Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Юридический факультет
РЕФЕРАТ
по философии
на тему
«Знание и вера. Научно-технические революции. Парадигма».
Галеева Анастасия Ильинична
2 курс заочного отделения
(сокращенные сроки обучения)
гр. 261-у
Казань – 2007
Знание и вера.
Наука подтверждает сотворение Адама иЕвы
Вопрос осоотношении человеческого и Божественного познания волновал человека напротяжении долгих лет. Развитие науки довольно часто приводило людей в состояние глубокого неверия и атеизма,они всячески пытались реализовать свои притязания на полноту и универсальностьзнания, стараясь, в то же время, доказать что любая вера – это путь кневежеству и заблуждению. Таким образом, многие ученые сами выработали новую религию, новую системудогм. Современная наука, впрочем, несколько ограничила свои притязания наполноту и утверждение абсолютнойистины. Ученые пришли к выводу, что наука не отвечает на вопрос обистинности религии, а тем более, о существовании Бога. Исходя из этого,многие представители интеллектуальных кругов начали обращаться к религии,поскольку наука сама по себе не может ответить на вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Такие ответы можнонайти лишь в сакральных текстах, которыедал тот, кто и сотворил человека, и лишь он, как Творец, может знать о смыслевсего бытия. Человек же использует науку для исследования творения. Настоящаянаука может выйти в противоречие с идеологией,политикой и церковью как земной институцией. Но ни в коем случае не с истиной.В конечной перспективе научные данные совпадают с Откровением, что яснодемонстрирует его универсальность и ориентированность на все времена. Вера (религия) учит человека относитьсяк своим родителям – как к матери, так и к отцу – с почтением и добротой.Почитать своих родителей и просить Всевышнего проявить милосердие по отношениюк ним, считается благочестивым поступком. Подобного почтения тем болеезаслуживают общие предки человечества – Адам и Ева. Однакосегодня, когда в образовательных учреждениях пытаются убедить учащихся, чтолюди произошли от человекообразных обезьян, наши знания о Всевышнем Создателе иЕго милосердии, проявившемся в сотворении Адама и Евы, постепенно идут наубыль. Междутем, еще в 1988 году журнал «Newsweek» опубликовал статью, в которойприводились результаты исследований специалистов в области молекулярнойбиологии. Они собрали международный генетический банк и провели анализ ДНК.Несмотря на то, что были представлены женщины «самого широкого расового игеографического спектра», генетики обнаружили, что у всех «имеются идентичныеучастки ДНК, которые передаются только по материнской линии и не являютсясмесью наборов генов родителей». Это привело ученых к идее о наличии у всех женщинЗемли общей матери, давно уже высказанной в Библии и Коране. В статье такжеотмечалось: «Большинство полученных фактов свидетельствует о том, что Ева,скорее всего, являлась темноволосой и чернокожей женщиной, проживавшей в Африкев районе пустыни Сахара». (Некоторые ученые Ислама прошлого также утверждали,что цвет кожи Евы был «красновато-коричневым, ближе к черному»). Этосогласуется с результатами других исследований, связанных с Адамом. Например, в статье,опубликованной в журнале «Times» в 1995 году, приводятся результатыисследования Y-хромосом группы людей, состоящей из представителей различныхрас. На основании данных исследований доктор Мишель Хаммер, генетик изУниверситета Аризоны, пришел к выводу, что и у всех мужчин на Земле имеется общийпредок. «Этопротиворечит теории, что люди, проживающие в различных частях земного шара, — пишет ученый, — прошли эволюционный путь от человекообразных обезьян». Данные выводы придаютдополнительный вес утверждениям Библии и Корана о том, что прародителямичеловечества являются Адам и Ева, которые возникли не в результате слепогослучая, а были сотворены нашим Создателем. Бог говорит: «О люди! Бойтесьвашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, аот них распространил много мужчин и женщин» (4:1). Вэтих аятах также содержится дополнительная информация для современных ученых:она подсказывает им, что для лучшего понимания происхождения человечестванеобходимо установить, каким образом возникла Ева. В хадисе же сказано, чтоженщина создана из ребра первого мужчины (Бухари и Муслим). Поэтому, возможно,ключ к дальнейшему раскрытию тайн сотворения следует искать именно здесь.Диетаот Пророка (мир ему)
