Реферат по предмету "Философия"


Основные понятия феноменологии Гуссерля

Министерствообразования и науки Украины
Таврическийнациональный университет
им. В.И.Вернадского
философскийфакультет
Рефератработа  на тему:
«Основныепонятия феноменологии Гуссерля»
                                                                                       
                                                                                           Предмет: «Феноменология»
                                                                                  Выполнил: студент второго
                                                                                                    курсафилософского
                                                                                          факультета Юшков Николай,
                                                                                                     группа ф-2
                                    
Симферополь
2006
          






ВВЕДЕНИЕ
Зачатки феноменологии можно найти в философии Локка,который утверждал о существовании очевидных истин. Однако, наиболее активнофеноменология себя проявила в начале ХХ века, работами известных немецкихклассиков, а именно представителей знаменитых Геттингенской и Мюнхенской школ. Классическая феноменология призвана рассмотреть проблемы самосознания и рефлексии, проблемы описания различных форм и уровней деятельности сознания, проблемы очевидности и собственного сознания.
В каждом философском учении существуют такиепредставители, которых можно охарактеризовать «законодателями мод».Феноменология, которая является одной из наиболее популярных систем познаваниямира, не является исключением. В её лоне тоже есть свои корифеи, работы,которых называют классикой. Речь идёт о таких великих философов, как ФранцБрентано, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер и других. Именно в их работахвстречаются основные понятия феноменологии, которые и стали объектами данногореферата.
Эта работа призвана раскрыть основополагающие понятия итермины феноменологии, что бы убедится в исключительной независимости этогоучения, а также в его необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
           Термин«Феноменология» ещё раньше был предметом философии Гегеля. Им в 1807 году былаопубликована работа под названием «Феноменология духа», в которой давалосьпроисхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: господствомирового разума в мире, абсолютной идеи, которая и создаёт окружающуюдействительность. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показалнеобходимость его развития.
           ВXIX в. и даже ранее термин «феноменология» имел самые различныезначения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. онстал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и каклюбой описательный метод изучения данной темы.
        А.Н.Суворова в своїй работие под названием «Введение в современную философию» пишет, что: «… первые же шаги феноменологическойфилософии связаны с именем Э.Гуссерля — математика, логика, философа, и вырослинепосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самомначале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб вГеттингеме. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент историифеноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописиГуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться«Гуссерлиана»,- полное собрание сочинений философа с комметариями»[1].
        Онразвил «чистую феноменологию» — процедуру, основывающуюся наисследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовалисключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания.Цель этого метода — прояснение существенной природы ментальных актов и темсамым истин, которые являются источниками человеческого знания.
ФеноменологияГуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, егоучителя по университету в Вене.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ
Феномен интенциональности был предложен знаменитымучителем Гуссерля Францем Брентано. Оно является одним из наиболее важнейшихпонятий феноменологии. В исследовании интенционального сознания акцентперенесен с «что», или «выносимого за скобки» бытия предмета, на его «как», илимногообразие способов данности предмета.
        Наполнениеинтенции бытийным содержанием Гуссерль называет истиной, а ее переживание всуждении — очевидностью. Понятие интенциональности и интенционального сознаниясвязываются в феноменологии Гуссерля первоначально с задачей обоснованиязнания, достижимого в рамках некой новой науки или наукоучения.
           Понятиеинтенциональности характеризует психические феномены. Гуссерль считал, чтосознание характеризуется направленностью на предмет. Оно всегда направлено начто-то, является «сознанием… о». Это отношение сознания зависит отнего самого, а не от предмета, то есть, направленность сознания определяетсяего типом. Главное в интенциональности – момент соотнесенности сознания кобъекту. Эта интенциональность всегда присутствует в акте сознания,переживания, независимо от того, существует ли объект, или нет.


ФЕНОМЕН
Гуссерль называетфеноменом «явление предмета в сознании» или сам процесс такового «явленияпредметом себя» в сознании. «Всякий феномен имеет свою собственнуюинтенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постояннорасширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанныхкомпонентов»[2].
           Винтенциональности сознания впервые возникает феномен сознания, вотличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляетсяпредмет-существующий.
  Гуссерль различает феномен сознания (или чистоесознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание,проявление). Самим можно различить, например, феномен зла (чистое зло, зло как оно есть) и явление зла (проявление зла в содеянном) и т.д.


ЭПОХЭ
«Наше универсальноеэпохэ заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир (который простоздесь есть), из поля субъекта, представляющего на его месте так-то и так-топереживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый всуждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, «заключенный вскобки» мир. Является не мир или часть его, но «смысл» мира.Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов,полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам«заключенным в скобки».»[3]
Девиз «Возвращение кпредметам» означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствахпредметов,- это и есть знаменитое эпохеГуссерля.


НОЭМА И НОЭЗИС
«Значениепредмета»в понимании Гуссерля, т.е. как«смысл предмета», есть «ноэма»(от греч.: «noema» — «мысль»), т.е. мысленное содержание опредмете, или, другими словами, предметноесодержание мысли.
             Ноэзис является моментом интенциональногосвершения актов сознания или способом данности предмета. Он содержит двакомпонента: компонент ощущения  икомпонент смыслообразования. Ноэма представляет собой интенциональный коррелятноэзиса. Она фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия. Это содержаниеили бытие предмета является идентичным в многообразии способов данностипредмета или в множестве конкретных ноэтических переживаний.
Например, один итот же предмет может быть наделён под-час противоположными смыслами, как говоряо Луне можно иметь ввиду как естественный спутник Земли, а также описывать еёжабой, как это делал Сергей Есенин:
               «Золотою лягушкой луна
               Распласталась на тихой воде.
               Словно яблонный цвет, седина
               У отца пролилась в бороде»[4]
Короче говоря,феноменология должна различать явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование,ноэзис).



ГОРИЗОНТ
Работа Гуссерля вобласти описания интенционального сознания приводит его к таким новым понятиемили моделям этого сознания, как внутреннее время-сознание и сознание-горизонт.Внутреннее время-сознание — это предпосылка понимания сознания как потокапереживаний. Исходным моментом в этом потоке является точка «теперь»настоящего времени, вокруг которой — в горизонте сознания — собраны только-что-бывшееи возможное будущее. Сознание в точке «теперь» постоянно соотнесеносо своим временным горизонтом. Эта соотнесенность позволяет воспринимать,вспоминать и представлять нечто только возможное: «Только что обсуждавшаяся нами всеобщая своеобразнаячерта переживаний как возможных данностей рефлектирующего (имманентного)восприятия есть составная часть иного, куда более широкого своеобразия,выражающегося в сущностном законе: любое переживание не только, с точки зрениявременной последовательности, пребывает в существенно замкнутой в себевзаимосвязи переживания, но также и с точки зрения одновременности. Этоозначает, что любое переживание теперь обладает горизонтом из переживаний,которые, как и оно, тоже обладают формой первозданности (из самогопервоисточника) „теперь" и как таковые составляют единый первозданныйгоризонт для такого-то чистого Я, его совокупного первозданного (из самого первоисточника)сознания теперь»[5].
        Помнению А.Н. Суворовой, «… горизонт означает точку, из которой временит будущее,следовательно, горизонт — это уже не точка, а основание будущего. Жизненный мири горизонт — формы актуальностей, в которых сконцентрированы формы будущности.Очень упрощенно можно различить жизненный мир и горизонт какактуально-пространственный и актуально-временной аспекты жизнепереживания, какинтерсубъективные (пространственные и временные, соответственно), условиявстречи сознания с предметом»[6].


        ИТОГ
        Ноэма и Нозиз позволяют нампостигнуть суть сознания путём распада его на явление и феномен. Феномен в своюочередь сам по себе служит доказательством существования последних двух. Асозданная Брентано и разработанная Гуссерлем идея интенциональности помогламногим разобраться в системе отношение «сознание-предмет». 
        Условно все эти термины можносвести к понятию «жизненного мира», как совокупности верований первичных любомуопыту и любому познанию в котором, все они себя являют.
        Созданные (доработанные) Гуссерлем понятия служатдоказательством наполненности феноменологии, как многомерного и общегофилософского течения, способного решать многие задачи, адекватныесовременности, на пример противоречий в области научного знания.
         







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.    Гуссерль Э. Феноменология.//«Логос» 1991 №1, с.12-21
2.    СувороваА.Н.Введение всовременную философию(http://www.philosophy.ru/edu/ref/suvorova/)
3.     Эдмунд Гуссерль «Идеи к чистой феноменологии ифеноменологической философии»
(http://elenakosilova.narod.ru/)
4.  Есенин С. «Полное собраниесочинений» // М.: «Школьная литература» 1991


[1] Суворова А.Н. Введение в современнуюфилософию.
[2] Гуссерль Э. Феноменология
[3] Гуссерль Э., там же
[4] Есенин С. стихотворение1918 года «Полное собрание сочинений»
[5] Эдмунд Гуссерль «Идеи кчистой феноменологии и феноменологической философии»
[6] Суворова А.Н., указ. соч.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Http://koob ru Милорад павич
Реферат Sai это Вы для горной 3-ки наисали,а он про пешую говорит
Реферат Економічна ефективність виробництва
Реферат A Family of Scientists
Реферат About The Witch Of Blackbird Pond Essay
Реферат Уява як психічний процес
Реферат Люсі Грей або Самотність
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия СПФ Туча РУП Кристалл
Реферат Из истории религии: ранний этап становления человеческого общества
Реферат Направления совершенствования банковского кредитования на примере АКБ Заречье ОАО
Реферат Жизненный путь узбекского поэта Алишера Навои
Реферат Системные связи в лексике русского литературного языка донациональной эпохи (на материале рукописных книг Пролога XIII-XVII вв.
Реферат Политическая культура как состояние и условие развитие общества
Реферат Деньги России в 1920 – 1930-х гг.
Реферат Антропогенное загрязнение среды