Реферат по предмету "Культура и искусство"


Чернолощеная керамика

Федеральноеагентство по образованию
Нижневартовскийгосударственный гуманитарный университет
Художественно-графическийфакультет
Кафедрадекоративно-прикладного искусстваКУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине
художественнаякерамика
ЧЕРНОЛОЩЕНАЯКЕРАМИКА

Работа выполненастуденткой:
4 курса ГрищенкоЕ.
научныйруководитель:
старшийпреподаватель
ВасильченокоА.В.

Работадопущена к защите                                          
 Работазащищена с оценкой
_______________________
 «__»______________2007г.
И.о.заведующийкафедрой ДПИ,
С.Н.Кравченко
___________________
 
Нижневартовск
2007
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава I.  Исторический и культурологическийаспект
1.1 История созданиячернолощеной керамики
Глава II. Технологический аспект
2.1 Инструменты и материалы для  изготовления чернолощеной керамики
2.2 Технология выполнения
2.3 Обжиг
Глава III. Методика выполнения творческой экспериментальнойработы
3.1 Последовательность выполненияработы
3.2 Основные принципыпроведения восстановительного обжига
3.3 Исследовательскаячасть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Гончарв своей работе
 «задействует»четыре стихии
 -землю, воду,  воздух и огонь.
АлександрПоверин.
Глина – настоящийприродный материал, так давно известный человеку. С ней удобно и простоработать, она сохраняет в себе тепло человеческих рук, «душу мастера», историюэпохи. Глина является незаменимым материалом, в ней можно выразить себя.
Данная курсовая работапосвящена чернолощению, древнему искусству делать керамику прочной,водостойкой. Изделие приобретает чёрный цвет и блеск металла.
Работа  в техникечернолощения является не только интересной, но и экспериментально новой вданных условиях. Всегда существует риск испортить изделия, но помимо этогопоявляется свобода для творчества. Даже в случае неудачного обжига остаётсябесценный опыт, которым  можно поделится. Проблема нами видится в том, что внастоящее время в декоративном искусстве практически не используется технологиячернолощения, несмотря на свою уникальность,  оригинальность и эффектность, соответственноэто и определило выбор темы: «Чернолощеная керамика».
Целью данной работы является  изучение техникичернолощения, создание водостойкой керамики и воплощение в материале декоративногоковша, а также изучение особенностей глины и восстановительного обжига.
Объектом данной курсовой работы является художественнаякерамика как вид декоративного искусства
Предмет курсовой работы — технологиячернолощенияв художественной керамике.
Поставленная цельопределила следующие задачи курсовой работы:
ü изучить историючернолощеная керамических изделий;
ü изучить свойстваглины;
ü изучить техникучернолощения;
ü описать методикувыполнения творческой работы;
ü определитьосновные принципы проведения восстановительного обжига;
ü раскрыть особенностиглиняных изделий в различных условиях;
ü поиск новыхспособов лощения и обжига.
Отчасти данная курсоваяработа является теоретической, но есть возможность изучить технику чернолощенияна примере небольшого изделия. Изделие для практической работы выбрано неслучайно. Одно сделано на гончарном круге, второе  — ковш, является исконнорусской формой, что помогает лучше понять историю возникновения чернолощёнойкерамики.
Также были изученыосновные типы обжига и техники, подходящие для создания изделия выполненного втехнике чернолощения.
В ходе работы был найденновый способ лощения изделия, который помогает сохранить блеск, делая изделиеболее плотным, стирая все отпечатки пальцев. После обжига изделие остаётсяблестящим и имеет синий оттенок.
Эта техника зародилась давно,но сейчас она практически не используется — ни керамической промышленностью, нихудожниками-керамистами. Данная курсовая работа является попыткой возродитьзабытые традиции и техники и дать им новую жизнь.

Глава I. Исторический и культурологический аспект
 
1.1. Историясоздания чернолощеной керамики.
 
Изобретение глинянойпосуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди сталииспользовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3тыс. до н.э.)
Гончарное ремеслоизвестно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместнораспространенным подручным материалом, богатые пластические и художественныевозможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глинаочень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А соткрытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, сталисамыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.
Примерно в IX-X вв. вРоссии появился гончарный круг – простейший станок или скорее приспособление,приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Гончарный кругупростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работамастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своейрукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в рукахгончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.
Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При  «лощении»-поверхность  изделия  наиграют  до   зеркального   блеска   камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным  пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При  этом  верхний  слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает  воду.  Этот легкий способ  в  старину  даже  заменял  более  трудоемкое  глазурирование.
Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом  конце  обжига  в  гончарный  горн  клали  смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву — словом все,  от  чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали  глубокий  черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным  блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Также черную керамику ещеназывают томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен вразных районах России и сохранился до наших дней.Чернолощеная керамика известна натерритории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная сXVII века
Задымливание применялосьс XII века. В документах Великогокняжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаютсяпод названием «dymezi».Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова –«смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым,после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устьезакрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Онаимела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай».
Эта технологияприменялась в сочетании с лощением  и в начале ХХ века. Говорили, что «синяя»посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливалиспециально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи не употребляли порелигиозным соображениям обварную и глазурованную керамику.
Также эта техникиназывалась – техникой Букеро. При помощи её поверхность керамических изделий приобретает  чёрный и блестящий цвет, была усовершенствована этрусками. Изделия отличаются особой элегантностью.
Лощение производилось вПогосте-Загородском на Пинщине, применялось чаще всего для кухонной посуды. Онопроизводилось на подсушенной поверхности изделий. В качестве лощила местныеремесленники употребляли обычный кремень – «крамушку». Пользовались сплошным иорнаментальным лощением в виде разнообразных узоров («ёлачак», «пасачак»). ВXVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду – крупныекувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным итисненым орнаментом.
В ряде районовЯрославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовлениячернолощенной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других –на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо настанке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармонияпропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов:кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшковдля каши, сметаны, рукомоев и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской,Новгородской, Тверской и других губерниях. В экспозиции Брестскогохудожественного музея чернолощеная керамика представлена в работах. Можнодобиться эффекта задымления применяя при обжиге активированный уголь.
 Черный цвет подчеркивалформу изделия, а лощение придавало ей металлический блеск, кроме тогочернолощеная керамика становилась более прочной и не впитывала воду.
Случилось так, что ксередине прошлого века знаменитый промысел угас, но в настоящее время онвозрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе созданагончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки исувениры.
Данная курсовая работатак же является шагом в возрождении  промысла чернолощенной керамики.

Глава II. Технологический аспект
 
2.1. Инструменты и материалы для изготовления чернолощеной керамики
 
Материалом для изготовленияизделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая,с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством.Оттенки глины при обжиге так же меняют свою цвет. Прочность обожженных изделийтакже сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неёхорошие свойства, состав, с ней проще работать. Любая глина бывает двух видов.Порошкообразном и в виде готового глиняного теста. Для отливки по гипсовымформам лучше выбирать глину- порошок, она отлична как шликер. Но иногда всостав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, нозначительно ухудшает её свойства. Идеальным вариантом является глина с высокимсодержанием оксида железа.
Для изготовлениячернолощёного изделия больше подходит глина в виде готового теста. Онаоднородна по составу, её мешала машина.  Необходимо только размять её иприступать к работе. Нужно добиться такого состояния глины и воды, когдаглинистая масса проявляет оптимум своей пластичности и своей способностиформоваться. При правильно подобранном влагосодержании глиняная масса не липнетк тыльной стороне руки.
2.2 Технологиявыполнения чернолощёной керамики
Выполнение чернолощенойкерамики или керамики выполненной в технике букеро имеет ряд этапов:
1 Первичное полированиеповерхности деревянной  циклей, когда изделие ещё сырое. В результате удаляются все  отпечатки и неровности на поверхности.
2 Когда глина подсохнет докожетвёрдого состояния, дно изделия обрабатывают резьбой, удаляется слой материалана центральной части, что придаёт изделию устойчивость.
3 После обжига сновапроизводится лощение при помощи ложки или цикли, пока поверхность не приобретётблеск.
4 Приготовить форму изжести или железа, залатать все щели и отверстия  пластичной глиной.
5 В форму положить лёгкиедеревянные щепки, которые быстро сгорают и поднимают температуру. Добавитьболее крупные бруски, которые горят медленно, образуя угли и поддерживая тепло.Таким образом создаётся окисляющая среда.
6 Полностью покрыть изделиедеревянными брусками, но так чтобы они не соприкасались между собой, чтобы немешать циркуляции воздуха. По этой же причине форма заполняется плотно.
7 Герметично закройтеформу жестяной крышкой  или пластиной  из огнеупорного материала. Во времяобжига дым  им уголь способствуют созданию эффекта чёрной и блестящейповерхности, типичной для букеро.
8 Поместите форму вэлектрическую или газовую печь  и обжигать при температуре 750 градусовЦельсия. Эта температура низкая  изделие получается хрупкое до тех пор покаполностью не закончится процесс перехода глины в стеклообразное состояние. Воизбежание хрупкости  изделия предварительно проводится обжиг бисквита, а затемповторный обжиг после нанесения букеро.

2.3 Обжиг
Обжиг является наиболеесложным процессом при работе с глиной.  При изготовлении чернолощённой керамикиобжиг является главным, именно от него зависит цвет черепка, качество,отсутствие трещин, водонепроницаемость.
Его следует  изучатьболее тщательно.
Обжиг — не толькотехнологический процесс, но и могущественное художественное средство. Управляяогнем, керамист может добиться возникновения различных фактур, тончайшихградаций цвета черепка и глазурей. Поэтому, несмотря на высокие достижениясовременной индустрии печей, многие гончары предпочитают работу с живым огнем,изучают примитивные обжиги — в полевых и земляных печах, «раку»,капсюльные обжиги и многое другое. Теоретически в зависимости от среды, вкоторой происходит обжиг, его разделяют на окислительный и восстановительный.Окислительный — это обычный обжиг, при котором получается обычная красная илибелая (в зависимости от свойств глины) посуда. При восстановительном обжиге,когда при температуре 900°С замазываются все топочные устья и керамика томитсябез доступа кислорода, изделия становятся аспидно-черными.
В процессе этой реакциивосстановительного обжига черепок приобретает серую и даже черную окраску, таккак окись железа переходит в закись, которая способна образовать шпинельFеОFе2О3, окрашивающую черепок в темные (до черного) тона, в зависимости оттемпературы обжига, применяемого восстановителя и качества лощения посуды.Восстановителем, как правило, служит окись углерода (СО), которая выделяетсяпри сгорании органических веществ — угля, дерева и др.
При избытке восстановительныхгазов вследствие графитизации при кристаллическом (на накаленной глине)разложении сложных углеводородов ко времени спекания можно получить черепоксеребристо-черных тонов. В техническом отношении такой черепок отличаетсяхорошей электропроводностью.
Еще очень важным привосстановительном обжиге является то, что сильно увеличивается усадкаобожженного черепка, что естественно приводит к снижению его водопоглощения посравнению с обжигом в окислительной атмосфере.
При восстановительномобжиге в черепке происходит процесс восстановления железа из его оксидовнаподобие процессов, происходящих в доменной печи:
Fе2O3+ ЗСО = 2Fе + ЗСО2 +32 кДж/моль.
Но эти процессыпроисходят только при температурах, близких к температурам доменного процесса,а при более низких температурах, которые создаются в печах для обжига керамики,оксид железа теряет кислород не полностью и полного восстановления железа непроисходит. Мы получаем не чистое железо, а, вероятно, его закись (Fе3О4), тоесть окалину, которая, как известно, черного цвета.
Традиционная гончарнаячернолощеная керамика не требует применения глазури и имеет значительныепреимущества перед обливной керамикой вообще и обливной, сделанной литьевымспособом, в частности. Во-первых, при ее изготовлении не требуется второйобжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ееизготовление; во-вторых, не требуется глазурь, затраты на которую составляютчуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность иснижается температура спекания черепка. Она имеет и эстетические преимущества:ее сейчас воспринимают одновременно и как традиционную, и как суперсовременную.

Глава  III. Методика выполнения творческойэкспериментальной работы
 
3.1. Последовательность выполненияработы
Чернолощение являетсяочень сложной и древней техникой. Работа с глиной, особенно в этой техникенепредсказуема, очень многое зависит от обжига. Но  также является интересной,в ней всегда есть место экспериментам и бесценный опыт накопленный в результатеработы над изделием в технике чернолощения измерить нельзя.
Этапы выполнениячернолощёной керамики:
1. Начальным этапомявляется выполнение эскизов. Такая техника чернолощения была известна на Руси сдавних времен, по этому эскиз выполнялся с учётом традиций. Была найдена формабольшого русского ковша из которого пили квас. А также более мелкие изделиявыполненные на гончарном круге, к которым применима техника чернолощения.
2. Необходимо найтисаму форму, в которой будет производится чернолощение. Так чтобы эта формасмогла влезть в печь. В домашних условиях провести такой обжиг практическиневозможно,  как и в аудиториях. Необходима печь с выходом дыма на улицу. Обжигпроводился в единственно доступном месте банной печи. Температура её накаладостаточно высока, чтобы обжечь керамику.  В качестве формы было взятометаллическое ведро небольшого размера и диаметра с крышкой, которая удобнозакрывается.
3. Лепка форм.Сначала был выведен ковш, так как он имеет самые толстые стенки и большойразмер, а значит и сохнуть будет больше. Позже изделия сделанные на гончарномкруге. Также одно изделия было обожжено заранее – кружка, чтобы в качествеэксперимента установить — какая форма выдержит обжиг и какая будет иметьтоварный вид. А самое главное является ли восстановительный обжиг, безокислительного безопасным для самих изделий.
4. Так как изделиявсё равно идеальными не будут их необходимо шкурить, после того как онивысохнут. И можно приступать к лощению. Тут следует отметить что обычно изделиялощатся когда они ещё не просохли. По поверхности проходят деревянной илистеклянной палочкой или ложкой. Но нет возможности придать изделию с помощьюошкуривания правильную форму, кроме того после высыхания изделия блесктеряется. А лощить высохшее изделие опасно, так как остаются царапины, и глинаиз-за своей непрочности может сломаться. Был выведен новый экспериментальныйспособ лощения. После того как изделие высохнет, его ошкуривают, придаваяправильную форму. Далее нужно промочить слегка места лощения мокрой тряпкой итут же залощить до того как глина впитает влагу или слегка опрыскать его. Такойспособ менее трудоемкий, а залощенные места остаются  блестящими и твёрдыми,что не оставляют на себе отпечатков пальцев.
5. Важный этапсоздания чернолощёного изделия подбор формы, в которую будут укладыватьсяизделия для обжига. Лучше всего подойдет неэмалированное железное ведронебольших размеров. Или консервная банка, если само изделие небольших размеров.Обязательно нужна крышка, так как копчение производится без доступа кислорода.Было взято небольшое ведёрко и засыпано мелкими деревянными стружками. Изделияложились свободно и каждое изделие засыпалось опилками, чтобы обжигпроизводился равномерно. Стоит отметить что обжиг производился в банной печибез соответствующих условий, температура была непостоянной, это пагубно влияетна глину. Изделия закладывались как обожженные так и необожженные, в качествеэксперимента.
6. Ведро закрываетсякрышкой и замазывается глиной для прочности. Необходимо проделать в крышке иликорпусе небольшую дырочку для выхода газов. Ведро ложилось в печь и закидывалосьдровами.
7. Восстановительныйобжиг производился неравномерно. Из за высокой температуры ведро претерпелодеформацию, с него сорвало крышку и изделия ожигались частично и на открытомогне. Из-за малого количества времени пришлось использовать минимальный егоразмер для обжига в размере 2 часов.
8. Железо выгорело истало хрупким. Остатки ведра щипцами вытаскивались из печи и остужались прикомнатной температуре. Самое большое изделие — ковш- развалилось. Обожженнаякружка пошла большими трещинами из-за высокой температуры. Уцелело однонебольшое изделие.
3.2. Основные принципыпроведения восстановительного обжига
 
· При изготовлениеизделий выполненных в технике чернолощения лучше брать небольшие  изделия, онименьше деформируются.
· Изделия лучшебрать не прошедшие окислительный обжиг, их поверхность становится чёрной отгари, но матовой и шероховатой. А необожженные изделия получаются похожи наметаллические. Если ударить по ним послышится металлический звон. Кроме тогоони не  трескаются при обжиге. Сокращается время и электроэнергия (уголь,дрова) для проведения восстановительного обжига.
· Стружки следуетбрать мелкие и рассыпать их между изделиями. Чтобы те не соприкасались друг сдругом и со стенками формы.
· Обязательноследует сделать отверстия для вывода газов или форма может взорваться.
· Обязательнапостоянная температура в печи, будет лучше, если печь будет муфельная, нонаходящаяся на воздухе дыма и газов.

3.3 Исследовательскаячасть
Эта часть курсовой работыпосвящена исследованию материалов, после проведения обжига керамики, принимаяво внимание исторический аспект.
Техника чернолощениязаключается в проведении восстановительного или утильного обжига, избегаяокислительного. Изделие в необожженном виде коптится без доступа кислорода всвязи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это иявляется отловным отличаем от техники букеро. При работе с этой техникой послелощения проводится окислительный обжиг. Блеск изделий теряется и ониприобретают оранжевый или красный цвет терракоты. Позже производится повторныйобжиг, восстановительный. Изделия получаются задымленными, но не так равномернокак при чернолощении. Техника букеро отличается от чернолощения матовостьюцвета, а так же его неравномерным распределением. Цвет может колебаться  отчёрного до оранжевого, что прекрасно декорирует изделие. Для букеро характерени второй подход. Когда после окислительного обжига горячее изделие достают изпечи и не давая остыть бросают в металлическое ведро и закрывают крышкой, а всещели замазывают глиной. Под воздействием тепла стружки начинают гореть ивыделяют много дыма, а изделие в нём коптится. Эффект получается тот же что иот восстановительного обжига: матовая поверхность, неровное распределениечерного цвета.
Изделия выполненные втехнике чернолощения отличаются равномерностью распределения цвета,металлическим блеском и звуком, они более изящны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главный смысл и идеяданной работы заключалась в попытке возрождения давно забытой техникичернолощения.
В ходе работы надизделием выполненной в этой технике  были сделаны следующие выводы:
Обязательность изученияистории, необходимо знать особенности глины;
Необходимость изученияистории самой техники. Были проведены исследования, сравнение различных техник:раку, букеро.
Была проведена работа поизучению лощения, как это можно выполнить быстрее, при этом выравнивая форму ипридавая изделию блеск.
Стоит указатьчто данная работа является нововведением. Как написал в своей книге АлександрПоверин: «Мне иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чемосталось открыть, и по этому в последнее время человечество все сильнее исильнее тянется к своему прошлому». Данная работа может заинтересовать любогочеловека, так как сама техника не является традиционной. Чернолощение наделяеткерамику свойствами металл, блеск, водонепроницаемость и звон, если по нейпостучать. Стоитотметить, что обжиг проводился в условиях не подходящих для чернолощения.
Цель изучение техникичернолощения, создание водостойкой керамики и воплощение в материаледекоративного ковша, а также изучение особенностей глины и восстановительногообжига. Все поставленные задачи были реализованы.
Работа по возрождениюстаринной техники поражала своей сложностью и обилием информации, она такжеявляется очень интересной. А изделие передает «тепло человеческих рук» и хранитглубокий смысл, опыт мастеров и историю многих поколений гончаров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Была ли керамическая эпоха? Просвещение.М., 1993.
2.  Буббико Д. Крус Х. Керамика: техники,материалы, изделия. Перевод и итальянского.Ниола-Пресс.С-П.,2006.
3.  Кадиева Е.К. Керамика Ростова второйполовины XII-XIIIв. Ростов., 2000.
4.  Кильдушевский В.И. Ладога и её соседив эпоху средневековья. Просвещение. М.,2002.
5.  Лукич Г.Е. Конструированиехудожественных изделий из керамики. Высшая школа. М., 1979.
6.  Маклашевский А.И. Технологияхудожественной керамики. С-П.,1971.
7.  Максимов Ю.В. У истоков мастерства.Просвещение.М.,1983.
8.  Поверин А.И.Гончарное дело.Чернолощеная керамика. Культура и традиции. М. 2003.
9.  Салтыков А.Б. Русская народнаякерамика. Культура и традиции.  М.,1960.
10. Совицкий  С.Л.Работа с глиной, гипсом и папье-маше. Просвещение. М.,1968.
11. Хохлова Е.Н.Производство художественной керамики. Высшая школа М., 1978.
12. Хохлова Е.Н.Современная керамика и народное гончарство. Высшая школа. М.,1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.