Реферат по предмету "Философия"


Общество и его структура

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине:«Философия»
Тема:
«Общество и егоструктура»

Содержание
Введение
1. Понятие общества
2. Происхождение общества
3. Социальная структураобщества
Заключение
Библиографический список

Введение
Современныймир живет в состоянии неустойчивости и неуверенности. И люди вполне этоосознают. «Ни для кого не было бы неожиданностью, если бы однажды безумиевдруг прорвалось в слепое неистовство», которое оставило бы после себяцивилизацию в руинах. "… Моторы продолжали бы вращаться, а знамена — реять, но человеческий дух исчез бы навсегда" (Й. Хейзинга). Но все жечеловек не утратил надежды. И если цивилизация будет спасена и не потонет ввеках варварства, тогда совершенно необходимо, чтобы ныне живущие отдавали себеотчет в том, в каком обществе они живут, каковы его интенции и чего не следуетделать, чтобы не допустить катастрофы.
На первыйвзгляд совершенно очевидно, что общество существует как данность. Этот тезисимеет эмпирическое подтверждение, ибо мы все в нем живем. Но что такоеобщество? Как оно возможно? Каким оно может быть?
Обычныйчеловек скорее всего не поймет даже смысла этих вопросов. Он сам и его предкижили в обществе. И оно воспринимается ими как данность. Но уже люди, которыеберут на себя труд пойти несколько глубже, в частности философы, рассматриваютобщество прежде всего как дело рук человека. Такова старая идея И. Канта,который полагал, что интересующие нас явления можно понять только какрезультаты человеческой деятельности.
Общественнаяжизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего интереса ученых ифилософов. Она изучается различными науками – социологией, историей,политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией и т.д. Задачанауки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессеповторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотянаучное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимообществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативныевозможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритетысегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

1. Понятие общества
Общество –это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностибольших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Обществовыстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов.Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием еговключенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.[1]
Знакомство сфилософскими трудами показывает, что термин «общество» используется в них внескольких взаимосвязанных смыслах, отличающихся друг от друга уровнемабстракции, теоретического обобщения. Специалист по социальной философии можетименовать обществом реальные субъекты исторического процесса, которые выступаютв виде конкретных самодостаточных социальных организмов и имеют вполнеопределенные координаты в пространственно-временном континууме человеческойистории (именно их имеют в виду, когда говорят, например, о польском,российском или японском обществах). Иной уровень абстракции используется тогда,когда философ переходит из сферы реалий в сферу универсалий и именует обществомисторически-конкретные типы социальной организации: феодальное общество,капиталистическое общество и т. п. Еще один шаг по лестнице абстракций ведетнас к созданию логической модели «общества вообще» — идеального типа, синтезирующегосущественные свойства и признаки любого самодостаточного социальногоколлектива, существовавшего, существующего или способного существовать вистории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик. Во всех этихслучаях, как мы видим, термин «общество» используется для обозначения формсоциальной коллективности, реальных или типизированных сообществ людей.[2]
Общество –это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих междусобой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. Врезультате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств испособов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само обществопредстает как совокупность общественных отношений.
Эти отношенияносят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективныхпотребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваютсявместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, системаобщественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шагповедения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвеннообусловливает основное содержание и направленность его деятельности иповедения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует подвлиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых,национальных, семейно-бытовых и других.
Такимобразом, в качестве системообразующих факторов существования и развитияобщества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей)и их общественные отношения.
Все, чтосуществует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, ихпотребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и ихразрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательнойили же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всегосоциального и специфический способ его существования. При этом любаядеятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.
Деятельностьлюдей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественногобытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об ихпроизводственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной,эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих имобщественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных впредметах материальной культуры, социально-политическом строе общества,духовных ценностях и т. д. Значение всех этих факторов определяется тем,насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей,созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.[3]
2. Происхождениеобщества
Попытка научногоописания происхождения общества делались в рамках марксистской орудийно –трудовой теории, согласно которой труд, а затем и членораздельная речь создаличеловека. Не отрицая значение орудий труда мы тем не менее не находим в научныхфактах сколько-нибудь внятного подтверждения этой гипотезы. З. Фрейд усматривалисточник происхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенноне подтверждается этнографическими исследованиями. Й. Хейзинга видит в игре иигровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формулируетчеловека. Эрнст Кассирер (1875-1945) выдвинул символическую концепциюпроисхождения человека и его культуры. Согласно Кассиреру, человек не обладалприродными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. шанс на выживаниебыл дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение другихживотных и подражать им. Это позволило нашим далеким предкам выйти за пределысвоей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. В своюочередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковойсимволики, а затем и речи.
Возникновениеобщества совпадает с возникновением человека. Предполагается, в частности, чточеловек возник в результате длительной эволюции от обезьяны австралопитековоготипа. Эволюция, насчитывающаямиллионы лет, завершилась возникновениемчеловекообразных существ (гоминид). Период их существования составляет примерно2 млн. лет. вполне вероятно, что наиболее развитые представители гоминид (ониполучили название «пресапиенсы») в процессе своей эволюции в брачные связи сменее развитыми человекообразными существами, что предположительно обусловилорасовое многообразие человечества.
Для добыванияпищи, оборудования жилища, изготовления одежды в основном из шкур животныхпресапиенсы пользовались грубо обработанными каменными орудиями, изделиями издерева. кости. Использование огня заметно отличало их от животных. Они умелирисовать, что свидетельствовало о развитой системы коммуникации. а так жевладели звуковой речью. Эти существа не были в полном смысле людьми, но и небыли животными.
Можнопредположить, что важнейшим фактором превращения животного стада в человеческоесообщество было формирование способности фиксировать в знаковой системе ипередавать из поколение в поколение накопленный опыт. Показ, пример, системазапретов и ограничений получали своё выражение не только в невербальных, но и впостепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Среди наиболееизвестных выделяют запреты, связанные с поведением в отношении пищи, а такжесексуальные ограничения, и в первую очередь – запрет инцеста. Они имели далекоидущие последствия. Это позволило упорядочить систему брачных связей, наладитьобмен женщинами, а затем по аналогии с ним – обмен пищей, изделиями, словами –знаками. Названные процессы способствовали установлению норм общения, поведенияи отношений между людьми и необходимостью их соблюдения. Не имея шансов выжитьвне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормыповседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как системасовместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленныхпотребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями,нормами и ценностями.
Нормыраспространяются на все области жизнедеятельности человека и создаютпредпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы трансформацию нипереживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы,возникшие вместе с человеческим родом.[4]
Еслиобратиться к истории, то обнаружится, что есть два больших типа целостностей,объединяющих людей. Первый, изначальный, просматривается на всю глубинуисторического видения. Это семья, род, племя, родовые и племенные союзы. Ихможно объединить под 'названием традиционных или архаических локальных групп.Эти общности представляют собой форму совместного бытия или взаимодействиялюдей, объединенных общим происхождением, языком, судьбой, взглядами на мир.Второй тип социальности возникает в ходе становления государства и цивилизациии представляет собой «большое общество», т.е. фактически тип современногообщества. Его природа, законы,способы, формы функционирования иные. Переход к большому обществу – процесс исторический. Очевидно,существовала объективная потребность превращения родовых и племенных групп,насчитывающих по нескольку десятков или сотен человек, в большие сообщества,качественно отличавшиеся от локальных.[5]
Становлениебольшого общества – процесс долгий, противоречивый, осложняемый зигзагами ипопятными движениями. Обретая новые качества социальности, люди утрачивалипривычные условия жизни, чувство защищенности, устойчивости, душевногокомфорта, которые в известной мере обеспечивал локальный мир. Более того, самчеловек, как и окружающий контекст, менялся, становился другим, посколькувынужден был осваивать принципиально иные «механизмы» бытия и общения в большомобществе… В момент утверждениябольшого общества в мировой истории, когда ранние государства были окруженыокеаном догосударст-венной стихии, вопрос стоял о жизни и смерти новой формычеловеческого бытия. Она не располагала силами для ассимиляции этой стихии.Поэтому она чаще всего уничтожала противостоящую ей локалистскую,догосударственную социальность, нередко превращая в пустыню населенные земли,уничтожая племена и народы. Это было, конечно, жестоко, но речь шла о выживаниибольшого общества – прообраза современного.[6]
обществосоциальная структура
3. Структураобщества
Сложныйхарактер развития общества определяется его весьма сложной структурой,действием в нем многих неоднородных факторов.
Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественноговзаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью,зависит и оценка общества как справедливого или несправедливого, и пониманиетого, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.
Со времени распада первобытной общности важнейшим условиемпрогрессивного развития общества становится общественное разделение труда. Большинствонаселения вынуждено было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чистофизическим трудом. В то же время незначительная часть населения — правящие,привилегированные слои общества — освобождалась от этого бремени. Эти слоиимели свободное время и возможность для занятий творческой деятельностью всфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего вели праздныйобраз жизни, лишенный возвышенных целей.
Общественное разделение труда стало постоянным и неизменнымсвойством общества как целостного, функционирующего социального организма. Напротяжении многих столетий философская мысль тщетно искала пути преодолениясословно-классового разделения общества, превращения труда в сферематериального производства в разновидность творческой деятельности.
В любомсовременном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а такженациональные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуютэкономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношенияобразуют социальную структуру общества.
В основесоциальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношениесобственности на средства производства и его продукты. На базе общественногоразделения труда появляются такие социальные группы, как классы,профессиональные группы, а также большие группы людей города и деревни,умственного и физического труда. Отношения собственности экономическизакрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри негосоциальную структуру.
К основнымэлементам социальной структуры общества относятся: классы; люди города идеревни; представители физического и умственного труда; сословия (т. е.социальные группы, место в обществе которых определяется не только ихположением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимисятрадициями и правовыми актами); социально-демографические группы – молодежь,женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации,этнические группы и др.
Почти все этисоциальные группы и национальные общности неоднородны по составу и, в своюочередь, делятся на отдельные слои и группы с их собственными экономическими,социальными, политическими и другими интересами. На это обращает вниманиераспространенная в западной социологии теория стратификации, делящая обществона различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов,профессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.[7]
Идеисоциальной стратификации были развиты П. Сорокиным. Страта (слой, пласт) – этогруппа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа исущность социальной стратификации – в неравномерном распределении прав ипривилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния.
М. Вебер ввелэкономический критерий принадлежности к определенной страте – класс (уровеньдоходов), политический критерий (принадлежность к определенной партии),социальной в узком смысле (статус и престиж).
Статус – этоположение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением ит.д.
Престиж – этооценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная вобщественном мнении.
Сорокинвыделил три стратификационные структуры: экономическую. политическую,профессиональную.[8]
Социальныеразличия между представителями различных страт объективны. Однако стратификацияможет быть действенным средством регуляции общественных отношений только вслучае осознания социального неравенства, признания его неизбежности в целом иодновременно – стремление каждого повысить свое положение в социальной иерархии.По мнению Сорокина, социальная стратификация — это постоянная характеристикалюбого организованного общества. «Общество без расслоения, с реальнымравенством их членов – миф, так никогда и не ставшей реальностью за всю историючеловечества».[9]

Заключение
Можноотметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современногообщества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциацииобщества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в миреинтеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитиесоциальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер исодержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближениюдругих условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.
В своейсоциальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции. Даннаяполитика направлена на регулирование отношений между всеми социальнымигруппами, на согласование их интересов. Главное здесь – создание условий, дляих нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая приэтом принципы социальной справедливости.
Однако решатьэти проблемы весьма нелегко. Российское общество вступило в переходный периодсвоего развития, когда совершается ломка прежних социально-экономическихотношений и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законамрыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социальногоравновесия, что ведет к социальной нестабильности. Речь идет прежде всего орезком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили своебогатство незаконными путями), о пошатнувшемся социально-экономическомположении многих людей и социальных групп. Все это порождает глубокие и острыесоциальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровнясоциальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании имсоответствующей материальной помощи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться вновых условиях – приобрести новые профессии, освоить новые для них видыпроизводственной, в том числе предпринимательской, деятельности. Главное, чтобыэта деятельность была общественно полезной.

Библиографическийсписок
1. Алексеев,В.О. Философия. Конспект лекций. Режим доступа: www.alleng.ru/d/phil/phil048.htm
2. Балашов,Л. Е. Философия: Учебник/ Л.Е. Балашов. 3-е изд., с испр. и доп. – М.:Дашков и К, 2009. – 664 с.
3. Бучило,Н.Ф. Философия: Учебное пособие/ Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: ПЕР СЭ, 2001.– 477с.
4. Кириленко,Г.Г. Философия./Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов М.: СЛОВО; ЭКСМО, 2003. – 672
5. Лавриенко,В.Н. Философия: Учебник/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –2-е изд., испр. идоп. – M.: Юристъ, 2004. – 511 с.
6. Миронов, В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова.– М.: Норма, 2005. – 928 с.
7. Митрошенкова,О.А. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики,2002. – 655 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Great Expectations 2
Реферат Приватизація вітчизняний досвід
Реферат Дидактична гра в системі організаційних форм навчання
Реферат Водные и почвенные ресурсы России. Растительный и животный мир
Реферат Oпера "Русалка"
Реферат Формы и системы оплаты труда 9
Реферат Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе применения кейс-метода
Реферат Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения
Реферат Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях
Реферат Twoway Communication Essay Research Paper Twoway communication
Реферат Vi всероссийское совещание минералогия урала – 2011
Реферат Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста воспитывающихся в 2
Реферат Хоккей на траве
Реферат Краткое содержание Тонио Крёгер Томас Манн
Реферат Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бриге