Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Туристический потенциал г. Чердыни

Введение
 
Чердынский район – самыйбольшой по площади, располагается на самом севере края в бассейне Колвы, гдепредгорья Урала покрыты непролазной темнохвойной тайгой. Чертоги рекиБерезовой, крупнейшее в крае Чусовское озеро, известная со средних веков Дивьяпещера – туристское достояние природы района. Чердынская земля – Пермь Великая– исторический исток Пермского края. Чердынский Иоанно-Богословский монастырьвозник в XV веке. Чердынь – маленький городок с тысячелетней историей, снаиболее полно сохранившейся культурно-исторической средой, на семи холмах, сдревними храмами в окружении ошеломляющих северных далей. Богатейшие музейныеэкспозиции Чердыни, старинные поселения Ныроб, Покча, Вильгорт привлекаютценителей истории, а таежные просторы района – рыбаков, охотников и любителейдевственной природы. Актуальность темы курсовой работы «Туристический потенциалЧердыни» состоит в том, что это — социальный фактор отдыха, доступа кисторическим и культурным ценностям развития личности. Целью данной курсовойработы является – исследовать такой вопрос как туристический потенциал Чердыни.Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
— Исследоватьдостопримечательности данного города;
— Раскрыть туристическуюпривлекательность Чердыни;
— Изучить историю города;
— Сделать выводы поисследованию.

1. История Чердыни
 
1.1 Основание города
Точных сведений о датеоснования Чердыни нет. Существуют гипотезы, согласно которым городпервоначально располагался южнее, на месте села Пянтег. Позднее Чердынь будтобы переместилась на север, в район села Покчи, а затем оказалась на своёмсовременном месте. Археологические находки, сделанные как в самой Чердыни, таки в её окрестностях, позволяют говорить о том, что человек поселился в районеЧердыни примерно в VIII веке.
Считается, что Чердыньбыла центром исторической области Перми Великой, которая в X—XII веках велаобширную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северныминародами.
В эту эпоху с Пермьюподдерживали тесные торговые и политические отношения новгородцы, которыеследовали на восток древним торговым путем по притокам Северной Двины, попадаяс Вычегды волоком на Колву. Чердынь и расположенное в семи километрах к северудругое важное селение Покча были основаны на высоком правом берегу Колвы близее впадения в Вишеру напротив горы Полюд, самой высокой точки в этой частиУральских гор. Отсюда далее на юг проходил путь на Каму и Волгу, а на восток —по Вишере — в Сибирь. Новгородцы получали дань с местных жителей (вероятно,название горы Полюд происходит от полюдья, то есть дани, которую здесь собиралидля Новгорода) и числили край среди своих административных округов, но данных оналичии русского населения в Чердыни до конца XV века нет. Даже местные князья,которых летописи называют русскими именами и числят среди родственниковверейских князей из Московии, в настоящее время по национальности считаютсяпермяками. Экономическое и политическое значение Перми Великой — Чердынидостигло пика в XV веке. Кроме пушнины, высоко ценившейся в Европе, в Пермскомкрае добывали так называемое закамское серебро, которое составляло значительнуючасть дани, уплачиваемой русскими землями Золотой Орде. Начиная с Ивана Калиты,московские князья пытались оспорить политическое господство Новгорода надПермским краем, но лишь Василию Темному удалось назначить в Чердынь своихставленников. Свое название город получил от соединения двух коми-пермяцкихслов: «чер» — приток, «дынь» — устье, т. е. поселение, возникшее при устьеручья. Небольшой ручей, именуемый Чердынкой, и сегодня впадает в Колву.
Из-за отсутствияписьменных и печатных источников ранняя история города неизвестна. Первоеупоминание о Чердыни встречается в Вычегодско-Вымской летописи и относится к 1451 г. Другая летопись — Патриаршья, или Никоновская, — сообщает, что в 1472 г. во время похода войска Ивана III все земли Перми Великой (так именовалось Верхнее Прикамье)первыми на Урале вошли в состав Русского государства. Центром их была Чердынь.С этого времени Чердынь как форпост Москвы на востоке приобретает особоезначение. Во всех царских грамотах ее титуловали «Пермь Великая Чердынь». В 1535 г. на Троицком холме начинается строительство крепости, ставшей ядром города. Руководилстроительными работами присланный из Москвы боярин Курчев, предок А. С.Пушкина. Возведенный деревянный кремль состоял из 6 башен, 4 ворот и подземногохода к Колве. Одиннадцать крупных натисков сибирских, казанских татар и вогулвыстояла твердыня на Колве. В ансамбле города выделялись два монастыря, 14церквей, дом воеводы, съезжая и таможенная избы, хлебные и соляные амбары.
1.2 Первые упоминания
 
Наиболее достоверныесведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени вхождения ПермиВеликой в состав Московского государства.
Первым из найденных черезпрошедшие пять веков описанием исторических событий в Чердыни являетсяВычегодско-Вымская летопись, которая начинает упоминать город с 1451 года:
«Лета 6959 прислал князьвеликий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереискихкнязей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермскойземлей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил наВеликая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной поуставной».
Так великопермские князьястали вассалами московских, но вассалами непокорными. В частности, во времявойны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать впоходе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями,вятичами, против вогулов (манси).
Не разрывала Чердынь исвоих отношений с Великим Новгородом. После войны с Новгородом 1471 г., за которой последовало его окончательное включение в Великое княжество Московское, Иван IIIвоспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, вкачестве предлога для вторжения. Весной 1472 московские полки под командованиемвоеводы стародубского князя Фёдора Пёстрого разбили пермское войско и взяли вплен князя Михаила Ермолаевича.
1.3 Крещение Чердыни
В 1455 году епископомПитиримом была предпринята попытка «крестити ко святей вере чердынцев»,оказавшаяся неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активносопротивлялись принятию христианства.
В 1462 году епископ Ионапредпринимает «добавное» (повторное, дополнительное) крещение чердынцев.
В этом же году в Чердынибыл основан Иоанно-Богословский мужской монастырь, при котором был заложенпервый на Западном Урале христианский храм — деревянная церковь ИоаннаБогослова.

2. Туристическая привлекательностьЧердыни
чердыньхрам достопримечательность туристический
Чердынский район — этопризнают и специалисты, и просто гости края — обладает замечательнымкультурным, историческим и природным потенциалом. Стремятся в Чердынь любителиэтнографического и культурно-исторического туризма, водники, спелеологи, атакже охотники, рыболовы и грибники-ягодники.
Сам же район являетсяодним из наиболее интересных по сохранности и разнообразию объектовисторико-культурного наследия. На территории района зафиксировано 112памятников археологии (самые известные — Искорское и Троицкое городище), 178памятников архитектуры и градостроительства, 2 памятника истории, 1 памятникмонументального искусства. Кроме того, сама Чердынь имеет статус «историческогоместа РФ» как полностью сохранившийся старый город в окружении старинныхпоселений: Покча, Вильгорт, Ныроб. Одна из главных достопримечательностейЧердыни — Чердынский краеведческий музей им. А. С. Пушкина. Основной фонд музеянасчитывает более 100 тыс. экспонатов включая уникальные коллекции медного«бронзового» литья Пермский звериный стиль, иконописи, нумизматики, этнографии,археологии. Музей имеет богатейшую научно-краеведческую библиотеку и архив. В2000 году в городе открыт филиал краеведческого музея — Музей истории веры. Ачтобы гости города могли себе оставить на память аутентичные сувениры, в бывшейлавке купца Черных открыт салон-магазин «Народные промыслы», где представленыработы более 70 народных умельцев. Однако не только древними поселениями славназемля чердынская. Уникальные природные и ландшафтные памятники по праву входятв копилку лучших туристических сокровищ Прикамья. Дивья пещера — самая крупнаякарстовая пещера Урала. Общая ее протяженность составляет 3,2 километра. Знаменита своими гротами, такими как Ветлан, Дева, грот Гвоздецкого и др. Всегоизвестно около 60 гротов. Камни Боец, Ветлан, Колчим (Помяненный) и Дивийвходят в число красивейших скал края. Также среди достопримечательностей районанельзя не назвать реку Березовая, каждый год становящуюся объектомпаломничества туристов-водников, и самое большое в Пермском крае — Чусовскоеозеро. Здесь же рядом — два уникальных гидротехнических памятника, оставленныхнам в наследство предками. Первый — созданный ещё древними викингами Печёрскийволок — находящийся в районе Чусовского озера. Второй — стокилометровыйЕкатерининский канал и проложенный в 1822 году по указу Екатерины Великой исвязавший в единую транспортную систему две великие реки Каму и Северную Двину.Благодаря этому каналу впервые появилась возможность кратчайшим путём безволока перебрасывать грузы с Урала и Сибири до Архангельска и в страны СевернойЕвропы. Культурный и событийный туризм в районе тоже развит на высоком уровне.Ежегодно в Чердынском районе проводится фестиваль «Сердце Пармы», по мотивамромана пермского писателя Алексея Иванова «Чердынь — княгиня гор». Также врайоне возрождаются традиции проведения Прокопьевской, Никольской ярмарок,народных праздников и гуляний.
 
2.1 Описание местности
Чердынский район являетсясамым большим по площади в Прикамье. А численность населения — всего 36 тысяччеловек.
Город расположен на семиразделенных оврагами холмах на берегу р. Колва. На центральных, самых высокиххолмах — следы укрепленных городищ местных племен коми-пермяков (на Вятском —VIII-IX вв., на Троицком — XIII-XIV вв.).
Чердынцы сохранили немалореликвий, которые известны сегодня всему миру. Это пермский звериный стиль,пермские деревянные боги и уникальные иконы.
Как и многие российскиегорода Чердынь пережила несколько пожаров. Рядовая застройка XIX в.,сосредоточенная вокруг центральных площадей и составляющая специфическоесвоеобразие Чердыни, была организована по регулярной планировочной схеме, покоторой город отстраивался после пожара 1792. Однако в городе немало построекXVII-XIX веков.
Первоначальныйисторический центр Чердыни образует Троицкий холм (на юго-востоке города), накотором в XVI в. размещался кремль. Сохранился земляной вал — остатоккремлевской стены, — главная достопримечательность Чердыни. С него открываетсяисторический вид на центр города, на реку Колву и заречные дали. Вдалеке надлесом возвышается одинокая гора Полюдов камень (высота — 517 метров), очертаниями похожая на океанский вал.
На одном из прибрежныххолмов в 1462 был основан первый на Урале мужской монастырь (упразднён в 1784),к которому относится наиболее древний из сохранившихся каменных храмов Чердыни— церковь Иоанна Богослова (1704-1718).
В XVIII в. центрпереместился к северо-западу от кремля; здесь на бывшей Соборной площади —ансамбль пятиглавой двухярусной церковью Преображения (1756) и Воскресенскогособора (1750-1754). Величественная колокольня Воскресенского собора (XVIII-XIXвв.) служит высотной доминантой городской панорамы. Рядом находитсяБогоявленская церковь (1751-1761).
Уцелели также одноглаваядвухярусная Успенская церковь и Всесвятская церковь (1815-1817) на кладбище насеверной окраине города.
Среди памятниковгражданской архитектуры — бывший Арсенал (первая половина XVIII в.), Гостиныйдвор (1857), Городская дума, Торговые ряды конца XIX в. и несколько крупныхкаменных купеческих усадеб: Алина Малого (1840-50-е гг.) с отделкой «под руст»и обилием кованых железных деталей в наружном убранстве; Алина Большого (1880-егг.) — состоит из двух 2-этажных домов, с многоступенчатым парапетом иполуциркулярными окнами по фасаду главного углового дома; 2-этажный особняклесопромышленника Гусева (1880-е гг.) с лоджией-балконом, зубчатым карнизом итрадиционным для уральской деревянной архитектуры звёздчатым орнаментом;усадьба Чёрных (конца XIX в.) и др.; деревянные жилые дома с разнообразнымдекором и 14 амбаров на сваях у реки как образец хозяйственно-промышленногостроительства в Чердыни (вторая половина XIX — начало XX вв.).
В архитектурном обликеЧердыни ранние традиции Русского севера переплетаются с приемами уральскойшколы зодчества второй половины XVIII века и отражаются в храмах, общественныхзданиях, купеческих лавках и домах.
Об истории и природе краяможно многое узнать, посетив Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина.
2.2 Храмы Чердыни кактуристические объекты
Чердынь напоминает музейпод открытым небом. Редкое здание здесь не оснащено табличкой, напоминающей обисторической значимости. Невозможно представить город без его храмов.
Монастырь ИоаннаБогослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году.Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкойУрала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя ИванаГрозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре.
Первоначально в монастырестояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построенавторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместоних на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажнаяцерковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройкубыла выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскомуигумену Григорию. Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а заработой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирскийгубернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годамираньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром Iпосле Полтавской битвы. В настоящее время церковь Иоанна Богослова являетсядействующей.
Здание, значительноприподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви — зимнюю илетнюю. Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Надсводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчаннаяглавой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова смосковскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной изособенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей,что практически не встречается в Прикамье.
Гладкие белые стены оживленыбольшими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажаапсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочныхволютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершеныступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов.Нижний храм приземист, а верхний, летний, — высокий и двусветный. В храмахсохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись,рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы «писалииконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Градаслужители Синодального Благовещенского монастыря». Среди икон, развешанныхна стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезнойнаходится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фонеИоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский,который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу вверхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX векепо более старому образцу.
Некоторые старинныепредметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII векасо слюдой в железных переплётах, многоцветные печные изразцы местногопроизводства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIIIвеков, резное кресло XVIII века и т. д.
Воскресенский собор одиниз красивейших храмов Чердыни, с колокольни которого открывается прекраснаяпанорама города и его окрестностей, был освящен в 1754 году. К двухсветномухраму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны — в честь СтефанаПермского и в 1785 году — Никольский с севера. Основное здание и оба придела сзападной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроенаобширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собораявляются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века впровинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствиемкаких-либо пышных декоративных деталей.
В венчающем хрампятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по угламна четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупныхвосьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительныйвид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий свосьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. Колокольня собора ныне являетсяединственной архитектурной вертикалью города, своего рода ориентиром,градостроительной осью.  Стены и своды храма расписывал лучший чердынскийживописец XVIII века Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композицийособенно выделялась роспись на северной стене, посвященная крещению жителейПерми Великой епископом Ионой в XV веке. В настоящее время живопись закрытаслоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился),привезенный сюда в XVIII веке из закрытого Пыскорского монастыря.  В 1908-1911годах собор значительно перестроили. На бутовом фундаменте из красного кирпичавозвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. Воформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы — зубчатыйкарниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка,лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звонаколокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старойколокольни перенесли на фасад новой части стены с живописным образом СпасаВседержителя. После революции Воскресенский собор вплоть до начала 1930-х годовиспользовался для церковнослужения. После его закрытия в здании разместилирайонный Дом культуры. В этом качестве здание используется и по сей день.
Храм Успения ПресвятойБогородицыпостроена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковьпринадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировкадвухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть,высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутымисводами и соединены широкими приподнятыми арками.
Храмовое помещениевторого этажа двухсветное.
Первый этаж отделен отвторого профилированным поясом, украшенным снизу зубчатым лекальным кирпичом.Аналогичные формы имеют карнизы апсиды и куба. На гладких стенах второго этажавыложены плоские завитки-волюты. Самое богатое оформление имеют окна апсиды.Оно выдержано в традициях архитектуры XVII — начала XVIII века. Окна обрамленыстройными колонками с резными капителями, а верх украшен многопрофильнымиволютами и «жучковым» орнаментом, единственным на всю Чердынь. Интерьерверхнего этажа украшают пилястры с каннелюрами, карнизы, а нижнего — настенныеросписи на евангельские темы и в виде орнаментальных мотивов.  Колокольня,обращенная фасадом на улицу, была построена взамен старой в 1884 году. Ее пирамидальныйобъем венчал стройный шпиль на низком восьмерике (утрачен в 1930-е годы).Четверик колокольни вместил две паперти и крутые лестницы. На стене при входе втрапезную выполнена роспись на тему Страшного суда. Сегодня колокольня и главыутрачены. В 2001 году интерьер церкви отреставрирован.
В 1932 году церковь былазакрыта. Тогда же она лишилась колокольни и купола. Бесхозной церковьоставалась вплоть до 1950-х годов, когда была передана музею. Ныне здесьнаходится музей истории веры.
Церковь СпасаПреображения — каменная двухэтажная церковь во имя Преображения Господня скаменной колокольней, построенная в 1756 году на месте старой деревяннойПреображенской церкви. Верхняя церковь (холодная) была освещена во имяПреображения Господня, нижняя (теплая) — во имя Казанской Богоматери. В 1849году прихожане и священнослужители Преображенской церкви обратились с просьбойо разборке старой и постройке новой каменной колокольни. Просьба былаудовлетворена. Разборка старой колокольни осуществлялась на средствачердынского купца Николая Нассонова. В 1853 году была построена новаядвухэтажная паперть с грандиозной четырехгранной колокольней. Три яруса сарками и восьмигранный шпиль с главкой и крестом придали колокольне мощнуюустремленность ввысь.
На двух этажах церквиразместились храмовые помещения, трапезная и алтари. Над храмом поднимаютсяпять небольших глав на восьмигранных барабанах: четыре главки — по углам, апятая — на высоком куполе. Наружные стены не декорированы. В трапезной иапсидах окна с распалубками. До начала 30-х годов здание использовалось поназначению. В начале 50-х годов была окончательно разобрана колокольня.
Храм Богоявления Господня — Богоявленская церковь расположена на холме между Воскресенским собором имонастырем. Церковь отличается усложненным композиционным построением ихудожественным убранством фасадов. Церковь в полном виде не сохранилась.Богоявленская церковь строилась в несколько этапов. Нескольким ее приделамсоответствовали ранее три деревянные церкви.В 1751 году было законченостроительство основного, двусветного храма с низкой трапезной, пятиграннойапсидой и северным низким приделом во имя апостолов Петра и Павла. Сначала в1752 году освятили Петропавловский престол, а в 1761-м — главный Богоявленский.После того как в городе сгорела церковь Прокопия Устюжского, над трапезнойпостроили еще один придел. Его освятили в 1778 году в честь широко почитаемогов Чердыни Прокопия Устюжского. В то же время старую, отдельно стоящуюколокольню заменяют каменной. Четверик колокольни занимает двухэтажная паперть,а восьмигранный столп — ярус звона.  В конце XIX века эта колокольня быларазобрана и построена новая, более объемная и красивая. Церковь сильнопострадала в результате пожара 1792 года. Пришлось заново делать перекрытия,приобретать утварь и книги. В это время Петропавловский престол разместилсянаверху, а Прокопьевский — в приделе.
Иконостасы и настеннуюживопись в 1808 году выполнил чердынский «живописный мастер» АндрейПетрович Марков. Обо всех этих изменениях сообщает церковная хроника, вписаннаяв резной деревянный картуш — медальон, который висел в притворе церкви, а внаши дни хранится в Чердынском краеведческом музее. Богоявленская церковь сновой колокольней эффектно вписывалась в архитектурный облик города. После пожара1792 года в Богоявленской церкви сосредотачиваются многие уникальные предметыстарины, церковная утварь, вкладные книги и кресты, рукописные сборники,деревянная скульптура и даже предметы старинного вооружения.
Церковь рождестваХристова— каменная Рождественская церковь, построенная в 1783 году,расположена в центре села Искор.
Её омпозиция состоит извысокого односветного куба, пятигранной апсиды и низкой трапезной. С западнойстороны над квадратной папертью в 1786 году воздвигнута ярусная восьмиграннаяколокольня. Куб и апсида увенчаны главами. С северной стороны к Рождественскомухраму в 1803 году пристроили придел в честь Параскевы Пятницы. В 1899 годупридел расширили, и он стал более вместительным, чем основной храм. Годокончания строительных работ (1899) указан на западном фасаде здания. Приделимеет исключительно светский характер.
В художественномотношении больший интерес представляет ранний Рождественский храм. Невысокаятрапезная и храм перекрыты сомкнутыми сводами и объединены приподнятой аркой.Их интерьеры украшены многими декоративными деталями. Привлекательностьинтерьерам Рождественского храма придает роспись. Все своды, арки, откосы окон,стены храма и трапезной расписал за четыре летних месяца 1869 года один изпредставителей потомственных иконописцев села Усолья Александр ИвановичМельников. В росписи храма прозвучала тема о втором пришествии. На стенах исводах храма развернуто повествование евангельской истории о земных деяниях,смерти и воскресения Христа. Многофигурные композиции дополнены яркимрастительным орнаментом. Церковь в селе Искор обладала интересным собраниемколоколов. Самый крупный колокол весом 133 пуда 35 фунтов был отлит в 1859 году братьями Бакулевыми в городе Слободском Вятской губернии. Другой былизготовлен по заказу искорского баржестроителя Пешехонова в соликамскоймастерской. Этот колокол украшали рельефные изображения Николая Чудотвоца,распятия и клеймы с надписями: «Города Соликамска мастер ВасилийПетелин», «Во славу Божию лит сей колокол Соликамской округи в селоИскор к церкви Рождества Христова в 1805 году». Были в церкви и другиедостопримечательности: печь с изразцами XVIII века, деревянная решетчатая дверьмежду крыльцом и папертью, деревянная скульптура, пятиярусный иконостас восновном храме и трехъярусный в приделе.
Часовня СпасаНерукотворного — часовня «Убиенных родителей» (иначе Спаса Нерукотворного).(Дата постройки 1793г, восстановления 2007 г.). С особым почтением относились в Чердыни к 85 убиенным ратникам. Память об убиенных связана с событиями XVIвека, когда Чердынь была форпостом Русского государства. Защита города отнабега ногайских татар в 1547 году отражена в местном предании Битва проходиланакануне Крещения у д.Кондратьева слобода, на льду р.Вишеры. (Очевидно чердынцынанесли ногайцам существенный урон, поскольку сведений о том, что они двинулисьдалее на город, нет) Летом чердынские торговые люди на своих каюках плыли мимоместа битвы, в Петров день. Они увидели, что у берега стоит льдина с убитымивоинами. Погрузили тела на каюки, привезли в Чердынь и похоронили в общеймогиле. На следующий день на могильном холме появилась доска с 85 именами. Снее имена записали в Синодик церкви». В XVIII веке имена отлили на чугуннойплите (хранится в краеведческом музее), а воинов написали на иконе (хранится вИоанно-Богословском монастыре). Во второй половине 17 века над могилой былапостроена деревянная часовня, в 1793 – каменная, из кирпича, освященная во имяСпаса Нерукотворного. Убиенные ратники особо поминались в праздник Крещения и вСемик.  В 1933 году часовня была разрушена, на ее месте поставлен деревянныйобелиск, в 1997 году воздвигнут крест, в настоящее время часовня восстановлена.
Часовня ПараскевыПятницы, стоит на месте древнего городища, столицы одного из Великопермскихкняжеств — городка Искор. Вот что написано о древнем Искоре в книге «Туризм вПермской области»: «В Перми Великой городку Искор отводилось важноестратегическое значение — он прикрывал верхнекамские земли со стороны Печоры иВычегды. Городок выглядел настоящей крепостью: он занимал площадку высокой горыс неприступными скалистыми стенами, путь на которую по единственному пологомусклону прикрывали пять насыпных валов». Доподлинно известно, что во время знаменитогопохода князя Федора Пестрого на Пермь Великую Искор был против московитов и былвзят ими самым первым. Среди жителей сегодняшнего Искора также существуетпредание о царе Коре, который бесстрашно сражался с татарами.  Недалеко отисторического Искора посреди поля растут две рощицы. Местные их называют«русским и татарским островком». По легенде на этих местах похоронены воины собеих сторон, павшие во время битвы. Вот только какая именно это была битва (толи искорцев с князем Пестрым, то ли царя Коры с татарами), сегодня мы вряд лиуже узнаем. Как говорят старожилы, в «русском островке» стояла часовня счугунной плитой, где были написаны имена всех убиенных. Ежегодно в Семик жителиИскора приходили сюда крестным ходом и совершали панихиду по убиенным.
Никольская церковь
Люди, увидевшие этуцерковь первыми, долго не могли поверить, что она строилась человеческимируками. Её и назвали явленной за то, что никто не видел, как она возводилась.Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты возникла легенда, котораярассказывает, что Никольская церковь строилась мастерами, «неизвестно кемнанятыми, неизвестно откуда пришедшими», но присланными будто бы родственникамиГодунова. К этому народная фантазия прибавила, что церковь возводилась безлесов и подъемных механизмов. И то, что делалось днем, за ночь уходило в землю(по другой версии, возводили церковь будто бы не на глазах у жителей, аглубокими ночами), поэтому каждый раз кладка велась от уровня земли. Когда жеработы были закончены и поставлены главы с крестами, церковь «вышла» наповерхность и, как корабль, поплыла над морем тайги.Лучший образец архитектурыбарокко на Урале. Расположена на холме в центре пос. Ныроб рядом с зимнейБогоявленской церковью. В храмовый комплекс входила и колокольня, утраченная в 1934 г. Никольская церковь — бесстолпный пятиглавый храм. Традиционная планировка и конструкции:трапезная, основной храм и алтарная апсида на одной оси (план кораблем).Объемно-пространственная композиция: монументальный куб в центре увенчанпятиглавием, с востока примыкает пятигранная апсида, с запада — квадратная вплане трапезная. Все здание украшено каменной резьбой: наличники с причудливымизавитками, богатые многорядные карнизы с декоративными кронштейнами-модульонами,ажурные полукружия закомар украшают фасады двусветного четверика. Углы выделеныодинарными и сдвоенными трехчетвертными колоннами. На свободных от «узорочья»плоскостях стен расположены восьмиугольные ниши с росписью.  Барабаныпятиглавия отмечены изящной аркатурой. Центральный барабан — световой счетырьмя узкими проемами, угловые барабаны — глухие.
Реставрация 1950-х гг.вернула главам лемеховое покрытие (автор реставрации архитектор Г. Л. Кацко).Все помещения перекрыты сводами, стянутыми железными связями: в алтаре — граненый полусомкнутый свод, в трапезной — коробковый с торцевым лотком иглубокими распалубками над окнами.  Стены храма были покрыты росписью потрадиционной тематике — страдания Христа и сюжеты из Апокалипсиса, выполненныев 1722 -1725 гг. живописцем Михаилом Казариновым. Среди библейских сюжетов вверхнем ярусе юж. стороны куба выделялось изображение святого Христофора ссобачьей головой, с мечом в левой руке и крестом в правой (Христофор считалсяпокровителем охотников).  В стенах обнаружены голосники, улучшающие акустикухрама. На внутренних плоскостях свода выложены деревянные пятиконечные кресты сголгофами, утопленные в ниши, выполненные по форме крестов.
Часовня 85 убиенных
В ранней истории былоодно событие, которое до сих пор вспоминают в этих местах. Это был бой 85защитников Кондратьевой слободы (около устья Вишеры) с многократнопревосходившим по численности отрядом ногайских татар, шедших на Чердынь. Всерусские воины погибли в том сражении, и этот с виду незначительный эпизодзабылся бы в веках, если бы не чудеса, которые по легенде стали происходитьпосле этого. Плывущие на лодках вниз по реке чердынцы нашли на льдине телаубитых, из окон построенной памятной часовни иногда струился свет и т.п. Такили иначе, 85 защитников Перми Великой были чуть ли не канонизированы, доска сих именами и икона с 85 одноименными с ними святыми были помещены в часовню. Всоветское время часовня была разрушена, а на ее месте была поставлена небольшаястела. В XXI веке часовня была воссоздана на старом месте по старым чертежам иобмерам.
 
3.3 Музеи Чердыни какэкскурсионные объекты
 
Музей истории веры
Расположен в зданииУспенской церкви, построенной в 1784 году. Открыт 28 августа 2000 года, в деньУспения Пресвятой Богородицы.
Идея создания в Чердынимузея истории веры, посвященного истории Русской православной церкви, возниклау сотрудников Чердынского краеведческого музея им. А.С.Пушкина и былаподдержана главой местного самоуправления Чердынского района С.Ф.Миллером инаучной общественностью Прикамья.
Экспозиции музея, которыеназываются «Храмы земли Чердынской», расположены на двух этажах. Первое, чтосразу обращает взор посетителей – это роспись на тему «Страшного суда»,выполненная на стене при входе в трапезную. После революции фреска былазакрашена плотным слоем масляной краски, но вдруг, как рассказывают сотрудникимузея, обнажилась сама 11 сентября 2001 года.
Все росписи стен и сводоввыполнены мастером Сафоновым, поставщиком Императорского дворца. Вниманиюгостей представлены облачения священнослужителей, священные сосуды, иконы,особо почитаемые на Руси и в Чердынском крае: Св.Николая Чудотворца,Св.Праведного Симеона Верхотульского, Св. Великомученицы Параскевы, Св.Преподобного Серафима Саровского и других.
В экспозиции демонстрируютсяуникальные Святые плащаницы, расшитые серебряными и золотыми нитями, мельчайшимбисером, серебряными нимбами с аметистом и горным хрусталем; иконы и храмоваяутварь, а также пермская деревянная скульптура. По плану-чертежу А. В.Федосеева – восстановлен иконостас на втором этаже.
Краеведческий музей им.А.С.Пушкинав 1899 году основал Дмитрий Аристархович Удинцев (1862-1915)- председатель Чердынской уездной земской управы.
Собрание музея составляетболее 110 тысяч единиц хранения и включает богатейшие коллекции:«Археология» (с уникальными предметами Пермского звериного стиля ивосточного серебра VII-X веков), «Пермская деревянная скульптура»,коллекции «Иконописи», «Нумизматика»,«Этнография». Видное место принадлежит книжному собранию (XVI-XX веков),включающему уникальные экземпляры старопечатной рукописной книги, музей хранитисторические реликвии национального значения — оковы боярина М.Н. Романова(дяди первого царя из династии Романовых), воинские доспехи X-XV веков. Большойпопулярностью у туристов пользуется музей истории веры, находящийся в Успенскойцеркви.
 
3.4 ДостопримечательностиЧердыни
Не менее интересны посвоему архитектурному ансамблю и по истории и другие храмы земли Чердынской.
Но не только храмамиедиными, но и памятниками гражданского зодчества и выдающимисясоотечественниками гордится старинный город. До наших дней благополучносохранился купеческий особняк лесопромышленника Гусева. Усадьба была построенав годы расцвета дел купца (80-е годы XIX в).
Гаврила Петрович Гусев былхарактерным представителем Чердынского купечества, торговые операции которогоглавным образом касались перепродажи хлеба. Кроме этого, он торговал лесом иимел плотбище, где изготовлялись несамоходные суда.
После В.О. войны в зданииразместился Чердынский райвоенкомат, который и по сей день располагается вданном особняке.
Очень красива по своейархитектуре и богато оформлена усадьба купца Алина (Большого) – 2-ая пол. XIXв.
В усадьбу входят:особняк, контора, пушной амбар, конюшня и ямщицкая.
В.Н.Алин – богатейшийкупец Чердыни, поставлявший на российский рынок пушнину и битую птицу. Носилзвание поставщика двора Его Императорского Величества. Его годовой денежныйоборот превышал 250 тыс. рублей, а состояние оценивалось в несколько миллионоврублей. После его смерти дело перешло в руки его племянника, который в 1919году эмигрировал за границу.
В настоящее время зданиеусадьбы занимает детский дом. Необычен по своей архитектуре особняк,выстроенный одним из крупнейших чердынских купцов конца ХVIII–первой пол. ХIХв. Спиридоном Углицких.
Он вел обширную торговлюс Печорой и Камой. Долгое время был бургомистром Чердыни и удостоился зазаслуги в восстановлении Чердыни после пожара 1792 г. огромной по тем временам награды: его портрет находился в зале заседания городской Думы.
В настоящее время вздании находится детская библиотека. Чердынских купцов знали на Печоре, вМоскве и Петербурге.
На купеческиепожертвования открывались детские приюты и богадельни для «призрения сирых и убогих».Свидетелями того являются прекрасно сохранившееся здание богадельни (кон. ХIХв.), построенного по предложению Чердынского купца 1 гильдии Лунегова. В нашевремя в здании размещается детская школа искусств. Жертвовали торговые люди ина храмы, и на строительство городского водопровода, и на народное образование.До наших дней благополучно дожили: здание приходского училища (кон.Х1Х в.);здание реального училища (кон. ХIХ – нач. ХХ в.); здание ремесленного училища ит д. Богатую историю имеет каменный гостиный двор, возведенный в 1857 году.Вплоть до начала 1930-х годов здание использовалось по своему прямомуназначению. Затем двор был приспособлен под кинотеатр.
В 1958 году проводилиськапитальные работы по переоборудованию здания в широкоэкранный кинотеатр, апроемы аркады были заложены кирпичом, но не повреждены.
В 1986–88 гг. в зданиипроводились реставрационные работы. В настоящее время в здании бывшегоГостиного двора находится Дом спорта.
Именно так выгляделаЧердынь в ХIХ в., когда переживала период культурно-просветительскоговозрождения. На странице сайта только малая часть того, что вы можете увидеть,пройдя по улицам города. Мы уверены, что побывав в нашем городе хоть раз, у Васнавсегда останутся хорошие воспоминания о нем. С недавнего времени в чердынскомрайоне стал действовать центр памяти М.Н. Романова и получил широкуюпопулярность как среди местного населения, так и в области. Основной темойработы Центра и «Исторического театра» стали реальные трагические события,имевшие место в конце 16 начале 17 вв., распространение знаний об историческомнаследии. На основе исторических фактов составляются сценарии длятеатрализованного действия «Исторического театра», что позволяет приобщить кдуховному наследию не только специалистов, но и общественность, подрастающеепоколение, население края, туристов. Работа в этом направлении ведетсяпостоянно. Об этом свидетельствуют проводимые Центром областные и районныемероприятия. Благодаря театрализованным действиям профессиональных исамодеятельных артистов Вы сможете совершить увлекательное путешествие в 16век.
В начале XX века на местеего могилы была возведена деревянная часовня (в советские времена снесенная). Вполу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принялмученическую смерть. В 1913 году построена ограда (в основном сохранилась,уничтожена только царская символика). Нынешняя часовня, построенная в 2001году, ничем не напоминает свою предшественницу.
 
3.5 Природа Чердыни
 
Сама природа будтоговорит: Чердынь — феномен. Приезжая сюда, оказываешься в ином поясе —географическом, климатическом, историческом. Она отрезана от внешнего мира, снее начинается мир иной.  Чердынь — город-музей. Как Париж или Зальцбург, еенадо осматривать в первую очередь снаружи, и лишь во вторую — заходить в музеии храмы. А для того, чтобы понять и почувствовать, что Чердынь — воистинукнягиня гор, надо взобраться на один из семи ее холмов — лучше всего, Вятскийили Троицкий. Семь холмов — это не метафора. Как и положено истинной столице мира,Великая Чердынь расположилась на семи холмах, а нынешний заштатный городок,который свой городской статус сохраняет лишь в силу исторической привычки, этучерту столичности блюдет и подчеркивает. Каждый чердынец сообщит вам про семьхолмов. Да и самому нетрудно убедиться, глядя на город с самого высокого их них— Вятского.
Панорама отсюда —потрясающая. Если вам повезет с видимостью и в воздухе не будет морозной дымки,откроется фантастический пейзаж истинного Урала. Прямо под ногами — Колва.Вполне ничего себе речка, недавно еще судоходная. Широченные песчаные отмели,излучины, небольшая дельта, где впадает в Колву Чердынка. Глядя на нее,вспоминаются слова профессора-историка Георгия Чагина, местного уроженца,который семь лет заведовал здешним музеем. Именно он сказал, что Чердыньнаходится «в устье Вечности».
На противоположном берегу— бескрайний лес, до самого Уральского хребта. В не столь давние времена левыйберег Колвы входил в городскую черту. Здесь были выпасы, огороды, стоялиотдельные домики. А в дни церковных праздников вся Чердынь после посещенияхрамов садилась в лодки и плыла на левый берег — там были гулянья.  Сейчаспочти не видно на Колве лодок, разве что рыбачьи. А левый берег — живоеолицетворение дикости, все ближе обступающей историческую столицу ПермиВеликой.
Доминанта здешнегопейзажа — гора Полюд, один из главных «героев» романа Алексея Иванова «Чердынь— княгиня гор». Местные жители сравнивают его силуэт с постаментом Медноговсадника: действительно, похоже, но Полюд гораздо больше напоминает застывшую вдвижении волну — мечту серферов, с только-только начинающим заворачиватьсявнутрь краем. Если видимость хороша, то можно разглядеть скальные выходы назаросшей лесом горе, но вот украшение на вершине Полюда — это, увы, не сигнальныйфакел вогулов, а всего лишь телевизионный ретранслятор. Всем известна легенда оПолюде и Ветлане. Ветлан из Чердыни не разглядеть, но хорошо виден другойлегендарный камень — Помяненный. И на его вершине — скальные останцы, будтогигантские скульптуры, высеченные из камня.

Заключение
 
Сегодня Чердынь являетсяважным историко-культурным и туристическим центром Прикамья. В первую очередьэто объяснимо тем, что этот город сумел донести до современников своеархитектурно-ландшафтное своеобразие и исторический колорит. Своим обликом ижизненным укладом Чердынь во многом напоминает города Русского Севера —Каргополь, Тотьму и Сольвычегодск, давно ставшие своеобразными заповедникамитрадиционной русской культуры. Неторопливые прогулки по городу, раскинувшемусяна семи холмах, расположенных на берегу притока реки Вишеры — Колвы, даютвозможность ненадолго прикоснуться к жизни минувших столетий. В настоящее времяв городе возрожден Иоанно-Богословский монастырь в котором сохранилсяуникальный иконостас XVIII века. Значительный интерес представляют экспозицииодного из старейших на Урале Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкинаи его недавно открывшегося филиала «Музея истории Веры». В даннойработе подробно описана туристическая привлекательность Чердыни. Рассказано омногих исторических достопримечательностях. В этом городе сохранено немалореликвий, которые известные всему миру.

Список литературы
 
1. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. —Пермь, 2004.
2. sobory.ru/article/index.html?object=02967
3. cherdyn.permonline.ru/index.cfm?page=1
4. Красик Дмитрий Святая к Родине любовь… // Звезда. —2005. — 25 августа.
5. Курбатова Любовь Дань памяти защитникам земли Чердынской// Северная Звезда. — 2005. — 2 августа.
6. Тропинин Дмитрий Вспоминая героев минувших эпох // ДеловоеПрикамье. — 2005. — 2 сентября.
7. Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. —Пермь, 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :