Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психологические особенности личности тренера

Введение
Чтобы понять психологические особенности спортивнойдеятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших еефакторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного игрубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов,находящихся под его началом, то, как неудачника со свистком на шее. В некоторыхслучаях – это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокимиморальными принципами, готового защитить своих воспитанников от заблуждений,подготовить к жизни. Сформулировать у них положительные черты характера ивоспитать стойкость деятельности.
Спортсмен любого уровня – от новичка до мастеравысокого класса – совершенствует свои навыки и тренированность в условияхперегрузки нервной и физиологических систем. Высокий уровень физическойподготовленности можно достичь только при условии полного понимания исотрудничества между тренером и спортсменом.
Некоторые авторы и исследователи предприняли попыткудать ориентировочные ответы на следующие вопросы: Существует ли идеальный типличности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера еговоспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог?
Изучение личности тренера началось в середине 20 века.Ряд ученых-психологов внесли огромный вклад в изучение этого вопроса. В конце60-х годов в Англии англичанин Хендри пытался выявить личностные особенности,необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов и самихтренеров. Огилви и Татко изучали особенности характера тренера. Большой вклад визучение личности тренера внесли такие исследователи как М.Мосстон, Джон Лой,Джон Вуден, Барри Хуссман, Нил и ряд других зарубежных ученых-психологов.
Разработкой данного вопроса активно занимались также иотечественные ученые. С 50-х годов 20 века. Советские специалисты внеслинемалый вклад в изучение личности тренера. Следует отметить работу такихпсихологов как Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, Г.М.Андреева, И.П.Волков,Ю.А.Коломейцев, И.Н.Решетень
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися унего качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися,определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Все сказанноеприобретает особую остроту в спорте высших достижений. В этой сфередеятельности наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностныеотношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создатьтакой социально-психологический климат, который способствовал бы успешномуформированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельныенагрузки и стремлению к достижению высоких результатов. Профессионально важныекачества личности тренера и пути формирования этих качеств представляются намособенно интересными.
Объект исследования
Объектом исследования является группа тренеров поразным видам спорта, состоящая из 5 человек, имеющая разный тренерский стаж игруппа детей, занимающаяся под их руководством.
Предмет исследования:
Профессионально важные качества личности тренера
Цель исследования
Изучить профессионально важные качества личноститренера и выявить путь пути их формирования.
Гипотеза исследования
Предполагается, что у тренеров имеющих высокуюквалификацию оценка своих профессионально важных качеств более реалистична
Задачи исследования:
1.Изучить психологические особенности личности тренера
2.Выделить профессионально важные качества личноститренера
3.Провести экспериментальное исследованиепрофессионально важных качеств личности тренера
4.Выделить пути формирования профессионально важныхкачеств личности тренера
Методы исследования
1.Теоретико-библиографический анализ
2.Анкетный опрос «Контроль и самооценка уровняпрофессионального мастерства учителя физической культуры»[13. стр. 479-482]
Глава 1 Изучение профессионально важных качествличности тренера
1.1 Понятие о личности
Существующие понятия «личность» и «человек»представляют собой определенное единство, они неотделимы друг от друга, но посвоему содержанию эти понятия не тождественны. Для уяснения сущности понятия«личность» необходимо знать следующее:
а) человек — это живое существо, обладающее сознаниеми речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способноеизобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущееобщественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда;
б) индивид — каждый отдельный человек;
в) индивидуальность — неповторимые, только данномучеловеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается отдругих;
г) коллектив — та или иная совокупность людей,объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихсярешения стоящих перед данным коллективом задач;
д.) личность — конкретный человек во всем многообразииего социальных и психологических особенностей, субъект общественнойдеятельности и общественных отношений.
Исследуя проблему личности, отечественная психологияимеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся ипроявляющиеся у него как члена общества. Личность немыслима вне общества также, как и человеческое общество не может существовать без составляющих еголичностей. Человек всегда является членом того или другого общественногоколлектива: семьи, школы, предприятия и др. Активная деятельность,взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируютиндивидуальные черты личности.
Поскольку личность социально обусловлена, это понятиеотносится только к человеку и не применимо по отношению к животным,жизнедеятельность которых определяется исключительно биологическимизакономерностями.
Отличительными особенностями личности являются:
1. Самосознание. Человек как личность сознает себя,прежде всего как живое, наделенное соответствующей телесной организациейсущество, отождествляет себя со своим физическим «Я». Вместе с тем в сознании«Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему психологическиеособенности и черты. Одновременно он противопоставляет свое «Я» другим людям,выделяет себя как личность из окружающей людской среды.
2. Сознание непрерывности и тождественности своего«Я». В процессе своей жизни человек все время изменяется, развивается подвлиянием, как природных условий, так и социальной среды. В разные периоды жизничеловека (ребенок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только еготелесный облик, но и психологические черты. И все же, несмотря на этиизменения, человек не теряет своего «Я», продолжает сознавать своютождественность с тем, чем он был в прожитые периоды своей жизни.
3. Индивидуальность — это устойчивое своеобразиепсихических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как вспецифических особенностях качества их содержания, так и в способах и формахпроявления. В реальной действительности психические процессы и состоянияникогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат томуили другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности ивыполняемой им деятельностью. То же самое относится и к свойствам личности: онивсегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. В видукрайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти двеличности, которые были бы тождественны, т. е. полностью повторяли бы другдруга.
4. Саморегулирование — способность сознательноуправлять своим поведением, психическими процессами и состояниями в связи стребованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности. Человекне механически приспосабливается к окружающей его среде, не автоматически«уравновешивается» с ней в ответ на исходящие от нее раздражения. Он самявляется вместе с тем сознательным членом этой среды, избирательно воспринимаетее воздействия, перерабатывает, оценивает их и управляет своим поведением всвязи с этой оценкой.
5. Активность. Личность всегда деятельна, без этогоона не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде. Тольков процессе социально обусловленной деятельности человек превращается вличность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности, способовее выполнения и формируются свойственные личности социально-психологическиечерты и особенности. Вместе с тем именно в деятельности выражается присущееличности качество активности: «Всякая деятельность человека исходит от него какличности, как субъекта этой деятельности» (С. Л. Рубинштейн).
6. Релятивность (от лат. ел. реляцио — отношение).Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенныхотношениях (семейных, бытовых, производственно-трудовых, социально-классовых,идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом. Вне этихобъективных отношений он не может существовать как конкретный член общества,неизбежно вступая в связи с этим в различные межлюдские формы поведения. Этиобщественные отношения и определяют собой истинную сущность человека, которуюнельзя понять, если рассматривать его как всего лишь отдельное существо,изолированно (абстрактно) от общества, членом которого он всегда и неизбежноявляется.
Объективно существующие в обществе отношения,являющиеся необходимым условием жизнедеятельности самого общества, субъективноотражаются в сознании человека в виде тех или других понятий, эмоциональныхпереживаний, волевых стремлений, социальных чувств и убеждений и др.,представляющих в своей совокупности важные черты личности, практическипроявляющиеся в поведении и деятельности человека.
7. Структурное единство. Личность представляет собойсложное явление. Она многообразна в своих психологических особенностях,свойствах и отношениях. Однако свойства личности (темперамент и характер,интересы и способности и пр.) не являются разобщенными и независимыми друг отдруга. Все они представляют собой свойства или психологические стороны личностикак реального единства. Этим обусловлены их взаимосвязь и взаимозависимость.Личность всегда едина при всём многообразии своих свойств. Последние неявляются каком-то механической суммой отдельных качеств: они закономерносвязаны друг с другом, будучи свойствами единой личности, и в своейсовокупности представляют ее психологическую структуру.[15 стр.61-63]
Значительный вклад в изучение психологическойструктуры личности внесен отечественными учеными. Так, А.Г. Ковалев различает вэтой структуре: темперамент (природные свойства личности); направленность(потребности, интересы, идеалы); способности (совокупность интеллектуальных,эмоциональных и волевых свойств) К.К. Платонов предложил рассматриватьпсихологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, вкоторой основное значение имеют: 1.направленность (социально обусловленнаясторона личности); 2.темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности(биологически обусловленная сторона личности) 3. привычки, знания, умения,навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности); 4.индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие иуровень развития. Из этой динамической системы, как видим, исключеныспособности человека и его характер, которые, по мнению К.К.Платонова, непредставляют структурных особенностей личности.[15 стр.69]
1.2 Требования к личности тренера
Современный спорт требует незаурядных способностей оттренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитыватьпсихологические, социальные, материально-технические и все другие аспектыподготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера- его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности ктворческому обобщению. По своей сути тренер — это, прежде всего педагог, и кнему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися унего качествами, которые придают своеобразие его общению с учениками, определяютбыстроту и степень овладения: им различными умениями. К профессионально важнымкачествам тренера относятся нравственные, коммуникабельные, волевые,интеллектуальные и психомоторные.
Тренер должен обладать полым комплексом нравственныхкачеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом идр., так как нравственное воспитание учеников должно базироваться не только насловесной форме воздействия на них, но, прежде всего на личном примере. Личныйпример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой,предъявлять к себе высокие требования.
Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение ктруду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать назанятия, приходить на него несобранным, отменять запланированные мероприятия.
Тренер должен обладать и такими нравственнымикачествами, как принципиальность, правдивость, самокритичность, трудолюбие исправедливость.
Коммуникативные качества, к которым относитсяобщительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеруустанавливать контакт с учениками в процессе общения и тем самым способствуютуспеху воспитательной работы тренера.
Развитие волевых качеств является предпосылкой успехав профессиональной деятельности тренера. Важнейшими волевыми качествами тренерасчитаются: целеустремленность, инициативность, смелость, решительность,выдержка и самообладание. Все эти качества находятся в тесной взаимосвязи ивзаимовлиянии.
Невыдержанный тренер не может успешно вестивоспитательную работу с учениками, так как в их глазах он не обладаетавторитетом. Нетерпеливые тренеры, желая быстрее достичь результата, своихучеников, форсируют нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности идоступности и ставя под угрозу здоровье учеников. Тренер без самообладаниябудет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях. Не обладаянастойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учениковсвою линию.
Спокойствие и выдержка тренера не должны подменятьсяего безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер не должен выходить изсебя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.
Интеллектуальные качества помогают тренеру находитьправильные решения в воспитательной работе, обуславливают эффективность творчестватренера, поиска им новых путей в обучении и воспитании. К этим качествамотносят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение,изобретательность, остроумие, оперативность мышления, характеризующиеспособность тренера быстро находить оптимальные решения возникающих задач.
Требования, предъявленные к деятельности тренера,обуславливают наличие у него качеств перцептивной сферы (определяющих точностьвосприятия, движений спортсмена, быстроту восприятия и оценки ситуации),психомоторной сферы (влияющих на точность выполнения технических приемов при ихпоказе). Многие упражнения, которые должен демонстрировать тренер, требуютбольшой физической силы, гибкости, быстроты реакции. Поэтому тренеру необходимоподдерживать эти качества на должном уровне. А это связано с соблюдением режимапитания, со слежением за своим здоровьем.
Мастерство тренера обнаруживается в специфическойинтуиции — способности по невидимым для других признакам оценивать выполнениеэлементов, программ, предвидеть тенденции и прогнозировать развитие спортсмена испортивного коллектива.
В спортивной психологии были предприняты попыткивыявить модель идеального тренера.
Так, англичанин Хендри пытался выявить личностныеособенности, необходимые идеальному тренеру, и опросил для этого спортсменов исамих тренеров. Сравнение результатов опроса тех и других дало сходныерезультаты: тренер должен быть открытым, общительным, эмоционально-устойчивым,способным управлять спортсменом, особенно в соревновательной ситуации. У негодолжен быть достаточно высокий интеллект, развиты уверенность в себе,практичность. Он должен быть новатором, предприимчивым, решительным исамостоятельным.
Однако изучение психологических особенностей тренеровпоказало, что их представление об «идеальном» тренере значительно расходится стем, что они представляют из себя в действительности. Совпадение было только подвум характеристикам — склонности к доминированию (управлению другими) иготовности принять новое. Очевидно, желаемое разошлось с действительностью.
Изучение психологических особенностей «успешных инеуспешных» тренеров тоже не дало существенных различий. Правда, Огилвиотмечает, что тренеры имеют твердый характер, устойчивость к психическомунапряжению, независимость, твердость и реалистичность взглядов, высокуюавторитарность, т.е. стремление управлять спортсменами, основываясь на своемличном мнении.
Однако, очевидно, что эти особенности присущи не всемвыдающимся тренерам.
По мнению американского психолога Б.Дж. Кретти, успехв тренерской работе в значительной мере зависит от знаний, которыми обладаеттренер, от того, как он строит свои отношения со спортсменами.[10]
Дальнейшие исследования показали, что тренерам, быстровоспринимающим все новое, характерно стремление к творчеству, и их действия незамыкаются узкой программой. Они активно общаются, с коллегами, в курсе всехсобытий, знают все о своем виде спорта в масштабах страны и на международнойарене.
Более того, успешно работающие тренеры обладаютопределенными педагогическими качествами, так как существует прямая зависимостьмежду способностями преподавателя и приобретением знаний и навыковспортсменами.
Исследования эмоциональных реакций во времясоревнований показывают, что физиологические сдвигу тренеров, наблюдающих заходом соревновательной борьбы, по своей интенсивности сходны с показателямиучастников соревнований. Чрезмерное проявление эмоций, характеризующееотсутствие самоконтроля у тренера, может быть нежелательным. При этом не толькоухудшаются результаты выступления его воспитанников, но и снижается егособственная способность принимать правильные решения в сложных ситуациях.[13стр.8-12]
1.3. Профессионально важные качества тренера
Мастерство тренера во многом определяется имеющимися унего качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися,определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.
Все профессионально важные качества тренера можноразделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные(включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включаяперцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти),— двигательные (психомоторные).
Мировоззрение тренера мотивирует всю егопедагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочнуюоснову для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
Отражением общественного мировоззрения тренераявляются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученикакак активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом.Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм тренерадолжен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов намеждународной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы,искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен бытьинтернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт каксредство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.
Нравственные качества отражаются в поведении, в нравахНравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющаяфункцию регулирования поведения человека.
Тренер должен обладать целым комплексом нравственныекачеств гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только насловесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере. [8стр.190-191]
К. Д. Ушинский писал, что «влияние личностивоспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзязаменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ипоощрений» [19 стр.29]. Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, чтоличный пример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой,предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек,специальностью которого является правильное поведение.
Постоянный контроль за своим поведением необходимтренеру в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причемв младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чистовнешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.
Подростки и старшие школьники подражают поступкам идействиям старших, в том числе и тренера, сознательно, однако порой незадумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя нетолько хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В томже случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способенотделить в учителе плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в глазахучащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если тренер курит,то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственногоздоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.
Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение ктруду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать назанятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированныемероприятия. Страстность в работе передается и ученикам. Они на примере тренераначинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека,что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим.Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.
В связи с этим важным нравственным качеством тренераявляется педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту,чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность,чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, дажеесли эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренеразаставляет и учеников поверить в свое исправление.
Эмоционально положительное отношение к детям, открытаядоброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение стренером, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескуюатмосферу. У эмоционально неуравновешенного тренера — то подозрительного иотрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованнопоощряющего учеников — группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг кдругу.
Доказано, что почти все ученики улавливают настроениетренера, и на большинство из них это настроение влияет положительно, еслинастроение тренера хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когдатренер в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легчеусваивается, тренировка не кажется скучной, ученики меньше устают. Когда жетренер в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют верув себя, интерес к тренировке. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большоезначение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостноенастроение.
Однако педагогический оптимизм не следует понимать какотсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временнаянеудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а неформальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться веройв конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика.
Одним из важных качеств тренера является правдивость.Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с нимитренера. Если ученик почувствует, что тренер ведет с ним воспитательную игру,что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что егохотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам тренера исчезает. Процессобщения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между тренероми учеником возникает барьер недоверия.
Одним из ведущих нравственных качеств тренера являетсягуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам вчастности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеетничего общего со слащавым преклонением перед детьми, с всепрощением инетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителейсимволизируют любовь к детям. Гуманное отношение тренера выражается в интересек личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случаенеобходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, впризнании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика иформированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма утренера, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом,гуманизм тренера способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.
Тренер должен обладать и другими нравственнымикачествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий ипоступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А.Сухомлинский писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка квоспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный миркаждого ребенка.
Коммуникативные качества, к которым относятсяобщительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеруустанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуютуспеху воспитательной работы тренера. К этим качествам относится и педагогическийтакт.
Волевые качества имеют большое значение для успешнойдеятельности тренера. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость,решительность, смелость.
Невыдержанный тренер не может успешно вестивоспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом.Нетерпеливые тренера, желая быстрее достичь результата у своих учеников,форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности идоступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Тренер без самообладаниябудет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, приметнеобоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью,тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию,добиться хорошего материального обеспечения процесса тренировки.
Однако спокойствие и выдержка тренера не должныподменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер имеет право идолжен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он недолжен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый иоскорбительный тон.
Большое значение для тренера имеет такое качество, какнаходчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенногопринятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который тренер не можетбыстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудьупражнения. Если тренер растеряется, покраснеет от неловкого положения, вкоторое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности.Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннегосостояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующийреальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Есливопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». Вдругих случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись нанесвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговоримпосле», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вамэтот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик долженполучить ответ на свой вопрос.
Чем больше педагогический опыт тренера, тем меньшевозникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности,быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удаетсядаже опытным тренерам, поэтому роль этих качеств не снижается.
Непременным качеством тренера должна быть еготребовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которыедобиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Детиединодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, егобеспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований(порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него илиотменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.
Интеллектуальные качества подкрепляют дидактическиеумения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательнойработе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых,неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относятясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность,остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления,характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решениевозникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то естьпредвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.
Интеллектуальные качества базируются на перцептивных иаттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания. И. М.Сеченов говорил о реакции мгновенного видения, тесно связанной с быстротой иобъемом восприятия и со свойствами внимания. Это качество позволяет тренерубыстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях.
Особую роль играет такое качество, какраспределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многимиобъектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложенияим материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемыхпояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать поднаблюдением всю группу.
При этом он должен чутко реагировать на состояние инастроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить
— понимают или нет учащиеся его объяснение, замечатьвсе нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении имиупражнений. Неопытные тренера, увлекаясь изложением материала, его показом,упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать заучащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показеупражнения.
Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа,объяснения, выполнения упражнения, тренер должен отсрочить свое воздействие научащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины послеокончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимисяошибки). Это требует от тренера хорошей кратковременной памяти, чтобы непозабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончитсявыполнение упражнения или фрагмента урока.
Таким образом, успешная педагогическая деятельностьтренера связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностьюзапоминания.
Психомоторные качества особенно необходимы тренеру.Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большойфизической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качестваимеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера являетсяподдержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательногорежима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.
Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными иаттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания приреагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессиональноважных качеств тренера на группы не следует воспринимать как догму. Имеетсямного переходов одних качеств в другие, их комплексирование,взаимообусловливание.[8 стр. 191-197]
1.4 Психологические особенности взаимоотношенийучеников и тренеров
Тренер много общается со своими питомцами натренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельствоимеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможностьразносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие наних. В то же время, это обстоятельство предъявляет к тренеру большиетребования: оно обязывает находить надлежащие формы взаимоотношений со своимивоспитанниками.
Многое во взаимоотношениях между тренером и ученикамизависит от поведения самого тренера, от его стиля руководства. Дело в том, чтопредставление о качествах «идеального тренера» расходятся у тренеров иучеников. Первые акцентируют внимание, прежде всего, на деловых ипрофессиональных качествах педагога (эрудиция, требовательность, строгость,умение находить оптимальные пути для решения трудных ситуаций). Чуткость,отзывчивость, общительность, доброжелательность тоже отмечаются учителями, ноим не придается решающего значения. Ученики же, наоборот, выдвигают этикачества на первое место. Вначале спортсмены смотрят, «какой он человек», апотом уже обращают внимание на то, как тренер проводит тренировку.
Понимание спортсменами профессиональных задачвоспитания и обучения приходит вместе с ростом их самосознания. Это отчетливообнаружилось в исследовании И.Н. Решетень и М.И. Фроловой, проведенном вспортивных коллективах и спортивных клубах. Спортсмены-разрядники и мастераспорта считают наиболее значимыми коммуникативные качества тренера, в. которыхнепосредственно проявляется его отношение к ним (доброта, отзывчивость,справедливость, тактичность, общительность). Однако с ростом мастерства спортсменовэти критерии изменяются. Спортсмены сборных команд страны оценивают тренеров,исходя из функционального подхода. Они считают наиболее значимыми те качества,которые отражают профессионально-деловую подготовку тренеров (высокий уровенькомпетентности в вопросах методики тренировки, творческое отношение к работе,знание тактики ведения спортивных поединков, умение настроить спортсмена наборьбу, поддерживать дисциплину на сборах, требовательность).
Не менее важное значение имеет и понимание тренерамиспортсменов. Оно предполагает умение тренера проникнуть во внутренний миручеников, найти нужную форму обращения к ним. Взаимопонимание тренеров и ихпитомцев обуславливает их социально-психологическую совместимость. Непониманиетренером учеников ведет к обостренным негативным взаимоотношениям между ними.Осложняются взаимоотношения из-за неуважения личности ученика, предвзятогомнения тренера об ученике, недостаточного внимания к нему и к его нуждам,невыдержанности и грубости учителя, официальности тона, повышенных интонаций вразговоре, изменчивости в настроении тренера и т.д.
Во взаимоотношениях тренера со спортсменом большоезначение имеет то, насколько тренер считается с мнением спортсмена относительноего тренировок. Этот факт приобретает особую важность в тех случаях, когдаспортсмен обладает большим опытом и спортивным мастерством. Австрийский тренерФ. Штампорл пишет: «На тренировках я всегда отношусь к спортсменам, как кшкольникам. Мой метод заключается в том, чтобы заставить спортсмена, думать, чтоидеи и инициатива принадлежат ему».
Взаимоотношения тренера и спортсмена в процессесоревнования во многом отличаются от их взаимоотношений во время тренировочныхзанятий. Спортивное соревнование по своему характеру — сложный психологическийпроцесс, где огромную роль играют эмоции спортсмена и тренера. Во времясоревнования спортсмен вследствие необычного эмоционального состояния иногдаочень тяжело переносит упрек или замечание тренера, на которые во времятренировок он не обижался. Более того, иногда такой упрек может вывестиспортсмена из равновесия и стать причиной его поражения. Тренер должен в этойситуации проявить в полной мере педагогический такт, найти такую форму общениясо спортсменом, при которой в любом случае не пострадает его самолюбие. Впериод соревнований у спортсмена повышена чувствительность ко всему, что, такили иначе, касается его выступления и результата, и в первую очередь к любомуиз проявлений тренера. Поэтому, тренер ни при каких обстоятельствах не долженпроявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего выступления спортсмена,неуверенности, раздражительности, неоправданной суетливости. Отношение и манераобщения тренера со спортсменами во время соревнования должны быть обычными либоболее легкими. Содержание и форму своих общений со спортсменом необходимо оченьтщательно контролировать.
Практический опыт работы спортивных психологовпозволил им сформулировать рекомендации, которые необходимо учитывать тренеру испортсмену, строя свои взаимоотношения в процессе соревнования. Далее, следуетпривести некоторые из этих рекомендаций. К ним относятся следующие:
1.Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинствасоперника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений в технике илинеобычности его поведения.
Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как:«Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут вызвать толькораздражительный ответ. Целесообразнее говорить «Спокойно» или даже «Волнуйся»,напомнив, что умеренное волнение перед стартом — это помощник спортсмена.
Если есть необходимость дать спортсмену какие-либоуказания в отношении его действий или поведения, то фразы должны быть краткимии понятными. В моменты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий,авторитетный приказ выполнять определенное действие может оказаться вполнеоправданным, если он отдан в манере, не оставляющей никаких сомнений вправильности и необходимости именно этих, а не каких-либо других действий.
Оценивать действие спортсмена необходимо спокойнымтоном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положительные. Спортсмену,закончившему выступление неудачно, нужно уделить особое внимание. Нельзявыражать разочарований по поводу его результата, подчеркивая бесперспективностьспортивного будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два послесоревнований, когда страсти улягутся.
В период соревнований тренер не должен быть озабочен,чрезмерно внимательным или назойливым в своем стремлении помочь спортсмену,особенно перед сном. Ни в коем случае не следует уговаривать его быстрозаснуть. Даже «Пора спать» лучше заменить на «Пора отдыхать». Приведенныерекомендации лишь примеры из практики. Хорошо, когда тренер собираетрекомендации, и еще лучше, формирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняяв течение всей своей профессиональной деятельности.[13 стр.12-16]
1.5 Стили руководства командой
Разновидности стилей руководства
В процессе многолетней работы у каждого тренераскладывается характерный для него стиль руководства, управления командой илиотдельными спортсменами. Под воздействием многих факторов (смена коллектива,повышение мастерства спортсменов, развитие личности и т. д.) он может менятьсяили оставаться постоянным.
Итак, что же такое «стиль»?
Под стилем понимают повторяющиеся особенности,типичные черты, формы- выражения. Ряд словосочетаний, таких, как стиль работы,стиль управления, стиль взаимоотношений, стали терминами. [9 стр. 85]
Под стилем руководства в психологии понимаются:«… индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивойсистемы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив сцелью эффективного выполнения управленческих функций». [2 стр. 136]
Типы руководителей и соответствующие им стилируководства были впервые исследованы немецким психологом Куртом Левиным (1938),которому принадлежат и названия основных стилей: авторитарный, демократическийи либеральный, или свободный, попустительский.
Предложенная им классификация оказалась удивительнодолговечной и с небольшими изменениями действует и в наши дни (в некоторыхсовременных публикациях авторитарный стиль заменен директивным, адемократический — коллегиальным, но суть, содержание терминов осталисьпрежними).
Авторитарный, или директивный, стиль работы тренерахарактеризуется полным его единоначалием, т. е. единоличным принятием решений(причем только собственной формулировки), стремлением оставить за собойисключительное право поощрять и наказывать. Все руководящие воздействиятренера-автократа облекаются в форму приказа, ультимативных требований,распоряжений. Какие-либо отклонения, неточности при их выполнении, проявлениеинициативы и самостоятельности вызывают реакцию в виде взысканий, наказаний,выговоров, лишения льгот и т. д. Такой тренер тщательно и строго контролируетвсю деятельность и поведение спортсменов, но не с целью проявить заботу о них,помочь им, а с единственным стремлением — все сделать для того, чтобы несорвать выполнение поставленной перед ним, тренером, задачи.
Тренеры с директивным стилем управления обычно ссимпатией относятся к тем, кто не возражает им ни в чем, кто согласен с любымиих предложениями. Поэтому в коллективах, ими руководимых, бывают, как правило,«любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. В общениис остальными своими учениками и с коллегами тренеры-автократы держатся нарасстоянии, а если и допускают вербальные контакты, то только кратковременные,часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Не умея найтиоптимальный, ровный тон в общении со своими учениками, они при неудачных их выступленияхразражаются руганью, оскорблениями, а при удачных — склонны к лести изаискиванию. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает вспортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации.[9 стр.86]
Демократический, или коллегиальный, стиль руководствахарактеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членамколлектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решенийтренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая сним все предложения. [4 стр.74-75]
Развивая дискуссию и обсуждая вопросы, касающиесядеятельности коллектива, тренер развивает деловую личную инициативу исамостоятельность у своих подопечных, не пересекая ту грань, за которой онможет оказаться у них на поводу. Коллективно обсуждая те или иные проблемы,тренер-демократ делает это не ради формы. Он действительно желает знать мнениеспортсменов, чтобы учесть его, принимая решение. Вместе с тем ответственные исрочные дела, требующие немедленных действий, тренер выполняет сам.
В общении со своими учениками у тренера, пользующегосяколлегиальными методами управления, отсутствует диктаторский тон, нетраздраженности и нервозности. Все обращения выполняются им в форме просьб,советов, рекомендаций.
Контролируя деятельность членов коллектива, тренерстарается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочнуюопеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен,доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции,а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов.
Либеральный (попустительский, или свободный) стильруководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процессуправления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чемзанимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляетот случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией ипосредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знатьвнутренние процессы взаимодействия.
Требования, советы, рекомендации в общении с ученикамиу тренера-либерала отсутствуют, их заменяют просьбы и уговоры. Любые объяснениянарушения дисциплины, невыполнения задания он принимает без критической оценки.
Такой тренер крайне равнодушен к мнению учеников иокружающих о нем, малообщителен и безынициативен во всем, безразличен к своейуправленческой деятельности.
В жизни редко встречаются тренеры, деятельностькоторых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своейработе любой тренер применяет все три стиля, но выраженность каждого из нихбывает различной. Преобладание одного или двух из них характеризует тот илииной индивидуальный стиль руководства тренера. [9 стр.87-88]
Индивидуальный стиль руководства тренера обусловленличностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким онотдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и ихсвоевременностью; психическим состоянием спортсменов. Если, например, тренеруприсущи такие качества, как высокомерие, тщеславие, предвзятость в оценкахлюдей, грубость, безразличие к. ним, то негативное отношение сначала возникаетк личности тренера, а затем ко всему, что исходит от него, и станет длительным,стойким. Выполнение любого его приказа в таких случаях явно или скрытосаботируется, а если и выполняется, то безответственно, с сарказмом ипрезрением.
Позитивное отношение спортсменов к личностнымкачествам тренера оказывает стимулирующее воздействие на оперативность ичеткость выполнения тренерских указаний, положительное восприятие методов егоруководства. Даже эмоциональные срывы тренера, если они кратковременны, неспособны вызвать отрицательного отношения в целом к методу его управления,поскольку спортсмены понимают, что раздражительность не свойственна ихнаставнику и вызвана, видимо, чрезвычайными обстоятельствами.
На отношение спортсменов к стилю руководства тренераоказывает воздействие также своевременность и разумность его руководящихуказаний. Способность отдавать такие распоряжения, которые соответствуютситуации, времени и приводят спортсмена или команду к успеху, создает авторитеттренеру. Спортсмены стараются передать такому тренеру всю инициативу, считая,что все сказанное и сделанное им обернется пользой для команды, Правда, в этомкроется опасность самоустранения спортсменов от принятия каких бы то ни былорешений. Перед тренером в таком случае встает проблема развития личностиспортсменов, борьбы с социальным инфантилизмом, неумением вести себя в той илииной ситуации, принимать самостоятельные решения. [9 стр.88-94].
Выводы по первой главе
1. Личность немыслима вне общества так же, как ичеловеческое общество не может существовать без составляющих его личностей.Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива:семьи, школы, предприятия, спортивной команды и др. Активная деятельность,взаимоотношения в коллективе в значительной степени определяют и формируютиндивидуальные черты личности.
2. Современный спорт требует незаурядных способностейот тренера. Он должен владеть всем арсеналом современных знаний, учитыватьпсихологические, социальные, материально-технические и все другие аспектыподготовки спортсмена. Успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера- его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности ктворческому обобщению. По своей сути тренер — это, прежде всего педагог, и кнему предъявляются все те же требования, как и к любому воспитателю.
3. Мастерство тренера во многом определяется имеющимисяу него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися,определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Наиболееважными из них являются профессионально важные качества личности тренера:мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт),волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качествавнимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).
4. Многое во взаимоотношениях между тренером иучениками зависит от поведения самого тренера. Дело в том, что представление окачествах «идеального тренера» расходятся у тренеров и учеников. Первыеакцентируют внимание, прежде всего, на деловых и профессиональных качествахпедагога (эрудиция, требовательность, строгость, умение находить оптимальныепути для решения трудных ситуаций). Чуткость, отзывчивость, общительность,доброжелательность тоже отмечаются учителями, но им не придается решающегозначения. Ученики же, наоборот, выдвигают эти качества на первое место. Вначалеспортсмены смотрят, «какой он человек», а потом уже обращают внимание на то,как тренер проводит тренировку.
5. Индивидуальный стиль руководства тренера обусловленличностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким онотдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и ихсвоевременностью; психическим состоянием спортсменов.
Глава 2 Экспериментальное исследование: определениепрофессионально важных качеств личности тренера
2.1 Организация и методы исследования.
В связи с целью нашего исследования изучитьпрофессионально важные качества личности тренера и выявить путь пути ихформирования, объектом нашего исследования является группа тренеров по разнымвидам спорта, состоящая из 5 человек, различного возраста, имеющая разнуюквалификацию и группа детей, занимающаяся под их руководством.
Предметом исследования являются профессионально важныхкачеств личности тренера
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокуюквалификацию, оценка своих личностных качеств более реалистична. Дляподтверждения нашей гипотезы мы использовали следующие методики:
1.Теоретико-библиографический анализ
2.Анкетный опрос
В ходе нашего исследования мы использовали анкету«Контроль и самооценка уровня профессионального мастерства учителя физическойкультуры»[8. стр. 479-482]. Она позволяет нам оценить у наблюдаемого тренераналичие каждого из перечисленных качеств и умений. Испытуемым была предложенаанкета, состоящая из 10 разделов, каждый из которых содержит перечень качествили умений: внешний вид, умение держаться, нравственный качества, волевыекачества, познавательные процессы, физическая подготовка, педагогическаянаправленность, профессионально важные знания, умение общаться с учащимися,культура речи. [Приложение 1] Испытуемым тренерам предлагалось оценить у себяналичие этих качеств и умений. Если они проявляются постоянно и испытуемыйсчитает, что они у него выражены – рядом ставится знак «+». Если какое-либо изперечисленных качеств и умений у испытуемого проявляется редко, эпизодически,не в достаточной степени – знак «–». Для перекрестного опроса отобрали группу учеников,занимающимся под руководством испытуемых тренеров наиболее продолжительныйпериод (4 – 5 лет). Им было предложено оценить наличие перечисленных качеств иумений у своего тренера при помощи аналогичной анкеты.
2.2 Анализ психодиагностических данных
С помощью анкеты контроля и самооценки уровняпрофессионального мастерства тренера был произведен перекрестный опрос тренерови их учеников. По данным опроса учеников был выведен средний балл оценкипрофессионально важных качеств своих тренеров. Данные перекрестного опросазанесены в таблицы: «Самооценка профессионально важных качеств и уменийтренеров» (Табл. 1) и «Оценка профессионально важных качеств и умений тренерових учениками» (Табл. 2).
Табл. 1 «Самооценка профессионально важных качеств иумений тренеров»Ф.И.О. Качества и умения Итого Внешний вид Умение держаться Нравственные качества Волевые качества Познавательные процессы Физическая подготовка Педагогическая направленность Профессионально важные знания Умение общаться с учащимися Культура речи Липницкий А.Ю. 1 3 4 6 5 6 4 10 10 10 59 Гробовец Н.Н. 1 3 5 6 5 3 3 11 12 11 60 Есаян Э.Ш. 1 3 5 3 5 2 5 11 12 11 58 Марлис В.Л. 3 4 5 5 6 5 10 10 12 60 Екимов В.Ю. 1 1 5 6 6 5 5 10 10 10 59
Табл. 2 «Оценка профессионально важных качеств иумений тренеров их учениками»Ф.И.О. Качества и умения Итого Средний балл Внешний вид Умение держаться Нравственные качества Волевые качества Познавательные процессы Физическая подготовка Педагогическая направленность Профессионально важные знания Умение общаться с учащимися Культура речи Липницкий А.Ю. 1.Губич О.И. 1 2 4 5 5 5 3 9 12 10 56 54.4 2.Короткий В.Ю. 1 3 4 5 5 5 3 8 11 12 57 3.Барсуков А.Л. 1 2 4 6 5 5 4 7 10 9 53 4.Скоробко А.Н. 1 2 4 4 5 6 4 9 9 10 54 5.Фомич В.С. 1 3 4 5 5 5 5 8 8 8 52 Гробовец Н.Н. 1.Бабич А.Л. 1 3 4 3 4 4 4 10 13 10 56 51.6 2.Мазепо Ю.К. 1 3 4 4 4 4 4 9 10 9 52 3.Шляшко А.В. 1 2 3 4 3 3 4 8 9 11 48 4.Красавский Н.Д. 1 3 3 4 4 4 4 9 10 9 51 5.Водчиц С.А. 1 2 3 4 3 4 4 10 10 10 51 Есаян Э.Ш. 1.Еременко А.М. 1 2 5 4 5 4 5 11 10 12 59 58.4 2.Шумский П.П. 1 3 4 6 5 4 4 12 13 9 61 3.Маханьков К.М. 1 3 5 5 5 4 5 10 10 10 58 4.Кривопуст А.К. 1 3 4 5 5 5 4 10 11 9 57 5.Ралинский Д.А. 1 2 5 5 5 5 4 11 10 9 57 Марлис В.Л. 1.Моисевич Д.В. 1 2 4 4 1 2 4 9 10 12 49 48.2 2.Середич П.П. 1 2 4 4 2 2 5 10 9 12 51 3.Колб С.П. 1 3 3 4 2 2 4 10 10 10 49 4.Самусенко Э.Н 1 2 3 4 2 2 4 10 9 10 47 5.Белей Г.А. 1 3 4 4 1 3 4 9 9 8 46 Екимов В.Ю. 1.Лихачевская В.А. 1 3 4 6 5 4 5 10 13 8 59 60.6 2.Грибайлова Н.П. 1 2 4 5 5 4 5 12 13 10 61 3.Антанович А.А. 1 2 4 5 5 5 5 10 12 11 60 4.Куратник Ж.Н. 1 2 4 5 5 5 5 11 12 10 60 5.Козлов А.В. 1 1 4 6 6 5 5 12 13 10 63
