Реферат по предмету "Философия"


Методы теории познания

Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕПОЗНАНИЯ
 
Любая наука, учебнаядисциплина имеют определённый метод. Под методом понимается совокупностьпринципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых для полученияистинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология – учение ометоде, теоретическое обоснование используемых в науке методов познанияматериального мира.
Чем совершеннее методыизучения явлений и чем больше таких методов, тем шире возможности науки.[1]Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальнойдействительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.Сами по себе методы – продукт творческой, интеллектуальной деятельностичеловека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новыхисследовательских приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научныхзнаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.
Теория государства иправа не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся,живая наука, находящаяся в непрерывном поиске. Обновляя и развивая свои методыпознания, она приближается к осуществлению своего основного предназначения –служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэконсравнивал метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой,идущий с фонарём по дороге, определит того, кто бежит впотьмах без дороги.[2]
Многовековой мировой опытгосударственно-правового развития вызвал к жизни многочисленные и многообразныеполитико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы,подходы и получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теорииотвергают саму возможность познания сущности государства и права, другиесчитают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьиутверждают, что государство и право создаются и совершенствуются по воле людей.
Любая теория, используясвои методы познания, несёт крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнеепонять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Сегодня самым приемлемымявляется конструктивно-критический подход к оценке и анализу прошлых инастоящих государственно-правовых учений.
Сегодня в нашей странесвобода выбора методов, способов, подходов к изучению государства и права,плюрализм учений и мнений, идеологическое многообразие.
Методы теории государстваи права тесно связаны с её предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучаеттеория, методы – как, какими способами она это делает. В основе метода лежитпредмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука –бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая адекватнымиметодами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.
Теория и методы возникаютодновременно, к ним предъявляют сходные требования: не только результаты, но ипуть к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут ине должны подменять друг друга.[3]
Методологической основойюридической науки является материалистическая теория познания. Согласноуказанной теории:
·         вещи (объектпознания) существуют объективно, независимо от познающего субъекта, онидоступны человеческому познанию;
·         содержание знанийобъективно определяется существованием реального, независимого от сознаниячеловека внешнего мира;
·         единственныйисточник знания – ощущения, которые представляют собой образы объектов внешнегомира;
·         мышлениеотличается от чувственного познания тем, что оно является не непосредственным,а опосредованным познанием как процесс абстракции, формирования понятий,законов;
·         мышлениеобъективно, поскольку оно диалектично и следует законам логики;
·         мышление нетолько физиологично и социально, но и субъективно, поскольку осуществляетсясубъектом, поскольку внешний мир отражается в идеальных, субъективных формахобразов, логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях);
·         субъективныйхарактер мышления может служить источником ошибок, заблуждений;
·         мышление тесносвязано с языком, язык – непосредственная действительность мысли, язык естьсредство материализации процесса и результатов познания;
·         метод познаниязависит от особенностей познаваемых объектов, целей, которые ставятся в ходепознания, и условий познания.

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ
 
2.1. Метод материалистическойдиалектики
 
По справедливомузамечанию сербского учёного Р. Лукича, > диалектиком, не обладающим знаниями,необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Однако нельзяим стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чистопрофессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего,диалектического метода>>[4].
Построение классическойсистемы диалектики связано с именем немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля. Какобъективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным –всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающегомира. Гегель дал классический анализ философских парных категорий: качества иколичества, причины и следствия, случайности и необходимости. Им сформулированытри основных закона диалектики: закон перехода количества в качество, законединства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.
Марксизм, воспринявдиалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблемусоотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя,окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они отражаются всознании человека.
Метод материалистическойдиалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего мира с егоматериалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изученияприродных, социальных и мыслительных процессов.
При изучении права методматериалистической диалектики проявляется в том, что государство и праворассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природойчеловека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными условиямижизни общества.
Во-вторых, они самымтесным образом связаны с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществесферу общественных отношений, где не проявляли бы себя государство и право.Соотнося государство и право с другими социальными явлениями, можно определитьих характерные черты, роль и место в обществе.
В-третьих, государство иправо постоянно развиваются. Каждый новый этап в поступательном движенииобщества – это и новая ступень в развитии государства и права. Постепенныеколичественные изменения в структуре государства, его функциях,законодательстве приводят к качественным преобразованиям вгосударственно-правовой системе.
Содержание методаматериалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики.Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть всущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизмдеятельности государства, правотворчества и правоприменения.
Каждый из законовдиалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любаяюридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство ипротиворечивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то жевремя противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения всоциальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественногосостояния и требуют принципиально иной юридической нормы.
К основным философскимкатегориям относят такие парные категории, как единичное и общее, причина иследствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление,возможность и действительность. Например, анализ правотворчества иправоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что всоотношении > первыевыступают в качестве причины, вторые – следствия.
Общество и государствоможно и необходимо рассматривать как соотношение общего и единичного. Такойанализ выводит нас на проблему взаимодействия гражданского общества игосударства.
Категории необходимости ислучайности, приложенные к механизму государства, показывают объективнуюнеобходимость разделения властей в государстве как средство взаимногосдерживания и контроля.
Фронтальное применениеметода материалистической диалектики в государственно-правовой сфересформулировало ведущее направление в теории государства и права – философиюгосударства и права. Причём философия права сложилась давно, речь идёт толькооб уточнении её предмета; проблема философии государства – на повесткесегодняшнего дня. Философия государства имеет своей задачей осмыслениесущности, природы и назначения таких фундаментальных категорий, как власть,государство, гражданское общество.
Метод материалистическойдиалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными методами.
2.2. Идеалистические подходы
Представители такогофилософского направления как идеализм связывают существование государства иправа либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознаниемчеловека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективныеидеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального наддуховным, субъективные идеалисты считают, что не внешние социальные факторыопределяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключённоев душе индивидуума. В наше время получили распространение различные вариантыобъективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства иправа. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.
Согласно основнымпостулатам прагматизма понятие научной истины неуловимо, ибо истина всё то, чтоприносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественныесвязи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическимирезультатами. Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государстваи права с помощью вдохновения. Учёный-правовед лишь в состоянии мистическогосоединения с богом может установить, что представляет собой право игосударство. Аксиологический метод представляет собой анализ государства иправа как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или обществов целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
Аксиологический подходимеет место в любой науке и особенно в науках общественных, в том числеюридических. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность – это нечтозначимое для субъекта. Ценностная позиция учёного связана с его интересами,предопределяет выбор научных проблем, отбор существенной, с его точки зрения, информации.[5]
Аксиологический подход втеории государства и права проявляется в том, что эти явления рассматриваютсякак определённые ценности, значимые для различных субъектов, как необходимыеинституты.
В этом подходеусматриваются два противоположных взгляда: юридический романтизм, согласнокоторому с помощью государства и права можно решить любые задачи, стоящие передобществом, и юридический нигилизм, недооценивающий их роль, пренебрежительноотносящийся к праву. Очевидно, что вредны как крайний нигилизм, так ибезудержный романтизм. Истину следует искать на середине, не следует нипреувеличивать, ни преуменьшать их роль. Государство и право могут сделатьмногое, но далеко не всё. Их уровень не может быть выше экономического икультурного уровня развития общества.
В аксиологическом подходеважно то, с точки зрения чего оцениваются политические и юридические институты.Основанием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов и социальныхгрупп, их представления о ценностях. Особенно этот подход заметен в переходныепериоды проведения экономических и политических реформ, когда происходитпереоценка ценностей, переоценка политических, юридических институтов и преждевсего с точки зрения целей, которые стоят перед обществом. Только на основаниинегативных оценок тех или иных политических и правовых институтов осуществляетсяих реформирование.

Глава 3. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
 
К числу общенаучныхотносят методы, которые, в отличие от философских, не охватывают всего научногопознания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К числу общенаучныхметодов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, методсоциального эксперимента, метод историзма, герменевтический метод.
Анализ явленийпредполагает разделение их на части т последующее изучение каждой из этихчастей. Разделение имеет целью переход от изучения целого к изучению егоотдельных частей и осуществляется путём абстрагирования от связи частей друг с другом.Анализ – органичная составляющая часть любого научного исследования, являющаясяобычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчленённогоописания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, его свойств ипризнаков. Так многие категории государства и права формируются путём раскрытияих существенных признаков, свойств, качеств. Например, в категории > выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, института инормы права.
Синтез – это метод научногопознания, в основу которого положена процедура соединения различных элементовпредмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научноепознание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого,а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощьюанализа. Здесь происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенныхи изученных особенностей объекта. Положение, полученное в результате синтеза,включается в теорию объекта, который, обогащаясь и уточняясь, определяет путинового научного поиска. Например, когда речь идёт о праве, то предполагаетсяизучение в единстве правовых норм. Анализ и синтез не просто связаны между собой,но и дополняют друг друга.
Системный метод представляетсобой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовыхявлений с позиции их системности, т. е. вхождения в состав соответствующейсистемы. Государство и право и сами могут рассматриваться в качестве системы. Вэтом случае внутрисистемные связи анализируются уже в рамках самого государстваи права.
Системный подходориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типовсвязей в нём. В ходе системного анализа вычленяются, обособляются элементыисследуемого явления (например, элементы политической системы общества;отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института;структурные части нормы при её структурном анализе; структурные подразделениягосударственного органа), устанавливается специфика их содержания, даётсяфункциональная характеристика. Но одного лишь обособления элементов структурынедостаточно. При системном анализе важно выявить связи между элементами системы,которые придают структурно-организованному объекту качества единства,целостности. Так при анализе механизма государства и системы права определяютсяиерархические связи, различного рода функциональные связи между органамигосударства, элементами системы права. Важное место в системном подходеотводится функциональной характеристике элементов структуры, разграничению ивзаимоувязке их функций.[6]
С системным методом тесносвязан функциональный, который заключается в выяснении функций государства иправа и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности,функции налогообложения, функции правосознания, правовых льгот и поощрений,правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т. д.).Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия однихсоциальных явлений по отношению к другим.
Метод социальногоэксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с цельюпредотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качествепримера можно назвать эксперимент по введению в отдельных регионах РоссийскойФедерации особых экономических зон, со льготным налогообложением субъектовхозяйствования.[7]
В соответствии с методомисторизма к государственно-правовой деятельности надо подходить как кизменяющейся во времени, развивающейся. В различных философских системахрассматриваемый метод трактуется по-разному. Если, например, в марксизме приобъяснении причин развития общества, государства и права приоритет отдаётсяэкономике, то в немарксистских учениях – идеям.
Герменевтический метод,используемый в правоведении, исходит из того, что текст нормы есть документособого мировоззрения. Поэтому он нуждается в истолковании на основе > человека и его непосредственного восприятия >. Всякую эпоху можно понять только с точки зрения еёсобственной логики. Юристу, чтобы понять смысл закона, действовавшего в далёкомпрошлом, недостаточно знать его текст. Он должен уяснить, какое содержаниевкладывалось в соответствующие понятия именно в ту эпоху.

Глава 4. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
 
4.1. Сравнительный и социологическийметоды
 
Сравнительный методпредполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессови выяснение между ними сходства или различий. В результате сравненияустанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целомлибо отдельных их институтов и норм.[8]
Можно сравнивать междусобой политические, государственные, правовые системы, отрасли права,одноимённые правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутриотдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему вцелом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объёму,содержанию и признакам.
Если сопоставляютсяобъекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, государства илиправовые системы различных стран), то это будет макросравнение. Сопоставлениеменее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты,юридические нормы) называется микросравнением.
Значение сравнительногометода в правоведении и государственно-правовой практике исключительно велико.На основе и в результате сравнения наука установила, что каждый последующийисторический тип государства и права оказывался прогрессивнее предыдущего.
Сопоставление современныхзарубежных государственно-правовых систем и нынешней российскойгосударственно-правовой системы, к сожалению, свидетельствует о том, что многиезарубежные государственно-правовые институты защищают гражданина и егособственность намного эффективнее отечественных.
Только сравниваягосударственно-правовой материал и получая результаты, можно определитьконкретные пути совершенствования государственно-правовых систем, улучшениязаконодательства, укрепления законности и правопорядка.
Широкое применениесравнительного метода в правоведении, юридической практике привело кформированию в составе юридической науки относительно самостоятельногонаправления – сравнительного правоведения.
Наука о государстве такжешироко пользуется сравнительным методом. Сравниваются различные государства,сопоставляются государственные институты разных стран, внутригосударственныеинституты различных временных периодов и тем самым оценивается их состояние и перспективыразвития. Поэтому наряду со сравнительным правоведением уместно вести речь осравнительном государствоведении.
Социологический методсостоит в исследовании государства и права на основе фактических данныхгосударствоведения и правоведения. Правовой материал в этом случаерассматривается не на уровне абстрактных категорий, а на базе конкретныхфактов. Социологический метод изучения государства и права включает в себятакие способы, как анализ статистических данных и различного рода документов,социально-правовой эксперимент, опросы населения, математические истатистические методы обработки материала.
Социологический метод,как и сравнительный, применяется исключительно широко в государственно-правовойсфере. Используя его, выясняют состояние общественных отношений исоответственно потребность в юридических нормах или их изменении, эффективностьзаконодательных и правоприменительных актов, целесообразность тех или иных юридическихпроцедур.
Применениесоциологического метода в государственно-правовой сфере привело к формированиюотносительно самостоятельного направления в юридической науке – социологиигосударства и права.
С помощьюконкретно-социологических методов может быть исследован кадровый состав тех илииных государственных органов с разных позиций, стиль деятельности должностныхлиц, уровень правовой информированности и правосознания отдельных группнаселения, причины преступности.
В результатеконкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты вдеятельности отдельных органов, влияние неправовых факторов в принятии решения,дефектность, несовершенство норм права, необходимость в новом регулировании,реформе органов управления и т. д.
4.2. Формально-юридический илогический методы
 
Формально-юридическийметод (нормативно-догматический) обычно связывают только с изучением права. Егосуть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем несравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другимисоциальными явлениями.[9]
 Предметом исследования вэтом случае является право в чистом виде – его категории, определения,признаки, структура, конструкции, юридическая техника.
Формально-юридическийметод может применяться при изучении государства. Изучая государство какспецифический социально-правовой феномен, можно установить, что в нём должныбыть законодательная и исполнительная власть, правоохранительные органы, чтофункции государства осуществляются в законодательной, исполнительной иправообеспечительной формах и т. д.
Рассматриваемый методсостоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкцийспециально-юридическими приёмами. Он даёт возможность детально изучитьтехнико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основепрофессионально заниматься юридической деятельностью.[10]
Помня об узкоцелевомназначении формально-юридического метода, нельзя придавать ему преимущественноезначение, и всегда результаты его применения следует увязывать с другимиспособами исследования государства и права.
Применение формально-юридическогометода ведёт к формированию в правоведении и государствоведении направления,которое называется догмой государства и права.
Логический метод включаетв себя средства и способы логического изучения и объяснения права и основан наформах мышления и законах формальной логики. Диалектическая логика – это теорияпознания, совпадающая с методом материалистической диалектики, а формальнаялогика, применённая к изучению права, является одним из специальных методовосвоения правовой действительности.
Право в силу своихособенностей является наиболее благоприятной почвой для приложения логики. Оноявляется формально определённой, логически последовательной, строгофиксированной системой. Каждый из законов логики (тождества, противоречия,исключённого третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет себя вправе, отражая его особенности. Все основные правовые процедуры и процессыстроятся в строгом соответствии с формами мышления – правилами оперированияпонятиями, суждениями, умозаключениями. Любая юридическая норма – это суждение,и она должна отвечать требованиям суждения.
Применение нормы права кконкретной ситуации, определённому человеку – это дедуктивное умозаключение(силлогизм), где норма права – большая посылка, рассматриваемый случай – меньшаяпосылка, а решение по делу – вывод. Логические операции и приёмыдоказательства, аналогии – с древних времён в арсенале юриспруденции.
Использование логическихсредств при изучении и объяснении права позволяют избежать противоречий припостроении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самымэффективную систему права.
Логический метод суспехом применяется и при изучении государства. Приоритет здесь логикидиалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновенияи существования государства, общие закономерности его функционирования. Однакотолько единство диалектической и формальной логики при анализе государства даётполное представление о логике государства.
Широкое использованиезаконов и форм логического мышления, логических средств в правоведении привелок формированию в составе теории государства и права мощного направленияисследования – логики права и государства.
4.3 Кибернетический и статистическийметоды
 
Кибернетический метод –это приём, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики(например, понятий >, >, >,>, >) и т. д.Этот метод используется для разработки автоматизированной обработки, хранения,поиска правовой информации. Возможности кибернетики не сводятся лишь к лишьвозможностям её технических средств.[11]
Статистический методоснован на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамикутого или иного явления (например, преступности, уровня законности). Он включаетнаблюдение за явлениями, свободную обработку данных, их анализ и применяетсяпри изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. Статистическиеисследования складываются из трёх стадий: сбор статистического материала, егосведение к единству по определённому критерию и обработка. Первая стадияисследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовуюзначимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определённымпризнакам, и на заключительной стадии делаются оценочные выводы относительнорубрицированных явлений.
Например, осуществляетсяколичественный учёт совершённых за определённый период времени налоговыхправонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И, наконец,делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие ксокращению. На основе полученной статистической информации принимаются научныепоиски причин, порождающих указанные тенденции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.