«Человекудля существования достаточно совсем немного пищи. Наполняйте же одну третьжелудка едой, вторую — водой, а оставшуюся часть — воздухом». Эти словаПророка (да благословит его Всевышний и приветствует) необходимо помнить всем,чтобы сохранить хорошее самочувствие и продлить свою жизнь, прежде чем увлекатьсяновомодными диетами, большинство из которых, кстати, составляются совершеннонекомпетентными людьми исключительно в целях личного обогащения. Ученые на основе многочисленных исследований убедились втом, что глубоко и полноценно дышать намного легче, если желудок человека ненаполнен, что называется, под завязку. Неглубокий же вдох способствуетукорачиванию жизни. Кровьвсего организма для очищения от углекислого газа поступает в легкие. Но еслидыхание человека не глубокое (соответственно, и кислород не поступает внеобходимом нам количестве), то процесс затормаживается, в результате чегокровь не обогащается жизненно необходимым кислородом и в том же состояниивозвращается в органы. Это вредит здоровью человека.
За однуминуту мы делаем 16 вдохов-выдохов. В каждом вдохе в организм поступаетпол-литра воздуха. Так, человек за одни сутки делает 230-240 вдохов и выдохов,в результате чего в организм поступает 11 620 литроввоздуха, в котором содержится и кислород. Нополноценное дыхание происходит лишь в результате глубокого и полноценноговдоха. Если желудок заполнен до отказа, глубокий вдох невозможен и кислород ворганизм поступит в количестве, недостаточном для нормального обмена веществ идля полного очищения крови. В результате в организме появляются различныенедуги. Такмы за свои же деньги зарабатываем себе болезни. Как же красиво сказал Пророк Мухаммад(да благословит его Творец и приветствует) в этой связи: «Не заполнит сынАдама ничего хуже собственного желудка».
Тут можно вспомнить и следующую историю. Однажды Пророку (да благословит его Создательи приветствует) вместе с дорогими подарками прислали и искусного лекаря. Он жеотправил его обратно, сказав: «Мы не кушаем, пока не проголодаемся, и вообщене едим досыта, поэтому не нуждаемся в лекаре».
С этимхадисом созвучно и утверждение йогов: «Если вы встаете из-за стола без чувстваголода, знайте: вы отравили себя». Всеэто еще раз подтверждает истинность миссии Мухаммада (да благословит его Аллахи приветствует). Ведь научно проверить он свои утверждения возможности не имел.Кааба — центр Земли
С давних пормусульмане задавались вопросом: «Почему при молитве нужно обращаться к Каабе ипочему землю вокруг Мекки Всевышний возвеличил над остальной, назвав ее «харам»– запретной?» Известный исследователь научных данных, содержащихся в Коране,Залюля Наджара в этой связи отсылает к хадису Пророка (мир ему иблагословение): «Мекка была небольшим кусочком земли на воде, и вся сушараспространилась оттуда». Египетский же специалист, профессоргеографии Каирского университета доктор Хусейн Камалуддин, развивая даннуюмысль, научно установил, что впервые в результате вулканической деятельностинад водой суша появилась именно там, где ныне стоит Кааба. И дальше земляначала распространяться оттуда. До этого вся планета была покрыта водой. Крометого, на основании длительных расчетов и моделирования было доказано, что Каабаи Мекка являются центром всей суши. В этом нетрудно убедиться и самому, есливсе континенты соединить вместе. Этонаучное открытие было официально заявлено в ноябре 1977 года. Ученыеустановили, что на том месте, где ныне находится Аравийский полуостров, вдревности был суперконтинент Гондвана, который затем распался на семьконтинентов. Образование этого суперконтинента произошло в палеозойскую эру.Изначальный вид он сохранял и в первый период мезозойской эры. Но примерно 180млн лет назад, во второй части мезозойской эры, в результате глобальныхтектонических процессов материк Гондвана начал распадаться на континенты ипринял те формы, которые мы привыкли видеть сегодня. ХусейнКамалуддин также пишет, что в Мекке, а именно на месте, на котором стоит Кааба,находится магнитный центр Земли. К такому выводу ученый пришел после того, как установил,что если даже у Земли меняются магнитные полюса, то магнитный центр в Каабеостается прежним. Это он установил при вычислении направления к Каабе (кибла)из любой части Земли. К своему удивлению, ученый нашел, что это направлениесовпадает с направлением магнитных линий, которые со всех сторон вели в Мекку,к Каабе. Помимоэтого, д-р Камалуддин установил, что истинный магнитный меридиан Земли проходитне по г. Гринвич (Англия), как принято считать в мире, а по Мекке. Гринвичскиймеридиан, оказывается, перемещается при смене магнитных полюсов, меридиан же,проходящий по Каабе, остается на месте, так как магнитная ось Земли проходитименно через первый храм Единобожия. Примечательно,что наука утверждает на сей счет также то, что в человеческом теле имеютсямагнитные меридианы, которые, в зависимости от того совпадают они с магнитнымилиниями Земли или пересекают их, оказывают благотворное или вредное влияние наорганизм человека. Все этоможет быть причиной предписания обращаться в намазе и других случаях в сторонуКаабы. Известно, что Пророк (мир ему и благословение) старался по возможностикак можно чаще находиться по направлению к Каабе, где бы он ни был и что бы ниделал: вел беседу, возносил мольбу Всевышнему или даже спал. Также есть гипотеза ученых, чтохождение паломников вокруг Каабы во время тавафа против часовой стрелки вопределенной степени символизирует приобщение паломника ко вселенскомудвижению. Ведь, начиная с электрона и кончая галактиками, в мироздании вседвижется именно так. В этой связи ученыевыдвинули мысль, что хадис Пророка (мир ему), в котором сказано, что грехипаломников стираются и после хаджа они становятся как новорожденные дети, можетбыть связан с тем, что при обходе оси Земли негативная информация у верующегостирается.
Камалуддинрассматривает и другие хадисы по данной теме. «Над Каабой находится Байтуль-Ма’амур (небесное подобие Каабы), над ней ‘Арш (Трон Господень) и семьнебес, под Каабой же находится семь земель». По его мнению, семь земель – этосемь оболочек Земли, а семь небес – это семь небесных сфер нашей планеты. Конечно,все это в огромной степени пока лишь догадки. Но многовековая история Исламаясно показала, что во всех предписаниях Всевышнего есть огромный смысл имудрость.
Научно-техническая революция
Обычно поднаучно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных силобщества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов всистеме научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще сконца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашегостолетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогданачал формироваться современный технический потенциал.
НТР влияет не только напроизводство, но и на другие сферы жизни. В ХХ веке резко возрослиавтомобильные перевозки, увеличилась скорость транспорта, модернизировалисьпути сообщений, с достижениями космической техники (спутники) развитие средствсвязи претерпело революцию, микроэлектроника с успехом применяется в быту исфере обслуживания. Растут потребности человечества, а НТР неизмеримоувеличивает технические возможности производства предметов потребления, создаётусловия для повышения эффективности здравоохранения и образования. Понятиеизолированный этнос и замкнутая культура уходят в прошлое, ведь созданысредства, благодаря которым высшие достижения культуры стали достояниемгромадного количества людей. Наряду с этим прогресс позволяет создавать гигантскиесилы разрушения и массового уничтожения, в нечистых руках могут оказатьсяколоссальные возможности для манипулирования сознанием людей в чуждых им целях.
Учеловечества очень большие и заманчивые возможности. Грандиозные свершения,уникальные приборы и технологии, позволяющие поднять производство надостаточный для процветания уровень, научные эксперименты, воплощение которыхоткроет новые грани мира, улучшение жизни людей, чего ещё нужно ему добиваться?А рядом угроза тому миру, который уже сейчас задыхается в продуктах нашейжизнедеятельности и может быть полностью уничтожен за очень короткий срок.
Развитиетехники порой порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное развитиекоммуникационных сетей (телефон, радиотелефон, компьютерные сети) опережаютвозможность их значимого и ответственного наполнения. Многие техническиеинновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас опережают время,становятся экономически невыгодны. Массовое количество техническихприспособлений, их внедрение в производство и быт опережают интеллектуальный иособенно нравственный уровень массового сознания. Возникает необходимостьвключения в технические системы того, что англичане называют fool proof (защитаот дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии,трагические происшествия.
В конце ХХ векадеятельность человечества развернулась так широко, как никогда нераспространялось в своём влиянии на планетный ареал ни одно живое существо.Антропогенное общество стремительно развивается во всех своих проявлениях.Растут границы познания, совершенствуются методы воздействия на окружающий мир,ускоряются и модернизируются обучение и производство. Достижения иисследования, накопленные за тысячелетия, не идут в сравнение с научными открытияминескольких последних веков. Сброшена власть естественного отбора, развеянырелигиозные заблуждения и предрассудки, человек перестал быть беззащитнойигрушкой в руках природы, численность человеческой популяции сильно возросла,неизмеримо повысились уровень и продолжительность жизни, разработки техникиупрощают нашу деятельность. Во второй половине ХХ в. происходит быстрый ростсреднего и высшего образования, преодолевается его элитарность. Утверждаетсяконцепция непрерывности образования, широко применяются электронные средстваобучения. Новые технические средства создают условия для распространениянаучных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людейинформационными и культурными ценностями. Мы живём в новом историческомвремени, и это время характеризуется техническим наполнением нашейповседневности. Промышленностьневозможно представить без постоянного внедрения новых машин, отказ от техникив быту неизбежно приведёт если не к снижению уровня жизни, то к отсутствиюкомфорта и усложнению выполнения простейших необходимых действий. Привычный миркоренным образом преображается на глазах, неудержимо трансформируется. Наукасделала возможными многие сладкие мечты человечества, усовершенствовала нашужизнь настолько, что необходимость борьбы с природой и друг с другом пропала. ВХХ веке нашел свою полную реализацию процесс превращения науки из формыпознания в главное средство преобразования мира на основе его познания.Деятельность человека превратилась в один из внутриприродных факторов, мощностькоторой сравнима, а порой и превосходит силы самой природы. Можно сказатьбольше – скоро стоит ожидать наступления качественно новой эпохи.
Современная цивилизациявзятая всепланетно, глобально, рассмотренная целостно в отвлечении от её внутреннегомногообразия, может получить различные характеристики. Наиболее распространеноеё обозначение как техногенного тыла индустриальной цивилизации. Этоопределение достаточно приемлемо, поскольку многие другие или слишкомрасплывчаты, или частичны, не схватывают глубинных сущностных основанийнынешнего бытия людей. Со всем нашим могуществом мы не должны более следоватьпутём жадного потребления ресурсов природы и бездумного выброса отходов, потерьфизического и душевного здоровья среди ритмов техногенной цивилизации, созданияусловий для появления тех сил, с которыми мы не в состоянии справиться.
Человек всегда боролся сокружающей средой: природными явлениями, хищниками, недостатком пищи и тепла,болезнями. Ждала его борьба и с особями своего вида. Положение не изменилось,хотя редко приводит к смертельному исходу. Фактор природных воздействий далеконе так грозен, как раньше благодаря технике, но та же техника и преображённыйею мир берут свою жатву жизнями и душами. В любом классе общества сильнейший, по-прежнемуимеет больше шансов на занятие привилегированных мест или присвоение каких-либоценностей, как и раньше необходимы (а может даже более необходимы) осторожностьи расчёт в любом действии, а о ликвидации хулиганства можно говорить с той жевероятностью как о снятии угрозы войн, атомного Армагеддона и экологическойпроблемы вместе взятых. За прошедшие пятьсот лет наша жизнь очень изменилась,причём за последние пятьдесят лет практически происходит всё более ускоряющийсяпереворот. Человек не успевает за собственной деятельностью, ему нужно оченьмного работать над своим совершенствованием и самовоспитанием.
