Реферат по предмету "Философия"


Наука – источник знаний и суеверий

Юлий Анатольевич Шрейдер(1927-1998) – математик, кибернетик, философ, автор большого количества книг истатей по философии. Его работы стали классическими в российской философскойлитературе. В 1969 г. в журнале «Новый мир» была опубликована статья«Наука – источник знаний и суеверий», состоящая из 4 глав.
В первой главе статьирассматривается вопрос о месте научного знания в жизни нашего общества. Еслисовершить экскурс в историю человеческой цивилизации, то можно заметитьопределяющую роль науки. Начиная с древних цивилизаций Востока, Египта,Месопотамии, Вавилона, Китая человек сделал первые твёрдые шаги на пути ковладению и осмыслению окружающего мира и осознанию своего места в нем. Нарядус формированием в центрах древней культуры первых религиозно-философскихтечений начинают свое развитие научные знания. Так в Древнем Китае былизобретен компас, прототип сейсмографа небесный глобус. Китайские ученыеуточнили значение числа Пи. Изобретение бумаги и туши создали условия дляначала книгопечатания.
Шумерская культура былаколыбелью культуры всего человечества. Именно шумеры изобрели колесо, гончарныйкруг, первыми научились выплавлять бронзу и изготавливать цветное стекло.Шумерские астрологи установили, что год состоит из 365 дней и поделили его на12 месяцев. Эти факты свидетельствуют о том, что наука в любой известной намкультуре влияла на прогресс общества и развитие производительных сил.
В современном мире рольнауки невозможно переоценить. Она стала основой нашего мировосприятия,фундаментом наших представлений об окружающем мире. Сегодня научные знанияпроникают во все сферы жизнедеятельности общества и во все области культуры.Люди с уважением и доверием относятся к науке, верят в надёжность научныхсведений, в то время как специалисты в той или иной области могут критическиотноситься к теориям и гипотезам.
Наука и искусство –неотъемлемые части нашей жизни. Если наука направлена на объяснение разныхявлений жизни, решение жизненно важных проблем существования, то искусствообращено к эмоциональному миру человека. Искусство хотя и не дает никакогодополнительного знания по отношению к научному, зато приносит эстетическоенаслаждение, формирует культуру общества. Сегодня развиваются точные научныеметоды изучения выразительных средств искусства, например, компьютерныеаранжировки и моделирование музыкальных произведений.
Современный человек веритв общезначимость научного знания. И вместе с тем необходимо признать, чтоискусство тоже дает определенные знания о мире.
В современном мире длянауки практически нет запретных областей. Некоторые ученые не разделяют этуточку зрения с этических позиций. Вместе с тем наше воображение поражаютразнообразные научные открытия, которые еще недавно казались фантастикой.Создаётся уверенность во всемогуществе науки. Велико желание людей расширитьсферу научного познания, получить все знания о мире с научной ясностью идостоверностью. Веря в научный прогресс и безграничную мощь науки, мы стремимсяв наших суждениях о разных сферах жизни и жанрах (видах) искусства опираться нанаучные методы.
Необходимо ясно пониматьприроду научных истин и научных доказательств. Точные и естественные наукихарактеризуются конкретностью результатов, которые справедливы при строгоопределенных условиях. При их нарушении доказанное теряет силу.
Содержательными являютсялишь те научные факты, которые дают возможность экстраполяции – перенесениедобытых данных на общую ситуацию.
Автор статьи утверждает,что наука не может жить без философии, так как необходимо философскоеосмысление конкретных научных фактов. В наше время научное знание о мирезанимает важнейшее место в системе знаний, которой располагает человечество.Вопрос о достоверности научного знания важен и для самих ученых и для общества.
Неверное решение проблемнаучной истинности влечёт за собой многочисленные суеверия, то есть ложныеверования. Эти суеверия связаны с переносом научно смоделированных фактов нареальную действительность. Так П. А. Флоренский в работе «Мнимости вгеометрии» сравнивает изучаемую действительность со стихотворением, а модель спереводом этого стихотворения на другой язык.
