МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
Курсоваяработа
натему: Концепция атомизма. Античность и современность
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.1Истоки атомизма
1.2 Античныйматериализм – от Фалеса к Демокриту
1.3Первая атомная эпоха
1.3.1Общий обзор
1.3.2Отдельные аспекты
1.4Эволюция идей Демокрита в трудах Эпикура
2.Атомизм и современная наука. Проблемы и перспективы
Заключение
Списокиспользованных материалов
ВВЕДЕНИЕ
«Если бы я хотел читать, не знаябукв — бессмысленное дело. Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, неимея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно».
михайло Ломоносов
Первое, что поражает воображение человека, когдаон наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов,процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видимзвезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразиемира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение,чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
История человечества –яркое подтверждение диалектических идей непрерывного развития. Не так давновеличайшей мечтой алхимиков и чернокнижников Тёмных веков было получение золотаиз воздуха. Для современной науки этот процесс являет не мечту, а инженернуюзадачу, нетривиальную, но реализуемую. Ключом к этому рукотворному чуду являетсяконцепция атомизма. Сейчас каждый школьник чётко представляет себе атомы — бесконечномалые, но бесконечно важные кирпичики, составляющие основу окружающего мира. Одновременноразнообразные, но имеющие, несомненно, общую природу, атомы наиболее чёткосоотносятся с категорией, характеризующей основу сущего, – материей. Невидимыепоодиночке, но способные сформировать сверхпрочные сплавы или невесомые газы,атомы дают нам стройную и удобную систему научного мировоззрения. Но так было,разумеется, не всегда.
Век 20-й очень часто величаютатомной эпохой, и для этого есть веские основания. Человек, проникнув в тайныстроения вещества, смог получить доступ к могучей энергии и оружиюсокрушительной силы. При этом мы очень часто считаем это открытиеисключительным достижением современной науки, игнорируя тот факт, что самаявеличайшая идея, перед тем, как отразиться на экранах мониторов и чертёжныхлистах, должна быть чётко представлена и обоснована в сознании исследователя.Только смелые мысли предков открыли человечеству путь к звёздам и могуществупланетарного масштаба. Поэтому физики-ядерщики должны с уважением обратить свойвзор на колыбель современной европейской цивилизации – античную Грецию.
Путь развития философиидревних греков нельзя назвать простым и однозначным. В противовесдревневосточным обществам, где философия прямо вытекала из мифологическогомировоззрения, эллины отвергли этот путь и двинулись по своей дороге. Трудноопределить, что именно определило эту специфику. Можно смело утверждать, чтотесное взаимодействие с другими культурами, бурное экономическое развитиепривели к тому, что сложившиеся традиционные формы отношений между людьмиперестали эффективно действовать. В попытке преодолеть этот кризис социум выдвигаетпринципиально новую регуляторную систему — философское знание. Философия ссамого начала выполняет как мировоззренческую, так и теоретическую функцию, новсё же сохраняет связь с религией и остаётся поначалу маргинальной сферой.
Ярчайшей спецификойгреческой философии, особенно в начальный период ее развития, являетсяпротонаучность и стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.Первые греческие философы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее — представителишколы Пифагора, Гераклит, Эмпедокл и другие — размышляют о происхождении мира,его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их современникиназывали их «физиками», от греческого слова «фюзис» — природа. Направленность интереса ранних греческих мыслителей определялась в первуюочередь характером древнегреческой мифологии, традиционных языческих верованийи культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейшихвопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Существенное различие междумифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родилвсе сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Традиционному хаосумудрецы противопоставляют новые первоосновы – воду Фалеса, воздух Анаксимена,апейрон Анаксимандра. Эти первые образы были наивны, но гораздо большеприблизились к рациональности, чем мифологические метафоры. Постепенно новаянаука получила строгость и чёткость, которую привнесла математика пифагорейцев.Наука эта привнесла в философию чёткость, доказательность и системный подход,заложила основы логического анализа действительности. Пифагорейцы увидели вприроде гармонию и попытались охватить её математическим аппаратом. Ихисторические наследники, элеаты, вплотную занялись проблемой бытия. Значение ихработ было столь велико, что гении Новейшего времени признали, что Парменидвзорвал первую в Европе атомную бомбу.
Смею предположить, чтовторую бомбу взорвали именно философы-атомисты, которые оригинально разрешилипроблемы небытия и движения, мучившие их предшественников. Взорвали не потому,что их идеи вдохновят Резерфорда и Томсона, Эйнштейна и Оппенгеймера, нопотому, что предложили гениальную идею, которая ознаменовала вершину развитияантичной натурфилософии, которая по сей день не утратила своей живейшей актуальностии вызывает множественные споры. Конечно, радикальная теория, бросившая вызовсверхчувственному и положившая начало многовековой борьбе идеализма иматериализма, не могла возникнуть из духовного вакуума. Поэтому в работе япостараюсь проследить ранние предпосылки атомизма, его расцвет, альтернативы, новоевропейскоевозрождение в науке и философии. Что современное естествознание думает оделимости «неделимого» и есть ли будущее у великой идеи прошлого? Или правы те,кто считает чувственный мир порождением высшего разума? На сложные вопросы неможет быть однозначных ответов, следовательно, мои выводы вовсе не претендуютна истинность. Впрочем, любая истина является иллюзией, и я предлагаюприступить к работе и перенестись на 3 тысячи лет назад – к истокамрационального понимания Универсума.
1.1 ИСТОКИ АТОМИЗМА
Мывидели далеко, потому что стояли на плечах титанов.
Исаак Ньютон
Редкая концепциярождается из ничего, это – прерогатива гениев, ломающих стереотипы. Но любойгений – дитя своей эпохи и продукт культурной среды. И путь существуетпредположение, что мысль должна родиться из нулевой точки незнания, развитиечеловечества всегда имело циклично-спиральный характер, а любой проект строитсяна фундаменте, заложенном предшественниками. В этом смысле полезно вспомнитьродину предфилософского и протонаучного знания – Древнюю Индию.
Основу этой традициисоставили мифологические произведения, главным памятником которых являются Веды– комплекс текстов, которые впоследствии положили начало т.н. ортодоксальнымсистемам, безусловно признававшим авторитет Вед. Впрочем, многие из этих концепцийлибо носили субъективно-идеалистический характер (Веданта), либо вообщеконцентрировались на индивидуальном совершенствовании и развитии человека(йога). Ярчайший образец школы нового типа, буддизм, являет философию борьбычеловека с самим собой. С течением времени некоторые варианты буддизмаприобретают все черты религии и берутся на вооружение политическими силами.
Так где же искать истокиматериализма в культуре Древней Индии? Вероятно, будет правильным остановитьвыбор на Локаяте (от др.-инд. «лока» — весь мир). Традиционно возникновение локаятысвязывают с мифическим мудрецом Брихаспати, а развитее его идей –полулегендарному Чарваке, имя которого дала название немаловажной философскойшколе. В основе учения о мироздании локаяты находится предположение о том, чтовсе объекты вселенной состоят из четырех материальных элементов: земли, огня,воды и воздуха (отдельные источники к ним прибавляется пятый элемент — эфир).Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависятот того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых этиэлементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств также возникают врезультате сочетания элементов. В некоторых текстах содержится представление обэволюции: одни элементы происходят от других, причем исходным является земля (твердь).Представители локаяты выдвигают теорию познания, сходную с эмпиризмом Новоговремени: органы чувств — единственный инструмент осознания мира, они могутвоспринимать предметы постольку, поскольку они сами состоят из тех жеэлементов, что и предметы (принцип «подобное познается подобным»). На этомосновании локаята отрицала существование внечувственных и сверхчувственныхобъектов, и, прежде всего бога, души, воздаяния за дела в предшествующих воплощениях,рая и ада. До нашего времени не дошло ни одного текста, принадлежащегопоследователям локаяты. По иронии судьбы, большинство сведений дошло до нас отведантистов – идеалистических противников локаяты.
Тем не менее, расцветиндийского материализма наблюдается в системе вайшешики и близкой к ней ньяе. Итак, вайшешика зарождается около 6в. до н.э. Сама система базируется на атомарной теории существования, всоответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами. Согласновайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой илиразрушительной волей Высшего существа, тогда как современный атомизм полагаетэто их естественной внутренней особенностью. Вайшешика устанавливает, чтовселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечнымисоставляющими вселенной являются 4 типа атомов, соответствующих элементамлокаяты (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время,направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы илиразрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретномвремени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку,которая невечна, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять.Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод.Комбинация трех двоек называется триада (трианука), которая является самыммаленьким воспринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большиеобъекты. Можно заключить, что общие элементы, состоящие из вечных атомов,невечны, поскольку они могут дробиться на меньшие составляющие. Вся вселенная — это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которыевзаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. Вдействительности вайшешика далека от понятной нам научности, ибо видит мирдвижимым не только физическими законами, но также моральным законом кармы.Вместе с тем отдельные идеи (например, отрицается создание и уничтожение, вместокоторых предлагается понятие рекомпозиции – фантастическое предвидение законовсохранения) явно опередили своё время и вызывают невольный восторг у жителей 21века.
Таким было началоконцепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но началоэто было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи иокружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Длявзрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другаяземля с совершенно иными нравами.
1.2АНТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – ОТ ФАЛЕСА К ДЕМОКРИТУ
Поискистины важнее, чем обладание истиной
Альберт Эйнштейн
Я уже частично затрагивалуникальные особенности древнегреческого социума, которые породили философскоезнание. Но объяснить её первоначальный характер несколько сложнее. Следуетвспомнить, что направленность мышления всех людей древних цивилизаций быланеразрывно связана с мифом. Греческая мифология изначально была религиейприроды, и одним из первостепенных её вопросов был вопрос о происхождении всегосущего. Важное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том,что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, изчего оно произошло. Гомер в «Илиаде» рассказывает о рождениибогов от Океана и Тефиды; в других вариантах мифа у истоков всего сущего стоятЦарица Ночь, Мать Земля, подземная река Стикс. В «Теогонии» Гесиодачитаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) иЭрос — любовное влечение. Даже без скрупулёзного анализа теогонических мифовможно сделать вывод, что вопрос о возникновении мира — традиционный длядревнегреческого сознания.
Именно поэтому разумгреческого мудреца стремится постичь сущность природы, Космоса и мира в целом.Постепенно философское мышление отрывается от абстрактных мифологем и по возможностиищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения мираи его сущности, отказываясь (хотя в начале и не полностью) от характерных для языческихверований персонификаций, а тем самым от образа «порождения». Наместо «порождения» становится «причина».
«Причин» жепервыми-исследователями-натурфилософами выдвигалось немало, и эти первоначалоне совсем соотносились с веществом в современном естественнонаучном понимании.Так, вероятно первым философом, заложившим камень в фундамент этого знания,стал Фалес из Милета. Он первый на европейской земле рассудочно рассмотрелвопрос: «Из чего состоит мир?» Основное положение Фалеса по этому поводу: водаесть начало всего. Высказывание это всегда толковалось неоднозначно. Говорит лиФалес, что все возникло из воды (учение, которое в 16 веке повторил Парацельс),или он указывает в воде постоянное начало, неизменно лежащее в основеизменчивых разнообразных форм природы? Далее, имелось ли в виду вода каквещество природы или любая жидкость? Так расходятся взгляды ученых вистолковании положения Фалеса «вода есть начало всего». В принципе, все«греческие первоэлементы» можно рассматривать с точки зрения комбинации«архэ-стойхейон», которая подразумевает соответственно материальную илогическую первооснову мира. Вода Фалеса – не исключение. И, несмотря нанаивность и примитивизм этого предположения, мы обязаны признать величиеученого, который логично, основываясь на объективных соображениях (географиятого времени, биологические наблюдения — значение влаги для жизни растений иживотных, наконец, общие соображения относительно свойств жидких тел — ихбесконечная подвижность и изменчивость, или свойств воды — три состояния ее,образ пребывающей текучести и т. д.) выдвинул первую достойную внимания модельобразования мира.
Однако греческиефилософы-классики указывают на очевидный недостаток концепции Фалеса. Онаносила чисто космогоничный характер («всё произошло из воды»), но вовсе неутверждала, что вода составляла неизменную основу вещей. Честь выдвижения этогопредположения принадлежит Анаксимандру. Место, которое занимает Анаксимандр вистории мысли, может быть охарактеризовано следующими двумя формулами.Во-первых, Анаксимандр может быть назван творцом первой системы философии.Во-вторых, ему принадлежит в истории человеческой мысли «первая попытка вполнеестественного мирообъяснения, основанного на механическом принципе»(Форлендер), и поэтому «Анаксимандр может быть назван истинным творцомгреческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе». (Т. Гомперц).Воистину, Анаксимандр осознавал спорность сведения всего мира к однойчувственной форме и предложил в качестве альтернативы абстрактную умозрительнуюконструкцию – апейрон (беспредельное). В этом термине Анаксимандр сливаетследующие качества: качественную неопределенность, неограниченностьколичественную, пространственную неизмеримость, неисчерпаемость творческойсилы, вечность и неизменность и даже вездесущие. Апейрон есть нечто большее,чем первовещество, из которого все возникло, так как оно является неизменным,пребывающим началом. Т.е. апейрон опять же являет попытку объединения «архэ» и«стойхейон» в рамках одной концепции. Понятие «апейрон» помогло избежатьпривязки к конкретной среде (воде, воздуху, огню), но фактически представлялологическую абстракцию, не подтверждённую фактическим материалом.