Первым шагом человека,чтобы стать самим собой, явился его переход от древесного к наземному образужизни. Первая палка в руках антропоида позволила ему получить дополнительныевозможности, а примитивные каменные орудия уже положили начало господствучеловека над природой. Человек становится активным существом, которое неподчиняется окружающему миру, а преобразует его. Овладение огнём позволило разогнатьтьму, победить голод, уничтожить страх перед мраком, улучшить питание. ФридрихЭнгельс писал: «Труд создал самого человека». От примитивных эолитов мы пришлик вычислительной технике и космическим кораблям. В условиях ослабленияконфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия,решить глобальные проблемы – мировой экологический кризис, голод, эпидемии,неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологическойкатастрофы, использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли. В нашихруках наша жизнь и жизнь планеты. Прогресс даёт человечеству возможности,которые открывают перед нами новые аспекты мира. На нашей планете нет другоготакого существа: слабого по природе, неразумно уничтожающего свой ареал обитания,но распространившегося повсеместно, поставившего природу в зависимость от себя,достигшего вершин в борьбе за выживание, применяющего все новые силы в своихцелях.
Наукаи технология стали движущими силами цивилизации. Без них невозможно представитьдальнейшее развитие человечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса.Без всего достигнутого нами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта формапрогресса будет стремится к безотходности, минимуму потребления ресурсов,проблемы человека и машин, напряжённый ритм жизни и самоистребление в средетехнологий исчезнут. Надеюсь, опасные для человека побочные факторы техническихразработок останутся в прошлом, не произойдёт замыкания человека в заменяющихобщение новшествах и наука не произведёт то, что станет Апокалипсисом для всехнас. Необходим новый гуманный строй, который использует достояния НТР на благовсех и не допустит присвоения её плодов лишь часть общества. Может быть, стоитуже сейчас стремиться к единому управлению под властью гигантского институтавласти, который не допустит ни концентрации правления в чьих-то одних руках, нидискредитации какой-либо части населения, ни хищнического расходованияресурсов, ни присвоения средств. Возможно, люди никогда не изменятся, ведь шансоставить предубеждения и проблемы позади есть уже сейчас, но наука будет вестиих к новым и новым горизонтам развития и невозможно будет не делать шаги всторону от животных и на пути к познанию и управлению всей вселенной.
Каковапарадигма нашего времени?
Интересная статьяфилософа Юрия Борева «Парадигма современной эпохи (исторические идеалы и смыслыбытия человека и человечества, формулируемые культурой)» опубликована впоследнем выпуске издания «Советник президента» (№ 50). Автор замечает:«История человечества – смена парадигм. Человек, поняв, что живет, ориентируясьна несовершенные идеалы, вырабатывает новую парадигму, прорывается в новуюэпоху и строит жизнь соответственно новой формуле бытия. Жизнь становитсясложней, напряженней, насыщеннее благами. Вскоре, однако, обнаруживаются изъяныпарадигмы, наступает кризис, и возникает новая эпоха, опирающаяся на новуюпарадигму».
