Реферат по предмету "Философия"


Диалектика чувственного и рационального познания

Гносеология–изучает общие закономерности познания.
Обыденное познание–основано на использованиисоциального опыта(трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты взависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденныйязык. Основной метод классификации знания–здравый смысл. Носит рецептурныйхарактер, дает предписания, результат его предписаний–этикет. Обыденное знаниеочень субъективно.
Научное познание- отличается по уровню, глубинепроникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и егокомпонент.
Основное отличие О.П. от Н.П.–научное познаниепредполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальныйхарактер: процедура доказательства, обоснования знания.
Наиболее совершенная форма знания–теория–выступает какобобщение(не все обобщения–теория).
Познание–разновидность духовного воспроизводства.Задействованы: чувства и разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания:
Чувственно–сенситивное(на чувственном уровне)
Абстрактно–логическое(способность человека)
Интуиция(способность человека)
С одной стороны знание обусловлено познавательнойспособностью человека.
С другой стороны знание–как резюме, итог всейчеловеческой деятельности.
Соотношение чувственного и рационального
Существуют: сенсуализм(«чувство») ирационализм(«разум»).
Сенсуализм. В основе познавательнойдеятельности–чувства человека, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в тойили иной мере сенсуалисты).
Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимыеистины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).
Интуитивистские направления философии.
Интуиция может восприниматься по–разному:
Как божественное озарение
Чувственное озарение
Как особое психическое состояние
В современной философии–рационалистическая традиция
Чувственное познание. Осуществляется на базе органов ичувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нетпознания).
Наличие органов чувств–необходимое и достаточноеусловие для многосторонней познавательной деятельности.
Формы чувственного познания:
Ощущение–отражение в сознании человека отдельныхсторон и свойств предмета.
Восприятие- это целостный образ предмета, созданный наоснове комплекса ощущений.
Представление–чувственно–наглядный образпредмета(сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).
Воображение–способность сознания на основе сохраненныхпредставлений комбинировать новые образы.
Рациональное познание. Это не чисто природное свойствочеловека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общенияи т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.
Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями впределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать,выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другогочеловека.
Разум. Более высокий уровень рационального познания,характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструируетих, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектическойлогики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. ИменноГегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни этиуровни тесно связаны.
Формы рационального мышления: понятия, суждения,умозаключения.
Понятие–исходная форма мышления, отражает общиезакономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется рядтребований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов.Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли.
Суждения–отражает свойства и связи между предметами.Бывают отрицательные и положительные.
Умозаключения–на основании известных двух сужденийвыводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение,роза–растение)
Определение    дополнительные формы рациональногомышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории
Сомнение
Мнение
Интуиция
Интуиция подчеркивает связь между рациональным ичувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.
Субъект и объект познания.
Объект познания–природа, весь мир.
Субъект- мыслящий человек, общество, либоколлектив(конкретный процесс–в голове конкретного субъекта).
 Отношения между субъектом и объектом–базис практики,если нет этого отношения, то нет познания.
Объект
Ранее: кто имел свойства, состояния и действия=понятиюсубстанция
Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17века, т.к. объект соотносится с субъектом(самостоятельно объект уже нерассматривается), методологически–необходимо выделить ту часть объективнойреальности, которая в данный момент освоена или осваивается человеком.
Помимо объекта познания–предмет познания–конкретныеаспекты, стороны объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли.Любое познание обязано иметь свой предмет познания.
Субъект
мыслящее, чувственно предметное существо, в широкомсмысле–это общество, коллектив(познавательные возможности конкретного субъектаопределяются обществом).
Связи между субъектом и объектом
Решалась различными философами различно.
Например, механистический материализм: объект–то, чтосуществует независимо от субъекта. Заложил понимание объекта как объективногомира, но субъект–является чем-то пассивным в познавательном отношении–фиксируетвоздействия извне, не более. Субъект- как изолированный индивид.
 Идеалисты–занимали более прагматичнуюпозицию(прогрессивную) по вопросу об объекте и субъекте. Субъект–не то, что намдано природой, а то, как он себя проявляет(человек–это его разум).
Субъективный идеализм сужал понимание субъекта–какпсихическую деятельность, отрицая существование субъекта независимо от объекта.Объект как психическое состояние субъекта(я могу вообразить либо реально видетьобъект ).
Диалектическое представление. Марксистско–ленинскаяфилософия(диалектический материализм)–бытие определяет сознание. Субъектменяется также как и объект.
Итог: процесс познания–взаимодействие объекта исубъекта, в результате чего происходит воспроизведение объекта в знании, атакже изучение его свойств, отношений, связей. Важнейшая сторона этоговзаимодействия–гносеологическое отношение, которое реализуется в различныхдуховных сферах освоения мира: обыденном и научном познании, …
Современные концепции истины.
Классическое понимание истины. Ограниченность этогопонимания.
Аристотель–автор классической концепции истины:Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержаниюэтого объекта. Именно с Аристотеля истина- как отношение, а не каксамостоятельная сущность.
S=O,то- это истина, если между S и O нет тождества- заблуждение.
Нормативное(традиционное) понимание истины исходит изустановки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии иотносятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающегосубъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поискапознающего. Творчеству(познанию нового ) места нет. 2. Есть признаниезеркальности наших познавательных усилий.
Идея нормативной истины прижилась в марксизме.Ленинская теория отражения полностью базируется на этом.
В современности:
Корреспондентская концепция истины. Корреспонденцияпредполагает простую информацию о событии.
Референтная(реферативная) концепция истины–точныйслепок событий или познающего объекта.
Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание,с помощью которого можно добиться поставленных результатов.
Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считатьистиной»(договорная).
Проблема разнообразия истины.
Классически истина может быть только одна.Истина–понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервыеудар был нанесен естественными науками–убрали грань между О и S. Знание можетбыть разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания(само положение субъекта может влиять на получение знания–вспышка на Солнце иЗемле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мыне можем исключить субъекта из результата знания.(Н-р, изучение электрона вкамере Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается сгазом, истина искажена прибором).
Сам факт многообразия истины подводит нас кмногомерности истины- одна истина может иметь множествоизмерений(толкований)(Н-р, рац.число изображаем на оси в пределах от… и до …,пределы разные, но все толкования истинны). Но истина должна быть однозначной.Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина- нерезультат, а Истина–процесс. Очень близко к пониманию истины примыкаетпонимание плюрализма(множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввестив научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.
Истина и идеология. Сталкиваемся с пограничнымипонятиями. Идеология находилась всегда рядом с наукой и претендовала наистинное знание(ислам, христианство, марксизм и др)–все идеологии заявлялиправо на истину.
Идеология–истина, но с конкретной точкизрения–адекватное отражение действительности, но зависящее от положениясубъекта в системе социальных отношений, отражает положение человека в данномобществе. «Недостаток» идеологии в том, что она всегда субъективна.
в науке–истина * в идеологии–идеологема * в искусстве-правда
Истина и правда. Правда–не ложь, но правда не естьистина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят вискусстве. Правда–как отражение мира, но в особой форме. «В науке добытоезнание выражается в понятиях, а в искусстве–в образах». Искусство не несетфункцию познания, но что?
Правда художественного произведения заключается в том,что если художник(поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы этопереживаем, то это- художественная правда. Когда мы говорим о правдехудожественного произведения, то речь идет о соответствии художественных формтем эмоциям, которые испытал автор с изображаемым объектом. Правда–когда авторспособен вызвать у нас ответные адекватные чувства, пробудить эстетическиечувства.
Проблема критерия истины–до конца не разрешена.Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теориюна истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–недостаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить простонельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянноменяется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериевнедостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.
Внутренние. 1. Критерий логики: по свойствунепротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о обистинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетическийкритерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
Проблема научного и философского понимания истины.Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получилараспространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являтьсясущностью.(«Вот это истинный человек»–это высказывание не метафора, асущность). С точки зрения философской концепции истины: истина–то, чем предметдолжен стать(а не есть).
Методология
Узкоспециальное образование становитсяневостребованным. Причины
Изменение социально-политической обстановки встране(была плановая система подготовки специалистов, система изменилась-выпускники не могут найти работу по специальности)
Проблема узкоспециального образования- узкое развитиетолько в одной области
Быстро нарастает объем информации, она быстроустаревает, поэтому узкие специалисты быстро становятся не у дел
Главный предмет–математика–интересуют отношения,которые можно выразить числовым способом
Необходим довесок- философия- в методологическомаспекте. Философия пользуется особой понятийной сеткой. По своей природефилософские определения являются определениями с размытыми краями. То чтопонятно–наука, а то что непонятно–философия.
Лобачевский–«без философского обобщения наука мертва ипревращается в скопище фактов.»
У философии 2 основные функции: мировоззренческая иметодологическая
Сейчас больший удельный вес в нашей философииуделяется методологии. На Западе методология является так же основой философии.
Методология- наука, которая изучает методы.
Метод- это определенным образом упорядоченнаядеятельность. Метод–это алгоритм.
Философский метод отличается неоднозначнойзаданностью. В философском методе обязательно есть определенная совокупностьопераций, а в некоторых случаях и определенная последовательность. Методологияважна в том плане, что она позволяет посмотреть на знание как на процесс.Лейбниц: «Важнее знания об открытии может быть знание о том, как это открытиебыло сделано.»
Метод=знание, теория= знание, метод¹теория
Теория- это движение мысли по структуре объекта.Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка,которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся крешению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методом решенияданных задач.
Существует 2 вида методов:
Общенаучные или философские методы
Методы конкретных наук.
 Представления каждой науки требуют, чтобы у каждойнауки была методология, но это методика, так как методология не умещается в рамкаходной науки(точка зрения Боровкова).
Каждая наука пользуется своим набором методов. Методыконкретных наук–это методы решения задач в конкретных дисциплинах.
Философский метод- это метод пригодный, необходимый вразличных областях науки.
Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеютвысокую ценность в методологическом плане. Это связано с теми проблемами,которые в конце18 начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечномалых величин, которые могли существовать в процессе своего уничтожения.
Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, какметод конкретной науки мог быть применим в методологическом плане)
Проблема основного вопроса философии: что первично?,материя или сознание(дух)
В методологическом плане эти 2 вопроса недоказуемы инеоправергаемы(первична материя или сознание)
Общий путь познания
Предварительное определение логического и интуитивного
Понятие сознательного и бессознательного
Этапы творческого процесса познания
А. Эйнштейн признавал философию как мать всех наук.
На пути чисто логического рассуждения принципиальнонового знания получить невозможно, знание аналитическое не может бытьпринципиально новым. Мы выявляем то знание, которое для нас лежит впредпосылках. Приращивание знания возможно только интуицией.
Интуитивное знание- сугубо личностное, для еговыражения мы должны его перевести на язык логики.
Логическое- выводное знание, основанное на логике.Логика–это наука о правильном мышлении. Логика–это учение о выводе.
Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логическихвыводов.
В интуитивном мышлении: Недостаток: «я знаю, но я незнаю как я знаю». Логическое- это то, что от нас требует определенногоинтеллектуального усилия, сознательная деятельность.
Интуитивное–это бессознательная деятельность
Сознательная деятельность–это целесообразнаядеятельность, самосознание, знание.
Знание- умение, навык, владение.
Знание–это установление однозначного соответствиязнака и объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагаетпонимание как вложение смысла.
Уровни понимания:
Способность слежения за текстом. Текст- это все, чтоможет быть подвергнуто интерпретации(картина, музыка, следы на снегу)
Способность воспроизведения текста–уровень«натаскивания»
Способность опровержения текста- высший уровеньпонимания
Знание- это не просто соотношение знака и объектапознания, но и понимание
Самосознание–это способность выделить себя изокружающей действительности.
Бессознательная деятельность- это деятельность, неподверженная правилам логики.
Открытие- это логическое преступление.
Научная деятельность- это деятельностьбессознательная. Научное творчество близко деятельности художника, писателя.
Писатель мыслит до и после работы, во время работы онне мыслит, он пишет.
Отличие логического и интуитивного:
Логическое–сознательная деятельность. Интуитивное-бессознательная деятельность
Доказательность логических операций. Интуитивныедействия- бездоказательны
Отчетливость логического мышления. Интуитивноемышление- безотчетное
Подсознательное- в сознании не было на сознание действуетиз вне.
Бессознательное находится в сознании
Сверхсознание- информационное поле, ноосфера,космический разум, который является «складом» всех истин.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. С. Сенаторова Сердечная недостаточность у детей
Реферат Социологический опрос населения: Отношение различных слоев населения г. Москвы к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние повременки на будущее благосостояние
Реферат Крещение Руси: предпосылки и значение
Реферат Проблема политики ускоренной амортизации туристских предприятий
Реферат А. В. Комаров цифровые сигнальные процессоры
Реферат Fcc
Реферат Понятие личность
Реферат Навчання плаванню у літньому оздоровчому таборі та проведення спортивно-оздоровчих свят на воді
Реферат Передача звука по локальной сети
Реферат Показатели использования основных и оборотных фондов
Реферат Технико-экономический анализ. Анализ типа производства и его организации
Реферат Защита атмосферы на предприятиях строительной индустрии
Реферат Налогообложение и учет расчетов по налогам и сборам в ОАО Акр-Агро Свислочского района Гродненской
Реферат Трубопроводный транспорт в России
Реферат Этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики