Реферат по предмету "Педагогика"


Методика заучивания стихотворений в детском саду

План
Введение
1.        Подборстихотворений для заучивания
2.        Приемы,способствующие выразительному чтению стихотворений
3.        Структура занятий
4.        Творческийконспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
На протяжении дошкольногодетства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей схудожественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанровлитературы, является источником и средством обогащения образной речи, развитияпоэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детствазакладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления обокружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику иритм родного языка.
Поэтические произведениявызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяетдетям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачиформирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковойвыразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствуетвыработке четкой дикции.
Для методики заучиваниястихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей кзвукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Цель контрольной работы –изучить особенности методики заучивания стихотворений в детском саду.

1. Подборстихотворений для заучивания
Чем меньше ребенок, темопределеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественныеобразы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, скоторой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесноепроизведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующийего собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, скоторой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным иразборчивым при выборе стихотворений.
На первом месте стоитматериал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки,потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечаюттребованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкостьритма,
2) краткость самогостишка и отдельных строк,
3) простота и ясностьзнакомых детям образов,
4) отсутствиеописательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Другой источник, изкоторого можно черпать поэтический материал для детей, — это мировая литература,произведения великих мастеров и художников слова.
Где, когда, как и прикаких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение?Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будетзависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни ипедагогической работы.
Например, гуляя с детьмивесной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можнорассмотреть его и тут же прочесть стишок:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Или, выйдя с детьми навоздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеяннойбури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительногостихотворения Пушкина.
Стихи окажут должноевлияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, еслиопределенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуютпоэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небусинему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связис красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык.«Была на небе румяная тучка и растаяла»,— сказала как-то четырехлетняя девочка,глядя на небо, окрашенное вечерней зарей.
Рассказ, картина, эпизоджизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочестьего детям.
Педагог должен не тольковладеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранныхстихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизньюподсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать кстихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка являетсясотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытогопредставления.
Многое в природе и жизнимы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бымы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна,в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому изних  подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка«Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когдаземля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышамо цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, онизабудут о нем.
При заучиваниистихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание вцелом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научитьвыразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все этизадачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшегоусвоения и заучивания детьми текста.
При отборе стихотворенийдля заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколькобольше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программойвоспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания ихдетьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших,учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки,песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
С теми, кто хочет,воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихидети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателюнужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можнопрослушать на занятиях, вечерах досуга.
2. Приемы,способствующие выразительному чтению стихотворений
На формированиевыразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения,пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожемслучае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания поповоду выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающаяподобрать нужные интонации.
Выразительное чтениеребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительныйвыдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляциизвуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи:дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятсяразнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношениезвуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитаниеумения определять смысл логических ударений и др.
3. Структуразанятий
Процесс заучиваниястихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократнообращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который долженучитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должензнать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно,кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия позаучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу,где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначалежелательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провестикратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной,эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картинывеселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку,близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение иповторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают отом, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качествозапоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самомстихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следуетчтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения,особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучиваетсяцеликом (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения иправильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а нехором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средстввыразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечиваямногократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которыебыстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускаетдоговаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения поповоду характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.
Если дети читаютневыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает дляответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текстритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессеразъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа поформированию выразительности и непосредственности детского чтения.
Закончить занятие следуетнаиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внестилюбимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, ит. д.
Обычно заучивание незанимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящаютдругой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяютвыученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение,можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений,но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобыподдержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результатызапоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученноестихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кточитает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на другихзанятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворениесохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется вустной речи.
4. Творческийконспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заучиваниестихотворения М. Познанской «Снег идет»
Программное содержание:
·          Учить детейотвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основнойсмысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
·          Продолжать учитьребят внимательно слушать художественное произведение.
·          Воспитыватьинтерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевыегимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски,листы бумаги.

Ход занятия
Перед занятием провожуречевую игру «Выдели слово в предложении»
— На кормушкуприлетели снегири.
— На кормушку прилетелиснегири.
— На кормушку прилетели снегири.
— Ребятки, послушайтезагадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?»(Зимой).
Подходим к мольберту:«Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите,пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?
— Скажите, а какой бываетснег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
— Представьте, что выснежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйтеих. (Музыка).
·          Вдох носом, выдохчерез рот.
·          Кратковременный.
·          Долгий (губы трубочкой).
— Давайте скажем слово«снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
— А сейчас, ребята, ярасскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какиеслова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворениеназывается «Снег идет», написала М.Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашемупорожку?»
(Задаю вопросы посодержанию стихотворения).
— Как называетсястихотворение?
— Как же идет снег?
— Какой снег?
— Что мы сделаем водворе?
— От чего мы дорожкупроведем?
— Кто выйдет на порог?
— Что она спросит?
— Сегодня, ребята, мыбудем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вызапоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1,рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)).
— А сейчас, вставайте,подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю ещераз и показываю движения).
— Запомнили? Кто смелый,и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
— какие вы молодцы,ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).
— А сейчас, дети,предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисуетстихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.

Заключение
В методике развития речиособое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви кпоэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие уменийвоспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений– одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитиемэстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрастеважно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение,воспитывать художественный вкус.
Воспринимая поэтическиеобразы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь кпедагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармониирусского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действуетна них так же, как и музыка».
Стихи действуют наребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Списоклитературы
1.        Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду //Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
2.        Андросова В.Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольноевоспитание. – 1991. – №4.
3.        Бабунова Т.М.Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск,2002.
4.        Боголюбская М.К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М.,1960.
5.        БородичА. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
6.        Жуковская Р.И.Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
7.        Крупенчук О.И.Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
8.        Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие дляпедагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
9.        ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981.

Приложение
Опорные схемы кстихотворению «Снег идет» М. Познанской/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Рис.1            Рис.2                     Рис.3                      Рис.4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литература - Терапия (Неспецифический язвенный колит, Болезнь Крона)
Реферат Служба сбыта на предприятии: состав, структура и принципы формирования
Реферат Местное управление в России в 19 веке
Реферат Оценка эффективности предприятия в современных рыночных условиях
Реферат Конституциональные теории личности
Реферат Модернізація механізму товаровідтягування побутової трикотажної машини Українка-2
Реферат Проблемы жизни и смерти, отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях
Реферат Justice – правозахисна організація, яка базується у Великобританії І яка спеціалізується на розширенні доступу до правосуддя, захисту прав людини та дотримання принципу верховенства права. Вступ
Реферат Лоуренс Стерн
Реферат Историко - географические предпосылки формирования облика города, застройка и происхождение названий улиц Москвы
Реферат Арал – воздействие на экологию
Реферат Способи організації доступу до інтелектуальної мережі (IN)
Реферат Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
Реферат Функционирование PR: технологии и разновидности, взаимодействие с обществом и со СМИ
Реферат Реферат Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина