Реферат по предмету "Туризм"


Основные и дополнительные услуги в сфере туризма

Введение Темой моей работы является «Основные и дополнительные услуги в сфере туризма». Актуальность данной проблемы заключается в выявлении основных и дополнительных услуг в области туризма. Исходя из вышесказанного, целью моей работы является исследование факторов влияющих на качество услуг. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи: - четко обозначить понятие услуг и определить их характеристику, - исследовать основные и дополнительные туристские услуги, - изучить


факторы стандартизации и сертификации услуг, - создать пакет экскурсионных услуг. Объектом исследования являются туристские услуги, а субъектом – ос-новные и дополнительные услуги. Методами исследования являются: В теоретической части своей работы использовалась литература и ма-териалы по туроперейтингу, а так же научные издания. Библиографический список представлен в конце работы. Структура моей работы представлена: введением, основной частью, которая включает 1 главу, раскрывается


определения основных и дополни-тельных услуг, а так же их состав. Рассматриваем формирование пакета ус-луг и функции поставщиков услуг. В практической части данной работы разрабатывается туристская услу-га на основе экскурсии «По следам древних культур. Дворец Ли-Лина». В этой части работы представлена Методическая разработка экскурсии по теме: «По следамдревних культур.


Дворец Ли-Лина». Чтобы данную экскурсию воплотить, необходим сертификат соответствия, который представлен в кон-це моей работы. 1. Основные и дополнительные услуги в туризме 1.1 Характеристика услуг Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслужи¬вания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потреб-ностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направлен-ности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие


общечело-вечес¬ким принципам морали и доброго порядка. ЕСЛИ обратиться к определению по ГОСТ 50690-2000, то туристская услу-га — резуль¬тат деятельности организации (туристского предприятия) или ин-дивидуального пред¬принимателя по удовлетворению соответствующих по-требностей туристов в организа¬ции и осуществлении тура и его отдельных со-ставляющих [1]. Услугой называется целесообразная производственная деятель¬ность, главной особенностью которой является


совпадение процес¬сов производства, реализации и потребления во времени и про¬странстве. В зависимости от по-литэкономического содержания раз¬личают услуги нематериального и матери-ального характера. Услуги нематериального характера не принимают предметной формы и не воплощаются в стоимости материальной продукции. Многие экономисты подчеркивают, что услуги нематериального характера не создают валовой общественный продукт, или нацио¬нальный доход, наоборот, для их предос-тавления используется


часть национального дохода. При этом потребитель получает не продукт труда, а труд в виде деятельности руководителя группы, гида, экскурсовода, инструктора и т. п. Туристские услуги представляют крупный сегмент сферы услуг, обес-печивающих удовлетворение потребностей людей и реализацию их деятель-ности в свободное время: отдых, развле¬чения, путешествия. Услуги туристские нематериального характера: услуги туристско-экскурсионных учреждений; услуги транспорта;


услуги санаторно-курортных учреждений; услуги здравоохранения; услуги просвещения; услуги общественных организаций; услуги государственного управления. Услуги материального характера реализуются в сфере обра¬щения продукта и выступают как услуги производственного на¬значения. Услуги туристские материального характера: услуги непассажирского транспорта; заготовки; услуги торговли; услуги жилищно-коммунального хозяйства; бытовые услуги.


Удовлетворение потребностей и спроса на туризм предполагает нали-чие множества туристских услуг. Эти услуги могут быть полно¬стью потреб-ляемыми, например еда и напитки, или частично по¬требляемыми, например услуги размещения в отеле. В последнем случае требуются дополнительные услуги: кондиционеры, цен¬тральное отопление, телефон и т. п. Многое из то-го, в чем нуждает¬ся турист, образуется естественным путем, например сол-нечный свет, кислород и т. д. Эти элементы обычно характеризуют как сво¬бодные услуги,


и они не являются предметом специального изуче¬ния и ана-лиза для экономики туризма в целом. Для экономики ту¬ризма представляют интерес и материальные, и нематериальные туристские услуги. Иногда мате-риальные услуги выступают в фор¬ме товара. Их главной характеристикой является то, что они не ог¬раничены количественно. Как уже отмечалось, потребление нематериальных туристских услуг происходит исключительно в месте, где


они произведены, и не могут быть транспортированы к потребителю, используются туристами только после их миграции в район их локализации. Та¬кими услугами являются, например, ус-луги гостеприимства, кото¬рые локализованы в определенном месте для при-влечения туристов, услуги питания, которые предлагают рестораны, или ус-луги развлечения, которые предлагают оперные, драматические театры и т. д. в тех же туристских центрах. Потребление туристских услуг сдерживается не возможностями произ-водства, а сезонностью, т.


е. временем и географией производ¬ства туристских услуг, создающей значительные дополнительные транспортные издержки при потреблении туристских услуг, кото¬рое возможно только в месте их про-изводства. Обычно туристские услуги несут в себе специфические свойст¬ва мест-ности. Например, обед в Тунисе обязательно будет отличать¬ся от обеда на Филиппинах; культурная программа в Нью-Йорке предусмотрит посещение одного из театров


Бродвея, в Милане -оперного театра Ла-Скала, в Париже - «Лидо», «Фоли Берже», «Па¬радиз» или «Мулен Руж», в Москве - Большого театра, т. е. потреб¬ление таких услуг, которые нельзя получить ни в одном другом мес¬те мира. Если везде все будет одинаково, то услуги все равно ос-та¬нутся, поскольку необходимо обслуживать местное население, но турист-ские услуги исчезнут. Туристские услуги отличает специ¬фический местный колорит.


Это не значит, что туристы не поль¬зуются обычными услугами. Ус-луги прачечных, мастерских по ре¬монту обуви, телефон, электричество, газ и т. п. также входят в со¬став потребляемых туристом услуг, но они не состав-ляют цели путешествия. В этой связи туристские услуги по цели путешествия подразде¬ляются: • на целевые туристские услуги; • инфраструктурные услуги. Целевые туристские услуги - туристские услуги, характерные именно для этого


места, потребление которых составляет цель пу¬тешествия. Инфраструктурные услуги - услуги инфраструктурного ком¬плекса, не-обходимые для жизнеобеспечения населения и повсеме¬стно распространен-ные. По роли в структуре туристского потребления различают: - основные туристские услуги; - дополнительные туристские услуги; - сопутствующие услуги. 1.2 Основные туристские услуги Основные туристские услуги - целевые услуги, входящие в тур, т. е. ус-


луги, которые приобретаются в пакете, гарантирующем их обязательное по-требление в месте отдыха. Туристский пакет вклю¬чает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер. Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреа-ционные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно ор-ганизовать путешествие.


Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов. Когда один че-ловек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы по¬ехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего - конкретное


место. Независимо от индивидуального мас¬штаба потребителя туроператор обязан свести его к единичному варианту – туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница. Поэтому если кли-ент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район


Франции его интере¬сует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Мо¬скве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-западе - это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место. Транспорт - средство передвижения, с помощью которого мож¬но доб-раться


до туристского центра. Наиболее широко использу¬ется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния - по-езд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливаю-щую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более ком-фортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стои-мость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необхо¬димо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению


с другими видами, они также используются на короткие расстоя¬ния, так как позволяют эконо-мить время туристов для рекреацион¬ных целей. Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагает¬ся ту-ристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях раз-личаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кем-пинги и т. д. Услуги питания не включа¬ются отдельным элементом в турист-ский пакет, поскольку


в туризме они составляют часть услуг размещения [2]. ВТО определяет средство размещения как любой объект, который ре-гулярно или эпизодически предоставляет туристам места и ночевки. Гостиницы — главный, классический тип предприятий размещения ту-ристов. Один из основных ее признаков состоит в наличии номеров. Гости-ницы предоставляют набор обязательных услуг: ежедневную заправку посте-лей, уборку номеров и


санитарных узлов, а также широкий перечень допол-нительных и сопутствующих услуг [3]. В мировом гостиничном фонде выделяются две главные груп¬пы гости-ниц: для постоянного проживания и для временного про¬живания. В свою очередь, они подразделяются на: 1) транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях крат¬ковременной остановки; 2) гостиницы де-лового назначения, об¬служивающие лиц, находящихся в деловых поездках и команди¬ровках;


3) гостиницы для отдыха (туристские, курортные и т. п.). Для всех этих гостиниц разработаны общие обязательные требова¬ния на пе-риод временного проживания клиентов, наличие усло¬вий для размещения, питания, бытового обслуживания, а также специфические требования, обу-словленные необходимостью удов¬летворять клиентов с учетом их запросов. В зависимости от назначения гостиниц, особенностей катего¬рий об-служиваемых туристов и некоторых других


факторов различают такие виды гостиниц, как мотель, кемпинг, ротель, флотель, ботель, туристская база, ту-ристский приют. Подробнее рассмотрим следующие виды гостиниц: Акватель — стационарный корабль, изъятый из эксплуатации как транспортное средство и используется в качестве отеля. Апарт-отель — отель, состоящий из квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в нем гостей. Рассчитан па само¬обслуживание, в том числе на самостоятельное приготовление го¬стями


еды, поэтому в номерах обязательны кухни с необходимым инвентарем. В Европе получила развитие разновидность апарт-отеля — «анонимный пансион» — форма, которая по-зволяет владель¬цам квартир заключать договор с агентством о сдаче своей жил¬площади — одной из квартир обычного жилого дома. В качестве «ано-нимного пансиона» может предлагаться и небольшой частный дом; иногда владелец дома сдает несколько комнат, а в остальных живет его семья.


База туристская — туристский комплекс, расположенный на мар¬шруте с активными способами передвижения, в состав которого входят помещения для активного отдыха туристов. Обычно при¬нимает туристов, совершающих походы с активными способами передвижения: горные, водные, лыжные, пешеходные. Как пра¬вило, туристские базы располагаются в живописных местах, в уще¬льях, на опушке леса и т. п. Бизнес-отель — специализированная гостиница для обслужи¬вания биз-несменов.


Первый бизнес-отель был открыт в 1908 году в Буффало (США) Элсвортом М. Статлером под названием «БУФ¬ФАЛО СТАТЛЕР» и предос-тавлял бизнесменам максимальные для того времени удобства: наличие ин-дивидуальных дверных замков, водопровода, туалетных комнат, выключате-лей у дверей, ванных в каждом номере, бесплатной утренней газеты. Наибо-лее быстрыми темпами бизнес-отели начали развиваться в 20-е гг.


Именно в это время был построен самый большой в мире отель «СТЕФЕНС (1927 г.), позже переименованный в «КОНРОД ХИЛТОН» и озна¬меновавший начало империи Конрода Хилтона в гостиничном биз¬несе. Ботель — небольшая гостиница на воде, в качестве которой может ис-пользоваться соответствующим образом оборудованное судно. Бунгало — небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов.


Широко распространено в международных моло-дежных туристских центрах. Наиболее примитивными средствами размещения в мире являются так называемые гостевые дома, где предоставляется единственная услуга — раз-мещение. Гостиница конгрессная — гостиница, специализирующаяся 1 приеме и обслуживании гостей конгрессов и выставок. Гостиница курортная — гостиница, специализирующаяся на приеме и обслуживании туристов, прибывших в данное место целях отдыха и рекреа-ции.


Ее концепция включает предоставление помещений и дополнительных удобств для обслуживания индивидуальных посетителей, семей и групповых туристов, прибывающих на отдых в воскресные дни и на каникулы. В по-следние годы многие курортные гостиницы с целью выровнять загрузку межсезонье стали обращать внимание на конгрессный и деловой туризм, яв-ляющиеся вторым и третьим по значению сегмента рынка. Гостиница курортная городская — городской отель, имеющий специ-альную материальную базу для рекреации


гостей: peкpeационные центры со спортивными тренажерами, бассейнами, а так прямые связи с теннисными и плавательными спортивными клубами. Гостиница курортная конгрессная — предприятие сферы гостепри-имства, которое основными своими клиентами считает компании, участники которых участие в работе конгрессов сочетают с отдыхом. Наряду с помеще-ниями для поведения конгрессов и специализированным оборудованием мо-жет иметь собственные поля игры в гольф, горнолыжные склоны и т. д а также специальную службу досуга.


