Семенов В.С.
К.Маркскак энциклопедист выдвигал и обосновывал положения разного уровня: идею иидеал, научное учение и идеологию, теорию и метод, анализ и прогноз. Марксизмпоэтому выступает и как мировоззрение, и как наука, учение, и как идеология, икак метод, методология. Это целостная сложная система знаний и ценностныхустановок.
Марксизмвыражает разные содержательные уровни представленной в нем научной абстракции.Высший и самый общий уровень абстракции дает марксистская идея, идеал, прогноз,цель. Они выражают общую закономерную направленность и тенденцию мировогообщественного и глобального цивилизационного развития к социально справедливомуи гуманному устройству – к социализму и коммунизму. Средний уровень абстракциипредставлен определенной марксистской научной теорией, учением о тех или иныхпроцессах диалектического развития природы, общества и мышления, обобщающейреальные изменения в объективной и субъективной действительности (например,теория классов и классовой борьбы, учение о государстве и др.). Низший уровеньабстракции выражен в материалах, суммирующих и обобщающих реальные данные осовершающихся объективных процессах, например, о росте капитала, изменениях взаработной плате, в положении рабочих, которых много в “Капитале” К.Маркса идругих работах и которые сами по себе не содержат теоретических обобщений ввиде научных концепций.
Всеэти уровни научной абстракции присутствуют в марксизме, органично связаны междусобой, выражая как процесс абстрагирования, обобщения путем перехода отконкретного и единичного к общему, от менее общего к более общему,абстрактному, так и Марксов метод восхождения от абстрактного к конкретному,посредством которого абстрактное мышление усваивает объективную конкретность вовсем ее многообразии, сложности и расчлененности и воспроизводит ее в связаннойи целостной научной теории.
Огромноетеоретическое, научное наследство К.Маркса заключается в разработке четырехмасштабных, широких и глубоких научных систем, фундаментальных теоретическихконцепций: (1) философско-материалистической и диалектической системы взглядов(учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; (2) учения оботношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; (3) теорииклассов и классовой борьбы; (4) научной теории (учения) о социализме икоммунизме. Этими главнейшими системными научными теориями К.Маркс, марксизм обеспечилсебе постоянное великое место в мировой науке и мировой практике, во всемирнойчеловеческой истории, что подтвердили более 100 лет после его смерти и более150 лет после создания известнейших Марксовых работ и формирования марксизма.
Междумарксизмом и коммунизмом есть и общее, объединяющее, единое, и различное,особенное, отличающее их друг от друга.
Общее– с точки зрения науки, теории, учения – что коммунизм есть органическая частьмарксизма, входит в марксизм, объединяется марксизмом. Поскольку весь марксизмвыражает диалектическую неразрывность, диалектическое единство теории ипрактики.
Сточки зрения различий и отличий марксизм и коммунизм выражают как бы разныекачественные ступени этого единства теории и практики. В марксизме перевес, преимуществоимеет научная теория, опирающаяся на практику, ориентирующаяся на практическиеизменения и преобразования и воплощающаяся в практике. В коммунизме, исходнойчастью которого является марксистская теория, перевес, приоритет идоминирование принадлежит практике – практическому общественному движению иборьбе за освобождение труда, практическому революционному переходу отгосподства капитала к господству труда, практическому созиданиюсоциалистической и коммунистической действительности.
Коммунизместь качественно особая составная часть марксизма, сконцентрированная наобщественной, революционной, созидательной практике, и потому и завершающаямарксизм и, как преимущественная практика, идущая дальше его в видесамостоятельного практического движения.
Главные характеристики марксизма
Наиболееважные характеристики марксизма, на наш взгляд, сводятся к следующим.
(1).Это новоес середины XIX в. всеобъемлющее учение со своим новымметодом,новоемировоззрение и идеология. Более двух с половиной тысячелетий в странахАзии, Африки, Европы развивались мировоззренческие, философские взгляды иконцепции материалистического или идеалистического характера, воплотившиеся вименах великих, крупных философов и в оригинальных, выдающихся научныхразработках. Продолжая эти поисковые традиции, К.Маркс совместно с Ф.Энгельсомсоздал оригинальное и уникальное новое мировоззрение, включающеедиалектико-материалистическую философию, политическую экономию, научныйкоммунизм, опирающиеся на определенный научный метод и выраженные в собственнойидеологии. Это в совокупности и получило с середины XIX в. название марксизма.Это, несомненно, – качественно новая и выдающаяся ступень в развитииобщечеловеческой мысли.
(2).Марксизм явился преемникоми оригинальным, творческим продолжателемвеличайшихдостижений человеческой научной мысли. Учение К.Маркса, писал В.И.Ленин, “естьзаконный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкойфилософии, английской политической экономии, французского социализма”1.
Следовательно,марксизм есть и новое, и наиболее передовое учение, продолжившее, завершившее иподнявшее на новую ступень в то время самую передовую в общемировом развитиизападную научную мысльв Германии, Англии, Франции, а также в других странах,включая Россию.
Этулинию и традицию преемственности развивающийся, живой марксизм должен и обязанпродолжать постоянно и по сей день, и в современных условиях, и в перспективе,в будущем. Тогда он и останется подлинным марксизмом с заложенной в негоК.Марксом и Ф.Энгельсом этой важнейшей творческой традицией и чертой.Диалектически она выражается в такой тройной цепочке творческого саморазвития:освоение новейших достижения научной мысли (преемственность) – формулированиена основе анализа новых научных знаний собственных новых выводов, постановок,заключений, обобщений – развитие, обновление, корректировка в результате этогосистемных и целостных марксистских концепций и теорий.
(3).Свои выводы и теоретические заключения К.Маркс и Ф.Энгельс делали на основеизучения и обобщения объективнойреальности, объективныхфактов,объективныхпроцессов, в результате познания и раскрытияобъективныхзакономерностей и тенденций мирового, глобального, цивилизационного,общественного развития.
Марксизмвыразил объективные интересымирового общественного развития, объективныеинтересыклассовой борьбы и рабочего движения, объективные интересытрудящихся ивсех честных людей в их борьбе за освобождение, в их устремленности к созиданиюнового, справедливого, гуманного и процветающего общества.
(4).Сочетая линии преемственности и новаторства, марксизм в своем учении ответил наглавнейшие и острейшие вопросы современности, поставленные всемирным развитиемчеловечества. В.И.Ленин писал: “История философии и история социальной наукипоказывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на“сектантство” в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего всторонеот столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, всягениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которыепередовая мысль человечества уже поставила… Учение Маркса всесильно, потомучто оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание,непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитойбуржуазного гнета”2.
Этоважнейшее свойство и качество марксизма (как и все другие) носит неодноразовый, а постоянный, неизменно присущий развивающемуся марксизмухарактер. И связано оно не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса.Развивающийся, осовременивающийся марксизм должен постоянно и своевременноотвечать на все новые и новые возникающие вопросы действительности. Такотносился к марксизму и так воплощал марксизм в своей деятельности В.И.Ленин.Именно при таком саморазвитии и самореализации марксизма он будет постоянно ивсегда оставаться всесильным, живым, полным, стройным, жизненным.
(5).Смелые, бескомпромиссные, принципиальные ответы К.Маркса на поставленныевременем и человечеством главнейшие и острейшие вопросы носили обоснованнокритический и революционный характер, были революционными по содержанию исуществу. И это был не субъективный выбор К.Маркса, а обоснованный вывод обобъективно необходимых путях изменения, переустройства мира, поворота на путьсоциализма и коммунизма. Как писал К.Маркс, “социализмне может быть осуществленбез революции. Он нуждается в этом политическом акте, поскольку он нуждается вуничтожениии разрушениистарого”3.
(6).Критическо-революционный подход К.Маркс соединил с научным прогнозированием ипредвидением будущего. Марксизм обращен не назад, а устремлен вперед на основескрупулезнейшего анализа настоящего. Марксизму органически присущпрогностический подход, ныне обращенный к выявлению тенденций и проблемразвития грядущего XXI столетия.
(7).Одним из важнейших научных открытий К.Маркса (и Ф.Энгельса) стало созданиеучения о коммунизме, социализме. Марксизм как учение включает в себя коммунизм,и вместе с тем коммунизм, социализм, как реальное практическое общественноедвижение, как революционная борьба и революция, как практика созиданиясоциализма и коммунизма приобретает собственные черты и характеристики,продолжает и дополняет марксизм, о чем уже говорилось. Теоретический марксизмвоплотился в практическом коммунизме, социализме, завершился в нем.
(8).Практическо-политическое, практическо-революционное существо марксизма икоммунизма находит выражение в их последовательной партийности.
Своюнаучную деятельность, обращенную на практику социально-политической,революционной борьбы масс, К.Маркс и Ф.Энгельс соединяли с конкретнойорганизационной, конкретной политико-партийной работой по организационномуобъединению в реальные движения и партии авангардных групп рабочих, трудящихсяна классовой и интернациональной основе. Они вступили в Союз справедливых, имевшийлозунг “Все люди братья”, который в 1847 г. по их инициативе был преобразован вСоюз коммунистов с новым, выдвинутым К.Марксом и Ф.Энгельсом классовым,интернациональным лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” (Союзкоммунистов просуществовал до ноября 1852 г.). По инициативе К.Маркса 28сентября 1864 г. в Лондоне было основано Международное Товарищество рабочих(I-й Интернационал), лидером, вождем и организатором которого был К.Маркс. Онразработал первые программные документы Интернационала – “Учредительныйманифест Международного Товарищества рабочих” и “Временный устав Товарищества”(1864 г.). После свертывания деятельности Интернационала в 1872 г. (а формальнораспущен он был в 1876 г.) К.Маркс в новой обстановке содействовал созданиюмассовых рабочих партий в странах Западной Европы, в частности рабочей партииво Франции.
Темсамым партийность К.Маркс реализовывал не только как важный принцип марксизма икоммунизма, но и в виде создания и руководства им реальным международнымобъединением, содействия формированию и работе массовых рабочих партий вразличных европейских странах.
(9).Марксизм не догма, а руководство к действию. Это важнейшая черта ихарактеристика марксизма, выражающая то диалектически существенное, что,во-первых, марксизм не является застывшим, неизменным, закостенелым,законченным учением; что, во-вторых, он, наоборот, проявляет себя как постоянноразвивающееся вместе с действительностью, с реальной жизнью, от которойнедопустимо отставать, тащиться в хвосте, творчески обогащаемое иосовремениваемое, живое научное учение в движении и динамике; что, в-третьих,марксизм на каждом конкретном этапе не абсолютен, а относителен, выражает неконечную истину, а постоянное движение к ней, процесс углубления познания ее.
Какписал К.Маркс, “мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаемтолько посредством критики старого мира найти новый мир… Конструированиебудущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих временне есть наше дело...”4. И еще: “… Что следует делать в какой-либоопределенный момент в будущем, делатьнепосредственно, конечно, целиком зависитот данных исторических условий, в которых придется действовать… Мы не можемрешать уравнения, не заключающего в своих данных элементов своего решения”5.
Марксистскиеположения раскрывают явления в общих чертах и эти положения конкретизируются взависимости от реальных условий и определенных этапов общественного развития. Вмарксизме следует выделять и различать, во-первых, основополагающие, коренные,основные положения и принципы и, во-вторых, все вообще, а не только коренные иосновополагающие положения и выводы. Как отмечал В.И.Ленин, “мы вовсе несмотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мыубеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки,которую социалисты должныдвигать дальше во всех направлениях, если они не хотятотстать от жизни. Мы думаем, что для русских социалистов особенно необходимасамостоятельнаяразработка теории Маркса, ибо эта теория дает лишь общиеруководящиеположения, которые применяются в частностик Англии иначе, чем кФранции, к Франции иначе, чем к Германии, к Германии иначе, чем к России”6.
Дальнейшейразработке и развитию в марксизме подлежат все положения – и краеугольные, ивсе остальные. Существенная разница в том, что при развитии, осовременивании иконкретизации основополагающих положений они не должны заодно отбрасываться,под маркой развития ревизоваться, ликвидироваться без основательнейшегообоснования такого конкретного случая. К примеру, коренное марксистскоеположение о диктатуре пролетариата в последние десятилетия развивалось наоснове обобщения реальной практики, нового опыта, новых реальных историческихусловий в том направлении, что, во-первых, вместо диктатуры стали говорить овласти, во-вторых, вместо пролетариата – о рабочем классе, трудящихся классах,совокупности людей наемного труда. И это не есть пересмотр марксизма, отказ отмарксизма, как нередко догматически, буквоедски, схоластически заявляютнекоторые, ибо, во-первых, существо Марксовых краеугольных положений здесьсохранилось, а именно – власть рабочих, трудящихся, людей наемного труда и,во-вторых, сами К.Маркс и Ф.Энгельс, если догматики и схоласты их читали ичитают, многократно наряду с понятием диктатуры пролетариата употреблялипонятия гегемонии рабочего класса, трудящихся классов, всей совокупности лицнаемного труда.
