Кандидат педагогических наук, доцент Г.Д.Бабушкин,Сибирская государственная академия физической культуры
Возникновениетрудностей и всевозможных последствий в профориентационной работе сошкольниками-спортсменами и студентами физкультурных вузов обусловлено незнаниеми игнорированием психических механизмов, лежащих в основе возникновения иформирования у субъекта профессионального интереса к спортивно-педагогическойдеятельности. Представляя профессиональный интерес как сложное личностное образование,формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в егоотношении к выбранной профессии, оно дает возможность выявить психологическиемеханизмы возникновения этого образования и дальнейшего его формирования.Знание этих механизмов позволит с большей эффективностью проводитьпрофориента-ционную работу со школьниками-спортсменами и студентамифизкультурных учебных заведений. Рассмотрим механизм возникновенияпрофессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности.
Согласногипотезе Л.С.Выготского [4] и С.Л.Рубинштейна [6], внутренние действия субъектапроисходят из внешних путем их интериоризации. Это положение имеетпринципиально важное значение в понимании механизма возникновенияпрофессионального интереса. В соответствии с принятой нами структуройпрофессионального интереса [3] его составными компонентами являютсяэмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой. Возникновениепрофессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности начинается спроявления положительных эмоций у субъекта в отношении к профессии.Школьники-спортсмены являются непроизвольными наблюдателями деятельности,выполняемой их тренером. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное,а затем произвольное, приводит к тому, что школьникам начинает нравиться этапрофессия. Однако далеко не всем. Проведенный нами анализ сочинений на тему«Моя любимая профессия» показывает, что некоторые школьники не моглиответить на вопросы «Чем Вам нравится профессия тренера?», «Чтопослужило первоначальным источником возникновения интереса к профессиитренера?». В школьные годы этому способствует выполнение этой деятельностиих наставником — тренером. Для этих лет характерны переживания и представлениясебя в роли тренера. На данном этапе возникновения профессионального интереса(эмоциональном) не все школьники готовы обосновать выбор рассматриваемойпрофессии, а это может привести к ошибкам.
Положительныеэмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выборапрофессии (мотивационный компонент), происходит обоснование своегопрофессионального выбора. В структуре мотивационного компонента проявляетсяширокий спектр мотивов. Далеко не все школьники руководствуются профессиональнозначимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессомформирования профессиональной мотивации у • школьников, так как на следующемэтапе формирования личности специалиста (вузовском) перестроитьсформировавшуюся мотивацию не всегда удается. Следует сказать, что именнохарактер мотивов определяет сущность профессионального интереса и устойчивость(длительность) его сохранения у субъекта.
Смомента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальныйкомпонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии,внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельностиукрепляет мотивы, эмоции. Проявление самостоятельной интеллектуальнойактивности школьником затруднительно. В этом ему необходима помощь со стороныпедагогов, старших товарищей. Параллельно с проявлением интеллектуальнойактивности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входитпреодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний.
Такимобразом, механизм возникновения профессионального интереса к спортивно-педагогическойдеятельности представляет собой проявление у субъекта ряда психическихпроцессов в отношении к этой профессии. С целью получения стабильнофункционирующего профессионального интереса у школьников необходимо и возможноуправлять процессом его возникновения [2].
Изучениепроцесса формирования профессионального интереса к деятельности тренера [3],проведенное в естественных условиях и в условиях педагогического эксперимента,позволило нам вскрыть механизмы формирования этого личностного образования.
Процессформирования профессионального интереса у школьников представляет собой«накопление» структурных компонентов с помощью составляющихэлементов. В эмоциональном компоненте это положительное отношение к профессии,уверенность в правильном ее выборе, удовлетворенность выбором. Мотивационныйкомпонент включает обоснование выбора профессии, выделение факторов,обусловливающих этот выбор. Интеллектуальный компонент наполняетсяпредставлением о выбранной профессии, знанием ее особенностей. Волевой компонентвключает активность субъекта при познании и выборе профессии. Характерно, чтосодержание образовавшихся структур составных компонентов в старшем школьномвозрасте подвергается минимальной перестройке. Механизм «накопления»проявляется и при формировании, профессионального интереса у студентов.
Вформировании профессионального интереса у школьников, студентов и молодыхспециалистов вскрыт механизм «подкрепления», пусковым импульсомкоторого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности.Благодаря им осуществляется перестройка в структуре интеллектуального иволевого компонентов интереса. В основе механизма подкрепления лежатположительные эмоции, возникающие у субъекта при положительной оценке егодеятельности. Отрицательная оценка также может давать результаты. Однаконеобходимым условием для этого является то, чтобы выполняемая им деятельностьбыла для него значимой и имела личностный смысл.
Формированиепрофессионального интереса у студентов, вовлеченных в практическую деятельностьпо профилю своей профессии, и у молодых специалистов — тренеров осуществля-етсячерез механизм «разрешения противоречий» [5]. К таким противоречиямотносятся: 1) противоречие между профессиональными планами и притязаниямисубъекта на конкретный результат и фактическим результатом, достигнутым вработе; 2) между стремлением субъекта выразить себя, самоутвердиться иобщественно важной деятельностью работающих с ним коллег; 3) междувозможностями субъекта и требованиями, предъявляемыми к выполняемой деятельности;4) между сформировавшимся у субъекта профессиональным интересом и низковыраженной склонностью к педагогической деятельности. Следует отметить, что невсегда эти противоречия и способы их разрешения ведут к развитиюпрофессионального интереса, возможно и его ослабление, вплоть до сменыпрофессии. Это уже зависит от конкретной личности, ее устремлений, идеалов,способностей, воли, социального окружения.
Навузовском этапе формирования профессионального интереса происходит накоплениемотивационного компонента: на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивыовладения ею. В результате уже на первом году обучения происходит интенсивноеразвитие интеллектуального компонента. Мотивы выбора профессии определяютсостав мотивов овладения ею. Направленность мотивов выбора профессии на еесодержательно-результативном аспекте обусловлена наличием у субъекта склонностик педагогической деятельности. В результате внешних воздействий (обучение ввузе) на субъекта структура эмоционального и мотивационного компонентов, вслучае их соответствия устойчивому профессиональному интересу, сохраняется иприобретает стабильный характер. В случае отсутствия такого соответствияпроисходит перестройка отношений и мотивов.
Сменанеопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновениеустойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионалавызывает перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Ситуативноеобращение к специальной литературе сменяется постоянным, происходит повышениеволевой активности субъекта в овладении профессией. Процесс перестройкиэмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер: уодних студентов этот процесс завершается на втором курсе, у других на третьем,у остальных на четвертом. Это зависит от степени выраженности у субъектасклонности к педагогической деятельности.
Успециалистов-тренеров формирование профессионального интереса происходит впервые четыре года работы. Эмоциональный компонент характеризуется недостаточнополной удовлетворенностью профессией. На вопрос: «Если бы Вам пришлосьзаново выбрать профессию, выбрали бы Вы ее вновь?», 38% опрошенныхтренеров ответили неопределенно. Если на первом году работы положительноеотношение к ней выявлено у 38%, то на втором году — у 62%. Параллельно сэмоциональным компонентом происходит перестройка и в мотивационном. Наряду смотивами выбора профессии формируются мотивы совершенствования своегопрофессионального мастерства и достижения высоких показателей в работе. Уже напервом году работы у специалистов происходит перестройка мотивации выбора ипереоценка привлекательности профессии. Большинство (62%) специалистов к концупервого года работы определяют свой профессиональный выбор любовью к спортивнойработе с детьми. Развитие мотивационного компонента связано с развитиемэмоционального, о чем свидетельствует довольно существенная связь между ними (г= 0,478). Главную роль в развитии интереса играют личностные факторы(способности, внутренняя мотивация, склонность к педагогической деятельности,результативность в работе).
Впроцессе управления формированием профессионального интереса проявляются двамеханизма. Первый заключается в том, что специально организованные условия имероприятия, а также используемые средства способствуют актуализации профессиональнозначимых мотивов, формированию положительного отношения к профессии, ростуинтеллектуальной и волевой активности личности. Субъект, находясь вопределенных условиях, самостоятельно принимает решения, например болеекачественно овладеть профессией. Такой механизм в психологии принято называть«снизу вверх» [1]. В данном случае усиливаются те структурныекомпоненты интереса и их составляющие, которые служат исходным пунктом дляформирования интереса. К ним можно отнести у школьников — чувство восхищениявыбираемой профессией; у студентов — состояние удовлетворенности выбраннойпрофессией и осознание способностей; у специалистов — убежденность в правильномвыборе профессии. Механизм «снизу вверх» стимулируется в основномизменением внешних условий. Так, например, вовлечение школьников и студентов впрактическую деятельность по профилю выбранной профессии заставляет ихвзглянуть на себя с точки зрения профессионала и по-новому относиться кпрофессии провести переоценку профессионального мотивационного комплекса.
Второймеханизм заключается в усвоении субъектом предъявляемых ему в «готовомвиде» целей, задач, идеалов, ценностей, отношений, мотивов, необходимыхволевых усилий, которые должны быть сформированы, превратившись из внешнепонимаемых во внутренне принятые и реально функционирующие. Объяснение субъектусмысла предъявляемых побуждений в его профессиональной деятельности.облегчаети ускоряет принятие их за собственные. Этот механизм называется «сверхувниз» [1]. Проявление его особенно четко наблюдается при использованииприема «прогнозирования профессиональной перспективы». Данныймеханизм опирается на искусственную перестройку действующего у субъектапрофессионального интереса, если его структура не соответствует заданнымпараметрам. Например, чтобы студент как можно лучше подготовился к будущейпрофессиональной деятельности, он должен убедиться в этом сам и в результатевнешних воздействий переосмыслить свое отношение к профессиональной подготовке.Это становится возможным при возникновении у него состояния неудовлетворенностив процессе осуществления значимой для него деятельности (учебной,профессиональной), оцененной преподавателем как неудовлетворительная. Если жевыполняемая деятельность значима для субъекта, то он будет стремиться к положительнойоценке ее в будущем, что может быть достигнуто при более ответственнойподготовке себя к ее последующему выполнению.
Еслик началу профессиональной деятельности молодой специалист руководствовалсяодними мотивами в своей работе (например, любовью к детям, интересом к спорту),то в процессе приобщения к коллективу и принятия установившихся в нем традиций,требований у него формируется дополнительная мотивация (общественного плана),наполняющая исходную мотивацию новым содержанием. Таким дополнением могут бытьследующие мотивы: «подготовка выдающегося спортсмена»,«стремление быть не хуже других», «чувство долга иответственности» и т.д. Происходит расширение содержания профессиональногоинтереса. Такая перестройка в структуре профессионального интереса сталавозможной посредством воздействия коллектива на молодого специалиста приусловии его полной адаптации к коллективу и профессиональной деятельности.
Исследованиевлияния профессионального интереса на выполняемую специалистом деятельностьпоказывает, что отдельные субъекты осуществляют ее, не имея при этомустойчивого профессионального интереса. Причем у них и не появляется желаниясменить профессию. Можно полагать, что возникшее у них однажды противоречиемежду желаемым и возможным не стало для них движущей силой в развитии.профессионального интереса и ослабило свое влияние. Профессиональный интерес всилу недостаточного развития не оказывает стимулирующего влияния на выполняемуюдеятельность, результаты которой недостаточно высоки. Произошла «консервация»профессионального интереса, и управление его развитием стало невозможным.
Заключение.Возникновение профессионального интереса к спортивно-педагогическойдеятельности связано, с протеканием у субъекта ряда психических процессов(эмоциональных, мотивационных, интеллектуальных, волевых), проявляющихся вопределенной последовательности и обусловливающих интегральное отношение кинтересующей его профессии.
Профессиональныйинтерес на школьном и студенческом этапах формируется согласно механизму«накопления». Каждый структурный компонент интереса наполняетсясоставными элементами, отражающими характер отношения субъекта к выбраннойпрофессии. Существенное значение в формировании профессионального интересаимеют механизмы «разрешения противоречий» и «подкрепления».
Приуправлении формированием профессионального интереса к спортивно-педагогическойдеятельности следует иметь в виду действие двух механизмов: «сверхувниз» и «снизу вверх». Организация профориентационной работы сошкольниками-спортсменами, студентами физкультурных учебных заведений и молодымиспециалистами (тренерами, педагогами) позволит обеспечить правильный выборпрофессии школьниками и сформировать устойчивый профессиональный интерес устудентов и специалистов.
Список литературы
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.
2.Бабушкин Г.Д., Захарова О.В., Герасименко Е.М. Управление процессомпрофессионального самоопределения школьников-спортсменов. В сб.: Повышениекачества учебно-воспитательного процесса в условиях перестройки и реформынародного образования. — Омск: ОГПИ, 1987, с. 157-159.
3.Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса кпедагогической деятельности. — Омск: ОГИФК, 1990.
4.Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. — М.: АПК РСФСР, 1956.
5.Лакатош Д. Автореф. дис. Л., 1978.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебн. пос. 2-е изд. — М.: Учпедгиз,1946.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru