Реферат по предмету "Философия"


"Открытое общество и его враги" Карла Поппера

Реферат
По философииполитики
На тему:
«Открытоеобщество и его враги» Карла Поппера
Выполнила:
Морева Ольга
Принял:
Обиджанов А.С.
Ташкент 2011

Карл Поппер считаетсяодним из крупных представителей философии постпозитивизма. В центре вниманияКарла Поппера лежат проблемы общественного развития и истории философии. Его основноепроизведение называется «Открытое общество и его враги». В этом произведенииПоппер анализирует основные периоды развития античного общества, а именногреческую демократию.
Наряду с этим Попперанализирует взгляды античных философов о государстве. Наиболее древнеедемократическое общество, по мнению Карла Поппера, появляется в Афинах, этобыла рабовладельческая форма античной демократии.
Античная демократиявозникла и развивалась в борьбе против древнегреческого демократическогоправления. Во главе аристократической формы правления находилсяпривилегированный класс греческого полиса, а именно рабовладельческаяаристократия. Защитниками этой аристократической формы правления были такиевыдающиеся философы как Гераклит и Платон. Поппер анализирует взгляды этихвыдающихся философов об обществе и государстве. Он критикует взгляды Гераклитаоб общественном развитии как процессе непрогрессивном, а регрессивном. Помнению Гераклита, мир красоты и гармонии является вечным миром, который неподлежит изменению это не тленный не приходящий мир. В то время как нашматериальный мир не является тленным приходящим изменчивым. Именно поэтому нашземной мир не является идеальным гармоничным миром. По мнению Гераклита вотличие от земного мира мир красоты является миром божественного логоса. Законыземного мира являются всего лишь отражением божественного логоса, поэтому онитекучи и изменчивы.
Поппер считал Гераклитанаиболее ранним противником демократического общества, основоположником теории«избранных и посвященных». По мнению Гераклита, эти посвященные люди кореннымобразом отличаются от всего остального народа благодаря своей врожденнойпрозорливостью, проницательностью и интуицией. Эти посвященные люди правильнообъясняют исторические события, могут оказывать влияние на них, но, однакообыденная масса людей не принимают и пытаются изгнать из своих рядов. Народноймассой управляют люди корыстные, расчетливые, которых Гераклит называлплутократами и демагогами. Такие люди, по мнению Гераклита на народныхсобраниях много и красиво говорят о нуждах народа, но на самом деле онипреследуют свои личные, корыстные интересы. Поппер называет интуицию Гераклитамистикой, а его учения обвиняет в иррационализме.
Взгляды Гераклита былипродолжены выдающимся Афинским философом Платоном, который называл мир красотыи гармонии миром вечных и неизменных идей. Мир вечных идей Платонпротивопоставляет изменчивому миру вещей. Вечные идеи обладают божественнойсущностью. Поппер утверждает, что мир идей Платона не подвижен, однако как мы знаемэти мысли были характерны для первого периода творчества Платона. Как пишетАстмус в книге «Античная философия» во второй период своего творчества Платонсчитал, что в мире идей происходит самосовершенствование идей, ихдиалектические изменения.
В своих диалогах «Пир»,«Тимей», «Федон» Платон рисует перед нами космогоническую картину мира, носящуюпифагорейский характер. Космогоническое учение Платона очень похоже на учениеГераклита. В обоих учениях в центре внимания находится вечно живой мерами воспламеняющийсяи мерами потухающий огонь. И Платон, и Гераклит рассматривали огонь и как физическийпроцесс. А как духовную психическую силу, лежащую в основе всего мироздания.Поэтому у них огонь является символом вечной жизни.
Поппер критикуетобщественно-политические взгляды Платона. Как отмечает Поппер, идеальнымобществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарнойформе правления. Вместе с тем Поппер критикует идею коллективизма и социальнойсправедливости, занимающие центральное место в общественно-политическом ученииПлатона. «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности» — пишет Поппер, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересыинтересам коллектива». По мнению Поппера, коллектив препятствует реализациитворческих возможностей личности. Как отмечает Поппер поведение личности видеальном обществе Платона регламентирована руководящими директивамиправительства. Личность должна подчиниться приказам руководителя. Как отмечает Поппер,такое рабское поведение оправдывается Платоном, потому что люди изначальноделятся на исполнителей и руководителей. Именно это духовное неравенство людейявляется главной причиной разделения общества на различные социальные слои иклассы. В силу своего более высокого духовного развития высшие классы обществадолжны управлять, а низшие подчиняться им потому что в духовном отношениистоят на более низком уровне. Именно такое классовое устройство приводит, помнению Платона к идеальному обществу. Если государство будет совершенствоваться,то толпа также будет развивать свое сознание.
Правители государства должны,по мнению Платона, избираться в соответствии с их мудростью, духовнойзрелостью, благородством, то есть они должны обладать необходимыми качествами.Правителями идеального общество Платона являются мудрецы, философы.
Как считал Поппер всвоем общественно-политическом учении, Платон пытается, объединит такие двеполярные силы как патриархальный строй и государство. Образцом такого обществаво времена Платона считалось Спартанское общество. Анализируя эти полярные силыПоппер отмечает что в недрах древнего общества рождалось и развивалосьпринципиально иное общественное устройство. Это новое общественное устройство Попперназывает демократическим обществом и считает, что оно в полной мере развилось ипроявилось в современном западном мире.
Греческие Афиныявляются образцом демократии древнего мира. В Афинском демократическом полюсе Поппервидит процесс развития, и возникновения индивидуализма не отрицает альтруизмане являясь синонимом эгоизма. Поппер пытается доказать что при правлении Периклаи других руководителей афинской демократии были осуществлены гуманныеполитические реформы.
Демократия означаетравенство всех перед законом, следовательно, демократия защищает равные прававсех граждан. Такое равенство не вытекает из естественного состояния человека,оно является результатом равенства всех перед законом. При демократическомустройстве общества каждый гражданин имеет права выбирать правительство и правосамому быть избранным в состав правительства. Именно это демократическое право отличает,по мнению Поппера, отличает современное демократическое общество от идеальногообщества Платона. В идеальном обществе Платона представители одного класса немогут перейти в другой класс. В то время как в демократическом обществе, помнению Поппера, каждый гражданин имеет право заниматься свободнойдеятельностью.
Государство защищаетправо частной собственности на ряду с этим демократическая форма государствазащищает права граждан. таким образом демократическое государство имеет своюдлительную историю оно начало развиваться с античных времен, и прошло периодысредневековья, ренессанса, нового времени и завершается в наши дни. Таким образом,через анализ взглядов Платона, по мнению Поппера, мы имеем представление онаиболее раннем тоталитарном обществе. Коммунистическое государство такжеявляется тоталитарной формой правления, но Поппер придает коммунистическойформе правления более широкий смысл. Поппер видит элементы тоталитаризма такжев христианской истории, например средневековое христианстве с его инквизициейтакже представляла собой образец тоталитаризма. Инквизиция представляла инакомыслящих,подвергала их пыткам и сжигала на кострах.
Свободомыслие являетсяодним из основных принципов современных западных демократических государств.Что представляет собой свобода мыслей? По мнению Поппера, свободомыслие этоесть правильное логическое мышление. Поппер считает, что весь западныйдемократический мир основан на правильном логическом мышлении. Основнымипринципами западной демократии являются рациональные принципы.
Что понимается подпринципом рациональности? Принцип рациональности это – принцип правильногологического мышления. Будучи представителем неопозитивизма, Поппер, конечно,ратовал за этот принцип правильного логического мышления и широко использовал всвоих кругах критический метод.
Занимая позициюлогического позитивизма, Поппер поднимает логические взгляды Аристотеля. Для Попперане имеет никакого значения вера и мировоззрение человека он ставит во главусвоих рассуждений только принципы логического мышления. Именно поэтому Попперкритически относится к понятию «интуиция» считает, что интуиция выходит зарамки логического мышления представляет нечто необъяснимое неподдающеесялогики.
Аристотель признаетсуществование первоначал. Эти интуитивные первоначала не требуют логическихдоказательств они представляют собой врожденные первичные знания. Именно поэтомуэти врожденные первичные знания, не нуждаются ни в каком обосновании и анализе.По мнению Аристотеля, эти врожденные знания нельзя подвергать сомнению они принимаютсяна веру. Именно поэтому вера в эти первичные знания предшествуют логическомумышлению. С древнейших времен интуиция являлась неотъемлемой частью человеческихзнаний. Интуиция всегда рассматривалась как божественное знание, которое ненуждается в доказательстве и не подлежит сомнению.
Поппер критикуетинтуитивное и иррациональное знание. Он считает учение Платона о государствеиррациональным. Платон игнорирует интересы индивидуума, он подчиняет ихинтересам коллектива. Как пишет Поппер, Платон считал, что справедливость естьосновной принцип государства.
Платон считал, что вкастовом обществе переход из одной касты в другую из одной социальной прослойкив другую приводит к нарушению принципа справедливости. С точки зрения Платона то,что соответствует интересам государства, является справедливым, а то, что несоответствует интересам государства не справедливым. Такую трактовку принципасправедливости Поппер считает тоталитаристской. Поппер отождествляет принципколлективности и тоталитаризма. По мнению Поппера, альтруизм и гуманизм несвязаны с принципом коллективности, а они вытекают из природы индивидуума исвязаны с индивидуальностью человека. Поппер обвиняет Платона в том что онпротивопоставляет общество личности. Коллектив индивидууму. Поппер в противовесПлатону выдвигает свое учение об открытом обществе.
Что представляет собойоткрытое общество? Поппер считает отрытое общество демократическим обществом.Такое общество основано на принципах индивидуализма. Ему противостоит закрытоеобщество. Платон утверждал, что распад матриархального общества гибель егоценностей привели к духовному кризису, что стало причиной общественныхкатаклизмов. Чтобы предотвратить смягчить эти катаклизмы Платон разработал своютеорию «идеального общества». Однако, по мнению Поппера данное учение Платонаоб обществе является учением закрытого общества.
Поппер учение Платонаоб идеальном обществе связывал с принципом историцизма по его мнению принциписторицизма объясняет все явления и события исходя хода исторических событий исущность явлений объясняет различными историческими периодами их особенностями.Поппер анализирует теорию стоимости карла Маркса и показывает, что она связанас этическими принципами. Рассуждая об учении, карла Маркса Поппер считает Марксапророком рабочего класса. Рассматривая общественно-политические взгляды Маркса,Поппер рассматривает проблему общества и личности. Процесс совершенствованияличности во многом зависит от общества семьи окружающего коллектива. Индивидуумявляется результатом общественной природной среды (по мнению Поппера).Рассуждая о личности, Поппер приводит в пример Бетховена. Он был выдающимсямузыкантом не смотря на то, что был глухим. Его выдающиеся музыкальныеспособности Поппер объясняет в первую очередь влиянием семьи музыкальногообразования и природными способностями. Приводя этот пример, Поппер пытаетсяоткрыть секрет гениальности человека. Гениальность — это есть рождение новогопо Попперу. Рождение нового нельзя объяснить чисто логическими средствами. Этопризнавали сторонники логического позитивизма. По моему мнению, рождение новогосвязанно с интуицией человека. Например, выдающийся математик и философ АнриПуанкаре говорил, что ни одна новая математическая идея не рождается на базестарых математических идей. По мнению Пуанкаре, рождение нового это всегда естьчисто интуитивный процесс, который не может быть ограничен и обоснованкакими-либо логическими объяснениями. Также как и Пуанкаре, я считаю, чтопричины рождения нового является особая природная одаренность человека, которуюмы называем интуицией. Таким образом, приведенный ранее пример Бетховеном яобъясняю иначе, нежели Поппер. Не смотря на то, что Бетховен был глухим, у негобыл внутренний музыкальный слух также как и Пифагор Бетховен слышал гармониюнебесных сфер и отразил ее в своей музыке. Причиной гениальности Бетховенаявляется наличие интуиции. Влияние семьи окружающей среды и музыкального образования,на мой взгляд, для творческой личности является второстепенными.1
Поппер в своей книгеоткрытое общество и его враги дает характеристику рационализма ииррационализма. Что понимал Поппер под рационализмом? Поскольку термины «разуми рационализм» расплывчаты, необходимо пояснить в каком смысле я употребляю этитермины. Во – первых необходимо отметить что я использую их в весьма широкомсмысле: – для обозначения не только интеллектуальной деятельности но такженаблюдений и экспериментов.… Во вторых я использую термин «рационализм» длятого чтобы обозначить в общих чертах подход который стремиться разрешить какможно больше проблем обращаясь скорее к разуму чем к эмоциям и страстям». 2[1]
Давая более развернутоеопределение рационализма Поппер распространяет его также на взаимоотношениямежду людьми «я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиямимы можем постепенно приближаться к истине».3 По мнению Поппера такоепонимание рационализма помогает людям лучше понимать друг друга и найтикомпромиссное решение проблемы. Компромисс согласие не возможно без помощиразума. С помощью любви невозможно прийти к согласию и пониманию. В любви, мызабываем о своих интересах? жертвуя ими ради интересов любимого человека. Втаком случае согласии понимания не достигается, потому что не учитываютсяинтересы обеих любящих сторон. Например, «Том любит театр. Дик любит танцы. Томлюбя настаивает на решении пойти на танцы, а дик ради тома хочет пойти в театр.Этот конфликт не может быть разрешен любовью, и он скорее будет тем сильнее, чембольше любовь. Из него существуют только два выхода. Один состоит, чтобыиспользовать эмоции и, в конечном счете, насилие, а другой – в использованииразума беспристрастности разумного компромисса».4 Таким образом,Поппер считает, что любовь не позволяет людям прийти к взаимному компромиссу, врезультате чего любовь постепенно перерастает в ненависть.
Это рассуждение Попперая считаю не правильным. Человек, который по-настоящему любит, способен понятьдругого человека. Если люди взаимно любят друг друга, то они пойму, друг другаи придут к компромиссному решению. Тогда, на мой взгляд, Том с Диком сначалапойдут в театр, а потом на танцы. Хотя сам этот пример мне кажется, оченьплоским и доказывает, что Поппер сам никого не любил. Поппер видимо не понимаетразницы между истинной любовью и преходящей страстью. Настоящая любовь даетвозможность понять любимого человека, а страсть, на мой взгляд, глубокоэгоистичное чувство, которое не выдерживает трудностей и испытаний.
Как Поппер определяетпонятие иррационализма? « иррационализм настаивает на том что не столько разумсколько чувства и страсти являются основной движущей силой человеческих [2]действий»5По моему мнению чувства имеют очень широкий спектр. Те методы, которые Поппервыше охарактеризовал как рациональные, а именно наблюдение и эксперимент такжеопираются на человеческие чувства и ощущения. Как нам известно, первой ступеньюразумного познания мира является именно чувственное познание, а оно не возможнобез человеческих ощущений восприятий и чувств. Поэтому, на мой взгляд, характеристика,которую Поппер дает иррационализму, очень поверхностна и ошибочна. Из курсаистории восточной философии мы знаем, что такая древняя философская система какиндийская философия основана на иррациональных принципах и здесь иррационализмпонимается ни как человеческие страсти и чувства, а как философско-религиозноемистическое мировоззрение, в основе которого лежит вера в одухотворенностьвсего бытия вера в то, что каждое живое существо, в том числе и человек,наделены божественной душой. Иррациональная философия направляет вниманиечеловека не на поверхностные физические страсти, а на внутренний мир человекана сложную гамму его внутренних психических состояний. Иррационализм ищет пути,и средства для очищения этих психических состояний для успокоения души человекаи просветления разума. Все виды современного эзотерического знания произошли отиндийской философии от ее иррациональных принципов и начал.
Поппер видит толькоинтеллектуальную форму философского размышления. Поэтому он причисляетфилософии к разряду наук и считает ее формой свободомыслия. Например, Поппер, рассматриваязнаменитые утверждения Сократа «познай себя самого» считает его чистоинтеллектуальным утверждением. Он не обращает внимание на утверждения Сократа очеловеческом духе, который Сократ он называл «гением». Поппер связываетиррационалистические представления только с психологизмом и не видит, чтоиррационализм есть не что иное как пантеизм. Например, в учении Пифагора мы видим,что человеческое мышление интеллект с помощью интуиции соединяется сбожественным духом. В философской системе Пифагора элементы рационализмасоединяются с иррационализмом. Подобную связь рационализма и иррационализмаразума и интуиции мы видим в 20 веке в интуитивиской философии Анри Бергсона. Даваявысокую оценку развитию науки и интеллекта, он считал, что они должны выполнятьвспомогательную функцию в отношении интуиции. По мнению Бергсона интеллект иинтуиции дополняя друг друга дают мощный импульс для развития творческийспособностей человека.
В данном реферате я рассмотрелатолько некоторые стороны историко-философской концепции Поппера. Я обратиласвое внимание на критику Поппером философского и политического учения Платона, атакже на то, на мой взгляд, ограниченное понимание которое Поппер дал иррационализму.Не отрицая роль и значение человеческого мышления и интеллекта, я считаю, чтобез поддержки интуиции и любви мы никогда не научимся понимать друг друганаходить правильные решения из сложных проблем. Невозможно построит истиннооткрытое общество, если делить людей на своих и чужих на друзей и врагов.Невозможно быть по настоящему открытым миру и радости, если руководствоватьсятолько черствым эгоистичным умом, ошибки которого должна исправлять очищать, анаполнять светом наша вера любовь и надежда, а все это и есть для меняинтуиция.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.