ИСТОРИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГОГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРАИСТОРИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
КурсоваяработаТифлис как туристический центр (кон. XIX – нач. XX вв.)
студентки IV курса
вечернего отделения
Бурда Дарьи
научный руководитель к.и.н.Сухорукова Анна Сергеевна
Санкт-Петербург
2007
Содержание
ВступлениеГлава 1. Общийвзгляд на г. Тифлис
1.1 Краткий исторический очерк
1.2 Географическое положение
1.3 Тифлис как центр Кавказа
1.4 Прибытие в город
1.5 Строение Тифлиса
Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса
2.1 Армянский базар
2.2 Караван-сараи
2.3 Тифлисские бани
Глава 3. Культурныедостопримечательности г. Тифлиса
3.1 Улицы и площади Тифлиса
3.2 Сады Тифлиса
3.3 Музеи Тифлиса
3.4 Библиотека и театры ТифлисаГлава4. Памятники древностей г. Тифлиса
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
тифлискультурный туризм этнографический исторический
Работа, посвященнаягороду Тифлису конца XIX –начала XX вв. представляет собой несомненныйинтерес в историко-регионоведческом плане, давая довольно полную и яснуюкартину города в его туристическом аспекте, благодаря личным воспоминаниямпутешественников.
К концу XIX — началу XX вв. город Тифлис (столица Грузинского царства, а к началу XX века губернский город) представлял собойцентр Кавказа, будучи и туристским центром, о чем свидетельствуют очерки,описания туристов, работы исследователей и путеводители. Наличие путеводителейпо городу говорит об уже сложившейся туристской инфраструктуре в городе;путеводители содержали в себе рекомендации оптимального обзора городскихдостопримечательностей, адреса и карты для наилучшей ориентации прибывшего вТифлис туриста.
Источниками для анализапослужили воспоминания Маркова Е.Л. — исследователя, автора ряда педагогическихи критических статей, путевых очерков и поездок по России; путешественникаСидорова В.М., оставившего двухтомную работу с описанием поездок по России спрактическими рекомендациями для туристов; труд известных исследователейКавказа II пол. XIX в. Баркадзе Д.З. и Берзенова Н.Г. Немало сведений дляработы почерпнуто из книги Андреева А.П. оставившего исторические,этнографические и географические сведения, описавшего положение и структуругорода; и работы Шамраевского П.Ф., с обзором важнейших культурных и историческихдостопримечательностей города. Также в работе были использованы воспоминанияСвятловского В.В. – путешественника и известного экономиста, путешественникаЮшкова и др.
В курсовой работе краткорассматривается общая многовековая история Тифлиса, его географическоеположение, климатические особенности, этнографический диапазон, общее положениеТифлиса на Кавказе как административного и культурного центра. Основное жевнимание уделено выявлению культурных и исторических достопримечательностейгорода (история объектов, их описание и состояние) и мест отдыха и развлечений(по отзывам туристов, рекомендациям путеводителей), обычно посещаемых туристамив конце XIX века.
Таким образом, работадолжна дать представление о жизни г. Тифлиса обозначенного периода в качестветуристического центра Кавказского региона. Проведенное исследование может бытьполезным для интересующихся данным регионом и развитием туризма в нем.
Глава 1. Общий взгляд на г Тифлис
1.1 Краткийисторический очерк
ГородТифлис считается одним из старейших городов в мире. Древностью как город онуступает древнейшим городам Египта, Вавилонии, Персии, Финикии, Греции и Рима.Из городов Грузии он моложе Мцхета и Кутаиса.
Тифлис поочереднонаходился под влиянием греков, римлян, арабов, монголов и византийцев,оставивших свои следы в языках, нравах и учреждениях грузинского народа.Христианство в Грузии взяло верх над пытавшимся утвердиться язычеством,огнепоклонством, магометанством…
Об основании Тифлисасуществовало предание о том, как один из грузинских царей охотился в лесу иранил оленя, который бросился к одному из горячих серных источников, которымиизобиловала эта местность, и, подкрепив этим силы, скрылся из виду. Исследовавгорячий источник и узнав о целебности его вод, грузинский царь приказал заселитьэту местность, которую назвали Тбилиси. Название происходит от грузинскогослова «тбили» — теплый (имеющего индоевропейский корень). Легендаоткрытия тбилисских серных вод с некоторыми вариациями повторялась иотносительно серных баденских и богемских вод. Такое же название носили идругие города, известные своими горячими источниками: Tibilis в древней Нумидии, Toepliz в Богемии.
Изначально Тифлис былселом. В 330 году н. э. в царствование Вараз-Бакура персидский правитель этойчасти царства построил поблизости от села укрепление как оплот против Мцхета –древней грузинской столицы, — а в 469 г. царь Вахтанг-Гургаслан основал самгород Тифлис. Он делился на три части или квартала: собственно Тифлис,известный минеральными источниками, Калу или крепость, лежавшую к северу отТифлиса и на запад от реки Куры, наконец, Исани, отделявшийся от Тифлиса и Калымостом через Куру.
Впродолжение своего многовекового существования Тифлис неоднократно переходил вруки завоевателей (греков, монголов, турок, персов и др.), при чем не разподвергался сплошному разрушению. В последний раз в 1795 г. Тифлис был взятперсидскими войсками, под предводительством шаха Ага-Магомет-ханом. Город былразрушен почти до основания; большая часть жителей разбежалась, около 3 тысяччеловек было уведено в плен, остальные были убиты или замучены.
В 1800 г. при цареГеоргии XII Грузия была присоединена кРоссийской империи по Георгиевскому трактату, и для Тифлиса настала эра мирногокультурного развития. 1845 г. – Город Тбилиси переименован в Тифлис и сталцентром наместничества русского царя на Кавказе.
1.2 Географическоеположение
Местность, занятаягородом, находилась преимущественно в котловине и ограничивалась с югаСололакским хребтом, при спуске к р. Куре образовывавшим Дабаханское ущелье, свостока – Метехскими горами и с запада – горой св. Давида (Мта-Цминда); ссевера же местность была совершенно открыта и пересекалась в юго-восточномнаправлении рекой Курой, разделявший весь город на две части. (см.приложение 1).
Река Кура в пределахТифлиса в начале XX века теклаприблизительно 8 км, имея общее направление с северо-запада на юго-восток;берега реки были по большей части скалисты и круты с неровными расстояниямимежду ними. В черте города в правый берег Куры впадала речка Вера, две балки –Московская и Колючая и три оврага. Все они имели направление с запада навосток.
Климатические условиягорода находились в прямой зависимости от окружающих его хребтов с вершинами,покрытыми большей частью вечными снегами. Климат Тифлиса был относительноздоровым, средняя годовая температура составляла +12,7 С. В этом отношениигород признавался безусловно хорошим местом, и врачи причисляли его к такназываемым промежуточным станциям в деле климатического лечения.
Зимы в Тифлисепрактически не было, летом же бывало настолько душно, что жители выезжали изгорода, по крайней мере, на две недели. Пребывание в городе летом, по отзывамтуристов, было практически невыносимым: жара, удушливая пыль, ослепляющеесолнце, потеря аппетита, как результат, лихорадка и жажда. Лучшим временем годаздесь признавалась осень – теплая и с ровной температурой. В это же время городимел наиболее оживленный вид.
1.3 Тифлис как центрКавказа
Тифлис, бывшая столицагрузинского царства, а к началу XX в.губернский город, являлся центром Кавказа во многих отношениях; он был самымнаселенным городом, и в нем были сосредоточены все высшие в крае учреждения, атакже торговая деятельность края.
Преобладающую частьнаселения города в этническом отношении составляли русские – около 30%, за нимиследовали армяне – 29%, грузины – 27%, татары – 4% и проч.
По своему внешнему видуТифлис конца XIX – начала XX вв. представлял собой и европейский и азиатский город сузкими темными грязными переулочками и широкими проспектами, с маленькиминеправильными площадками и центральными площадями, с плоскими крышами зданий сбалкончиками.
Тифлис имел с ЕвропейскойРоссией три сообщения: сухопутное по Военно-грузинской дороге через Владикавкази два морских: через Батум по Черному морю и через Баку по каспийскому морю наПетровск и Астрахань. Последнее сообщение было возможно только летом.
Условия жизни в Тифлисепредставлялись сносными, и дороговизны, по сравнению с другими пунктами края,не было. Напротив, как во всех центрах, в которых сосредотачивалисьпромышленность, капиталы и существовала конкуренция, в городе жизнь считаласьдаже дешевле, чем в других местах.
Причины этих условийкрылись в следующем: 1) Тифлис был соединен прямым рельсовым путем с Россиейчерез Кавказские горы; 20 от города шли железные дороги в Баку, Джульфы идругие пункты; 3) Потийский порт соединял его самым удобным сообщением со всемизаграничными рынками; 4) во все окрестные пункты и города Тифлисской губерниибыли проведены прекрасные шоссе, облегчающие перевоз всевозможных продуктов; 5)топливо в Тифлисе было дешевым (преимущественно нефтяное из Баку иликаменноугольное из Тлибульских копей); 6) ближайшие окрестности Тифлиса,орошенные каналами – из р. Куры по правую сторону города и из р. Арагвы полевую – были покрыты садами и огородами, конкурирующими друг с другом дешевымифруктами и овощами; 7) то же орошение давало возможность развести вокрестностях Тифлиса рощи и парки на ближайших к нему горах и возвышенностях.
В деле же внутреннегоблагоустройства к концу XIXв., по мнению современников, городом была сделана лишь небольшая доля того, чтобыло необходимо для большого европейского города. Мало дало ему его более чем15-ти вековое существование.
1.4 Прибытие в город
Прибывшему в Тифлисупутешественнику в первые минуты трудно было осознавать, что он находился такдалеко, и он не мог привыкнуть к мысли, что находился в многострадальномгороде, в одном из самых древних поселений земли, что редкое место так обильноомыто кровью, как это, что его история составляла одну из печальнейших историйвсех городов.
При въезде в город туристдвигался мимо невзрачных зданий – духанов с курьезными вывесками: «Духанбелая роза» или духан «Духан райское место» и проч. Звуки зурны,доносившиеся из окон духанов и крики пирующих встречали путешественника,приехавшего в Тифлис. Расставшись с почтовым экипажем, взяв местный фаэтон илидругой вид конного транспорта, приезжие въезжали на главную улицу города –Головинский проспект (по имени первого русского наместника в Тифлисе ген-л. Головина).
Головинский проспектначинался от Почтовой площади и тянулся по направлению к Эриванской площади напротяжении 1,1 км; являлся, несомненно, центром тифлисской жизни. Массавстречавшихся на каждом шагу роскошных магазинов, красивых общественных ичастных зданий напоминали, как утверждали путеводители, лучшие улицы столичныхгородов. С ворот здания Почтово-телеграфного округа открывалась дивная панорамана весь Кавказский хребет, во главе с вечно белоснежными вершинами Эльбруса иКазбека.Центр проспекта был занят бульваром, обсаженным деревьями, почти всамом центре проспекта находился прекрасный дворец Наместника кавказского, анапротив него – городской сад, о котором более подробно будет сказано ниже.Привлекательность прогулки или поездки по проспекту усиливалась темивпечатлениями, которые оставляли после себя чудные виды, открывавшиесяпрактически с каждого его пункта, то на гору св. Давида, с белевшим вверхумонастырем, то на сновавшие на самую вершину горы вагончики электрическогофуникулера, то, наконец, на раскинувшийся вдали город и Метехские горы. Какправило, это были первые картины тифлисской жизни, встававшие перед глазамитуриста.
Дляприбывшего в город путешественника существовали современные гостиницы. Вкачестве лучших гостиниц в Тифлисе рекомендовались «Ориант» наГоловинском проспекте: 80 номеров от 1 до 15 руб. в сутки; «Лондон»на Михайловском мосту: 28 номеров от 1 до 10 руб. в сутки; «Кавказ»на Эриванской площади: 90 номеров от 1 до 5 руб. в сутки; «Россия» наГоловинском проспекте. Во всех гостиницах имелись рестораны. Кроме того, наДворцовой улице находился ресторан «Зимний сад» («Банковскийресторан»), где по вечерам играла музыка, и ресторан Мадера. Местные блюдаможно было попробовать в ресторане «Пур-Гвино» на Головинскомпроспекте, «Азиатский» на Эриванской площади, «Ваза» наМихайловской улице.
1.5 Строение Тифлиса
Река Кураделила город на две части. На её правой стороне находились следующие участки:предместье Вера с виноградными садами, Мтацминда с церковью св. Давида,Гарстубани, Сололаки (лучшая, аристократическая часть города), Харпухи иОрточала (тоже с садами). На левой же стороне лежали бывшая колония Тифлис(давно вошедшая в городскую черту) с садом Муштаид, старые и новые Куки,Чугуреты, Авлабар с Метехским замком (бывшим некогда царской резиденцией,превращенный в гражданскую тюрьму) и предместье Навтлуг, занятое военнымгоспиталем и другими казенными учреждениями. Кроме этого, Тифлис было приняторазбивать на две части – старый и новый города, азиатский и европейский.
РазделениеТифлиса на две части было очевидным по характеру улиц, построек и населению.Как следовало из путеводителей, старая (азиатская) часть города отличаласьскученностью построек, неправильными кривыми узкими улицами и переулками.Напротив, Сололаки, вся часть города от Эриванской площади до р. Веры, поправую сторону р. Куры и от Метехского замка до Муштаида по левую сторону, занемногими исключениями имела правильные прямые улицы. Постройки в этой частигорода имели европейский характер.
Глава2. Азиатская часть г. Тифлиса
Туристпереносился в старый туземный Тифлис, сбившийся у подножия древней историческойкрепости под защитой такого же старого Метехского замка, оберегавшего переправуКуры с другого берега. Здесь находился «настоящий исторический городдревнего Востока, город своеобразных азиатских обычаев, своеобразной азиатскойвнешности, несравненно более интересной туристу и художнику, чем весь простор иудобство новейшего Тифлиса» начала XX в.
Находившийсяс южной стороны Куры старый город Тифлис, с видневшимися на холме развалинамидревней крепости властителей Грузии манил к себе практически всехпутешественников."Человек попадал в азиатский город грузинскихцарей, бесконечный лабиринт темных и узких улиц и переулков, как в совсем вдругой город, сдвинутый на крутых берегах Куры, с его грязными и темнымипереходами, с его шумом и гамом, с его удивительной живописностью и красотойвосточной жизни. Крыши и навесы выдвигались вперед, верхние этажи выдавалисьнад нижними и образовывали полутемны галереи, спасая прохожих от удушающей жарыи палящего южного солнца. Тут смесь людей, животных, экипажей и одежд", — описывал один из путешественников старую часть Тифлиса.
Чтобыиметь представление о старом городе, прибывшему в город советовалосьостановиться на трех его характерных особенностях, удерживавших за собойместный колорит, не смотря на напор новых европейских порядков и устройстваописываемого времени. Это так называемый Армянский базар, караван-сарай ибани.
2.1Армянский базар
Армянскийбазар – это улица,состоявшая из двух параллельных рядов лавок (большая часть лавок в один ярус) сразными товарам, свежими и сушеными фруктами и припасами; здесь же шел рядмастерских-сокрняков, мастеров «туземной» одежды и обуви,оружейников, седельников, серебряных дел мастеров. Все было открыто: на востокеремесленники не скрывали своего искусства. Беспрерывное движение и пешком, иверхом, и в экипажах дополняло картину Армянского базара.
Припервоначальном устройстве этого базара как будто заботились о соблюдении прямойлинии, более, нежели при проведении улиц; но всё-таки в дальнейшем своемразвитии базар не мог обойтись без привычной кривизны. Замечательна былаустойчивость Армянского базара от влияния стихий и времени: кое-где лавкибросались в глаза своей крайней ветхостью; лишь верхняя часть базар былавынуждена принять реставрацию в европейском вкусе. Базар состоял из лавок стоварами, фруктами и припасами; мастерских и булочных, питейных и кофеен,цирюлен, харчевен. В расположении рядов, как отмечалось исследователямиКавказа, соблюдался некоторый порядок. Все нижние этажи, лавки, открытые всторону улицы, на которых на глазах у посетителя шла работа, вся пестротавосточной жизни была перед глазами. Хозяева лавок тут же производили все товары,на каждом шагу встречались группы словоохотливых азиатов. Здесь, посвидетельству туриста Сидорова В.М., можно было увидеть лица персов с чернымиглазами, с бородами, окрашенными в красный цвет хной, турок в красных фесках,черкесов и в их одеяниях, татар в их ермолках и пестрых халатах, нахмуренныелица лезгин, с их воинственными и стройными фигурами, ловких армян, заполнившихТифлис, красавцев грузин с их тонкими талиями пламенными глазами, — живойкалейдоскоп, от которого невозможно было оторвать глаз. Здесь, мылись, брились,одевались и раздевались, как у себя в спальне на этом родном для всехгостеприимном базаре. На каждом шагу встречались персидские кухни, в которых, восновном, все было чисто, вкусно и дешево. В них готовили кебаб, хаши, жарили шашлык,варили плов, сацеви, хихиртму, ежеминутно готовили свежие лаваши, потребляемыетолпой в больших количествах. Духаны были наполнены различных размеровбурдюками дешевого вина для пестрой базарной толпы. На армянском базаре можнобыло увидеть мушей, замечательно описанных практически каждым из туристов, — носильщиков, обладавших огромной силой, таскавших на спинах огромные предметы,как, например, комоды, наполненные домашним скарбом, получая за это мизерноевознаграждение. Муши, по заверению современников, славились своей честностью, иевропейский турист мог без опасения доверить им свой багаж.
Армянскийбазар служил вместе с тем многолюднейшей из тифлисских улиц, по которой с утраи до поздней ночи происходило беспрерывное движение и пешком, и верхом, и вэкипажах; где иногда по получасу не могли разъехаться арбы с круторогимибуйволами и немилосердно колотящими их восточными возницами, и где сразупоявлялся полицейский в кителе и с палкой, которая колотила не буйвола, авозницу, который принимал удары совершенно покорно.
К вечеру,по наблюдениям, вся эта оглушительная возня стихала, но не совсем: болееделикатные зажигали в своих лавках фонари, другие освещали их просто сальнымисвечами, вставляя их в кучу лобии или изюма, продолжая криком зазывать к себепокупателей. Для полной характеристики базара, следует отметить, что независимоот всей суматохи, свойственной любому торговому пункту того времени, на немзачастую разыгрывались борьба, импровизированные кулачные бои и другие игрища,устраиваемые мальчишками прямо на тротуарах. Но и взрослые ни мало незаботились о публике, выставляя на середину тротуара жаровни, преграждая путьящиками, тюками и т.д. Но неудобства этим не ограничивались, они существовалидаже в воздухе: холщовые навесы для ограждения товаров с оборванными грязнымикраями спускались настолько низко, что задевали головы прохожих, затрудняяпроход по тротуару.
Армянскийбазар служил как бы переходной ступенью о европейской части города в чистоазиатскую: татарский майдан и шайтан-базар. Располагавшиеся ещё далее, почти насамом берегу Куры. Это были уже типичные азиатские рынки, и обстоятельноезнакомство с ними, несомненно, представляло большой интерес для всякоготуриста.
Татарскиймайдан (теснаяплощадка, сжатая со всех сторон постройками в 1, 2 и более этажей), этаторговая площадь была как бы блистательным финалом, заканчивавшим житейскуюкомедию, разыгрывавшуюся на базаре, с теми же типическими особенностями. Майдан– сосредоточие уже не мелочной, а обширной торговли хлебом, солью, живностью.
Небольшаяплощадь майдана была замощена булыжником и охвачена убогими и грязными домами сразнообразными лавками внизу. Днем тут бывало обычно не особенно много народу,но тем не мене, жизнь так и била ключом. Следуя путеводителю и глядя на майданс обрывистого Сололакского хребта, можно было видеть головы людей и лошадей,буйволов, быков, ослов, иногда даже верблюда. Также всегда можно было встретитьпредставителей разнообразного населения Тифлиса. Но обычно туристу было труднодолго находиться среди шума и гвалта.
В лавкахблиз майдана продавали преимущественно живую рыбу, муку, свечи, фазанов, дикихкоз. Спустившись ниже и левее, посетитель оказывался в так называемом «обжорномряду», где помещалось много местных ресторанов; почти в любое время дня идаже ночи в открытом очаге каждого такого заведения пылал огонь, на которомготовились различные кушанья. Свернув налево в глухой переулок, посетитель могпройти в темные ряды или крытые галереи, в которых располагались лавки армян,торговавших московскими товарами, а также коврами, войлоком и другимипроизведениями Персии и Закавказья.
2.2Караван-сараи
Какутверждалось в современной литературе, турист совершил бы большую ошибку, еслибы от майдана не заглянул в один из тифлисских караван-сараев – этихоригинальных построек, свойственных лишь востоку. Между Армянским базаром имайданом располагались старый и новый караван-сараи. Без темных рядов необходился почти ни один азиатский город. Архитектура нового караван — сарая вобщем походила на подобные постройки в Персии.
Большиездания в два, три этажа с двором внутри; на каждый двор выходили галереи,проходившие вдоль каждого яруса, а на галереи открывались двери окна небольшихкомнат – келий, предназначенных для торговцев и их товаров. Комнаты былихолодными и сырыми, не меблированными; свет скудными струйками проходил смрачного двора через грязное окно, если таковое было прорублено около двери.Конечно, нужно было быть нетребовательным торговцем, чтобы занимать подобноепомещение. Но там мог располагаться каждый, кому заблагорассудится, и мог веститорговлю, не платя хозяину караван-сарая.
В лучшихже караван-сараях, где помещались ценные товары, нижние комнаты служиликонторой, а верхние – магазином или помещением для самого купца. Встречалисьтакже восьмиугольные караван-сараи с одним главным входом посередине и четыренебольших полу свода вокруг – в этих караван-сараях было приятно и в летнеевремя, благодаря прохладе. Движения и шума в караван-сараях было меньше, чем набазарах, так как в них производилась преимущественно оптовая торговля.Караван-сараи называли по имени какого-либо торговца или по товару,преимущественно продаваемому в нем; а также по именам наций или городов, ккоторым принадлежали приезжие, останавливавшиеся в них. Купленный товар,вынесенный на улицу, подлежал пошлине.
2.3Тифлисские бани
Тут же,среди хаоса улиц находились знаменитые тифлисские бани над сернымиисточниками, давшими имя грузинской столице. Эти бани составляли одну издостопримечательностей Тифлиса.
Если бы вТифлисе не существовало горячих минеральных ключей, безжизненная Тифлисскаякотловина, вероятно, могла бы никогда не заинтересовать собой не только царяВахтанга-Гургаслана, но и простого смертного, не сосредоточила бы в себенаселение, которому было суждено разрастись. Минеральные источники далиизвестность Тифлису с древнейших времен, и могли бы при своем рациональномустройстве послужить его превращению в важную бальнеологическую станцию, но таккак воды располагались в старой части города, и содержались большей частью неочень опрятно, пребывание больных при существовавших условиях не могло былобыть организовано гигиенически правильно.
Главнейшиеи обильнейшие из минеральных источников Тифлиса располагались усеверо-восточного склона горы Сеим-Абат, ближе к речке Дабахани. По своемухимическому составу эти воды принадлежали к серно-щелочным и были сходны сКотере в Пиренеях. Они постоянно служили для жителей Тифлиса как гигиеническоесредство. Физически свойства воды всех тифлисских минеральных источников былиодинаковы, кроме температуры отдельных источников на правой стороне Куры. Однииз них были устроены и проведены в бани, другие нет. Сверху бани представлялисьгруппой куполов, снабженных отверстиями для света и воздуха. Бани были общими иотдельными с тремя-четырьмя бассейнами. Существовали и особые номера,щеголявшие мраморными ваннами.
К концу XIX – началу XX вв. лучше остальных были обустроены бани княгини Грузинской,называемые Ираклиевскими, наследников Ивана Мирзоева, также лучшей баней считалась«Цихис-абано» (Орбелиановская), была наиболее посещаемой. Цены бань(кроме последних) составляли 1-1,5 руб. за час в номерах. При этих баняхнаходились туземные терщики, оригинальные приемы которых были картинно описаныещё Пушкиным в его «Путешествии в Арзрум». Эти бани были прекрасноотделаны по европейскому образцу (мрамор, при отсутствии дерева). ВОрбелиановских серная вода была не так горяча, как в Ираклиевских. Наибольшимсодержанием минеральных солей отличались бани «Гогило» наАвлабаре.Солей в «Гогило» было вчетверо больше, чем в другихисточниках, вследствие чего оно приобрело характер лечебного места, посещаемогострадавшими ревматизмом, кожными болезнями и пр.
Необустроенные же номера представляли собой просто каменные подвалы своего рода,глухие, сырые и мало приютные. Но если ещё в 80-х гг. XIX в. можно было найти 1-2 мраморных номера, то к началуXX в. практически все бани былиобустроены.
Порассказам путешественников, бани были действительно хороши и освежали в жаркиелетние дни. Бани не топились, а напрямую вели в свои бассейны горячую сернуюводу. В мраморном номере бани находился бассейн, разделенный на две клетки,глубина доходила до плеч. По правилам бань после каждого посетителя вода вбассейне менялась.
ВИраклиевской бане, к примеру, по сведениям путешественника Сидорова, посетителяпровожали в роскошный номер, весь выложенный мрамором и изразцами, освещенныйлампами, соседний номер предназначался для мытья. Терщик (банщик) вооружалсяшершавой перчаткой и коленкоровым мешочком. В номере бани обычно пахло серой.Терщик, уложив посетителя на скамью, проделывал манипуляции, свойственныевосточному мытью, этому знаменитому процессу ломания суставов – всех вместе икаждого в отдельности; начиная с первого сгиба пальцев на руках, он переходил кногам, затем к затылку, спинному хребту и т. д. Это вытягивание должно былопроизводиться с легкостью, чтобы посетитель во время процесса чувствовал толькоудовольствие и истому. Ломания сопровождалось хлопаньем ладонью. Однако средиотзывов туристов встречались обратные отзывы, в которых азиатский банщикназывался мучителем, который «всячески щипал и трепал, тряс и дергал рукии ноги, словно хотел вылущить их из суставов, крутил их назад, топтал спину иребра, тер ежовой рукавицей…». Посетитель бани дышал полной грудью; мышцыне утомлялись, а напротив, они как будто приобретали необычайную гибкость.Затем начиналось собственно трение. В заключение из мешочка с мылом выпускаласьпена, окутывавшая с головы до ног. Наконец, посетитель спускался в ванну –около 5 минут, наполненную синеватой серной водой, которая не жгла, не смотряна свою высокую температуру, а наоборот, нежила, успокаивала, погружала всладкую дремоту. Посетитель совсем не замечал неприятного запаха серы, которыйпри входе в номер очень чувствовался, и выходил в первую комнату, закутанный вчистые сухие простыни, чтобы немного отдохнуть.После бани в соседних персидскихкухнях можно было потребовать национальных блюд и вина, все горячие и вкусныеяства отлично елись, принесенные прямо с пылу, без тарелок, завернуты в горячиелаваши.
Глава3. Культурные достопримечательности г. Тифлиса
Тифлис,как уже было сказано, имел подобно Янусу, два лица: одно старое, другоемолодое, так его воспринимали современники. На первом были видны следы Азии,колыбели человечества, с ее застоем, традицией и остановившейся в известныхпределах культурой, которая не смотря на столь близкое соседство молодойсоперницы Европы, еще крепко держалась своих привычек, не желая отрешиться отвыработанного ей когда-то миросозерцания. Второе же лицо – прямо контраст спервым и по энергии и по типическим особенностям; в нем отражалась Европа с еепрогрессом и всеобъемлющей цивилизацией.
3.1Улицы и площади Тифлиса
Правая европейскаясторона города начиналась от Военно-грузинской дороги Ольгинской улицей. На нейнаходилось большое здание Военно-окружного суда, повивальный институт инесколько кирпичных заводов, совершенно неуместных на этой улице. Она имеланесколько боковых улиц и переулков, в том числе Верийский спуск, по которомупроходила конно-железная дорога и следовала далее по мосту на другую –восточную – сторону Куры. Возле большого дома управления Почтово-телеграфногоокруга, называемого Разгонной почтой, где помещались почтовые экипажи,начинался Головинский проспект — блестящая улица, по которой скользили конки,на которой находились лучшие рестораны, гостиницы, здания. Здесь блисталисвоими выставками товаров прекрасные магазины, бесчисленные погребки скавказскими винами, фасады всевозможных общественных зданий, музеев,библиотеки, гимназии, дворца, нового театра, почты и др., служившимипродолжением Ольгинской улицы.
В зданииРазгонной почты можно был взять экипаж по городу:
час погороду:
- в крытых дышлевых(фаэтонах) – 60 коп.,
- в открытыхэкипажах (дрожках) – 40 коп.
за проездв один конец:
- по городу вкрытых – 30 коп.,
- по городу воткрытых – 20 коп.
Головинскийпроспект перед самой Эриванской площадью сужался в виде короткой и блестящейДворцовой улицы, сплошь покрытой блестящими витринами магазинов, выходил на Эриванскуюплощадь.
Эриванскаяплощадь располагалась на правом берегу Куры, ограничивалась Пушкинской улицей икварталами. Площадь была крайне оживлена вследствие обилия магазинов,расположенных на самой площади (в караван-сарае), так и по её сторонам. Наплощади находились здание Городского управления, Штаб Кавказского военногоокруга и Духовная семинария. Нижние этажи зданий, окружавших площадь, былизаняты магазинами и ресторанами, площадь же, по мнению путешественника СидороваВ.М., напоминала и по своему положению в городе и по значению знаменитую Пуэртадель Соль Мадрида. Караван-сарай был полон магазинов, где царила вечная суета.Нижний этаж – это небольшие, довольно грязные и непрезентабельные азиатскиерестораны, которые размещались в подвальном этаже и предлагали посетителям своивосточные яства. В караван-сарай вели две широкие лестницы, а возле негонаходился небольшой сквер с южной зеленью, с бюстом Пушкина, вокруг которогосновали газетчики, продавцы фруктов и всевозможных восточных сладостей.Продавцы цветов, армяне с кувшинами… Из зданий, расположенных вокруг площадиобращали на себя внимание красивой архитектуры городской дом, гостиница «Кавказ»,помещение Коммерческого банка, меблированные комнаты «Дворцовые», «Империал»и др.
Другаяплощадь, которую следовало осмотреть, – Воронцовская располагалась вчасти города, лежавшей на левой стороне Куры, около Михайловского моста. Вцентре площади находился памятник князю М.С. Воронцову. Главным образом, Тифлисстал европейским городом при князе Воронцове. Памятник князю был сооружен в1867 году у Михайловского моста, построенного в бытность Кавказским наместникомв ознаменование заслуг Воронцова. Со смертью бывшего наместника грузинскоедворянство выразило желание воздвигнуть князю памятник в Тифлисе. Наместниктого времени князь Барятинский поддержал это намерение, и для его осуществлениябыла открыта подписка во всех сословиях общества. В непродолжительный срок былисобраны деньги, и памятник была заказан профессору академии художнику Пименову,но он умер, так и не окончив работы. Окончить памятнику пришлось ученикуПименова художнику Крейгагу. Статуя из бронзы была отлита в Петербурге, и вконце 1886 г. доставлена в Тифлис и установлена на пьедестале. На памятнике кн.М.С. Воронцов стоял на высоком пьедестале с непокрытой головой, в накинутойшинели; в руках у него была папаха и фельдмаршальский жезл. На пьедестале быласделана надпись «Князю Михаилу Сергеевичу Воронцову. 1845-1854»Вокруг памятника была сделана красивая ограда из пушек с цепями; по углампоставлены 4 фонаря.
Остальныеплощади, по мнению составителя путеводителя, не представляли для туристаособого интереса: Почтово-телеграфная (у начала Головинского проспекта),Давидовская, Георгиевская, Хлебная. Экзаршеская, Татарская (на Авлабаре),Николаевская, Артиллерийская, Кладбищенская.
ОтВоронцовской же площади начиналась Михайловская улица. До 1862 г. улица быланемецкой колонией, где были поселены в 1819 году Виртембергские немцы, и быланазвана «Тифлис», но в том же году по просьбе колонистов, она вошла всостав города для того, чтобы пользоваться городскими правами. Улица была однойиз самых длинных Тифлиса (около 2х км). После Головинского проспектаМихайловская улица была первой по оживленности движения, что объяснялось, главнымобразом, тем обстоятельством, что она служила кратчайшей дорогой, соединявшейправый берег Куры и часть левого – с вокзалом и привокзальной частью города.Улица вся была обсажена акацией и пирамидальными тополями; славилась множествомсадов, расположенных на ней; она же приводил и к лучшему саду Тифлиса –Муштаиду.
3.2Сады Тифлиса
Сад Муштаидбыл основан в 20-х годах XVIIIстолетия главой персидского духовенства – Муштаидом, переселившимися на Кавкази получившим от русского правительства участок земли на месте сада Муштаид.Через десятилетие Муштаид был отдан в аренду частным предпринимателям,использовавшим его под различного рода увеселения. В таком положении саднаходился до 1887 года, когда при решении вопроса о выборе места под КавказскуюШелководственную станцию, саду было отдано предпочтение перед другими участкамии последний, таким образом, перешел в ведение Министерства Государственныхимуществ. Сад обладал прекрасной растительностью, был опрятным и не страдалобилием пыли, которая обычно наполняла в летнее время прочие сады Тифлиса,находившиеся в центре города. Эти преимущества, а также выгодное в планекрасоты соседство с рекой, сделали Муштаид любимым местом прогулок тифлисскойпублики. В саду в летнее время в определенные вечера играла музыка, при садебыл открыт буфет (ресторан).
Вюго-западной же части города в ущелье Сололакского хребта располагался весьмакрасивый сад -Ботанический. Место, занимаемое садом, принадлежалонекогда грузинскому царскому дому. До 1896 г. Под садом находилось всего около6 десятин, из которых под садовыми насаждениями, цветниками и питомникамисостояло только 2 десятины, остальная же площадь сада находилась под различнымипостройками. С 1896 по 1903 г. Для расширения сада были приобретены,последовательно, смежные участки у различных частных владельцев, увеличившиеплощадь до 57 десятин. С увеличением территория представилась возможность кболее правильной и широкой организации составления в саду всевозможныхколлекций растительного царства. В саду имелись оранжереи, заключавшие около1000 видов растений, преимущественно жарких и умеренно-теплых стран, музей(около 3000 предметов), гербарий (около 1000 видов). Кроме того, при садеимелась школа садовых рабочих. В верхней части сада находился небольшой водопад,а на высокой скале – развалины дворца грузинских царей. Вход в большую частьсада был бесплатным и разрешен для всех. Для входа же в акклиматизационноеотделение (оранжереи, цветники и проч.) необходимо было разрешение УправленияУполномоченного министра Государственных имуществ. В сад можно было проехатьчерез азиатскую часть города, вернуться же можно было пешком по северномусклону хребта мимо армянских церквей св. Богородицы и Монгнинского собора. Навсём пути вплоть до входных ворот сада открывались чудные виды на город иокрестности.
Однако же,как отмечал путешественник и исследователь Марков, в саду бывало довольнозначительное количество пьющего и поющего народа. Ботанический сад, как идругие, был местом публичного гулянья, где большей частью кутили тифлисские «кинто»- уличные разносчики, торговцы. В саду можно было услышать грузинскую музыку,однако оркестр из различных национальных инструментов и музыка без мелодии игармонии нравилась, скорее, лишь самим грузинам.
Третий,наиболее известный сад – Александровский располагался почти в самомцентре города, состоял из двух отдельных садов: нижнего – более обширного иверхнего – меньших размеров. Средняя и верхняя части сада имели различноеназначение в более раннее время: верхняя часть сада служила кладбищем, асредняя находилась в частном пользовании. Сад был обустроен в 1859 г. принаместнике князе Барятинском, которым были скуплены эти участки, вошедшие всостав Александровского сада. Публика очень полюбила построенный Барятинскимсад, и там всегда можно было встретить массу гулявших; но в конце 80-х гг.часть деревьев на верхней площадке, примыкавшей к Головинскому проспекту,вырубили для Военно-исторического музея; сад же стал излюбленным местомприслуги, солдат и т.п. Сам сад был густо засажен деревьями разнообразных породи украшен во многих местах клумбами цветов. При входе в главные ворота ютиласьнебольшая часовня изящной архитектуры во имя св. Благоверного князя АлександраНевского, воздвигнутая в память спасения царской семьи на станции Борки в 1888г. Весь сад был обнесен красивой железной решеткой и содержался в образцовомпорядке и производил, по отзывам, крайне приятное впечатление.
Также вобоих концах Тифлиса с предместьями Вера – с северной стороны, Орточалы – сюжной, городские жители содержали сады и имели много духанов для продажинапитков и съестных припасов. В Орточалах садов было гораздо больше, были и те,которые снабжали город фруктами и овощами, в некоторых выделывалось вино, но неочень высокого качества.
3.3Музеи Тифлиса
ВАлександровском саду находился упомянутый выше Военно-исторический музей.Он был заложен в конце 80-х гг. XIX в.в увековечение подвигов русской армии при завоевании Кавказа. Здание музеявыходило фасадом на Головинский проспект; это было тяжелое по своей архитектуресооружение, освещавшееся через стеклянную крышу; фасад здания был украшендесятью большими досками с изображением на них золотыми буквами важнейшихсобытий Кавказской войны, и двумя другими с выписками из ноты грузинскогопосольства 1800 г. и манифеста императора Александра I 1801 г. Перед фасадом музея был разбит красивый палисадник срешеткой, поддерживаемой вместо столбов турецкими медными пушками с сидящим наних сверху двуглавыми золотыми орлами. В музее были собраны различные трофеивойны, картины Рубо, Айвазовского и других художников, изображавшие выдающиесямоменты борьбы России на Кавказе, портреты героев войны и т.д. Вход в музей былбесплатным.
До 90-хгг. в Тифлисе из музеев существовал лишь Кавказский естественно-историческиймузей. Музей находился на углу Голвинского проспекта и Николаевской улицы,был открыт в 1867 г. Инициатива его основания принадлежала члену КавказскогоОтделения императорского Русского географического общества В.А. Сологубу,поднявшему этот вопрос на заседании общества в 1852 г. Тогда же из среды членовобщества была избрана Дирекция для организации будущего музея. 21 мая того жегода были ассигнованы деньги для приобретения естественно-историческихколлекций. Ощущая крайний недостаток в материальных средствах, Дирекцияобратилась к общественному участию. Но с 1857 г. интерес к музею стал падать,причиной этому послужили отчасти военные действия на западном Кавказе; в 1861г. Дирекция была упразднена. В 1864 г. по окончанию военных действий вниманиевновь было обращено к учреждению. Результатом было приглашение для руководствамузеем Г.И. Радде (известного натуралиста и путешественника по Азии), которомумузей всецело был обязан своим превосходным устройством и полнотой содержания.2 января 1867 г. музей был официально открыт наместником Великим княземМихаилом Николаевичем.
Музей, помнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы тоговремени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленькийдворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимомуисследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней историиКавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор илесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой дваяруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле;потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенахнаходились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками.Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И,конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала,наполнявшего шкафы и витрины.
Музейзаключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографическийи археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел,преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленныхпредметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводительзачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался увхода за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительноотзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научитьсяв виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни безсоответствующего перевода на русский язык.
Музей былоткрыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за входсоставляла 20 коп.
Третиймузей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы,в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция,учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью вкрае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затемлаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся кразведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станциязанималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические итеоретические курсы для учителей народных школ.
Главноездание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собойкрасивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивалисьвсе помещения административного характера, многочисленные лаборатории,библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музеязаключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделаместественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариваниюкоконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимоэтого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различныхизделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рациональноговедения операций. Указания и способы работы на станках любезнодемонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний пошелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатноепрактическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, чтоэто казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, аширокие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно всостоянии было принести.
Станция сохватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробногоосмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключениемпраздничных с 9 до 15 часов.
3.4Библиотека и театры Тифлиса
ТифлисскаяПубличная библиотека такжепредставляла собой одну из достопримечательностей города. Она была основана в1846 г. при кн. М.С. Воронцове и заключала в себе до 30 тысяч томов,содержавших информацию по большей части о Кавказе и близлежащих странах. Онабыла одной из богатейших библиотек Азии того времени. В фундамент книжныхбогатств библиотеки легли, главным образом, книги из знаменитой когда-тобиблиотеки князей Никиты и Александра Меншиковых, принесенных в даргенерал-адъютантом кн. В.А. Меншиковым. Затем следовали весьма ценныепожертвования Кавказского Горного управления и Кавказского Статистическогокомитета.
Пользованиебиблиотекой было затруднено неудобным временем (между 12 и 18 часами), когдався интеллигенция Тифлиса находилась на службе в различных учреждениях; попраздникам и в вечерние часы библиотека была закрыта. Публичная библиотекапомещалась напротив дворца Главнокомандующего в казенном доме, симметричноКавказскому естественно-историческому музею.
Сверхуказанных достопримечательностей приезжие обычно посещали дом, в котором жилПушкин в 1829 г., помещавшийся на Пушкинской улице напротив заднего крыльцакараван-сарая Тамамшевых. Это был старый двухэтажный дом с мраморной доской снадписью: «Александр Сергеевич Пушкин жил в этом доме в 1829 году».
Изувеселительных мест Тифлиса конца XIX — начала XX вв. можновыделить театр.
Началотеатральных представлений на русском языке в Тифлисе относится ко времени наместничествана Кавказе генерала Нейдгарта в 1844 г. Первый тифлисский антрепренер былотставной губернский секретарь Г.П. Яценко. Театр помещался в частном доме ибыл до крайности плох. С приездом на Кавказ наместником Воронцова былорганизован театр в здании казенного манежа; начались работы по его устройствуи организации. Казенный театр располагался на Головинском проспекте и былоткрыт в 1896 г. при Главнокомандующем генерал-адъютанте С.А Шереметеве.Роскошное здание театра в мавританском стиле поражало гармоничным сочетаниемграндиозности с общей легкостью всей постройки. Весь передний фасад здания былукрашен скульптурной орнаментацией в том же стиле; художественность рисунка итонкость техники в исполнении самых мельчайших деталей орнаментов – не оставляли,по сведениям, желать лучшего. Внутренняя отделка вестибюля, зрительного зала ивсех остальных помещений были исполнены с не меньшей художественностью,красотой и выдержанностью общего стиля.
Так какказенный театр существовал благодаря постоянным казенным субсидиям, его назваликазенным. Театр сдавался частным антрепренерам на определенных условиях, и внем ставились оперы и драмы. Труппы большей частью бывали вполнеудовлетворительными, и некоторые из тифлисских артистов попадали наимператорские сцены. Стоимость самых дорогих лож в театре на оперу составляла13 руб., драму – 11 руб., стулья первых рядов – 1, 10 руб. и 1, 20 руб., местаже в галерее – 47 и 37 коп.
ПомимоКазенного театра в Тифлисе существовал Театр грузинского дворянства (театр ДворянскогоЗемельного банка) на Дворцовой улице, где иногда играли местные труппы; и Театртифлисского Артистического общества.
Крометеатров в Тифлисе существовало постоянное помещение для цирка в концеГоловинского проспекта. Постоянной труппы в цирке не было, но почти каждую зимудавала представления труппа Никитина. В остальное время в цирке иногда давалипредставления заезжие фокусники и концерты хоров.
Глава4. Памятники древностей Тифлиса
Памятниковглубокой старины в Тифлисе находилось не столь много, как это можно было быожидать по его 1500-летнему существованию. Причина этому лежала как в техмногочисленных разрушениях, которым он подвергался в течение своегосуществования, так и в том, что при этом все перенесенные Тифлисом нападениянеприятелей носили характер фанатичной религиозной борьбы. Каждый изнеприятелей старательно уничтожал все, что оставалось от предыдущих временкасательно политической и религиозной обособленности страны.
ДостопримечательностиТифлиса сводились по преимуществу к соборам и церквям. Здесь будут указанынаиболее важные из них.
Из храмовпрежде всего необходимо остановиться на Сионском соборе, лежавшем вазиатской части города на улице с тем же названием. Этот собор ко временисвоего основания относился ко времени основания самого Тифлиса. Собор был однойиз важнейших святынь Грузии и, вместе с ним, кафедрой архиепископа-экзарха.Первое основание ему было положено в V веке Вахтангом IГургасланом, который основали Тифлис; однако постройка была окончена лишь в VII веке на средства некоей вдовы. С техпор храм много раз подвергался разорениям и разрушениям. Храмовая живопись XIX в. принадлежала кисти князя Г.Г.Гагарина (1850 г.), в 1884 она была реставрирована, и в храме был сделан пол измраморных плит.
Своимвнешним видом собор решительно не выделялся среди других построек азиатскойчасти города. Восьмиугольная башня шатром, заостренная кверху, с высокимиокнами. Внутри это был византийский собор с обычным сводом купола и широкимипарусами пилястров, расписанный сплошной пестрой живописью. Но Византия тут ужезаметно перемешалась с Персией, игравшей долгую и важную роль в жизни Тифлиса.Мавританские арабески, мавританские вырезы арок сообщили несколько восточныйхарактер византийскому стилю собора; оригинальнее всего выглядели изящные аркииконостаса. Своды, арки, амбразуры окон, пилястры, – все горело золотом, яркорасписанным оригинальными разноцветными узорами. По поясу купола славянскойвязью был написан текст из Евангелие.
Из числаредкостей Сионского собора особенного внимания посетителей заслуживал крест св.Нины (просветительницы Грузии) – крест из толстой виноградной лозы,перевязанной. По преданию, волосами св. Нины. Сначала крест находился вМцхетском соборе, но в последствии, в силу исторических неурядиц, постояннопереходил из рук в руки. В города Армении и Грузии, пока не был завезен вРоссию, откуда, при присоединении Грузии, рескриптом Александра I был передан на хранение Сионскомусобору.
Помимокреста св. Нины в Сионском соборе хранились некоторые другие святыни иисторические редкости, например, икона Сионской богоматери всеребряно-вызолоченной раме, с короной, вся осыпанная драгоценными камнями. Онабыла пожертвована собору сыном царя Вахтанга VI в 1762 г. и заменяла собой древнюю храмовую икону, пропавшуюв XVIII в. В соборе также хранилась весьмадревняя ниноцминдская икона, несколько великолепных митр древних епископств ит. п. Кроме первых строителей храма в нем было похоронено много других лиц, втом числе князь Д.П. Цицианов – один из первых главнокомандующих Кавказа,генерал Лазарев и много других лиц из дома князей Орбелиани. В 1894 г. быловысказано предложение очистить местность вокруг собора от бедных и жалкихпостроек, стеснивших храм со всех сторон, от чего он, конечно, много выигрывал.
Другой уцелевшийдревний храм Тифлиса – Анчихатский во имя рождества Пресвятой Богородицына Анчисхатской улице в старой части города. Храм был основан в конце XVII в. католикосом Дементием (здесь жиликатоликосы, приезжавшие из Мцхета, и эта церковь служила им подворьем). Своеназвание Анчисхатская церковь получила от древнейшей иконы с изображениемХриста, вывезенной из села Анчи. Царица Тамара украсила ее серебряной ризой идрагоценными камнями. Киот этой иконы был сплошь покрыт изображениямипраздников, каждый праздник был окаймлен характерным орнаментом, от котороговеяло глубокой грузинской стариной. Стиль архитектуры церкви былдревнегрузинским.
Метехская церковь была основана в V в., находилась в крепости Метехи,служившей в XIX в. тюрьмой, в предместье Авлабар.Метехская церковь была первоначально и придворным храмом, и подворьемкатоликосов. Ее купол, хотя и имел характер древнего зодчества, был сделанпозднее. С 1661 г. в церкви был сделан пороховой магазин, но при Ираклие в XVIII в. была возобновлена и украшена. В1795 г. церковь была разрушена войсками персидского шаха, в особенностипострадала внутренняя отделка. Возобновлением занялся Георгий XII, а затем ремонт был воспроизведен в70-х гг. XIX в. В приделе церкви находиласьмогила св. Шушаники, замученной в 458 году за веру ее мужем, изменившимхристианству. Храмовая икона пропала в 1795 г. и была заменена новой,присланной из Петербурга.
Церковьсв. Давида такжепринадлежала к числу величайших святынь грузинского народа, она возвышалась надТифлисом над Мтацминдской горе. Церковь служила предметом особого поклонениягрузинского народа. С ее именем и постройкой была связана память о св. Давиде,в котором грузины видели устраняющего женское бесплодие, великого пророка.Причина той силы религиозных чувств, которые из поколения в поколение хранилгрузинский народ к этому памятнику, заключалась не в преклонении церковноймассы перед жизнью святого человека, не в древности памятника и не вживительной силе воды, бившей из скалы Мта-Цминдской горы; причина лежала вдуховной психике. С историей возникновения храма было связано воспоминание онесправедливости, совершенной когда-то святому, и как искупление греха предков.В их потомках явилось то глубокое религиозное чувство преклонения, мольбы опрощении, которое они обнаруживали, став лицом к лицу к памятнику невиннойжертве – церковью св. Давида. После запустения, наступившего в 1617 г. послеразорения войск персидского шаха, храм был капитально отреставрирован в 1809 г.В день праздника Мта-Цминда, приходившейся в первый четверг после Пасхи, сюдастекалась масса богомольцев для поклонения святыни.
В церкви,как отмечалось, особенно интересны были стены, подпиравшие скалистый сырецгоры, с пробитыми в них переходами и окошечками. С таинственным подземнымбассейном священного ключа. Источник воды, освежавший и целительный, лежал воснове исстари чтимой святыни. Грузинки, приложившись к иконе, обходили церковьтри раза; бездетные женщины пили воду из источника, веря в его оплодотворяющуюсилу. Северная сторона храма, куда спешили женщины после молитвы, вся былаусеяна мелкими камешками, довольно крепко приставшими ней. Приставший к стенекамешек означал исполнение желания.
Но помиморелигиозного значения церковь св. Давида должна была быть отмечена как местопогребения великого русского писателя – А.С. Грибоедова. У церкви имелсяискусственный грот, в котором находилось три памятника. Средний из них состоялиз черного мраморного пьедестала с бронзовым крестом на нем, к подножиюкоторого склонилась фигура плачущей женщины. На пьедестале под барельефом,изображавшим голову писателя, находилась надпись с именем, датой рождения иубийства. Кроме этого памятника в гроте находилось два других: под одним былапохоронена Нина Александровна (урожденная Чавчавадзе), поставившая памятникГрибоедову; а под другим – племянница Грибоедова.
Тесныйдворик храма был полон могильными камнями и гробницами с разными громкимиименами. Местная благочестивая знать исстари дорожила этим привилегированнымместом погребения и не жалела на это средств. Вид на Тифлис с узкой террасыцеркви был единственным в своем роде; отсюда город можно было изучать как поогромной карте.
Поднятьсяк церкви можно было вверх от Давидовской площади, откуда прямо к церкви виласьв гору пешеходная тропа. Подъем был довольно крут, но путеводители уверяли, чтонебольшой отдых на каждом повороте тропы и красота открывавшихся видов снималиусталость, давая желание подниматься всё выше.
Следуетотметить также такие тифлисские храмы как Квашетунская церковь св. Георгия,Калоубанская церковь св. Георгия, Дедубийская церковь во имя Богоматери, атакже древнюю армянскую церковь – Ванский собор, построенный в конце VI в. Он находился близ старого городаи служил кафедрой для армянских архиепископов. Предание приписывало основание соборатурецкому паше, принявшему христианство. В храме была похоронена супругацаревича Александра, царевна Мария Грузинская; в ограде церкви – генералыТер-Гукасов (один из лучших воинов Кавказской войны), Лазаерв и др. Колокольнясобора была покрыта голубыми изразцами, имела сквозную головенку на вершине.Сам собор производил на туриста приятное и характерное впечатление храма.Внутри храм имел три алтаря. Бесконечно долго можно было любоваться армянскимсобором, по словам туристов.
Из храмовже конца XIX в. нужно указать армейский собор вАлександровском саду, заложенный в 1848 г. и прекрасный собор рядом с дворцовГлавнокомандующего, обещавший быть одним из украшений Тифлиса. Он был заложен в1871 г. императором Александром II впамять Кавказской войны; постройка была начата в 1888 г. после посещенияТифлиса Александром III.
Эти храмынаиболее часто встречаются в воспоминаниях посетителей и в описанияхпутеводителей.
Заключение
Такимобразом, рассмотрев положение г. Тифлиса в период конца XIX — начала XX вв., можно заключить, что этот старейший город, являясьадминистративным и экономическим центром Кавказа, был, помимо этого, итуристическим центром, о чем свидетельствовало наличие путеводителей ивоспоминания путешественников.
В Тифлисеимелись современные гостиницы, экипажи, рестораны; турист мог посетить хорошиеевропейские магазины, прогуляться по широким проспектам, оценить архитектуруплощадей и улиц, насладиться красотой и зеленью тифлисских садов.
Интересныемузеи, привлекавшие посетителей своими коллекциями и оформлением, публичнаябиблиотека, театры и памятники могли заполнить культурный досуг приезжего.
И,конечно, важнейшим фактором, влекущим туристов в сердце Кавказа конца XIX века, являлся восточный дух города,его местный азиатский колорит, что обеспечивалось естественным разделениемгорода на старую (азиатскую) и новую (европейскую) части.
Знаменитыетифлисские серные бани, никого не оставлявшие равнодушным принимали туристов,оставивших яркие описания; базары и караван-сараи – неотъемлемую черту востокаможно было посетить в Тифлисе.
Вследствиесвоей многовековой истории город оставил для обозрения и посещения соборы ихрамы с их историей, святынями и драгоценностями, чтимыми грузинами и армянами,восхищавших российских туристов.
Тифлис имелвозможность принимать туристов, обеспечивая условия для культурного ирекреационного отдыха, привлекая своей историей и особенностями традиций иобычаев края, своим неповторимым колоритом.
Списокиспользованной литературы
Источники:
Леклерк Ж.Ж. Поездка на Арарат //Русское богатство. 1892. №11.
Марков Е.Л. Очерки Кавказа. СПб, М.1887.
Марков Е.Л. Россия в Средней Азии. Т1. СПб. 1901.
Мордовцев Д.Л. Восхождение на горуАрарат. СПб. 1908.
Пребывание шаха Наср-Эддина в России.СПб. 1889.
Сидоров В.М. По России. Ч 2. Кавказ.СПб. 1897.
Святловский В.В. В Азии // Русскоеобозрение. 1893. Т 22. №1.
Юшков Н.Ф. Путевые очерки и картины.Пенза. 1878.
Путеводители:
Археологический путеводитель поТифлису. Тифлис. 1881.
Карманный полный путеводитель по г.Тифлису. Тифлис. 1889.
Путеводитель по Тифлису. Тифлис.1896.
Лебедев А.А. Путеводитель по городуТифлису. Тифлис. 1904.
Тифлис и его окрестности. Тифлис.1890.
Литература:
Андреев А.П. От Владикавказа доТифлиса. Тифлис. 1895.
Баркадзе Д.З. и Берзенов Н.Г. Тифлисв историческом и этнографическом отношениях. СПб. 1870.
Шамраевский П.Ф. Тифлис и егодостопримечательности. Тифлис. 1907.
Краткий исторический очерк городаТифлиса. Тифлис. 1880.