Суеверия возникают принарушении закона соразмерности: точность доказательств должна соответствоватьточности утверждения.
Люди верят в способностьнауки решить все проблемы: научные, технические, социальные. Сегодня обществоне удивляют научные сенсации, а удивляет невозможность решения ряда проблем. Досих пор не решена проблема лечения рака и СПИДа. Не найден способ управлятьтермоядерной реакцией. Даже сегодня аварийный реактор Чернобыльской АЭС,находящийся под саркофагом, представляет большую опасность.
Своего рода суевериемявляется уверенность в непреложности научных истин.
В нашем обществе бытуетмнение о существовании внеземных цивилизаций; многие считают, что это доказанонаукой. Эту идею еще в 16 веке высказал Джордано Бруно.
Но никаких доказательствсуществования космических цивилизаций не было ни у Джордано Бруно, нет их и усовременной науки. Эта тема часто освещается в произведенияхписателей-фантастов. Хотя известно, что фантастика часто воплощается в жизнь.Пример тому – гиперболоид инженера Гарина, который предвосхитил созданиелазерного луча.
Развитиеэлектронно-вычислительной техники сделало возможным ее применение в творческихобластях. Сегодня машина может играть в шахматы, переводить тексты, составлятьграфики и расписания, даже сочиняет музыку. Машина имитирует умственнуюдеятельность. В нашем обществе распространено мнение, что наука может создаватьмыслящих роботов, а человек – не более чем сложный автомат. Может в будущем этостанет возможным, но сегодня важную роль в управлении техникой играетчеловеческий фактор. Человек ведь отличается от машины наличием эмоциональногомира, духовностью. Часто там, где не справляются машины, люди творят чудеса.Известен факт, что при ликвидации последствий Чернобыльской аварии самыесложные роботы выходили из строя, а люди самоотверженно делали свою работу.
Автор статьи поднимаетвопрос о всеведении науки на современном этапе ее развития на примере явлениятелепатии, телекинеза, и тому подобное. Эту область явлений целиком нельзяотнести к суевериям. Современная физика не знает материальной субстанции,которая может переносить телепатическую информацию, но это не означает, что такаясубстанция не будет открыта в будущем.
В научной среде возниклисуеверия, связанные со спиритическими явлениями при изучении свойств эфира иэлектромагнитных излучений, исследовании подсознания.
Научные мифы могут иметьтяжелые социальные последствия. Например, философская концепция фатализмаЛапласа приводит к мнению о невозможности человека нести ответственность засвои поступки когда все развитие мира предопределено состоянием мира в данныймомент.
Инструментом научногопознания мира является модель, которую можно совершенствовать, менять.
Для просвещения, котороепопуляризирует научные истины, очень нужна философия. Она позволяет вернооценить значение науки в познании мира, помогает отличать научные факты отсуеверий.
Во второй главе статьиавтор освещает проблему истинности и содержательности научных утверждений. Вматематике и логике при установлении научной истины используют два видаутверждений: аксиомы и теоремы. В естественных науках велика роль научнойгипотезы – предположения. Проверка истинности теоремы состоит в еедоказательстве. Аксиомы принимаются без доказательств. Вместо вопроса об истинностиаксиом возникает вопрос о непротиворечивости данной системы аксиом, возможностипринятия ее основной теории. Открытие Лобачевского в области геометрии помоглопонять ему, что аксиомы не нуждаются в проверке истинности.
С математической точкизрения геометрия Эвклида и геометрия Лобачевского одинаково истинны. Новозникает законный вопрос: какая геометрия справедлива для реального мира?Геометрия как математическая теория и геометрические свойства мира – это разныекатегории, которые связаны с физическими гипотезами.
Следовательно, существуеттри вида научных утверждений. Это аксиомы, истинность которых не вызываетвопроса, гипотезы, истинность которых проверяется развитием теории иэксперимента, и теоремы, которые доказываются на основе системы аксиом игипотез.
Гипотеза признаетсяверной после ее первого экспериментального подтверждения.
В каждой новой теориипоявляются новые непроверяемые утверждения, что свидетельствует онеисчерпаемости познания мира.
Каждый ученый, работающийв определенной области, может допустить ошибку в логическом выводе илипредположении. Это порождает отсутствие уверенности в своей непогрешимости,стремление к проверке выводов любой теории, характерное для научного мышления.
В своей работе ученыйопирается на некоторые положения – догматы, которые не имеют доказательств ипринимаются на веру. Существуют общепринятые в науке догматы.
1. Таким догматомявляется объективность существования мира и его закономерностей.
2. Любой ученый признаетдогмат, который состоит в уверенности, что он добывает объективную истину омире.
3. Догмат заключается втом, что мир признается логичным, что разнообразные научные сведения о миремогут быть уложены в стройную систему.
Характерная черта научныхутверждений – их достоверность, истинность. Но существуют теории,рассматривающие не только истинность или ложность высказываний, но и ихсмысловую структуру, то есть количество смысловой информации. Содержательностьнаучного факта разумно оценивать количеством информации для нашей системызнаний.
Существует несколькоконцепций информации, оценивающих содержательность факта. В шэнноновскойконцепции информация содержательность определяется новизной факта. С точкизрения А. Н. Колмогорова содержательность факта следует оценитьтрудностью его получения.
В духе семантическойтеории информации содержательность научной истины следует оценивать уровнем еевлияния на представления науки в целом.
Принятие последнейконцепции приводит к важным следствиям:
1. Содержательностьоткрытия зависит от существующего уровня науки.
2. Содержательностьнаучного открытия для науки не совпадает с его информативностью для широкойпублики.
Возникает проблема –найти принцип, определяющий, какие понятия можно вводить в науку. Размытыепонятия требуют уточняющих, строгих понятий. Строгое понятие, которое позволяетпридать точный смысл размытому понятию, называется его экспликацией.
Автор отстаивает тезис онеобходимости размытых понятий, несмотря на то, что развитие математики ифизики было связано с поисками точных формулировок основных понятий. Размытыепонятия позволяют видеть содержательные связи между фактами и их историческуюпереемственность .
Часто проблемысовременной науки имеют древние истоки. В этом смысле показателен примеркибернетики, основной проблемой которой является анализ способов управлениясистемой для противостояния внешнему хаосу. Хаос – отсутствие порядка. Автор книги«Кибернетика и общество» Н. Винер дает понимание хаоса, сравнивая его спредставлением о дьяволе св. Августина. Так отголоски старинных споровпроникают в ультрасовременную науку.
Современная теориямножеств, зародившаяся в трудах Георга Кантора и ставшая основойматематического анализа, возникла из размышлений философа над свойствами святойтроицы. Так теологическая проблема привела к важному научному вопросу.
Переход от точных научныхутверждений к размытым свойствам реального мира требует большой осторожности,чтобы выводы, правильные для модели, не потеряли свой смысл.
В третьей главе статьиавтор затрагивает вопрос научного обоснования этических проблем и моральныхпринципов общества. Мораль имеет свои различия в зависимости от социальнойсреды, профессии, национальности. Предмет философии состоит в изученииобщечеловеческих принципов морали. Автор выделяет три вида различий в подходе кэтой проблеме.
1. Различие цели:стремление к благу общества или к благу индивидуума.
2. Различие в постановкевопроса об источнике моральных принципов.
3. Различие впредпосылках о субъекте морали: признаем ли мы человека по природе добрым илигреховным, способным ощущать различие добра и зла.
Законы моралинепосредственно связаны с понятием блага – общественного или индивидуального.Философские основы этики связаны с глубинными принципами жизни, а попыткивывести эти принципы точных наук приводят к суевериям.
На примере статьиН. Амосова автор показывает моральные проблемы, связанные с развитиеммедицины. Медицина, по мнению Амосова, не угрожает обществу. А если вспомнитьэксперименты над людьми в гитлеровских лагерях, создание бактериологическогооружия? Сегодня широко развернулась полемика по поводу вреда и пользы прививок.Общество будоражит вопрос возникновения разнообразных вирусов гриппа.
Этические проблемымедицины приобретают все большее значение.
Рассказывая о проделанныхим сложных операциях на сердце, Амосов говорит о существовании психологическогобарьера, о мучительных сомнениях хирурга после операции с летальным исходом, обответственности врача за свои решения.
По мнению Ю. Шрейдеранеобходимо твердо осознать бесконечную ценность человеческой жизни. Оноспаривает тезис Амосова, что живые организмы – это сложные системы,построенные по принципам машины. Из этого вытекает вывод, что жизнь небесценна, а исчислима как ценность сложной системы (машины). Амосов делаетвывод, что допустимо брать органы у людей с необратимыми заболеваниями, чтобыпересаживать их другим индивидуумам общества. А этично ли это?
Развитие медициныподнимает ряд этических проблем. Единственный моральный путь отодвигать границумежду живым и неживым все дальше.
Человек всегда стремитсяобеспечить себе чувство правоты. Но нельзя освобождаться от ответственности,отказываться от веры в бесконечную ценность человеческой личности. Каждыйчеловек должен сознавать свою нравственную ответственность в любом поступке.
В четвёртой главе статьиавтор поднимает вопрос о том, как наука помогает противостоять суевериям. Наукавлияет на духовную жизнь общества, играет важную роль в общественном знании. Помнению автора, наука не только рассеивает суеверия, но может их порождать.
Главная цель науки –поиск истины. Учёные в своей работе стремятся к содержательному результату,который влечёт за собой новые вопросы и проблемы. Но когда целью учёногостановится не поиск истины, а достижение быстрого успеха, то возникает ненаучные результаты, а мифы.
В современной наукеосновной тенденцией является стремление к взаимодействию отдельных областейзнания. В развитии науки можно заметить возможность единства многообразии форм.Аналогичный вопрос стоит перед современным обществом: может ли человеческое обществосуществовать как единое целое вопреки делению по национальным, социальным,языковым признакам?
Можно наблюдать, чтоточные науки развивают связи с гуманитарными науками, с искусством, философией.Возникает вопрос: является ли наука частью общего единого знания о мире? Чтобыразобраться в месте и роли научного знания, необходимо сочетать анализ научныхданных с философским осмыслением. Эту мысль автор подтверждает примеромизвестного геолога и палеонтолога Тейяр де Шардена, который в своей книге«Феномен человека» осмыслил и подытожил свои представления об эволюции жизни ичеловечества, которое представляется единым целым, связанным биологической,культурной, социальной общностью.
Возникновение суеверийсвязано с неполным знанием, с непониманием смысла научных результатов.Суеверия, возникающие у учёного, связаны с неготовностью воспринимать науку какчасть человеческого знания.
Для любого человекавозникает вопрос: Как противостоять суевериям той среды и культуры в которой онживёт? Как стать полноценным членом общества? Надо уметь противостоятьпредрассудкам этой среды.
Смысл современногопросвещения состоит в том, чтобы показать общечеловеческие связи каждойконкретной культуры, связать специальные знания в цельное представление о мире.
Настоящая культураневозможна без запаса знаний, одновременно никакое конкретное знание – научное,литературное, профессиональное – не обеспечивает достаточного уровняобразованности и культуры.
Главныйвывод статьи заключается в существовании единства нашего мира и нашего знания онём, отказе от представления о всемогущей силе науки.
философия наука культурасуеверие


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.