Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов разных уровней

Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетовразных уровней
В качестве одной из насущных проблем, стоящих в настоящеевремя перед российской юридической наукой является проблема перераспределениягосударственно-властных полномочий между различными уровнями государственнойвласти и органами местного самоуправления.
Особенно важное значение данная проблема имеетприменительно к сфере финансовых отношений, которые, в свою очередь, теснейшимобразом связанны с налоговыми полномочиями. С точки зрения науки финансового иналогового права принцип федерализма следует рассматривать в светеразграничения полномочий между органами государственной власти и органамиместного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов и осуществленияконтроля за их уплатой.
Одним из важнейших принципов федерализма является «субсидиарность»,суть которого состоит в распределении функций между уровнями власти такимобразом, что в ведении верхних эшелонов власти включаются только те функции (иполномочия), которые они могут выполнить лучше, чем нижние эшелоны. Используятерминологию системного подхода (для обеспечения целенаправленного,эффективного динамичного и устойчивого развития государства), должно иметьместо оптимальное сочетание централизации и самостоятельности нижерасположенныхэшелонов (децентрализация).
Налоговый федерализм рассматривает проблемы разграниченияналоговых полномочий между органами власти различных уровней в условияхфедеративной формы государственного устройства. Налоговый федерализм можнорассматривать как самостоятельный элемент или направление налоговой политики,являющегося в то же время неотъемлемым элементом налогово-бюджетногофедерализма.
Бюджетно-налоговый федерализм – это форма обеспеченияединства и, одновременно, самостоятельности бюджетов различных уровнейгосударственной власти в соответствии с их функциями и полномочиями, основаннаяна четких, закрепленных законодательством нормах.
Налоговыйфедерализм – законодательное установлениеравноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации приформировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимальногосочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных,социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Федерализм предполагает существование эффективнойисполнительской дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе стем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственностисубъектов Федерации в реализации их прав и полномочий.
Самостоятельность власти (и муниципальной, и региональной,и федеральной) предполагает не только право соответствующих органов приниматьрешения по вопросам своей компетентности, но и обязанность решать эти вопросы.Неотъемлемой частью самостоятельности является ответственность за результатысвоей деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что федеративнаямодель российского государства, закрепленная в Конституции РоссийскойФедерации, с точки зрения нормативно урегулированных налоговых полномочийсубъектов РФ и органов местного самоуправления носит во многом унитаристскийхарактер. Т.е. характер отношений между федеральным центром, региональнымиорганами государственной власти и органами местного самоуправления можноопределить как явно выраженную финансовую и фискальную централизациюгосударственно-властных отношений, что, как представляется, обусловленостремлением решить проблему неоправданного на определенном этапе историческогоразвития расширения субъектами Федерации своих полномочий наиболее легким путём– посредством всеобъемлющего ограничения (а не детального разграничения) такихполномочий. Это позволяет федеральному законодателю при отсутствии должного судебногоконтроля в определенной степени злоупотреблять своими полномочиями вовзаимоотношениях с субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
При этом «для создания дееспособной федеративной системынедостаточно пропорционально «раздать» полномочия по осуществлениюзаконодательной, административной и судебной властей федерации и ее членам. Ещёважнее распределить полномочия в сфере финансов и соответственно денежныесредства. Как раз в ссорах о компетенции по вопросам финансов и об участии внациональном доходе от налогов с особой силой отражается присущая федеративномугосударству напряженность, вызванная наличием унитаристских и федералистскихтенденций».
В связи с этим можно отметить, что федерализму в целом иналоговому федерализму в частности в идеальном варианте должны быть присущивластно-договорные отношения. Это означает, что, наряду с федеральнымиинтересами, должны учитываться и интересы субъектов Федерации, а все основныепротиворечия должны разрешаться посредством договорного процесса в рамкахустановленной законодательством компетенции.
Можно выделить ряд признаков, позволяющих более детальноохарактеризовать феномен налогового федерализма.
Во-первых, налоговый федерализм представляет собойотносительно устойчивую и согласованную систему действий, которые, как правило,имеют формально выраженный или, иначе говоря, юридически определенный характер.
Как правило, основные направления государственной политикив области налоговых отношений, которые могут содержаться в актах ненормативногохарактера (например, в бюджетном послании Президента, правительственныхпрограммах т.д.), находят свое детальное воплощение в нормах права и техмеханизмах, которые позволяют обеспечивать их реализацию.
Во-вторых, налоговый федерализм представляет собойвластно-договорную организацию отношений, возникающих между различными уровнямигосударственной власти и органами местного самоуправления.
Это означает, что принцип федерализма, с одной стороны, предполагаетналичие государственно-властного элемента, при котором подразумевается вбольшей или меньшей степени (в зависимости от степени финансовой централизацииили децентрализации), что доминирует федеральный центр по отношению крегиональным властям, что отражается прежде всего в наличии конституционноустановленных и законодательно определенных (на уровне именно федеральныхзаконов) единых принципов, которые служат основной налогово-бюджетныхотношений. В то же время он предполагает и определенное ограничение правфедерального центра в пользу детально определенной самостоятельности органовгосударственной власти регионального уровня и органов местного самоуправления.
В-третьих, налоговый федерализм предполагает взаимнуюответственность между всеми участниками налоговых и бюджетных отношений.
Этот признак тесно связан с принципом властно-договорныхотношений в федеративном государстве и предусматривает использование различныхспособов легального принуждения участников налоговых отношений к выполнениюсвоих обязанностей в этой сфере.
Определенное доминирование федерального центра в условияхассиметричного развития составляющих его частей является объективнообусловленным, т.к. это позволяет проводить «политику сдерживания» посредстворазличных законных методов и механизмов и не допускать злоупотреблений состороны региональных властей своими полномочиями в налогово-бюджетной сфере.
Однако это не означает, что федеральный центр не несетответственности за невыполнение или ненадлежащее осуществление возложенных нанего обязанностей.
Возможность государственного принуждения федеральныхорганов к выполнению своих обязанностей является одним из основополагающихэлементов при проведении единой государственной политики в финансовой иналоговой сфере.
С другой стороны, в условиях высоко организованнойфедерации роль договорных отношений существенно повышается, т.к. растет уровеньосознания всеми участниками этого процесса необходимости паритетного характеравзаимоотношений как обязательного условия для нормального развития государства.
В-четвертых, важнейшим признаком налогового федерализмаявляется такое разграничение налогово-бюджетных полномочий между органамигосударственной власти различных уровней и органами местного самоуправления,которое позволяло бы в максимальной степени обеспечивать единообразноесоблюдение прав и свобод человека и гражданина, независимо от того, на территориикакого из субъектов Федерации он осуществляет экономическую деятельность илипроживает.
Тесно связан с этим признаком принцип экономическогоравенства граждан, проживающих на территории федерации, независимо от местажительства и уровня социально-экономического развития региона.
Однако следует учитывать тот факт, что принципэкономического равенства в большей степени предполагает установление единыхминимально социальных стандартов в субъектах Федерации, независимо от уровня ихсоциально-экономического развития.
Таким образом, выделение указанных признаков позволяетсделать вывод о том, что под налоговым федерализмом было бы правильно пониматьединую систему мер, направленных на справедливое распределение налоговыхполномочий между различными уровнями государственной власти и местным самоуправлением,и достижение баланса интересов бюджетов различных уровней власти, а такжесоблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях федеративногоустройства России.
При этом налоговый федерализм предполагает такоеразграничение налоговых полномочий, которое, с одной стороны, обеспечивало быбюджеты различных уровней источниками финансирования, позволяющими указанныморганам выполнять конституционно и законодательно определенные функции, а сдругой стороны, — возможность широкого воздействия с помощью правовогорегулирования в сфере налогообложения на общественные отношения (регулирующаяфункция налогов).
Задача
Физическим лицом, не состоящем в зарегистрированном браке(разведенной, вдове, одинокой матери) и имеющим на обеспечении двоих детей ввозрасте до 18 лет, в течение календарного года:
1. получен ежемесячный доход по основномуместу работы в размере 5 000 руб.;
2. получен ежемесячный доход от работывыполняемой по договору гражданско-правового характера, в размере 3 000 руб.;
3. получена от работодателя компенсациястоимости туристической путевки в размере 9 000 руб., выплаченная за счетсредств, оставшихся после уплаты налога на прибыль;
4. получен выигрыш в телевизионной игре,проводимой с целью рекламы товаров, в размере 11 000 руб.;
5. получена материальная помощь, оказаннаяработодателем, в размере 5 000 руб.;
6. получен от работодателя беспроцентныйзаем в размере 7 500 руб. сроком на 5 месяцев, действующая ставкарефинансирования ЦБ РФ в налоговом периоде составила 25% годовых;
7. получен доход в размере 3 000 руб. отсбора и сдачи лекарственных средств в соответствии с полученным разрешением;
8. оплачено за свое лечение в дневномстационаре в размере 8 000 руб., приобретены медикаменты по рецептам,выписанным врачом для себя и своих детей на сумму 5 000 руб.
Рассчитать сумму налога НДФЛ подлежащую внесению в бюджетпо итогам налогового периода, учитывая тот факт, что заявление напредоставление стандартных вычетов было подано по месту работы, выполняемой подоговору гражданско-правового характера.
Решение
1. 5 000 руб.* 12 мес. = 60 000 руб.Стандартные вычеты не предоставляются. Данный доход облагается по ставке 13%;
2. 3 000 руб. * 12 мес. = 36 000 руб.Данный доход облагается по ставке 13%.
Налоговый вычет в размере 400 руб. предоставляется 2 месяца(ст. 218 п.3) и составит 800 руб.
Налоговый вычет в размере 600 руб. предоставляется вдвойном размере на каждого ребенка в течение 5 месяцев включительно (ст. 218п.4.3, 4.5) и составит 12 000 руб.;
3. Компенсация в размере 9 000 руб.облагается по ставке 13% (ст. 217 п.9);
4. Подлежит налогообложению сумма вразмере 7 000 руб. (ст. 217п.28) по ставке 35% (ст. 224 п.2.1.);
5. Материальная помощь, оказаннаяработодателем, в размере 5 000 руб. облагается по ставке 13%;
6. Согласно ст. 212 п.2.1. материальнаявыгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщикомзаемными средствами, полученными от организации составит 585,75 руб.
3/4 *25/12*5 = 7,81%, 7 500 руб. * 7,81% = 585,75 руб.
Данный доход облагается по ставке 35% (ст. 224 п.2.4);
7. доход в размере 3 000 руб. от сбора исдачи лекарственных средств не подлежит налогообложению (ст. 217 п.15);
8. Согласно ст. 219 п.1.3.налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет в размере 13 000руб. из суммы дохода, которая облагается по ставке 13%.
Доход облагаемый по ставке 13%: 110 000 руб.
Стандартные и социальный вычеты: 25 800 руб.
Сумма НДФЛ: (110 000 – 25 800) * 13% = 10 946 руб.
Доход облагаемый по ставке 35%: 7 585,75 руб.
Сумма НДФЛ: 7 585,75 * 35% = 2 655 руб.
Сумма налога НДФЛ подлежащая внесению в бюджет по итогамналогового периода составила 13 601 руб.

Список литературы
1. Бюджетная система России. / Под редакцией ПолякаГ.Б..-М.: ЮНИТИ-ЛАНФ, 2006;
2. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство /Под ред. Е.Н. Евстигнеева -СПб, 2005;
3. Налоговая политика и правовое регулированияналогообложения в России / М.Н. Карасев. – М.: ООО «Вершина», 2005;
4. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.:«Юристъ», 2006;
5. Основы налогового права. Пепеляев С.Г. Учебник длявузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2007;
6. Экономика. Булатова А. С. Учебник для вузов. — М.: Бек,2006;
7. Правовая система «Гарант».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.