Ю. Боревописывает парадигмы прошлого: древнейшей эпохи, античности, Средних веков,эпохи Возрождения, классицизма, эпохи Просвещения и реализма, социалистическогореализма и модернизма. Особо он отмечает восточную модель: «… развитиепротекает не в европейской интенсивной форме, а в экстенсивной. Внутри внешнемалоподвижного типа жизни происходят бурные процессы. Состояние мира – едино:парадигмы восточной культуры сопоставимы с западными, но они указывают не наидеалы и смыслы жизни, а на дао (путь)». С последним замечанием российскогофилософа лично мне согласиться трудно: разве, скажем, в исламской парадигме неприсутствуют и идеалы, и смысл жизни, и путь? В ней, в отличие от другихпарадигм, есть абсолютно все, что нужно человеку. Причем, не только на этуэпоху, но и на последующие, вплоть до наступления Судного дня. Но, конечно, дляпризнания этой истины необходимо быть мусульманином…
С другой стороны,Борев, вероятно, в чем-то прав, когда указывает: «Наступившая после окончания«холодной войны» новая эпоха впервые в истории человечества не имеет новойпарадигмы, новой формулы бытия, идеалов и смыслов жизни. Образоваласьмировоззренческая черная дыра. (Можно предположить, что автор – атеист, ибо уверующих людей таких дыр не бывает. Они появляются лишь в обезбоженном мире. – А.И.).Отсутствие современной парадигмы дает себя знать на каждом шагу: политики мирапоступают как прагматики и не ищут стратегические решения. Другой пример:сегодня в культуре немало талантливых людей, но нет великих произведений. И ихне будет, пока не будет новых идеалов и смыслов бытия. (Или же вспомнят простарые, давно известные, но не принятые по тем или иным причинам. – А.И.). Ихпоиск должен стать заботой всех, и особенно деятелей культуры и политиков.Хорошо бы ООН уделить внимание этой проблеме – ведь от нее зависит жизньчеловечества…
Выскажугипотезу о парадигме нашей эпохи, а дискуссия откорректирует ответ.
1. Человек(независимо от имущественного положения, национальной, расовой, классовой,конфессиональной принадлежности) — высшая ценность; принадлежность кчеловеческому роду обеспечивает распространение на личность прав человека иобщечеловеческой солидарности. (Это, конечно, чистой воды масонский гуманизм,ибо, как известно, не все имеющие человеческий облик являются людьми. – А.И.).
2. Демократия– не панацея (она казнила Сократа и избрала Гитлера). Ныне она выказала своюслабость и на Западе, и в России, манипулируя людьми с помощью ТВ и др. СМИ, адолжна бы с их помощью осуществлять обратную связь с народом. (А вот этосовершенно правильно! – А.И.). Необходимосочетание разумной, контролируемой обществом авторитарности с инициативнойдемократией… Инициативная демократия может опираться на опыт народа.
3.Необходимы: а) геокультурная и геополитическая конвергенция (единение западногоострого смысла и сумрачного гения и восточной вековой мудрости). КультураРоссии с ее евразийскими корнями ныне особенно актуальна. Такое единениепредполагает снятие напряженности (между бедными и богатыми, католиками иправославными, христианами и мусульманами, традиционалистами и реформаторами,необразованными и образованными, глобалистами и антиглобалистами) не путеморужия, а путем диалога. (Демагогия и прокручивание давно заезженногомасоно-окуджавского мотива «возьмемся за руки друзья». – А.И.).
4. Отказ отгосударственного эгоизма – условие выживания человечества. По Канту, следуетотноситься к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. (Странно,но, судя по всему, наш философ не в курсе, что задолго до Канта о том же самомговорили все религии Откровения. – А.И.). Этот кантианский категорическийимператив должен воцариться и в межгосударственных отношениях.
Современнуюпарадигму можно кратко сформулировать: процветание и глобальное единениечеловечества как рода, при сохранении многообразия национальных игосударственных форм бытия и утверждении ценности личности. Это высшаястратегическая цель современного развития».
Многое в высказываниях Ю. Борева, наверно, способно вызвать раздражение и дажевозмущение, однако он, как бы там ни было, поднял большую и важную тему.
Использованная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия./Учебник для вузов/. М: МГУ, 1996.
2. Бюкай М. Библия, Коран и наука. Киев: АнсарФаундейшн, 2001
3. Лавриненко В.Н. Философия. /Учебникдля вузов. Под ред.проф. /. М: Юристъ, 2001.
4. Митрохин Л.И. Философия религии М., 1993.
5. Солодухо Н.М. Философия небытия.Казань, 2002.
6. Якубович М. Коран и современная наука (сборникстатей).