Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Современная туристическая одежда

Министерствообразования РФ
Российскийгосударственный университет туризма и сервиса, Пермский филиал
Факультеттуризма
Кафедра «Туристскойи сервисной деятельности»
СОВРЕМЕННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯОДЕЖДА
Курсовая работа:
Выполнил (а) :
студентка 1 к., 154 гр.
Дудина А. А.
Проверил (а): Доктор технических наук
Середа Т. Г.
Пермь 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Глава 1.Туристическая одежда
1.1 Общая характеристика
1.2 Виды туристической одежды
1.3 Рекомендации по эксплуатации туристической одежды
Глава 2. Рюкзак как туристическое снаряжение
2.1 Классификация рюкзаков
2.2 Виды рюкзаков по области применения
2.3 Конструкция
2.4 Рекомендации
2.5 Современные рюкзаки
Заключение
Библиографический список
Приложение
 

ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы воспринимаемтуризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явленийнашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяетокружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики,поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятиенамного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей иявлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Высокие темпы развитиятуризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различныесектора экономики, что способствует формированию собственной туристскойиндустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национальногопродукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировыхпотребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить тогоогромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
Актуальностьрассматриваемой проблемы подчеркивается также тем, что активный туризм наряду стем, что является мощным экономическим фактором развития государства иобщества, а также важен для развития здоровья.
Особо стоитподчеркнуть роль снаряжения в активном туризме, а именно туристическую одежду,а также рюкзак, которые необходимы туристам. Собираясь в поход, не стоитподбирать себе гардероб по принципу «что не жалко испачкать/порвать/прожечь»:рискуете обеспечить себе уверенный дискомфорт и проблемы со здоровьем. Впоходных условиях можно разогреться, а затем испытать резкий перепадтемператур, промокнуть под дождем или мокрым снегом; при больших физическихнагрузках тело образует конденсат, который создает великолепные шансы дляпереохлаждения. Существует несколько правил, соблюдение которых позволяеттуристу чувствовать себя комфортно в любых условиях и при любых нагрузках.
Главнымпринципом является многослойностьодежды: хитрость заключается в грамотном сочетании разных материалов,позволяющих одежде сохранять тепло и в то же время отводить влагу от тела.Современные производители экипировки предпочитают использовать синтетическиематериалы – о ни лучше сохраняют тепло даже при промокании, лучше впитываютвлагу и высыхают быстрее, чем натуральные ткани.
Крометуристической одежды в активном туризме играет важную роль рюкзак. Рюкзак –один из немногих видов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любомвиде путешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точкесплава по реке – везде нужна емкость для переноски вещей.
Такженеобходимо отметить магазины, где можно приобрести туристическое снаряжение внашем городе. Вот некоторые из них:
·         «АВТ-Спорт»
Куйбышева, 115б
факс (342) 214−88−88 факс (342) 214−80−80
·         «АльянсРОСТ»
Космонавтов шоссе, 63 — 412; 4 этаж; ТД Бирюса
тел. (342) 294−34−65
·         «Ареалплюс»
Соликамская, 285
факс (342) 294−08−78
·         «Кама-Фиш»
Крупской, 48
тел. (342) 262−39−70факс (342) 282−11−08
Комсомольскийпроспект, 54 —цоколь; ТЦ Гостиный двор
тел. (342) 220−36−04тел. (342) 220−36−08
·         «Канат»
Космонавтов шоссе, 63 — 420; ТД Бирюса
факс (342) 218−14−19
Итак, цельюнашего исследования является подробное описание современной туристической одежды.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
·         Описать рольснаряжения в активном туризме (подробно описать туристическую одежду) иопределить магазины, где можно приобрести такую одежду;
·         Обозначить рольрюкзака в активном туризме;
·         Описать историюпоявления рюкзака, основную классификацию рюкзака, виды и конструкцию;
·         Описатьсовременные рюкзаки и рассказать о том, какие технологии используются.
Структураданного исследования будет включать в себя введение, две главы, заключение,библиографический список и приложения. Первая глава будет посвященатуристической одежде. А вторая глава будет полностью посвящена рюкзаку и егороли в активном туризме.

ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА
 
1.1     Общаяхарактеристика
Одежда в туризме, как и любое другое туристическое снаряжение, должна быть удобна, этопростая, но очень важная вещь в туризме. Сегодня производителями предлагаетсяогромный ассортимент всяческой одежды для всех видов туризма. Необходимоотметить, что одежда, как элемент туристического снаряжения, играет главнуюроль в плане комфорта на маршруте.
При выборе туристической одежды существуют свои критерии и важныемоменты, со своими особенностями в каждом виде туризма. Кратко опишем общие принципыпри выборе одежды:
1.        Удобство. Одеждадолжна быть удобной и комфортной.
2.        Эргономика.Выбирайте одежду под свои нужды, чтобы её функционал (замки, карманы и проч.)удовлетворяли вашим запросам
3.        Материалы.Выбирать необходимо износостойкие материалы.
4.        Тепло. Одеждаобязана хорошо сохранять тепло.
5.        Влагоотведение.Во время занятия спортивным туризмом человек, так или иначе, потеет, эту влагуодежда должна хорошо отводить от тела.
Втуристической одежде можно теоретически выделить три слоя:нижний, средний и верхний. Нижнийслой – белье. Это то, что ближе всего к телу, поэтомудолжно быть максимально удобным и комфортным. В то же время белье должновыводить конденсат с поверхности кожи к следующему слою одежды. Раньше бельетрадиционно делали из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Но эти материалымедленно сохнут и плохо проводят влагу, образовавшуюся на поверхности кожи.Современные синтетические материалы по своей структуре – «ячеистые»,при этом прилегающие к телу ячейки отторгают конденсирующуюся влагу, а ячейкиверхние максимально распределяют ее по поверхности, увеличивая, таким образом,площадь испарений и не допуская переохлаждения.
Изпроизводителей стоит отметить Brynje — широко известную в мире норвежскую компанию, производящую исключительновысококачественное термальное белье. Одна из наиболее раскрученных в Россиимарок — Guahoo(Финляндия). Из отечественных производителей на высоте — BASK и Red Fox. Средний слой – термальный. Второй слой долженсохранять тепло и проводить конденсат. Самые лучшие материалы не толькозадерживают теплый воздух, но и обеспечивают необходимую вентиляцию в случаеперегрева тела. В качестве второго слоя сейчас обычно используется одежда изфлиса, ворсистого материала, между ворсом которого сохраняется прослойкавоздуха: чем длиннее ворс, тем лучше теплоизоляция. Ворс может быть разнойдлины, односторонний или двухсторонний. Самый распространенный в настоящеевремя вид флиса называется Polartec.Он прекрасно сохраняет тепло, и в то же время легок на вес. Полая структураворса аналогична настоящему меху, а поверхность ткани состоит из маленькихвоздушных карманов, которые задерживают воздух с двух сторон. Polartec хорошо проводит влагуизнутри, и в то же время практически не пропускает ее снаружи. Некоторыефлисовые ткани отличаются дополнительными свойствами, так, флис WindStopper не продувается, афлисовые куртки, обработанные специальными пропитками, не пропускают влагу. (Vaude, Endura, Marmot). Верхний слой – должен защищать от ветра, дождя,сохранять тепло и проводить конденсат. Раньше такого универсального материалаеще не существовало, и для защиты от ветра и дождя использовались резиновые илидаже пластиковые материалы: такая одежда задерживала пот, белье и теплыесвитера намокали, что в итоге вело к дискомфорту и переохлаждению.
Сейчас, когдапоявились мембранные материалы, туристы могут чувствовать себя намногокомфортнее. Покупая верхнюю одежду, обратите внимание на несколько моментов:она должна быть достаточно удобна для того, чтобы двигаться; свободна, чтобыпод нее можно было надеть другие вещи, и легка по весу. В зависимости отпогоды, третий слой может быть «холодным» или «утепленным».«Холодный»вариант: непромокаемая, часто и непродуваемая верхняя одежда из штормовогоматериала (Gore-Tex, SympaTex, таслан, брезент). «Утепленный» вариант: внешняянепромокаемая ткань плюс какой-либо утеплитель (синтепон, пух, Thinsulate).
В качестве «холодного»слоя почти все крупные фирмы сейчас используют мембранные материалы, которые непропускают влагу внутрь, но выпускают ее наружу. Мембранные ткани легкоопознать по цене и этикеткам — если на этикетке есть иностранные слова сокончанием -tex, этоговорит о какой-либо мембране (QB-tex, FINE-tex, ROS-tex.) А если из рисунковна этикетках видно, что ткань отталкивает воду и ветер, но окончаний -tex не встречается, то речь идет опропитках. Надписи Corduraи Kevlar на этикеткахозначают очень высокую прочность. Обычно эти ткани используют на самыхответственных участках одежды – колени брюк, ладони перчаток, участки рукавовкуртки и т.д. Мембранные ткани производятся разными фирмами, обладают примерноодинаковыми качествами, но принципы их работы могут быть различными. Так, вматериале SympaTexиспользуются нити, которые не имеют пор, но обладают свойством пропускать пар иполностью отторгать влагу. В ткани TriplepointСeramic в качестве образующих поры материалов используютсякерамические вкрапления. Есть многослойные мембраны, например, Entrant, в которых разные слои имеютразный размер пор, и влага, конденсирующаяся и поглощающаяся на внутреннейстороне мембраны, выводится следующим слоем наружу. Лидирующим материалом нарынке сейчас является Gore-Tex– он отлично работает по всем основным тестам и выдерживает все показатели навысоком уровне. В активной эксплуатации куртка из трехслойного Gore-Tex служит до 5 лет.
Что касается,«утеплённой» одежды, то сюда можно отнести «пуховку». Болеедорогой утеплитель – синтетический заменитель натурального пуха Thinsulate, который максимальноприближен к структуре пуха. Материал сочетает в себе теплозащитные и вентилирующиесвойства – надежно сохраняет тепло и позволяет испариться лишней влаге. Вотличие от пуха, Thinsulateсохраняет тепло даже при намокании, тогда как пух при этом сваливается иперестает греть. Среди известных производителей сложно рекомендовать какую-либоконкретную фирму – популярных компаний много, их изделия отличаются качеством иповышенной комфортностью.
1.2     Видытуристической одежды
 
Туристическая куртка. Покрой туристической куртки может быть любым,желательно, чтобы она была с капюшоном, который обязательно должен иметьзатяжки с фиксаторами Желательно, чтобы капюшон прикрывал подбородок и рот. Вхорошей куртке обязательно должен быть и так называемый «сухой карман»,который находится между планкой, закрывающей молнию, и подкладкой куртки.Карман этот не промокает и до него очень легко добраться. Удобно, когда рукавакуртки широкие, с манжетами на «липучках». Наличие вентиляционныхотверстий в куртке под мышками значительно облегчит вам жизнь в дождевуюпогоду. Совершенно не лишним будет, если конструкция туристической курткипредусматривает возможность отстёгивания утеплённой подкладки. Современныетуристические куртки шьют в основном из различных полиуретанов, хорошо, когда впроизводстве ткани использована технология RipStop (в том случае, если вы продырявили одежду,можно не бояться, что дырка расползётся ещё больше). Швы обязательно должныбыть проклеенными.
Туристические штаны. Многие туристы пользуются специальнымибрюками, в которых молнии расположены по всей длине штанин. Такой вариант позволяетв случае дождя или снега быстро надеть штаны, даже не снимая обувь, ну, исоответственно, быстро их снять. Также молнии позволяют быстро охладить ноги,если вдруг стало очень жарко. Желательно, чтобы молнии были защищены планкамина «липучках» и имели сверху и снизу застёжки. Швы обязательно должныбыть проклеенными.
Шапка.Что касаетсяшапок, то тут необходимо разделять, шапки для активногодействия и малоподвижного состояния. Шапкидля активного передвижения должны быть лёгкими и хорошоотводить избытки пота и тепла, для этих целей очень хорошо подходит синтетика.Если вы бежите, катаетесь на лыжах или идёте по лесу с лёгким рюкзачком, толучше всего одеть тонкую флисовую шапку, которую удачно можно сочетать скапюшоном куртки. Шапка – фантамаска надёжно прикроет от всех непогодных инеблагоприятных условий.Шапкатрансформер. Появилась у альпинистов, функциональная, лёгкая икрасочная, она является довольно интересным снаряжением.
Шапки для малоподвижного состояния (штормовые). Такие шапки наоборот должныбыть очень толстыми. Самый идеальныйвариант – меховая шапка ушанка. Она очень тёплая, изготовленаиз натуральных материалов и согреет в любой мороз, неоспоримым плюсом являютсяопускающиеся «ушки» такой шапки, которые закроют от холода и ветрауши и щёки. Также можно отнести сюда вязанныешерстяные шапки. Их преимущество – хорошие показатели потеплосбережению, и тот факт, что если такая шапка намокнет от снега, то недоставит особого дискомфорта хозяину. Также для неподвижного состояния можноприменять и синтетику, которая хорошо защищает от ветра.
Шарф. Шарфне является незаменимым или жизненноважным снаряжением в походе, он скорее предназначен, чтобы приносить комфорт иудобство своему хозяину, ну а так же является постоянным спутником людей со слабымили больным горлом. Шарф удобно носить осенью, когда тёплые куртки с высокимворотом одевать ещё рано, а кофты и флиски не закрывают горло. Лучше всего использовать для походов флисовые шарфы:лёгкие и приятные телу, они обладают всеми эргономическими свойствами, которыенужны туристу в походе, Так же они довольно легко сохнут и стираются, при этомзанимают мало места, в отличие от хлопчатобумажных шарфов.
Влагозащитный костюм. Турист, находясь в экстремальных условиях, подверженвоздействию природных явлений: дождя, ветра, влаги, снега, росы и т.д. Для тогочтобы облегчить жизнь путешественникам на помощь приходит снаряжение. Одним изтаких помощников является влагозащитныйкостюм. Влагозащитные костюмы бывают разных видов, расцветок,отличаются функциональностью, материалами и стоимостью. Все влагозащитные костюмы можно поделить по стоимости, функционалу и материаламиз которых эти костюмы изготовлены.  По стоимости: дешёвые(полиэтиленовые дождевики), средний класс ( влагозащитные костюмы из ПВХ, костюмыиз специальных тканей с пропиткой), дорогие ( изделия из мембраннойткани ). В дешёвых влагозащитных костюмах и костюмах среднего класс принципработы очень прост: есть прослойка, которая не пропускает влагу из вне, но и недаёт выйти наружу поту и лишнему теплу. В этих костюмах при активной работе илидвижении будет крайне не комфортно и неудобно.
Костюмы из полиэтилена и ПВХ хороши, если вам необходимо просто переждатьнепогоду и при этом не надо совершать много активной работы, тогда такой костюмхорошо сбережет вас от дождя. Костюмывысокой ценовой категории позволят вам комфортно передвигаться в любую непогодуи погодные условия. Сделаны, как правило, такие влагозащитныекостюмы из мембранной ткани, которая не даёт проникать крупным каплям дождя внутрь,и с лёгкостью пропускает излишнюю влагу и тепло от тела наружу.По материалу: Материалы для влагозащитных костюмов. Приизготовлении влагозащитных костюмов применяют полиэтилен, авизент, мембраннуюткань, нейлон, каландр и различные пропитки для тканей.
/>Полиэтиленовые дождевики. Дешёвые костюмы из полиэтиленарвутся о ветки и камни, легко плавятся и сгорают на огне. Их имеет смыслпокупать только для походов выходного дня./> Костюмы из ПВХтканей. Влагозащитные костюмысреднего ценового диапазона из ПВХткани очень плохо дышати являются крайне не долговечными. Эти костюмы всегдаможно опознать по камуфляжной расцветке и «полиэтиленовости» наощупь.
/>Влагозащитный костюм из полиэстера с пропиткой. Такойвлагозащитный костюмявляется оптимальным выбором по соотношению цена-качество.Конструктивными особенностями такого костюма является отсутствие молнииспереди, он одевается через голову. Этот костюм можно использовать как влаго –,так и ветрозащитный. В нём довольнокомфортно по сравнению с ранеерассмотренными моделями. Так же его можно использовать как хорошуюзащиту от комаров и жары летом.
/>Влагозащитные куртки из мембранной ткани. Костюм такого типа обладает хорошейфункциональностью: обилие всяческих карманов, замков, влагозащищённых молний ипрочих деталей делает такую куртку мечтой любого туриста и спортсмена –профессионала. Обладает, как правило, яркой расцветкой и высокой стоимостью.Конструктивныеособенности влагозащитных костюмов./> Раздельный костюм. Такойвлагозащитный костюмсостоит из штанов и куртки. Удобен, так как можно носить его раздельно и заменять по частям, какправило, снабжён карманами, что очень удобно.
/>Плащ – накидка. Такойвлагозащитный костюм выполнен в виде цельного плаща, которыйзакрывает сверху донизу тело от дождя. Так же такой костюм можно одеть прямо нарюкзак, что тоже очень удобно.
1.3     Рекомендациипо эксплуатации туристической одежды
Стирать нужноодежду только так, как рекомендует производитель. Ни в коем случае не сушить еёна открытом огне. Не хранить одежду в скрученном виде. Регулярно использоватьпропитывающие средства, рекомендуемые производителем. Не стоит надеватьмембранную куртку на шерстяной свитер – появится потоотделение, лучше еёнадевать на одежду типа Windstopper – в этом случае влага будет выводиться. Обмороженнаямембрана не работает – водяной пар не может выйти наружу. Насквозь промокшаяверхняя ткань на мембранной одежде также не пропускает воздушный пар. Грязьуничтожает мембрану. После использования мембранную одежду следует хорошопросушить при комнатной температуре, а не на батарее.
Итак, мырассмотрели туристическую одежду, её виды и характеристики, в следующей главемы подробно расскажем об ещё одном важном снаряжении в активном туризме, рюкзаке.
 

ГЛАВА 2.РЮКЗАК КАК ТУРИСТИЧЕСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Рюкзакявляется важным атрибутом в туристическом снаряжении. Рюкзак (от нем. Rucksack— мешок, который носится на спине) — специализированная сумка для ношения наспине. Снабжён двумя лямками. При ношении рюкзака нагрузка ложится на плечи испину, а руки остаются свободными. Рюкзак удобен для длительной переноскиотносительно больших грузов.
Историяпоявления рюкзака
Когдапоявился первый рюкзак – точно никто не знает. Но вполне очевидно, что случилосьэто в незапамятные времена. Уникальная находка была сделана 19 сентября 1992г., на леднике Симилаун в Альпах к югу от Инсбрука. Антропологам удалосьобнаружить прекрасно сохранившееся тело доисторического человека. На спине онносил кожаный рюкзак на U-образной раме из двух вертикальных брусков орешника,для жесткости соединенных снизу двумя горизонтальными досками из лиственницы.Именно в рюкзаке находилась наибольшая часть его пожиток, по которым находкудатировали примерно 2700-м годом до Р.Х., Таким образом, самому древнемунайденному рюкзаку почти 5000 лет.
Срюкзаком за плечами странствовал Иисус Христос, рюкзаки входили в военную формулегионеров, рыцари-тамплиеры на пеших маршах носили вещи на деревянном каркасес лямками – прообразе станкового рюкзака.
ИндейцыСеверной Америки прикрепляли к кленовой доске лямки и налобный ремень, и носилина этой конструкции добычу после охоты.
Вболее поздние времена рюкзаки использовались практически всеми армиями мира, иименно военные придумали большинство современных типов рюкзаков. На смену кожеи деревянным каркасам пришли парусина и сталь, а впоследствии капрон иалюминий. Первые альпинисты пользовались военными заплечными мешками.
ВСССР промышленность начала изготавливать серийные рюкзаки для туризма в начале30-х годов прошлого века. С разными незначительными изменениями такиебесформенные мешки дожили до наших дней, постепенно перейдя из разрядаальпинистских в категорию «для дачи».
Затемпоявился знаменитый «Абалаковский» рюкзак. Названный так по фамилиисвоего создателя, по одной версии известного советского альпиниста, скульпторапо профессии, Евгения Абалакова, первовосходителя на пик Коммунизма (тогда –пик Сталина). По другой, более логичной версии, авторство рюкзака принадлежитего брату Виталию, не менее известному альпинисту, который со времени войны довыхода на пенсию работал в Центральном научно-исследовательском институтефизической культуры (ЦНИИФК) и Центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ),преобразованной впоследствии во Всесоюзный институт спортивных и туристическихизделий (ВИСТИ). Занимался разработкой и конструированием спортивногоснаряжения и приборов. Является автором первого советского альпинистскогоснаряжения, которое так и называется: «Абалаковское».
Абалаковскийрюкзак не был чем-то уникальным, он заимствовал передовой европейский опыт вразработке снаряжения – в предвоенные годы на Кавказ часто приезжали немецкие иавстрийские восходители, так что у наших альпинистов была возможность изучитьих опыт. В последующем промышленность стала производить упрощенный и гораздоменее удобный вариант «Абалаковского» рюкзака, и именно его ещенедавно можно было купить в спортивных магазинах.
Следующаялегендарная модель носила имя Ярова, это был уже вполне современный рюкзак сбоковой шнуровкой и грамотной системой лямок, но пока еще без поясного ремня.«Яровские» рюкзаки массово шили к Олимпиаде-80, на клапане их былизображен олимпийский медведь и пять колец; у туристов-диссидентов было принятоотпарывать этот клапан и перешивать его наизнанку – это называлось«отправить медведя в ссылку». Дизайну всегда уделяли большоевнимание.
Вышеперечисленныерюкзаки были мягкими, то есть не имели рамы-станка или какого-либо иногоэлемента жесткости. Производился отечественной промышленностью и станковыйрюкзак «Ермак». Он имел поясной ремень и каркас из алюминиевых труб.По статистике несчастных случаев, «Ермак» повинен не в одномсломанном шейном позвонке – такова цена не слишком удачной конструкции: припадении туристы имели все шансы удариться затылком о верхнюю перекладинукаркаса. Вполне понятно, что все эти модели не удовлетворяли растущим запросамотечественных путешественников, поэтому в 70-80х годах пышно расцвелисамодельные рюкзаки. Их было превеликое множество, от разнообразия конструкцийразбегались глаза.
Кконцу 80-х годов выработался более-менее стереотипный вариант, в узкихпитерских кругах почему-то называвшийся «Американкой». Основныепринципы были такие: в качестве внутреннего каркаса использовался лист жесткоготолстого пенополиэтилена, служащий одновременно ковриком, мешок имел высоту всреднем около 80 см при ширине 35-40 см., обязательное наличие широкогопоясного ремня, сверху большой клапан, для регулировки объема – боковые стяжкиили шнуровка. Самой важной отличительной чертой была система подвески лямок,которые имели третью дополнительную точку крепления над плечами, чтобы высокийрюкзак не отваливался назад от спины. Изготавливались эти рюкзаки изтехнического капрона, который добывали всеми правдами и неправдами. Пряжки самостоятельновыпиливали из листового дюраля, или покупали в хозтоварах стальные кольца дляключей.
Вначале 90-х появились кооперативы по производству снаряжения, куда подались те,кто и раньше шил рюкзаки на заказ. Довольно быстро некоторые из этих кооперативовпревратились в уважаемые фирмы, продукцию которых мы все можем сегоднянаблюдать в магазинах. Широким потоком хлынули зарубежные модели.
Споявлением лёгких и прочных синтетических тканей процесс совершенствованиярюкзаков резко ускорился. С инновациями в области материалов и технологийсовпало появление моды на спортивный образ жизни, на спортивную одежду, поэтомусейчас рюкзаки уверенно занимают свою нишу и в повседневной жизни.
2.1     Классификация рюкзаков
Рюкзакиможно поделить на три больших класса: мягкие (без элементов жёсткости),каркасные и станковые.
Мягкиерюкзаки. Так называют рюкзаки, которые не имеют никакихжестких элементов каркаса. По объему это могут быть как очень большие, так исовсем маленькие рюкзаки. Основные плюсы такой конструкции — минимальный вес,возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать, например, в байдарку иликаяк. Для придания жесткости такой рюкзак надо правильно уложить, а это целаянаука. Один из вариантов – внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либожесткий лист вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружностирюкзака. В последнем случае теряется в среднем 11 литров полезного объема.Правильноуложенный мягкий рюкзак ни в чем не уступает более продвинутым каркасныммоделям. К данному типу можно отнести подвид рюкзака, который получил из-засвоей формы название «Колобок», такие рюкзакипредставляютсобой простой брезентовый мешок с двумя лямками, объёмом в среднем от 20 до50-60 литров. Относительно неудобны для транспортировки груза, но, тем неменее, используются в российской армии. Требуют большого навыка при укладке,угловатый жёсткий предмет, оказавшийся у спины может доставить многонеприятностей. Кроме того, из-за пузатости «колобка» центр тяжестирюкзака оказывается дальше от спины, чем при использовании других типоврюкзаков. Это ухудшает устойчивость человека и делает переноску такого рюкзакаболее трудной.
Каркасныерюкзаки. На сегодняшний день это наиболее распространенныйтип рюкзаков для туризма. Большинство современных моделей имеют каркас изалюминиевых «лат», придающий спине рюкзака вертикальную жесткость.Реже встречается вариант с пластиковой вставкой «анатомической» формыво всю спину рюкзака. Каркасные рюкзаки отличаются от станковых тем, что несущаяконструкция интегрирована в мешок, полностью или частично. В рюкзаках большогообъема (60-120 литров) латы обычно вшивают, а маленькие рюкзаки часто имеюткаркас, нарочито отделенный от основного объема – для вентиляции спины.
Обычнаясистема каркаса представляет собой две упругие пластины, расположенныепараллельно или немного расходящиеся вверх наподобие буквы V. Удобно, еслипредусмотрена возможность вынуть латы и использовать рюкзак как«мягкий» – это может понадобиться в водном путешествии при упаковкевещей.
Станковыерюкзаки. Доведенный до логического конца каркас становится«станком». Под этим термином подразумевают внешнюю раму, на которойзакреплена подвесная система (лямки и пояс), и к которой прикреплен либо одинмешок, либо предусмотрена возможность крепления самых разнообразных грузов.Можно сказать, что станковый рюкзак – это рама с лямками, а все остальное можнонавесить на эту основу по своему вкусу.
НаЗападе этот тип рюкзаков иногда называют «Bergen type» в честьназвания норвежской фирмы Bergans из Осло. В 30-х годах эта компания получилакрупный военный заказ на обмундирование финской армии, и среди прочих предметовпроизвела на свет большое количество небольших станковых ранцев. Они оказалисьнастолько удобны и практичны, что в разных модификациях распространились повсему миру. В последние годы станковые рюкзаки возвращают себе утерянную былопопулярность. Основная сфера их применения – пешие походы. Особенно ценныстанки в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз,например при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Шерпы вГималаях умудряются носить на станках огромные пластиковые бочки сальпинистским скарбом. Спелеологи навьючивают на каркас специальныетранспортные мешки и бухты веревок, впоследствии станок оставляют наповерхности в лагере, а с транспортными мешками уходят в пещеру.
ВТатрах есть даже такая профессия – горный носильщик, то есть человек, которыйзаносит груз в горные хижины. Поскольку работа носильщиков сродни спорту,проводятся соревнования, в которых участвуют как профессионалы, так и любители,впрягшиеся в станок носильщика исключительно из спортивного интереса.Соревнуются в скорости выноса эталонного груза на определенную высоту поконкретному маршруту. Время от времени предпринимаются попытки выносарекордного груза на какую-нибудь из хижин. Существуют модели станков свозможностью прикрепить внизу колесики – в итоге получается тележка, которуюможно катить по ровной дороге. Еще одна разновидность станков –рюкзаки-стульчики, они особенно распространены среди спортсменов-ориентировщиков.Перед и после соревнований на таком стульчике можно отдохнуть, переодеться.
Кминусам таких рюкзаков относится жёсткость станины — например, при падении, онаможет причинить серьёзные травмы.
 
2.2Виды рюкзаков по области применения
 
Экспедиционныерюкзаки. Так принято называть рюкзаки объемом свыше 80литров, предназначенные для длительных путешествий и самого жесткогоиспользования. Практически все, что было сказано о конструкции рюкзака, имеетсвое воплощение в экспедиционных моделях. Если вы собираетесь совершать пешиеили лыжные многодневные походы в горах, носить большой груз – то понадобитсятакой рюкзак.К экспедиционным относятся почти все станковые рюкзаки.Мягкие рюкзаки реже делают большого объема, почти все рюкзаки этого типа –каркасные. Масса среднего каркасного экспедиционного рюкзака – около 2 кг.
Штурмовыерюкзаки. Объем штурмового рюкзака – от 30 до 80 литров. Необязательно идти с ним на штурм заснеженных вершин – под эту категорию попадаюти рюкзаки для двух-трех дневных выездов за город. Современный штурмовой рюкзак– это как бы уменьшенная копия экспедиционного. Он легче экспедиционного,обычно менее 1,5 кг.
Городскиерюкзаки. Спортивный стиль в моде. Поэтому столь популярныгородские рюкзаки для повседневного использования. Кроме того, это простоудобно. Объем городского рюкзака колеблется в пределах от 10 до 30 литров.Впрочем, чаще всего все-таки на первый план выходит функциональность. Габаритыгородского рюкзака в первую очередь определяются размерами стандартногомашинописного листа формата А4. Предполагается, что документы в папке должнывлезать в рюкзак, не сминаясь. Если влезет стопка бумаги, то скорее всеговлезет и ноутбук, пара бутербродов, бутылка минералки, спортивная форма длявечерней тренировки и книжка для прочтения в метро по пути домой. Больше ничегоот такого рюкзака не требуется. Для улучшения внешнего вида на городскиерюкзаки порой навешивают всевозможную фурнитуру, в «больших» рюкзакахприменяемую для крепления ледового молотка, альпинистской каски, веревки,кошек. Это не более чем украшательство. А вот многочисленные внешние ивнутренние карманы полезны в нём.
Специальныерюкзаки. Соревнования. Для соревнований важенминимальный вес снаряжения. Все направлено на его снижение. Ряд фирм производитспециальные модели, рассчитанные на приключенческие гонки, соревнования поски-альпинизму и тому подобные испытания. В России наиболее известна продукцияSalomon, реже встречается Silva и Dynastar.
Втаких рюкзаках экономят на всем, часто их делают из прочной капроновой сетки,зато добавляют специальные крепления для фляжки на лямки, часто вдоль спинырасполагают «кэмэлбэг» – емкость-термос для жидкости, с эластичнойтрубкой, выведенной наружу, чтобы можно было пить на ходу. Лыжи/сноуборд.Для экстремальных спусков с горных вершин, фрирайда, внетрассового катания шьютспециальные рюкзаки. Они имеют много общего с соревновательными моделями, новес уже не играет такой решающей роли. Часто присутствует вышеописанныйкэмэлбэг для горячего питья. Основное отличие – крепление для переноски лыж илисноуборда. Требования понятны – крепление должно быть простым и надежным, приходьбе лыжи и доска не должны доставлять никаких неудобств. В продвинутыхмоделях встречаются еще некоторые особенности. Например, налобный ремень,позволяющий при спуске более тонко чувствовать центр тяжести рюкзака – чтобыминимизировать опрокидывающий момент. При прыжках и резких поворотах поведениерюкзака отрабатывается шеей. Впрочем, этот специфический навык требуетопределенной тренировки. Другая техническая особенность – поясной ремень илямки делают составной частью альпинистской страховочной системы. Пряжку напояс ставят особо прочную, выдерживающую нагрузку более 2 тонн. Это позволяетвытащить человека из ледниковой трещины за сблокированные лямки и поясник.
Баулы.Это большой (да что там – просто огромный) прочный мешок с лямками имногочисленными ручками. Баул – атрибут альпинистской экспедиции. Можноразделить все баулы на те, у которых молния сбоку (это просто большая сумка,наподобие спортивной, но с лямками), и те, что представляют собой и вовсеобычный мешок с затягивающимся верхом и теми же простыми лямками. Баулы первоготипа используются при транспортировке экспедиционного груза, например в поезде,самолете или на вьючных животных. Очень часто на них ставят крупную прочнуюмолнию с натуральным навесным замком. Предполагается, что это позволит оградитьгруз от излишне любопытных носильщиков – просто так внутрь уже не залезть, арезать баулы и откровенно что-то воровать у носильщиков не принято. Баулывторого типа – для стенных альпинистских восхождений. Они шьются из оченьпрочной, непромокаемой, износостойкой ткани. Ткань дублируется прочной стропой,образующей силовой каркас. Все стропы сходятся на грузовой петле, за которуюбаул тянут вверх в поднебесье. Лямки нужны на подходах к стене от базовоголагеря или на простых участках маршрута, когда тянуть мешок волоком поразрушенным пологим скалам гораздо тяжелее, чем пронести его на плечах.
Упаковкидля сплава. Это весьма специфическая дляроссийского рынка продукция, поскольку разборные суда и необходимость ихпереноски почти не встречаются больше нигде в мире. Рюкзаки-упаковки производятизготовители самих плавсредств, например, фирма Тритон. Это весьма объемные(более 140 литров) рюкзаки упрощенной конструкции. Особенность – широкий входсбоку, позволяющий удобнее укладывать сложенную лодку или катамаран. Длядлительной переноски по пересеченной местности упаковки не очень удобны из-запримитивной подвесной системы, и на протяженной пешей заброске чаще пользуютсябольшими экспедиционными рюкзаками.
Встречаетсяеще один вариант – отдельная система пояс+лямки для переноски полиэтиленовогокаяка. На каяке система крепится стропами, каяк несут вертикально, что конечноне очень удобно, даже если это короткая родео-модель длиной 2,5 метра. Новсе-таки такой способ дает возможность совершать автономные переходы с реки нареку. Вещи укладывают в кокпит каяка, вес получается приличный. Подвесныесистемы для переноски каяков производят западные фирмы, специализирующиеся нааксессуарах для экстремального сплава.
Драйбэги.В переводе на русский – это непромокаемый рюкзак. Этот специфический продуктнаходит применение в водном туризме при сплаве на рафтах или катамаранах, – средствахсплава, позволяющих размещать объемный груз. Фактически, это большаягермоупаковка с лямками. Применяются драйбэги и в таком экзотическом видеспорта как каньонинг – прохождение речных каньонов пешком и самосплавом вгидрокостюме, с использованием альпинистской техники. Рюкзак-драйбэг долженбыть абсолютно непромокаемым (шьется из плотной ткани с ПВХ-покрытием), стойкимк истиранию. Лямки в таких рюкзаках не пришивают, а приклеивают, чтобы ненарушить герметичность. Верх мешка закручивают несколько раз и фиксируютпряжкой – как и в обычных гермоупаковках для сплава по бурной воде.
Рюкзакидля автостопа. Около 20 лет назад был разработанспециальный рюкзак для поездок автостопом. Он отличается необычной формой – этоподобие блина, молния по кругу, лямки крепятся на репшнуре, пущенном попериметру рюкзака. Размеры рассчитаны таким образом, чтобы в машине можно былоубрать рюкзак под ноги. Объем небольшой – не больше 40 литров, но большеавтостопщикам обычно и не требуется. Снаружи нашиты светоотражающие ленты,ночью хорошо заметные в свете фар.
Велосипедныерюкзаки. Велорюкзаки бывают двух видов – заплечные длякоротких поездок и малых грузов, и рюкзаки – «штаны» для перевозки набагажнике велосипеда. Заплечные велорюкзаки имеют следующие особенностиконструкции: улучшенную вентиляцию спины (проблема актуальна, посколькувелосипедист едет в стойке с согнутой спиной, и рюкзак сильно к ней прижат), изспециального кармана вынимается непромокаемая накидка, закрывающая мешок отдождя и грязи, часто встраивают кэмэлбэг, ременные крепления или большой карманиз сетки для шлема. Велорюкзак должен быть обязательно обильно снабженсветоотражающей лентой для езды в темное время суток. Но возить на спине большенескольких килограмм неудобно, поэтому для велосипедных походов применяютспециальные рюкзаки, которые крепятся на багажник. Они имеют форму штанов, ихтак и называют – «велоштаны». Объем – от 60 до 80-90 литров. Этирюкзаки бывают однообъемные или многосекционные. Первые вмещают больше вещей иприменяются для более длительных поездок, вторые – позволяют более эффективноподобрать нужный объем для конкретной поездки (в коротких выездах можноиспользовать только боковые емкости, оставив верхний клапан дома). Велосипедныерюкзаки должны быть прочными, желательно непромокаемыми, с возможностьюкрепления дополнительного груза снаружи. Обязательны светоотражающие элементы,поскольку большой рюкзак закрывает подседельную мигалку, и ее не видноводителям попутных машин. Немаловажная деталь – наличие или отсутствие лямокдля переноски велорюкзака на спине. Для больших и сложных походов лямки простонеобходимы, поскольку в тех местах, где приходится идти пешком, на переправахчерез реки, подъемах на трудные перевалы рюкзак перекочевывает на спинупутешественника. Лямками снабжают однообъемные велорюкзаки, а многосекционныеобычно лямок не имеют.
 
2.3Конструкция
 
Форма.Формаосновной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики.Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине человека, темлегче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч, –будет цепляться за все в лесу, в дверь не всякую можно пройти. Поэтомусовременные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность«роста» вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.Объем рюкзаков измеряют в литрах. Измеряют литры по-разному. Самый простойспособ – перемножить высоту, ширину и толщину. Однако, это дает верныйрезультат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ,которым пользуются западные фирмы – в тестовый образец насыпают песок литровымикружками. Сколько влезло – такой и объем. Еще момент – учитывается, объемкарманов и клапана, или нет. Фирмы поступают на свое усмотрение. Поэтому, еслина рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.Обычнорюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчаетукладку вещей, с другой – содержимое как бы прессуется при переноске. Крометого, таким образом немного повышается центр тяжести. Но иногда можно увидетьобратную картину – расширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бываютслучаи, когда высокий центр тяжести опасен, – например, при спусках на лыжах.Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее.Есть еще одинвариант – когда емкость рюкзака образует своего рода наплывы на поясной ремень.Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равномаксимально совмещен с центром тяжести человека. Однако, укладывать такойрюкзак сложнее, и в эти острые углы положить удается только какие-то мягкиевещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределениемассы.В сечении рюкзаки бывают круглые (на самом деле – овальные), ипрямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачноразместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство каркасныхрюкзаков имеет прямой край со стороны спины. Рюкзаки среднего (50-60 литров) ибольшого (свыше 60) объема часто делают с разделением основной емкости на двечасти. В просторечье нижнюю часть называют «подвалом». Для доступа в«подвал» вшивается отдельная молния, а разделяющая перегородка(«диафрагма») застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в видетубуса. «Подвал» теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставленпо кругу коврик – открыв молнию, вы не сможете проникнуть внутрь. У разделенияна емкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство«подвала» полностью нивелируется снижением прочности, – любойэлемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бываетвесьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплуюшапочку или рукавицы со дна рюкзака.В верхней части основной емкостирюкзака делают тубус из более легкой ткани – это позволяет при необходимостидополнительно увеличивать объем.
Вспецифических областях применения бывают конструкции с возможностью доступа восновную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки длябайдарок и прочих средств сплава; примерно также устроены рюкзаки для переноскипарапланов и кайтов.
Подвеснаясистема. Подвесной системой называют способ крепления рюкзакак вашему телу – то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможностьрегулировки и т.п. В настоящий момент подвесные системы в основном делаютрегулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на некоего «среднего»покупателя, и необходима индивидуальная подгонка под фигуру.Чаще всегорегулируется только один параметр – высота точки крепления лямок относительнопоясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкамверхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось «ремнипротивооткидывания верха рюкзака»). Совсем редко встречается регулируемаявысота точки крепления поясника относительно дна рюкзака.Многие фирмыдают своим подвесным системам непонятные аббревиатурные имена, типа«ABS-system», «Ergo Back System». На самом деле всеподвесные системы примерно одинаковы, и значение имеют лишь прочность и какможно меньшие размеры. В случае если какая-нибудь «system» будетвпиваться между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того,чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всевозможныеподушки-накладки в области поясницы.К подвесной системе отнесу такжегрузовую петлю рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак можно подвеситьили просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда – и с обратнойстороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо пришитой.
Всамодельных моделях, специально спроектированных для лыжных походов, пришиваютеще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и кней цепляют санки-волокуши. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санкибудут тянуть его назад, нарушая центр тяжести системы «человек-рюкзак».При правильном расположении на пояснике вся нагрузка приходится на бедрачеловека, и тянуть санки гораздо легче; кроме того, можно снять поясник срюкзака и использовать полностью независимо, просто как упряжь для волокуши, арюкзак полностью убрать в санки. Так поступают на простых участках, напримерпри подъеме по ровным наледям сибирских рек.
Лямки.Лямки должны отвечать основному требованию – быть удобными. Именно вконструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака.
Преждевсего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотренавозможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояниямежду лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблемачастично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснятьдыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходитсябегать или совершать резкие движения. Форма лямок – серповидная, илиS-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя формеплеч. Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны бытьмягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановаяпена. Современная конструкция лямок представляет собой многослойный сэндвич изразных материалов. Очень ответственный узел конструкции лямок – точка ихкрепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковыхсторон, к дну рюкзака, на поясной ремень. Каждый способ имеет свои преимуществаи недостатки. Сейчас наиболее распространено крепление лямок на стык спины ибоковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани. Пряжкирегулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнатьлямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.
Какуже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки,идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни,которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришиваэтих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как быпродолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.
Поясник.Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра.Это оправдано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах(а для этого они должны быть, так что стоит сесть на диету). Поясники бываютпришитые и съемные. Второй вариант предпочтительнее. Ширина поясного ремня — неменее 10 см, желательно анатомической формы, облегающей бедра. Внутриустройство поясника аналогично конструкции лямок. Часто поясной ремень снабжаютдополнительными оттяжками на боковины рюкзака – это позволяет притянуть емкостьк бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, еслипряжка поясника легко затягивается в рукавице – пояс застегивают, а потом ужезатягивают, при надетом рюкзаке.
Швы.Важно, какими швами и как сшит рюкзак. Существует много типов швов, ониотличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам,производители стремятся к компромиссу между прочностью и сложностью технологии.Наиболее «правильный» шов для основной емкости рюкзака – бельевой или«запошивочный», он должен pаботать на сдвиг, а не на отpыв (стачнойшов). Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, pyчки) должныпpишиваться на yсиления (стpопy, дополнительный слой ткани), и ни в коем случаене просто в шов.
Тpадиционнослабые места – веpхняя и нижняя точка кpепления лямок, пришив боковых стяжек.Часто отрываются пришитые «не на месте» карманы. В каркасных рюкзакахметаллические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу.
Клапан.Клапан сверху рюкзака – непременный атрибут любых моделей объемом свыше 40литров (кроме специфических рюкзаков типа упаковок для байдарок). Он не толькозакрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительнойемкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они всевремя были под рукой. По своей конструкции клапаны бывают пришитые и«плавающие». Во втором случае можно регулировать расположение клапанана рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан ииспользовать его отдельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка(если такое предусмотрено конструкцией клапана). Объем клапана может колебатьсяв довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволялашироко расстегивать клапан и свободно класть или доставать вещи, – например,фотоаппарат. К основной емкости рюкзака плавающий клапан крепится на пряжках,которых может быть 2-3 со стороны спины и 1-2 с обратной стороны (в зависимостиот ширины рюкзака). Со стороны спины ставят обычно «трехщелевые»пряжки, а с лицевой стороны – фастексы или самосбросы. На старых самодельныхрюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, застегиваяметаллические крючки за специально пришитые кольца. На клапане может быть одинили несколько дополнительных карманов, как снаружи, так и с внутренней стороны.
Стяжки.Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. Чаще стоит обратная проблема –сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжкинеобходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сложенный рюкзакв монолитный «кирпич», который гораздо легче носить. В идеале стяжкидолжны образовывать замкнутый ременный «каркас» вокруг рюкзака, и всянагрузка должна приходиться именно на ремни. Так было сшито большинство хорошихсамодельных рюкзаков. Сейчас производители экономят на стропах, и часто вшиваютих прямо в боковой шов. Такая конструкция получается ненадежной, посколькунагрузка приложена к одной точке и «работает» на отрывание. Болееудачный вариант — если стропа пришита через дополнительный треугольник плотнойткани, распределяющий нагрузку на большую площадь. Другой, несколькоустаревший, тип боковых стяжек – это шнуровка. Она менее удобна. Единственныйее плюс – это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно прииспользовании пластиковых пряжек. Помимо боковых и вертикальных стяжек напродвинутых рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затянутьосновной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете вуже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительнаястропа позволяет спрессовать объем под клапаном.
Карманы.Карманы удобны для хранения мелких предметов. В самодельных рюкзакахразнообразие форм карманов и мест их расположения не поддавалось описанию: быликарманы, специально сшитые под витиеватую форму любимой миски, карманы для карт(игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов. В промышленныхмоделях расположение карманов более стандартизовано. Обычно их располагают назадней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут на землю (вгрязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, тохрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить изстроя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном. Ккарманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Этикармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этомслучае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предметприжимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы вставляют в такойкармашек дополнительный элемент – сквозное отверстие, декорированное люверсом.Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу. Иногдаделают карманы на поясном ремне, на лямке (для рации или прибора GPS).
Навеска.Раньше считалось, что снаружи мешка ничего болтаться не должно, и если рюкзаквыглядит как новогодняя елка – хозяин просто не умеет его укладывать. Впринципе, это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически неспособен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри –веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи. Современныеэкспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест длякрепления внешних грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошексверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзадирюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзакенет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака.Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы,за них заводится ледовый инструмент клювом вниз, а рукоятка фиксируется стропойс «липучкой» или пряжкой.
 
2.4Рекомендации
Выбираярюкзак, следует исходить из принципа: чем рюкзак дороже, тем лучше он «сидит»на спине, будучи нагруженным, и тем удобней с ним передвигаться. Поэтомупокупка рюкзака – это поиск компромисса между максимальным удобством иминимальной ценой. Хороший рюкзак должен удовлетворять сразу несколькимусловиям. Во-первых, он должен быть выполнен из плотного нейлона, лучше всегоиз материала Cordura. Во-вторых,иметь полужесткую регулируемую подвесную систему. И, в-третьих, иметь в нижнейчасти отсек для спального мешка.
Купитьподходящий рюкзак – это еще полдела. Каким бы дорогим и технически совершеннымон ни был, необходимо уметь его правильно укладывать, а это целая наука.Основные рекомендации по укладке таковы: более тяжелые вещи следует размещатьближе к спине; в нижней части рюкзака, в специальном отделении, размещатьспальник; основную массу груза размещать на уровне плеч и ниже; при упаковкепил и топоров закрывать лезвие плотным чехлом. Также важно использоватьспециальные упаковочные мешки из легкой ткани, куда предварительно уложить вещипо категориям (еда, штормовая одежда, одежда для сна) – это облегчит процессукладки и поиск нужных вещей. Правильно загруженный рюкзак располагается наспине ровно, и при ходьбе вам не придется периодически его выравнивать.Уменьшается и нагрузка на позвоночник, а значит, вы сможете пройти большеерасстояние и, конечно, получить максимум удовольствия от путешествия.
Современныерюкзаки
Эторюкзаки размерами от 5 до 140 литров — сшитые из синтетических тканейпродолговатые мешки, снабжённые подвесной системой. Подвесная система состоитиз лямок и поясного ремня и «спины». Лямки и поясной ремень, какправило, достаточно широки, мягки и упруги. «Спина» рюкзака — часть,обращённая к спине человека, также делается мягкой и упругой. В «спину»вставляются армирующие элементы из лёгких прочных материалов, например,дюралюминия или титана, переносящие часть веса с плеч на пояс. Такая подвеснаясистема обеспечивает более комфортное ношение рюкзака по сравнению сбескаркасными рюкзаками. Из-за особенностей формы такие рюкзаки часто называют «анатомическими».К современным анатомическим рюкзакам также относятся и заплечные велорюкзаки.Их особенности: Небольшой объем — от 5 до 35 л. Длительная перевозка большогогруза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфическойпозой велосипедиста. Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления длямаячка. Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижаетсяаэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающиенад дорогой ветки. Наличие водонепроницаемого дождевого чехла. Наружные креплениядля шлема. Наличие, как минимум, подготовки для питьевой системы (Camel Back,гидропак).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итогивсему вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
Так какактивный туризм важен для здоровья, необходимо знать правила правильного туристическогоснаряжения. Одежда в туризме должна быть удобна, комфортна, износостойка,хорошо сохранять тепло, и выводить при необходимости влагу от тела. Существуютвиды туристической одежды: туристическая куртка, штаны, шапка, шарф,влагозащитный костюм, которые отвечают всем критериям туристическогоснаряжения.
Кроме того,важную роль в туристическом снаряжении играет рюкзак. Рюкзак – один из немногихвидов туристского снаряжения, без которого не обойтись в любом видепутешествий. Горный поход, лыжная прогулка, подходы к начальной точке сплава пореке – везде нужна емкость для переноски вещей. Существует три типа рюкзаков:мягкие, каркасные и станковые. Кроме того для каждого вида туризма предназначенсвой рюкзак.
Отправляясь впоход, или какой-либо другой вид туризма очень важно правильно снарядиться, длятого что бы получит огромное удовольствие от этого занятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.        Бабкин А.В.Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
2.        Берман А.Путешествия на лыжах. М., ФиС, 1968.
3.        Ветер странствий,№ 12. М. ФиС. 1977.
4.        Гранильщиков Ю.,Вейцман С., Шимановский В. Горный туризм. М., ФиС, 1966.
5.        Дурович А. П.Активный туризм: современное состояние и перспективы развития.- М.: Новоезнание, 2003.
6.        Колесников А.Туристское снаряжение. М., Профиздат, 1968.
7.        Обручев С.Справочник путешественника и краеведа. Т. I. М., Географгиз, 1949.
8.        Смирнов А. П. Всёо рюкзаках, Л., 1987 г.
9.        Штюрмер Ю.Карманный справочник туриста. М., Профиздат, 1979.
10.     Источник: www.alpklubspb.ru/persona/abalakov-v.htm

Приложение
 
Пешеходные
Мягкиерюкзаки
/>
Рюкзак CampuS Lunar 65
/>
Рюкзак Normal Атлант 70
Каркасные рюкзаки
/>
Рюкзак Normal Атлант 130
/>
Рюкзак CampuS Expedition 100
Горные
/>
Tatonka KATANGA 90
Станковый рюкзак
/>
Marmot Bomb Pack
Каркасный рюкзак
Велосипедные
/>
Рюкзак Ferrino M.B.A. 12+2
/>
Велорюкзак АКМЕ 70 /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Устройство холодильника
Реферат Электрохимические методы обработки. Ультразвуковая обработка
Реферат Ведущие мосты
Реферат 9 класс 20 10 /201 1 учебный год Билеты по информатике и икт для итоговой аттестации выпускников 9 классов
Реферат Этнический состав Омской области О жизни сибирских татар казахов русских украинцев немцев
Реферат Процес організації виробництва та виробництва
Реферат Эффективность ускорения подготовки и освоения производства
Реферат Речные круизы по рекам в Южном Федеральном Округе
Реферат Изготовление пластмасс
Реферат Статистика доходов и расходов населения
Реферат Машины для завертывания конфет
Реферат Автоматизация процессов теплогазоснабжения и вентиляции
Реферат Качество хлопчатобумажных тканей
Реферат Изготовление деталей РЭС из пластмасс
Реферат Теория происхождения жизни