Реферат по предмету "Философия"


Конфуций и его учение о государстве

Кафедра гуманитарных и общественныхдисциплин

Творческая работа по теме:
«Конфуций и его учение огосударстве»

Составила:
Студент 1курса
Проверила:

Донецк

Содержание
Введение_________________________________________________________3
1. Личность Конфуция_____________________________________________4
1.1. Биографический портрет_____________________________________4
1.2. Основы философскихвзглядов________________________________4
1.3.Конфуцианство_____________________________________________5
2.Концуций и государство__________________________________________7
2.1. Правила и вежливость_______________________________________7
2.2. Суждения Конфуция огосударстве ____________________________9
2.3. Правитель в Китае иконцепция истинного правления____________10
Заключение______________________________________________________12
Список используемых источников илитературы_______________________13

Введение
Анализируявысказывания Конфуция о государстве ощущаешь как бы изменения тональности.Голос учителя становится более строгим, подчас даже резким. По-видимому, личныйопыт пребывания, пусть даже кратковременного, на высших административных постахубедил Конфуция, что управлять людьми и государством — задача не из легких.
Идеи Конфуцияоказали влияние на цивилизацию всей Юго – Восточной Азии. Он был самымизвестным китайским учителем, философом и политиком – теоретиком. Нам будеточень полезно изучить деятельность Конфуция в историческом контексте.
Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиямобожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангелия,т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя — весьма важная частьконфуцианского учения.
 Однако, каку Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходитсяреконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которыхне всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.
Пройдут века, ибюрократия превратит понятие уступчивость и вежливость, в неотъемлемую частьправил. Правда, вежливость уже будет трактоваться по — иному и сведется лишь кслепому следованию сложившимся церемониям и впоследствии на западе получит наименованиекитайских церемоний.

1.Личность Конфуция
 
1.1.Биографический портрет
КОНФУЦИЙ(Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основательконфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй»(«Беседы и суждения»). Конфуций, латинизированная форма от кит. КунФу-цзы — учитель Кун. Отец его, который был старше матери на 46 лет, умер,когда Конфуцию было три года, мать — когда ему было шестнадцать лет. Вмолодости ему пришлось быть управляющим складами и надсмотрщиком над стадами. Ввозрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношенийв главной кумирне царства Лу. В 50 лет впервые оказался на государственнойслужбе, однако пост первого советника в Лу (496 до н. э.) покинул почти сразуже, уйдя в отставку. Следующие 13 лет он посещал властителей позднечжоускогоКитая, стремясь склонить их к принятию своего этико-политического учения.Миссия успеха не имела. В конце концов, Конфуцию пришлось целиком посвятитьсебя педагогической деятельности. Он считается первым частным учителем философиив Китае.[1]
1.2.Основы философских взглядов
Подчеркиваясвою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю;я верю, в древность и люблю ее». Золотым веком для Китая Конфуций считалпервые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). [2]
Прототипнормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейныхотношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип«человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью ипреданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркиваласьважность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняяпочтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания уподданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то естьморальным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.
Конфуцийпоощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верностиродителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые иумершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюнь — цзы) Конфуцийсчитал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений. Конфуцийне был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мирекак-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно]служить духам?». Однако после его смерти в его честь были воздвигнутыхрамы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителячеловечества.[3]
 
1.3.Конфуцианство
Конфуцианству следоваликитайцы более двух тысячелетий. Оно традиционно служит предметом изучения,источником ценностей и социальным кодексом китайцев. Иногда конфуцианстворассматривается как религия, а иногда как философия. Конфуций изучал способымышлений и действий, которые могли бы восстановить порядок и гармонию. Онпривлёк 3000 учеников, 72 из которых стали его последователями. Конфуцианствостало считаться одной из шести основных философских школ. Во время правлениядинастии Хань (206 – 220 г.г. до н.э.) конфуцианство стало государственнойортодоксальной философией. Классическими текстами которые занимают важное местов конфуцианской традиции, являются: Шу цзин (книга истории), Ши цзин (книгапесен), И цзин (книга перемен), Ли цзин (собрание ритуалов) и Чунь цю(летопись). В современном Китае конфуцианство как школа мысли и практики сошлосо сцены. Но его принципы и парадигмы всё ещё сохраняются глубоко в китайскойкультуре.[4]

2.Конфуций и государство
 
2.1. Правила и вежливость
 
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященнойустройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе.Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Егопонимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был нагосударственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. НоКонфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека.Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые его высказывания носятиносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Этоможет исказить суть учения, как оно искажалось китайской бюрократией напротяжении многих веков.[5]
 Согласно разработанной Конфуцием схемы государственногоустройства управление государством и обществом базировалось на ли («правилах»)им он предавал большое значение.
 Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизничеловека, общества и государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюдавходят и Жень («человеколюбие») и, прежде всего, любовь к ближнему,сяо — сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность иискренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др.Причем жан (вежливости) он считал важным элементом в государственномуправление. «Учитель сказал: „Можно ли управлять с помощью вежливости,не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление,то будут ли существовать правила?!“. Вежливость по-сути означала верностьритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой.Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семьев отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой»семейства". Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайскиетрадиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был бытьусловным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам),выступавшим за насаждение закона силой. В своем учении Конфуций большоезначение возлагал на внутрисемейные отношения. «Если наставлять народпутем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами,то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлятьнарод введением правления, основанного на использование правил, то в народепоявится стыд, и он станет послушным».
 Для того чтобы создать правила, которые бы оставалисьжизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использоватьпринцип «хе» (гармония, борьба противоположностей). «Правиланадо создавать через достижение единства, через разногласия».
 Большое внимание он уделял «главе семейства», чей образбыл тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуцияи его Учения был очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы («совершенномудрый») по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление отгосударственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества игосударственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идеягосударственного правления с помощью ли. Еще раз надо сказать о роле личногопримера в реализации учения. «Если правитель любит ли, то никто из народане посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто изнарода не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, тоникто из народа не посмеет скрыть свои чувства». В роле правителя уКонфуция должен выступать цзынь-цзы.
2.2. Суждения Конфуция о государстве
 
  В своих суждениях о государстве он выделял два социальных слоя:управляющие и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как«благородного чиновника». Но это не значит, что только аристократымогли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток «новойкрови» из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы«пахари возделывали землю, а способные управлять управляли».Представление о «благородном чиновнике» Конфуций как обычнораскрывает на конкретном примере. «Учитель сказал о Цзы Чане (самыйвыдающийся дипломат и политик Древнего Китая): „Он обладает четырьмя Даоблагородного мужа: в своих поступках он проявляет чувство самоуважения,находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство ответственности,воспитывая народ, проявляет чувство доброты, используя народ, проявляет чувствосправедливости“. Теперь попробуем расшифровать значения этоговысказывания. [6]
  Первым по важности из всех дао цзынь-цзы Конфуций считает личнуюнезависимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяетцзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, болеестаршему. Это делает систему управления государством более надежной.
 Два последних касаются взаимоотношений „благородногочиновника“ с народом. Третье Дао — воспитание народа, т.е. воплощение вжизнь одной из важнейших составных частей учения Конфуция. Сановник, если онистинный „благородный муж“, должен быть учителем народа, т.е. долженвоздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнетопираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народпотеряет, сыновни чувства к такому правителю (чиновнику), а сам он перестаетбыть конфуцианцем.
 Четвертое дао — использование народа. Речь идет о том, какимобразом, какими методами следует использовать народ на государственныхповинностях (трудовых, воинских), какую налоговую политику проводить, каквершить суд. Во всей этой сфере контактов с народом претендент на званиецзынь-цзы должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Толькосочетание четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.[7]
 
2.3. Правитель в Китае и концепцияистинного правления
 
 Также, для получения права называться цзынь-цзы, надо бытьчеловеком в высочайшей степени образованным. Это условие Конфуция произвело насвет культ знания в Китае. Конфуций тем самым открыл путь в цзынь-цзы для всех,обладающих стремлением и упорством в получение знаний (т.к. для земледельцев непо средствам было получать образование, то аристократия была единственнымисточником пополнения чиновничества в Китае).
  Возвышение правителя в государстве осуществлялось путем знаменийНеба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось чиновниками и изчиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь носителем ли вгосударстве, получила в конфуцианстве своего верного покровителя, и дало ейправо на законное (легитимное) свержение не устраивающего их правителя (этимбюрократия часто пользовалась), путем выгодного для себя толкования правил илиприродных явлений.
»Благородный муж (правитель) боится трех вещей веления Неба,великих людей и совершенномудрых". Тем самым правитель постоянно находилсяпод угрозой «совершенномудрых», которые по своему произволу моглисделать из правителя изгоя. Но с другой стороны и правитель наделялся поКонфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, «только обладающий человеколюбиемпо-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из]людей». Эта часть трактовалась правителями ханьского периода следующимобразом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать,кого сочтет нужным.
Нетрудно заметить, что рассуждения о «благородном муже»на примере Цзы Чаня имеют самое непосредственное отношение к представлениямКонфуция о государственном устройстве и об обязанностях высшей администрации.Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской моделигосударства чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благегосударства и народа, для которых доверие народа высшее достояние.
У Конфуция также существовало несколько концепций по истинномуправлению. Двумя наиболее известными являются концепция «исправление(упорядочение) имен» и «правитель должен быть правителем». По сути,вторая есть прямое следствие первой. [8]
«Правитель, должен быть правителем» надо понимать всочетании с предыдущим принципом, т.к. они комплексно отражают главную мысльКонфуция об «истинном правление». Государь должен быть мудрейшим изсовершенномудрых и, следовательно, в силу своей мудрости и приверженностью лидолжен обладать народной любовью и признательностью.

Заключение
 
В общем, конфуцианская концепция государства была очень популярнав Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ееоснове было создано и плодотворно существовало ханьское государство, еепринципы, будучи не столь безобидными, в сочетание с принципами легистов, какэто уже было показано на примере их использования в личных целях, тем не менее,смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи. Конфуцианство досих пор является одной из крупнейших мировых религий и предметом исследованиясовременных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков иискусствоведов всего мира.
Нужнозаметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же времябыл противником изменений абсолютизации власти. Его модель государствасвидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права властителя. Вэтом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа — прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Списокиспользованных источников и литературы
 
1.        МалявинВ.В. — Конфуций. М., 1992 г., 366 с.
2.        ПереломовЛ.С. — Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993 г., 478 с.
3.        ДемененкоИ.И. – Конфуций. М., 1995 г., 240 с.
4.        ПереломовЛ.С. – Слово Конфуция. М., 1992 г., 526 с.
5.        Всемирныйэнциклопедический словарь / Под ред. В.В.Адамчика и др., Минск, 2004., 1652 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Греческая колонизация северного Причерноморья
Реферат Укусы змей
Реферат Инструменты необходимые для тестирования Linux
Реферат Исследование влияния технологических параметров на процессы низкотемпературной сепарации
Реферат Strength In Imagination Essay On Robert Frost
Реферат Товароведение продовольственных товаров 5
Реферат Конституционное право зарубежных стран 2 Принципы федерализма
Реферат Jungle Essay Research Paper English The Jungle
Реферат Спецификация финансового учета и отчетности в некоммерческий общественных и религиозных организациях
Реферат Разработка автоматического устройства
Реферат China Town Essay Research Paper Lange JasonFilm
Реферат Работник коллектив предприятие в новой системе трудовых правоотношений
Реферат Antigone By Sophocles Essay Research Paper Antigone
Реферат Получение пространственно упорядоченных пироуглеродных структур водородным восстановлением тетрахлорида углерода
Реферат Роль Ивана Грозного в развитии Российского государства