Введение Темой моей работы является «Основные и дополнительные услуги в сфере туризма». Актуальность данной проблемы заключается в выявлении основных и дополнительных услуг в области туризма. Исходя из вышесказанного, целью моей работы является исследование факторов влияющих на качество услуг. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи: - четко обозначить понятие услуг и определить их характеристику, - исследовать основные и дополнительные туристские услуги, - изучить
факторы стандартизации и сертификации услуг, - создать пакет экскурсионных услуг. Объектом исследования являются туристские услуги, а субъектом – ос-новные и дополнительные услуги. Методами исследования являются: В теоретической части своей работы использовалась литература и ма-териалы по туроперейтингу, а так же научные издания. Библиографический список представлен в конце работы. Структура моей работы представлена: введением, основной частью, которая включает 1 главу, раскрывается
определения основных и дополни-тельных услуг, а так же их состав. Рассматриваем формирование пакета ус-луг и функции поставщиков услуг. В практической части данной работы разрабатывается туристская услу-га на основе экскурсии «По следам древних культур. Дворец Ли-Лина». В этой части работы представлена Методическая разработка экскурсии по теме: «По следамдревних культур.
Дворец Ли-Лина». Чтобы данную экскурсию воплотить, необходим сертификат соответствия, который представлен в кон-це моей работы. 1. Основные и дополнительные услуги в туризме 1.1 Характеристика услуг Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслужи¬вания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потреб-ностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направлен-ности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие
общечело-вечес¬ким принципам морали и доброго порядка. ЕСЛИ обратиться к определению по ГОСТ 50690-2000, то туристская услу-га — резуль¬тат деятельности организации (туристского предприятия) или ин-дивидуального пред¬принимателя по удовлетворению соответствующих по-требностей туристов в организа¬ции и осуществлении тура и его отдельных со-ставляющих [1]. Услугой называется целесообразная производственная деятель¬ность, главной особенностью которой является
совпадение процес¬сов производства, реализации и потребления во времени и про¬странстве. В зависимости от по-литэкономического содержания раз¬личают услуги нематериального и матери-ального характера. Услуги нематериального характера не принимают предметной формы и не воплощаются в стоимости материальной продукции. Многие экономисты подчеркивают, что услуги нематериального характера не создают валовой общественный продукт, или нацио¬нальный доход, наоборот, для их предос-тавления используется
часть национального дохода. При этом потребитель получает не продукт труда, а труд в виде деятельности руководителя группы, гида, экскурсовода, инструктора и т. п. Туристские услуги представляют крупный сегмент сферы услуг, обес-печивающих удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятель-ности в свободное время: отдых, развле¬чения, путешествия. Услуги туристские нематериального характера: услуги туристско-экскурсионных учреждений; услуги транспорта;
услуги санаторно-курортных учреждений; услуги здравоохранения; услуги просвещения; услуги общественных организаций; услуги государственного управления. Услуги материального характера реализуются в сфере обра¬щения продукта и выступают как услуги производственного на¬значения. Услуги туристские материального характера: услуги непассажирского транспорта; заготовки; услуги торговли; услуги жилищно-коммунального хозяйства; бытовые услуги.
Удовлетворение потребностей и спроса на туризм предполагает нали-чие множества туристских услуг. Эти услуги могут быть полно¬стью потреб-ляемыми, например еда и напитки, или частично по¬требляемыми, например услуги размещения в отеле. В последнем случае требуются дополнительные услуги: кондиционеры, цен¬тральное отопление, телефон и т. п. Многое из то-го, в чем нуждает¬ся турист, образуется естественным путем, например сол-нечный свет, кислород и т. д. Эти элементы обычно характеризуют как сво¬бодные услуги,
и они не являются предметом специального изуче¬ния и ана-лиза для экономики туризма в целом. Для экономики ту¬ризма представляют интерес и материальные, и нематериальные туристские услуги. Иногда мате-риальные услуги выступают в фор¬ме товара. Их главной характеристикой является то, что они не ог¬раничены количественно. Как уже отмечалось, потребление нематериальных туристских услуг происходит исключительно в месте, где
они произведены, и не могут быть транспортированы к потребителю, используются туристами только после их миграции в район их локализации. Та¬кими услугами являются, например, ус-луги гостеприимства, кото¬рые локализованы в определенном месте для при-влечения туристов, услуги питания, которые предлагают рестораны, или ус-луги развлечения, которые предлагают оперные, драматические театры и т. д. в тех же туристских центрах. Потребление туристских услуг сдерживается не возможностями произ-водства, а сезонностью, т.
е. временем и географией производ¬ства туристских услуг, создающей значительные дополнительные транспортные издержки при потреблении туристских услуг, кото¬рое возможно только в месте их про-изводства. Обычно туристские услуги несут в себе специфические свойст¬ва мест-ности. Например, обед в Тунисе обязательно будет отличать¬ся от обеда на Филиппинах; культурная программа в Нью-Йорке предусмотрит посещение одного из театров
Бродвея, в Милане -оперного театра Ла-Скала, в Париже - «Лидо», «Фоли Берже», «Па¬радиз» или «Мулен Руж», в Москве - Большого театра, т. е. потреб¬ление таких услуг, которые нельзя получить ни в одном другом мес¬те мира. Если везде все будет одинаково, то услуги все равно ос-та¬нутся, поскольку необходимо обслуживать местное население, но турист-ские услуги исчезнут. Туристские услуги отличает специ¬фический местный колорит.
Это не значит, что туристы не поль¬зуются обычными услугами. Ус-луги прачечных, мастерских по ре¬монту обуви, телефон, электричество, газ и т. п. также входят в со¬став потребляемых туристом услуг, но они не состав-ляют цели путешествия. В этой связи туристские услуги по цели путешествия подразде¬ляются: • на целевые туристские услуги; • инфраструктурные услуги. Целевые туристские услуги - туристские услуги, характерные именно для этого
места, потребление которых составляет цель пу¬тешествия. Инфраструктурные услуги - услуги инфраструктурного ком¬плекса, не-обходимые для жизнеобеспечения населения и повсеме¬стно распространен-ные. По роли в структуре туристского потребления различают: - основные туристские услуги; - дополнительные туристские услуги; - сопутствующие услуги. 1.2 Основные туристские услуги Основные туристские услуги - целевые услуги, входящие в тур, т. е. ус-
луги, которые приобретаются в пакете, гарантирующем их обязательное по-требление в месте отдыха. Туристский пакет вклю¬чает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер. Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреа-ционные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно ор-ганизовать путешествие.
Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов. Когда один че-ловек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы по¬ехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего - конкретное
место. Независимо от индивидуального мас¬штаба потребителя туроператор обязан свести его к единичному варианту – туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница. Поэтому если кли-ент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район
Франции его интере¬сует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Мо¬скве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-западе - это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место. Транспорт - средство передвижения, с помощью которого мож¬но доб-раться
до туристского центра. Наиболее широко использу¬ется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния - по-езд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливаю-щую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более ком-фортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стои-мость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необхо¬димо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению
с другими видами, они также используются на короткие расстоя¬ния, так как позволяют эконо-мить время туристов для рекреацион¬ных целей. Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагает¬ся ту-ристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях раз-личаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кем-пинги и т. д. Услуги питания не включа¬ются отдельным элементом в турист-ский пакет, поскольку
в туризме они составляют часть услуг размещения [2]. ВТО определяет средство размещения как любой объект, который ре-гулярно или эпизодически предоставляет туристам места и ночевки. Гостиницы — главный, классический тип предприятий размещения ту-ристов. Один из основных ее признаков состоит в наличии номеров. Гости-ницы предоставляют набор обязательных услуг: ежедневную заправку посте-лей, уборку номеров и
санитарных узлов, а также широкий перечень допол-нительных и сопутствующих услуг [3]. В мировом гостиничном фонде выделяются две главные груп¬пы гости-ниц: для постоянного проживания и для временного про¬живания. В свою очередь, они подразделяются на: 1) транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях крат¬ковременной остановки; 2) гостиницы де-лового назначения, об¬служивающие лиц, находящихся в деловых поездках и команди¬ровках;
3) гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т. п.). Для всех этих гостиниц разработаны общие обязательные требова¬ния на пе-риод временного проживания клиентов, наличие усло¬вий для размещения, питания, бытового обслуживания, а также специфические требования, обу-словленные необходимостью удов¬летворять клиентов с учетом их запросов. В зависимости от назначения гостиниц, особенностей катего¬рий об-служиваемых туристов и некоторых других
факторов различают такие виды гостиниц, как мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, ту-ристский приют. Подробнее рассмотрим следующие виды гостиниц: Акватель — стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля. Апарт-отель — отель, состоящий из квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан па само¬обслуживание, в том числе на самостоятельное приготовление го¬стями
еды, поэтому в номерах обязательны кухни с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие разновидность апарт-отеля — «анонимный пансион» — форма, которая по-зволяет владель¬цам квартир заключать договор с агентством о сдаче своей жил¬площади — одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «ано-нимного пансиона» может предлагаться и небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных живет его семья.
База туристская — туристский комплекс, расположенный на мар¬шруте с активными способами передвижения, в состав которого входят помещения для активного отдыха туристов. Обычно при¬нимает туристов, совершающих походы с активными способами передвижения: горные, водные, лыжные, пешеходные. Как пра¬вило, туристские базы располагаются в живописных местах, в уще¬льях, на опушке леса и т. п. Бизнес-отель — специализированная гостиница для обслужи¬вания биз-несменов.
Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в Буффало (США) Элсвортом М. Статлером под названием «БУФ¬ФАЛО СТАТЛЕР» и предос-тавлял бизнесменам максимальные для того времени удобства: наличие ин-дивидуальных дверных замков, водопровода, туалетных комнат, выключате-лей у дверей, ванных в каждом номере, бесплатной утренней газеты. Наибо-лее быстрыми темпами бизнес-отели начали развиваться в 20-е гг.
Именно в это время был построен самый большой в мире отель «СТЕФЕНС (1927 г.), позже переименованный в «КОНРОД ХИЛТОН» и озна¬меновавший начало империи Конрода Хилтона в гостиничном биз¬несе. Ботель — небольшая гостиница на воде, в качестве которой может ис-пользоваться соответствующим образом оборудованное судно. Бунгало — небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов.
Широко распространено в международных моло-дежных туристских центрах. Наиболее примитивными средствами размещения в мире являются так называемые гостевые дома, где предоставляется единственная услуга — раз-мещение. Гостиница конгрессная — гостиница, специализирующаяся 1 приеме и обслуживании гостей конгрессов и выставок. Гостиница курортная — гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место целях отдыха и рекреа-ции.
Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы. В по-следние годы многие курортные гостиницы с целью выровнять загрузку межсезонье стали обращать внимание на конгрессный и деловой туризм, яв-ляющиеся вторым и третьим по значению сегмента рынка. Гостиница курортная городская — городской отель, имеющий специ-альную материальную базу для рекреации
гостей: peкpeационные центры со спортивными тренажерами, бассейнами, а так прямые связи с теннисными и плавательными спортивными клубами. Гостиница курортная конгрессная — предприятие сферы гостепри-имства, которое основными своими клиентами считает компании, участники которых участие в работе конгрессов сочетают с отдыхом. Наряду с помеще-ниями для поведения конгрессов и специализированным оборудованием мо-жет иметь собственные поля игры в гольф, горнолыжные склоны и т. д а также специальную службу досуга.
Дача — второе рекреационное жилище, принадлежащее частному лицу и им же используемое для отдыха. Первые дачи в России появились в конце XIX в они были сконцентрированы вдоль железных дорог — основной транспортной артерии, которой пользовались дачники в маятниковых поезд-ках из города на дачу и обратно. Дача используется главным образом в лет-ний период и ориентирована на семейный отдых. Двор постоялый — старейшие предприятия сферы гостеприим¬ства.
Из-вестны с I в. до н. э. (Римская империя). Располагались вдоль главных дорог для обслуживания путешествующих чинов¬ников и купцов, а затем и палом-ников. Основные услуги: разме¬щение и питание. Деревня экологическая — социально организованная террито¬рия, обес-печивающая отдых в естественной среде с использовани¬ем традиционных для России средств размещения (изба) и пита¬ния. В России планируется соз-дание экологической деревни под эгидой
ВТО в Галическом районе Кост-ромской области. Экологическая деревня обеспечивает натуральное поведение туристов, наблюдение за домашними животными, другие элемен¬ты агрорекреационно-го комплекса. Кемпинг — лагерь для авто мото- ,велотуристов, обычно рас¬положенный в загородной местности, иногда — недалеко от моте¬ля. Тури-стам кемпинга предоставляются места для ночлега, часто в палатках или лет-них домиках, оборудованных кухнями для инди¬видуального приготовления пищи и некоторыми элементарными
удобствами. Мотель — гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги: Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных номеров, автотури-стам предоставляются места для стоянки автома¬шин с соответствующим об-служиванием. Мотель — средство разме¬щения автотуристов, приспособлен-ное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплек¬са услуг, как это предлагают отели.
Таким образом, мо-тели предла¬гают ограниченный набор услуг по более низким ценам, нежели отели. Первые мотели появились в США в 50-е гг. XX века, когда Кем-моно Уилсон построил один из первых отелей для автомобилистов — «ХОЛИДЕЙ ИНН». В начале 90-х гг. доля мест размещения в мотелях США составляла 38%. Отель — традиционный тип гостиничного предприятия, рас¬полагающийся, как правило,
в крупном городе или значительном рекреаци-онном месте, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предос-тавляющий широкий набор дополнительных ус¬луг и высокий уровень ком-форта. Самый крупный отель в мире — «Ambassador City Jomtien» находится в городе Патайя, Таиланд. Он насчитывает 5 100 номеров. Пансион — предприятие размещения, получившее широкое рас¬пространение в мировой практике. Проживание в пансионе обхо¬дится гораз-до дешевле, чем в обычных
гостиницах. Он не попадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стан¬дартам, это свободная фирма. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на прожива¬ние до 10—20 человек. Чаще всего он принад-лежит одной семье, которая обслуживает постояльцев. В стоимость прожи-вания вклю¬чается только домашний завтрак. Для пансиона характерна атмос¬фера радушия и тепла, что наряду с низкими ценами привлекает клиентов.
Ротель — передвижная гостиница, представляющая собой ва¬гон с од-но- или двухместными номерами — спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет. Фотель — плавающая гостиница, большой отель на воде, спе¬циально оборудованное судно. Иногда его называют «курортом на воде». Кроме ком-фортабельных номеров, здесь туристам предос¬тавляется большой набор ус-луг активного отдыха: бассейны, тре¬нажерный зал, видеотеки, водные лыжи, оснащение
для подвод¬ного плавания и т. п. Такие гостиницы оборудованы также залам для конгрессов и концертов, библиотеками, помещениями для вре¬менных офисов и средствами оперативной связи. Гостиницы на воде — зафрахтованные комфортабельные суда — в последнее вре¬мя часто исполь-зуются для организации специализированных пу¬тешествий и круизов, таких, как бизнес-туры, конгресс-туры, туры с обучением и т. п. [4]. Важной по значимости (после размещения) услугой является питание.
Завтрак практически всегда входит в стоимость размещения. Второе питание может быть вне стен отеля или отдано на самостоятельный выбор самим тури-стам. Отдых и пища — неотъемлемые элементы человеческого бытия и их ка-чественный уровень во многом определяет туристское впечатление и стои-мость туристского обслуживания. Услуга питания всегда предшествует развле-кательно-познавательным мероприятиям и является немаловажной.
Организаторы туризма тщательно изучают привычки питания и старают-ся угодить туристам. Есть специальные рекомендации по организации питания туристов различных национальностей. Оно должно быть разнообразным, в ме-ру отли¬чаться от привычного образа питания и слегка быть сюрпризом [1]. Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стра-не пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту раз¬мещения (отель), где он будет проживать, и обратно.
Трансферы осуществляются с использова-нием автобусов, иногда такси или ли¬музинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или за¬требованы туристом. Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в грани¬цах ту-ристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в турист-ский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают
как обязательную услугу. Приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемен-та, вы не только имеете значительные скидки от туроперато¬ра, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других ус-луг или сможете это сделать само¬стоятельно - непосредственно в туристском центре. 1.3 Дополнительные туристские услуги Дополнительные туристские услуги - целевые и инфраструк¬турные
ус-луги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость тура, но специфические для данного тури¬стского центра. Наибо-лее развитой комплекс дополнительных услуг вам предложат в Юго-Восточной Азии - от тайского массажа до под¬водной охоты; всего в турист-ских центрах Таиланда и Малайзии фигурируют более полутора тысяч до-полнительных туристских услуг [2]. К составу туристских услуг сообразно ГОСТ 56090-2000 причисляются экскурсии, походы и путешествия,
как разновидность услуги. Экскурсия excursion может быть предоставлена как экскурсанту (т. е. однодневному посетителю) туристу, равно иному посетителю и местному жителю. Все вместе на экс¬курсии они именуются обобщенно экскурсантами. Таким образом, экскурсия — турист¬ская услуга, обеспечивающая удовлетво-рение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных по-требностей туриста или экскурсанта [1].
Экскурсионная деятельность — деятельность по организации ознаком-ления путешественников с туристскими ресурсами в стране (месте) времен-ного пребывания, которая не предусматривает предоставление услуг разме-щения (ночевку). Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, во-енный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее, произошло видоизме-нение ого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть ко-торого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеуст-ремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), ус-лышать об этих объектах обходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача) овладеть практическими навыками
самостоятельного наблюдения и анализа экс-курсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению вос-принимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть, как историческое восприятие заключается следующем: во-первых, надо уметь
найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь опре-делить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем его эволю-цию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших зна-ний и навыков Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необхо-димые выводы.
Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов от¬ношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к ма-териалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, по¬ложительные качества.
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Отношение к экскурсии нужно понимать как: определен¬ный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; вос-приятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуаций, в которой находился пи¬сатель, скульптор (художник), создавая свое произведение. В этом процессе большую роль играют материал экскур¬сии, подача его экскурсоводом, «угол, зрения» на
событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсо¬вода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точ¬ку зрения экскурсовода, которая становится основой пони¬мания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа. Экскурсия — методически продуманный показ досто¬примечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ нахо-дящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ
о со-бытиях, связанных с ними. Деятельность представляет собой активность человека, которая на-правлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязан-ных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправлен-ными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид дея-тельности специалиста-экскурсовода [5]. В каждом крупном центре множественные большие и малые музеи, вы-ставочные экспозиции.
Есть парки аттракционов самых различных разно-видностей. В системе аттракции большое место занимают игровые автоматы для де-тей. Для взрослых подходят более серьезные развлечения, которые относят к категории игорной индустрии — бильярд, кегли, боулинг, гольф, а также испы-танные временем и классичес¬кие — карты, рулетка и другие. В туристских центрах в сезон проводятся целые циклы взаимоувязанных меропри¬ятий гастрольно-зрелищной
индустрии, выступления известных арти-стов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов. Большое значение имеют фестивали искусств. Большое количество туристов привлекают спортивные соревнования и первенства, автогонки, футбол, теннис, Игры Доброй Воли, Олимпийские игры, фестивали, праздничные шоу [1]. Сопутствующие услуги - услуги местного инфраструктурного комплек-са, которыми пользуются и туристы.
Основные туристские услуги ориентированы на потребление туристов (например, услуги размещения, трансфер, экскурсии); дополнительные услу-ги могут производиться как для туристов (минибар в номере, экскурсия «Фу-туроскоп» в Пуатье во Франции, экскурсия в Диснейленд в Калифорнии, са-фари в ЮАР и т. п.), так и для местного населения (спектакли в Мэдисон-сквер-гар-ден в Нью-Йорке или Мариинском театре в
Санкт-Петербурге, му-зей Прадо в Мадриде или галерея Уффици во Флоренции и т. д.). Сопутст-вующие услуги потребляются в основном местным населением [2]. 1.4 Пакет услуг. Поставщики услуг Комплексное обслуживание включает набор (турпакет) туристских ус-луг. Услуги в туризме разнообразны: размещение, питание, перевозка, экс-курсионные, досугово – развлекательные и бытовые услуги, спортивные и курортные программы, туристские походы и многое другое.
В туристской практике действуют понятия основных и дополнитель-ных услуг. Какая же между ними разница? С точки зрения потребительских качеств и свойств каких-либо различий между ними нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание и в цену тура, считаются основ-ными услугами, но если турист по своему желанию приобретает ещё какую-либо экскурсию к оплаченному туру, эта услуга становится уже дополни-тельной. Таким образом, разница между основными и дополнительными
ус-лугами состоит в их отношении к первоначально приобретённому туристом пакету или комплексу услуг (туру). Основным туристским продуктом в нашей практической деятельности является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, прода-ваемый туристами в одном «пакете». Пакет услуг (турпакет) – это произведённый туроператором турист-ский продукт, состоящий из определённого набора услуг: перевозки, разме-щения, питания, экскурсий и т.д.
Пакет услуг на туре формируется в зависи-мости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими ви-ду туристского отдыха. При формировании тура и его пакета возможны два варианта работы с туристами: а) реализация заказных туров б) реализация инклюзив-туров. Заказной тур. При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредст-венном участии туриста.
Ему предлагают на выбор разные варианты обслу-живания по каждому из видов услуг в предлагаемом им месте отдыха: 1) размещение – разные по уровню, типу и месту расположения гостиницы; 2) питание – разные варианты (полный или полупансион, или совсем без питания), шведский стол или «а ля карт» с обслуживанием и т.д. 3) экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор; 4) транспортные услуги – варианты авиаперелёта, железнодорожного проезда, аренды автомашины и т.д.
5) спортивные и курортные услуги – пользование такими программами на выбор, а также возможность трекинга или похода; 6) визовые услуги, а также услуги страхования (в необходимых случа-ях) и т.д. Как уже было сказано, турист сам участвует в составлении программы своего отдыха или путешествия. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении пакета тура (турпутёвки). Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают
затем для реализации к туроператору. Для обеспечения качественного и оператив-ного исполнения заказов в настоящее время в международном туризме ши-роко используются компьютерные коммуникационные системы, пользовате-лями которых являются многие турагенства и операторские компании мира. В международном туризме широко используется компьютерная и телефакс-ная связь, позволяющая оперативно (в течение полутора часов) решить про-блему комплектации пакета, обсчёта цены и продажи тура.
Инклюзив-тур (IT). Этот тур с жёстким, заранее спланированным (до контракта с клиентом) набором услуг, сориентированным на определённый вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Наиболее распространёнными инклюзив-турами можно назвать маршрутные туры, когда на автобусе группам туристов совершает путешествие по не-скольким городам и странам. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками
и графиком путешествия) не позволяют сделать его заказным. Инклюзивами являются также круизные туры, хобби-туры. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. Инклюзив-туры организуются и предлагаются на популярных мар-шрутах (например, «Классическая
Италия» или «Автобусом по Европе» и др.), в известные места туризма и отдыха, пользующиеся устойчивым спро-сом. Большую часть стоимости инклюзив-туров обычно составляет отплата транспорта и размещения, меньшую – оплата питания. Расходы на остальные услуги, в том числе экскурсионные, составляют небольшую долю в общей стоимости. Инклюзив-туры дают возможность рассчитывать на специальные авиационные тарифы, предоставляемые авиакомпаниями турагенствам имен-но для этих туров.
Инклюзив-тур для туристского тарифа в соответствии с требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) должен включать не менее трёх услуг: авиаперелёт, размещение в гостинице по всему маршруту путешествия и ещё одну, любую, не связанную с первы-ми двумя (экскурсию, аренду автомобиля и т.д.). Несмотря на колебание спроса на такие туры, они имеют определён-ные преимущества для дальнейшего их развития: 1) в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор
услуг, покупаемых отдельно; 2) турагенству легче советовать клиенту, какой выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее; 3) больше возможности показать привлекательность своего продук-та. К недостаткам инклюзив-туров относятся: 1) наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента; 2) чрезмерная насыщенность программы; 3) реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только оп-ределённую их часть. При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать кво-ту неподтверждённых
мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещёнными в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в одной гостинице и тем са-мым облегчить организацию их обслуживания. В связи с изменениями, происшедшими за последнее десятилетие на туристском рынке, которые можно охарактеризовать как переход от «конвей-ерного» туристского продукта к продукту дифференцированному, наблюда-ется заметная
тенденция к увеличению доли заказных туров по сравнению с инклюзив-турами. Фирмы вынуждены учитывать психологию туристов, ко-торые всегда добиваются максимума свободы в выборе услуг. Это сказывает-ся также на происходящей эволюции как инклюзив-туров, так и заказных ту-ров в сторону сокращения в них набора услуг. К этому сокращению турист-ские фирмы толкают и конкурентная борьба, и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен, чем у конкурентов.
Фактически за счёт ис-ключения из комплексного обслуживания некоторых услуг создаётся иллю-зия дешёвых поездок. Например, многие фирмы оставляют в предлагаемых ими турах только услуги, необходимые для получения IT-тарифов: перелёт, размещение в гостиницах по всему маршруту и трансферт из аэропорта (во-кзала) в гостиницу и обратно. Остальные необходимые услуги туристы при-обретают за дополнительную плату уже в ходе поездки. Как уже говорилось выше, все туристские поездки совершаются на групповой или на индивидуальной
основе в зависимости от личного характе-ра туриста и его бюджета, а также от особенностей тура. Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше не-зависимости и самостоятельности, но они более дорогие. Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот, более дешевые и доступны массово-му туристу, но в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия. Организация заказных индивидуальных поездок, как уже говорилось, является очень трудоемким
процессом, требующим использования компью-терной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расче-тов и других операций. Заказной индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высо-кие валютные доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туристов. Поэтому в стратегии маркетинга российского туро-перейтинга необходимо найти должное место мерам по развитию заказного индивидуального туризма на территории
России, проведя в этом направле-нии соответствующие исследования. Пакет-тур (или турпакет) – это комплекс услуг, предоставляемых в пу-тешествии по индивидуальному или по групповому варианту, который пред-лагается на широкую продажу для потребителей и в который кроме транс-порта входят размещение, услуги гида, питание и другое обслуживание. Факторы, влияющие на организацию турпакета: - наличие спроса на данное путешествие; - наличие возможностей
материальной базы, инфраструктуры и услуг; - взаимоотношения с авиакомпаниями и другими транспортными ком-паниями; - отношения между страной отправки и страной назначения; - взаимоотношения с партнерскими туристскими организациями (по-ставщиками услуг); - уровень развития туризма в стране назначения; - политическая стабильность в стране назначения. Следует отметить, что фактор политической нестабильности является очень важным для выработки туроператором своей стратегии.
Известны слу-чаи падения спроса на туры в Грецию в связи с курдскими событиями; в Еги-пет – в связи с террористическими взрывами в Луксоре. Туроператоры, кото-рые успели переориентировать туристский поток в другие страны, смогли сохранить финансовое равновесие, но следует заметить, что, как только си-туация становится стабильной, туристы вновь возвращаются в данный реги-он. Как отмечалось в материалах
Международной биржи по туризму в Бер-лине, турист склонен забывать о риске в «горячих точках», как только ситуа-ция в регионе улучшается или как только в нем наступает определенное за-тишье, особенно если речь идет о странах с теплым климатом и о выгодных ценах. Цена турпакета. Ключевой фактор, влияющий на успех туристского па-кета это цена, по которой тот или иной тур предлагается на рынок. Воз-можностью наибольшей гибкости в ценообразовании обладают специализи-
рованные туроператоры, владеющие единственным, в своем роде уникаль-ным турпакетом. Они определяют цену пакета, в основном ориентируясь на затраты по покупке услуг, плюс расчетная величина на покрытие других рас-ходов и включение определенного процента прибыли. Туроператоры массового рынка, однако, в большей степени ориентиро-ваны на цены конкурентов, особенно в то время, когда спрос на турпакеты падает (в «мертвый сезон»).
Определяя цену турпакета, туроператоры следуют ценам лидера рынка. Крупные туроператоры уменьшают затраты и таким образом не дают своим соперникам шансов на успех в ценообразовании. Наиболее часто используе-мый метод ценообразования - это цены, ориентированные на затраты, т.е. рассчитывается себестоимость тура и добавляется определенный процент прибыли. Процент прибыли, закладываемый в цену пакета тура на покрытие дру-гих затрат, отчисление в фонды, на
заработную плату и чистую прибыль, ко-леблется в пределах от 15 до 30 %. Не следует забывать о некоторых особенностях расчетов цены в туриз-ме. Например, если в сезонной программе используется серия долговремен-ных чартерных рейсов, включающих отдых с размещением в гостиницах по принципу «back to back» в определенном месте назначения, затраты рассчи-тываются исходя из N-го количества отправок на определенном самолете с определенным количеством
посадочных мест плюс один пустой рейс в нача-ле и конце сезона. Это полные затраты на сезонную чартерную программу. Они делятся на количество заездов – это цена одного полета, которая вклю-чается в цену пакета тура. Однако при затратном методе расчета цен туроператоры, используя данные маркетинга, ориентируются также на среднерыночные цены. Это не-обходимый инструмент конкуренции и выживания на рынке.
Цены в туризме отражают колебания спроса в различные периоды года, когда затраты и прибыль распределены неравномерно. Цены падают в «мерт-вый сезон» и восстанавливаются в пиковый сезон с учетом прибыли. Это яв-ляется распространенным явлением и среди менее специализированных опе-раторов, которые, как правило, используют менее сложную технику установ-ления цен, добиваясь, прибыли. Стратегия ценообразования, конечно, находится в развитии, особенно это касается пакетных туров как
самых массовых. Их цены могут зависеть не только от состояния рынка туристских услуг, от цен операторов-конкурентов, но и от цен на другие туры. В обслуживании туристов во время путешествий участвует множество разнообразных предприятий и организаций. К ним относятся: предприятия, предоставляющие средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.); предприятия питания (рестораны, кафе, столовые и др.); экскурсионные фирмы; транспортные компании и предприятия; шоу, кино, видео и другие подобные организации; спортивные
предприятия и сооружения; рекреацион-ные предприятия, бытовые фирмы; торговые организации и многие другие. Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристской практике принято назы-вать поставщиками услуг. При решающей организационно-комплектующей роли туроператора и его значении в продвижении туристского продукта нельзя переоценить и роль поставщиков услуг в обслуживании туристов.
В конечном счете, кон-такт с туристами на турах происходит именно на уровне обслуживания, т.е. восприятие туристом тура как качественного товара во многом зависит от ка-чества каждой отдельной услуги, от её соответствия уровню потребностей определённой группы туристов. Поэтому при составлении программ туров особое внимание уделяется поставщикам услуг. При работе с поставщиками услуг необходимы: - серьезный подход к качеству услуг, предоставляемых партнером,
а также учет репутации фирмы – поставщика услуг среди партнеров турист-ского рынка; - соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы, предприятия пи-тания, транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур; - внимательный и квалифицированный подход к составлению всей до-говорной документации по сотрудничеству, так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет вашей фирмы. Ведь ответственность перед клиентом за всех своих партнеров несете
вы, а значит, и эти моменты долж-ны быть предусмотрены во внутренней договорной документации. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого числа туристских фирм и предприятий, зарегистрированных в той или иной стране, нужно выбрать те, которые бы проявили интерес к сотрудничеству с вами, и при этом они должны соответствовать вашим интересам и требова-ниям в отношении обслуживания клиентов. Для их поиска можно использо-вать различные справочники,
Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д. Важно выбрать наилуч-шие возможности по каждому виду оказываемых услуг. Выбирая партнеров в гостиничном и транспортном обслуживании, важно помнить о нежелатель-ности работы только с одним партнером. Наличие в регионе путешествия и отдыха нескольких гостиниц и перевозчиков
значительно расширяет их вы-бор и к тому же служит альтернативой при возникновении конфликтных си-туаций. То же относится и к другим видам поставщиков услуг. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду ту-ризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребите-лей в возрастном, социальном и экономическом плане. Немаловажное значе-ние имеют их деловые качества и репутация.
Особенно необходим серьёзный подход к выбору поставщиков услуг. Именно от правильного их выбора, от их качественной работы зависит в ито-ге успех туров, организованных вашей фирмой. Но это все так называемые чистые примеры. На деле туристской фирме приходится работать с различ-ной клиентурой, и поэтому фирма должна иметь возможность предложить ей услуги различного уровня.
Главный вопрос, стоящий перед фирмой ком-плексное соответствие предлагаемых услуг определённому клиенту. При работе с поставщиками основных услуг ( с гостиницами, пред-приятиями питания, транспорта) обычно в договорах определяется квота мест, но с различными гарантиями заполнения. При взаимодействии, напри-мер, с транспортными компаниями многие турфирмы стремятся получить право продажи проездных документов (билетов на авиационный, железнодо-рожный, водный и автотранспорт) на внутренних
и международных линиях. В соответствии с заключёнными договорами туристские фирмы могут прода-вать проездные документы (билеты) на основе агентского соглашения с авиакомпаниями, а так же на основе аренды (чартера) транспортного средст-ва ( целиком или частично, совместно с другими туристскими фирмами). Не менее важными для туристской фирмы являются её взаимоотно-шения с гостиничными предприятиями, которые, как правило, определяются договорами о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 %; о квоте мест без
гарантии заполнения; о твердой закупке мест с полной оплатой; о текущем брониро¬вании (более подробно об этих условиях см. в главе «Заключе¬ние до-говоров с поставщиками услуг»). Кроме вышеизложенных технологических аспектов при под боре по-ставщиков услуг также следует обратить внимание на стаж и опыт работы партнера, на его правовое положение и ус¬пешность туристской деятельности, на наличие лицензии и уро¬вень предоставляемых услуг, на тарифы, скидки и льготы, а также на наличие
и состав клиентов. Полезно поинтересовать¬ся его партнерскими связями с другими туроператорами и долговременностью их сотрудничества. Российское законодательство и международное туристское право воз-лагают на туроператора серьезную ответственность за предоставление всех предусмотренных туром и договором с ту¬ристом услуг, независимо от того, предоставляются ли эти услу¬ги самим туроператором или третьей стороной. Рецептивный (принимающий туристов) туроператор несет ответствен-ность перед туристами за все услуги,
входящие в па¬кет тура и предоставлен-ные дополнительно. Более того, инициа¬тивный (отправляющий туристов) ту-роператор несет ответст¬венность перед туристом не только за все основные услуги, но и за дополнительные, если они предоставляются его официаль¬ным партнером (рецептивным туроператором на приеме), с ко¬торым у него за-ключен контракт на обслуживание туристов. Инициативный туроператор обязан иметь полную информацию о номенклатуре, содержании и качестве
всех дополнительных услуг принимающего партнера, проверить их лично перед нача¬лом сезона и информировать об этом туристов при продаже ту¬ра. Кроме того, в партнерском договоре между инициативным и рецептивным туроператорами должна быть предусмотрена статья, определяющая ответст-венность принимающей стороны за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу клиентов по вине принимающей стороны (рецептивного туропе-ратора и его контрагентов) в рамках предоставляемых ею услуг (как основ-ных, так и дополнительных).
Поэтому надо очень ответст¬венно подходить к подбору партнеров - поставщиков услуг [6]. 1.5 Стандартизация и сертификация услуг Важным является качество этих услуг, подтверждаемое проверкой на со-ответствие установленным стандартам, правилам, показателям и требованиям для объявленного класса обслуживания. Причем главнейшим требованием всегда является безопасность. Контролем качества услуг и соответствия стан-дартам и правилам занимается целая отрасль — система сертификации
турист-ских услуг и услуг гостиниц, а также и системы сертификации транспортных услуг по видам перевозки и сертификация услуг обществен¬ного питания. Обяза-тельная или добровольная сертификация продукта или услуги про¬изводится на основании свода требований к данному виду продукта или услуги. Таким сво-дом правил являются стандарт, правила, требования, упорядоченные и уста-новлен¬ные в надлежащем порядке. Наиболее жестким является стандарт (го-сударственный, отраслевой, ведомственный стандарт предприятия
или систе-мы предприятий), также встречаются правила, требования, рекомендации и другие нормативы, установленные как в порядке государственного регулиро-вания, так и в порядке саморегулирования. Проверка на соответствие продукта или услуги определенным стандар-там, тре¬бованиям или правилам может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация устанавливается законодательным актом. В феде-ральном законе «Об основах туристской деятельности в
РФ» установлена обя-зательность сертификации туристского продукта. Системы саморегулирования, например ассоциации, союзы, гильдии, иные обще¬ственные организации и хозяйственные объединения, например гостиничные цепи, устанавливают свои собственные стандарты обслуживания, которые распространяются только на участников этого объединения [1]. 2. Практическая часть 2.1 Экскурсионные услуги Предоставление туристских услуг на основе экскурсии.
Экскурсия — это кратковременный тематичес¬кий маршрут с целью по-сещения и осмотра достопримечательностей, иных объектов туристского ин-тереса в сопровождении экскурсовода. Экскурсия имеет свои характер¬ные признаки: экскурсанта, экскурсионный объект показа и экскурсовода, тема-тику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, заранее состав-ленный текст экс¬курсии, плановый (программированный) процесс собствен-но показа.
Функциональное предназначение экскурсии — отдых и досуг, по-вышение культурного уровня, общение. В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и обра-зования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримеча-тельности местности, города, региона, парка и др. Экскурсоведение — от-дельная и серьезная наука, а первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожав¬ший водить иностранных гостей по строящемуся
Санкт-Петербургу. 2.1 Методическая разработка экскурсии по теме: «По следам древних культур. Дворец Ли-Лина» Здравствуйте! Сегодня мы приглашаем Вас посетить уникальный ис-торический памятник – Дворец Ли-Лина. На пути следования нам встретится деревня. Также в нашей экскурсии запланирована одна остановка.
Сейчас наш автобус отправился, и мы едем по улице Стофато. Улица получила своё название в честь Константина Стофато, который в 1942 году вместе с Александром Кошурниковым и Алексеем Журавлёвым прокладыва-ли трассу железнодорожной магистрали и, к сожалению, трагически погибли. И сейчас, как вы заметили, имена поворачивает направо, и мы выезжаем на
Аскизский тракт. Этот тракт назван Аскизский поскольку ведёт в село Аскиз. А сейчас, чтобы у вас хоть немного сложилось представление о том, что именно представляет собой наш дворец и почему он так назван, вернёмся в те далёкие времена и попытаемся разобраться… Начнём с того, что в китайских летописях есть одно историческое сви-детельство, которое заставляет с особым интересом отнестись к останкам здания. В то время, когда
Китай вёл активную борьбу с гуннами, постоянно нападавшими на его северные провинции, императорами Ханьской династии был организован ряд походов в Центральную Азию. Один из наиболее крупных походов проводился в 99 годы до н.э. под командованием известного китайского полководца Ли-Гуан-ли. Он был ок-ружён войсками гуннов, которые по численности превосходили его. И поте-ряв в военном сражении 7 тысяч человек, едва спасся бегством.
Между тем, на помощь ему спешил отряд в 5 тысяч пехотинцев под командованием его внука Ли-Лина. Это был полководец, «искусный в конной стрельбе из лука». Однако гунны, «видя малость китайских войск», устремились на лагерь. Ли-Лин вместе со своими воинами вступил с ними в рукопашный бой и, пресле-дуя гуннов, убил 10 тысяч человек. Хан призвал до 80 тысяч конницы из ок-рестных мест, и
Ли-Лин начал отступать на юг. На протяжении ещё несколь-ких дней он убил около 3-х тысяч человек. Хан думал, что Ли-Лин заманива-ет его к границе в засаду, но один офицер из войск, сдавшихся гуннам, рас-сказал им, что Ли-Лин не получит помощи. Хан усилил нападение. Китайцы истратили все стрелы, и Ли-Лин, видя невозможность дальнейшего сопро-тивления, приказал своим ратникам спасаться, а сам сдался гуннам. Шаньюй гуннов
Цзюй Ди-Хэу принял храброго китайца с почётом и женил его на своей дочери. Когда выяснилось, что в Китае Ли-Лин будет подвергнут тяжёлому наказанию за свою неудачу, он решил остаться у гун-нов и, как написано в китайской летописи, получил во владение «Хягас», т.е земли, расположенные в бассейне Среднего Енисея, где он и умер в 74 году до н.э прожив вне Китая около 25 лет. Теперь вам стало понятно, почему китайский дворец был построен в таком странном
для него месте, и в честь кого он так назван. Наша историческая справка на этом закончилась, и мы подъезжаем к деревне Чапаево. Здесь вам предлагается небольшая остановка, после кото-рой мы продолжили нашу экскурсию. Вот мы и приехали к нашему дворцу. Сейчас мы попросили вас никуда не расходиться и прослушать указания по технике безопасности. Поскольку данному сооружению миллионы лет, настоятельно рекомендуем без сопро-вождения инструкторов и экскурсовода никуда не отходить во избежание не-предвиденных ситуаций.
А сейчас начнём наш осмотр. Общая площадь дворца составляет 1500 м.кв. В нём около 20 комнат. Посмотрите прямо, и вы увидите некое подобие большого квадратного зала, который занимал 132 м.кв. Сейчас мы пройдём в этот зал. Раньше вдоль северной и южной стен этого зала к нему примыкали анфилады из 6 комнат с каждой стороны, а в восточной и западной частях были расположены по 4 комнаты в 2 ряда, остатки которых мы можем сей-час наблюдать теперь пройдём к единственному входу во
дворец. Пол стены дворца были глинобитные, в центральной части они достигали до 2,2 метров толщины, а в боковых комнатах они были несколько тоньше. Очевидно, это объясняется тем, что центр здания, где располагался зал, был более высоким, а окружавшие его помещения более низкими. И сейчас, как вы сами можете заметить, стены сохранились на значительную высоту – до 2-х метров. Рань-ше всё здание дворца было крыто глиняной черепицей.
Особое значение имеют для определения времени существования здания торцовые на концах стропии по краю крыши. Давайте остановимся и посмотрим вот на эту стену. На ней была обна-ружена китайская надпись, оттиснутая штампом, сделанная иероглифами. Виднейший советский учёный-китаист академик Алексеев прочитал эти над-писи и определил их время. На всех черепицах был написан один и тот же текст: «Сыну неба (т.е. китайскому императору) 10000 лет
мира, а той, кото-рой (т.е. императрице) мы желаем 1000 осенней радости без горя». Эти над-писи являются как бы пожеланием благополучия для того, кто жил в этом дворце. Ещё одной особенностью здания, говорящей о его сооружении китай-цами, является отопительная система, расположенная под полом комнат. Это целая система разветвлённых каналов, обложенных по стенкам и закрытых сверху каменными плитками. Однако каналы проходили не под всеми комна-тами, и там, где их не было, на
полу имелись прокалённые участки от жаро-вен. Очевидно, в условиях суровой сибирской зимы одного обогрева с пола было недостаточно, и обитатели этого здания всеми мерами старались его утеплить. Теперь давайте снова вернёмся к центральному залу. Раньше двери это-го зала были украшены вот такими бронзовыми литыми маскаронами-ручками в виде личины рогатого горбоносого чудовища в трёхрогой кроне, с бакенбардами, усами и оскаленными зубами.
Таких ручек было найдено 4: три из них у дверных проёмов в зале и одна на пороге двери. При рассмотрении этих предметов бросаются в глаза характерные осо-бенности европеоидного типа лица, чем они сильно напоминают некоторые погребальные маски таштыпской культуры. Немногочисленные вещи, найденные при раскопках дворца, очень ха-рактерны и типичны для своего времени. Среди развалин больше всего было останков железных предметов, связанных со строительным делом: топоры,
скобы, болты, петли. Также были найдены овальные блюдца из светло-зеленого нефрита, крупная бушна из отрезка ветви розового коралла, золотая серьга и различные мелкие вещи домашнего обихода – ножи, пряжки от рем-ней. Сейчас давайте двигаться к выходу. Когда-то вокруг дворца были об-наружены остатки глинобитный ограды с башнями от въездных ворот, кото-рые окружали усадьбу дворца. И, напоследок, хочется отметить, что сохранилось письмо, написанное
Ли-Лином к своему другу Соу-У в Китае. В этом пмсьме Ли-Лин, явно сгу-щая краски, описывает трудности своей жизни на чужбине. На этом наша экскурсия заканчивается. Сейчас вы можете задать свои вопросы. Поскольку вопросов нет, просим пройти Вас к автобусу и занять свои места. Ну вот, мы уже подъезжаем к ДК. Надеемся, что вам всё очень понра-вилось.
До новых встреч! Маршрут экскурсии Ос-тановки Объект по-каза Продолжи- тельность Подтема и ос-новные во-просы Ор-ганиза- ци-онные указания Ме-тодиче-ские приёмы 1. Отъезд – ДК же-лезнодо-рожников 2. улица Стофато 3. Аскиз-ский тракт 4. деревня Чапаево 5. точка назначе-ния - дво-рец Ли-Лина. деревня Чапаево Дворец Ли-Лина 40 минут (экскур-сия на памятни-ке)
Полное время: 2 часа. введение- историче-ской справкой Соблюде-ние пра-вил по технике безопас-ности Методы рассказа: экскурси-онная справка - метод панорам-ного ос-мотра - метод движения - метод локализа-ции собы-тий Цель экскурсии: познавательная Задачи экскурсии: ознакомить с древнейшим историческим памятни-ком. Список литературы 1 Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ:
Учебник Издание 8-е, перера-ботанное и дополненное СПб.: «Издательский дом Герда»,2006 512с. 2 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004 320с.:ил. 3 Международный туризм: Учебник/А.Ю. Александрова М.: Аспект Пресс, 2004 470с. 4 Туризм и гостиничное хозяйство:
Учебное пособие. 2-е издание М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д; 2005 352с. 5 Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд М.: Советский спорт, 2004 216с. 6 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005 480с.: ил.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |