Реферат по предмету "Философия"


Зарождение экономической мысли в эпоху Античности и Средневековья

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Эпоха Античности
2. ЭпохаСредневековья
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Возраст экономическойнауки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Какизвестно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычноотносят к ХVIII в. Но, как и в других областяхзнания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и напротяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философскихпредставлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античныхфилософов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируяэкономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства),исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практическойжизни. 
1. Эпоха Античности
Экономическая мысльантичности, и особенно Древней Греции, занимает особое место в историиэкономической науки. В это время, собственно и начинается зарождениеэкономической мысли. Во-первых, сам термин «экономика» древнегреческогопроисхождения. Во-вторых, статус экономических взглядов мыслителей ДревнейГреции сегодня можно определить как начало или «истоки» экономического анализа.Принципиальная новизна экономической мысли древних греков состояла в том, чтоони первыми пытались осмыслить экономические явления и объяснить их. Именномыслители Древней Греции перешли от «натурфилософского» миропонимания к анализуотдельных экономических категорий и даже попытались построить систему ихвзаимосвязей. Более того, рассуждения древнегреческих философов по такимпроблемам, как: что такое богатство, каковы основные принципы разумного (т.е.рационального: от лат.: ratio– разум) хозяйствования, что лежит в основе ценообразования, окажут наибольшеевлияние на весь дальнейший процесс формирования и развития экономической науки.
Ближе всего греческаяфилософия в лице Ксенофонта (430-425 гг. до н.э. – 355 г. до н.э.), Платона(427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) подошла к созданиюопределенной экономической «теории», анализируя элементы домашнего, «ойкосного»хозяйства, которое было основой хозяйственного строя античного общества.Хозяйственная жизнь Древней Греции была ориентирована на самообеспечение,причем свои повседневные нужды каждая семья обеспечивала самостоятельно. Инымисловами, домашние (семейные) хозяйства были натуральными. Приобретение продуктовна стороне (через обмен или торговлю) практиковалось, но не было еще непременнымусловием жизни. Такие общества сегодня называют традиционными, потому что жизньв них строилась по заведенным обычаям, традициям, образцам поведения.
Трактат «Ойкономия»знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта – самый ранний из дошедших до наслитературных источников, посвященных анализу хозяйства Древней Греции. В этомтрактате Ксенофонт описывал каким должно быть образцовое домашнее хозяйствоафинского гражданина. Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умеловедет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, заставляет печь домахлеб, изготовлять пряжу и одежду. Покупки на рынке для домашнего хозяйства неиграют важной роли. Таким образом, понятие «экономика» («экономия») первоначальноозначало законы ведения домашнего хозяйства (ойкос – дом, домашнее хозяйство;номос – закон), т.е. практический опыт главы дома, его умение управлять своимдомом, руководить женой, домочадцами, рабами, землей.
Теоретическое обоснование«экономики» дал Аристотель и именно в его трактовке оно определяло развитиеэкономической мысли рассматриваемого периода. Это учение о доме как единствежилья и хозяйственной деятельности, своеобразная «теория» крестьянского«ойкоса» (дома, хозяйства), который долгие столетия европейской историисоставлял фундамент социально-экономической структуры общества: натуральноехозяйство с абсолютным преобладанием отношений господства и подчинения.
Однако уже в античныйпериод на такой натуральный базис общества накладывается «надстройка» в видегородского рынка с развитыми отношениями обмена, денежным хозяйством,использованием наемного труда. По его главной цели – деньгам (хремата) этотэлемент хозяйства был назван Аристотелем «хрематистикой» и противопоставлен«экономике». Если последняя направлена на создание «истинного» богатства как«совокупности средств… необходимых для жизни и полезных для государственной исемейной общины»[1], и, следовательно,предполагает прежде всего потребление ради удовлетворения насущных,естественных потребностей, производство необходимых и полезных для этогопредметов и даже обмен ими, то «хрематистика» всецело ориентирована на обогащение,получение наживы. И целью, и средством деятельности здесь выступают деньги,олицетворяющие собой «неистинное» богатство, что придает ей противоестественныйхарактер, «по справедливости вызывает порицание». В искусстве наживатьсостояние, считал Аристотель, «…никогда не бывает предела в достижении цели,так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами…Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить количество денег добесконечности»[2].
Противопоставление«экономики» и «хрематистики» объясняется тем, что в Греции эпохи Ксенофонта иАристотеля стремление к умножению денежного богатства не стало еще нормойповедения, более того, такое поведение не вписывалось в заведенный порядокжизни греческого общества. Осуждая накопление денег, Аристотель стремилсяпредупредить угрозу этому порядку. Особое негодование Аристотеля вызывалпроцент (ростовщичество), который он расценивал как самую противоестественнуюформу дохода. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду»за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоениеесть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процентнесправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньгиисточником приобретения новых денег. «Этот род наживы оказывается попреимуществу противным природе»[3] – писал Аристотель.
Различая «экономику» и«хрематистику», противопоставляя эти два способа ведения хозяйства, Аристотельзаложил основы этически ориентированной традиции рассмотрениясоциально-экономических процессов, которая войдет в общественное сознание[4]и даст направление развития экономической мысли на последующие два тысячелетия.
Аристотелю принадлежитпервенство и в анализе явления, которое сегодня называется ценой товара –понятия, вокруг которого строится вся теория современной микроэкономики.
Вопрос на первый взглядпростой: «Чем определяется пропорция обмена товаров?» или, другими словами,«Сколько стоит товар и почему он столько стоит?» Именно поиск ответа на данныйвопрос станет центральной проблемой для экономистов на протяжении многих веков.Исторически, при определении величины стоимости товаров, в историиэкономической мысли сложились два крупных течения, которые корнями уходят кидеям великого греческого мыслителя. Сторонники первого возьмут за основу тезисАристотеля о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ –отсюда выросли такие концепции цены товара, как «теория издержек производства»и «трудовая теория стоимости» (Ф. Аквинский, А.Смит, Д. Рикардо, Дж.Ст. Милль,К. Маркс).
Сторонники второготечения будут опираться на тезис о потребности как общей мере при обмене.Отсюда ведут свою родословную различные теории, выводящие цену из полезностиблаг (Г. Госсен, представители австрийской школы маржинализма, П. Самуэльсон идр.).
Если афинские мыслителиоставили после себя философию, оказавшую глубокое влияние на этические иэкономические теории последующих поколений, то римляне создали учреждения(институты), оказавшие столь же глубокое влияние на законодательство и политику(в том числе экономическую). Идеи римских юристов (Цельс, Гай, Юлиан – II в. н.э.; Модестин, Папиниан, Павел,Ульпиан – III в. н.э.) относительно собственностибыл узкоиндивидуалистичен: они отошли от семейно-клановой группы какобщественной единицы, как это было у греков, и заменили общность имущества,существовавшую в ней, ясно определенными частными правами. Результатом чегостало развитие свободы договора, предполагающей право индивида свободно распоряжатьсясвоим имуществом.
Заслуга римлян состоит вразвитии экономического мышления, формировании юриспруденции как науки,практический дух которой внес значительную долю индивидуализма в экономическиетеории последующих столетий.2.Эпоха Средневековья
Доктрины средневековыхсхоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только еслирассматривать их как этические[5] учения, излагавшие скореето, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научныезаключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).
Хозяйственная жизнь вэпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйствабыли еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочновошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной длярыночного оборота, постоянно увеличивалась. Поэтому, другой особенностьюэкономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности«традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений.Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философскихпостроений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьегохозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий,торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой ценыи ростовщичества.
Теория ценности(«справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским(1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мывстречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пыталсяпонять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековойже теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам поторгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как:справедливая цена – это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. Воснове ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:
первая – справедлива тацена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;
вторая – справедлива тацена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.
Таким образом, один видсправедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономическийфактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй видсправедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит дляобщественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился взависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическаясоставляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля)в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержекпроизводства» в экономической науке.
Термином «ростовщичество»средневековые богословы обозначали всякую цену, превышающую «справедливую»(истинную). Убеждение, что взимать процент за ссуду денег также несправедливо,как брать за товар цену, превышающую «справедливую», легло в основание запретаростовщичества. В средневековой Европе церковь стремилась не только убеждать,но и непосредственно влиять на законодательство и политику. Так, Венский Соборкатолической церкви в 1311 г. объявил всякое светское законодательство, несогласное с постановлениями церкви о процентах, недействительным. Всякоесомнение на этот счет стало преследоваться как ересь.
Однако, по мереприближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать впротиворечие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки»,которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этомв противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованнуюэкономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении,упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.
Коренной пересмотротношения к ростовщичеству начался в Европе только в ХVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентоввыступал, например, известный реформатор церкви Ж.Кальвин (1509-1564).Законодательная же отмена запрета взимания процентов произошла, например, вАнглии в ХVI в., а во Франции – только в конце ХVIII в., во времена Великой французскойреволюции.
Реформация принесла ссобой не только изменение по отношению к ссудному проценту, но и в целом новуюэтику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многиеученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформациейхозяйственного переворота[6]. Одним из первых инаиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из ГерманииМакс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и духкапитализма» (1904).Подводя итоги, можно утверждать, что предметомэкономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое(хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», котороеопределялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практическойжизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральнымнормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и«хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение кростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневнойжизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления обэкономике.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Бартенев С.А. История экономическихучений. – М.: Юристъ, 2000. – С.15-25.
2.   Ядгаров Я.С. История экономическихучений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.9-13.
3.   Автономов В.С. Предисловие к русскомуизданию // Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
4.   Блауг М. Экономическая мысль вретроспективе. М., 1994. – Введение; Методологический постскриптум.
5.   Селигмен Б. Основные течениясовременной экономической мысли. М., 1968. – Предисловие автора; Заключение.
6.   Шумпетер Й. История экономическогоанализа. – СПб., 2001. Т.1. Введение, предмет и метод.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Путь Болгарии к независимости 1886-1908 годы
Реферат Предмет и задачи практической стилистики
Реферат Право Древней Индии (Укр.)
Реферат Акцентологические варианты по материалам современных акцентологич
Реферат Экономические основы производственной деятельности предприятия
Реферат Прагматические особенности инверсии в английском языке
Реферат Промышленный комплекс Украины (Укр.)
Реферат Poverty Essay Research Paper PovertyPoverty is defined
Реферат Пражская школа лингвистического структурализма
Реферат Пробні уроки
Реферат Пути сохранения позиций и повышение эффективности компаний-разработчиков программного обеспечения в условиях кризиса (на примере СООО "Интетикс Бел")
Реферат Рерих
Реферат Развитие системы фонем английского языка
Реферат Праздники и традиции в России и англо-язычных странах (english)
Реферат Развитие словообразовательной системы русского языка в ХХ веке