Вклад Гоббса в развитие психологическогопознания
3курс вечернего отделения
3группа
ШуляковскаяПрасковья
2010
Содержание
Введение
1. Философия Нового Времени. Основные тенденции
2. Биография ТомасаГоббса. Краткий обзор работ
3. Философская система Гоббса. Предмет и методфилософии
4. Учение о человеке
Заключение
Список литературы
Введение
История психологии, какспецифическая область знаний, занимает особое положение в структурепсихологической науки и в системе других наук. Обращение к прошлому необходимодля того, чтобы более адекватно оценить возможности психологической науки насовременном этапе и в будущем. Кроме того, история психологии представляеттакую систему знаний, которая охватывает вопросы философии и методологии,вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственнопсихологических знаний. Возникновение и формирование собственно психологическихзнаний – основа предмета истории психологии.
История психологии имеетбольшое значение для развития самой психологической науки, особенно дляразвития психологической теории. Без истории науки не может быть созданакакая-либо научная теория. «В определенном отношении всякая современная теориянауки есть свернутая и обобщенная ее история». [3, стр. 12]. Более того,история психологии имеет еще и прогностическую функцию – она позволяет наоснове прошлого и настоящего оценить возможности будущего развития психологии.
Историю психологии можноназвать основой для формирования системы оценочных суждений у психолога, длясоздания эталона, служащего точкой отсчета при оценке различных течений,направлений и взглядов в психологии.
Таким образом, следуетпризнать, что изучение и развитие истории психологии актуально и в настоящеевремя. Хотя, современное состояние психологии изображается довольно схематичнои характеризуется «без анализа исторических предпосылок, определяющихсвоеобразие современных тенденций и направлений в психологии в то время, какизвестно, что отрыв современности от истории есть недооценка роли прошлогонауки в созидании его настоящего и будущего». [3, стр. 27]
1. Философия Нового Времени.Основные тенденции
В XVI – XVII веках бурноеразвитие капиталистических отношений вызвало расцвет многих наук, прежде всегоразличных областей естествознания связанных с созданием различных механизмов(техники, машин) и изготовлением различных приборов (астрономических,физических, навигационных). Успехи и достижения механики имели не толькопрактическое, но и идеологическое значение. Открытия Николая Коперника, ГалилеоГалилея, Исаака Ньютона, Джордано Бруно послужили опровержением религиознойидеологии средневековья. Географические открытия, связанные с мореплаваниемпозволяли получить многочисленные сведения в области астрономии, геологии,биологии и тем самым нанесли непоправимые удары по богословским трактатам. Споявлением микроскопа существенно изменились представления в области анатомии ифизиологии растений и животных. Наиболее важными следует признать открытиеклеточного строения живых организмов, описание Рене Декартом рефлекторногомеханизма поведения животных.
Одна из отличительныхтенденций в развитии философии психологии Нового времени – борьба заосвобождение человека, его разума от религиозного давления, борьба за светскийхарактер науки. Успехи в развитии естествознания способствовали формированиюнового взгляда на природу и место человека в ней. На смену религиознымпредставлениям на этот счет, все более настойчиво обращала на себя вниманиеидея о природном происхождении человека, о его могуществе и неограниченныхвозможностях в познании и покорении природы.
Другую тенденциюсоставляло противоборство и столкновение рационалистического и эмпирическогонаправления. Перлом в развитии естествознания, сопровождавшийся многочисленнымиоткрытиями, заставил задуматься над вопросом общих принципов и методовпознания, ответ на который невозможно было найти без обращения к основнымпсихическим способностям и функциям человека. В результате работы над этойпроблемой ученые разделились на два основных течения – эмпирическое ирационалистическое. Разногласия между приверженцами эмпиризма и рационализмавозникали в основном по трем позициям: вопрос об источниках и происхождениизнаний; вопрос о природе всеобщих понятий; и вопрос о соотношении и границахпознавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта илогического мышления. Сторонники эмпирического направления Френсис Бэкон, ТомасГоббс и Джон Локк полагали, что источником всех знаний является чувственныйопыт и общие понятия имеют опытное происхождение. В связи с этим онирассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающуювосхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте,к общим принципам и законам. Представители рационалистического течения РенеДекарт и Готфрид Лейбниц считали, что источник знаний заключен в самом разуме,а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, то есть происходят из самогоума и врожденных интеллектуальных способностей. Соответственно этой теорииДекарт и Лейбниц видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции какспособе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либоврожденных.
Противоречия в областиобщей методологии познания обострялись и усложнялись разногласиями в решениивопроса о природе самих познавательных способностей человека, их отношении квнешнему физическому миру, с одной стороны и к телесному, с другой. Споры поэтому поводу породили психофизическую проблему, различные способы решениякоторой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма иидеализма. Эта линия усилила дифференциацию идейных позиций не только междуупомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них. Так,и рационализм, и эмпиризм развивались как представителями материалистическогонаправления (Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.), так и представителями идеализма (Г.Лейбниц, Дж. Беркли и др.).
Так как наиболее развитымразделом знаний была механика твердых тел, ее доминирование породило тенденциюи все остальные явления живой и неживой природы трактовать и объяснять втерминах механики. В том числе и в философии механицизм закрепился в качествеуниверсального методологического подхода и способа объяснения и познанияокружающего мира. Из философии механистические принципы переносятся впсихологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинаюттрактоваться и описываться по образцу механических процессов.
Односторонность иограниченность моделей поведения и сознания человека, выдвинутых крупнейшимимыслителями XVII – XVIII веков связаны с перенесением в область философии ипсихологии механистических знаний, а вместе с ними зародившегося вестествознании принципа расчленения сложных явлений природы на отдельные классыи элементы с последующим рассмотрением их вне взаимной связи и развития.
Противоречивость инеустойчивость социально-экономических условий, которыми характеризовалсяпереходный период от феодализма к капитализму стали причиной длянепоследовательности и компромиссного характера – общих недостатковфилософско-психологических систем Нового времени. Вместе с тем,философско-психологические взгляды этих веков имели неоценимое значение дляпоследующего развития психологии, поскольку именно в этот период былисформулированы основные теоретико-методологические принципы, на основе которыхсформировалась экспериментальная психология во второй половине XIX века.
2. Биография Томаса Гоббса. Краткий обзор работ
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Малмсбери (графствеГлостершир) в семье сельского священника раньше положенного срока, после тогокак его мать напугало известие о приближении Испанской Армады. Несмотря на этонеблагоприятное стечение обстоятельств, он прожил необычайно долгую иплодотворную жизнь. Слава пришла к нему как к автору философских трактатов,однако склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббсжил в один из самых значительных периодов английской истории. Он учился вшколе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускникомуниверситета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучалфилософию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением приКромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременныйатрибут британской жизни в эпоху Реставрации.
Гоббс был воспитан дядей, обладавшим значительным состоянием истремившимся дать своему племяннику достойное образование. Ребенок началобучение в приходской школе в четыре года и с шести лет учил латынь игреческий. С восьми лет он посещал школу в Малмсбери, а затем учился всоседнем Вестпорте, в частном учебном заведении, открытом там любителем изнатоком древних языков Латимером. В четырнадцатьлет, освоив языки настолько, что мог свободно перелагать «Еврипида латинскимямбом», при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди,Гоббс поступил в Модлин-Холл, один из колледжейОксфордского университета. Там он провел пять лет, изучаяаристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания вгреческом и латинском языках, в конце обучения получил степень бакалавра. Не известно, каксложилась бы дальнейшая судьба будущего философа, если бы он не получилпредложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша, носившегозатем титул графа Девонширского. Гоббс дал согласие и в 1608 году вошел в семьюприближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя, потом- личного секретаря. Связь с семейством Кавендишей длилась всю его жизнь.
Средств, которые он получал благодаря своему наставничеству,хватало на то, чтобы продолжить академические занятия. Гоббс также имелвозможность познакомиться с влиятельными людьми, в его распоряжении находиласьпервоклассная библиотека, а кроме всего прочего, сопровождая в путешествияхмолодого Кавендиша, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшимстимулом его умственного развития. Интеллектуальная биография Гоббса, можетбыть поделена на периоды соответственно трем путешествиям по Европе.
Первое путешествие в 1610 году вдохновило его на изучение античныхавторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой онбыл воспитан, считалась уже устаревшей. Гоббс вернулся в Англию, полныйрешимости глубже познакомиться с мыслителями античности. В этом его укрепили ибеседы с лордом-канцлером Френсисом Бэконом. Эти беседы состоялись,по-видимому, между 1621 и 1626 годами, когда Бэкон был уже отправлен в отставкуи занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научныхисследований. Вероятно, Гоббсу передалось не только бэконовское презрение каристотелизму, но также убеждение в том, что знание — это сила, а целью наукиявляется улучшение условий человеческой жизни. В автобиографии, написаннойпо-латыни в 1672, он пишет о занятиях античностью как о счастливейшем периодесвоей жизни. Его завершением следует считать перевод Истории Фукидида,опубликованный отчасти для того, чтобы предупредить соотечественников обопасностях демократии, ибо в то время Гоббс, подобно Фукидиду, был на стороне«царской» власти. Кроме того, в предисловии он пытался объяснить, что историяПелопоннесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическуюдействительность.
После смерти своегопатрона графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателемсына одного шотландского дворянина. Со своим учеником в 1628 году он совершает второе путешествие наконтинент. Они прибывают во Францию и в течение 18 месяцев живут в Париже.
Во время своего второго путешествия в Европу, Гоббс страстноувлекся геометрией, о существовании которой узнал случайно, обнаружив НачалаЕвклида на столе в библиотеке некоего джентльмена. Изучая геометрию, Гоббс убедился,что она дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройствомогут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества,находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут вобоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных ипоследовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.
Возвращение Гоббса вАнглию (в 1631 году) было ускорено поступившим к нему предложением вернуться всемью покойного графа Девонширского и взять на себя заботу о воспитании егосына.
Третье путешествие Гоббса по континентальной Европе (1634-1636)внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. ВПариже он становится членом кружка Мерсенна, в который входили Р.Декарт,П.Гассенди и другие представители новой науки и философии, а в 1636 совершаетпаломничество в Италию к Галилею. К 1637 он готов к разработке собственнойфилософской системы; существует мнение, что сам Галилей предложил Гоббсураспространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческойдеятельности. Грандиозной идеей Гоббса было обобщение науки механики игеометрическая дедукция человеческого поведения из абстрактных принципов новойнауки о движении. «Ибо, наблюдая, что жизнь есть лишь движение членов… чтотакое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не такие же нити, а суставы- как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотелмастер?».
По мнению Гоббса, его оригинальным вкладом в философию быларазработанная им оптика, а также теория государства. «Краткий трактат о первыхпринципах» (A Short Tract on First Principles) Гоббса представляет собойкритику аристотелевской теории ощущения и набросок новой механики. Послевозвращения в Англию, мысли Гоббса вновь обратились к политике — обществонакануне гражданской войны бурлило. В 1640 он пустил по рукам, как раз во времязнаменитой парламентской сессии, трактат «Начала закона, естественного иполитического» (The Elements of Law, Natural and Politic), в котором доказывалнеобходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат был опубликован позднее, в 1650 в двух частях – «Человеческая природа» (Human Nature, or the Fundamental Elements of Policie) и о теле политическом (De CorporePolitico, or the Elements of Law, Moral and Politic). Когда парламент выставил требование об отставке графа Страффорда,Гоббс, опасаясь, что его открыто роялистские взгляды могут стать угрозой дляжизни, бежал на континент. Трактат «О гражданстве» (De cive) появился вскорепосле этого, в 1642. Второе издание вышло в 1647, а английский вариант в 1651под названием Наброски философии государства и общества (PhilosophicalRudiments Concerning Government and Society). Эта книга — вторая по значению видейном наследии Гоббса после более позднего Левиафана. В ней он пыталсяокончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характеротношений церкви и государства.
Оригинальность Гоббса заключалась не только в идеях, касавшихсяоптики и политической теории. Он мечтал построить всеобъемлющую теорию, котораябы начинала с простых движений, описываемых постулатами геометрии, изавершалась обобщениями о движении людей в сфере политической жизни, как быприближающихся и отдаляющихся друг от друга. Гоббс предложил понятие «усилие»для того, чтобы постулировать бесконечно малые движения разного рода — особенноте, что совершаются в среде между человеком и внешними телами, в органах чувстви внутри человеческого тела. Феномены ощущения, воображения и сна — действиемалых тел, подчиняющихся закону инерции; феномены мотивации — реакции навнешние и внутренние стимулы (общее место современной психологии). Известнатеория Гоббса о том, что накопление малых движений выливается на макроуровне, втеле в форме двух основных движений — влечения и отвращения, являющихсяприближением или удалением от других тел.
Гоббс планировал написание философской трилогии, которая бы давалатрактовку тела, человека и гражданина. Работа над этим грандиозным проектомпостоянно прерывалась из-за событий на политической сцене и в личной жизниГоббса. Он начал работать над трактатом «О теле» вскоре после публикациитрактата «О гражданстве», однако закончил его только после своего возвращения вАнглию. Трактат «О человеке» (De Homine) появился в 1658. Когда молодой принцКарл (будущий Карл II) был вынужден бежать в Париж после поражения в битве приНейзби, Гоббс отложил свои размышления о физике и начал работать над своимшедевром — трактатом «Левиафан, или материя, форма и власть государствацерковного и гражданского» (Leviathan, or the Matter, Forme, and Power of aCommonwealth, Ecclesiastical and Civil, 1651), в котором лаконично и остросформулировал свои взгляды на человека и государство. Он был приглашен к принцуучителем математики — должность, которую ему пришлось оставить из-за серьезнойболезни, которая чуть не свела его в могилу.
Положение Гоббса в Париже стало весьма опасным после смерти в 1648году Мерсенна, его друга и покровителя. Гоббса заподозрили в атеизме и борьбе скатолицизмом. Карл I был казнен в 1649 году, и вплоть до 1653, когда Кромвельстал лордом-протектором, велись непрестанные дискуссии о надлежащей формеправления. Левиафан появился как раз вовремя, а приводившаяся в немаргументация и нежелание Гоббса находиться в слишком близких отношениях спринцем Карлом позволили ему испросить у Кромвеля разрешения вернуться народину. В Левиафане доказывается, с одной стороны, что суверены уполномоченыправить от имени своих подданных, а не по божьему соизволению — ровно то же,что говорилось в парламенте; с другой стороны, Гоббс использовал теориюобщественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатомгосударства, основанного на общественном согласии, должна быть абсолютнаявласть суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправданиялюбой формы правления, какая бы ни одержала верх в то время.
Левиафан обычно считают сочинением на политические темы. Однаковзгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами очеловеке как природном существе и «машине», а завершаются пространнымиполемическими рассуждениями насчет того, какой должна быть «истинная религия».Практически половина всего объема Левиафана посвящена обсуждению религиозныхвопросов.
Политический анализ Гоббса, его концепции «естественногосостояния» и сообщества основывались на механистической психологии. Подявлениями социального поведения, считал Гоббс, скрываются фундаментальныереакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти.Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от праванеограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действоватьот их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такойобщественный договор, то власть суверена должна быть абсолютной; в противномслучае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они всегда будут находитьсяпод угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.
В сфере моральной философии Гоббс также разрабатывалнатуралистическую теорию как следствие его механистической концепции человека.Правила цивилизованного поведения (называвшиеся во времена Гоббса естественнымправом), считал он, выводимы из правил благоразумия, которые должны бытьприняты всеми, кто обладает рассудком и стремится выжить. Цивилизация основанана страхе и расчетливом эгоизме, а не на присущей нам от природы социальности.Под благом мы имеем в виду просто то, чего желаем; под злом — то, чегостремимся избежать. Будучи достаточно последовательным мыслителем, Гоббс верилв детерминизм и полагал, что волевой акт есть просто последнее влечение впроцессе обдумывания, непосредственно примыкающее к действию или отказу отдействия.
В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповедисуверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутнымправом (в то время только нарождавшимся) и общим правом.
Религию Гоббс рассматривал не как систему истин, а как системузаконов; большое место в Левиафане занимает доказательство того, что имеютсявсе основания — исходящие из здравого смысла и из Писания — считать, чтосуверен является наилучшим истолкователем воли Божьей. Гоббс последовательноразличал знание и веру и полагал, что мы не можем ничего знать об атрибутахБога. Слова, в которых мы описываем Бога, являются выражением нашей любви, а непродуктами деятельности разума. Он особенно негодовал, защищая «истиннуюрелигию» от двойной угрозы католицизма и пуританства, которые апеллировали квласти иной, нежели власть суверена, — к полномочиям папы либо к голосусовести. Гоббс, не колеблясь, применил механицистский подход к понятиям Писанияи полагал, что Бог должен обладать телом, пусть достаточно разреженным, чтобы можнобыло говорить о его существовании в качестве субстанции.
Многие современные философы подчеркивают значение выдвинутойГоббсом концепции языка, в которой механистическая теория происхождения речибыла соединена с номинализмом в трактовке смысла общих терминов. Гоббскритиковал схоластическое учение о сущностях, показывая, что это и другиеподобные учения возникают вследствие неверного употребления различных классовтерминов. Имена могут быть именами тел, именами свойств или именами самих имен.Если использовать имена одного типа вместо имен другого типа, мы приходим к абсурднымутверждениям. Например, «универсалия» — имя для обозначения класса имен, а несущностей, якобы называемых этими именами; такие имена называются универсалиямив силу своего употребления, а не потому, что обозначают особый класс предметов.Тем самым Гоббс предвосхитил идеи многих философов XX века, проповедовавшихидеалы ясности и использовавших теорию языка для критики метафизических учений,населивших мир «ненужными» сущностями. Гоббс также настаивал на том, что языкимеет существенное значение для рассуждения, а также что именно способность крассуждению (в смысле принятия определений и выведения заключений с помощьюобщих терминов) отличает человека от животных.
Вернувшись в Англию в конце 1651, Гоббс вскоре вступил в дискуссиюс епископом Бремхоллом по вопросу о свободе воли. В результате появилась егоработа «Вопросы касательно свободы, необходимости и случая» (The QuestionsConcerning Liberty, Necessity, and Chance, 1656). Затем он оказался замешаннымв самом унизительном в его жизни споре, ибо в двадцатой главе трактата «Отеле», первой части амбициозной трилогии, опубликованной в 1655 году, Гоббспредложил способ вычисления квадратуры круга. Это было замечено Джоном Валлисом(1616-1703), профессором геометрии, и Сетом Уордом, профессором астрономии. Обаони были пуританами и входили в число основателей Королевского общества вЛондоне, в которое Гоббсу так и не довелось вступить. Профессора былираздражены критикой Гоббсом системы университетского образования и отомстили,указав на его невежество в области математики. Сделать это было нетрудно,поскольку Гоббс начал заниматься геометрией в сорок лет, да и Декарт ужеуказывал на любительский характер его доказательств. Скандал длился околодвадцати лет и зачастую принимал характер личных выпадов с обеих сторон. Кэтому времени относятся работы Гоббса «Шесть уроков профессорам математикиОксфордского университета» (Six Lessons to the Professors of Mathematics in theUniversity of Oxford, 1656); «Диалоги о физике, или о природе воздуха»(Dialogus Physicus, sive de Natura Aeris, 1661); «Господин Гоббс с точкизрения его лояльности, веры, репутации и поведения» (Mr. Hobbes Considered inHis Loyalty, Religion, Reputation and Manners, 1662) и другие трудыполемического характера, направленные против Уоллиса, Р.Бойля и других ученых,объединившихся вокруг Королевского общества.
Однако энергия Гоббса, замечательная для человека его возраста (всемьдесят лет он все еще играл в теннис), не уходила полностью на этибезнадежные споры. В 1658 он опубликовал вторую часть трилогии — трактат «Очеловеке». Затем произошли достойные сожаления события, остановившие поток егопубликаций. В период Реставрации, несмотря на то, что Гоббс был представлен кодвору, а король весьма ценил его остроумие, он стал жертвой предрассудков истраха, охватившего в то время общество. Искали причину для неудовольствияБога, выразившегося в ужасной эпидемии чумы и сильнейшем пожаре в Лондоне(соответственно в 1664-1665 и 1666), и в парламенте обсуждался билль противатеизма и богохульства. Была создана комиссия, в задачу которой входилоизучение на этот предмет «Левиафана». Однако вскоре дело было закрыто,по-видимому, после вмешательства Карла II.
Тем не менее, Гоббсу было запрещено публиковать сочинения наактуальные темы, и он занялся историческими изысканиями. В 1668 был закончентруд «Бегемот, или Долгий парламент» (Behemoth, or the Long Parliament) — история гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества;работа была опубликована после смерти мыслителя, не ранее 1692. Прочитав Началаобщего права Англии Ф.Бэкона, которые ему послал его друг Джон Обри(1626-1697), Гоббс в возрасте 76 лет написал работу «Диалоги между философом иизучающим общее право Англии» (Dialogues between a Philosopher and a Student ofthe Common Laws of England), опубликованную посмертно в 1681.
В возрасте 84 лет философ написал автобиографию в стихотворнойформе на латинском языке, а два года спустя за невозможностью лучшего приложениясил сделал переводы «Илиады» (1675) и затем «Одиссеи» (1676) Гомера. В 1675 онпокинул Лондон, перебравшись в Чатсуорт, а в 1679 узнал о собственной скоройнеминуемой смерти. Говорят, что, услышав о своей неизлечимой болезни, Гоббсзаметил: Наконец-то я обрету лазейку и выберусь из этого мира. Он забавлялсятем, что разрешил друзьям заготовить впрок надгробные эпитафии. Более всего емупонравились слова: Вот истинный философский камень. Умер Гоббс в Хардвик-Холле(графство Дербишир) 4 декабря 1679 года, где был похоронен в семейном склепеКавендишей.
На надгробном камне была сделана надпись, что он был человекомсправедливым и хорошо известным своей ученостью на родине и за рубежом. Этосоответствует истине, и хотя вокруг его взглядов велись бесконечные шумныеспоры, никто никогда не подвергал сомнению, что Гоббс был цельной личностью иобладал выдающимся интеллектом и замечательным остроумием. (5)
3. Философская системаГоббса. Предмет и метод философии
Томаc Гоббс внес огромныйвклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскомумыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предметафилософии. Отвечая на вопрос «что собой представляет философия»,Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики,которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви вбольшинстве западноевропейских стран.
Восприняв положениеАристотеля, который считал, что форма сообщает материи качественнуюопределенность, образует из нее ту или иную реальную вещь, схоластика оторвалаформу от материальных вещей, превратила ее в идеальную сущность, отождествила сбожественным разумом.
Не смотря на то, чтоГоббса считают последователем теории Ф. Бэкона, сам Гоббс считает основателяминовой философии Коперника творца новой астрономии, Галилея положившегофундамент механики, Кеплера развившего и обосновавшего теорию Коперника, иГарвея, — открывшего теорию кровообращения и заложившего основы науки оборганизмах. Если к основателям новой науки Гоббс не причисляет Бэкона, то этопотому, что его метод настолько отличается от метода Бэкона, что он не был дажев состоянии оценить заслуги последнего. Его новый метод, «новаялогика», как Бэкон ее сам называет, Гоббсом не признается. Если Бэконявлялся конкретным материалистом, то Гоббс — механическим, или математическим,материалистом.
В то время как Бэкон,отбрасывая схоластику, отбрасывает одновременно и рационалистический метод,оперирующий абстракциями и отвлеченными понятиями, и выставляет новый,эмпирический метод как единственно правильный, т.е. посредством опыта и путеминдукции: Гоббс признает правильным только то знание, которое получается врезультате разума.
Методологическое значениеопределения Гоббсом философии состоит именно в том, что познание причинно-следственныхсвязей провозглашалось в нем главной задачей и целью философской науки. Вотличие от Бэкона, у которого предмет философии составляют — Бог, природа ичеловек, у Гоббса философия есть учение о теле. Все, что не есть тело илисвойство тел, полностью исключается им из предмета философии. Отсюда икатегорический вывод: «Философия исключает теологию». Философия неприемлет, согласно Гоббсу то, по отношению к чему неприменимо научноерассуждение и то, что опирается не на естественный человеческий разум, а наавторитет церкви. Гоббс, по существу, отказался от теории двойственной истины иисходил из признания существования двух равноправных истин: религиозно-теологической и научно- философской.
Философия подразделяетсяГоббсом на две основные части: философию природы и философию государства.Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы.Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство,образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началахсамими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучитьчеловека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этимзанимается философия морали.
Таким образом,философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учениео естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, илигосударстве.
Вместе с тем, Гоббсвключает в свою систему еще две философские дисциплины: логику и первуюфилософию. Логику он отождествляет с исчислением — согласно Гоббсу, логическоерассуждение, лежащее в основе всякого философствования, сводится к двумумственным операциям: сложению и вычитанию. Складывать и вычитать можно нетолько числа и величины, пояснял Гоббс, но и понятия. Так, например, врезультате сложения понятий «четырехугольник», «равносторонний» и«прямоугольный» получается понятие «квадрат».
Уподобление логическихопераций арифметическим действиям, представляет важную особенность методологииГоббса и знаменует собой принципиально новый подход к логическому мышлению.Если его предшественник Бэкон недооценил роль и значение математики висследовании природы, то Гоббс под влиянием натурфилософских идей Галилея иДекарта превратил математику (арифметику и геометрию) в универсальный методосмысления и познания явлений действительности.
Верный своемуутверждению, что все операции разума сводятся, в конечном счете, к сложению ивычитанию, он устанавливает два основных метода доказательств: синтетический,соответствующий сложению и аналитический, соответствующий вычитанию. Философияпользуется обоими методами соответственно задачам, которые она себе ставит.
«Первая философия»открывает у Гоббса философию природы, трактуя о пространстве, времени, теле иего свойствах, причине, количестве и других универсальных понятиях. Мир вещественени материален, подчеркивает Гоббс. Бестелесная субстанция не существует, исуществовать не может. «Всякая часть тела является точно так же телом и имеетте же измерения, и, следовательно, телом является всякая часть вселенной…Вселенная есть все, поэтому то, что не является ее частью, есть ничто и,следовательно, нигде не существует».
4. Учение о человеке
философия психологияконцепция
Учение Томаса Гоббса внеслобольшой вклад в развитие психологии. Именно Гоббсу принадлежит заслугавыдвижения идей, положивших начало ассоциативной психологии. Речь идет оматериалистическом направлении ассоцианизма, так как порядок и связьпредставлений отражают, по Гоббсу, последовательность ощущений и обусловлены, вконечном счете, воздействием внешних объектов на органы чувств.
Исходным моментомпознавательной деятельности человека и психики вообще является по Гоббсу,ощущение. Все остальное производно от него. Причиной ощущения Гоббс считаетвнешнее тело, или объект, который производит давление на соответствующий орган.Это давление передается внутрь с помощью нервов, волокон и перепонок и доходитдо мозга и сердца. Здесь оно вызывает сопротивление, или обратное давление,которое, будучи направлено вовне, кажется чем-то находящимся снаружи. «И это кажущееся, или этот призрак, люди называют ощущением».
Согласно Гоббсу, ощущения– «образы, или идеи, вещей, существующих вне нас…» — соответствуют своимобъектам лишь в том случае, когда мы воспринимаем величину, или протяженностьпредметов, их движение или покой. Когда же речь идет об ощущениях цвета, звука,запаха и т.п., то им не соответствуют какие-то реальные свойства предметов, иощущения являются в этом случае воображаемыми образами или призраками. Называяощущения призраками, Гоббс хотел подчеркнуть их принадлежность субъекту,обратить внимание на то, что они являются лишь проявлением «того движения,возбуждения или изменения, которые объект производит в мозгу, в животных духахили во внутреннем веществе головы». Характеризуя ощущения как воображаемыеобразы, или призраки, Гоббс давал повод к отрицанию их объективного содержания.
Таким образом, психика –это тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен. Вывод являетсярезультатом механистического понимания соотношения психики и мозга в духепараллелизма. (2)
Но, так как ощущение естьвнутреннее движение, возникающее в результате воздействия на органы чувствнаходящихся вне нас объектов, после того как объект удален, движение не можетсразу прекратиться. Следовательно, и возникающий из ощущения образ также неможет исчезнуть без следа. Он сохраняется в течение некоторого времени, хотя иболее смутно, чем при непосредственном восприятии. Таков, по Гоббсу, механизмвозникновения представления, или воображения. Оно есть не что иное, как«ослабленное ощущение», и присуще не только людям, но и многим другимживым существам.
Представление и памятьобозначают одно и то же. Различие между ними заключается лишь в том, чтопредставлением мы называем саму вещь или, вернее, ее образ, тогда как слово«память» выражает факт ослабления соответствующего ощущения, обозначает, чтооно поблекло, отошло в прошлое.
Представления спящихлюдей — это сновидения. Материалом сновидений служат прежние ощущения.Поскольку сновидения порождаются раздражением некоторых внутренних частей тела,то разные раздражения с необходимостью вызывают различные представления успящих. Наши сновидения можно назвать обратным порядком наших представленийнаяву. Движение в бодрствующем состоянии начинается на одном конце, а во сне — на другом. Исследуя представления как один из феноменов нашего сознания, Гоббсобращает внимание на возможность их соединения, или связи. Эта связьпредставлений, или мыслей, может быть, по Гоббсу, как неупорядоченной, так иупорядоченной. Так Гоббс подошел к выявлению способности нашего сознаниясвязывать особым образом представления и мысли друг с другом. Эти связиполучили впоследствии название ассоциаций и стали предметом специальногоисследования психологов. Таким образом исследования Гоббса послужили основаниемдля возникновения ассоцианизма, который рассматривал психические процессы,включая самые сложные, как результат сочетания и связи простейших элементовсознания.
В своем учении Гоббсрассмотрел и другие проявления человеческой природы. Это, во-первых, влечения иотвращения, аффекты, способности и нравы, составляющие эмоционально-нравственную сторону познания. Это, во-вторых, способность человека к волевымдействиям и поступкам.
Эмоциональную сферучеловеческого сознания Гоббс исследовал с точки зрения механическогоматериализма и сенсуализма. Он исходил из того, что причиной, как ощущения, таки влечения и отвращения, удовольствия и неудовольствия являются сами предметы,действующие на органы чувств. Как будет действоватьиспытывающий влечение человек, зависит от него, но само влечение избираетсяим. Влечение и отвращение имеют ту же природу, что и ощущения. Чувства илиэмоции, по Гоббсу, представляют собой не что иное, как «движение сердца», то естьособое «внутреннее движение», направленное от органов чувств к сердцу ираспространяющееся далее от сердца по всему организму. Когда движения сердцаспособствуют тому, что является жизненным, или органическим, движением, учеловека возникает удовлетворение, или удовольствие. В противном же случаевозникает неудовольствие, или отвращение. С другой стороны, влечение естьдвижение в сторону того, что его вызвало, а отвращение — это движение, илиусилие, направленное в противоположную сторону. Когда люди желают чего-либо,они называют это любовью, а когда питают к чему- либо отвращение, именуют этоненавистью. Разница лишь в том, что желание указывает на отсутствие объекта, аслово «любовь» — на его присутствие. Точно так же слово «отвращение» указываетна отсутствие, а «ненависть» — на наличие объекта. Таким образом, слова удовольствие, любовь и влечениеможно назвать разными именами, одной и той же вещи, которую человекрассматривает с разных сторон.
Что касается способностейчеловека, учение Гоббса включало важное положение: «люди равны от природы».Английский философ утверждал, что природа сделала людей равными в отношении ихфизических и умственных способностей.
В решении вопроса осоотношении своды и необходимости Гоббс выступает как противник учения освободе воли. Гоббс определяет волю как желание, проистекающее изпредшествующего акта обдумывания. «Воля есть … последнее действие в процессе обдумывания».Воля не является произвольной, утверждает Гоббс, т.е. он отрицает какую бы тони было свободу воли. «Наши желания вытекают из наших мнений точно так же, какнаши действия — из наших желаний».
Отрицание свободы воли неозначает, по Гоббсу, отрицание свободы вообще. Но свободный человек — это нетот, кто заявляет: «я могу делать то, что хочу», а тот, кому ничто непрепятствует делать желаемое. Не отрицая способность человека к волевому акту,он последовательно и настойчиво проводил мысль о том, что «сама воля обусловлена другими, не зависящими от нее вещами»и что поэтому «все добровольные действияобусловлены необходимыми причинами и являются вынужденными». Гоббс,таким образом, приближался к выявлению единства свободы и необходимости.
Говоря об обусловленностиволи нашим желаниям, а последних — мотивам, философ имел в виду чистомеханическое воздействие внешних объектов на органы чувств.
С другой стороны Гоббсотождествлял необходимость и причинность, сводил первую ко второй. Результатомэтого было отрицание случайности в действиях и поступках людей, а также вприродных процессах. «…Всякое событие, каким бы случайнымоно ни казалось, и всякий поступок, каким бы добровольным он ни был, — писал Гоббс, — происходят с необходимостью…»,то есть он не признавал объективного существования случайности. Принциппричинности и необходимости действует во всех областях, которые затрагиваетГоббс в своем учении.
Заключение
Философская системаТомаса Гоббса сыграла очень важную роль в истории материалистическойпсихологии, кроме того, он выдвинул идеи, которые легли в основу ассоциативнойпсихологии.
В XVII столетии жили такие философы, как Декарт,Спиноза и отчасти Лейбниц, которые силой ума и глубиною превосходили Гоббса.Однако они гораздо меньше сделали для правильного понимания природы, человека иобщества. Именно Томас Гоббс вывел основные понятия познания из ощущения и восприятия,и первый проложил дорогу от сенсуализма к конструктивному методу, выросшему изматематической философии.
Кроме вклада впсихологию, теория Гоббса оказала большое воздействие на развитиеполитико-юридической мысли и в его время, и в более поздние периоды. Можносказать, что концепции государства и права XVII-XVIII веков складывались взначительной степени под влиянием проблем, поднятых Гоббсом. Проницательность иглубокий ум позволили Гоббсу построить систему, из которой черпали, как избогатого источника, все буржуазные мыслители не только семнадцатого, но ивосемнадцатого и двадцатого веков вплоть до современности.
Современники ипоследователи теории Гоббса ценили его довольно высоко. Например, Дени Дидро всвоих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса,он сравнивал его с корифеем сенсуализма Джоном Локком и даже ставил Гоббса вышеего. О высокой оценке Гоббса свидетельствуетхарактеристика Маркса, в которой он хотя и подчеркивает физическую имеханистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одногоиз родоначальников материализма нового времени. Ограниченность егоматериалистической философии лежит в ограниченности его эпохи и того новогокласса, идеологом которого он явился.
Список литературы
1. МееровскийБ.В. Гоббс. М.: Мысль, 1975
2. ЖданА.Н. История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990
3. Якунин.В.А. История психологии. Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998
4. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма ивласть государства церковного и гражданского. М.: Изд-во «Мир», 1936
5. rin.ru