Продолжил традициюнаглядно-образного толкования действительности Гераклит Эфесский. В вопросахпервоосновы мира он был достаточно консервативен и считал ей огонь. Но главнаязаслуга мудреца в том, что он развил идеи диалектического развития,относительности и полного детерминизма мира (последняя с течением временистанет стержнем атомистического учения).
Становлениюсоответствующей понятийного, математического и логического аппарата способствовалиработы представителей элейской школы и школы пифагорейцев (6 в. до н.э.).
Пифагорейцы сталипервыми, кто попробовал постичь количественный аспект универсума. Они развилинаправление, которое сейчас называется теоретической математикой, параллельноразрабатывая принципы абстракции, логического доказательства и строгостисистемы. Школа пифагорейцев была по сути закрытым полумистическим орденом,члены которого абсолютизировали роль числа, приписывая ему свойства реальнойсущности вещей (т.е. практически не различали числа и вещи). Подобнаяматематизация природы сочеталась с невозможностью (нежеланием?) пифагорейцевотказаться от божественного и потустороннего в строгойарифметико-геометрической системе мироздания. Вместе с тем, первоначальная интуицияПифагора о том, что, что тела состоят из неделимых точек-монад,число которых конечно, и общее отделение обыденного познания от теоретическогоимеет много общего с концепцией атомизма.
Ещё одной школой,причастной к созданию истинно философского взгляда на мир, была школа элеатов.Главные представители – Парменид и его ученик Зенон. Парменид ввёл в лексиконнауки понятие «бытие», описывающее сущее в его целостности, вечности,неразрушимости, беспредельности. Другим важнейшим достижением элеатов стала разработкапроблемы бесконечности и связанное с ней зарождение собственно научного знания.Очень важной предпосылкой в становлении атомизма стали апории Зенона, в которыхисследовались понятия множества и движения. Зенон выдвинул проблему, имеющуюзначение и в наши дни: дискретен или непрерывен континуум? В других апорияхЗенон показал, что если континуум мыслится как актуально данное бесконечное множество, тодвижение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное числопоследовательных положений в ограниченный промежуток времени невозможно. Воснове другой известной апории «Ахиллес» лежит то же противоречие: чтобыдогнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество «мест»,которые до тех пор занимала черепаха. Апория «Стрела» доказывает, что летящаястрела стоит неподвижно; идея вытекает из предположения, что время слагается изотдельных «теперь». Все эти критические парадоксы, которые по сутиобосновывали невозможность движения, бросили вызов потомкам Зенона и подготовилипочву для разработки важнейших понятий континуума и движения. Одним извариантов разрешения противоречия стал атомизм Демокрита…
1.3 ПЕРВАЯ АТОМНАЯЭПОХА
Гений– это способность видеть невидимое.
Жозеф Жубер
1.3.1 Общий обзор
Как мы знаем, грекам была свойственнапарадоксальность мышления, делающая их замечательными исследователями. Какпозже заметит Энгельс, греческие натурфилософы были прирождёнными стихийнымидиалектиками и стремились познать мир во всей его полноте и взаимосвязи. Эта, спозволения, особенность эллинского восприятия Универсума позволила им критическианализировать достаточно стройные теоретические модели предшественников истроит на их основе принципиально новые выводы. Именно так осуществил переворотв философии Демокрит из Абдеры.
Стоит заметить, чтоДемокрит вовсе не был первым человеком, использовавшим атомарную концепцию длятолкования бытия. Левкипп, учитель Демокрита (500 – 440 до н.э.). Более ранниепроблемы движения и бесконечной делимости элеатов он разрешил радикально –путём введения в мироздание небытия, пустоты. Цельное бытие у него принимаетформу бесконечного числа дискретных неделимых атомов ( от др.-греч. atomos – «неделимый, нерассекаемый») –абсолютных «кирпичиков», составляющих весь материальный мир. Атомы без пустотынемыслимы и обладают рядом фундаментальных свойств, среди которых Левкиппвыделяет форму, порядок и положение. Атомы обладают свойством естественногодвижения в пустоте. В целом, Левкипп создал все предпосылки для развития своегоучения, что и проделал Демокрит.
Демокрит (460-370 дон.э.) – один из ярчайших греческих умов досократовского периода. Его жизненныйпуть был достаточно примечателен: родился в городе Абдеры, много и долгопутешествовал. По его собственным словам: «… Я объездил больше: чем кто-либо изсовременных мне людей, подробнейшим образом исследуя её, я видел больше, чемвсе другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей. Иникто не обличил меня в ошибках при складывании линий, сопровождающихся доказательством.Я провел на чужбине около 8 лет». После продолжительных странствий, Демокритвернулся в Абдеры. Путешествия Демокрита и его личные связи с философами ивыдающимися учеными ряда стран в известной мере способствовали возникновениютакой совершенной по тому времени материалистической системы, какой являлосьучение Демокрита. В Абдерах существовал закон, согласно которому, каждыйгражданин должен был преумножить имущество, доставшееся ему в наследство, аесли гражданин нарушал этот закон, то такого гражданина изгоняли. Демокрит жево время путешествия истратил все свое наследство и таким образом подлежализгнанию. По словам Антисфена, Демокрит, чтобы избежать наказания, читает насуде своё самое значимое произведение – «Большой мирострой». Оно было оценено втакую же сумму, что и наследство Демокрита, а по некоторым источникам и в пятьраз большую – 500 талантов. Демокрита почтили медными статуями, за егодеятельность в дальнейшем, за полезные советы городу ему дали почетное прозвище«Мудрость». Неизвестно точно, в какое время, но возможно, когда родинаоказалась в опасности, его сделали архонтом, и за свои заслуги он получилпрозвище «Патриот». Демокрит был похоронен в родном городе за государственныйсчет. Об уважении к Демокриту его сограждан, свидетельствует древняя Абдерская монетас гербом города и надписью «При Демокрите». Демокрит был известен в античностикак большой знаток политической истории Греции.
Очевидно, что такоепризнание не могло произойти чудесным образом. В Греции того периодафилософское мировоззрение всё ещё оставалось маргинальным и часто неодобрялось. Демокрит был великим учёным, опередившим своё время, создавшимвсеобъемлющую и крайне логичную атомистическую концепцию бытия.
В атомической системе мы просматриваеммногие учения ранней Греции, однако осмысленные и дополненные. Даже важнейшиепринципы — принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному,само понимание физического мира как возникшего из соединения первоначал,зачатки этического учения — все это было уже заложено в философских системах,предшествующих атомизму. Но более развитию атомизма способствовали не достиженияпредков, а их затруднения (вспомним апории Зенона). Атомисты при изучениисущего пошли не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но,по-видимому, но прямо противоположному. Аристотель объясняет это следующимобразом: «Некоторые из древних полагали, что необходимо, чтобы бытие было единои неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии пустоты невозможнодвижении. Исходя из таких рассуждений, некоторые ученые вышли за пределыощущений и пренебрегли ими, т.к. считали, что можно следовать разуму. Левкиппже был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных счувствами, не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, нидвижение, ни множественность вещей».
Левкипп и Демокритразрешили своей теорией поставленные элейцами вопросы, совершили кореннойперелом в развитии греческой философии.
Элейское бытие былопонято как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и как таковая она немогла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это бытиестало из единого множественным, состоящим из бесконечного числа атомов, изкоторых каждый является неделимым, однородным, целостным, неизменным, полным,как элейское «единое бытие». Атомы постоянно движутся, а, следовательно, бытиестало описываться как непрерывное, и это было правильное решение. «Мы не можемпредставить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного,не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого». Но движение — это, согласноэлейцам переход в небытие; Левкипп и Демокрит допустили существование небытия — пустоты. Далее – основные моменты античного атомизма.
В мировоззрении ДемокритаВселенная — это движущаяся материя, атомы веществ (бытие) и пустота (небытие),последнее так же реально, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь,создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.Бытие в этом случае есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое- атом. Атомов бесконечное множество. Атомы вечны, неизменны, нераздельны,непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностьюи твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все теласостоят из атомов, реальные и подлинные свойства вещей исключительно те,которые присуще атомам.
Атомы отделены друг отдруга пустотой. Если атом — бытие, то пустота это небытие. С одной стороны,если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движений. Введениеатомистами понятия пустоты как небытия имело фундаментальное философскоезначение. Категория объективного небытия давала возможность объяснитьвозникновение и изменение вещей. Атомы, по Демокриту, были носителями множественности,пустота же воплощала единство, в этом была метафизичность теории. Аристотельпытался опровергнуть ее, указывая, что мы видим «одно и тоже непрерывное телото жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не толькопростое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не могдать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал,что причина этого явления — в изменении количества между атомной пустоты.
Понятие пустоты привело кпонятию пространственной бесконечности. Часто утверждают, что атомизм Демокритаотдавал перевес количественным переходам, однако это не значит, что Демокритвообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картинемира огромную роль. Превращение происходит в результате разрушения старогоцелого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Во всехтелах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальноеколичество пустоты, от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.
Атомы обладают такжесвойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограниченопределенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот,пустота, как «беспредельная», ничем не ограничена и лишена важнейшего признакаистинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Демокрит лишьприводит аналогии (пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствиеслишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникающий черезокно в помещение). Но атомы гораздо меньше этих пылинок, только луч мысли,разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и по тому,что не имеют привычных человеку чувственных качеств — цвета, запаха, вкуса идр.
Возникает логичныйвопрос: за счёт чего обеспечивается бесконечное разнообразие мира? Здесь мненияисториков расходятся. В одних источниках речь идет только о различии форм уатомов Демокрита, а в других — еще и о различии их порядка и положения (попринципу аллотропии и изомерии, известных современной науке). Понять не трудно:порядком и положением могут различаться не единичные атомы, а составные тела,или группы атомов, в одном составном теле. Число возможных комбинаций при ихсочетаниях практически бесконечно, что и подтверждает потрясающее количество отличныхдруг от друга объектов.
Атомы различались такжевеличиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка обатомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этомупонятию, признавая относительный вес атомов, который в зависимости от размеровбывает тяжелее или легче. Самыми легкими атомами он считал самые мелкие игладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека (кслову, неотделимую от физической материи – Демокрит вовсе не был теистом).
Атомы бесконечны в числе,число конфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип «не более так, чеминаче», который иногда называется принципом индифферентности илиразновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С егопомощью можно было обосновать бесконечность движения пространства и времени. ПоДемокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечноеразнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в своюочередь приводит их к встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразованиестрого детерминировано и является естественным следствием вечного движенияматерии, вызванного первоначальным «мировым вихрем», который не являетсяединичным божественным актом. Чуть позже Эпикур модифицирует эти представления,введя произвольное отклонение атомов от прямой.
Существуют споры поповоду воззрений Демокрита относительно логической делимости атома. Известно,что его теория полагала, что физически атом неделим ввиду огромной плотности ибесконечно малых размерах. Вместе с тем Демокрит выделял в атомах части дляобоснования возможности соединения атомов в единое целое. Большинствосовременных исследователей полагают, что атомизм Демокрита носил всеобъемлющийхарактер, т.е. отрицал возможность даже мысленного рассечения атома.
Атомистическая картинамира принципиально не сложная (чего нельзя сказать о соответствующемматематическом аппарате, который я намеренно не рассматривал), но онаграндиозна. Учение об атомном строении было самым научным по своим принципам исамым убедительным из всех, созданных философами ранее. Оно отметалорешительным образом массу религиозно-мифологических иметафорически-умозрительных представлений о надприродном мире, о вмешательствебогов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения исцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Демокритовскаякартина мира — это уже ярко выраженный материализм, базирующийся на логике идиалектике. Она максимально далеко ушла от традиционного мифологическогомировоззрения.
1.3.2 Отдельныеаспекты
Зарождение мира.
Космологические воззренияДемокрита плавно вытекают из теории Левкиппа, которая, в свою очередь, ещёсвязана с мифологическими идеями о первоначальном «хаосе». Левкипп пришел ксвоей гипотезе, о «вихре атомов» — начальном состоянии и движущей силевозникновения космоса. Демокрит целиком принял и дальше развил учение Левкиппа.
Первичное движение атомов- это природное движение, им присущее, оно не требует внешнего толчка. Вдальнейшем вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов впространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаютсябесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают, ноВселенная вечна: безначальна и бесконечна. Она не имеет Творца, и в ней нетцели, все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и ничто неслучается без естественной причины. Это великая мысль всегда в истории науки ив истории философии связывалась с именем Джордано Бруно и более поздних представителейновоевропейской науки. Однако эта идея, выдвинутая итальянским мыслителем нановой научной основе в конце XVI в., была настоящим «возрождением» идей древнихатомистов. Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиознуюкосмогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, по Демокриту, было причинойобразования и нашего мира, и этот мир подчинен естественным законам Вселенной. Образованиеупорядоченных структур Демокрит связывал с законом притяжения подобного.
Все происходящее в мире,по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а только законунеобходимости. Необходимость Демокрит понимал как бесконечную цепьпричинно-следственных связей. Он не искал первопричины мира — он ее отрицал. Ноон постоянно искал причинные основания всех временных явлений. Об этом говорятзаглавия его произведений: «Небесные причины», «Наземные причины», «Причинызвуков», «Причины огня и того, что в огне» и др. Демокрит был настолько увлеченвозможностью «сквозного» причинного объяснения мира, что объявлял всякого родаслучайные события лишь субъективной иллюзией, порожденной незнанием подлинныхпричин происходящего (к этому склоняются и многие современные исследователи:процессы, признаваемые вероятностными, считаются обусловленными слишком большимчислом факторов, не поддающихся расчёту на данном уровне развития). Знание жеих, по убеждению Демокрита, превращают любую случайность в необходимость.
Важно признать, чтоДемокрит, будучи детерминистом, не был фаталистом, то есть отрицал слепой рок,просто полагая причинную обусловленность всех потенциальных явлений.
Зарождение жизни
Я уже упоминал, что атомыДемокрита представляли собой неживую материю. Их соединения также не были«живыми». Жизнь сообщили им атомы огня. Атомы огня, по Демокриту, представляютвторую высшую форму движения. Первая элементарная — вихрь атомов. Вторая — высшая составляет как сущность жизни, так и сущность ума или психики человека.Атомы огня в теле человека и в связи с ним составляют его «душу» или ум, что,по Демокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, даже в мертвых предметах — камнях, но их там мало, они далеки друг от друга, и не могут ни разогретьпредмет, ни придать ему движения. Если сравнить мертвые и живые предметы, то,по Демокриту, жизнь – это качественный переход, вызванный количественным ростоматомов огня в теле.
В целом Демокритотстаивал идею абиогенеза, т.е. зарождения жизни из неживой материи поддействием излучения солнца. В зависимости от концентрации атомов огняполученные существа дифференцировались на птиц, млекопитающих, рыб, земноводныхи др. Человек, по Демокриту, возник без Творца и является продуктом природы.Человек вышел из животного мира, а его душа материальна и не имеет общего странсцендентными представлениями о ней.
Взгляды эти во многомнаивны, но в то же время, обнаруживается догадка, своего рода зачатки теорииестественного отбора.
1.4 ЭВОЛЮЦИЯ АТОМИЗМАВ ИДЕЯХ ЭПИКУРА
Идеи Демокритазначительно пошатнулись после антропологического переворота в античнойфилософии, совершённого Сократом. Физика первых греческих мудрецов отступила навторой план, многие их методы критиковались философами-классиками. Казалось бы,идее атомизма суждено долгое забвение.
На самом деле она нашлаяркое отражение в трудах известного философа Эпикура (341–270 до н.э.), имякоторого дало название целому направлению в философии и этике. Центральнойсферой деятельности философа была этика, и для этого есть достаточныеоснования. Крах классического греческого уклада жизни, становление эллинизмавызвали шок у большей части населения. Люди потеряли ориентиры, смысложизненныеориентации, воцарился страх смерти, чувство безысходности. Отсюда выраженныйприкладной характер философии этого времени, в том числе и Эпикура.
Физика Эпикура, вместе стеорией познания и этикой, имеет цель помочь человеку достичь блаженства,избавившись, в частности, от страха перед богами и смертью. Итак, какую картинумира представляет нам Эпикур? Думаю, наилучший ответ даст анализ его письмаГеродоту, в котором Эпикур ёмко определил базовые понятия своего учения.
«… Вселенная всегда былатакой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во чтоона изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее ипроизвести изменение». Очевиден подход, аналогичный Демокриту — вечность инеразрушимость материи и базовых законов её организации.
«Далее, Вселенная состоит из тел ипространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всехлюдей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как ясказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом,недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и черезчто двигаться, как они, очевидно, двигаются...» Вновь наблюдаем демокритовскую оппозицию«атомы-пустота». Также следует упомянуть, что «…и по количеству тел, и повеличине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична».
Далее Эпикур утверждает,что «атомы безграничныпо числу, а различие форм в них не совсем безгранично, но только необъятно.Атомы движутся непрерывно в течение вечности… Далее, миры безграничны [ночислу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие» Заимствование идей Демокритаабсолютно. Дальнейший анализ позволяет сделать вывод, что атрибуты атомов, ихвзаимодействие и космологические постулаты полностью соответствуют выводамДемокрита. Единственным фундаментальным отличием концепции Эпикура являетсяположение о колебании траектории падения атомов. Цель данного допущения двояка:во-первых, оно объясняет столкновение атомов и образование сложных тел, во-вторых– обосновывает этическое учение о свободе. Эпикур говорит, что существуютзаконы Вселенной, но в ней есть место и случайности, следовательно, человекможет сам строить свою судьбу. Выводы для простого человека просты: не следуетстрашиться богов, которые не оказывают на этот мир никакого воздействия, неследует бояться смерти, так как материальная душа рассеется вместе с погибшимтелом. Следует жить земной жизнью, стараясь довольствоваться малым и искатьнаслаждение внутри себя.
Заслуга Эпикура состоитпрежде всего в создании эффективной нравственной концепции и в том, что он смогудачно применить физическую концепцию для обоснования этической модели, что донего, как и после него, мало кому удалось.
2. АТОМИЗМ ИСОВРЕМЕННАЯ НАУКА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
невозможноесегодня станет возможным завтра.
Константин Циолковский
Расцвет античной культурыпоражает наше воображение. Но ещё более впечатляющим был её закат. Вхристианской Европе безбожная концепция атомизма, конечно, не могласуществовать. Поворот к научному познанию мира в 16 веке несколько изменилситуацию. Атомизма в той или иной степени придерживались Галилео Галилей, ПьерГассенди и другие известные учёные и философы. К концу 18 века накопилосьмножество косвенных доказательств существования атомов (например, закон кратныхотношений в химии). Первым крупным учёным, который высказал идею, чтохимические элементы состоят из атомов, был француз Лавуазье. На протяжении 19века господствовала концепция атома как «неделимого», т.к. это действительноневозможно было осуществить химическими методами. Тем не менее прогресс вфизике привёл учёных к выводу, что атомы вполне делимы и состоят из болеемелких частиц – электронов, протонов, нейтронов. Дальнейшие исследованияподтвердили делимость и эти казавшихся элементарными частиц. В результате мыимеем на сегодняшний день более 400 известных элементарных частиц, разнообразиекоторых огромно. Однако смеем ли мы утверждать, что идея атомизма осуществовании неделимой первоосновы в корне неверна? Вопрос о конечнойделимости вещества остаётся открытым. Современная квантовая физика признаётсуществование т.н. фундаментальных частиц, которых насчитывается 24,составляющих основу более сложных элементарных. Вместе с тем, данная модель,достаточно хорошо аргументированная в теории, пока не получила подтверждения напрактике ввиду необнаружения двух важнейших частиц — бозона Хиггса и гравитона.В наши дни проводятся интенсивные исследования в данной области, и естьнадежда, что скоро будут получены надёжные результаты.
Однако наука 21 века нетолько модифицирует идеи прошлого, но и радикально их отвергает. Всю путаницу склассификацией взаимодействий элементарных частиц призвана решить новейшаятеория суперструн – принципиально новый взгляд на первооснову мира. Точечныечастицы в ней заменены одномерными протяжёнными объектами, т.н. струнами. Всечастицы и их взаимодействия – результат колебания этих струн. Размер струн ничтожен(для сравнения – по диаметру атома их можно вытянуть столько, сколько атомов отЗемли до ближайшей звезды). Струны снимают современные противоречия междуфизикой макро- и микротел и дают лёгкую возможность построения единой теорииполя. Наиболее существенные проблемы данной теории – потребность для её существования11 физических измерений (что очень трудно представить нам, обитателямкажущегося четырёхмерным мира) и практическая невозможность экспериментальногообнаружения струн. Тем не менее, сейчас предложены оригинальные эксперименты,которые возможно, подтвердят истинность или несостоятельность данной гипотезы.
Громадный прогресс наукивызвал серьёзные трудности в согласовании результатов исследований. Количествотеорий переходит все рамки, и многие отметаются, даже не будучи окончательнорассмотренными. И в такой ситуации надёжная и проверенная на практике теорияатомизма кажется далеко не худшим вариантом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Атомизм Демокрита лучшелюбой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминацияумственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегосяв Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался нарезультатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория — в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывалапуть к будущей науке и философии.
При внимательном анализев философии Демокрита можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идейестествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке каккосмическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи иэнергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетическойосновы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметриимироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности,схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философиейНового времени…
Атомистическая теориястроения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретическогоестествознания, а представлении неделимости атома было остановлено физикойтолько на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощныеэкспериментальные средства. Впрочем, неделим фотон, который непрерывно движетсяв пространстве…
Много раз возникали итеории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом:живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНКкроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая (как у Демокрита)зависит от порядка расположения частиц — нуклеотидов. Сознание же, как и любаяинформация, неотделимо от материи, оно отражает мир — об этом говорилматериалист Демокрит.
Всеобъемлющие законыживой и неживой природы — закон сохранения материи и закон причинности — былиоткрыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основефилософии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки.И даже если победит теория струн, никто не сможет отвергнуть заслуги великогоучёного, который бросил вызов догмам, пронзил мыслью время и шагнул в истинноебессмертие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХМАТЕРИАЛОВ
1. Дынник Н.А. Материалисты древней Греции.Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М.: Политическая литература,1955. — 237с. С.181-197. Эпикур приветствует Геродота (перевод С.И.Соболевского).
2. Гайденко П.П. История греческой философии в еёсвязи с наукой — М.: Наука, 1980
3. Досократики. — Мн.: Харвест, 1999. — 784(Классическая философская мысль).
4. Советский энциклопедический словарь — М. 1987
5. Статьи энциклопедии www.wikipedia.org