Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Факторы и условия развития международного туризма в странах СНГ

Белорусский государственныйуниверситет
Исторический факультет
Кафедра музееведения
Реферат
Факторы иусловия развития международного туризма в странах СНГ
 
Подготовил:
студент 4 курса, 11 групы
Лебедев И.С.
Минск, 2010

ПЛАН
1.  ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯМЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА СТРАНАХ СНГ
1.1 Изменениесоциально-экономических и политических условий как фактор развитиямеждународного туризма
1.2 Современныетенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии
1.3 Международноесотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.      ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯРАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ СНГ
1.1 Изменение социально-экономических иполитических условий как фактор развития международного туризма
В первые годы после образованияСНГ в условиях общего экономического кризиса спрос на туристские услугисущественно снизился. Существующая сеть туристских учреждений в значительнойстепени нуждалась в реконструкции, повышении качества обслуживания. В общемобъеме предоставляемых услуг населению государств СНГ наметилась тенденция кснижению расходов на туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные услугив среднем на 0,3-0,5 %. Сократились межгосударственные поездки граждан СНГ сцелью отдыха, стали преобладать шоп-туры. После распада СССР только натерритории России более 10 000 объектов социального туризма фактически приостановилисвою деятельность. Туризм стал недоступен для основной массы населения странСодружества. Наибольшее количество поездок граждан СНГ вне стран Содружествабыло зарегистрировано в 1995 г. – 21,3 млн. человек. С тех пор их количествоснизилось почти в 2 раза. Причина этого – ухудшающееся экономическое положениебольшинства стран. В настоящее время страны СНГ занимают весьма скромное местона мировом рынке туристских услуг, на их долю приходится менее 2 % мировоготуристского потока.
Еще в 1990 г. СССРпринимал и обслуживал в год около 50 млн. туристов и более 300 млн.экскурсантов. В казну государства от этой отрасли ежегоднопоступала сумма, эквивалентная 16 млрд. долларов США.
В 1985 г. в СССР наодного туриста, отправляющегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Сегоднякартина иная, например, в России на 10 выезжающих приходится 1 внутреннийтурист. Для Республики Беларусь это соотношение – 1:20. Для сбалансированногоже туристского рынка в соответствии с рекомендациями Всемирной туристскойорганизации (ВТО) необходимо следующее оптимальное соотношение: 1 въездной – 1выездной – 4 внутренних туриста.
Схожие трудностииспытывают практически все страны Содружества. В аналитическом докладеИсполнительного Секретариата СНГ «О социально-экономическом положениигосударств – участников СНГ в 1998 г. и мерах по смягчению финансового кризиса»отмечалось, что туристская индустрия государств Содружества в новыхэкономических условиях развивается в основном без финансовой поддержки состороны государств и носит явно выраженный коммерческий характер.
Поступления отмеждународного туризма в СНГ в конце 1990-х гг. составляли лишь около 8 млрд.долларов США, что составляет примерно 4 % от поступлений в мире.
В конце 1990-х гг.прибытие иностранных туристов в государства СНГ составило около 18 млн. человек(в 1993 г. – 5,9 млн.). Больше всего граждан СНГ выезжало в такие страны, какБолгария, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Турция, Финляндия, Чехия и страныбывшей Югославии, Китай и США.
Однако в странахСодружества существует большой разброс данного показателя по странам. Лидеромтуризма СНГ в последнее время стала Украина. Туризм дает Украине 8,2 % ВНП и 25% поступлений в бюджет, 20 % экспортной выручки, обеспечивает 1,5 млн. рабочихмест. Однако и в этом государстве более чем достаточно проблем в секторетуризма. Главный центр украинского туризма – Крым – в условиях рынка сохранилпока многие свои традиционные недостатки: невысокую организацию транспорта ипитания, перебои с водоснабжением, низкий уровень санитарно-гигиеническогосостояния курортной зоны.

1.2    Современныетенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии
Одним из перспективныхнаправлений развития международного туризма для стран Содружества являетсяболее широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного,природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных встранах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.
В то же время анализразвития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынкепредлагается туристский продукт старого (советского) образца без учетанационального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижениюпотока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальнойбазы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенноотстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качестваобслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условияхреформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютныхсредств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабоеразвитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы поцеленаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороныгосударства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферыэкономики и др.
Следует отметить, чтотакая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилияпо развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов кмежгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процессаявилось определение задач по формированию единого туристского пространства сучетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры,маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранениянеобоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках СодружестваРешением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Советпо туризму государств – участников Содружества. За прошедшее время проведено 14заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихсявзаимодействия и решения возникающих проблем.
Советом разработаны ирекомендованы органам управления туризмом государств – участников Соглашенияосновные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближениясистем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации попроблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нуждтуризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия поразработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации вобласти туризма государств – участников Соглашения Совет по туризмуконцентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависитразвитие туризма государств Содружества:
· восстановлениеуправляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка ивнедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы,обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;
· формированиездоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление егораздробленности, привлечение иностранного капитала, формированиегосударственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся вгосударственной собственности;
· реформированиетуризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, созданиеконкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов,ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможеннымипроцедурами;
· активизациясотрудничества со Всемирной туристской организацией.
С 1992 г. членство в ВТОстала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 гна десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительныечлены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова,Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. – Армения и Украина. Интерес к вступлениюв ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членовв ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компанийи учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристическихагентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур,Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорскиекомпании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь – Казахстан»,«Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институттуризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан иУкраина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшееполитическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру навступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула РоссийскаяФедерация.
В Постоянной комиссии посоциальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принятмодельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламентыгосударств-участников для использования в национальных законодательствах.
Активно функционируетОбъединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрированМинистерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведенияи предприятия сферы туризма. Цель его создания – через координацию подготовкиспециалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождениюединого туристского пространства государств Содружества. Объединенныйуниверситет туризма СНГ создан на базе Российской международной академиитуризма – головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.
В настоящее время всостав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканскоеобъединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки ивысшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении,Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги(Латвия).
Однако проводимая врамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующейроли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскомусектору со стороны правительств стран – участников Содружества. Прошедшийпериод развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашенияприоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государстваявно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешитьвышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на многолет.
1.3    Международноесотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма
В настоящее времямеждународный туризм оказывает значительное влияние не только на национальныеэкономики принимающих и генерирующих стран, но и на развитие мирового хозяйствав целом, а также на межгосударственные отношения. Вследствие этого возникаетнеобходимость управления международным туристским обменом, как в рамкахотдельных государств, так и на международном уровне. Для международногоуправления туристской деятельностью и ее регулирования на межгосударственномуровне создаются международные туристские организации различного профиля. Внастоящее время их существует более 200. Это ассоциации, группы ассоциаций,союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы и т.д.
Международные туристскиеорганизации подразделяют на следующие основные группы: мировые общегохарактера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера;региональные отраслевого характера; специализированные; особые.
Главная мироваятуристская организация общего характера – Всемирная туристская организация(ВТО). В 2003 г. в нее входили 141 страна, 7 территорий – постоянных иассоциированных членов, а также свыше 350 присоединившихся членов, средикоторых: национальные правительственные организации, туристские ассоциации,частные компании (в том числе авиакомпании, туроператоры, гостиничные иресторанные ассоциации), учебные заведения туристского профиля. Штаб-квартираВТО находится в Мадриде (Испания).
Высшим органом управленияВТО является Генеральная ассамблея, созываемая раз в два года. В составруководящих органов входит Исполнительный совет, Генеральный секретариат,Комитет присоединившихся членов. Генеральная ассамблея учреждает шестьрегиональных комиссий: для Африки; Северной и Южной Америки, Восточной Азии иТихоокеанского региона; Европы; Ближнего Востока и Южной Азии. Перед комиссиямипоставлена задача реализации рекомендаций Ассамблеи в рамках соответствующихрегионов. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоятиз всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона.
Двадцать второго декабря2003 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла на своей50-й сессии резолюцию, ознаменовавшую преобразование Всемирной туристскойорганизации в полноправное специализированное учреждение ООН. Этот статус даетВТО право участвовать в качестве полноправного члена в работе Административногокомитета по координации (АКК), который разрабатывает стратегии в масштабах всейсистемы в ответ на общие межправительственные директивы в областиэкономического сотрудничества и развития. ВТО также будет приглашатьсяучаствовать в работе Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета(ЭКОСОС) и Совета Безопасности ООН. Имея право вносить предложения, ВТО получаетвозможность подчеркнуть роль туризма в социально-экономическом развитии и вдостижении целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Всемирная туристскаяорганизация стремится, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие,создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятниковкультурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышениюблагосостояния и уважению гражданских прав.
Первоочередные задачи ВТОв настоящее время следующие:
•сотрудничество во имяразвития, т.е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целяхразвития стран и регионов мира;
•развитие гуманитарныхресурсов, т.е. совершенствование качества образования и профессиональнойподготовки туристских кадров;
•планирование, разработкаи реализация мер по защите и рациональному использованию окружающей среды,
•повышение качестватуристского обслуживания и безопасности туристских услуг;
•изучение туристскогорынка, сбор, анализ и систематизация статистических данных; прогнозированиеразвития туризма в мире;
• обеспечение связеймежду странами и регионами, участвующими в туристском развитии; разработка ираспространение туристской документации.
ВТО решает поставленныезадачи, сотрудничая с другими международными организациями (в частности, сЮНЕСКО, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организациейгражданской авиации, правительственными учреждениями стран – членов ВТО,национальными туристскими организациями); устанавливая новые контакты справительственными, туристскими и другими заинтересованными организациямиразных стран; участвуя в международных, региональных и национальныхконференциях, семинарах и проектах.
Уникальная позиция ВТОпозволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма. Примерытаких проектов – «Шелковый путь» и «Путь невольников», реализуемые совместно сЮНЕСКО.
Проект «Шелковый путь».Этот проект, начало которому было положено в 1994 г., направлен на возрождениев рамках туризма древнего торгового караванного маршрута, пересекавшего Азию отВосточного Китая до Средиземного моря. 22 страны объединили свои усилия дляосуществления этого проекта: Япония, Республика Корея, КорейскаяНародно-Демократическая Республика, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Монголия,Российская Федерация, Сирия, Пакистан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан,Иран, Италия, Израиль, Армения, Азербайджан, Турция, Грузия, Греция и Египет.Совместно они организовывали ознакомительные поездки, издали специальнуюброшюру, сняли видеофильм, провели ряд мероприятий на крупнейших туристскихярмарках.
Проект «Путьневольников». Проект начат в 1995г. в рамках объявленного ООН Международногогода толерантности. Его цель – стимулирование развития культурного туризма взападноафриканских странах, а непосредственные задачи – реставрация памятников,обогащение исторических музеев и организация на направляющих рынках совместныхрекламных кампаний, которые позволяют посетителям ознакомиться с историей этихстран и пробуждают интерес к их посещению. В будущем предполагается расширениепроекта и включение в него других стран Южной и Восточной Африки, а такжеКарибского региона.
ВТО стремится всяческиспособствовать сотрудничеству в области туризма, в рамках Совета по туризмуСНГ, т. к. убеждена, что страны со схожими проблемами и задачами в областиразвития туризма могут лучше решать их совместными усилиями. По этой причинеВТО принимала участие в заседаниях Совета по туризму стран – участниц СНГ,которые проходили в 1996-1999 гг. в Ташкенте, Москве, Ашхабаде, Тбилиси иКиеве. На прошедших заседаниях представители ВТО поддержали деятельность Советаи заявили о необходимости усиления его координирующей роли. Учитывая активную идинамичную роль Совета в координации туристской политики стран СНГ, в Киевском(2000 г.) и Бишкекском (2001 г.) заседаниях Совета принял участие Генеральныйсекретарь ВТО Франческо Франжиалли.
ВТО оказала методическуюпомощь при разработке туристского законодательства ряда стран СНГ. Секретариати эксперты ВТО регулярно консультируют национальные туристские администрацииэтих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма.
Из ведущих мировыхорганизаций общего характера следует отметить также Всемирный совет попутешествиям и туризму (ВТТС) и Международную ассоциацию мирового туризма (МТ).В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такиеорганизации, как Всемирная федерация туристских агентств (ВАТА), Всемирнаяфедерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и др.
К мировым туристскиморганизациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциациявоздушного транспорта (ИАТА), Международная ассоциация морских пассажирскихперевозчиков (ИПСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международныйсоюз национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов и кафе (Хо-ре-Ка), Международнаяассоциация конгрессных центров (АИПК).
Наиболее известныерегиональные туристские организации общего характера – Туристская ассоциациястран Азии и Тихого океана (ПАТА), Ассоциация туристской индустрии Америки(ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА), Арабский туристский союз (ЮАТ),Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию икоординации европейских туристских обменов (АДСЕТЕ), а из региональныхтуристских организаций отраслевого характера – Азиатско-Австралазийская гостиничнаяи ресторанная ассоциация (ААХРА), Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА),Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ),Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейскихавиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ЕМФ), Конфедерациянациональных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений вЕвропейском союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК).
В группуспециализированных международных туристских организаций входят организации поразличным видам туризма: социальному, молодежному, деловому, конгрессному и пр.К их числу относятся, в частности, Международное бюро по социальному туризму(БИТС), Международная федерация социального туризма (ФИТС), Международное бюропо молодежному туризму и обменам (БИТЕЖ), Федерация международных молодежныхтуристских организаций (ФИЮТО), Международная ассоциация по туризму с деловымицелями (ИБТА), Международная ассоциация конгрессных и гостевых бюро (ИАКВБ),Ассоциация по организации специализированных конференций (ПКМА).
К группе особыхорганизаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфическиефункции, относятся: отвечающие за сотрудничество в области туристскойинформации; регулирующие профессиональное туристское образование; управляющиенаучными исследованиями в туристской сфере; содействующие развитиюмеждународного туризма. Данная группа включает, в частности, Международнуюфедерацию журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма (ФИЖЕТ),Международную ассоциацию по документации и информации в области культуры итуризма (АДИКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению в облаституризма (АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий(ТТРА), Международный клуб гидов (ИГК) и Международный союз охраны природы иресурсов (ИЮКН).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ
1. География международного туризма.Страны СНГ и Балтии. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 252 с.
2. Горбылева З.М. Экономика туризма.– Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с.
3. Развитие туризма в условияхсовременных интеграционных процессов // Тезисы докладов и сообщенийМеждународной научно-практической конференции. – М., 1997.
4. Савина Н.В., Горбылева З.М.Экскурсоведение. Ч.1. – Мн., 2000
5. Пирожник И.И. Основы географиитуризма и экскурсионного обслуживания. – Мн., 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.