Дача — второе рекреационное жилище, принадлежащее частному лицу и им же используемое для отдыха. Первые дачи в России появились в конце XIX в они были сконцентрированы вдоль железных дорог — основной транспортной артерии, которой пользовались дачники в маятниковых поезд-ках из города на дачу и обратно. Дача используется главным образом в лет-ний период и ориентирована на семейный отдых. Двор постоялый — старейшие предприятия сферы гостеприим¬ства.


Из-вестны с I в. до н. э. (Римская империя). Располагались вдоль главных дорог для обслуживания путешествующих чинов¬ников и купцов, а затем и палом-ников. Основные услуги: разме¬щение и питание. Деревня экологическая — социально организованная террито¬рия, обес-печивающая отдых в естественной среде с использовани¬ем традиционных для России средств размещения (изба) и пита¬ния. В России планируется соз-дание экологической деревни под эгидой


ВТО в Галическом районе Кост-ромской области. Экологическая деревня обеспечивает натуральное поведение туристов, наблюдение за домашними животными, другие элемен¬ты агрорекреационно-го комплекса. Кемпинг — лагерь для авто мото- ,велотуристов, обычно рас¬положенный в загородной местности, иногда — недалеко от моте¬ля. Тури-стам кемпинга предоставляются места для ночлега, часто в палатках или лет-них домиках, оборудованных кухнями для инди¬видуального приготовления пищи и некоторыми элементарными


удобствами. Мотель — гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги: Придорожный отель, в котором кроме комфортабельных номеров, автотури-стам предоставляются места для стоянки автома¬шин с соответствующим об-служиванием. Мотель — средство разме¬щения автотуристов, приспособлен-ное для семейного размещения и обслуживания семьи, без необходимости оплаты всего комплек¬са услуг, как это предлагают отели.


Таким образом, мо-тели предла¬гают ограниченный набор услуг по более низким ценам, нежели отели. Первые мотели появились в США в 50-е гг. XX века, когда Кем-моно Уилсон построил один из первых отелей для автомобилистов — «ХОЛИДЕЙ ИНН». В начале 90-х гг. доля мест размещения в мотелях США составляла 38%. Отель — традиционный тип гостиничного предприятия, рас¬полагающийся, как правило,


в крупном городе или значительном рекреаци-онном месте, имеющий большой штат обслуживающего персонала, предос-тавляющий широкий набор дополнительных ус¬луг и высокий уровень ком-форта. Самый крупный отель в мире — «Ambassador City Jomtien» находится в городе Патайя, Таиланд. Он насчитывает 5 100 номеров. Пансион — предприятие размещения, получившее широкое рас¬пространение в мировой практике. Проживание в пансионе обхо¬дится гораз-до дешевле, чем в обычных


гостиницах. Он не попадает под категорию звездности, так как не обязан соответствовать стан¬дартам, это свободная фирма. Традиционный пансион отличается небольшим количеством комнат и обычно рассчитан на прожива¬ние до 10—20 человек. Чаще всего он принад-лежит одной семье, которая обслуживает постояльцев. В стоимость прожи-вания вклю¬чается только домашний завтрак. Для пансиона характерна атмос¬фера радушия и тепла, что наряду с низкими ценами привлекает клиентов.


Ротель — передвижная гостиница, представляющая собой ва¬гон с од-но- или двухместными номерами — спальными отсеками, в которых имеются также помещения для переодевания, общая кухня и общий туалет. Фотель — плавающая гостиница, большой отель на воде, спе¬циально оборудованное судно. Иногда его называют «курортом на воде». Кроме ком-фортабельных номеров, здесь туристам предос¬тавляется большой набор ус-луг активного отдыха: бассейны, тре¬нажерный зал, видеотеки, водные лыжи, оснащение


для подвод¬ного плавания и т. п. Такие гостиницы оборудованы также залам для конгрессов и концертов, библиотеками, помещениями для вре¬менных офисов и средствами оперативной связи. Гостиницы на воде — зафрахтованные комфортабельные суда — в последнее вре¬мя часто исполь-зуются для организации специализированных пу¬тешествий и круизов, таких, как бизнес-туры, конгресс-туры, туры с обучением и т. п. [4]. Важной по значимости (после размещения) услугой является питание.


Завтрак практически всегда входит в стоимость размещения. Второе питание может быть вне стен отеля или отдано на самостоятельный выбор самим тури-стам. Отдых и пища — неотъемлемые элементы человеческого бытия и их ка-чественный уровень во многом определяет туристское впечатление и стои-мость туристского обслуживания. Услуга питания всегда предшествует развле-кательно-познавательным мероприятиям и является немаловажной.


Организаторы туризма тщательно изучают привычки питания и старают-ся угодить туристам. Есть специальные рекомендации по организации питания туристов различных национальностей. Оно должно быть разнообразным, в ме-ру отли¬чаться от привычного образа питания и слегка быть сюрпризом [1]. Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стра-не пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту раз¬мещения (отель), где он будет проживать, и обратно.


Трансферы осуществляются с использова-нием автобусов, иногда такси или ли¬музинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или за¬требованы туристом. Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в грани¬цах ту-ристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в турист-ский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают


как обязательную услугу. Приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемен-та, вы не только имеете значительные скидки от туроперато¬ра, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других ус-луг или сможете это сделать само¬стоятельно - непосредственно в туристском центре. 1.3 Дополнительные туристские услуги Дополнительные туристские услуги - целевые и инфраструк¬турные


ус-луги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость тура, но специфические для данного тури¬стского центра. Наибо-лее развитой комплекс дополнительных услуг вам предложат в Юго-Восточной Азии - от тайского массажа до под¬водной охоты; всего в турист-ских центрах Таиланда и Малайзии фигурируют более полутора тысяч до-полнительных туристских услуг [2]. К составу туристских услуг сообразно ГОСТ 56090-2000 причисляются экскурсии, походы и путешествия,


как разновидность услуги. Экскурсия excursion может быть предоставлена как экскурсанту (т. е. однодневному посетителю) туристу, равно иному посетителю и местному жителю. Все вместе на экс¬курсии они именуются обобщенно экскурсантами. Таким образом, экскурсия — турист¬ская услуга, обеспечивающая удовлетво-рение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных по-требностей туриста или экскурсанта [1].


Экскурсионная деятельность — деятельность по организации ознаком-ления путешественников с туристскими ресурсами в стране (месте) времен-ного пребывания, которая не предусматривает предоставление услуг разме-щения (ночевку). Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, во-енный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее, произошло видоизме-нение ого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).


Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть ко-торого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеуст-ремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), ус-лышать об этих объектах обходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача) овладеть практическими навыками


самостоятельного наблюдения и анализа экс-курсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению вос-принимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть, как историческое восприятие заключается следующем: во-первых, надо уметь


найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь опре-делить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем его эволю-цию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая больших зна-ний и навыков Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необхо-димые выводы.


Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов от¬ношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к ма-териалу экскурсии и дать ей свою оценку. Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, по¬ложительные качества.


Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод. Отношение к экскурсии нужно понимать как: определен¬ный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; вос-приятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуаций, в которой находился пи¬сатель, скульптор (художник), создавая свое произведение. В этом процессе большую роль играют материал экскур¬сии, подача его экскурсоводом, «угол, зрения» на


событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсо¬вода в своей правоте. Главное в этом процессе — проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точ¬ку зрения экскурсовода, которая становится основой пони¬мания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа. Экскурсия — методически продуманный показ досто¬примечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ нахо-дящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ


о со-бытиях, связанных с ними. Деятельность представляет собой активность человека, которая на-правлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязан-ных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправлен-ными.


Действия в процессе экскурсии подразделяются на части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов. Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий главные из них — подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия — специфический вид дея-тельности специалиста-экскурсовода [5]. В каждом крупном центре множественные большие и малые музеи, вы-ставочные экспозиции.


Есть парки аттракционов самых различных разно-видностей. В системе аттракции большое место занимают игровые автоматы для де-тей. Для взрослых подходят более серьезные развлечения, которые относят к категории игорной индустрии — бильярд, кегли, боулинг, гольф, а также испы-танные временем и классичес¬кие — карты, рулетка и другие. В туристских центрах в сезон проводятся целые циклы взаимоувязанных меропри¬ятий гастрольно-зрелищной


индустрии, выступления известных арти-стов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов. Большое значение имеют фестивали искусств. Большое количество туристов привлекают спортивные соревнования и первенства, автогонки, футбол, теннис, Игры Доброй Воли, Олимпийские игры, фестивали, праздничные шоу [1]. Сопутствующие услуги - услуги местного инфраструктурного комплек-са, которыми пользуются и туристы.


Основные туристские услуги ориентированы на потребление туристов (например, услуги размещения, трансфер, экскурсии); дополнительные услу-ги могут производиться как для туристов (минибар в номере, экскурсия «Фу-туроскоп» в Пуатье во Франции, экскурсия в Диснейленд в Калифорнии, са-фари в ЮАР и т. п.), так и для местного населения (спектакли в Мэдисон-сквер-гар-ден в Нью-Йорке или Мариинском театре в


Санкт-Петербурге, му-зей Прадо в Мадриде или галерея Уффици во Флоренции и т. д.). Сопутст-вующие услуги потребляются в основном местным населением [2]. 1.4 Пакет услуг. Поставщики услуг Комплексное обслуживание включает набор (турпакет) туристских ус-луг. Услуги в туризме разнообразны: размещение, питание, перевозка, экс-курсионные, досугово – развлекательные и бытовые услуги, спортивные и курортные программы, туристские походы и многое другое.


В туристской практике действуют понятия основных и дополнитель-ных услуг. Какая же между ними разница? С точки зрения потребительских качеств и свойств каких-либо различий между ними нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание и в цену тура, считаются основ-ными услугами, но если турист по своему желанию приобретает ещё какую-либо экскурсию к оплаченному туру, эта услуга становится уже дополни-тельной. Таким образом, разница между основными и дополнительными


ус-лугами состоит в их отношении к первоначально приобретённому туристом пакету или комплексу услуг (туру). Основным туристским продуктом в нашей практической деятельности является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, прода-ваемый туристами в одном «пакете». Пакет услуг (турпакет) – это произведённый туроператором турист-ский продукт, состоящий из определённого набора услуг: перевозки, разме-щения, питания, экскурсий и т.д.


Пакет услуг на туре формируется в зависи-мости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими ви-ду туристского отдыха. При формировании тура и его пакета возможны два варианта работы с туристами: а) реализация заказных туров б) реализация инклюзив-туров. Заказной тур. При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредст-венном участии туриста.


Ему предлагают на выбор разные варианты обслу-живания по каждому из видов услуг в предлагаемом им месте отдыха: 1) размещение – разные по уровню, типу и месту расположения гостиницы; 2) питание – разные варианты (полный или полупансион, или совсем без питания), шведский стол или «а ля карт» с обслуживанием и т.д. 3) экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор; 4) транспортные услуги – варианты авиаперелёта, железнодорожного проезда, аренды автомашины и т.д.


5) спортивные и курортные услуги – пользование такими программами на выбор, а также возможность трекинга или похода; 6) визовые услуги, а также услуги страхования (в необходимых случа-ях) и т.д. Как уже было сказано, турист сам участвует в составлении программы своего отдыха или путешествия. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении пакета тура (турпутёвки). Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают


затем для реализации к туроператору. Для обеспечения качественного и оператив-ного исполнения заказов в настоящее время в международном туризме ши-роко используются компьютерные коммуникационные системы, пользовате-лями которых являются многие турагенства и операторские компании мира. В международном туризме широко используется компьютерная и телефакс-ная связь, позволяющая оперативно (в течение полутора часов) решить про-блему комплектации пакета, обсчёта цены и продажи тура.


Инклюзив-тур (IT). Этот тур с жёстким, заранее спланированным (до контракта с клиентом) набором услуг, сориентированным на определённый вид отдыха или туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Наиболее распространёнными инклюзив-турами можно назвать маршрутные туры, когда на автобусе группам туристов совершает путешествие по не-скольким городам и странам. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками


и графиком путешествия) не позволяют сделать его заказным. Инклюзивами являются также круизные туры, хобби-туры. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. Инклюзив-туры организуются и предлагаются на популярных мар-шрутах (например, «Классическая


Италия» или «Автобусом по Европе» и др.), в известные места туризма и отдыха, пользующиеся устойчивым спро-сом. Большую часть стоимости инклюзив-туров обычно составляет отплата транспорта и размещения, меньшую – оплата питания. Расходы на остальные услуги, в том числе экскурсионные, составляют небольшую долю в общей стоимости. Инклюзив-туры дают возможность рассчитывать на специальные авиационные тарифы, предоставляемые авиакомпаниями турагенствам имен-но для этих туров.


Инклюзив-тур для туристского тарифа в соответствии с требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) должен включать не менее трёх услуг: авиаперелёт, размещение в гостинице по всему маршруту путешествия и ещё одну, любую, не связанную с первы-ми двумя (экскурсию, аренду автомобиля и т.д.). Несмотря на колебание спроса на такие туры, они имеют определён-ные преимущества для дальнейшего их развития: 1) в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор


услуг, покупаемых отдельно; 2) турагенству легче советовать клиенту, какой выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее; 3) больше возможности показать привлекательность своего продук-та. К недостаткам инклюзив-туров относятся: 1) наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента; 2) чрезмерная насыщенность программы; 3) реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только оп-ределённую их часть. При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать кво-ту неподтверждённых


мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещёнными в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в одной гостинице и тем са-мым облегчить организацию их обслуживания. В связи с изменениями, происшедшими за последнее десятилетие на туристском рынке, которые можно охарактеризовать как переход от «конвей-ерного» туристского продукта к продукту дифференцированному, наблюда-ется заметная


тенденция к увеличению доли заказных туров по сравнению с инклюзив-турами. Фирмы вынуждены учитывать психологию туристов, ко-торые всегда добиваются максимума свободы в выборе услуг. Это сказывает-ся также на происходящей эволюции как инклюзив-туров, так и заказных ту-ров в сторону сокращения в них набора услуг. К этому сокращению турист-ские фирмы толкают и конкурентная борьба, и стремление выйти на рынок с предложением более низких цен, чем у конкурентов.


Фактически за счёт ис-ключения из комплексного обслуживания некоторых услуг создаётся иллю-зия дешёвых поездок. Например, многие фирмы оставляют в предлагаемых ими турах только услуги, необходимые для получения IT-тарифов: перелёт, размещение в гостиницах по всему маршруту и трансферт из аэропорта (во-кзала) в гостиницу и обратно. Остальные необходимые услуги туристы при-обретают за дополнительную плату уже в ходе поездки. Как уже говорилось выше, все туристские поездки совершаются на групповой или на индивидуальной


основе в зависимости от личного характе-ра туриста и его бюджета, а также от особенностей тура. Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше не-зависимости и самостоятельности, но они более дорогие. Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот, более дешевые и доступны массово-му туристу, но в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия. Организация заказных индивидуальных поездок, как уже говорилось, является очень трудоемким


процессом, требующим использования компью-терной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расче-тов и других операций. Заказной индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высо-кие валютные доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туристов. Поэтому в стратегии маркетинга российского туро-перейтинга необходимо найти должное место мерам по развитию заказного индивидуального туризма на территории


России, проведя в этом направле-нии соответствующие исследования. Пакет-тур (или турпакет) – это комплекс услуг, предоставляемых в пу-тешествии по индивидуальному или по групповому варианту, который пред-лагается на широкую продажу для потребителей и в который кроме транс-порта входят размещение, услуги гида, питание и другое обслуживание. Факторы, влияющие на организацию турпакета: - наличие спроса на данное путешествие; - наличие возможностей


материальной базы, инфраструктуры и услуг; - взаимоотношения с авиакомпаниями и другими транспортными ком-паниями; - отношения между страной отправки и страной назначения; - взаимоотношения с партнерскими туристскими организациями (по-ставщиками услуг); - уровень развития туризма в стране назначения; - политическая стабильность в стране назначения. Следует отметить, что фактор политической нестабильности является очень важным для выработки туроператором своей стратегии.


Известны слу-чаи падения спроса на туры в Грецию в связи с курдскими событиями; в Еги-пет – в связи с террористическими взрывами в Луксоре. Туроператоры, кото-рые успели переориентировать туристский поток в другие страны, смогли сохранить финансовое равновесие, но следует заметить, что, как только си-туация становится стабильной, туристы вновь возвращаются в данный реги-он. Как отмечалось в материалах


Международной биржи по туризму в Бер-лине, турист склонен забывать о риске в «горячих точках», как только ситуа-ция в регионе улучшается или как только в нем наступает определенное за-тишье, особенно если речь идет о странах с теплым климатом и о выгодных ценах. Цена турпакета. Ключевой фактор, влияющий на успех туристского па-кета это цена, по которой тот или иной тур предлагается на рынок. Воз-можностью наибольшей гибкости в ценообразовании обладают специализи-


рованные туроператоры, владеющие единственным, в своем роде уникаль-ным турпакетом. Они определяют цену пакета, в основном ориентируясь на затраты по покупке услуг, плюс расчетная величина на покрытие других рас-ходов и включение определенного процента прибыли. Туроператоры массового рынка, однако, в большей степени ориентиро-ваны на цены конкурентов, особенно в то время, когда спрос на турпакеты падает (в «мертвый сезон»).


Определяя цену турпакета, туроператоры следуют ценам лидера рынка. Крупные туроператоры уменьшают затраты и таким образом не дают своим соперникам шансов на успех в ценообразовании. Наиболее часто используе-мый метод ценообразования - это цены, ориентированные на затраты, т.е. рассчитывается себестоимость тура и добавляется определенный процент прибыли. Процент прибыли, закладываемый в цену пакета тура на покрытие дру-гих затрат, отчисление в фонды, на


заработную плату и чистую прибыль, ко-леблется в пределах от 15 до 30 %. Не следует забывать о некоторых особенностях расчетов цены в туриз-ме. Например, если в сезонной программе используется серия долговремен-ных чартерных рейсов, включающих отдых с размещением в гостиницах по принципу «back to back» в определенном месте назначения, затраты рассчи-тываются исходя из N-го количества отправок на определенном самолете с определенным количеством


посадочных мест плюс один пустой рейс в нача-ле и конце сезона. Это полные затраты на сезонную чартерную программу. Они делятся на количество заездов – это цена одного полета, которая вклю-чается в цену пакета тура. Однако при затратном методе расчета цен туроператоры, используя данные маркетинга, ориентируются также на среднерыночные цены. Это не-обходимый инструмент конкуренции и выживания на рынке.


Цены в туризме отражают колебания спроса в различные периоды года, когда затраты и прибыль распределены неравномерно. Цены падают в «мерт-вый сезон» и восстанавливаются в пиковый сезон с учетом прибыли. Это яв-ляется распространенным явлением и среди менее специализированных опе-раторов, которые, как правило, используют менее сложную технику установ-ления цен, добиваясь, прибыли. Стратегия ценообразования, конечно, находится в развитии, особенно это касается пакетных туров как


самых массовых. Их цены могут зависеть не только от состояния рынка туристских услуг, от цен операторов-конкурентов, но и от цен на другие туры. В обслуживании туристов во время путешествий участвует множество разнообразных предприятий и организаций. К ним относятся: предприятия, предоставляющие средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.); предприятия питания (рестораны, кафе, столовые и др.); экскурсионные фирмы; транспортные компании и предприятия; шоу, кино, видео и другие подобные организации; спортивные


предприятия и сооружения; рекреацион-ные предприятия, бытовые фирмы; торговые организации и многие другие. Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристской практике принято назы-вать поставщиками услуг. При решающей организационно-комплектующей роли туроператора и его значении в продвижении туристского продукта нельзя переоценить и роль поставщиков услуг в обслуживании туристов.


В конечном счете, кон-такт с туристами на турах происходит именно на уровне обслуживания, т.е. восприятие туристом тура как качественного товара во многом зависит от ка-чества каждой отдельной услуги, от её соответствия уровню потребностей определённой группы туристов. Поэтому при составлении программ туров особое внимание уделяется поставщикам услуг. При работе с поставщиками услуг необходимы: - серьезный подход к качеству услуг, предоставляемых партнером,


а также учет репутации фирмы – поставщика услуг среди партнеров турист-ского рынка; - соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы, предприятия пи-тания, транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур; - внимательный и квалифицированный подход к составлению всей до-говорной документации по сотрудничеству, так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет вашей фирмы. Ведь ответственность перед клиентом за всех своих партнеров несете


вы, а значит, и эти моменты долж-ны быть предусмотрены во внутренней договорной документации. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого числа туристских фирм и предприятий, зарегистрированных в той или иной стране, нужно выбрать те, которые бы проявили интерес к сотрудничеству с вами, и при этом они должны соответствовать вашим интересам и требова-ниям в отношении обслуживания клиентов. Для их поиска можно использо-вать различные справочники,


Интернет и другие средства коммуникации. Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д. Важно выбрать наилуч-шие возможности по каждому виду оказываемых услуг. Выбирая партнеров в гостиничном и транспортном обслуживании, важно помнить о нежелатель-ности работы только с одним партнером. Наличие в регионе путешествия и отдыха нескольких гостиниц и перевозчиков


значительно расширяет их вы-бор и к тому же служит альтернативой при возникновении конфликтных си-туаций. То же относится и к другим видам поставщиков услуг. Поставщики услуг подбираются по региональному интересу, виду ту-ризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребите-лей в возрастном, социальном и экономическом плане. Немаловажное значе-ние имеют их деловые качества и репутация.


Особенно необходим серьёзный подход к выбору поставщиков услуг. Именно от правильного их выбора, от их качественной работы зависит в ито-ге успех туров, организованных вашей фирмой. Но это все так называемые чистые примеры. На деле туристской фирме приходится работать с различ-ной клиентурой, и поэтому фирма должна иметь возможность предложить ей услуги различного уровня.


Главный вопрос, стоящий перед фирмой ком-плексное соответствие предлагаемых услуг определённому клиенту. При работе с поставщиками основных услуг ( с гостиницами, пред-приятиями питания, транспорта) обычно в договорах определяется квота мест, но с различными гарантиями заполнения. При взаимодействии, напри-мер, с транспортными компаниями многие турфирмы стремятся получить право продажи проездных документов (билетов на авиационный, железнодо-рожный, водный и автотранспорт) на внутренних


и международных линиях. В соответствии с заключёнными договорами туристские фирмы могут прода-вать проездные документы (билеты) на основе агентского соглашения с авиакомпаниями, а так же на основе аренды (чартера) транспортного средст-ва ( целиком или частично, совместно с другими туристскими фирмами). Не менее важными для туристской фирмы являются её взаимоотно-шения с гостиничными предприятиями, которые, как правило, определяются договорами о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 %; о квоте мест без


гарантии заполнения; о твердой закупке мест с полной оплатой; о текущем брониро¬вании (более подробно об этих условиях см. в главе «Заключе¬ние до-говоров с поставщиками услуг»). Кроме вышеизложенных технологических аспектов при под боре по-ставщиков услуг также следует обратить внимание на стаж и опыт работы партнера, на его правовое положение и ус¬пешность туристской деятельности, на наличие лицензии и уро¬вень предоставляемых услуг, на тарифы, скидки и льготы, а также на наличие


и состав клиентов. Полезно поинтересовать¬ся его партнерскими связями с другими туроператорами и долговременностью их сотрудничества. Российское законодательство и международное туристское право воз-лагают на туроператора серьезную ответственность за предоставление всех предусмотренных туром и договором с ту¬ристом услуг, независимо от того, предоставляются ли эти услу¬ги самим туроператором или третьей стороной. Рецептивный (принимающий туристов) туроператор несет ответствен-ность перед туристами за все услуги,


входящие в па¬кет тура и предоставлен-ные дополнительно. Более того, инициа¬тивный (отправляющий туристов) ту-роператор несет ответст¬венность перед туристом не только за все основные услуги, но и за дополнительные, если они предоставляются его официаль¬ным партнером (рецептивным туроператором на приеме), с ко¬торым у него за-ключен контракт на обслуживание туристов. Инициативный туроператор обязан иметь полную информацию о номенклатуре, содержании и качестве


всех дополнительных услуг принимающего партнера, проверить их лично перед нача¬лом сезона и информировать об этом туристов при продаже ту¬ра. Кроме того, в партнерском договоре между инициативным и рецептивным туроператорами должна быть предусмотрена статья, определяющая ответст-венность принимающей стороны за ущерб, причиненный жизни, здоровью и имуществу клиентов по вине принимающей стороны (рецептивного туропе-ратора и его контрагентов) в рамках предоставляемых ею услуг (как основ-ных, так и дополнительных).


Поэтому надо очень ответст¬венно подходить к подбору партнеров - поставщиков услуг [6]. 1.5 Стандартизация и сертификация услуг Важным является качество этих услуг, подтверждаемое проверкой на со-ответствие установленным стандартам, правилам, показателям и требованиям для объявленного класса обслуживания. Причем главнейшим требованием всегда является безопасность. Контролем качества услуг и соответствия стан-дартам и правилам занимается целая отрасль — система сертификации


турист-ских услуг и услуг гостиниц, а также и системы сертификации транспортных услуг по видам перевозки и сертификация услуг обществен¬ного питания. Обяза-тельная или добровольная сертификация продукта или услуги про¬изводится на основании свода требований к данному виду продукта или услуги. Таким сво-дом правил являются стандарт, правила, требования, упорядоченные и уста-новлен¬ные в надлежащем порядке. Наиболее жестким является стандарт (го-сударственный, отраслевой, ведомственный стандарт предприятия


или систе-мы предприятий), также встречаются правила, требования, рекомендации и другие нормативы, установленные как в порядке государственного регулиро-вания, так и в порядке саморегулирования. Проверка на соответствие продукта или услуги определенным стандар-там, тре¬бованиям или правилам может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация устанавливается законодательным актом. В феде-ральном законе «Об основах туристской деятельности в


РФ» установлена обя-зательность сертификации туристского продукта. Системы саморегулирования, например ассоциации, союзы, гильдии, иные обще¬ственные организации и хозяйственные объединения, например гостиничные цепи, устанавливают свои собственные стандарты обслуживания, которые распространяются только на участников этого объединения [1]. 2. Практическая часть 2.1 Экскурсионные услуги Предоставление туристских услуг на основе экскурсии.


Экскурсия — это кратковременный тематичес¬кий маршрут с целью по-сещения и осмотра достопримечательностей, иных объектов туристского ин-тереса в сопровождении экскурсовода. Экскурсия имеет свои характер¬ные признаки: экскурсанта, экскурсионный объект показа и экскурсовода, тема-тику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, заранее состав-ленный текст экс¬курсии, плановый (программированный) процесс собствен-но показа.


Функциональное предназначение экскурсии — отдых и досуг, по-вышение культурного уровня, общение. В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и обра-зования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримеча-тельности местности, города, региона, парка и др. Экскурсоведение — от-дельная и серьезная наука, а первым экскурсоводом на Руси признан Петр I, обожав¬ший водить иностранных гостей по строящемуся


Санкт-Петербургу. 2.1 Методическая разработка экскурсии по теме: «По следам древних культур. Дворец Ли-Лина» Здравствуйте! Сегодня мы приглашаем Вас посетить уникальный ис-торический памятник – Дворец Ли-Лина. На пути следования нам встретится деревня. Также в нашей экскурсии запланирована одна остановка.


Сейчас наш автобус отправился, и мы едем по улице Стофато. Улица получила своё название в честь Константина Стофато, который в 1942 году вместе с Александром Кошурниковым и Алексеем Журавлёвым прокладыва-ли трассу железнодорожной магистрали и, к сожалению, трагически погибли. И сейчас, как вы заметили, имена поворачивает направо, и мы выезжаем на


Аскизский тракт. Этот тракт назван Аскизский поскольку ведёт в село Аскиз. А сейчас, чтобы у вас хоть немного сложилось представление о том, что именно представляет собой наш дворец и почему он так назван, вернёмся в те далёкие времена и попытаемся разобраться… Начнём с того, что в китайских летописях есть одно историческое сви-детельство, которое заставляет с особым интересом отнестись к останкам здания. В то время, когда


Китай вёл активную борьбу с гуннами, постоянно нападавшими на его северные провинции, императорами Ханьской династии был организован ряд походов в Центральную Азию. Один из наиболее крупных походов проводился в 99 годы до н.э. под командованием известного китайского полководца Ли-Гуан-ли. Он был ок-ружён войсками гуннов, которые по численности превосходили его. И поте-ряв в военном сражении 7 тысяч человек, едва спасся бегством.


Между тем, на помощь ему спешил отряд в 5 тысяч пехотинцев под командованием его внука Ли-Лина. Это был полководец, «искусный в конной стрельбе из лука». Однако гунны, «видя малость китайских войск», устремились на лагерь. Ли-Лин вместе со своими воинами вступил с ними в рукопашный бой и, пресле-дуя гуннов, убил 10 тысяч человек. Хан призвал до 80 тысяч конницы из ок-рестных мест, и


Ли-Лин начал отступать на юг. На протяжении ещё несколь-ких дней он убил около 3-х тысяч человек. Хан думал, что Ли-Лин заманива-ет его к границе в засаду, но один офицер из войск, сдавшихся гуннам, рас-сказал им, что Ли-Лин не получит помощи. Хан усилил нападение. Китайцы истратили все стрелы, и Ли-Лин, видя невозможность дальнейшего сопро-тивления, приказал своим ратникам спасаться, а сам сдался гуннам. Шаньюй гуннов


Цзюй Ди-Хэу принял храброго китайца с почётом и женил его на своей дочери. Когда выяснилось, что в Китае Ли-Лин будет подвергнут тяжёлому наказанию за свою неудачу, он решил остаться у гун-нов и, как написано в китайской летописи, получил во владение «Хягас», т.е земли, расположенные в бассейне Среднего Енисея, где он и умер в 74 году до н.э прожив вне Китая около 25 лет. Теперь вам стало понятно, почему китайский дворец был построен в таком странном


для него месте, и в честь кого он так назван. Наша историческая справка на этом закончилась, и мы подъезжаем к деревне Чапаево. Здесь вам предлагается небольшая остановка, после кото-рой мы продолжили нашу экскурсию. Вот мы и приехали к нашему дворцу. Сейчас мы попросили вас никуда не расходиться и прослушать указания по технике безопасности. Поскольку данному сооружению миллионы лет, настоятельно рекомендуем без сопро-вождения инструкторов и экскурсовода никуда не отходить во избежание не-предвиденных ситуаций.


А сейчас начнём наш осмотр. Общая площадь дворца составляет 1500 м.кв. В нём около 20 комнат. Посмотрите прямо, и вы увидите некое подобие большого квадратного зала, который занимал 132 м.кв. Сейчас мы пройдём в этот зал. Раньше вдоль северной и южной стен этого зала к нему примыкали анфилады из 6 комнат с каждой стороны, а в восточной и западной частях были расположены по 4 комнаты в 2 ряда, остатки которых мы можем сей-час наблюдать теперь пройдём к единственному входу во


дворец. Пол стены дворца были глинобитные, в центральной части они достигали до 2,2 метров толщины, а в боковых комнатах они были несколько тоньше. Очевидно, это объясняется тем, что центр здания, где располагался зал, был более высоким, а окружавшие его помещения более низкими. И сейчас, как вы сами можете заметить, стены сохранились на значительную высоту – до 2-х метров. Рань-ше всё здание дворца было крыто глиняной черепицей.


Особое значение имеют для определения времени существования здания торцовые на концах стропии по краю крыши. Давайте остановимся и посмотрим вот на эту стену. На ней была обна-ружена китайская надпись, оттиснутая штампом, сделанная иероглифами. Виднейший советский учёный-китаист академик Алексеев прочитал эти над-писи и определил их время. На всех черепицах был написан один и тот же текст: «Сыну неба (т.е. китайскому императору) 10000 лет


мира, а той, кото-рой (т.е. императрице) мы желаем 1000 осенней радости без горя». Эти над-писи являются как бы пожеланием благополучия для того, кто жил в этом дворце. Ещё одной особенностью здания, говорящей о его сооружении китай-цами, является отопительная система, расположенная под полом комнат. Это целая система разветвлённых каналов, обложенных по стенкам и закрытых сверху каменными плитками. Однако каналы проходили не под всеми комна-тами, и там, где их не было, на


полу имелись прокалённые участки от жаро-вен. Очевидно, в условиях суровой сибирской зимы одного обогрева с пола было недостаточно, и обитатели этого здания всеми мерами старались его утеплить. Теперь давайте снова вернёмся к центральному залу. Раньше двери это-го зала были украшены вот такими бронзовыми литыми маскаронами-ручками в виде личины рогатого горбоносого чудовища в трёхрогой кроне, с бакенбардами, усами и оскаленными зубами.


Таких ручек было найдено 4: три из них у дверных проёмов в зале и одна на пороге двери. При рассмотрении этих предметов бросаются в глаза характерные осо-бенности европеоидного типа лица, чем они сильно напоминают некоторые погребальные маски таштыпской культуры. Немногочисленные вещи, найденные при раскопках дворца, очень ха-рактерны и типичны для своего времени. Среди развалин больше всего было останков железных предметов, связанных со строительным делом: топоры,


скобы, болты, петли. Также были найдены овальные блюдца из светло-зеленого нефрита, крупная бушна из отрезка ветви розового коралла, золотая серьга и различные мелкие вещи домашнего обихода – ножи, пряжки от рем-ней. Сейчас давайте двигаться к выходу. Когда-то вокруг дворца были об-наружены остатки глинобитный ограды с башнями от въездных ворот, кото-рые окружали усадьбу дворца. И, напоследок, хочется отметить, что сохранилось письмо, написанное


Ли-Лином к своему другу Соу-У в Китае. В этом пмсьме Ли-Лин, явно сгу-щая краски, описывает трудности своей жизни на чужбине. На этом наша экскурсия заканчивается. Сейчас вы можете задать свои вопросы. Поскольку вопросов нет, просим пройти Вас к автобусу и занять свои места. Ну вот, мы уже подъезжаем к ДК. Надеемся, что вам всё очень понра-вилось.


До новых встреч! Маршрут экскурсии Ос-тановки Объект по-каза Продолжи- тельность Подтема и ос-новные во-просы Ор-ганиза- ци-онные указания Ме-тодиче-ские приёмы 1. Отъезд – ДК же-лезнодо-рожников 2. улица Стофато 3. Аскиз-ский тракт 4. деревня Чапаево 5. точка назначе-ния - дво-рец Ли-Лина. деревня Чапаево Дворец Ли-Лина 40 минут (экскур-сия на памятни-ке)


Полное время: 2 часа. введение- историче-ской справкой Соблюде-ние пра-вил по технике безопас-ности Методы рассказа: экскурси-онная справка - метод панорам-ного ос-мотра - метод движения - метод локализа-ции собы-тий Цель экскурсии: познавательная Задачи экскурсии: ознакомить с древнейшим историческим памятни-ком. Список литературы 1 Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ:


Учебник Издание 8-е, перера-ботанное и дополненное СПб.: «Издательский дом Герда»,2006 512с. 2 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004 320с.:ил. 3 Международный туризм: Учебник/А.Ю. Александрова М.: Аспект Пресс, 2004 470с. 4 Туризм и гостиничное хозяйство:


Учебное пособие. 2-е издание М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д; 2005 352с. 5 Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 5-е изд М.: Советский спорт, 2004 216с. 6 Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005 480с.: ил.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Направления и содержание логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста
Реферат Работа Жан-Жака Руссо о воспитании
Реферат Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики
Реферат Монополистические объединения во внешнеэкономической деятельности пул, картель, синдикат, трест
Реферат Extra Activities Essay Research Paper The Research
Реферат Особенности внимания младших школьников
Реферат Конфликтология универсальных прав
Реферат Полномочия органов государственной власти в области охраны труда
Реферат Candide By Voltaire Essay Research Paper Candide 2
Реферат Особенности права на опубликование
Реферат Определение поверхностного натяжения методом счета капель
Реферат Paying College Athletes Essay Research Paper College
Реферат Малые жанры лирики
Реферат Техника безопасности на предприятиях торговли и потребительской кооперации
Реферат Денежно-кредитная система и рынок ссудного капитала