Реферат по предмету "Философия"


Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции

Московский Государственный ТехническийУниверситет имени Н.Э. Баумана
Кафедрафилософии
РЕФЕРАТ
Аристотель– самая «универсальная голова» среди философов Древней Греции
Студента группы РЛ 3 (7-год обучения)                                        ХрущёваСергея
 
Преподаватель                                                        Красненкова Ирина Петровна

Москва, 2000 год
Оглавление
Введение… 3
Жизнь и сочинения… 5
ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД… 5
ГОДЫ СТРАНСТВИЙ… 6
ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД… 6
СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ… 8
Аристотелевскаяклассификация наук… 12
Первая философияили метафизика… 14
ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»… 14
ПЕРВОАКСИОМА… 15
БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ… 15
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ… 15
УРОВНИ БЫТИЯ… 16
СУЩНОСТЬ… 16
ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ… 16
СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ… 16
ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, РОД ИКАТЕГОРИИ… 17
ЕДИНИЧНОЕ… 18
СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ… 18
МАТЕРИЯ И ФОРМА… 18
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ… 18
ЭНТЕЛЕХИЯ, ТЕЛЕОЛОГИЯ… 19
ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА… 19
ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА, ИЛИПРИЧИНЫ… 19
ТЕОЛОГИЯ… 20
Аристотельоб онтологии предшественников… 20
Критикатеории идей Платона… 21
Втораяфилософия или физика… 22
МАТЕМАТИКА… 23
ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА… 23
ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ… 24
Биологияи психология… 24
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ… 25
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ… 25
ПСИХОЛОГИЯ… 25
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ… 25
Гносеология,логика, наукоучение… 26
РОЛЬ АРИСТОТЕЛЯ В ЛОГИКЕ… 26
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ… 26
Политика… 27
ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ… 27
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА… 27
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО, СОСТАВГОСУДАРСТВА… 27
КРИТИКА ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВАПЛАТОНА… 27
Заключение… 28
Список использованнойлитературы… 29
Введение
Весь философский опытЭллады как бы сосредоточился в гении Аристотеля.
Аристотель, по словамМаркса, является вершиной древней философии. Греческая философия достигла приАристотеле высшей степени процветания. Ф. Энгельс называл Аристотеля  «самойуникальной головой» среди древних, мыслителем, исследовавшим «существенныеформы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнегреческая, античная, философияуже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одногофилософа. Во времена Аристотеля здесь существовало уже несколько философскихшкол. Античная философия развивалась быстро. Ее прогресс удивителен. Но ещеболее удивительно как бы внезапное ее возникновение. Можно сказать, что междуГомером и Гесиодом и первыми греческими философами разница качественная, амежду этими философами и Аристотелем – количественная, хотя первые античныефилософы отстояли во времени от Гомера и Гесиода немногим больше, чем отАристотеля. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить дошедшие до нас тексты.Выберем какой-нибудь важный мировоззренческий вопрос и посмотрим, как онрассматривался прафилософами, первыми философами и Аристотелем. Пусть такимвопросом будет проблема начала мироздания. У Гомера Океан и Тефия – боги-первопредки.И Гесиоду небо и земля, день и ночь казались богами: Ураном и Геей, Гемерой иНюктой. Иначе представляет себе возникновение мира Гераклит: «Это космос, тотже самый для всех, не создавал никто ни из богов, ни из людей, но он всегдабыл, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерамипотухающим». Аристотель же говорит: «Одни считают природой существа огонь,другие – землю, третьи – воздух, некоторые – воду; одни – некоторые изуказанных тел, другие – все вместе. Что кто из них положил в основу, будь тоодин элемент или несколько, то он именно это, и в таком количестве, и считаетвсеобщее сущностью, а все остальное – состояниями, свойствами и расположениями.И каждое из этих тел является вечным (ибо они не могут переменить самих себя),все же прочее возникает и гибнет бесчисленное множество раз. Таков один способопределения природы: она есть первая материя, лежащая в основе каждого из тел,имеющих в себе самом начало движения и изменения. По другому определению онаесть форма и вид согласно понятию… Таким образом, в другом значении природабудет для предметов, содержащих в себе начало движения, формой и видом,отделимым от них только логически; а то, что состоит из материи и формы, неесть природа, а только существует «по природе», например человек. И скорееформа является природой, чем материя: ведь каждая вещь скорее тогда называетсясвоим именем, когда она есть энтелехиально, чем когда она имеется в потенции».
Мировоззрение Гомера иГесиода было в основном мифологическим и уходило своими корнями в представлениялюдей первобытного общества – в стихийный антропоморфизм, удваивавший мир,видевший в каждом естественном явлении его сверхъестественного двойника. И самыеначала мироздания выступали для первобытного сознания в таких же антропоморфныхобразах. Однако начатки философии мы находим уже у Гомера и особенно у Гесиода.Если для мифологического мировоззрения как такового сливались естественноеявление и его сверхъестественный двойник, то у Гомера они начинают различатьсятак, что порой Гомер даже забывает о сверхъестественной ипостаси естественногоявления. В «Теогонии» Хаос, пожалуй, уже полностью демифологизирован, внекоторой степени – и следующее за Хаосом поколение богов, но этого нельзясказать о третьем поколении – о титанах и титанидах – детях Земли (Геи) и Неба(Урана).
Мировоззрение Гераклита иАристотеля – философское мировоззрение. Гераклит отождествляет началомироздания не с каким-либо сверхприродным существом, а с одним из состоянийвещества, в котором к тому же видит не только генетическое («был»), но исубстанциональное («есть») начало. Теогония сменяется космогонией,фантазирование о мироздании – мышлением о нем. Но уместно заметить, чтопервобытный мифологический антропоморфизм нашел своего преемника в лицеантропоморфизма философско-идеалистического, когда мироздание уподобляетсячеловеку в аспекте мышления. Такой философский антропоморфизм проявляется и уАристотеля в его учении о Боге как о самом себе мыслящем мышлении и о первоначалахмироздания.
Назовем теперьпредшествующие Аристотелю школы и учения. К первому периоду античной философии– ее зарождению – относятся первые философские антимифологические учения,которые еще полны мифологических образов и имен. Создателями этих учений былифилософы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), зачинатель школыэлеатов Ксенофан, Пифагор и ранние пифагорейцев – устроители Пифагорейскогосоюза, философ-одиночка Гераклит и его современник, и философский антиподПарменид – главный представитель уже упомянутой школы элеатов. Все эти философыжили в VI в.
Период зрелости античнойфилософии пришелся на VI-IV вв. до н. э.– является главным инаиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великихнатурфилософов – Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а такжепифагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же периоду относитсядвижение софистов, впервые обратившихся к антропологической, а в связи с ней иэтическо-социальной проблематике. В учениях софистов и Сократа зарождаетсятакже проблема философской методологии. Время деятельности указанных философов– V в. – составляет первую половинурассматриваемого периода истории античной философии. Вторая его половинаприходится на IV в. это время деятельности Платона,первого сознательного античного идеалиста, введшего в философский обиход термин«идея» именно как «идеальное» (в обыденном языке это слово имело значение«вид», «образ»). Сюда относится и начало деятельности так называемыхсократических школ (киников, киренаиков и др.). Учение Аристотеля завершаетэтот период. Жизньи сочинения
Годы жизни Аристотеляотносятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшимвнешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета,совпавшего с эпохой Перикла.
Аристотель родился в 384г. до н. э. Его родина – город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному родуврачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь сосвоим сверстником – сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, смолодости  был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькиеглазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстнейи делал необычную  прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишилсяродителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике имог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разностороннеобразованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции,разрешил ему в 367 г. до н. э. оставить родину и отправиться для полученияобразования в центр культурной жизни Эллады – город Афины. Больше всегоАристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.ПЕРВЫЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Прибыв в Афинысемнадцатилетним юношей в 367 г., Аристотель поступил в существовавшую там ужев течение двадцати лет Академию Платона, где пробыл 20 лет сначала в качествеученика, а затем и учителя. Когда Аристотель приобщился к философской школеПлатона, последнему было уже 60 лет, и он находился на вершине своейприжизненной философской славы. Платон высоко ценил Аристотеля и называл его«умом». Сравнивая Аристотеля с другим своим учеником – Ксенократом, Платонговорил, что «один (Ксенократ) нуждается в шпорах, другой (Аристотель) – вузде»; и «Аристотель меня брыкает, как сосунок жеребенок свою мать». Аристотельже всегда глубоко уважал своего учителя. 
Изучив многочисленныерукописи Платона и его учеников, прослушав беседы самого Платона по всемобластям знания, Аристотель вначале примкнул к идеям, господствовавшим в Академии.Но уже к 25-27 годам Аристотель был самостоятельным и оригинальным ученым,критически относящимся к учению Платона.
Платон скончался в 347 г.в возрасте 80 лет и Аристотель окончательно убеждается в бесплодностинаправления, избранного учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом.Вместе с Ксенократом он покидает Афины. К этому их побудило нежеланиеоставаться в Академии под началом у племянника Платона Спевсиппа, который сталсхолархом не благодаря своему духовному превосходству, а лишь потому, что кнему как наследнику Платона перешло имущество Академии.ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Покинув великий город,Аристотель находит себе убежище в малоазийском городе Ассосе в Троаде.Прибрежный Ассос был только что основан Гермием – тираном малоазийского городаАтарнея. Мыслитель провел в Ассосе три года (348/7-345). Здесь он нашел себя, –его собственное мировоззрение определилось. К тому же племянница (приемнаядочь) Гермия Пифиада становится женой Аристотеля и матерью его дочери,Пифиады-младшей. После казни Гермия Аристотель вынужден был покинуть Атарней ипоследующие три года Аристотель живет в городе Митилена на соседнем с Ассосомострове Лесбос, куда его пригласил Теофраст – друг и помощник, уроженец техмест.
В 343 г. до н. э. Аристотель,по приглашению Филиппа II,переехал в новую столицу Македонии – город Пеллу, где в течение трех летпреподавал тринадцатилетнему Александру политические и философские науки. Ввыборе Филиппа сыграли роль, по-видимому, и старое знакомство с Аристотелем, ислава последнего как философа (учившего к тому же, что историческое предназначениегреков – стать властелинами мира). Трудно сказать, в чем состояла методикавоспитания Аристотеля и насколько ему удалось облагородить характер будущего«завоевателя мира», отличавшегося безрассудной смелостью, вспыльчивостью,упрямством и безмерным честолюбием. Но конечно Аристотель не стремился сделатьиз Александра философа (чего желал бы на его месте Платон) и не мучил егогеометрией, а нашел главное средство воспитания в поэзии, и особенно в эпосеГомера. Говорят, что Аристотель специально для своего воспитанника «издал»гомеровскую «Илиаду», благодаря чему тот нашел свой идеал в Ахилле.Впоследствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом,так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю – тем, что дает ей цену».Преподавательская деятельность Аристотеля прекратилась вследствие того, чтоАлександр стал правителем огромной страны.
Аристотель возвращаетсяна родину – в Стагир, разрушенный Филиппом II в войне против Афин. Там он провел три года (339-336).Пребывание Аристотеля в Стагире оказалось небесполезным для родины философа.Придя к власти, Александр, из уважения к своему учителю, восстанавливает город,за что жители стали устраивать ежегодные праздники в честь Аристотеля. Сам жеон с победой македонян в сражении при Херонее в 338 г. получает возможностьвернуться в Афины.ВТОРОЙ АФИНСКИЙ ПЕРИОД
Оказавшись в 335 г. (после двенадцатилетнего перерыва)снова в Афинах, уже пятидесятилетним мужем, Аристотель при поддержке македонян,и в первую очередь своего друга Антипатра, которого Александр, ушедший в походпротив персов, оставил наместником на Балканах, открывает собственнуюфилософскую школу. Правда, как иногородцу, ему разрешается открыть школу лишьза чертой города – к востоку от городской границы Афин, в Ликее. Ранее Ликейбыл одним из афинских гимнасиев (местом для гимнастических упражнений). Оннаходился рядом с храмом Аполлона Ликейского, что и дало название и гимнасию, ишколе Аристотеля. В состав территории школы вошли соседние с гимнасием тенистаяроща и сад с крытыми галереями для прогулки. Так как «прогулка» и «крытаягалерея вокруг двора» по-древнегречески «перипатос» (peripatos), то школа Аристотеля получилавторое название — «перипатическая» (мнение, что это название произошло оттого,что в тенистых аллеях парка Ликея Аристотель имел обыкновение во время прогулокизлагать своим ученикам различные проблемы своей философии, ныне оставлено). Отнего происходит название членов Ликея – «перипатетики». Аристотель преподавал вЛикее более двенадцати лет.
Уже спустя несколько летпосле открытия Ликея популярность лекций Аристотеля по вопросам истории итеории государства, философии и естествознания совершенно затмила деятельностьКсенократа и киников. Аристотель и его школа приобрели широкую известность.
Второй афинский периодцеликом совпадает с периодом походов Александра Македонского, иначе говоря, с«эпохой Александра», которая была, как подчеркивает Маркс, временем «высочайшегорассвета» Эллады. Аристотель пытался внушить Александру мысль о принципиальномразличии греков и не-греков. Его открытое письмо Александру «О колонизации»успеха у царя не имело. Последний повел на Ближнем Востоке совсем инуюполитику: он не препятствовал смешению пришлого, греческого, и местногонаселения. Кроме того, он вообразил себя восточным деспотом-полубогом итребовал от своих друзей и соратников соответствующих почестей. ПлемянникАристотеля Каллисфен, бывший историографом Александра, отказался признать такоепревращение македонского монарха в фараона, и был казнен, что привело кохлаждению отношений между бывшим воспитанником и бывшим воспитателем.
Неожиданная смертьтридцатитрехлетнего Александра в Вавилоне (который он предполагал сделатьстолицей своей сверхдержавы) 13 июня 323 г. вызвала в Афинах антимакедонское восстание,в ходе которого представители промакедонской партии были подвергнутырепрессиям. Не избежал общей участи и Аристотель. Верховный жрец Элевсинскихтаинств предъявляет ему обвинение в кощунстве. Поводом для этого послужилодавнишнее стихотворение Аристотеля на смерть Гермия. Оно квалифицируется какпеан – гимн в честь бога, что не подобало смертному, а потому считалоськощунством. Не дожидаясь суда, Аристотель передает управление Ликеем Теофрастуи покидает город, дабы избавить афинян от вторичного преступления противфилософии (под первым преступлением мыслитель подразумевал казнь Сократа в 399г.).
Аристотель отправляется вХалкиду (на остров Эвбея), на виллу своей матери Фестиды. Там Аристотельпродолжал свои научные изыскания. Он занимался изучением морских приливов иотливов, вел переписку с друзьями и составлял планы ближайшей научной работы.Но великому ученому не удалось осуществить новую программу работы. Через двамесяца он умирает от мучившей его всю жизнь болезни желудка, оставив после себяогромное литературное наследство. Возможно, Аристотель поспешил с бегством: егодруг Антипатр вскоре подавил восстание в Афинах и власть промакедонской партиибыла восстановлена.
Диоген Лаэртский приводитзавещание Аристотеля. В нем исполнителем своей воли Аристотель назначаетАнтипатра. Философ просит, чтобы рядом с ним похоронили останки его первой жены– Пифиады (она умерла молодой), что было также и ее предсмертным желанием. Аристотельоставляет содержание своей наложнице Герпиллиаде, матери его сына Никомаха, иделает распоряжения относительно обоих детей. Некоторых своих рабов Аристотельотпускает на волю. Сын Аристотеля Никомах, принявший было участие в изданииоставшегося от отца письменного наследия, умирает молодым. Дочь же,Пифиада-младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых(от третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда. Теофраст,надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его смерти постглавы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Детище Аристотеля – егофилософская школа Ликей просуществовала до конца античного мира. «Детьми»Стагирита были и его сочинения. Наследие мыслителя огромно. Древние каталогиего трудов содержали названия нескольких сот «книг» (например, каталог ДиогенаЛаэртского). Научная деятельность Аристотеля охватила все области античногознания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочиненияотносятся к самым различным областям – логике, естествознанию, истории,политике, этике, литературе. Обилие использованного Аристотелем фактическогоматериала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным организатором. Нельзясомневаться в том, что материалы к некоторым работам Аристотеля, особенно поистории греческих государств и истории животного и растительного мира,подбирались его учениками. До нас дошла лишь небольшая их часть.Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:
1.    Диалоги и другие произведения,созданные Аристотелем в период его пребывания в Академии или чуть позднее; этопроизведения, судя по сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;
2.    Осуществленные под руководствомАристотеля коллективные труды его школы, в частности описания 158государственных систем из числа существовавших тогда в Элладе и за еепределами;
3.    Трактаты, представляющие собой то лиАристотелевы конспекты лекций, то ли записи слушателей; они не отредактированыи не систематизированы, состоят из частей, созданных Аристотелем в разное времяи на разных этапах его философского развития, а потому противоречивы. Однако,несмотря на несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в нихвыражено его зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трехгрупп сочинений была различной. Все диалоги и другие ранние труды Аристотеляпогибли. Мы знаем более или менее об их содержании на основании некоторыхотрывков из них, приводимых в трудах более поздних античных авторов, а также впересказе. Погибли и все коллективные работы, в том числе описаниягосударственных устройств, исключая «Афинскую политию», связываемую обычно сименем самого Аристотеля. Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетияв песках Египта, где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошосохраняется. Уцелела и «История животных». Что касается третьей группысочинений, то в большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченномвиде.
Сочинения Аристотеляперешли от его преемника Теофраста к ученикам последнего, Нелею, и пролежали доI в. н. э. в подземном хранилище, покане были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только послеэтого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой тогдашнейаристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким образом,согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля оставались неизвестнымиантичному миру с середины III досередины I века до н.э. И в самом деле, Эпикурзнал лишь диалоги Аристотеля.
Философские диалогиАристотеля включают в себя такие сочинения, как «Грилл», «Евдем», «Софист»,«Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О философии». К ним примыкают«Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-видимому, первое сочинениеАристотеля, с которым он выступил совсем еще молодым человеком послепятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено риторике, с преподаваниякоторой и началась там деятельность философа. В этом диалоге Аристотельисследует вопрос о том, существует ли само искусство риторики, дополняющее илидаже заменяющее природный дар красноречия.
Диалог «Евдем»представляет Аристотеля как убежденного платоника. Философ как будто полностьюразделяет идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменныхобразцах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизмебессмертной возвышенной души и смертного низменного тела, а также учение опознании как воспоминании душой некогда полученного в потустороннем мирезнания, которое она утратила, упав в этот мир и воплотившись. Аристотельобъявляет союз души и тела противоестественным и приводит известноепессимистическое изречение поэта Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсене родиться, родившись же – скорее умереть».
В «Увещеваниях»,обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель прославляет философию. По егомнению, всякое содержательное отрицание философии уже в некотором родефилософствование. Философия трудна, она имеет дела с всеобщим и неизменным и ненисходит до частностей. Однако она не бесполезна, ибо, открывая идеалы, даетобразцы общественной и частной жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философиятрактуется как знание вообще) уже многого достигли без помощи государства. Вданном сочинении Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души итела, говоря, что они связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепкок нему прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живыхпленниками).
Но уже в конце первогоафинского периода, то есть еще в платоновской Академии, Аристотель начинаетрасходиться со своим учителем во взглядах. Об этом свидетельствуют его сочинения«Об идеях» и «О благе», диалог «О философии» и, кроме того, ранние книгинекоторых трактатов.
Все сохранившиесяпроизведения Аристотеля по своему содержанию можно разделить на восемь основныхподгрупп:
1)    сочинения по логике («Перваяаналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории»,«Об истолковании»), известные в истории философии под названием «Органон»;
2)    произведения, посвященные проблемам«первой философии», объединенной Андроником Родосским в одно сочинение подназванием «Метафизика»;
3)    физические («Физика», «О небе», «Овозникновении и уничтожении», «Метеорологика»);
4)    биологические («История животных», «Очастях животных», «О происхождении животных», «О движении животных»);
5)    психологические («О душе» и восемьработ, объединенных затем под общим наименованием «Parvanaturalia»);
6)    этические («Никомахова этика»,«Евдемова этика», «Большая этика»);
7)    политико-экономические («Политика»,«Экономика»);
8)    искусствоведческие («Поэтика»,«Риторика»).
С трактатами Аристотелясвязан так называемый аристотелевский вопрос – вопрос об установлениихронологической последовательности входящих в состав трактатов «книг», а темсамым и вопрос о философской эволюции взглядов Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа немецкого ученого ВернераИегера «Аристотель». Иегер первый попытался реконструировать аристотелевскиедиалоги. Он показал также неоднородность аристотелевских трактатов и подчеркнулбольшое значение в творчестве Аристотеля его второго периода (годовстранствий). Он считал, что Аристотель эволюционировал от платоновскогоаприоризма к эмпиризму, о чем говорят, по его мнению, биологические сочиненияАристотеля, которые Иегер отнес в самый конец деятельности философа. Однакопозднее английский издатель и комментатор биологических трудов АристотеляДарси-Томпсон показал, что эти работы опираются на биологический материалВосточного Средиземноморья,  точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, апотому они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть вовторой период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнесбиологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей периодизациитрудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения души и тела, разумаи души, дал в своем труде «Эволюция психологии Аристотеля» иную, чем у Иегера,последовательность сочинений Аристотеля.
Обратимся к следующейтаблице:
 Таблица 1
Иегер
Нуйенс
I
Первый афинский период  (367-347) Все  диалоги, кроме диалога «О философии»; «Протрептикус»; «Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О душе» III; «Политика» II, 2-3 «О философии», «Протрептикус»; «О возникновении и уничтожении»; «Физика» I-VII; «О небе»; «Категории»; «Топика» II
Годы странствий (347-335) «О философии», ранняя часть «Метафизики»; «Физика» III, IV, V, VI; «О небе» II, III; «О возникновении и уничтожении»; «Политика» II, III, VII, VIII; «Евдемова этика» «Метафизика» I, III, IV, XI, 1-8, XIII, 9-10, XIV; все биологические работы, за исключением некоторых частей «О происхождении животных» и «О частях животных»; «Никомахова этика» III
Второй афинский период  (335-322) Поздняя часть «Метафизики»; «Физика» VIII; «О душе» I, II; «Никомахова этика»; «Политика» I, IV,V, VI; все биологические работы «Метафизика» XIII, 1-8, VII, VIII, IX, XII; «О душе»; поздние части «О возникновении животных» и «О частях животных»; позднейшая часть «Метафизики» XII, 8
Как видим,вне поля зрения Иегера остались логические работы Аристотеля.
Расшифруем теперь, чтоимеется в виду под ранней и поздней частями «Метафизики». Прежде всего,отметим, что сам термин «метафизика» был Аристотелю неизвестен; это неологизмиздателя Аристотеля Андроника Родосского. Он поместил собственно философскиекниги Аристотеля после книг по физике и, не зная, как это назвать, обозначилсловами «то, что после физики» (та мета та фюсика), откуда путем выпаденияартикля и слияния и получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотелясложилась стихийно из разных частей, написанных в разное время. Отсюда еепротиворечия и повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книги (4-я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав первойкниги «Метафизики»). Книга XIIсамостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и частично XIII книги. Самостоятельна Vкнига – первый словарь философских терминов. Вернер Иегер различил в «Метафизике»ранние и поздние части, а внутри их – основные и побочные (в соответствии ссодержанием). Отсутствие второй книги объясняется тем, что она считаетсянеаристотелевской и, издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чегочисловой номер книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в греческомалфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее связное целоеобразуют I,III, IV, VI, VII, IX книги«Метафизики».
Понять учение Аристотелятрудно. И это объясняется не только плохой сохранностью текстов, но и тем, чтоу Стагирита нет однозначного решения принципиальных философских вопросов,таких, как взаимоотношение общего и отдельного, души и тела, эмпирической ирациональной ступеней познания. Он колебался между материализмом и идеализмом,между «линией Демокрита» и «линией Платона».Аристотелевскаяклассификация наук
Каждое сочинениеАристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика», «Политика» и др. – начинается сизложения и критического разбора теорий, уже созданных его предшественниками.Тщательно отбирая и суммируя положительное знание, подтвержденноепредшествующим философским развитием, Аристотель пришел к выводу, что философияне есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целыхпоколений мыслителей. «…Каждый говорит относительно природы что-нибудь ипоодиночке, правда, ничего не добавляет для установления истины, или мало, но,когда все это собирается вместе, получается заметная величина».
Из обзора историифилософской борьбы в Греции VI-IVвв. до н. э. Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпелапоражение, когда она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии,религии, софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась креальным чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаевдостигала значительных научных результатов.
Обобщая опытпредшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую системунаук, включающую в себя все известные в то время отрасли знания.
Все науки занимаются исследованиембытия. Каждая из них имеет «дело с тем или другим специальным бытием, и, отведясебе какую-нибудь отдельную область, они занимаются этой областью…».
Все науки по Аристотелюделятся на теоретические, где познание ведется только ради него самого, практические,дающие руководящие идеи для поведения человека, и творческие, где познаниесовершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.У «творческих» наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том,что создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другаяспособность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение происходитне в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».
Общим правилом научногоисследования, независимо от вида научной деятельности, провозглашаетсяположение: на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самойприроды, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».
/>
«Теоретические науки»Аристотель разделяет на «первую философию», математику и физику. Физика изучаетсостояние тел в природе и определенные «материи». Математика изучает взятые вабстракции свойства, неотделимые от тела и не являющиеся одновременносостоянием определенных тел. Поскольку же свойства тел «отмежеваны от всеготелесного, они составляют предмет изучения философа-метафизика». «Первая философия» обнаруживаетнеизменные «начала» сущего.
Более детальнаяаристотелевская классификация наук представлена в следующей схеме.
Логика же не входит в этуклассификацию, ибо она есть пропедевтика ко всем наукам, их методология. Такимобразом, за аристотелевским делением наук стоит социальное деление общества:искусства – это дело ремесленников, наука – дело мудрецов, практика – делополитиков. Поэтому практические и творческие «науки» ниже теоретических(«умозрительные (теоретические дисциплины) выше созидающих»). Занятиеумозрительными науками – форма интеллектуального времяпрепровождения господ.Для сравнения приведем платоновскую классификацию наук, которая была субъективной,то есть исходила из представлений о частях души (см. далее).
/>
Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается, преждевсего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки о сущностивсем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой философии» отдругих наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются Аристотелем какнаходящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом; связь эта у Аристотелячасто получает субъективное обоснование путем введения критерия «ценности»объекта познания.
Несмотря нанепоследовательность классификации наук, данной Аристотелем, синтез знания,осуществленный им, поистине грандиозен. В греческой науке впервые встречаетсястоль всеобъемлющая и плодотворная попытка создать единую систему наук.Первая философияили метаф/>изика
Основной вопрос философиидля Аристотеля – это вопрос о том, существует ли помимо материи и чувственныхсущностей еще какая-либо самостоятельная причина; как замечает философ в«Метафизике», «главным образом нужно исследовать и разработать вопрос: являетсяли что-либо кроме материи, самостоятельной причиной или нет». Еще болеехарактерна другая формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимочувственных сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, иесли существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говорясовременным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и сверхприродной.ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙФИЛОСОФИИ»
Согласно Аристотелю,философия изучает не природу – «природа есть только отдельный родсуществующего», — а эту самостоятельную причину, сверхъестественную сущность.Вся метафизика Аристотеля – это попытка разобраться в сущем, уточнить егопонятие. «Первая философия» по Аристотелю, изучает «начала и причины всегосущего… поскольку оно берется как сущее». Аристотель называет эти причины«высшими», а начала – «первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем«метафизическое», ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестветаковых начал должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечныесущности, но и материя, ведь Бог лишь «одно из начал». Для того чтобыопределить начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимоосознать то, что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, вкоторой он видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».ПЕРВОАКСИОМА
Первоаксиома краткоформулируется следующим образом: «Вместе существовать и не существоватьнельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присущеодному и тому же и в одном и том же смысле». Аристотель называет эту аксиому«самым достоверным из всех начал», входящим (поскольку она и вытекающие из нееаксиомы «имеют силу для всего существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякоедоказательство покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ
Аристотель – панлогист.Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия и мышления. Поэтому невозможноговорить об аристотелевском бытии, не затрагивая вопроса о мышлении. Аристотельто идет от мышления к бытию, то от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля– законы бытия, и наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является,по Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказываетсвою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит впротиворечие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита,который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, поАристотелю, «невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и томже». Применительно к проблеме бытия первоаксиома означает, что существует илибытие, или небытие.БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ
Но сказать, что небытиесуществует, нельзя. Это значит приписать не-сущему существование. Согласно жеаксиоме, вместе существовать и не существовать нельзя. Поэтому правда в том,что сущее существует, а не-сущее не существует. Сказать, что «не-сущеесуществует», — значит сказать, что несуществующее есть существующее, то естьто, что одно и то же не существует и существует, а это противоречит аксиомебытия и мышления. Таким образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Онсочувственно цитирует слова Парменида: «Ведь никогда не докажут, что то, чегонет, существует». Парменид, как известно, полагал, что небытие не существуетпотому, что оно немыслимо и несказанно, а коль скоро мы его мыслим и о немговорим, то оно становится бытием. Аристотель же полагает, что небытие можномыслить и о нем можно говорить, не превращая его тем самым в бытие. Так чтоможно сказать, что предметом «первой философии»» является у Аристотеля нетолько сущее, но и не-сущее (первое абсолютно, второе же относительно).УРОВНИ БЫТИЯ
Аристотель говорит о том,что сущее есть совокупность «единичных предметов», «этих вот вещей», «отдельныхвещей», «сущностей, воспринимаемых чувствами», «чувственных сущностей». Это то,что можно видеть, слышать, осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир дляАристотеля реален. Однако он не согласен с теми, кто думает, что сущим являетсялишь то, что воспринимается чувствами.СУЩНОСТЬ
Представление Аристотеляо сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. Напознание сущности, а не чувственного мира направлено все внимание Стагирита, укоторого «вопрос о том, что такое сущее, сводится к вопросу, что представляетсобой сущность». Проблеме сущности посвящены VII и частично VIIIкниги «Метафизики». Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность ктой или иной форме существования вещества; сущности также не идеи и не числа.Философ не согласен с теми, кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то,что из них состоит, а также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не вбольшем числе значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия иобщее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых,лежащий в основе субстрат». Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайнеймере, шесть возможных определений сущности:
1)    субстрат;
2)    суть бытия;
3)    то, что состоит из бытия и субстрата;
4)    всеобщее;
5)    общее;
6)    род.ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ
Критериями сущности, помнению философа, являются:
1.    познаваемое в понятии;
2.    «способность к отдельномусуществованию».
Парадокс в том, что этидва критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное«обладает самостоятельным существованием безоговорочно». Но единичные вещи непостигаются умом, они – до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищетзолотую середину. Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ
Субстрат («подлежащее»)определяется Аристотелем как «то, о чем сказывается все остальное, тогда каксам он уже не сказывается о другом». Субстрат «лежит в основе двояким образом,или как эта вот отдельная вещь… или как материя для осуществленности».
Материя Аристотелемпонимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество: «То, что само по себене обозначается ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либоиз других свойств, которыми бывает определено сущее». Такова первая материя.Во-вторых, в более широком смысле слова, материя – это «то, из чего вещьсостоит» и «из чего вещь возникает». Такое понимание включает в себя и первыйсмысл, ведь, в конечном счете, все возникает и все состоит из первой материи.Отдельные же вещи (исключая четыре стихии) возникают и состоят из ужепредварительно оформленной «своей», «специальной», или «последней» материи. ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, РОД ИКАТЕГОРИИ
Что касается рода вкачестве сущности, то Аристотель пишет: «Если взять философов современных, онискорее признают сущностями общие моменты в вещах (роды – это общие моменты), акак раз родам, по их словам, присущ характер начал и сущностей в большей мере,ибо они разбирают вопрос под углом понятия». Аристотель не согласен с«современными философами». Он утверждает, что «роды не существуют помимовидов». Не является сущностью и всеобщее: ведь оно «по своей природе присущемногому». Но в таком случае оно будет сущностью или у всех вещей, которые темили иным всеобщим объемлются, или не будет ни у одной. Но у всех всеобщеесущностью быть не может. А если всеобщее будет сущностью у одной вещи, тогда ивсе остальные, к чему относится это вообще, будет этой же вещью. Итак, делаетвывод Аристотель, «ни всеобщее, ни род не есть сущность».
Под всеобщим Аристотельпонимает также и категории – наиболее общие и соответствующие структуре сущегороды высказывания о вещах. В «Метафизике» категории упоминаются нередко, но нев полном объеме и в разном составе. Аристотель всюду подчеркивает, что толькосущность существует сама по себе, что же до других категорий, то «ни одно изсвойств не существует от природы само по себе и не способно отделяться отсущности»; «все другие определения сказываются о сущности»; кроме сущности, ничто не может существовать отдельно, так что «эти дальнейшие определения нельзядаже, пожалуй, без оговорок считать реальностями». Сущности существуютбезоговорочно, все остальное существует  через них и благодаря им как качества,количества, отношения сущностей. Эта мысль проходит через все труды Аристотеля.
По мнению Аристотеля, и оне-бытии можно говорить в различных смыслах, как это имеет место по отношению кбытию. Ведь и «не быть человеком – это значит не быть этой вот вещью, не бытьпрямым – не быть этой вот вещью, не быть прямым – не быть вот таким-то покачеству, не быть трехметровым – не быть вот таким-то по длине (поколичеству)». Таким образом, и не-бытие существует категориально. Таков первыйсмысл допущения Аристотелем существования относительного не-бытия.ЕДИНИЧНОЕ
Аристотель подчеркивает,что главными отличительными чертами сущности является способность к отдельномусуществованию и данность в качестве вот этого определенного предмета. Говоря осубстрате, Аристотель допускает, что им может быть наряду с материей вот эта вототдельная вещь. Но эту вот отдельную вещь Аристотель называет «чувственнойсущностью», а также «составной сущностью» или «составным целым», и состоит она,по его мнению, из двух начал: «сути бытия (формы) и субстрата (материи)», а то,что состоит из начал, позднее самих начал, а, следовательно, вторично. Но самоеглавное, чувственная составная сущность не соответствует второму критериюсущности – постижимости умом и определенности. Итак, сущность – не субстрат, невсеобщее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия и субстрата.СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАКСУЩНОСТЬ
Аристотель склоняется ктому, чтобы принять за сущность вид. Он говорит, что «последнее видовое отличие– это будет сущность вещи и ее определение», а «определение вещи – это формулировка,состоящая из видовых отличий и притом – из последнего из них». Это определениеи выражает сущность, или суть бытия вещи, или, что то же самое, форму, илипервую сущность. «Формою я называю, — пишет философ, — суть бытия каждой вещи ипервую сущность». Кроме того, Аристотель подчеркивает, что «для чувственновоспринимаемых единичных сущностей… нет ни определения, ни доказательства», ибоони «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и нет:вследствие чего они подвержены уничтожению все остальные вещи, принадлежащиесюда». Поэтому «суть бытия не будет находится ни в чем, что не есть вид рода».МАТЕРИЯ И ФОРМА
Итак, каждая чувственновоспринимаемая сущность есть нечто составное: она слагается из материи и формы(сути бытия, сущности, первой сущности). «Индивидуальная», или «составная»сущность вторична, материя и форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материяи форма вечны. При этом материя как первоматерия едина, форм же много: ихстолько, сколько низших, ближайших к вещам видов, то есть таких видов, которыеуже далее на виды не распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма – это не качество, не количество, неотношение, а то, что несет в себе суть вещи. Форма вечна и неизменна; «никто несоздает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результатеполучается вещь, состоящая из формы и материи».ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Отношение между формой иматерией углубляется и конкретизируется Аристотелем при помощи таких введенныхим в философию понятий, как возможность и действительность. Эти понятияпозволяют представить отношение материи и формы динамически, в движении. Оформляясь,материя переходит из состояния возможности в состояние действительности.Понятие возможности открывает перед Аристотелем большие перспективы. Оно,во-первых, диалектично. Так, первоаксиома, основной закон бытия и мышления,который запрещает противоречие на уровне действительности, на уровневозможности не действует: «В возможности одно и то же может быть вместепротивоположными вещами, но в реальном осуществлении нет». Поэтому Гераклит былбы прав, если бы все что он говорит о единстве противоположного, он говорил како существующем в возможности. Во-вторых, возможность – это второй смысл, вкотором Аристотель допускает существование небытия. Материя может обладатьформой, но может быть и лишена ее. В то же время, обладая той или иной формой,материя лишена всех остальных. Лишенность – это и есть небытие. Таким небытиеми оказывается первая материя. В-третьих, диалектика возможности и действительностипозволяет Аристотелю определить в самом общем виде движение, как изменениевообще: «Движением надо считать осуществление в действительности возможного, посколькуэто – возможное».ЭНТЕЛЕХИЯ, ТЕЛЕОЛОГИЯ
«Осуществление»выражается у Аристотеля древнегреческим словом «энтелехейа» (или «энтелехия»).Аристотелевское мировоззрение телеологично. В его мировоздании все процессыобладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.«Обусловленность через цель» существует, подчеркивает Аристотель, не только«среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающихестественным путем». При этом форму никто не создает, она вечна и вносится всоответствующую материю, которую форма определяет, выступая, таким образом, какцель, внутренне заданная той или иной последней материи, как программа еедальнейшей структурализации. Цель – это также и благо: каждая стремящаясяреализоваться потенция стремится тем самым к своему благу. В понятии цели –«того, ради чего» – Аристотель находит третью, после материи и формы, причинувсего сущего.ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА
Четвертую, и последнюю,причину Аристотель определяет как движущую. Он говорит, что «всякий разизменяется что-нибудь действием чего-нибудь и во что-нибудь». Говоря обисточнике движения как движущей причине, Аристотель исходит при этом из догмы,согласно которой «движущееся вообще должно приводиться в движение чем-нибудь».Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что«сущность и форма, это – деятельность». Однако эта деятельность несамодовлеющая. Она имеет источник в высшей сущности и форме. Это некийперводвигатель: «Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что емуподвергается? Материя. К чему приводит изменение? К форме».ЧЕТЫРЕ ПЕРВЫХ НАЧАЛА,ИЛИ ПРИЧИНЫ
Свое рассуждение опричинах, которые в качестве первоначальных являются предметом первойфилософии, Аристотель резюмирует так: «О причинах речь может идти в четырех смыслах:одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия… другой причиной мысчитаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей – то, откуда идет началодвижения; четвертой – причину, противолежащую только что названной, а именно«то, ради чего» существует вещь, и благо (ибо благо есть цель всего возникновенияи движения)».
Подытоживая учениеАристотеля о четырех причинах, скажем, что таковыми являются:
1.    материальная причина;
2.    формальная причина;
3.    движущая причина;
4.    целевая причина.
Первая отвечает на вопрос«из чего?», вторая – «что это есть?», третья – «откуда начало движения?»,четвертая – «ради чего?». При этом три последние причины Аристотель сводит в одну:««что именно есть» и «ради чего» — одно и то же, а «откуда первое движение» –по виду одинаково с ними».ТЕОЛОГИЯ
Такой единичнойпервопричиной в трех смыслах у Аристотеля оказывается Бог. Так «перваяфилософия» Аристотеля оборачивается теологией. Этот термин известен Аристотелю,более того, он, по-видимому, и ввел его в философский словарь. Именно Бог –вместилище сверхприродных, обособленных от материи и неподвижных, то естьметафизических, сущностей. И сам Бог есть «некоторая сущность вечная,неподвижная и отделенная от чувственных вещей». В Боге, таким образом, сходятсяформальная, целевая и движущая причины. Нет в нем только материи. посколькуматерия – это возможность, то лишенный материи Бог – чистая действительность и осуществленность,энтелехия. Вместе с тем Аристотель говорит, что «Бог есть живое существо», что«жизнь, без сомнения, присуща ему». Но под жизнью Бога Аристотель понимаетдеятельность разума Бога. Это разум, который «мыслит сам себя… и мысль его естьмышление о мышлении». Бог Аристотеля отделен от чувственного мира, ибо это длянего предмет недостойный: «Лучше не видеть иные вещи, нежели видеть их». БогАристотеля – идеальный философ. Он мыслит самое божественное и самое ценное.Бог мыслит формы бытия, и формы мысли. Он и онтолог и логик. Бог неподвергается изменению, ибо всякое изменение для Бога – к худшему. Божественноесамомышление является также перводвигателем, который сам неподвижен. Бог такжеи высшая цель: «А что цель имеет место и в области неподвижного – это видно изанализа: цель бывает для кого-нибудь и состоит в чем-нибудь, и в последнемслучае она находится в этой области, а в первом – нет. Так вот, движет она, какпредмет любви, между тем все остальное движет, находясь в движении само». Такимобразом, Бог побуждает все к движению как цель стремления и предмет мысли.Аристотель об онтологии предшественников
В своих сочинениях Стагиритрассматривает онтологические представления предшествующих ему античныхфилософов. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в областидоаристотелевской философии. Однако к анализу систем ранних философов онподходит предвзято – с точки зрения своего учения о четырех причинах.Собственная философия представляется Аристотелю как бы энтелехией всейсуществовавшей до него философией Эллады. Он считает, что история философииполезна скорее в негативном, чем в позитивном аспекте, она нужна, чтобы… «невпасть в те же самые ошибки». Давая общую характеристику предшествующей философии,Аристотель подчеркивает ее случайное приобщение к истине и устарелую форму.Ранние философы сравниваются Аристотелем с неискусными в битвах людьми: «Ведь ите, оборачиваясь во все стороны, наносят иногда прекрасные удары, но не потому,что знают; и точно так же указанные философы не производят впечатление людей,знающих что они говорят». Что касается причин, то, утверждает Аристотель, никтоиз предшественников «не вышел за пределы» указанных им самим четырех причин,«но все явным образом так или иначе касаются, хотя и неясно, а все же именноэтих начал». Все они говорят о материальной причине, а самые первые философы,начиная с Фалеса, никакой другой причины и не знали: «Из тех, кто первыезанялись философией, большинство считало началом всех вещей лишь одни начала ввиде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и вочто, в конечном счете, они разрушаются, причем основное существо пребывает, апо свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это – началомвещей». Но лишь некоторые философы коснулись движущей причины, например те,«кто делает началом дружбу и вражду, или ум, или любовь». Еще меньше говорилосьо целевой и формальной причинах: «Суть бытия и сущность отчетливо никто неуказал, скорее же всего говорят о них те, кто вводит идеи».Критика теории идей Платона
«…Хотя Платон и истина мнедороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине», — говорит Аристотель. Аристотель показывает, чтоплатоновское учение об идеях вырастает из некоторых предшествующих емуфилософских взглядов как бы естественным образом. В большинстве вопросов Платонпримыкал к пифагорейцам. Для возникновения платонизма имел большое значение исократовский поиск «общих определений». Однако решающий шаг был сделан самимПлатоном: он и его последователи и ученики – это «те, кто делает числосамостоятельным», «если взять пифагорейцев, то в этом вопросе на них никакойвины нет». Также и Сократ «во всяком случае это общее не отделил от единичныхвещей», за что Аристотель его одобряет. Решающим для возникновения объективногоидеализма Платона было противоречие между двумя его учителями – гераклитовцемКратилом и Сократом. Первый учил, что «нельзя дать общего определения длякакой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются»,второй же считал, что именно на достижение общих определений должно бытьнаправлено внимание философов. Приняв положение Кратила и усвоив также взглядСократа на предмет философии, Платон пришел к мысли, что общие «определенияимеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи», и, «идя указаннымпутем, он подобные реальности назвал идеями».
Аристотель, прежде всего,критикует платоновское понимание отношения между идеями и вещами. У Платона«все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям», но«самое это приобщение или подражание идеям, что оно такое, — исследование этоговопроса было… оставлено в стороне». Аристотель разбирает аргументы «академиков»в пользу существования идей и находит их несостоятельными и противоречащимидруг другу. Согласно «доказательствам от наук», идеи будут существовать длявсего, что является предметом науки. Аристотель указывает и на противоречивостьсамой теории идей: согласно духу платонизма, должны быть только идеи сущностей,но на самом деле у Платона получаются и идеи многого другого, например идеикачеств. Но приобщение к таким идеям было бы случайным, ведь качество изменчиво.Таким образом, идеи должны выражать только сущность. Но «у сущности одно и тоже значение и в здешнем мире, и в тамошнем». Поэтому платоновские идеи ничегоне объясняют, в учении Платона происходит лишь удвоение мира. Но «ведьпокажется, пожалуй, невозможным, чтобы врозь находились сущность и то, чего онаесть сущность; поэтому как могут идеи, будучи сущностями вещей, существоватьотдельно от них?»,- задает Аристотель риторический вопрос. Аристотельпоказывает, что ошибка Платона в том, что он придает самостоятельноесуществование тому, что самостоятельно не существует; позже это стали называтьгипостазированием. Стагирит подверг платонизм критике в основном уже послесмерти Платона, когда действовали другие «академики»: Спевсипп, Ксенократ и др.Это был поздний платонизм, он сильно отличается от того, что мы находим визвестных нам диалогах Платона: в конце жизни автор учения склонился от теорииидей к теории чисел. Изложению этого близкого пифагорейскому учения Платона идругих «академиков» Аристотель уделяет много места. Мы узнаем, что Платон ввелединое как сущность и двоицу (большое и малое) как некое подобие материи, изкоторой рождаются через приобщение их к единому числа и идеи, которые, в своюочередь, выступают как причины чувственных вещей. «Большое и малое» Аристотельсравнивает с «апейроном» пифагорейцев. При этом единое и идеи, поскольку идеиприобщены к этому единому и участвуют в них, — причина добра, а «материя»(двоица) и идеи, поскольку они приобщены к вещам и участвуют в них, — причиназла. «Все это неразумно и находится в конфликте и само с собой, и сестественным вероятием, и как будто мы здесь имеем ту «словесную канитель», окоторой говорит Симонид; получается словесная канитель, как она бывает у рабов,когда в их словах нет ничего дельного. И кажется, что самые элементы – большоеи малое – кричат громким голосом, словно их тащат насильно: они не могут ведьникоим образом породить числа». Аристотель решителен в своей критике. «Сэйдосами можно распроститься: ведь они только пустые звуки», — сказано у негово «Второй аналитике». Он говорит, что «предполагать, что общее есть нечтосуществующее помимо частного, потому что оно означает нечто единое, нет никакойнеобходимости».Втораяфилософи/>я или физика
Первая философия не единственнаянаука, изучающая сущее. Этим занимаются и другие науки. Но они, будучи«частными», исследуют ту или иную «часть его», «то или другое бытие» и «не даютникакого обоснования для сути предмета». Таковы математика и физика, или «втораяфилософия».МАТЕМАТИКА
Если первая философия рассматривает,прежде всего, и главным образом неподвижные и обособленные от материи предметы,первые сущности, формы, то «у математики некоторые отрасли имеют дело собъектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, адаются в материи». Аристотель различает «общую математику» и геометрию и астрономию.Последние занимаются отдельными областями сущего, тогда как «общая математикаимеет отношение ко всем». Мысль об универсальности математики не получила,однако, развития у Аристотеля.
В центре внимания мыслителяосновной вопрос философии математики – вопрос о природе числа, который онформулирует так: «Если существуют математические предметы, то они должны либонаходиться в чувственных вещах, как утверждают некоторые, либо быть отдельно отчувственных вещей (и это тоже некоторые говорят); а если они не существуют нитем, ни другим путем, тогда они либо вообще не существуют, либо существуют вином смысле: таким образом, в этом последнем случае спорным у нас будет уже нето, существуют ли они, но каким образом они существуют». По мнению Стагирита,математические предметы не существуют ни отдельно от чувственных вещей, ни всамих чувственных вещах.
При этом точка зрения Аристотелясвоего рода отрицание отрицания. Пифагорейцы не отделяли числа от вещей, а вещи– от чисел, они их отождествляли, для чего геометризировали их (зародышаналитической геометрии); например, число 21 – это треугольник с длиной сторонв шесть единиц, телесных монад, ибо из стольких монад можно сложить эту фигуру(если единицы заполнят ее сплошь). Впервые отделили числа от вещей Платон и егопоследователи – «академики» Спевсипп, Ксенократ и другие. Они превратили числав самостоятельные сущности, первичные по отношению к вещам. В последний периодсвоей деятельности Платон превращал в числа и сами идеи, и даже материю:«Материя, которая получает определения через идеи при образовании чувственныхвещей и определения через единое при образовании идей, эта материя есть двоица(пара), большое и малое». Аристотель же вернул числа в вещи, но непо-пифагорейски, не путем отождествления того и другого: в вещах находятся несами числа, а такие их свойства, которые путем абстрагирующей работы мышлениястановятся в человеческом сознании числами.ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА
В отличие от первойфилософии, которая изучает неподвижное и от материи обособленное, и отматематики, которая изучает неподвижное и необособленное, обособляемое толькомыслью, физика изучает подвижное и не обособленное от материи, она «имеет делос таким бытием, которое способно к движению, и с такой сущностью, которая впреимущественной мере соответствует понятию, однако же, не может существоватьотдельно от материи». С другой стороны, физические сущности в отличие отматематических, подобно метафизическим существуют самостоятельно. Поэтому Аристотельи ставил физику на второе место после метафизики («Что же касается физики, тоона также есть некоторая мудрость, но не первая») и говорил о ней как о «второйфилософии». Предмет физики – природа, а «природа есть только отдельный родсуществующего».
Древнегреческое «фюзис»(природа) динамично. В словаре философских терминов Аристотель отмечает, что оприроде говорят в шести значениях. Это и
1)    возникновение рождающихся вещей;
2)    то основное в составе вещи, из чеговещь рождается;
3)    источник движения каждой из природныхвещей;
4)    тот основной материал, из которогоона состоит, или возникает какая-либо из вещей, то есть материя;
5)    форма;
6)    сущность.
Подытоживая, Аристотельговорит, что «природою в первом и основном смысле является сущность, а именносущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых». Чтокасается материи, то она является природой лишь постольку, поскольку способнаопределяться через сущность. ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель считал, чтофизика должна быть чисто умозрительной дисциплиной. Метод физики Аристотеля –аналитический. Философ расчленяет стихийно сложившиеся представления и понятияо природе, движении, времени и т.д. Анализ Аристотеля глубокомыслен. Он находитв этих понятиях разные смыслы и противоречия. Он выявляет их рациональныйсмысл, формулирует проблемы, находит в них противоречия, иногда даже находит ихрешение. Но решения эти никогда не подкрепляются экспериментом. ФизикаАристотеля совершенно оторвана от деятельности. У него нет и намека наэкспериментальный метод.
Физика Аристотеля невсегда была на вершине физики его времени. Стагирит не принял ни догадкипифагорейца Филолая о том, что Земля – не центр мира, ни атомизм Левкиппа –Демокрита, он остался на позициях геоцентризма (на два тысячелетия утвердивего) и архаического представления о веществе как совокупности четырех стихий,состоящих в свою очередь из комбинации сухого, холодного, влажного и горячего(вода – влажное и холодное, земля – сухое и холодное, воздух – влажное игорячее, огонь – сухое и горячее). Физика Аристотеля подчинена его метафизике,телеологии и теологии. Но все же в активе физики Аристотеля были и немаловажныемоменты – учение о вечности и несотворенности материи, движения и мира.Биология и пси/>хология
Аристотель былоснователем биологии как науки. Он организовал в своей школе изучение живойприроды. В результате появилась, по-видимому, коллективная «История животных»,а также «О частях животных», «Движение животных» и «О происхождении животных» –сочинения, связываемые с именем самого Аристотеля.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Хотя принципцелесообразности Аристотель как будто бы распространяет на все мироздание, онне гилозоист. Как он пишет в произведении «О душе», «из естественных тел однинаделены жизнью, другие – нет»; жизнью он называет «всякое питание, рост иупадок тела, имеющие основания в нем самом».
В вопросе о происхождениижизни Аристотель придерживался теории самопроизвольного зарождения. Не тольконасекомые, но и такие животные, как рыбы, моллюски, черви и т. п., могут, поего мнению, возникать из морского ила и гниющего вещества. Остальные жеживотные возникают из семени животных одного с ними вида. Благодаря авторитету Аристотелямысль о самопроизвольном зарождении простейших животных привилась и настолькоукоренилась в науке, что биологам даже в прошлом веке приходилось доказывать наопытах, что жизнь всегда происходит из яйца.КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ
В биологии Аристотельявляется отцом зоологии, а не ботаники (отцом которой был Теофраст). В биологических(точнее – зоологических) работах Аристотеля упомянуто и описано более пятисотвидов животных – цифра для того времени громадная. Аристотелю принадлежитпервая в истории науки классификация и систематизация животных. ПСИХОЛОГИЯ
Психология Аристотеля (аему принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе», такчто Аристотеля можно считать и родоначальником психологии) занимает вмировоззрении этого великого мыслителя, в сущности, центральное место,поскольку душа, по представлению Стагирита, связана, с одной стороны, с материей,а с другой – с Богом. Поэтому психология – и часть физики, и часть теологии(первой философии, метафизики). По своему предмету психология (в своейфизической части) совпадает с биологией. Обе науки изучают живое, но биологияизучает его в аспекте формальной и материальной причин, а психология – целевой идвижущей, а это и есть душа.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДУШИ
В трактате «О душе»Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных.Он говорит, что «душа необходимо есть сущность в смысле формы естественноготела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия;стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехияестественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа же есть сутьбытия и формы (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела,которое в самом себе имеет место начало движения и покоя». Согласно Нуйенсу, Аристотельв вопросе о взаимоотношении тела, души и ума прошел три этапа, которыеприходятся соответственно на три периода деятельности философа (см. выше).Сначала Аристотель учил, что ум присущ телу, как бессмертное смертному. Затемчто душа есть жизненная сила, которая находится в теле и связана с ним особыморганом, и что она присуща всем живым существам (именно в этот период Аристотельсоздает свои биологические труды), однако ум он начинает отделять от души.Наконец, Аристотель истолковывает душу как энтелехию тела; такая душа небессмертна, она возникает и погибает вместе с телом, зато ум (нус) совершенноотделяется от души, как нематериальный и бессмертный./>/>Гносеология, логика, наукоучение
Специальных работ погносеологии у Аристотеля нет. Но о познании он говорит везде: и вметафизических, и в физических, и в психологических, и в логических своихсочинениях, и даже в трудах, посвященных этике и политике.РОЛЬ АРИСТОТЕЛЯ В ЛОГИКЕ
Аристотель – отец л/>огики как систематизированной науки о мышлении и его законах. Он опиралсяна Демокрита, Платона и других древнегреческих философов, но никто из них несоздал науки о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Сам Аристотельназывал свою науку о мышлении аналитикой, и его главные логические работыназываются «Первая аналитика» и «Вторая аналитика». Мыслитель также употреблялслово «анализ», понимая под этим разложение сложного на простое вплоть до далеенеразложимых первоначал или аксиом. Однако логика для Аристотеля – несамостоятельная наука, а инструмент наук. Это и дало основание позднимкомментаторам Аристотеля назвать совокупность его логических работ «Органоном»,то есть орудием – орудием всякого знания. «Органон» включает в себя шесть работ– «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика»,«Топика», «О софистических опровержениях». Главными составными частями «Органона»являются «Первая аналитика», где открывается и исследуется силлогическая формарассуждения и вывода, и «Вторая аналитика», где говорится о доказательстве иего началах.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Уже Платон заметилпсихологический аспект проблемы возникновения философии.  Согласно ему,«изумление… есть начало философии». Эту мысль далее развивает Аристотель. Людиначали философствовать, по его мнению, избегая незнания. Но для этого надо былоэто незнание осознать. А на это осознание их наталкивает чувство изумления.Поэтому-то и можно говорить, что философия возникла благодаря удивлению исуществует она потому, что все еще рождаются способные удивляться люди. «Вследствиеудивления и теперь, и впервые начали философствовать», — говорит Аристотель. Нона этом он не останавливается. Само по себе удивление еще не творит философию.Миф тоже слагается из удивительного, поэтому человек, любящий мифы, в некоторомсмысле «философ». Но если миф кончается удивлением, то философия с него начинается:она снимает удивление, открывая причины удивительного, после чего оказывается,что ничего удивительного нет, и было бы удивительно, если бы дело обстоялонаоборот./>/>Политика
Политические взглядыАристотеля изложены в «Политике», примыкающей к его «Этике». Обе работысоставляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говоритуже в «Этике». В «Политике» же он опять возвращается к вопросу о добродетелях ирассматривает нравственные задачи политики и государства. Политику Аристотелянельзя понять без учета того, что она подчинена этике.ЦЕЛЬ ПОЛИТИКИ
Сущность политикиАристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая –воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделатьих людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики – благо, притомсправедливое, то есть общее благо».ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Аристотель подчеркивает,что понятие государства определяется разнообразно и что существует много формгосударства с различными политическими устройствами. «Политика» Аристотеля начинаетсясловами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития». Нообщежитие – это род, государство лишь один, хотя и главный, вид общежития; «государствоесть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством».ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО,СОСТАВ ГОСУДАРСТВА
«Политическое устройствоесть тот порядок, который лежит в основании распределения государственныхвластей и определяет собою как верховную власть в государстве, так и норму всякогов нем общежития». Аристотель различает в политическом устройстве три части:законодательную власть, административную и судебную.
Государство состоит из разныхлюдей, знатоков своего дела, ибо «один человек наилучшим образом можетисполнить только одно дело». Далее государство состоит из семей, которые такжеразличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благородныхи неблагородных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных ирабов (но рабы не часть государства). Государство состоит из граждан, оно естьничто иное, как масса граждан. Аристотель определяет гражданина как того, ктоучаствует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Кроме того,граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане – это те, комудоступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая.КРИТИКА ИДЕАЛЬНОГОГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА
В отличие от ПлатонаАристотель различает идеальную, «абсолютно наилучшую», форму государственногоустройства и «ту, которая возможна в действительности, которая более удобна иболее общая для всех государств». Аристотелева критика социально-этическогоидеала Платона касается как частных, так и принципиальных вопросов. Аристотельусматривает много затруднений в осуществлении замысла Платона о передачеспособных детей землевладельцев и ремесленников в среду воинов, а тем более неспособных детей воинов – в среду третьего сословия и т. д. Принципиальные же возражениясводились к трем:
1)    Платон переступил пределы должногоединства, стремясь упразднить всякое многообразие. Но для государства требуетсяне единство как таковое, но единство в многообразии, причем «единство менеесжатое предпочтительнее единства более сжатого».
2)    У Платона благо целого непредполагает блага частей, а, напротив, в целях блага государства он отнимает усвоих воинов счастье, но «если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив?Это, конечно, не ремесленники и не вся эта масса рабов».
3)    В отличие от Платона, который видел вчастной собственности источник общественного зла, Аристотель – апологет частнойсобственности; он критикует Платона за то, что тот думал достичь совершенногогосударства путем отмены последней. Аристотель подчеркивает, что «одна мысль особственности доставляет несказанное удовольствие», отмена же ее ничего недаст, так как «общее дело все сваливают друг на друга» и «об общем для всехкаждый заботится очень мало». Согласно Аристотелю, источник общественного зла –не столько собственность, сколько беспредельность желаний человека и егоалчность, причем последняя направлена также и на почести, поэтому «нужно болеезаботиться о том, чтобы уравнять желания граждан, нежели их имущества».
Итак, делает выводАристотель, «все мысли Платона, хотя чрезвычайно изысканы и остроумны,оригинальны и глубоки, но при всем том трудно сказать, чтобы были верны»; тоесть платоновский идеал невозможен.Заключение
Маркс называл Аристотеля«Александром Македонским греческой философии…». Это сравнение имеет глубокийисторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широкихобобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему подсвоей властью весь античный мир. Научная деятельность Аристотеля охватила всеобласти античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. ТрудыАристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевскойфилософии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательныйматериал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубинапостановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеляодним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Всеобласти знания, с которыми соприкасался Аристотель, — политика, этика,эстетика, натурфилософия, логика, теория познания, метафизика – получили благодарядеятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему вмногообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытияиз одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи ивзаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самуювсеобъемлющую голову среди греческих философов.
Списокиспользованной литературы
1.   «История философии» в 7-ми томах под редакцией Г.Ф. Александрова и др.Том 1, Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940 г.
2.   З.Г. Антипенко.  «Диалектика истины и красоты в философском наследииПлатона и Аристотеля». Москва, АН СССР, 1983 г.
3.   А. С. Богомолов «Античная философия». Москва: МГУ, 1985 г.
4.   В.Г. Афанасьев «Основы философских знаний». Москва, «Мысль», 1987 г.
5.   П.В. Алексеев, А.В.Панин «Философия: Учебник для ВУЗов». Москва, «ТЕИС», 1996 г.
6.    «История философии в краткомизложении». Москва, «Мысль», 1995 г.
7.    А.А. Радугин «Философия: Курс лекций».Москва, «Центр», 1998 г.
8.   А.Г. Спиркин «Основыфилософии: Учебное пособие для вузов». Москва, Политиздат, 1988 г.
9.    «Философскийсловарь» под редакцией И.Т. Фролова. Москва, Политиздат, 1986 г.
10. В.Ф. Асмус и др. «Краткийкурс истории философии». Москва, «Мысль», 1976 г.
11. А. Н. Чанышев. «Аристотель». Москва, «Мысль», 1981 г.
12. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Москва, «Мысль», 1983 г.
13. Краткая философская энциклопедия. Москва, «Прогресс», 1994г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Локальные сети на основе коммутаторов
Реферат Маркетинговые исследования на предприятии ОАО "Алексеевская керамика"
Реферат Особо охраняемые территории Карельского перешейка на примере Юнтоловского регионального комплексного
Реферат Стили поведения в ситуациях разногласия
Реферат Характеристика и виды прыжков
Реферат Fuseli, Henry
Реферат Любимая героиня Толстого 2
Реферат Dyslexia Essay Research Paper DyslexiaGeneral informationImagine if
Реферат Реализация и анализ цифрового фильтра с конечной импульсной характеристикой
Реферат Школа софістів: уявлення про державу і право
Реферат Разработка главного бюджета организации
Реферат Особенности положения и оказание социально-педагогической помощи женщинам в учреждениях социально – культурной сферы.
Реферат Язык предметных рубрик: состав и области применения
Реферат The Reality Of The Myth Of Education
Реферат Влияние хозяйственных операций на баланс. Четыре типа хозяйственных операций