Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климато-географических условиях

Профессор, кандидат медицинских наук В.А. Нестеров
Хабаровский государственный институт физическойкультуры, Хабаровск
Проблемаэтапности развития физических качеств человека имеет не только фундаментальноенаучно-теоретическое значение в плане изучения онтогенетических закономерностей,но и практическое применение для программирования двигательной деятельностирастущего организма с учетом всей гаммы воздействия на него внешней среды.
Известно,что периоды возрастного снижения темпов развития физических качеств являютсямалоблагоприятными для избирательно направленного развития соответствующихфизических качеств независимо от возраста школьников. Совмещение же во времениакцентированных воздействий с периодами ускоренного развития физических качествпозволяет существенно повысить темпы их роста, причем значительнее, чем вышеонтогенетические темпы возрастного развития физических качеств школьников (З.И.Кузнецова, 1972; А.А. Гужаловский, 1979).
Междутем остается открытым ряд вопросов: всегда ли большой эффект педагогическихвоздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренногоразвития тех или иных двигательных способностей; совпадают ли представления осенситивных или критических периодах развития одинаковых двигательныхспособностей, полученных с помощью разных исследовательских (инструментальных, педагогических)методов и разными авторами или нет; изменяется ли картина сенситивных периодовв зависимости от региональных особенностей и таких факторов, как постановкафизического воспитания в разных классах и школах (В.И. Лях, 1990).
Широкомасштабныеисследования физической подготовленности школьников, проведенные в 80-90-хгодах сотрудниками Хабаровских институтов (физической культуры ипедагогического) позволило дать ответы на некоторые вопросы.
Анализданных тестирования физической подготовленности школьников средних школ, проведенногов разное время, в различных климато-географических районах Хабаровского края, сельскойи городской местности, в целом показал, что наряду с некоторымизакономерностями по развитию физических качеств детей в онтогенетическом плане,полученными в работах ряда исследователей [1, 2, 3, 6], имеются особенности, связанныес местом проживания детей (степень урбанизации, климато-географическиеособенности).
Посколькуисследования проводились по единой методике тестирования физическойподготовленности из государственного стандарта по предмету «физическаякультура», стала возможной сравнительная характеристика динамикипоказателей физической подготовленности детей различного возраста, проживающихв разных климато-географических условиях Хабаровского края, являющегосясвоеобразным эталоном экономико-географических и физико-географическихпроцессов, свойственных Дальневосточному экономическому региону в целом.
Обработкарезультатов исследований с помощью пакета программ обработки баз данных Excel 7,0 позволила графически представить не только разницу абсолютных показателейпроявления физических качеств, но и степень их прироста в критические(сенситив-ные) периоды.
Быловыявлено, что наряду с разницей абсолютных показателей, полученных у детей вразличные периоды наблюдения, а также в одно время, но в различныхклимато-географических условиях проживания [7, 8], могут заметно различаться вовремени и критические периоды прироста некоторых физических качеств.
Так,темпы прироста результатов в тесте «челночный бег» были разными умальчиков и девочек. Если у мальчиков наивысшие темпы прироста в 1985 г. были в 9-10 и 11-12 лет, а в 1993 г. соответственно в 10-11 лет, то у девочек в 1985 г. они наблюдались в 7-8 и 14-15 лет, а в 1993 г. — в 10-11 лет. Заметны различия и по другимтестам (см. таблицу).
Картинакритических периодов прироста различных физических качеств была неоднозначной угрупп школьников из различных мест наблюдения. Причем разница в критическихточках прироста наблюдалась и между детьми, живущими в городах и сельскойместности, но в одинаковой климатической зоне (г. Хабаровск, сельские районыюга Хабаровского края, г. Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский, Амурский районы),и между детьми, проживающими в городах, расположенных в различных климатическихзонах (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре).
Еслиговорить конкретно о тех или иных тестах, то можно отметить наибольшеесовпадение критических периодов в результатах теста «прыжок в длину сместа», отражающего скоростно-силовые способности. У девочек критическиеточки наибольшего прироста приходились на 8-11 лет, у мальчиков отмечены двапериода: 10-11 и 13-14 лет. По тесту на гибкость у девочек и мальчиков периоднаибольшего прироста показателей приходился на 10-11 лет и оказался самымвыраженным у жителей Хабаровска и южных сельских районов. По остальным тестамразброс критических периодов прироста был выраженным (иногда до 3-4 лет) как умальчиков, так и у девочек.
Необходимоотметить, что по отдельным физическим качествам отмечено совпадение некоторыхкритических периодов с полученными в исследованиях других авторов, по другимтакого совпадения не наблюдалось. Несомненно лишь то, что наряду с общимизакономерностями поступательного развития физических качеств детей имеются иособенности, связанные с условиями проживания испытуемых.
Критическиепериоды с наибольшими темпами прироста качества могут значительно варьировать впределах одного и того же возраста у детей, проживающих в сельской или
Критическиепериоды в развитии физических качеств у детей школьного возраста г. Хабаровска(в годах) Физические качества Мальчики Девочки 1985 1993 1985 1993 Скорость — координация 9-10, 11-12 10-11 7-8, 14-15 10-11 Гибкость 7-8 10-11 7-8, 13-14 10-11, 11-12 Скоростно-силовые 9-10, 11-12, 13-14 10-11, 13-14 9-10, 11-12 10-11 Выносливость 10-11, 13-14 7-8, 10-11, 14-15 11-12, 13-14 7-8, 11-12 Силовые 8-9, 11-12 7-8, 10-11, 13-14 9-10 7-8, 11-12
городскойместности одного и того же клима-то-географического района, а также в сходныхусловиях урбанизации, но в разных климато-географических районах. Организацияспециальной двигательной активности ребенка, во многом зависящая отклимато-географических условий (занятия на открытом воздухе, лыжная подготовка,плавание и т.д.), может оказать существенное влияние на развитие того или иногофизического качества.
Планированиеспециальной двигательной деятельности (годовые планы по физической культуре, основанныена базовой и вариативной частях программы по физическому воспитанию) должноосуществляться с учетом этапных особенностей развития физических качеств вонтогенезе и динамики развития качества в тех или иных климато-географическихусловиях с обязательной коррекцией физических нагрузок, исходя из приоритетовразвития того или иного качества ребенка в конкретных условиях его проживания.Такой подход к региональному физическому воспитанию детей формулируется намикак этапно-географический принцип [7].
Список литературы
1.Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего исреднего школьного возраста в связи с критическими периодами развитиядвигательной функции: Автореф. канд. дис. Омск, 1983. — 24 с.
2.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев:Здоров'я, 1987. — 223 с.
3.Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств ипроблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф.дис. М., 1979. — 26 с.
4.Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4-8-х классах. М.,1972. — 352 с.
5.Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей вшкольном возрасте //Теория и практика физической культуры, 1990, №3, с. 15-18.
6.Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитаниии спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теория и практикафизической культуры, 1995, №11, с. 6.
7.Нестеров В.А., Мызан Г.И., Чекулаев Н.Н. Особенности формирования физическогостатуса школьников в различных климато-географических условиях //Матер, регион.научн. конф., поев. 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.Хабаровск, 1995, с. 71-73.
8.Нестеров В.А., Чулков Е.Г., Осокина В.Ф. и др. Роль и место физической культурыв этапно-географической схеме комплексного совершенствования физическойподготовленности учащихся Дальнего Востока //Физическая культура и спорт какэлементы образа жизни и культуры детей в условиях социализма: Тез. докл.Всесоюзн. конф., посв. 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции.Красноярск, 1987, с. 85-86.
9.Чекулаев Н.Н., Мызан Г.И. Сенситивные периоды развития физических способностейшкольников Хабаровского края //Физическая культура и здоровье детей ДальнегоВостока. Хабаровск, 1996, с. 77-79.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.