг него покоится центральноеядро мира – Уран, в который входят луна, земля и противоземлие – Антихтон.Мироздание покрыто огненной сферой – Олимпом, а между ней и Ураном находитсяКосмос. В нем движутся солнце, пять известных планет и звезды. Филолайпротивопоставлял надлунный мир – Космос подлунному – Урану; в Космосегосподствует предел, в Уране – беспредельное.
Филолай связывалмышление с деятельностью мозга и считал душу бессмертной. Он так же былсторонником учения о метемпсихозе. />/>/>/>5.   Элеаты.
Философскаяшкола элеатов возникла в «Великой Элладе». Элеаты впервые осуществили переходот физической субстанции («первоначала» милетцев) к  собственно философскойсубстанции – бытию; они также впервые поставили основной вопрос философии – осоотношении мышления и бытия./>/>/>/>5.1.  Ксенофан.
Основателем школыэлеатов считается Ксенофан.
Как физик-философКсенофан примыкает к ионийской традиции. Основываясь на том, что в Греции былинайдены камни с отпечатками морских животных, он полагал, что все вещипроизошли из земли и воды: находки говорили о том, что вся земля некогда былапокрыта водой, затем она выступила из мирового океана. Земля простираетсясвоими корнями в бесконечность, именно поэтому она и является субстанциальнымначалом; вода – соучастница земли в творении жизни. Из земли и воды произошлидуши, а также все небесные тела, в том числе луна и солнце. Солнце каждый день новоеи для каждой местности свое.
Ксенофан говорил,что чувства не дают истинной картины мира. Разум также может обманывать, но этуобманчивость можно преодолеть, т.к. она связана со случайностью истины:последняя чаще всего есть результат не систематических измышлений, а догадки. Вцелом же возможность познания не отрицается.
Ксенофанкритиковал представления о богах как о существах, подобных человеку. Он верил вединого, неизменного, вечного Бога. Бог есть чистый ум; он всевидящ, всеслышащ,всезнающ и управляет миром силою своей мысли. Бог не похож на человека; онподобен шару и тождественен космосу./>/>/>/>5.2. Парменид.
Учение Парменида (род. в Элее, акме »504-501гг. до н.э.), изложенное в поэме «О природе», стало основой учения элеатов.Поэма состоит из двух частей: «путь истины» и «путь мнения»; в первойизлагается учение Парменида, во второй — мнения смертных, «лишенные подлиннойдостоверности». По ее сюжету Парменид путешествует к богине справедливостиДике, желая узнать, как устроен мир, на что она отвечает, что все вопросы можноразрешить лишь при помощи разума, и в познании мира слушать нужно лишь его.
В первой части Парменид говорит о бытии, небытии, мышлении. Бытие едино,монолитно, неподвижно, а небытия нет. Обосновывая эти тезисы, Парменид впервыев истории философии прибегает к доказательству, исходя из утверждения о том,что «одно и то же есть мысль о предмете и предмет мысли». Все сущее мыслимо,мышление предметно, т.к. мы не можем мыслить  ни о чем; это значит, что мысльесть истинная мысль лишь тогда, когда она предметна, а предмет лишь тогдапредмет, когда он мыслим. Поэтому небытия не может существовать, т.к. «то, чтоне есть, немыслимо, невыразимо» в силу того, что уже сама мысль о небытииделает его бытием в качестве предмета мысли. Отсюда делается вывод о единстве инеподвижности бытия. Оно едино, ведь разделить его могло бы либо небытие, ноего нет, либо бытие, но тогда бытие фактически не разделено. Бытие неперемещается, т.к. понятие перемещения связано с понятием перехода из одногоместа в другое, а понятие места — с понятием границ. Но за границей бытие можетбыть либо небытие, но его нет, либо бытие, но тогда бытие пребывает везде и неможет переместиться. Аналогично бы не исчезает и не возникает; таким образом,«бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших».
Парменид утверждает, что, поскольку мы обладаем определенным знанием опрошлом, оно на самом деле не может быть прошлым, но в определенном смыследолжно существовать и настоящее время. Этот вывод вновь делается из тезиса отождестве мысли и ее предмета; но это также означает, что не существует такойвещи, как изменение.
Во второй части поэмы речь идет о двух природных началах – огне (свете) иземле (тьме), а так же дается физическая картина мира, центральное место вкоторой отводится Афродите и Эросу. Но т.к. эта картина объявляется Парменидомошибочной, существует мнение, что во второй части Парменид изложил чужоеучение, возможно, пифагорейскую этику./>/>/>/>5.3.  Зенон.
Зенон (род. в Элее, акме »460 г.до н.э.), ученик Парменида, выступил с защитой его учения от возражений состороны других школ. Из всех его трудов — «Споры», «Против философов», «Оприроде» — до нас дошли лишь фрагменты.
Зенон доказывал методом от противного, причем его доказательства былиболее строгими, нежели у Парменида. Рассуждения Зенона назывались «эпихейрема»или «апория». Ему приписывали сорок доказательств единства сущего, и пять — егонеподвижности. Из них до наших дней дошло всего девять.
Доказывая единство бытия, Зенон рассуждал так. Если бытие множественно,то вещей должно быть ровно столько, сколько их есть, т.е., ограниченноеколичество. Но если вещей много, то между каждыми двумя вещами может находитьсяеще одна, а между ними – еще одна, и т.д. до бесконечности, а это значит, чтовещей бесконечно много. Получили противоречие; это значит, что бытие едино.
Наиболее знаменитые апории Зенона против движения — это«Дихотомия», «Стрела», «Ахиллес и черепаха»,«Стадион». Первые две апории доказывают, что движение не может ниначаться, ни закончится при допущении бесконечной делимости пространства,вторые две – при допущении его прерывности. В «Дихотомии» движущийсяпредмет не может начать движение и пройти некий отрезок, т.к. чтобы дойти доего конца, ему необходимо дойти до середины, а до этого – до середины середины,и т.д., т.е., пройти бесконечное множество точек, что невозможно. Апория«Стрела» доказывает, что летящая стрела покоится, т.к. она неподвижнав каждый момент времени. Апория «Медимн пшеницы» ставит проблемуграниц чувственного восприятия. Все эти рассуждения Зенона вызвали в древностибольшое замешательство./>6. Атомисты.
Атомистическоеучение было основано двумя философами — Левкиппом и Демокритом. О жизни первогоиз них известно мало, годы его жизни не установлены, и это дало основаниенекоторым ученым сделать вывод, что Левкипп вообще не существовал, хотя этаточка зрения, скорее всего, неправильная. Их учения трудно разделить, т.к. ониобыкновенно упоминаются совместно и, вероятно, некоторые из работ Левкиппа быливпоследствии приписаны Демокриту. Считается, что Левкипп акцентировал вниманиена атомах, космологии и космогонии, Демокрит — на «малом мирострое»,т.е., человеке. Демокриту (»460-370 гг.до н.э., род. в г. Абдеры) приписывают около 70 сочинений, однако ни одно изних до нас не дошло.
Согласноатомистам, существует два первоначала: бытие и небытие, причем «небытиесуществует нисколько не меньше, чем бытие». И бытие, и небытие беспредельны,они так же не переходят друг в друга. Небытие трактовалось как пустоепространство, внутри которого находится бытие – материя, состоящая из бесконечного числа атомов. Атомы разделены пустотой, которая не оказывает на ихникакого влияния. Вещи состоят из атомов,  поэтому возникновение и уничтожениевещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение – изменениемих порядка и положения. Атомы -  это чувственно невоспринимаемые из-заих малого размера абсолютно плотные частицы. Атомы неделимы вследствиеотсутствия внутри них пустоты и их малых размеров,  вечны, неизменны, не имеютчастей, не превращаются друг в друга, их плотность одинакова. Атомы бескачественны, они не обладают так называемыми вторичными качествами – звуком,вкусом, запахом, цветом и т.д.; все эти свойства возникают вследствиевзаимодействия первичных качеств атомов (формы, величины, а так же их движения)и органов чувств. Движение присуще атомам как вечное свойство; сталкиваясь, ониизменяют направление своего движения. Существует бесконечное число как самихатомов, так и их форм; этим и объясняется огромное разнообразие явлений. Атомыотличаются также порядком, положением и температурой, — сферические атомы, изкоторых состоит огонь, самые горячие.
Атомистыучили, что мир в целом — это беспредельная пустота, наполненная многими мирами,чье число беспредельно. Миры возникают самопроизвольно, естественным образом.Плотность атомов в пустоте различна,  и там, где их скапливается много, они,сталкиваясь, образуют вихрь, из которого возникают земля и небо. Тяжелаяматерия скапливается в центре, легкая – на периферии. Земля – неподвижный центрмира; звезды принадлежат к нашему миру. Каждый мир замкнут, шарообразен ипокрыт особой оболочкой. Миры переходящи, они возникают и гибнут.
СогласноДемокриту, живое возникло из неживого по законам природы без всякого творца иразумной цели. Атомисты уподобляли микрокосм (животных и человека) макрокосму:человек и животные, как и планеты, состоят из атомов и пустоты, а природа икосмос в определенной степени одушевлены. Носители одушевленности и теплоты — сферические атомы — рассеяны всюду; в человеке их концентрация наибольшая.Смерть фактически означает выход таких атомов из тела человека, а потомузагробной жизни нет. Демокрит считал, что самостоятельно развились отзвероподобного состояния к разумному.
Демокритразличал существующее «в действительности» и «в общеммнении». В действительности существуют лишь атомы и пустота, все остальныекачества мира (цвет, звук, запах и т.д.) возникают в наших органах чувств.Однако одни и те же атомы вызывают в нормальных человеческих органах одни и теже ощущения, поэтому вторичные качества мира в определенной степени объективны.Демокрит так же говорил о двух видах познания – чувственном и разумном и развилособую теорию ощущений.
Главныйзакон мироздания атомистов гласил: «Ни одна вещь не происходит попусту, новсе в силу причинной связи и необходимости». Ничто не происходит случайно,а порождается некой причиной, причем причина определяет следствие снеобходимостью. Поэтому случайность субъективна, случайно то, причину чего мыне знаем.
Известно, что Демокрит также развил этические и социальные учения.
Т.о. досократовские школыположили начало формированию философии. Именно в них впервые были заданывопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном и разумномвосприятии, о соотношении бытия и мышления.
 
Литература:
Ø  Чанышев А.Н.; «Курс лекцийпо древней философии»; М., «Высшая школа»; 1981.
Ø  Богомолов А.С.; «Античнаяфилософия»; М., 1982.
Ø  Диоген Лаэртский; «Ожизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; М., 1979.
Ø  Трубецкой С.Н.; «Курсистории древней философии»; М., 1997.
Ø  Философский словарь; под ред.И.Т. Фролова; М., Политиздат, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование лидерства в социально ориентированных объединениях учащейся молодёжи средствами социальной работы
Реферат Анубис
Реферат Излучение электромагнитных волн
Реферат Holocaust Timeline Essay Research Paper Holocaust Timeline1933
Реферат Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Реферат Средства лечебной физкультуры применяемые в детском возрасте
Реферат Реклама в печатных СМИ: кто сегодня формирует аудитории?
Реферат Сабейское царство
Реферат Производство, ассортимент и товароведная оценка сливочного масла
Реферат 1 вопрос. Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма и ее основные черты
Реферат Аббатство
Реферат Безопасность эксплуатации электрического оборудования открытого распределительного устройства напряжением 330 кB
Реферат Зависимость уровня психологической безопасности среды от ценностных ориентаций студентов
Реферат Measuring The Velocity Of Light Essay Research
Реферат Психологические особенности развития детей первого года жизни