Реферат по предмету "Педагогика"


Краеведение в школе

Детство – каждодневное открытие мира,
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
 и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
 
Меняютсявремена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви,свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – выраститьздоровых и высоконравственных детей.
Воспитание вшколе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобыобеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости егоиндивидуальности.
В последниегоды особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейшихобщественных задач становится нравственно-патриотическое воспитаниеподрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствуетвоспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественногосознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».
Знание своегокрая, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в егопреобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великогомира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

 1.КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЗМА
 
 Патриотизм являетсяодним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольномвозрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
— содержательныйкомпонент — овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений ипонятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни советскогонарода, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
— эмоционально-побудительныйкомпонент — переживание личностью положительного эмоциональногоотношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру (любви к родному городу(селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения кисторическому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви кродному языку, природе родного края), проявление интереса к этим сведениям,потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественнополезном труде;
— деятельныйкомпонент — реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний вдеятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовностьвыполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественномуимуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности),наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечиваетдейственное отношение к окружающему.

2. Работа воспитателя детского сада по формированию началпатриотизма у старших дошкольников
 
Правильнаяорганизация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана,прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностейдетей этого возраста.
Ребёнокдошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуютнад всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качествемотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему. Отличительнойособенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширениеобласти явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этоговозраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала вчувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.
Важноезначение, в процессе формирования у дошкольников любви к Родине, имеет тотфакт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возрастаприобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возрастаспособны проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитаниидошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых кдействительности. От богатства проявлений чувств взрослых, зависитэмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
В старшемдошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире,которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями вумственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамкинепосредственно воспринимаемого. Однако самостоятельно ребёнок дошкольноговозраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только подруководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить системузнаний на основе понимания естественных, действительно существующих вокружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Дляэтого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическомупринципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы статьосновой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такойсистемы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний иусвоения их детьми.
У детейстаршего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценныепредставления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность канализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённымпризнакам.
Удошкольников формируются познавательные интересы — избирательная направленностьличности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить передсобой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходитпереход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутреннейстороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления,о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.
У детейстаршего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний оявлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательногоотношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этомуспособствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире удошкольников.
 В дошкольномвозрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношенияк Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делатьнужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственноотноситься к порученному делу, бережно обращаться с природой.
Одной изсущественных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, чтов этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основескладываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-тонужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение длявоспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальныхмотивов деятельности является основой формирования нравственных качествличности, приводит к изменению содержания чувств.
Последниеначинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личныхпотребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация трудадетей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективностидеятельности детей.
Важнейшимнаправлением работы воспитателя детского сада является систематическая,целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с роднойстраной. При отборе содержания знаний важно исходить из учёта требованийнаучности, доступности, возрастных возможностей детей, логическойпоследовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а такжеинтереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученныхзнаний в деятельности дошкольников.
3.Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Важнымпринципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возрастаявляется краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьмиблизкого, доступного им материала. Использование в работе с детьмикраеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, ихконкретно-образному, наглядному мышлению.
Основнымизадачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению старших дошкольниковс родной страной, являются:
— расширениеи углубление представлений и понятий детей о Родине;
— воспитаниечувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости засвой народ, его историю, культуру;
— развитиеинтереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-положительного отношения к окружающему;
— формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.
Основнымиформами ознакомления детей старшего дошкольного возраста с явлениямиобщественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия.Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлениидошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяетсяне только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться сгородом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведенияконкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания ореспублике и стране.
Занятия вформе игры — одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересныдошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий детидействуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, чтознания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми втворческие игры.
Системаработы по патриотическому воспитанию старших дошкольников обусловливаетнеобходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования уних предпосылок для активного отношения к окружающему миру.
С цельюсоздания единой системы патриотического воспитания детей старшего дошкольноговозраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможностиизобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительнойдеятельности в патриотическом воспитании детей определяется возможностями её вусилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе созданиярисунка.
Приознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом переходаот простого, близкого к более далёкому, сложному (труд сотрудников детского сада,родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города,края, других республик).
Патриотическое воспитаниеучащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степныхтрав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Неслучайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовалпредмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».
В толковом словаре В.И.Даля: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических ит. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучениесвоей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественноместными школами».
Без комплексного,всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможноформирование человека культуры.
Школьноекраеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейшийфактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающегопоколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себезанятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы:географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Географическоекраеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные истепные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафтаи морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животныймир, ручьи и родники.
Объектом художественногокраеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественныеремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву,искусство танца и т. п.
Предметом вниманиякраеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий,выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений,население
В педагогической наукецелью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тотили иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этотписатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Основными источникамикраеведческой информации являются:
• периодическая печать(газеты, журналы, альманахи);
• художественнаялитература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверноотражает действительность);
•архивные фонды;
•фонды музеев;
•всякого рода планы икарты;
•материальные следыкультуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
• материалы статистики;
• устные свидетельствастарожилов. Основные принципы краеведческой работы:
• системный подход;
• предельнаядостоверность фактов;
• синхронность отдельныхнаправлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматриватьисторического контекста).
Формы краеведческойработы — урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа)и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание вшкольных музеях). Внеурочная краеведческая работа — это поисковые экспедиции,туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы,олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).
Конечным результатомсерьезной краеведческой работы является школьный музей.
Качество и объемкраеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многомопределяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относиться кработе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразупочувствуют казенный привкус в общении.
4.Патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотизм, по мнениюметодистов, есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не тольков его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельнойсопричастности с его природой.
Для воспитанияпатриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор,народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка,многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды итрадиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, чтосоставляет стержень национального характера. Вначале эта работа может осуществлятьсяна уроках, потом через фольклорный кружок, через факультативы по эстетике.
Единство требованийучителей в области патриотического воспитания учащихся находит свое конкретноевыражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешноерешение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни,учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным факторомвоспитания дисциплинированности у учащихся. Если не будет достигнуто единствотребований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержаниеучебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей.Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда, преждевсего, сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не можетбыть мелочей, все — «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, какпрошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, вкаком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к урокуи т. д.
Правильный режимопределяет деловитость коллектива, четкость его рабочего ритма, воспитываеткультуру умственного и физического труда. Повышая уровень требовательности квоспитанникам, он оказывает положительное воздействие на их эмоциональнуюсферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.
Если в школе не будетсоздано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина науроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решитьобщеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе патриотическоговоспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практикапоказывает, что только целенаправленная работа в семье, живое родительскоеобщение с детьми с учётом их возраста помогают воспитывать у сыновей и дочерейчувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы иискусства. Дедушки и бабушки, отцы и матери силу воздействия этих произведенийвидят в том, чтобы показывать детям и внукам любовь к Родине и убеждённость,мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные,духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места роднойприроды в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас вличном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодарямероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, взависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараютсясделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. Конечно,в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Норассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях исобытиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И еслиребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то сбольшей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Вначальной школе патриотическое воспитание можно начать с внеклассных мероприятий.Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частьювсей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержаниюи по методам реализации, будет усложняться от класса к классу.
Краеведениеучит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает ихинтересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурныйуровень. Это самый массовый вид науки. Д. С. Лихачев


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.