Следуетотметить, что марксизм и времен К.Маркса и Ф.Энгельса, и марксизм в последующие100-150 лет, и современный марксизм вовсе нельзя рассматривать как ответившийна все вопросы бытия, развития природы, цивилизации, общества, человека,познания, как охвативший все вообще проблемы, как исчерпавший все возможныенаучные и познавательные поиски, как абсолютную истину в последней инстанции.Марксизм велик уже тем, что реально сделал, но было бы неразумно утверждать,что он сделал все и за всех, и никаким другим научным, философским течениям инаправлениям ничего не оставил. Его вклад велик, но относителен, его ценность большая,но не покрывает те совокупные ценности, которые создают, совокупно исоревнуясь, все учения, научные направления и теории.
Марксистскиеположения и выводы объективны, но не абсолютны. Они, как и все научныеположения и выводы, относительны, ибо дают, при развитии, последовательноеприближение к истине. Надо идти по пути Марксовой теории, а не догматическиповторять отдельные известные и популярные цитаты из работ К.Маркса иФ.Энгельса безотносительно от конкретных новых условий и от времени, к которомуэти цитаты прилагаются.
Помоему убеждению, в современных российских условиях, при существенном сниженииуровня изучения и овладения подлинной марксистской теорией, особенно вразвитии, главной опасностьюв изложении марксистских положений и ссылках нанего у многих коммунистов, членов разных коммунистических партий в их взаимнойборьбе по теоретическим вопросам, является замшелый догматизм, примитивноеследование букве, а не духу марксизма, слову, а не его методу. Реальныймарксизм еще плохо знают, мало читают и изучают, еще менее активно творческиразвивают применительно к современным общемировым условиям и конкретнойроссийской обстановке, не всегда эффективно применяют к объяснению сложившейсяи прогнозированию предстоящей ситуации общественного развития в России.
Этапы развития марксизма за полтора века
Марксизмразвивается качественно определенными этапами и его подлинное творческоеобновление сочетается с борьбой против открытого и скрытного, завуалированногопересмотра, ревизии марксизма.
Мывыделяем три основных качественных этапа развития марксизмас середины XIX в. доконца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это ичетвертый, и последующие.
Первыйэтап –этап формирования и развития марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второйполовине XIX в.Это собственно марксистский этап, этап классического марксизма,изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практическойдеятельностью его основателей, “классиков”, как их часто называют, – КарлаМаркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. К собственнымнаучным, теоретическим положениям, следуя выработанному методу, они относилиськак к развивающимся и требующим развития, критически и самокритически, нередкос большой долей иронии. Создав великие творческие разработки, они и относилиськ ним творчески.
Второйэтап –этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX в.теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы ВеликойОктябрьской социалистической революции в России в 1917 г., первых практическихшагов движения по пути созидания социализма, творческого применениямарксистской теории к особенностям российской практики, первого реального,труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистическогообщества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примернопоследнее десятилетие XIX в. –первую половину XX столетия. На него приходятся икризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма,ленинизма, марксизма-ленинизма, замены творческого живого духа марксизмапримитивной схоластикой и догматизмом.
Революция1917 г., во главе которой стоял В.И.Ленин, дала возможность применятьтеоретический марксизм к реальной практике, проверять его революционной,созидательной практикой, корректировать и дальше творчески развивать в ходереального социалистического строительства. Что и делал и сделал В.И.Ленин всейогромной совокупностью своих творческих, новаторских, выдающихся работ.Теоретическая и практическая гениальность К.Маркса и Ф.Энгельса была продолженагениальной теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина. Марксизмвторой половины XIX в. нашел своего выдающегося, великого продолжателя в первыедва с половиной десятилетия XX в. в лице В.И.Ленина.
В.И.Ленинсвоим конкретным примером показал жизненность, неисчерпаемые потенции иогромные научные, теоретико-практические возможности марксизма, развивая его ворганическом единстве преемственности и новаторства. Марксизм принял вид,соответствующий эпохе XX столетия.
Этоттворческий этап развития марксизма получил название ленинизма. Сам же В.И.Ленинсчитал себя просто последователем К.Маркса и Ф.Энгельса, марксистом, творческиприменяющим марксизм на практике, творчески развивающим марксизм на базереальной и конкретной практики, как того и требовали К.Маркс и Ф.Энгельс.
Омарксизме, проявившем себя в ленинизме, обоснованно говорят потому, чтоВ.И.Ленин внес колоссально много творческого, новаторского, дополняющего,расширяющего и углубляющего марксизм в соответствии с требованиями времени и наоснове теоретического обобщения нового, громаднейшего революционного исоциалистического практического опыта. В этот период общие верные научныеположения реально проявлялись в конкретной и живой диалектике общего,особенного и единичного и требовали нового научного осмысления и продвижениявперед.
Своимтворческим, новаторским отношением к марксизму В.И.Ленин подтвердил, чтомарксизм развивается вслед за изменяющимися реальными условиями бытия и сознанияи опережая их, что в новой объективной и субъективной общемировой иконкретно-региональной, конкретно-национальной обстановке сам марксизм всегдадолжен быть новым, современным, и при этом обоснованно прогностическизаглядывающим вперед, предвидящим будущее.В.И.Ленин подчеркивал: “Не обращатьвнимания на изменившиеся с тех пор условия, отстаивать старые решения марксизма– значит быть верным букве, а не духу учения, значит повторять по памятипрежние выводы, не умея воспользоваться приемами марксистского исследования дляанализа новой политической ситуации”7.
Следовательно,и решения и выводы марксизма, верные для прежних, старых условий иобстоятельств, старых времен, в новых ситуациях должны творчески обновляться,подниматься на качественно новый, современный уровень.
Такоетворческое, критическое и самокритическое отношение как к теории, так и ксовершаемой практике В.И.Ленин как подлинный марксист распространял и на себя,на собственную теоретическую и практическую деятельность, вовсе не считая ее идеалом,полным образцом, абсолютной истиной, которым нужно беспрекословно следовать влюбых обстоятельствах, в любых условиях, в любое время. Так послепровозглашения в 1919 г. Венгерской Советской республики В.И.Ленин врадиотелеграмме Бела Куну предупреждал: “Совершенно несомненно, что голоеподражание нашей русской тактике во всех подробностях при своеобразных условияхвенгерской революции было бы ошибкой. От этой ошибки я должен предостеречь...”8. Вот что значит быть на деле подлинным диалектиком, настоящим марксистом,самокритичным теоретиком и практиком.
Необходимоотметить, что ленинский этап в развитии марксизма, подлинный ленинизм вовсе неидентичен и не соответствует тому “ленинизму” (как и “марксизму”), который вурезанном, неполном, недиалектическом, одностороннем виде преподносилсяИ.В.Сталиным, начиная с 1924 г. (“Об основах ленинизма”, “Вопросы ленинизма”),в выгодном ему виде. Это как раз наиболее догматизированные, талмудистские,упрощенные, примитивные версии “марксизма” и “ленинизма”, на многие десятилетияутвердившиеся в партийной пропаганде и общественных науках.
Тоже самое следует сказать о марксизме-ленинизме, означающем творчески развитыйВ.И.Лениным в новых условиях марксизм, ленинский этап в развитие марксизма,развитый и поднятый В.И.Лениным на новую качественную ступень марксизм.Преподносимый же с ведома, по “изложению”, по уровню понимания И.В.Сталина и поего указкам “марксизм-ленинизм” не только упрощает, примитивизирует,догматизирует подлинный марксизм-ленинизм, но и просто дискредитирует его, ибонасильно и произвольно выхолащивает из него многие решающие творческие,саморазвивающиеся, качественно меняющиеся, критическо-самокритическиеосновополагающие методы и принципы.
Вотпочему с конца 20-х гг. под воздействием И.В.Сталина и сталинщины этаптворческого развития марксизма, ленинизма, марксизма-ленинизма в решающейстепени свертывается и застопоривается не только в СССР, но и в мировомкоммунистическом движении, на которое также распространялись диктаторскиеустановки и диктаторский контроль И.В.Сталина. Но, будучи реальными,доказавшими свою жизненность и непреодолимость, творческий марксизм итворческий ленинизм продолжали жить и воздействовать на умы, поведение идействия людей не только всю первую половину XX в., но и все последующие годы,и на дальнейшую перспективу.
Сложноеи трудное для них время продолжалось по меньшей мере до второй половины XX в.,а переход к новому этапу связан не только со смертью И.В.Сталина в марте 1953 г.,но и с трудным преодолением прочно въевшегося и насажденного в общественнуюмысль сталинского догматизированного и искаженного толкования марксизма иленинизма.
Междутем и на этом втором этапе развития марксизма творческая, обогащающая марксизммысль продолжала биться и при жизни В.И.Ленина, и вне пределов СССР, вне поляпрямого диктаторского воздействия И.В.Сталина. Следует отметить творческие,дискуссионные работы Розы Люксембург (1871 – январь 1919), с которой спорил ине соглашался по ряду проблем В.И.Ленин. Очень большой вклад в развитиемарксистской мысли внес Антонио Грамши (1891–1937), прежде всего его главнымтрудом – “Тюремными тетрадями”, один из крупнейших марксистских теоретиков иоснователей итальянской коммунистической партии. Свои трактовки, новыетолкования, нередко спорные, творческие разработки, особенно в книге “История иклассовое сознание” (1924), внес в марксистские концепции венгерский ученыйДьердь Лукач (1885–1971), с которым тесно сотрудничал оригинальный марксистскийисследователь, советский эстетик и философ М.А.Лифшиц (1905–1983), современникД.Лукача К.Корш. И другие исследователи в СССР и на Западе много сделали и дляпредставления во всем богатстве живой марксистской, ленинской мысли, и длявнесения в нее своими работами теоретически нового, дополнительного, свежего.
Третийэтап, охватывающий вторую половину XX в., мы бы определили как этап преодолениясталинского насилия, контроля и диктата над марксизмом, ленинизмом,марксизмом-ленинизмом, борьбы ортодоксального и творческого марксизма,возвращения к творческому развитию марксистской теории в единстве с новойреальной практикой, усиления поисков новых толкований и видения марксизманередко неадекватного толка в виде “западного марксизма” (в отличие от“восточного” –сталинского), частичного обращения к отдельным положенияммарксизма в течениях “нового марксизма”, “неомарксизма”, обычно уходящих всторону от марксизма, берущих лишь какую-либо его одну сторону и существенноревизующих марксизм, нестандартных теоретических трактовок социализма икоммунизма в виде “еврокоммунизма”, в целом –этап своеобразного новогоренессанса марксизма, его творческого развития вширь и вглубь –как общеймарксистской концепции, так и его регионально-особенных, национально-особенныхвоплощений и разнообразий –и в то же время усиления борьбы с попытками изнутрипересмотреть и ревизовать марксизм.
Данныйпериод был трудным, противоречивым, даже драматическим и трагическим, но вцелом оживляющим, реабилитирующим, развивающим, осовременивающим, качественноусиливающим и обновляющим марксизм и коммунизм. Отметим четыре основныехарактерные, на наш взгляд, черты этого периода.
Во-первых,нелегким, трудным был уход от деформированного в сталинские и послесталинскиевремена марксизма, сведенного к мертвым формулам, лишенным живого содержания, грубоприспособленным к нуждам авторитарного, диктаторского режима. Одним словом – отмарксизма урезанного, догматического, схоластического, примитивного,неприкасаемого, не терпящего поисков, споров, дискуссий, новаций, изменений,перевода на новые качественные ступени теоретического анализа и построения.Такое неизменяющееся, застывшее буквоедское толкование и понимание марксизма, ине обязательно только в сталинском изложении и установленных, навязанных имграницах, получило название ортодоксального.
Во-вторых,нелегко и не сразу наращивалось творческое, нормально-критическое отношение ксформулированным марксизмом положениям с целью приведения их в соответствие сновой исторической и реальной всеобщей и региональной практикой. К тому времениглавным стал разрыв между сформулированной прежде, в прошлые временамарксистской теорией и новой конкретной исторической практикой, в том числе вновых странах социализма. Теория перестала эффективно помогать социалистическойпрактике, заблаговременно освещать ей конкретный путь в будущее.
Творческие,нестандартные, обновленные марксистские постановки, взгляды, выводы,объясняющие происходящие процессы и излагающие конкретные линии действий поруководству реальными процессами с перспективой на будущее, стали чаще и настоятельнееразрабатывать и предлагать ученые в СССР, других социалистических странах. Ксожалению, мало к ним прислушивались, а то и вовсе игнорировали партийныелидеры наверху, теоретически слабые, нередко малообразованные, боящиеся всегонового, всякого своевременного реформистского и революционного вмешательства вреальную жизнь, даже когда в ней обострялись многие противоречия и наращивалиськризисные явления.
Собразованием после второй мировой войны мировой социалистической системы всоставе 13 стран, из которых восемь в Центральной и Восточной Европе, СССР вЕвразии, три в Азии и одна в Америке, перед руководителями и учеными этих страннастоятельно встала проблема нового теоретического осмысления с марксистскихпозиций диалектики общего, особенного и единичного применительно к разнымусловиям созидания социализма в странах Европы, Азии и Америки.
Лидерымногих социалистических стран и коммунистических, рабочих, трудовых партий вних, ученые создали большое количество трудов, внесших немало нового, свежего,современного, оригинального в совокупную марксистскую мысль. Хотя не обошлось вряде из них и без значительной доли старого догматизма и заскорузлости,цитатничества и примитивизма, заучивания букв и слов, а не следования живомумарксистскому духу и творчеству.
Значительныйтворческий вклад в развитие, оживление, обновление марксизма внесли во второйполовине XX столетия многие видные лидеры входящих в мировое коммунистическоедвижение зарубежных коммунистических, рабочих, а также национально-освободительныхпартий и движений.
В-третьих,усиление тяги к творческому оживлению, обновлению, осовремениванию марксизмавыявило, особенно в 60–70-е гг., определенное различие, дифференциациюнаправлений данных поисков, осуществляемых на “Востоке”, прежде всего в СССР, ина “Западе” – в странах Центральной, Восточной и особенно Западной Европы. В СССРи отдельных других социалистических странах данные поиски не носилирешительного, радикального характера, позиции догматизма и цитатничества былиеще сильны в общем и региональном марксизме (например, маоизм), привычноесхоластическое течение в марксизме намного перевешивало творческое.
Встранах и Восточной Европы, и Западной Европы, наоборот, ищущие марксисты,многие видные коммунисты, особенно после ухода И.В.Сталина и сталинщины, остроощутили необходимость решительного выхода из закостенелого состояния марксизма,внесения в него новых, соответствующих новым общественным реалиям теоретическихположений. В восточноевропейских странах получили распространение и обоснованиеконцепции “демократического социализма”, “гуманного социализма”, “социализма счеловеческим лицом”, в которые, правда, некоторыми вносились и ревизионистскиеэлементы.
Вэтих же странах, а также странах Западной Европы значительно усилилосьначавшееся еще в первой половине XX в. в лице, например, Д.Лукача и К.Корша,течение “западного марксизма”, видными представителями которого стали французыЛюсьен Сэв, Луи Альтуссер и другие.
Историческийи диалектический парадокс в том, что с самого начала – с основополагающих работК.Маркса и Ф.Энгельса – марксизм сложился прежде всего как западный марксизм,родившись в передовых странах Западной Европы: Германии, Франции, Англии. Но впослеленинский период в СССР под контролем, в примитивном понимании иупрощенном изложении И.В.Сталина он приобрел форму искаженного, своего рода“восточного марксизма”.
Теперьже, в новые времена и с новыми свежими ветрами, марксизм стал интенсивнотворчески обсуждаться и развиваться в Западной Европе (а в ней в прошломчислились и нынешние восточноевропейские социалистические страны) именно какнеортодоксальный “западный марксизм”, в противоположность ортодоксальному“восточному марксизму”. Таковы исторические, диалектические парадоксы изменениягеографических, региональных названий течений марксизма в XX столетии.
Такогоже рода радикальные настроения и направления сложились в коммунистическихпартиях стран Западной Европы в понимании, толковании социализма и коммунизма.Лидеры, видные деятели и теоретики многих западноевропейских коммунистическихпартий не могли согласиться с установившейся в СССР, начиная с И.В.Сталина исохранившейся затем в так называемом “реальном социализме”, существеннодеформированной, извращенной социалистической практикой, во многом порвавшей сМарксовыми идеями и общими марксистскими теоретическими положениями осоциализме. Прежде всего с положениями и требованиями органического единствасоциализма и демократии, демократизма (чему следовал В.И.Ленин и воплощал вжизнь, как и другие марксистские принципы), народовластия и самоуправлениятрудящихся, социализма и свободы, прав человека, культурного и индивидуальноготворчества, проявления личной инициативы и самовыражения и другими. Без этихважных и существенных черт, первоначально заложенных в марксизме в пониманиисоциализма и коммунизма, коммунисты и марксисты на Западе не могли и самипредставить, и предлагать трудящимся образ социализма как общества, борьбу закоторое вели коммунистические партии. Так в коммунистических партиях странЗападной Европы в те годы (испанской, итальянской, португальской, французской идр.) сложилось мощное течение “еврокоммунизма”, в котором социалистическомуобществу давалась широкая, многообъемная, демократическая, гуманнаяхарактеристика, опирающаяся на марксизм, с внутренне заложенным подчеркиваниемнеприемлемости существенных ограниченностей и изъянов “реального социализма” вСССР.
Надотакже отметить, что радикальный характер настроений всяческого“осовременивания” марксизма после долгих лет застоя привел к появлению наЗападе в 40–60-е гг. целого ряда таких течений “неомарксизма”, “новогомарксизма”, которые под лозунгом творческого развития марксизма и объяснениядействительности через К.Маркса фактически уходили от него или строили своисобственные новые, леворадикальные концепции с включением в них элементовмарксистского мышления. Но это уже не был собственно марксизм, творческиразвитый применительно к новым реальным условиям, а пересмотр и ревизия его.Достаточно сказать, что К.Маркс перестал рассматриваться многими“неомарксистами” как экономист и революционер, а лишь как гуманный философ инравственный пророк.
Кподобного рода философским левым, леворадикальным течениям относится такназываемая Франкфуртская школа, представители которой выражали социальный идуховный протест против современного капитализма, были связаны с движением“новых левых”, с массовыми левыми выступлениями, как, например, французских изападногерманских студентов в мае 1968 г. Наиболее видными, известными иактивными из них являлись создавшие большую совокупность интересных работГерберт Маркузе и Эрих Фромм, с которыми я был лично знаком и не раз встречалсяна научных конгрессах в США, где они стали жить и работать, и в других странах.
ФилософыФранкфуртской школы использовали в основном работы молодого К.Маркса, отдельныеего положения, особенно гуманистические для критики “реального социализма”, ноцелостную концепцию марксизма они подвергали ревизии, противопоставлялимарксизму фрейдизм. Они были, на мой взгляд, не творческими марксистами, асвоеобразными марксологами, приспосабливающими отдельные положения и выводыК.Маркса для собственных, и довольно интересных, оригинальных, философскихтрактовок актуальных современных проблем, в том числе общества, истории,культуры, свободы, человека, революции и др. Понятно, что они резко критиковалитогдашний “советский марксизм”, как, например, Г.Маркузе в книге “Советскиймарксизм. Критический анализ” (1958).
В-четвертых,колоссальной драмой и трагедией для теории и практики марксизма и коммунизма вконце XX в. стала целенаправленная ликвидация в 1989–1991 гг. в СССР и восьмивосточноевропейских странах социалистического строя, жесточайшее идеологическоеи политическое вытравливание из общественной жизни, из общественных наук, изсознания и мировоззрения сотен миллионов людей научных идей марксизма икоммунизма, спланированная изнутри и извне дикая кампания опорочивания всякойпрактики социализма и коммунизма.
Этаразвернутая в СССР, в странах Центральной и Восточной Европы через все средствамассовой информации кампания антимарксизма, антикоммунизма, антиленинизма,антисоциализма перешла все возможные пределы лжи, фальсификации, обмана,цинизма и мракобесия. Самое поразительное и возмутительное заключалось в том,что главными организаторами и вдохновителями этой реакционнейшей и позорнейшейантинаучной и антигуманной кампании были бывшие виднейшие “марксисты” и“коммунисты” А.Н.Яковлев, Г.Х.Попов, Ю.Н.Афанасьев и другие.
Носломить силу научных идей и теории марксизма, социализма и коммунизма этимреакционерам и мракобесам конца XX в. не удалось ни в СССР, в России, ни вдругих странах СНГ, ни в восточноевропейских странах. Живой марксизм икоммунизм выдерживали за 100-150 лет и не такие наскоки и нападки на них.
Новоедыхание и новый рывок марксизм получил в результате творческого анализа многимитеоретиками и практиками в социалистических, бывших социалистических, другихстранах совершенных в XX в. крупных ошибок, упущений и пробелов в развитиитеории марксизма, допущенных деформаций, искажений, поражений в практикесоциализма. Извлечение горьких, суровых уроков из ошибок и провалов – лучшийпуть к выздоровлению, к новому подъему теории и практики марксизма икоммунизма.
В80-е и 90-е годы в России было опубликовано большое количество серьезныхисследований, критически и прогностически, по-марксистски анализирующих уроки,достижения и провалы прошлого и настоящего развития социализма в СССР и другихстранах, его перспективы на будущее. Вышли как монографические, так иколлективные книги, сборники статей. В выходящих коммунистических,социалистических, левых журналах постоянно публиковались интересныеаналитические, постановочные, полемические, дискуссионные статьи9.
Развернулисьострые дискуссии по кардинальнейшим вопросам марксизма, социализма икоммунизма, проведенные, что очень важно, в уважительной, товарищескойатмосфере даже при самых альтернативных позициях их участников. Состоялисьмногие российские и международные конференции по современным актуальнымпроблемам развития человечества, цивилизации, общества, человека, поподытоживанию уроков развития XX века и определению перспектив и проблем внаступающем новом, XXI столетии.
Такаяже работа велась в других странах СНГ, в бывших социалистических странахВосточной и Центральной Европы.
Марксизмснова приобрел упущенные им в недавнем прошлом черты движения, остро бьющейсямысли, спора, дискуссионности, боевитости, энергичности, целеустремленности,новаторства, качественного подъема, революционности. Свежая струя творческойнаучной мысли подтвердила до этого значительно поблекшие и заметно утраченныетакие сущностные характеристики марксизма, как его жизнестойкость, единствопреемственности и новаторства, творческая новация, выход на новые качественныерубежи обобщений и выводов, революционность, устремленность вперед.
Огромныеновые и трудные, сложные теоретические и практические проблемы встали посленасильственного развала и уничтожения внутренней контрреволюцией и внешнейреакцией СССР, восточноевропейских социалистических стран перед оставшимисячетырьмя из огромной до этого мировой социалистической системысоциалистическими странами – тремя в Азии (Китай, Вьетнам, КНДР), одной вАмерике (Куба). И они – и в теории, и на практике – за 90-е годыубедительнейшим образом доказали великую способность социализма, несмотря навсе трудности, находить эффективнейшие и революционные пути не толькосохранения своих позиций перед мощнейшим всемирным империалистическим нажимом,натиском, угрозами и диктатом, но и великую способность, руководствуясьпереводимыми на современную почву социалистическими концепциями, добиватьсявсего за один-два десятилетия колоссальных практических, экономических,социальных, духовных, культурных успехов, существенного подъема жизненногоуровня народа, благосостояния трудящихся и их семей, в противоположностьстрашнейшей стагнации насильственно повернутой на капиталистический путь Россиии других стран СНГ. Особенно это относится к Китаю, ныне занявшему второе местов мире, после США, по валовому внутреннему продукту (ВВП), обогнав и Японию, иГерманию, не говоря о других странах. Существенный рывок и подъем за последниегоды сделал Вьетнам. Многого добилась социалистическая Куба.
Большуюроль в этом сыграли новые, новаторские теоретические ориентации, базирующиеся натворческом применении марксизма, определившие эффективный практический курсэкономических и социальных реформ, изменений, перемен на благо страны и народа.И здесь действительно выдающаяся и энергичная теоретическая и практическая рольв таком подъеме социализма принадлежит лидерам этих стран, а именно Дэн Сяопинув Китае, Фиделю Кастро на Кубе, руководству социалистического Вьетнама.
Двадцатыйвек, при всех произошедших труднейших поворотах и трагедиях в развитиимарксизма и социализма, заканчивается оптимальными тенденциями кактеоретического роста, подъема марксизма, так и оптимально звучащими аккордамимощнейшего практического, реального прогресса крупных социалистических держав,на деле демонстрирующих преимущества социализма перед капитализмом, явнуюпобедную устремленность обновляющегося социализма к дальнейшему росту ипрогрессу в приближающемся XXI столетии.
Марксизмтворчески развивается не в одиночестве, не в изоляции, а в соотношении исоревновании с другими научными, философскими, историческими,политэкономическими, социологическими, политологическими концепциями итеориями, существующими и складывающимися в человеческом обществе.
Посколькумарксизм представляет самостоятельную, своеобразную, оригинальную теорию,учение, метод, постольку, естественно, он вовсе не претендует на представлениеи охват всей вообще существующей в мире науки, философии, истории,политэкономии, социологии, политологии и т.д. Он занимает свое собственное иопределенное место в этой всемирной системе знаний, и его поэтому вовсе ненужно переоценивать, как делалось в сталинские времена, когда марксизмвыдавался чуть ли не за единственное и конечное научное знание в мире по любомувопросу.
Марксизмвыражает и охватывает определенную часть всеобщего мыслительного процессадвижения и приближения к абсолютной истине, и в силу этого он по своей природекритичен, самокритичен и скромен.
Помимомарксизма, наряду с марксизмом и нередко в противоположность марксизму научныепоиски, разработки определенных ветвей знания, конкретных проблем сопределенных теоретических и методологических позиций ведут и осуществляютмногие другие течения, направления, школы, отдельные и крупные, видныефилософы, экономисты и др. Их вклад в общую “копилку” научных, философских ииных знаний также значителен, интересен, вносит много нового, дополнительного,иного, в том числе и того, чем К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и последующиемарксисты конкретно и обстоятельно не занимались. Поэтому подлинные марксисты ис уважением, и с интересом, и с присущей ученым жаждой нового знания активнознакомятся со всеми другими научными, философскими разработками и постановками,обстоятельно изучают выходящую научную литературу, особенно по современнымпроблемам и вносящим новое знание, дополнительные новации в науку.
Смомента возникновения марксизма в развитие мировой философской мыслизначительный вклад внесли такие направления, течения и школы, какструктурализм, философская антропология, новые течения материализма,рационализма, прагматизма, неопозитивизма, феноменологии, идеализма,экзистенциализма, социальная философия Франкфуртской школы и др. Современныймарксизм развивается рядоположенно с ними, используя все ценное из новыхфилософских наработок, критически осваивая и применяя новые, дополнительныезнания, получаемые совокупным мировым сообществом ученых. Подобно этому и кновым творческим разработкам марксизма с интересом относится и обращаетсянезаангажированная и буржуазно-неортодоксальная, ищущая мировая научная мысль.
Однимсловом, подобно тому, как в середине XIX в. марксизм возник и сложился какестественный наследник, законный преемник и продолжатель всего лучшего, чтосоздало в науке человечество, так и в последующем – в первой и второй половинахXX столетия, в его конце и грядущем XXI веке – марксизм развивается и должен,будет развиваться не изолированно, не отгороженно, а овладевая всем добываемымчеловечеством новым научным знанием, особенно самым передовым, самым лучшим,самым творчески оригинальным и новаторским.
Какже может и должен обозначаться и называться марксизм на последующих этапахпосле его возникновения, современный марксизм, воплотив заложенные в нем самомметоды и принципы развития, изменения, внесения в него корректировок,качественно новых положений и выводов, соответствующих новой реальнойдействительности, после уточнения, изменения, а то и отказа от ряда прошлыхвыводов и положений, не подтвержденных, опрокинутых объективными фактамисуществующей реальности? Этот вопрос часто ставится и обсуждается, особенно впоследнее время, в том числе российскими учеными.
Одинподход – постоянно обозначать его как просто марксизм, имея в виду, что как идругие течения, направления научной, философской мысли он не стоит на месте, апостоянно развивается, идет в ногу со временем, а потому изменяется, меняется,обновляется, переходит на новые качественные ступени подобно другимнаправлениям, течениям научной, философской мысли. И в этом есть многоразумного и убедительного.
Другойподходвыражает стремление подчеркнуть, что это именно не старый, прежниймарксизм, а марксизм нашего времени. Марксизм современного этапа общемирового,глобального, цивилизационного развития. А именно – второй половины XX в., и ещеконкретнее – конца XX столетия. В “Тезисах о Фейербахе” К.Маркс, подчеркиваяотличие от созерцательного материализма Фейербаха, говорил о “новомматериализме”. О западных философских течениях последнего времени также говоряткак о “новых”, “нео”, “поздних”, “современных”, “модернистских” и т.п.
Носчитаю, что говорить в подобном духе о новом марксизменет оснований, ибо в этомслучае необходимо четко обосновать якобы существенное отличие такого новогомарксизма от старого марксизма, от прежнего классического марксизма.
Болееобоснованным может быть употребление понятий современный марксизм, современнаямарксистская научная теория.
Третийподходвыражается в том, что в обозначении современной научной теории термин“марксизм” употребляется не как единственный (только “марксизм” или“современный марксизм”), а в сочетании с другими элементами научной теории. Таксовременное руководство Коммунистической партии Китая определило, чтоидеологией, мировоззрением компартии является сочетание марксизма, идей МаоЦзэдуна, вклада Дэн Сяопина и учета специфических условий Китая.
Вподобном плане можно говорить осовременной научной теории, базирующейся намарксизме, о современной научной теории марксистского типа.Этим подчеркивается,что данная теория есть теория именно марксистского характера и типа, а непорывающая с марксизмом, не ревизующая марксизм, не отказывающаяся от него.
Четвертыйподходпроявляется в том, что в названии современной научной теории вообще неупоминается понятие “марксизм”, а вместо него, например, “научный социализм”.Это понятие вместо марксизма-ленинизма было включено в программные документыфранцузской, японской, шведской, австралийской коммунистических партий. Понятнареакция на сталинский “марксизм-ленинизм”, но подлинный марксизм намного ширенаучного социализма, научного коммунизма, которые составляют лишь части теориимарксизма, касающиеся главным образом вопросов развития общества, перехода исоздания социализма и коммунизма, прогнозируемого будущего человечества. Приэтом из богатейшего и всестороннего учения марксизма выпадаетматериалистическая диалектика с учением о противоречиях и антагонизмах, метод итеория познания марксизма и др. Так что употребление вместо марксизма понятиянаучный социализм нельзя считать удачным.
Пятыеподходывообще растворяютмарксизм среди других научных направлений, тенденций итечений. Это особенно характерно для программ и теоретических установоксоциал-демократических, центристско-социалистических и право-социалистическихпартий, в том числе и в России. Ссылаясь часто на следование всему наследиюмировой социалистической мысли, всего мирового интеллектуального богатства, этипартии и движения фактически отходят от марксизма, порывают с подлинныммарксизмом.
Отподобного стыдливого разрыва с марксизмомодин или несколько шагов до полногоотказа, разрыва с марксизмом, пересмотра и ревизии марксизма. Это уже немарксизм, а ревизионизм.
Да,марксизм не догма, а развивающаяся и меняющаяся, осовременивающаяся теория.К.Маркс сам выступал против превращения его учения “в историко-философскуютеорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы,каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются...”10.
Нов марксизме, вместе с тем, заложены такие краеугольные, основополагающие,сущностные научные положения, выводы и принципы, без которых марксизм ужеперестает быть марксизмомпри всем его значительном творческом изменении иусовершенствовании. Это, на наш взгляд, следующие(конечно, в их сущностныхчертах, а не в подробностях и конкретных формах):
материалистическаядиалектика с учением о противоречиях и антагонизмах;
признаниепознаваемости мира в противоположность агностицизму;
марксистскийметод и методология;
учениеоб основном противоречии всей современной эпохи между капиталом и трудом,объективно определяющем главный ход современной истории;
теорияприбавочной стоимости;
объективнаяпотребность не только объяснения мира, но и его качественного, и в этом смыслереволюционного, изменения;
существообъективно и субъективно обусловливаемого изменения и переустройства миразаключается в ликвидации капиталистической и всякой иной системы эксплуатации,угнетения, социальной несправедливости, отчуждения народов, людей от власти,собственности, от свободного труда, культуры, самодеятельности;
субъектамиизменения и нового устройства общества, цивилизации, собственной человеческойжизни являются трудящиеся классы и социальные группы, совокупность людейнаемного труда, народы всех стран;
объективнодействующая тенденция обобществления экономических и социальных условий жизнинеуклонно ведет к росту социализации общества, к решительному повороту иреволюционному переходу от эксплуататорского и несправедливого капитализма ксоциально справедливому и гуманному социалистическому устройству общества;
объективновызреваемый и субъективно реализуемый поворот на путь социализма и коммунизма вразличных конкретных воплощениях и практических вариациях в главных сущностныхи общих чертах означает последовательное, поэтапное установление властитрудового народа, владения и распоряжения, управления и самоуправления имсобственностью, утверждение демократии и свободы, свободного труда на себя иоплаты по труду, обеспечение роста благосостояния людей в материальном,бытовом, культурном отношениях, формирование разностороннего, содержательногообраза жизни граждан, коллективистских, товарищеских, гуманных общественныхотношений, интернациональной дружбы и сотрудничества народов;
высшаяцель социализма и коммунизма – свободное, всестороннее, целостное развитиечеловека: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.
Сохраняя,при всем их развитии, изменении, совершенствовании, данные основополагающиеположения марксистского учения, сам творчески развиваемый, осовремениваемыймарксизм вполне может, по нашему мнению, обозначаться, называться и ныне, вконце XX в., и завтра – в XXI столетии классически как марксизм, каксовременный марксизм, современная марксистская научная теория, как современнаянаучная теория, базирующаяся на марксизме, как современная научная теориямарксистского типа. Главное, чтобы изначально и постоянно присущие марксизмуего существо, суть, живой дух, жизненная сила, великая энергия и убежденность,неуемная вера в силы и великие дела человека и народов, в их прекрасноепредназначенье, оптимистическая устремленность вперед, в будущее неизменно сохранялись,лишь расширяясь и углубляясь.
Вэтом надежность, незыблемость, перспективность и будущность творческого живогомарксизма.
ЛенинВ.И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 43.
Тамже. С. 40-43.
МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 448.
Тамже. С. 379.
Тамже. Т. 35. С. 131-132.
ЛенинВ.И.Полн. собр. соч. Т. 4. С. 184.
Тамже. Т. 7. С. 237.
Тамже. Т. 38. С. 217.
Упомянемследующие монографические и коллективные книги: Абовин-Егидес П.М.Как каждомустать богатым. М.; Париж, 1994; Андерсон П. Размышления о западном марксизме.На путях исторического материализма. М., 1991; Бузгалин А.В.Будущее коммунизма.М.:, 1996; Его же. Переходная экономика (Курс лекций по политической экономии).М., 1994; Вазюлин В.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М., 1988;Великий Октябрь: уроки истории и современность. М., 1997; Воейков М.И. К вопросуоб эволюции экономической концепции В.И.Ленина. М., 1994; Долгов В.Г., ЕльмеевВ.Я., Попов М.В.Уроки и перспективы социализма в России. СПб., 1997; ИльенковЭ.В. Философия и культура. М., 1991; Коммунистическое движение: история исовременность (Материалы научной конференции РУСО). М., 1998; Курашвили Б.П.Куда идет Россия? М., 1991; Его же. Историческая логика сталинизма. М., 1966;Его же. Новый социализм. К возрождению после катастрофы. М., 1997; СлавинБ.Ф.После социализма… Метаморфозы российской политики конца XX века. М.,1997; Социализм: вчера, сегодня, завтра. М.:, 1997; Трудный опыт истории(Встреча за “круглым столом” российских и итальянских ученых-марксистов, посвященных80-летию Великой Октябрьской социалистической революции. 8 нояб.1997 г. ГоркиЛенинские). М., 1998. Большое количество интересных, постановочных,полемических, дискуссионных статей опубликовано в 1991-1996 гг. в журналах“Альтернативы”, “Диалог”, “Изм”, “Коммунист”, “Марксизм и современность” и др.
МарксК., Энгельс Ф.Соч. Т. 19. С. 120.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.i-u.ru/