Реферат по предмету "Философия"


Философия и ее история

--PAGE_BREAK--Литература и искусство как одни из первых форм выражения идей Возрождения. Данте Алигьери. Ф. Петрарка. Дж. Боккаччо.
Возрождение идеалов античности. Марсилио Фичино. Учение о «всеобщей религии» Пико дела Мирандола.
Политические и этические учения. Николо Макиавелли.
Новое естествознание. Леонардо да Винчи. Николай Коперник. Джордано Бруно.
Представления гуманистов о идеальном обществе. Томмазо Кампанелла.
Тема 3. Философия Нового времени.
1.         В чем новизна и особенности философии Нового времени, ее основные направления и представители?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 43-72
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.126-132
Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания — Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт — понятие метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм — направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником  познания и критерием его истинности.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Френсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
2.         Чем определяется место классической немецкой философии в истории культуры? Ее представители?
Источники:
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.133-141
И. Кант. Понятие трансцендентальности. Этическое учение.
И.Г. Фихте. Учение об автономности “Я”.
Ф. Шеллинг. Идея “абсолютной идентичности”.
Г. Гегель. Объективный идеализм. Понятие об “Абсолютной идее”. Диалектика, как логика и теория познания.
Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.
Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма. В философских концепциях И. канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера создания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами природы. Величайшим достижением явилось учение Гегеля о диалектике.
Тема 4. Философская мысль в России.
1.         Каково место русской философии в мировой культуре? Ее основные проблемы и представители?
Источники:
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.141-157
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 73-89
История русской философии -одна из важнейших составных частей мировой культуры. Говоря о русской философии, имеют в виду, прежде всего те произведения русских мыслителей, которые не могут быть понятны лишь как вариант того, что создано в сфере мысли другими народами, но представляют собой оригинальное интеллектуальное явление. Такова философия И. В. Киреевского, Л. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, Н. О. Лосского, П. А. Флоренского, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и других русских мыслителей XIX — начала XX в. Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого следует искать в греческом (восточном) христианстве. Другой основной чертой, ярко выступающей в русской философии, является ее глубокий интерес к человеку: Что такое я сам? Что такое человек? Для русской философии и всего русского мышления характерно, что его выдающиеся представители рассматривали духовную жизнь человека не как область субъективного (тем более не как сферу абстрактного субъекта) — они видели в ней особый мир, своеобразную реальность, связанную в своей глубине с космическим и божественным бытием; характерны акцентирование способности и предназначенности человека уподобляться Богу, включенность человека в Космос.
В развитии русской философской мысли, особенно важную роль играли проблемы нравственности. Впечатляющим примером может служить система нравственной философии Вл. Соловьева, где центральным компонентом содержания становится Добро как онтологическая сущность, “через все осуществляемая”. Русский мыслитель всегда ищет правду, стремится не только понять мир и жизнь, а постичь нравственные принципы мироздания, чтобы преобразить мир. Одной из крупных проблем русской мысли является отношение русского мира к культуре Западной Европы.
2.         В чем суть спора между приверженцами славянофильского учения о мессианской роли русского народа и западниками?
Источники:
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.144-145
Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин. Славянофилы опирались на “самобытность”, на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации.
Западники же поддерживали противоположную тенденцию, которая выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры.
Тема 5. Философская классика ХХ века.
1.         В чем суть философии неопозитивизма? Ее основные представители?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.317
Неопозитивизм — одно изнаправлений буржуазной философии ХХ в., современная форма позитивизма.Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления (Аналитическая философия). Философский анализ с точки зрения неопозитивизма не распространяется на объективную реальность, он должен ограничиваться лишь «данным», то есть непосредственным, опытом или язы ком.
Л.С. Стеблинг, К. Айдукевич, Рейхенбах, Ч. Моррис.
2.         Каковы особенности современной религиозной философии?
Особенности:
Религиозная философия стала ближе к человеку
Освободилась от ряда догм
Стала большое внимание уделять социальной гармонии, нравственности, миру между народами.
Рассматриваемые вопросы: бытие Бога как творца всего сущего, бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь
Основные направления: неотомизм, персонализм.
3.         Философия экзистенциализма: в чем ее смысл? Представители этой философской школы?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.554-555
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.178-185
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ(философия существования) — иррационалистическое направление в философии, возникшее в ХХ в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции, и пользовавшееся большим влиянием в 40-60-е гг. Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают Э. религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический(Сартр, Камю, С.Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому Э.
Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности.
Исходный пункт философии экзистенциализма — изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы — это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.
Экзистенциализма объявляет предметом философии — бытие. “Современная философия, как и в прошлые времена, занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.
Раздел II.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ
Тема 6. Проблема бытия. Философская, научная и религиозная картины мира.
1.         Что такое бытие? Основные формы бытия?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.55
·         П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.420-424
Бытие – одно из центральных понятий философии на протяжении сей ее истории, философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе — процесса материальной жизни людей.
По форме существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний, или материальный, природный мир, и мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
2.         В чем суть диалектико-материалистической картины мироздания? Понятие материи?
Источники:
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С. 425-444
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 106-120
Категория “материя” обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.
В отличие от специальных наук, изучающих законы развития и функционирования различных явлений природы и общества, Д. м. Изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружающей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания и преобразования. Теоретическими источниками диалектико-материализма. явились, прежде всего, критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Основными системообразующими принципами диалектико-материализма являются: принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание, принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познаности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика, принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний др. и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов, принцип революционного преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества, достижения социальной справедливости и равноправия членов общества.
3.         В чем суть религиозно-идеалистической картины мира?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 120-130
Сущностью религиозно-идеалистической картины мира является, прежде всего, его удвоение, то есть признание существования наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия. Соответственно, и природа человека разделяется на две части, низшую и высшую: тело и душу, которую вдохнул Господь в момент рождения как свидетельство богопричастности человека и спасение которой и представляет собой цель, смысл земной жизни и возможность жизни вечной.
Модернизацией религиозного мировоззрения в данном контексте следует считать включение в него социальных мотивов, в частности, оформление социальной доктрины католицизма, возникновение исламских теократических учений и т.п.
С позиций религиоведения, интегративной чертой религиозного сознания следует признать религиозную веру. Она есть вера: а) в объективное существование существ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом деятельности воображения, процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи (в молитве, в диалоге, в богослужении и т.д.); в) в действительное совершение каких-то мифологических событий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологического события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т.д.; д) в религиозные авторитеты — «отцов», «учителей», «святых», «пророков», «харизматиков», «бодхисатв», «архатов», церковных иерархов, служителей культа и т.д.
Тема 7. Проблема развития в философии.
1.         В чем суть диалектики и метафизики?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 130-140
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538
Из многообразия определений диалектики можно выделить три наиболее характерных: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей
Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития, как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.
Термин „метафизика" возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает „то, что следует после физики". Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения „первой философией", исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.
2.         Каковы основные принципы диалектики? В чем их суть?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 143-146
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.526-538
Предпосылочные принципы – принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости.
Конструктивные принципы (здесь в качестве главного выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Принцип всеобщей связи – целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Системность — означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существования и развитие во времени, которое длится всегда.
3.         Дайте формулировки основных законов диалектики.
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 162-165
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.538-567
Закон диалектического синтеза: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой качественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
Тема 8. Философия сознания.
1.         Каким образом понимали сознание античные философы?
— философы Средневековья?
— философы-идеалисты Нового времени?
— представители марксистской философии?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 229-245
 Каждая эпоха имела свое представление о том, что такое сознание. Философы античности понимали что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром. Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки на которой писец процарапывал специальной острой палочкой буквы. Печать на воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке» разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Другая же сторона – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана.
В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического» взрыва, сопровождавшего пришествие Христа. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образцу и подобию божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь. Христианство вводит впервые в структуру сознания время: строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего. Сознание есть знание необратимости времени, а потому сознание понимает хрупкость и эфемерность момента настоящего, которое неумолимо мгновенно становится прошлым.
Метафоры сознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в середине века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое религиозно-мистическое содержание. Так Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры имеют дело только с характеристиками предметного мира. Он заложил основы отнесения к содержанию сознания только предметно-логического содержания.
2.         Какова структура сознания?
Источники:
·        Чернавин Ю.А. Философия в структурно-логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 г. с. 33
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Тема 9. Проблема познания в философии. Учение об истине.
1.         Что такое гносеология?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 229-245
Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие  предпосылки  познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания,  и ряд других проблем.
Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является  научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.
2.         Что такое агностицизм?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последовательный агностицизм представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
3.         Что такое истина? Абсолютная истина? Относительная истина?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.217-226
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.Истина — это адекватная информация о объекте, получаемая посредством нго чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.  Таким образом истина существует как субъективная реальность в ее информативном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Истина не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обуславливает ее объективность.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованный материальной системе или мире в целом).
Тема 10. Формы и методы познания (особенности познавательной деятельности человека).
1.         Каковы формы чувственного познания? Рационального познания?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.368-369
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.285-297
Как осуществляется процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?
Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Их роль и значение в понятии познания определялись разными философами по-разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значение чувственного познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк).
Чувственное познание являлось начальным этапом познания. Формы чувственного познания:
Ощущения. Установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явилось субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Например, боль от ожога (в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существует независимо от человека, на человеческий организм.
Восприятие - существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которые неразрывно связана с другими актами познания и практической деятельности (опытом), предшествующие данному конкретному наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущать только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, которые в данный момент мы не ощущаем. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания — представление.
Рациональное познание. Формы:
Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания.
Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношение к действительности.
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
Умозаключение – форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение (заключение или следствие).
2.         Что такое метод познания? Что такое методы философские, общенаучные, специфические?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.372-405
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Специфические методы (специальные) применимы только в рамках отдельных наук.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносилогические принципы.
Философские методы (универсальные) характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики).
Тема 11. Наука и ее роль в современном мире.
1.         Что такое наука? Каковы критерии научности?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.303
·        П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г.
Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.
Критерии научности:
научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других;
объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты;
важным признаком научного познания является осознанный контроль над самой процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания;
научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий;
научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;
наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют.
2.         Особенности постнеклассической науки.
Во второй половине XX в. в науке произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом, этапе ее развития.
Объектом постнеклассической науки являются сложные саморазвивающиеся системы, природные комплексы, включающие человека. Основная особенность таких объектов обозначается термином «человекоразмерность». Ключевые идеи постнеклассической науки — это нелинейность, коэволюция, самоорганизация, идея глобального эволюционизма, синхронистичности, системности. Реальность характеризуется на основе двух взаимодополняющих подходов — системного и исторического: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.
Если обобщить черты постнеклассической науки, то можно сказать, что постнеклассическая наука характеризуется экологизацией мышления, разрушением мифа о всесилии науки, иным способом объяснения мира, где истина конструируется, а не предстает как слепок объекта. Происходит переход от статического, структурно ориентированного мышления к мышлению динамическому, ориентированному на процесс. Синергетика — одна из тех междисциплинарных областей, где формируется новый эпистемологический горизонт. Уже потому, что онтология синергетики — это онтология целостного мира, синергетика диалогична. Как будет показано в следующем разделе, суть синергетики — в ее коммуникативной ориентации.
Раздел III.
    продолжение
--PAGE_BREAK--ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Тема 12. Человек как предмет философского анализа.
1.         В чем состоит господствующее понимание человека в эпохи Античности, Средневековья, Нового времени?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Историческая эпоха философии
Что такое человек?
Античность
Микрокосмос
Душа+тело} Душа есть проявление идеи (Платон)
Душа – это форма человека (Аристотель)
Средние века
Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
Новое время
Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант)
Проявление общественных отношений (Маркс)
Существо волевое и страстное (Ницше)
 2.        Каково содержание понятия антропосоциогенеза?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Антропосоциогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек, и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.
В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона «об орангутане». Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.
В XVIII — первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40—50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.
Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).
Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».
Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой, по сути, единый процесс антропосоциогенеза.
3.         В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке?
Источники:
·        Ермакова Е.Е. Философия: Учебн. Для техн. Вузов. – М.: Высш. Шк.; Изд. центр “Академия”, 1999. С. 181-188;
·        Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 1997. С. 210-216
Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены Ч. Дарвином, доказавшим не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Гексли, Геккель и другие сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека — “не говорящего питекантропуса” — самостоятельной зоологической формы, не являющейся ни обезьяной, ни человеком. Вскоре эта гипотеза нашла подтверждение. В настоящее время науке известны многочисленные ископаемые останки “переходных существ”, найденные в различных частях света. Они характеризуют различные этапы на пути “разобезьянивания” и очеловечивания наших далеких предков. Можно сказать, что наука, как бы осуществляя призыв, обращенный древнегреческой философией к человеку: “познай самого себя”, раскрывает его истинную родословную. Многочисленные ископаемые останки переходных существ, несмотря на различные варианты их интерпретации, позволяют уверенно утверждать о реальном существовании переходных ступеней от древней обезьяны к человеку. Хотя религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в непримиримое противоречие с научными данными, и до сих пор находятся приверженцы креационизма — учения о сверхъестественном происхождении человека как и всех форм жизни вообще в результате единого творческого акта. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне.
Нет, однако, никаких достоверных научных данных, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения. Энгельс в свое время, опираясь на открытия дарвинизма и материалистическое понимание истории, обратил внимание на то, что решающую роль в очеловечивании наших далеких предков сыграла трудовая деятельность, связанная с изготовлением и применением орудий труда. Труд, по словам Энгельса, является не только источником всякого богатства, но и первым, основным условием всякой человеческой жизни. В известном смысле труд создал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку стало разделение функций передних и задних конечностей. Под влиянием своего образа жизни первобытные обезьяны стали использовать передние конечности именно в качестве рук. Они постепенно отвыкали от использования передних конечностей при ходьбе и начали осваивать прямую походку.
У обезьян вообще существует известное разделение функций между передними и задними конечностями. Передние конечности не только участвуют в ходьбе, но служат для собирания и удерживания пищи. Некоторые виды обезьян строят себе гнезда и навесы на деревьях. Они руками хватают дубины и камни, защищаясь от врагов. Но ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Именно здесь обнаруживается, насколько велико различие между неразвитой рукой даже высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом в течение сотен тысячелетий человеческой рукой. Прежде чем камень при помощи человеческой руки был превращен в нож, прошел такой период времени, по сравнению с которым история цивилизации равняется мигу.
Развитие труда с необходимостью способствовало сплочению членов человеческих объединений. Сам характер труда требовал совместной деятельности, взаимной поддержки. У первобытных тружеников возникла потребность сказать что-либо друг другу.
По словам Энгельса, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств.
Постепенно человечество достигло двух новых рубежей, имеющих решающее значение: пользование огнем и приручение животных.
В ходе очеловечивания наряду с биологическими законами формировались и начинали действовать законы общественно-исторические. Окончательно сформировавшийся человек разумный, он уже обладал всеми биологическими свойствами, которые были необходимы для дальнейшего общественно-исторического развития человечества. За последние 40-50 тысяч лет видовые биологические особенности человека существенно не изменились несмотря на быстрый темп и многочисленные катаклизмы исторического процесса. Хотя действие закона наследственности и изменчивости, как и других биологических законов, полностью не прекращается, развитие человека определяется главным образом и преимущественно законами общественно-историческими. Это выражается хотя бы в том, что человек не может стать человеком вне общества.
Тема 13. Философия природы.
1.         В чем состоит понятие природы?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа  представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда природой называют лишь ее часть — биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу (Ноосфера). Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую “вторую природу”, т. е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил. В современных условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов нашей планеты.
2.         Каков смысл современной экологической проблемы и каковы пути ее решения?
Источники:
·        Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.246-249
Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в.), мы фактически говорим о социальной экологии— науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы ее охраны.
В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы.
В настоящее время, налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы:
1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты;
2) стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
3) мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает уже быть регулятором природных процессов;
4) вода и атмосфера во многих местах загрязнены до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
5) на Земле уже невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находились искусственно созданные человеком элементы;
6) парниковый эффект (повышение средней температуры поверхности Земли из-за неконтролируемого выброса обществом огромного количества газов, аэрозолей. С началом космических полетов проблемы экологии начинают перемещаться в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, и их утилизация постепенно становится все более острой проблемой. Возникла и еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека. Активно воздействуя на природу, продукты жизнедеятельности человека и производства самым отрицательным образом сказываются и на здоровье самого человечества. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привело к росту и изменению структуры человеческих заболеваний. Возникают новые болезни, принесенные цивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетические изменения в организме.
Тема 14. Общество как продукт деятельности людей и пространство их бытия.
1.         Что такое общество?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле слова, общество может рассматриваться как конкретное общество в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (напр., индийское, американское и т. п.). До марксизма господствовали идеалистические (порой религиозно-мистические) представления об обществе, усматривавшие его основу в неком духовном начале, во взглядах и представлениях людей. Свое теоретическое объяснение общественной жизни дает исторический материализм. Общество в широком смысле — материальное образование, обособившееся от природы, не сводимая к природе часть материального мира, качественно высшая ступень его поступательного развития и вместе с тем его составная часть, подчиненная всеобщим объективным законам, безотносительно к конкретно-историческому этапу развития общества. В отличие от природы, где действуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, ставящие перед собой цели и добивающиеся их осуществления. На ряду с всеобщими в обществе действуют законы, отличные от законов эволюции живой материи. Общество — сложная, исторически развивающаяся целостная система. Становление общества — длительный процесс, длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. “Что же такое общество, какова бы ни была его форма? — ставил вопрос Маркс и отвечал: — Продукт взаимодействия людей”. В этом определении указаны не только материальные носители и творцы общества — деятельные существа, люди, но и материальный процесс, приведший к его появлению,— их взаимодействие. Общество — не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и, прежде всего, материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах (Общественное бытие и общественное сознание). Оставаясь в постоянной зависимости от природы, обществооказывает на нее все более глубокое противоречивое воздействие, становится глобальной (а ныне все более и космической) силой по отношению к ней. При этом от общества требуется особенно большая ответственность за судьбы природы как целостной системы (Глобальные проблемы). Возникая на природной основе и взаимодействуя с ней, общество находится в процессе закономерного изменения и развития, имеющего определенную прогрессивную направленность. Магистральная линия прогресса общества не исключает и периодов регресса. Основным, ключевым в научном понимании структуры и прогрессивного развития общества является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации. Оно позволяет конкретизировать представление об устройстве общества и движущих силах его развития, о возникновении, развитии и ликвидации классово-антагонистических типов общества (Классы, Революция социальная), показывает направленность социального прогресса. Основные тенденции развития общества — усиление преобразующей роли и общественного характера деятельности людей; совершенствование общественных отношений; повышение степени организованности общества; возрастание роли и значения общественного сознания. На общественное развитие оказывают серьезное влияние природные и демографические факторы, которые, однако, не определяют развития общества в целом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.         Что отличает общество как систему от других систем?
Источники:
·        Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). – Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 287-298
Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды – субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.
Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:
1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической переделки, целенаправленного преобразования.
2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов – воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”.
Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.
Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.
3.         Что такое общественные материальные отношения и идеальные общественные отношения?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43.
Общественные отношения — отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеальные (духовные).
Материальны отношения, возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, отражая и оформляя ее. Материальные отношения бывают:
— производственные отношения;
— отношения в системе «человек-природа»;
— отношения между людьми в процессе непосредственного воспроизводства человека.
Идеальные (духовные) отношения формируются предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое). Идеальные отношения могут быть:
— политические;
— правовые;
— нравственные;
— религиозные;
— философско-мировоззренческие;
— эстетические и т.д.
Тема 15. Сферы общественной жизни.
1.         В чем состоит содержание понятия “сфера общественной жизни”?
Общество представляет собой множество людей. Но это не простая сумма отдельных индивидов. В этом множестве возникают определенные группы, общности, которые отличаются одна от другой и находятся между собой и обществом в целом в разнообразных соотношениях. Естественно возникают вопросы: в силу каких причин в обществе на том или ином этапе возникают определенные общности, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются связи, как и почему они развиваются, как функционируют, какова их историческая судьба, как складывается в обществе целостная картина связей и зависимостей этих общностей и складывается ли она вообще и т.д.?
Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и их роль в обществе. Эти законы и составляют содержание особой области общественной жизни — его социальной сферы. В философско-социологической науке выделяют целый спектр социальных структур общества: социально-классовую, социально-территориальную (поселенческую), в основе, которой лежат различия между городом и деревней, социально-демографическую, отражающую положение половых и возрастных групп, структуру профессиональную, по отраслям хозяйства. Существенно обогатились и научные представления об этнических общностях, и их дифференциации, макросоциальной структуре общества — первичных коллективах, семье и т.д. Вместе с тем сложилась никем особо не санкционируемая, но, тем не менее, довольно прочная традиция излишнего разделения, специализации изучения различных элементов социальной жизни. В рамках этой традиции отдельно изучались, скажем, классы и классовые отношения, этнические общности, коллективы, семья и т.д. Последствия подобного подхода все еще дают о себе знать, а новые проблемы осмыслены еще не в полной мере. Мы имеем в виду, например, рецидивы механистического сопоставления разных общностей, когда в тех или иных исследованиях они просто «сосуществуют», а не рассматриваются во взаимосвязи, «застылость» многих социальных определений, недооценку микросоциальной структуры общества, ее недостаточную связь с макросоциальными процессами, слабое внимание к общим методологическим проблемам, касающимся всех общностей, всех социальных связей, недостаточное вычленение именно общих законов всей социальной сферы и некоторые другие проблемы.
Но развитие общества все с большей настойчивостью требует преодоления раздельного изучения отдельных общностей, требует интегрального анализа социальной жизни. На фоне возросших общественных и научных потребностей все острее ощущаются недостатки раздельного анализа социальных проблем, дефицит исследований, в которых социальная жизнь рассматривалась бы комплексно. По-видимому, своеобразным стержнем развернувшейся некоторое время назад дискуссии о социальной сфере был не столько вопрос о том, выделять или не выделять социальную жизнь как отдельную сферу, сколько обсуждение необходимости именно комплексного обобщающего анализа социальной жизни.
2.Укажите сущность и структуру материально-производственной (экономической) сферы общественной жизни? Социальной? Политической? Духовной?
Источники:
·        Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 43-55.
Экономическая сфера общества – необходимая социальная система, функционирующая по собственным законам, направленная на удовлетворение материальных потребностей людей и обладающая своей основой в виде способа производства материальных благ.
Структура:
А) способ производства материальных благ:
-производительные силы;
-производственные отношения.
Б)материально-производственная деятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет производство, обмен, распределение, потребление материальных ценностей.
В) субъекты материально-производственной деятельности:
-работник;
-производственная бригада;
-предприятие, фирма банк, учреждение и др.;
-экономические министерства, ведомства и др.;
Г) объект материально-производственной деятельности- производство, распределение, потребление материальных благ.
Д) экономическое сознание – форма общественного сознания, складывающаяся в процессе материально-производственной деятельности социальных субъектов.
Политическая сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная социальная система, характеризующаяся деятельностью социальных субъектов и отношениями, складывающимися между ними по поводу завоевания, удержания, упрочнения и использования государственной власти, проведения внутренней и внешней политики.
Структура:
А)субъекты политической деятельности и отношений:
Политическая организация общества – система целенаправленно создаваемых государственных и негосударственных организаций, управляющих политическими процессами.
Б) объекты политической деятельности и отношений:
-завоевание, удержание, упрочение, использование политической власти;
-проведение внутренней и внешней политики;
-управление политическими процессами.
В) политические отношения – складываются между социальными и политическими субъектами на основе определенных идей и взглядов в процессе деятельности по завоеванию, удержанию, использованию власти.
Г) политическая деятельность – деятельность политических и социальных субъектов, направленная на завоевание и использование власти, достижения своих коренных целей.
Д) политическое сознание – совокупность идей, теорий, мнений, настроений выражающих коренные интересы социальных групп, их отношение к государству, другим политическим институтам, политическому режиму, другим государствам.
Духовная сфера общества– необходимая социальная система, характеризующаяся деятельностью и отношениями определенных социальных субъектов, возникающими в процессе производства, распределения, потребления духовных ценностей.
Структура:
А) субъекты духовной деятельности и отношений:
-идеологи, ученые, писатели, музыканты и т.д.;
-научные, творческие, образовательные организации;
-народные массы, как производитель и потребитель духовных ценностей.
Б) объекты духовной деятельности и отношений – производство, распределение, потребление духовных ценностей.
В) духовные отношения – отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления духовных ценностей.
Г) духовная деятельность – деятельность по производству, обмену, распределению, потреблению духовных ценностей.
Д) общественное и индивидуальное сознание – как носитель духовных ценностей.
Социальная сфера общества – необходимая, относительно самостоятельная общественная система, возникающая в процессе деятельности социальных субъектов и характеризующая отношениями по поводу равенства и не равенства положений людей и их групп в обществе.
Структура:
А) субъекты социальной деятельности и отношений – личности, образуемые ими социальные группы, составляющие в процессе взаимодействия социальную структуру общества.
Б) объекты социальной деятельности и отношений – положение людей и их групп в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
В)социальные отношения – отношения между людьми и их группами по поводу положения в обществе с точки зрения равенства и не равенства.
Г) социальная деятельность – деятельность социальных субъектов, направленная на удержание, изменение (улучшение) своего места (статуса) в обществе.
Д) социальная позиция (ориентация) – осознание и оценка индивидом и социальной группой своего места (статуса) в обществе.
Е) социальный престиж – оценка общественным мнением места, занимаемого индивидом или социальной группой в обществе.
Тема 16. Философские проблемы права.
1.         В чем состоит сущность права?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.375-376
Несмотря на то, что право существует на протяжении тысячелетий, в отечественной и зарубежной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению его сущности, однозначного представления о нем. Вопрос о понятии права является весьма сложным и противоречивым. Сущность права обычно дается в зависимости от типа правопонимания. Плюрализм существующих подходов к определению права есть отражение сложности права как самостоятельного явления.
Довольно широко распространено как в научной, так и в учебной литературе следующее понятие права:
Право – это система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регулятором поведения людей.
Право, взятое в единстве формального и содержательного признаков, обладает рядом специфических свойств.
1. Нормативность. Право упорядочивает, гармонизирует общественные отношения при помощи регулятивных средств – норм права. правовое регулирование действует на территории определенного государства непрерывно, вплоть до его изменения или отмены. Главное назначение норм права – оказывать на субъектов правового регулирования общее направленное воздействие, ориентированное на правомерное поведение. Нормативность права является официальной связью права и государства, поэтому деятельность уполномоченных на то государственных органов (правотворческих) остается ведущим способом регламентации общих моделей поведения.
2. Формальная определенность. Связана с формальной выраженностью, которая предполагает, что нормы права обязательно должны быть выражены вовне, т.е. закрепляться в юридическом источнике.
3. Обеспеченность. Так как право – государственный регулятор общественных отношений, то государство должно и заботиться о поддержании действенности права.
4. Системность. Право имеет свое внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих его частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений.
2.         Укажите содержание традиционного (“запретительного”) и либерального подходов к трактовке права.
Социальный институт права относится к регулятивной сфере общественной жизни, ибо главное его назначение — регуляция и контроль поведения индивидов, заключение этого поведения в определенные рамки, формы, приемлемые для общества в целом.
При всей очевидности функций и роли права в обществе его сущность, природа и содержание продолжают оставаться предметом дискуссий. В настоящее время обсуждаются в основном два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или «запретительный», и либеральный, опирающийся на идею «естественных», неотчуждаемых прав и свобод личности.
Традиционный подход фактически отождествляет право с законом. Право представляется системой общеобязательных норм (правил) поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. В принципе это «нормальная», так сказать, житейская трактовка права, когда оно воспринимается как некий свод запретов и карательных санкций за их нарушение. Суть такого понимания права можно выразить принципом: «запрещено все то, что не разрешено».
Совсем иной подход к пониманию сущности права выражает концепция, условно названная нами либеральной, которая возникла во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она исходит из убеждения, что в праве первичны не запреты и репрессии, не ограничения поведения человека, а наоборот, — его права и свободы. Термину «право» было, как бы возвращено его подлинное содержание, отражающее социальную природу права: это, прежде всего, именно право человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова, перемещения и пр. Иными словами, основой права, его первоначалом, первоэлементом признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически, независимо от любых, пусть даже самых целесообразных требований момента. Никакой государственный запрет и вообще никакое требование к индивиду не должны покушаться на его неотъемлемые права и свободы.
Тема 17. Проблема общественного развития: формационная, цивилизационная, культурологическая концепции.
1.         В чем суть циклической, линейной, спиралевидной трактовки развития общества?
Линейное развитие – Прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, но из него извлечь уроки. Настоящее. Человек – активнодействующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества. Будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно – подготовить будущее.
Циклическое развитие – в подобных обществах развитие идет медленно, циклами. Общество, относящееся к данному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делятся на три ступени: прошлое, настоящее, будущее.
Спиралевидное развитие – развитие общества идет по спирали. Каждая новая спираль повторяет предыдущую, но на новом развитии.
2.         Дайте определение, укажите структуру общественно-экономической формации? Какие формации Вы знаете?
Источники:
·        Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Ф56 Политиздат, 1987.
Общественно – экономическая формация — исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации. Понятие “Общественно – экономическая формация ” впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об “обществе вообще” исследовать исторические события в рамках определенных формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства (напр., в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие “общественно – экономическая формация.” позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый “социальный организм”, включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвертых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации. Понятие “общественно – экономическая формация” не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, но оно формулирует основные теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории. Использование данного понятия несовместимо с навязыванием историческому познанию, каких бы то ни было априорных схем и субъективных конструкций. Каждая Общественно – экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Это в особенности относится к коммунистической формации, этапом становления и развития которой является социализм. В настоящее время в ходе революционной перестройки формируется новое представление о социализме и, соответственно, о коммунистической общественно – экономической формации. Главная цель — преодоление утопических взглядов, трезвый учет реальности и длительности процессов становления и развития социализма и коммунистической формации в целом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Michael Jackson Essay Research Paper Decades in
Реферат Вплив прийомів догляду на ріст продуктивність та урожайність кукуру
Реферат Российская империя
Реферат Автомашины специального назначения
Реферат Ледниковые морфоструктуры Северного Тянь-Шаня - Заилийский Алатау
Реферат Древесные и кустарниковые растения как объект лабораторных работ по общей биологии
Реферат Ідприємство не забезпечило мені можливість здійснення розрахунків за продані товари (послуги) із застосуванням платіжної картки (спеціального платіжного засобу)
Реферат Рушноихо
Реферат How Does Unconscious Differ From Consciousness Essay
Реферат Агнес де Бурбон-Дампьер
Реферат Кодирующее устройство для ввода информации с клавиатуры
Реферат Исследование режимов работы источника приемника и линии электропередачи постоянного тока
Реферат Анализ финансовых результатов на примере ОАО имени Азина Завьяловского района Удмуртской Р
Реферат Германская историография в 1918-1945 гг
Реферат Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века