Системауправления туризмом
Содержание
Введение
1. Экономика
2. Экология и туризм
3. Социальная сфера как внешняя средатуризма
4. Влияние политики на развитиетуризма
5.Технологии, обеспечивающие развитиетуризма
Литература
Введение
Наоснове системной теории попытаемся разложить комплексную общую систему туризмана составляющие ее подсистемы. Когда говорят системная теория, то возникаетвопрос: что же вообще представляет собой система? Например, куча песка не являетсясистемой. Песок можно перемешать, добавить горсть или забрать, но куча всеравно останется. В системе это невозможно, так как при каких-либо измененияхпоменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее целостный характер.
Чтобыдать определение понятию система, можно сказать, что система — этоупорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может бытьсоздана тесная взаимосвязь.
Применительно к системе туризма можно сказать, что этосовокупность и единство отношений и явлений, происходящих в туристской отрасли.Таким образом, система туризма представлена системой отношений, в которойтуристские предприятия, организации и регионы взаимодействуют с внешней средой.Схематически взаимозависимости и воздействия в системе туризма представлены нарис. 1.
Воснове системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма и объект туризма.Под субъектом туризма понимается участник туристского мероприятия, или турист,который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем полученияспецифических туристских услуг. Названые услуги предоставляются объектомтуризма. Под объектом туризма понимается все то, что может стать для субъектатуризма (туриста) целью путешествия. Это может быть туристский регион широкойспециализации со всеми его туристскими структурами.
/>
Рис. 1. Система управления туризмом
Систематуризма существует в общественном окружении. Окружающий систему туризма мирпредставлен экономикой, экологией, технологиями, политикой и социальнойсистемой. Перечисленные системы общественного окружения оказывают сильноевоздействие на туризм, хотя они и не являются единственными. Зависимостьтуризма от внешней среды — одна из самых значительных его характеристик иособенностей. Как между субсистемами субъект-туризма и объект-туризма, так имежду внешними системами и системой туризма существуют определенныевзаимосвязи.
Посколькумежду системой туризма и внешним миром, в котором существует туризм, существуютопределенные взаимосвязи, то можно утверждать, что туризм — это открытаясистема, которой можно и нужко управлять, используя методы и принципысовременного менеджмента.
Таким образом, туризм как открытаясистема находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такимиобщественными системами, как экономика, экология, социальная среда, политика итехнологии. Система туризма разделяется на две субсистемы: субъект управлениятуризмом и объект управления туризмом.
Рассматриваявлияние на туризм внешней среды, следует иметь в виду, что оно не вездеодинаково. Для менеджмента важно выявить наиболее существенные факторы внешнеговоздействия и выработать эффективные способы реагирования на них. Рассмотримвзаимозависимость системы туризма и внешней среды (общественного окружения).
1. Экономика
Экономикаи туризм тесно взаимодействуют друг с другом. Различается воздействие экономикина туризм и наоборот — воздействие туризма на всю экономику страны.Воздействие экономики на туризм
Общиеэкономические факторы могут воздействовать на туризм как положительно, так иотрицательно. Факторами, положительно влияющими на туризм, являются:
q рост реального дохода;
q более равномерное распределение дохода;
q стабильное положение валюты;
q выгодная конъюнктурная ситуация.
Факторы,отрицательно воздействующие на туризм, следующие:
q экономические кризисные явления;
q спад промышленности (рост безработицы, сокращение заработной платы,временная работа);
q нестабильная ситуация с валютой;
q невыгодная конъюнктурная ситуация.
Величинареального дохода воздействует на спрос туристских услуг. При увеличенииреального дохода потребители получают в свое распоряжение больше денег. Еслиденег оказывается больше, чем это необходимо для финансирования жизнеобеспечениялюдей, увеличивается и спрос на путешествия.
Распределениедохода также воздействует на туризм. Чем равномернее распределяется доход вобществе, тем больше людей смогут позволить себе путешествия. Эту взаимосвязьможно было обнаружить уже в XIX — начале XX вв.
Стабильностьвалюты — тоже важный фактор в системе туризма. Если курс доллара высокий, тоэто не позволяет купить много долларов, и наоборот. При такой ситуации свалютой отдых и поездка жителя нашей страны в США будут стоить дорого, а поездкаамериканца в Россию станет очень выгодной. Колебания обменного курса приводят ктому, что разница цен на одни и те же услуги становится весьма значительной.Воздействие туризма на экономику
Болееподробно по сравнению с воздействием экономики на туризм рассмотрим воздействиетуризма на экономику. В связи с этим можно выделить пять экономических функцийтуризма (рис. 2).
/>
Рис.2. Экономические функции туризма.
Производственнаяфункция. Предприятие выполняет производственную функцию, если используются такиепроизводственные факторы, как труд, земля и капитал. При комбинированиипроизводственных факторов для производства нового продукта, создаетсяприбавочная стоимость. Такой процесс называют накоплением ценностей.Предприятия, работающие в туристской отрасли, производят новые продукты исодействуют накоплению ценностей. Таким образом, они выполняют производственнуюфункцию.
Туристскиепродукты чаще всего имеют вид нематериальных товаров, так как они представляютсобой услуги.
Дляпроизводства этих услуг необходим персонал. Существует мнение, что туристскаяотрасль сильно персонифицирована, поэтому второй важной функцией туризмаявляется функция обеспечения занятости населения. Количественный рост кадров втуристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрениятехнических разработок. Технические средства облегчают деятельность, но немогут заменить личное общение с гостем. Туризм прямым или косвенным образомспособствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте предоставлениязанятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие местанепосредственно в туристских предприятиях — главным образом в гостиничных,транспортных предприятиях и в турбюро.
Косвенныйэффект занятости. Туризм создает эффект занятости и в других отрасляхэкономики, поэтому говорят о его косвенном участии в занятости населения.
Функциясоздания дохода. Кто работает, тот, как правило, получает доход от своейдеятельности. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образомсвязана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можносказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад всоздание национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чьерабочее место напрямую зависит от туризма. В данном случае речь идет о прямомэффекте создания дохода в туризме.
Дополнительноследует учитывать и то, что каждый рубль, зарабатываемый туристскимпредприятием на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходитсо счета предприятия. Таким образом возникают новые доходы, но уже третьих лиц.Если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристскогопредприятия, то в этом случае можно говорить о функции косвенного эффектасоздания дохода в туризме.
Пример.Менеджер гостиницы заключает договор с пекарем на поставку хлеба, булочек идругой выпечки, необходимой для обслуживания гостей в ресторане этой гостиницы.Пекарь, таким образом, получает некоторую часть своего дохода от сотрудничествас туристской отраслью, так как товары, поставляемые в гостиницу, потребляютсятуристами.
Созданиедохода в туризме способствует увеличению национального дохода. В науке обэкономике говорится об этом эффекте в том случае, когда имеется в виду, чтодоход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового дохода удругого субъекта хозяйственной деятельности. Эффект увеличения национальногодохода в туризме имеет прежде всего региональное значение. Значительное увеличениедохода происходит тогда, когда первичная выручка туристской отрасли (как впримере с пекарем) переходит в региональную торговлю, промышленность и сельскоехозяйство.
Врамках регионального аспекта важную роль играет следующая экономическая функциятуризма — функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризмспособствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов.Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью,места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полногоравновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельскогохозяйства. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важныйисточник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, таккак эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленнымпроизводством.
Функциясглаживания в туризме имеет также и международное значение. В этом смыслепроисходит то же самое, что и в сельскохозяйственном регионе. Рассмотрим небольшоеостровное государство, жители которого живут преимущественно за счет ведениясельского хозяйства и рыбной ловли, то становится ясно, что туризм для такойстраны имеет важное экономическое значение, ведь туристы потребляют товары иуслуги местного производства. В данном случае туризм перераспределяет доходыстран с индустриальным и сельскохозяйственным производством.
Последняяэкономическая функция туризма, которую мы рассматриваем, — функциянивелирования платежного баланса. В народном хозяйстве существует понятиеплатежного баланса со всеми его составными частями. Составной частью балансауслуг является баланс путешествий внутри страны (Беларусь) и выезд за рубеж(Швейцария). В этом балансе расходы местных туристов, выехавших за границу,противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услугиностранными туристами.
Туризмпо-разному влияет на платежный баланс каждой страны. Традиционно баланспутешествий является дефицитным, т.е. белорусы оставляют за границей во времяпутешествий больше денег, чем иностранцы в Беларуси. Большинствосевероевропейских стран считаются странами выездного туризма. Совсем инаяситуация в Швейцарии, где баланс путешествий показывает постоянное превышение,т.е. расходы иностранных гостей в Швейцарии выше расходов швейцарцев заграницей. Следовательно, в Швейцарии доминирует въездной туризм.
Такимобразом, народнохозяйственное значение туризма определяется следующимифакторами: производственной функцией (воспроизводство); функцией содействиязанятости населения; функцией накопления дохода (эффект увеличения дохода);функцией сглаживания и функцией нивелирования платежного баланса./>
2.Экология и туризм
Исследованияримского клуба «Границы роста», опубликованные в 1972 г., обратили внимание средств массовой информации и общественности на то, что человечествонаходится в опасном положении. Загрязнение воздуха и воды, беззаботноеизменение природного ландшафта, грабительское отношение к природным ресурсамстали причиной серьезного нарушения природного баланса, что будет иметьотрицательные последствия для человечества. Если человечество надеется выжить,оно должно занять более бережное, чем сейчас, отношение к экологии.
Современныйтуризм в определенной мере наносит вред окружающей среде. Происходит изменениеестественных условий, в особенности ухудшение жизненных условий людей,животного и растительного мира.
Средилиц, работающих в туризме, по поводу утверждения о необходимости сохранятьприродную среду как важнейший сырьевой ресурс туристского региона споров нет.Но при оценке воздействия туризма на природную среду и ответногопротиводействия мнения расходятся. Проблематика восприятия экологическихявлений и управления ими заключается в том, что многие из этих явлений не могутбыть определены. Нельзя также объективно оценить воздействие их на туристов иместных жителей. Кроме того, последствия их трудно оценить из-за многочисленныхобменных воздействий.
Приходитсяконстатировать то, что многие нарушения экологического равновесия распознаютсяслишком поздно. Часто происходит так, что не воздействия, которые былиобнаружены первыми и которые имеют длительный характер, а их последствиянеблагоприятно сказываются на человеке.
Столкновениетуристов и местных жителей, загруженность природы туризмом превратилось сейчасв центральную проблему человечества. Так, всего 52% туристов считают, чтозагруженность ландшафта и природы в результате воздействия туризма представляетбольшую опасность для населения. Местные жители среди факторов, возникающихиз-за вредного воздействия туризма, на первое место ставят загрязнение воздухатранспортом и использование земли.
Такимобразом, туристы кратковременное удовлетворение своих индивидуальныхпотребностей в отдыхе ставят выше, чем заботу о длительном использованииприроды.
Дляуправления туристскими потоками с целью сохранения экологического равновесияиспользуется инструментарий визитного менеджмента. Визитный менеджментконтролирует время поездок (максимальную длительность пребывания, времяпосещений), виды посещений (разрешенные виды спорта и т.д.) или интенсивностьиспользования региона (максимально допустимое число посетителей).Ограничительные меры вводятся информированием населения, повышением стоимостипутешествий или государственными указами.
Использоватьвизитный менеджмент в полной мере мешают прежде всего следующие факторы:местные жители не хотят, чтобы ограничивали их активность в свободное время;природа, требующая защиты, не имеет владельца, способного ее сохранить; ограниченияне совпадают с кратковременными интересами туристских предприятий.
Такимобразом, условия нашей жизнедеятельности подвержены серьезной опасности, ацеленаправленная защита окружающей среды затруднена, так как туризм теснейшимобразом связан с экономическими интересами. В противостоянии экологическихпроблем и экономических интересов последние чаще всего пользуютсяпреимуществом.
Считается,что проблемы защиты окружающей среды должны решаться после экономических. Насамом же деле сохранение целостности окружающей среды является важнейшейпредпосылкой развития туризма, так как только первозданная природа привлекаеттуристов и способствует их полноценному отдыху. Разрушение окружающей средырано или поздно приводит к исчезновению в регионе туризма как отраслиэкономики. Следовательно, проблематику в развитии туризма можно определитьследующим образом: с одной стороны, мы не можем отказаться от туризма как отэкономического фактора; с другой стороны, он несет общую ответственность заразрушение нашего жизненного пространства. Как решить эту дилемму?
1.На индивидуальном уровне необходимость сохранения окружающей среды должносознаваться каждым путешествующим и соответственно должно быть изменено егоотношение к этой среде.
2.На государственном уровне должен получить развитие мягкий туризм. Этотуризм, который стремится сохранить равновесие между окружающей средой, отдыхоми экономическим воспроизводством, или между экологией, обществом и экономикой.Туризм, ориентирующийся на проблемы окружающего мира, — это такой тип туризма,при котором менеджмент систематически и целенаправленно культивирует критерийравновесия окружающего нас мира.
3.Процесс нового мышления должен коснуться также и лиц, ответственных затуристскую деятельность, ведь, чтобы туризм сохранился, задачи целенаправленнойзащиты окружающей среды должны стать важнее кратковременных интересов полученияприбыли.
4.Политика должна содействовать сохранению окружающей среды.
Таким образом, состояние экологии оказывает большоевоздействие на систему туризма, так как туристская отрасль сильнее всехостальных отраслей экономики зависит от целостности окружающей среды. Туризм жекак массовое явление значительно разрушает окружающую среду.
Однакотуризм как отрасль экономики находится не только в тесной взаимосвязи сэкологией, но и с неэкономическими потребностями, ценностями и структурами.Одной из таких структур является социальная сфера. 3. Социальная сфера как внешняя среда туризма
Впроцессе освоения определенного региона туристами в контакт вступают четыреразличные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы;культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха);культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влияют одна наодну. Так, например, культура приезжих определяет их поведение, а вместе с теми культуру отдыха. Культура отдыха в свою очередь зависит от культурыобслуживания. При этом то, как местные жители воспринимают приезжих, отражаетсяна поведении гостей.
Степеньобщественного воздействия туризма на культуру местных жителей зависит отразличных факторов. Главным среди них является возможность самоопределенияместных жителей и их открытость по отношению к новым воздействиям. Следуетожидать, что в том регионе, где население имеет открытый способ мышления, атуризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культурапостепенно исчезнет, а первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру,будут молодые люди. Так возникают эффекты идентификации и имитации. При этомидентификация означает внутреннюю передачу составных частей чужой культуры,имитация же проявляется во внешнем подражании отдельным видам поведения иэлементам привнесенной культуры.
Приоткрытом способе мышления, но умеренной степени утверждения чужой культурыдолжно происходить медленное изменение культуры местных жителей путемзапоздалого введения в нее элементов этой чужой культуры. В регионе, гдепроживает население с закрытым способом мышления, но где существует высокаявероятность утверждения чужой культуры благодаря тому, например, что многоземли перешло во владение приезжих, можно ожидать сознательного и открытогоотчуждения местных жителей. Такое негативное отношение может привести к тому,что местные жители затруднят осуществление новых туристских проектов.
Частов процессе развития туристского региона местное население переживает различныефазы восприятия чужой культуры. На начальном этапе, когда чужая культура ещезначит немного, имеет место внедрение чужой культуры или даже ее имитация. Прирастущем утверждении чужой культуры и потере собственной идентичностипроисходит отказ от собственной культуры или высокая ее стилизация. Только назрелом этапе развития туристского региона удается по-новому (на фоне чужойкультуры) определить собственную идентичность и прийти к новому самоосознаниюнациональной культуры.
Приоценке социальных эффектов туризма должна учитываться и структура населениярегиона. Речь идет об окраинных регионах, которые убереглись от стремительныхпреобразований. Те люди, которые стремились к предпринимательству и переменам всвоей жизни, оставили эти окраинные регионы и переехали в центр, а тонаселение, что осталось, не хочет изменений в своей жизни. Местные жителиоказываются, таким образом, неподготовленными к общественным преобразованиям,возникающим в процессе развития туризма. Кроме того, эти преобразования не такчетко выражены, как преобразования, вызванные другими отраслями в центрестраны. Явлением, которое сможет облегчить психологическое изменение образажизни и защитить идентичность местного населения, является профессионализациякультуры обслуживания. Это значит, что по отношению к гостям должна бытьсоблюдена духовная дистанция: они ведь всего лишь клиенты и им оказываетсявсего лишь профессиональная услуга.
Социальнаяструктура в странах, принимающих много отдыхающих иностранцев, подверженавлиянию туризма, так как изменяется иерархия профессий. Услуги туристскойотрасли по сравнению с работой в других отраслях часто хорошо оплачиваются,поэтому работа в туризме имеет высокий спрос.
Туризмоказывает воздействие и на семейную структуру. Прежде всего изменяютсяотношения между родителями и детьми, а также положение женщины в семье.
Примеры:
восьмилетниймальчик показал туристам дорогу к храму и получил за это чаевые, превышающиенедельную зарплату его отца;
женщины,работающие в туристской отрасли, получают собственный доход и становятся болеенезависимыми.
Ясно,что семейная структура не может оставаться без изменений, если, как в первомпримере, дети приносят в семью основной доход. Большая финансовая независимостьработающих женщин — это тоже феномен XX в.
Врешении проблем менеджмента следует учитывать воздействие туризма натрадиционные нормы и ценности отдельных туристских регионов, потому что представленияо том, как следует одеваться и вести себя в обществе, в разных странахразличны. Прежде всего, в регионах с сильным влиянием католической церкви и внастоящее время, например, считается неприличным, когда женщины на пляжеостаются без верхней части бикини. Многие из тех, кто отправляется на отдых вдальние страны, оскорбляют чувство морали местного населения, нарушая их нормыи ценности. В то время как либерализация в стиле одежды местными жителямивоспринимается более-менее положительно, существуют сферы, где воздействиетуризма вызывает совершенно нежелательные последствия. Так, например,европейский секс-туризм вызвал в Юго-Восточной Азии появление детскойпроституции.
Такимобразом, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существуеттесная взаимная связь. С одной стороны, для развития туризма в этой страневажное значение имеет общественный и экономический порядок в ней; с другойстороны, само это явление (туризм) обусловливает преобразования в общественныхотношениях, осваиваемых туристами стран. Взаимодействие двух различающихсямежду собой культур называется окультуризацией. Воздействие туризма насоциальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так иотрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обществе. Но большеразличий существует между культурами, вступающими во взаимодействие, и чемменьше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасностьтого, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваиваемойими стране.
4. Влияние политики на развитие туризма
Связьмежду политикой и туризмом заключается в том, что государство управляеттуризмом, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства.Этот фактор при различных формах государственного управления проявляетсяпо-разному.
Тоталитарноегосударство — это крайность: при такой системе общественных отношений туризмвыполняет государственную и государственно-политическую функцию, т.е. подчиненполитическим целям, планируется и управляется государственными учреждениями.Чаще всего такие страны закрыты и для внешнего мира.
Пример.В бывшем СССР поездки в западные страны были большой привилегией и позволялисьв исключительных случаях. Отказ или запрет поездок в капиталистические странынасаждался как средство, позволяющее добиться от населения верности режиму. Заграницу можно было попасть исключительно в составе групп, которые сопровождалисотрудники государственных учреждений. При этом нельзя было нарушать намеченныймаршрут, а останавливаться на ночлег можно было только в определенныхгостиницах.
Вто время как тоталитарное государство отличается жесткой государственнойрегламентацией, ситуация в стране с рыночной системой экономики совершенноиная. Государство самоустраняется от управления туризмом и предоставляеткаждому гражданину свободу действий. Это означает, что туризм можетбеспрепятственно развиваться, со всеми своими недостатками и преимуществами.
Между этими двумя крайностями находится государство ссоциально-рыночной экономикой. При социально-рыночной экономике свободадействий каждого индивидуума ограничивается в пользу благосостояния всех членовобщества. Государство вмешивается для того, чтобы обеспечить и расширитьматериальное благосостояние широких слоев населения. Это так называемаясоциальная политика.
Здесьтуризм подчиняется государственному регулированию и управлению, и государствоформирует политику туризма. Политика туризма — это целенаправленное содействиеразвитию туризма и его формированию путем влияния на важные для этой отраслиособенности. Государство не одиноко в постановке данной цели: политику туризмасоздают также и негосударственные учреждения типа туристских союзов иобъединений.
Государственнаяполитика туризма создается на всех уровнях: страны, области, района, коммуны.Германия и Швейцария в концепции туризма документально оформили принципыполитики туризма. Например, немецкая политическая программа развития туризма1975 года содержит следующие основные разделы:
q выделение экономических иобщественно-политических условий, необходимых для целенаправленного развитиятуризма;
q повышение конкурентоспособности имощности немецкой туристской экономики;
q улучшение предпосылок, необходимыхдля того, чтобы большее количество населения могло участвовать в туризме;
q расширение сотрудничества в сферемеждународного туризма.
Ноне только официальная политика, т.е. разработанные в государстве мероприятия ирешения, но и политики прямым или косвенным образом влияют на развитие туризма.Считается, что, чем сильнее государство вмешивается в туристскую деятельность,тем сильнее тенденция к ее централизации.
Существуетнесколько составных элементов в мире политики, так или иначе влияющих натуризм. Это экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальнаяполитика, территориальная политика, политика культуры и политика досуга.
Экономическаяполитика. Политико-экономические решения часто носят всеобщий характер икасаются развития экономики в целом. Они влияют и на туристскую отрасль народногохозяйства. Очень часто законы и постановления, которые на начальном этапе ихвведения в действие не касались туристской отрасли, в конце концов начинаютоказывать на эту отрасль более широкое влияние, чем законы, разработанныеспециально для туризма.
Политикапассажирских перевозок. Политика перевозок — это второй элемент, постоянновоздействующий на туризм. Данный факт подтверждается уже самим определениемтуризма: поездка + пребывание. Отправиться в путешествие означает каким-либообразом стать участником пассажирских перевозок. В данной сфере существуетобоюдная связь, ведь не только туризм зависит от перевозок пассажиров, но и онисами в значительной степени зависят от развития туризма, так как он являетсяважной предпосылкой процесса пассажирских перевозок. Эта взаимосвязь особенносильно проявляется в период массовых отпусков, когда движение заполняетавтомагистрали и другие пути сообщения и приводит к пробкам на автодорогах.
Вполитике пассажирских перевозок можно выделить три составные части: политикупутей сообщения, которая определяет расширение и строительство сетейжелезнодорожных линий, автомагистралей и авиационных путей сообщения, а такжеиндивидуальные маршруты передвижения по важнейшим рекам; политику транспортныхсредств, которая может доброжелательно воздействовать на туризм путемцеленаправленного содействия и формирования определенных предложений (например,маршрут Гласир-экспресса проходит по очень привлекательной местности междуСт.Морицем и Церматтом в Швейцарских Альпах. Поездка в таком экспрессе сталаособенно интересной, когда вместо обычных вагонов поезд оборудовалиспециальными вагонами для лучшего обозрения), и политику тарифов, котораяопределяет стратегию формирования цены на проезд в общественных транспортныхсредствах и может содействовать развитию туризма путем предоставлениядифференцированных цен (например, молодые люди и студенты могут покупать билетына поезд и самолет по льготным тарифам).
Социальнаяполитика оказывает также существенное воздействие на развитие туризма.Мероприятия социально-политического характера могут управлять спросом натуристские услуги. Различаются три направления этой политики: законодательноерегулирование рабочего времени и отпусков, перераспределение дохода истимулирование развития социального туризма. Мы уже говорили о том, чтопутешествовать можно только тогда, когда за гражданами закреплено право наотдых. Законодательное регулирование права на отдых гарантирует всем работающимгражданам регулярное освобождение на время от работы. То, что государствоустанавливает сроки отпусков и каникул в разное время, способствует тому, чтоспрос на туристские услуги распределяется равномерно в течение года.
Способраспределения дохода в обществе очень важен для туризма. Только когда в XIX и XX вв. улучшиласьэкономическая ситуация и широкие слои получили в свое распоряжение большесредств, чем необходимо для повседневной жизни, туризм смог стать массовымфеноменом. Отличительным признаком современного социального государстваявляется достижение более высокого уровня благосостояния для возможно большегоколичества граждан. При этом государство занимается перераспределением дохода,используя различные рычаги и стимулы.
В рамках социальной политики государство управляеттуристским спросом через стимулирование развития социального туризма. Подсоциальным туризмом понимается то, что государство субсидирует строительстворазличных сооружений для отдыха и тем самым создает условия для хорошегопроведения отпуска определенных социальных групп — молодежи, женщин, имеющихдетей, и людей пожилого возраста. Некоторые слои населения не смогли быотправиться в отпуск, если бы государство не увеличивало спрос туристских услугдля отдельных категорий граждан.
Территориальнаяполитика. Относительно туризма задачей территориальной политики является, содной стороны, создание наилучших условий для развития туризма, а с другой —устранение вредных для природы его последствий. Одна из важных задач в этомнаправлении — не допускать количественного и качественного сокращения территорий,пригодных для отдыха. В странах со слабой экономикой в сферу задачтерриториальной политики входит контроль за пользованием землей и природнымиресурсами, за продажей земли и за продажей инфраструктуры.
Политикакультуры. Как уже отмечалось ранее, туризм создает опасность окультуризацииосваиваемых стран. Мы определили окультуризацию как одностороннее илидвустороннее выравнивание различий между культурами различного происхождения.Противодействие процессу окультуризации может оказать политика, способствующаясохранению культурной идентичности, традиций и обычаев народа. Одна из задачтакой политики — в сохранении исторических памятников.
Политикадосуга. Последним элементом политической сферы, окружающей систему туризма,является политика досуга. Политика досуга состоит из мероприятий,разрабатываемых управлениями и учреждениями по улучшению организации свободноговремени населения или отдельных групп. Ситуацию с организацией досуга можноописать количественно и качественно. Количественная характеристика организациидосуга определяется тем, сколько времени гражданин может быть полностьюсвободен от работы. Государство законодательно определяет объем свободноговремени своих граждан. Такое регулирование очень важно для туризма, так каклюди по закону имеют время, которое они могут использовать для путешествий.
Политикадосуга определяет не только количество, но и качество организации свободноговремени. Качество досуга зависит от того, какие возможности имеет человек дляиспользования своего свободного времени. Если в рамках коммунальной политикиособое внимание уделяется развитию библиотек, музеев, театров, созданиюплавательных бассейнов, других спортивных сооружений, прогулочных троп изеленых зон, то качество предложения по использованию свободного времениулучшается.
Такимобразом, формирование политики туризма является важным фактором. В условияхсоциальной рыночной экономики государство прямо или косвенно направляетразвитие туризма. Туристская политика — это осознанная поддержка государствомтуристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия наважные составляющие. Следовательно, на развитие туризма влияют и такие элементыполитики, как экономическая политика, политика пассажирских перевозок,социальная политика, территориальная политика, политика культуры и политикадосуга.5. Технологии, обеспечивающие развитиетуризма
Мы рассмотрели связь системы туризма с экономикой,социальной сферой и политикой. Теперь проследим влияние технологий на туризм.Технологии, обслуживающие туристскую отрасль, подразделяются на три сферы:транспортная техника, оснащение гостиниц и ресторанов, коммуникационнаятехника.
Транспорт.Развитие туризма и его преобразование в современный массовый феномен вряд либыли бы возможны без соответствующего обновления транспортных средств. Но длятуризма важна не только чисто техническая сторона, но и последствия развитиясредств передвижения, которые оказывали или оказывают влияние на состояниеобщества и культуры. В связи с этим важнейшим показателем является мобильность,создавшая возможность свободы передвижения. Повышенная мобильность увеличиваетличную свободу каждого человека, так как он получает больше возможностей дляизучения посещаемой местности. С другой стороны, и регионы больше не могутсуществовать изолированно, как это было раньше. Контакт с внешним миромрасценивается и как частично положительный, и как отрицательный фактор.Невозможно сделать однозначный и окончательный вывод по поводу того, хорошо этоили плохо — открыть какое-либо место для внешнего мира.
Повышеннаямобильность вызывает и другие изменения, которые расцениваются по-разному.Важнейшие из них можно выделить в три группы:
q транспортные средства создают шуми загрязняют атмосферу;
q высокая мобильность приводит к тому, что люди в путине имеют спокойной обстановки. Это особенно характерно для автомобильного иавиационного движения, где перемещаются большие потоки пассажиров;
q повышенная мобильность упрощаетвпечатления, которые могут быть получены во время путешествия: впечатления,полученные при высокой скорости поездки и частой смене мест, болееповерхностны, чем при умеренной скорости путешествия.
Гостиничнаяи ресторанная техника. Вторая составная часть технологий, оказывающих большоевоздействие на туризм, — это гостиничное и ресторанное оборудование иоснащение. В последние десятилетия они значительно улучшились, поэтомуупростились и рабочие процессы в гостиничном и ресторанном хозяйстве.
Коммуникационнаятехника. Коммуникационная техника на современном этапе обусловлена развитиемкомпьютерных технологий: использование компьютеров внесло революционныепреобразования в информационные и коммуникационные технологии, так какобеспечило сохранение больших объемов информации, а также их быструю обработкуи передачу. Информационные системы существенно улучшили гласность туристскогорынка и облегчили принятие решений, касающихся выбора путешествия и подготовкик нему.
Примеры:
системыкомпьютерного резервирования с применением Интернета в течение нескольких секунддают информацию о свободных местах в гостиницах, о транспортных компаниях мираи позволяют сразу же сделать заказ на множество различных услуг;
информацияо движении транспортных средств и тарифах запрашивается электронным способом;
автоматизированооформление билетов на проезд.
Такимобразом, развитие транспортных средств предоставило туристам большую свободупередвижения. Гостиничная и ресторанная техника упростила и стандартизировалаработу в гостиницах и ресторанах, частично сэкономила рабочую силу. Дляразвития коммуникационной техники большое значение имеют разработкикомпьютерных технологий, так как компьютеры позволили быстро передавать иобрабатывать большие объемы информации, необходимые отдельным туристскимпредприятиям и учреждениям.
Литература
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 2008.
2. Баигат С. А.Основы менеджмента. М., 2007.
3. Беляцкий Н.П. и др. Техника работы менеджера: Учеб. пособие. Мн., 2008.
4. Бовыкин В. И. Управление предприятием на уровне высшихстандартов. М.: Экономика, 2007.
5. БраймерРоберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 2005.
6. Веснин В. Р.Менеджмент для всех. М.2009
7. Виханскии О.С., Н а у м о в И. А. Менеджемент: Учебник/3-е изд. М.: Гардарика, 2008. 528 с.
8. Горелик В.А. и др. Анализ конфликтных ситуаций в системах управления. М.: Радиосвязь,2007.
9. Глухов В. В.Основы менеджмента. М., 2005.
10. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом в международных корпорациях. М.: Дело,2008.
11. ДебольскийМ. Психология делового общения. М., 2009.
12. 3айцева О. А. Основы менеджмента. М.: Центр, 2007.
13. Историяменеджмента: Учеб. пособие/Под ред. В.Д. Валового. М.: ИНФА-М, 1997.
14. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн.: Финансы, учет, аудит, 2008.
15. Карданская Л.Н. Основы принятия управленческих решений. М.: Русская Деловая Литература,2008. 288 с.