Реферат по предмету "Философия"


Мировоззрение, убеждение, вера, их взаимосвязь

Содержание
Введение
1. Мировоззрение
1.1Что такое мировоззрение?
1.2Классификация мировоззрений
1.3Мировоззрение и деятельность человека
1.4Менталитет человека
2. Овере
3. Обубеждениях
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на кожепальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален инеповторим. Нет и двух человек с одинаковым духовным миром. Но означает ли это,что каждый человек только «сам по себе», что его ничто не объединяетс другими? Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина, местожительства, положение в обществе, язык, возраст. Но то, что объединяет, оно иразъединяет: у людей может быть разное место жительства, различное место вжизни общества, другой язык, возраст.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире,зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь исмерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление орешении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуютмировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Мировоззрение теснейшим образом связано с верой иубеждениями.
Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души,- один из стержневых устоев духовного мира человека. Акт веры — это сверхсознательноечувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мересвойственное каждому человеку.
Убеждения– осознанная потребность личностидействовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Цельданной работы: попытаться охарактеризовать такие понятия как мировоззрение,убеждение и вера, а также их взаимосвязь.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и спискаиспользованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.

1. Мировоззрение
 
1.1 Что такое мировоззрение?
Почему мировоззрение так важно для всех нас?
Мировоззрение — это необходимый шаг на пути к самоосознанию,постижению себя самого и осмыслению своей личности. В самом простом, наиболеераспространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человекана мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова:миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир,который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностьючеловека: его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мирачеловека тем, что оно: во-первых, представляет собой взгляды человека не накакую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом; во-вторых, мировоззрениепредставляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшитсяли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен личеловек окружающим миром или стремится изменить его?
Мировоззрение — это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти илисовершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно,последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашегомира.
Мировоззрение (миросозерцание) — системаобобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей кокружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этимивзглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типамировоззрения:
— житейское (обыденное)мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционныевзгляды о мире и человеке;
— религиозное мировоззрение,связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
— философское мировоззрение, вкотором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основерационального осмысления культуры философии вырабатывает новыемировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальнаягруппа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системывзглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения,жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Преждевсего необходимо отметить, что мировоззрение человека носит историческийхарактер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний,своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своимидуховными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир упервобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертамиживого существа, совсем другое — у современного ученого, осознающего место человекав мире, его возможности.
Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько имировоззрений. Однако это будет неверно. Как уже отмечалось, людей не толькоразъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, историисвоего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характеробразования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что улюдей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его осознании иоценке. Таким образом, мировоззрение — это такая совокупность образов ипредставлений или система категорий и понятий, которая подчинена основнымвопросам мировоззрения, определяющим место людей в природе и их историческоепроисхождение и назначение.
Существует два способа освоения мироздания: путемпсихологических ассоциаций, через образы и представления и путем логическойсистемы понятий и категорий.
Существуют два уровня мировоззрения: эмоционально-образный,который связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия) илогико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
 
1.2 Классификация мировоззрений
Классификация типов мировоззрения может быть различной.История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм — свойственнен Античной философии; в центреразмышлений упорядоченный мир — космос;
2. Теоцентризм — характеризует эпоху Средневековья; в центреразмышлений Бог (Теос);
3. Антропоцентризм — философия эпохи Возрождения (Ренесанс);идея человека становится центральной для философских размышлений;
4. Эгоцентризм — философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм,в центре отдельное «Я», субъективность.
5. Эксцентризм — современная философия; дословно — нецентризм, эго и рациональное начало определено вне человека.
Также мировоззрение может быть социоцентристским,природоцентристским или сциентистским.
В марксистской традиции распространено выделение следующихтипов мировоззрения:
1. Обыденно-практическое мировоззрение возникает в жизничеловека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногданазывают житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае необосновываются религиозными доводами или данными науки. Они формируютсястихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами вучебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержаниемрелигиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии илидостижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо ивлияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская,обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственныйжизненный опыт человека — в этом его сила. Но оно мало использует опыт другихлюдей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировойкультуры — в этом его слабость.
Обыденное мировоззрение распространено очень широко,поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишьсамую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в нейзаметный след.
2. Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основойкоторого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировойдуховной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и рядедругих. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначениичеловека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образажизни, на спасение души. Опасности религиозного мировоззрения — религиозныйфундаментализм и экстремизм.
3. Естественнонаучное мировоззрение является законнымнаследником того направления мировой философской мысли, которое в своемразвитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научнуюкартину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципывзаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.Опасность научного мировоззрения в том, что оно может перейти в сциентизм — т.е. убежденность в абсолютном значении науки для человека, общества и природы.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если онпримет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим факторомдля всех типов мировоззрения; тогда их главной чертой станет гуманистическаянаправленность.
Гуманистическая направленность ставит во главу угла воззренийи деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С ихпозиций человек рассматривается как часть общества и природы, ответственный заих сбережение и развитие, обладающий широтой видения мира, признающийравноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ставящий во главуугла взаимопонимание людей, их физическое и нравственное здоровье, защитудостоинства человека, его созидательного труда и благосостояния, мирныхдобрососедских отношений между людьми, различными социальными группами,народами, странами.
В число высших ценностей, кроме общечеловеческих, включаютсяценности и общенациональные (применительно к нашей стране общероссийские),этнокультурные (т.е. относящиеся к нации, региону, этнической группе),социально ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования издравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
 
1.3 Мировоззрение и деятельность человека
Большую роль мировоззрение играет в деятельности людей.
Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры длявсей его практической и теоретической деятельности, позволяет емусформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности.Одна из важнейших проблем — принять мир таким, каков он есть.
Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую«сердцевину» дает людям понимание того, как достичь намеченныхориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляяметод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлогоР.Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник,блуждающий в темноте.
В-третьих, на основании содержащихся в мировоззренииценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможностьнаходить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное длядеятельности человека по достижении им своих целей от того, что реальногозначения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрениисодержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностейчеловека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. Наряду с мировоззрением отметим еще понятие, связанное сдеятельностью, — менталитет человека.
 
1.4 Менталитет человека
 
Менталитет — происходит от французского слова, соответствующего русскимсловам «склад ума», «умонастроение»,«душевность».
Так, говоря о менталитете конкретного человека, мы имеем ввиду не просто совокупность знаний, которыми он обладает, не только егоприродный или выработанный в процессе образования и самовоспитания ум илиинтеллект, не само мировоззрение как сложная система понятий, в которыхотражается многообразие окружающего человека мира и осознание им своего места вэтом мире.
Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основепредшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания,личного жизненного опыта. Иными словами, это увязывание различных мыслей иценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяетдуховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретнымпрактическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формированиядуховного мира человека и неповторимости человеческой личности, менталитет — явление сугубо личностное, хотя говорят и о менталитете того или иногосоциального слоя, например о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста.У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу ихпрактической деятельности, социального статуса (положения, занимаемого вобществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой онизанимаются, имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами- в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературешироко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целыйряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение,тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.).Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этимикачествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными именнодля русского народа. Современная наука о национальных общностях людей — этнология — предпринимает попытки найти психологические черты, чертыменталитета различных наций, народностей, иных этнических групп.

2. О вере
В вере коренитсяубеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает.Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществленииусваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Еслирассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета,которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона,то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.
Свойства веры: целостность (веране бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование струдом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь спротиворечивыми фактами).
Функциями веры являются: компенсаторная,в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потерижизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, чтобудущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходитобеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого»в «значимого свое»; активизирующая, вера стимулирует душевные силы,энергию, волю.
Выделяют три видыверы:
— прагматическуюверучеловека в свою правоту в том или ином единичном случае;
— доктринальнуюверу — веру в общие положения;
— религиозную веру — это вера всверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительноесовершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозныеавторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.
Вера представляетотображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зренияжелаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки,постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.
Особенно существеннароль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческойдеятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физическихсил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути кцели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимыедля достижения цели.
 

3. Об убеждениях
Своего рода золотымкуполом храма мировоззрения являются убеждения.
Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепкоупрочились в нашей, душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — вподсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.Мировоззрениесрастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность,придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убежденийневозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той жецельной и принципиальной личности быть не может
Убеждения составляютстержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений— это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер,играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственноеЯ. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минутусмертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвоватьжизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многиевеликие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью ихубежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу,умирали в ссылке.
Убеждения зарождаются иразвиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении ксокровищам культуры. И по нашей воле изменить их нельзя: это нечто укорененноев глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существеннымобразом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и кореннаяпереоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а такжеиндивидуального развития.
Следовательно, убежденияне только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество.Перемены в убеждениях обсуждать нельзя, если они имеют уважительные основания.Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того илииного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения,или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этихфактах. История перерождения убеждений — это, прежде всего, история ихрождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте,когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить заэтим великим и глубоким таинством своей души. Для того чтобы осмыслитьдействительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельностичеловека, нужно высветить не только собственно теоретические аспектымировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этихпринципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельностичеловека, в цепи его поведенческих актов, поступков.
Убеждение и вера
Веру чаще всего связывают только с религиозныммировоззрением, однако понятие веры значительно шире. Верить можно не только вБога, но и в возможность построения коммунизма, успех реформ, собственныевозможности и т. д. Как связаны знание, убеждение и вера?
Мы знаем то, что познали, что получило подтверждение в нашихпрактических делах. Так, мы знаем, что солнце всходит на востоке, а заходит назападе, и наша повседневная жизнь постоянно подтверждает это, делая наши знанияпрочными, превращая их в убеждения. Мы убеждены, что и завтра, и послезавтра, ичерез год солнце будет всходить на востоке, а заходить на западе. Нашиубеждения покоятся на знаниях, но любое знание конечно и ограничено. Оноограничивается возможностями человека, возможностями времени, в котором онживет. Окружающий мир человека между тем бесконечен во времени и пространстве,он содержит в себе бесконечно большое разнообразие свойств, качеств, явлений.
Можно ли познать все? Никому и никогда. В мире всегда естьнепознанное и недоступное нашему сегодняшнему познанию, хотя, как ужеговорилось выше, познаваемое в принципе. Там, где невозможно по тем или инымпричинам познание, там нередко открывается поле деятельности для веры. Мы веримтам, где не знаем точно. Мы верим, что земля круглая; мы верим, земля вертится вокругсвоей оси и солнца; мы верим, что существуют атомы, бактерии, микробы и, вконце концов, Америка.
Отметим различия веры и знания словами Платона: «А междутем убеждением обладают и узнавшие, и поверившие». Таким образом, бытьубежденным в чем-либо можно как на основе веры, так и на основе знания.
В убеждении-вере преобладает субъективная уверенность. Она может порождатьсянеосознанными эмоциями и чувствами, многообразными интуициями. При этом нетпотребности в аргументации, рациональной доказательности.
В противовес этому для убеждений-знаний характерна опора напроверенную информацию, логическую обоснованность.
В жизни человека важную роль играет каждый из этих видовубеждения. Убеждения — это осознанная потребность личности действовать всоответствии со своими ценностными ориентациями.
Давно подмечено, что лично значимые, дорогие человекуубеждения во многом определяют его практическую деятельность, поведение. И неслучайно многие самоотверженно отстаивают их. А. И. Герцен писал о В. Г.Белинском: «Без возражения, без раздражения он нехорошо говорил, но когдаон чувствовал себя уязвленным, когда касались до его дорогих убеждений, когда унего начинали дрожать мышцы щек и голос прерываться, тут надобно было еговидеть: он бросался на противника барсом».
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, ноисточники их различны. Одним из них является жизненный опыт. Осмысливаяреальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающих людей, человекприходит к важным для себя выводам и обобщениям. Нередко убеждения возникают нев результате размышлений, а в итоге непроизвольного усвоения какого-то мнения,готового вывода или под влиянием чувств и настроений.
Большое влияние на формирование убеждения оказываетискусство. Приведем высказывание В.Г.Белинского об ученом и поэте: «Одиндоказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическимивыводами, другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго — все».
Хорошо известно, например, огромное влияние художественнойлитературы на жизненные позиции людей, их убеждения. Подчас целые поколенияформировались под знаком того или иного литературного героя. Как видим,источником убеждений может стать и наука, теория. Сила таких убеждений в ихобоснованности, аргументированности. Вместе с тем, оставаясь только«головными» и книжными убеждениями, они могут не выдержать испытанияв столкновении с личным опытом, повседневностью.
Вера представляет собойакт принятия чего-либо как истинного, ценного справедливого, целесообразного вусловиях отсутствия или невозможности без достаточных логических и фактическихобоснований. По своему конкретному содержанию акт веры может выражать какадекватное, так и превратное отражение действительности и тенденций ееразвития. Однако во многих случаях истинность или ложность данного акта веры неподдается определению достаточно длительный период ее функционирования всознании субъекта. Вера всегда имеет свой конкретный предмет, есть вера вочто-то определенное.
Таковы составляющие мировоззрения.

Заключение
Мировоззрение можно определить следующим образом: этообобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своесобственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни идеятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских,социально-политических, правовых, нравственных религиозных, эстетическихценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение даетчеловеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности,позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своейдеятельности, принять мир таким, каков он есть, или попытаться изменить его влучшую сторону. Именно мировоззрение дает людям понимание того, как достичьнамеченных ориентиров и целей. На основании содержащихся в мировоззренииценностных ориентации человек находит истинные ценности жизни и культуры.
Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядроличности. Убеждения присущи человеку с любымтипом мировоззрения, но источники их различны. Одним из них является жизненныйопыт. Осмысливая реальные факты своего повседневного бытия, жизни окружающихлюдей, человек приходит к важным для себя выводам и обобщениям.
Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души,изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоевдуховного мира человека и человечества. Вера являет собой феномен сознания,обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек неможет вообще жить без веры.
Таким образом, мировоззрение, убеждение, вера – важнейшиесоставляющие духовного мира человека. Они – плод напряженных исканий,прозрений, мучительных сомнений.
Но, только обретя их, мы получаем твердую почву под ногами внашем переменчивом и динамичном мире.

Список использованной литературы
1.        Залесский Г.Е.Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е.Залесский. — М.: МГУ, 1994.
2.        Исаев А.А.Философия: Учебное пособие / А.А.Исаев. — Сургут: Информационно-издательскийцентр СурГУ, 1997.
3.        Суворова А.Н.Введение в современную философию. Учебное пособие / А.Н.Суворова. — Киев, 2005.
4.        Философскийэнциклопедический словарь – М.: ИНФРА-М. 1999.
5.        Человек иобщество: Учебник / Под ред. Л.Н.Боголюбова. — М.: Просвещение, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Nasa Space Program And The Individuals
Реферат Полномочный представитель Президента РФ
Реферат Iv всероссийский социологический конгресс 2 4 февраля 2012 года
Реферат Разработка САПР трубчатых реакторов для производства малеинового ангидрида
Реферат Межгосударственное регулирование экономических отношений. Роль наднациональных институтов
Реферат Анализ проблем оценки качества электроэнергии
Реферат Адаптация человека на севере сравнение адаптивных типов человека
Реферат Морфологические и синтаксические способы выражения авторского начала в текстах Т. Устиновой в журнале "STORY"
Реферат ГК Жуков - маршал Победы
Реферат Государственная и муниципальная формы собственности
Реферат Визначення фінансових результатів та оцінка ефективності господарської діяльності ВАТ "Домашній текстиль"
Реферат William Lloyd Garrison Essay Research Paper William
Реферат Stars Essay Research Paper StarsMagnitudesThe magnitude scale
Реферат Управление предприятием АО Павлодарэнергосервис
Реферат I. Представление о современных средствах массовой информации