Мы предположили, что у тренеров имеющих высокуютренерскую квалификацию оценка своих профессионально важных качеств болеереалистична. По данным перекрестного опроса были получены следующие результаты(Табл. 3)Ф.И.О. Спортивная квалификация Самооценка Оценка учеников Липницкий А.Ю. МС 59 54.4 Гробовец Н.Н. МСМК 60 51.6 Есаян Э.Ш. МСМК 58 58.4 Марлис В.Л. МС 60 48.2 Екимов В.Ю. МС 59 60.6
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что уЛипницкого А.Ю., Гробовца Н.Н. и Марлиса В.Л. самооценка незначительнозавышена. Есаян Э.Ш. и Екимов В.Ю. имеют адекватную самооценку.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу,что наша гипотеза подтверждена частично. Состоявшаяся беседа с испытуемымипрояснила ситуацию. Оказалось, что накануне опроса у группы учеников,принимавших участие в эксперименте, состоялись итоговые сезонные соревнования.Ребята, которые выступили более успешно, адекватно оценили профессиональноважные качества личности тренера. Ученики, выступление которых было менееуспешно, не смогли дать объективную оценку профессионально-важных качествличности тренера, так как они винили его в своих неудачах.
2.3. Пути формирования профессионально важных качествличности тренера
Проведенная беседа имела огромное значение дляпоследующей организации учебно-тренировочной работы испытуемых тренеров. Впомощь тренерам были предложены следующие пути формирования профессиональноважных качеств личности тренера.
Для того чтобы стать мастером-педагогом, тренерутребуется пять-шесть лет работы. Однако и в последующие годы продолжается егосовершенствование как профессионала. В связи с возрастными изменениями уровняфизической подготовленности несколько изменяется и структура деятельноститренера. Все большую роль приобретает его умение руководить тренировкой,использовать помощников из учащихся, которые могут выполнить для демонстрацииучащимся такие упражнения, которые самому тренеру по ряду причин выполнитьтрудно и даже нецелесообразно (из-за того, что в исполнении тренера будетутеряна эстетика движения). Все это свидетельствует о том, что мастерствотренера — динамическая характеристика и процесс совершенствования бесконечен.
Имеется несколько способов повышения мастерстватренера. Один из них состоит в повышении квалификации на различных курсах, методическихсовещаниях и т. п. Другой способ — самосовершенствование, которое можетосуществляться несколькими путями:
1. Посещение и анализ тренировок, проводимых опытнымитренерами.
2. Повышение своей профессиональной и общей эрудиции(чтение специальной литературы, конспектирование этой литературы по специальнымразделам, обобщение новых сведений и формулирование выводов для своейтренерской работы); чтение спортивной прессы, просмотр телепередач о спортивныхсоревнованиях, посещение ряда соревнований с целью быть в курсе всех важнейшихспортивных событий, обладать широкой эрудицией в области спорта (без этоготрудно эмоционально проводить тренировки и занятия спортивных секций,формировать у учащихся интерес к спорту).
3. Повседневный анализ своей деятельности (например, спомощью дневника, в котором могут записываться особенности отдельных учащихся игруппы в целом, фиксироваться эффективность тех или иных воздействий научащихся в различных ситуациях, планы на будущее, мысли по поводу организациитренировки и т. п.).
4. Проведение несложной исследовательской работы,которая дала бы ответ на интересующие тренера вопросы, связанные с егодеятельностью (какова, например, эффективность использованных им упражнений дляразвития силы, каков уровень физической подготовки группы в целом и отдельныхучеников, какой из методов эффективнее в тех или иных конкретных условиях и т.д.).
Самосовершенствование должно осуществляться тренеромне утилитарно, когда усваивается лишь то, что касается методики проведениятренировки. Некоторые тренеры, читая методическую литературу, обращают вниманиетолько на те статьи, в которых описываются комплексы физических упражнений иновое нестандартное оборудование. Такой выбор информации, хотя и расширяетметодическую базу тренера, не стимулирует его к переосмысливанию имеющихсязнаний с позиции общих подходов и принципов физического воспитания учащихся.Поэтому теоретическая база такого тренера остается на прежнем уровне либо дажеухудшается в результате забывания с годами сведений, полученных в институте.
Современный тренер не может быть лишь обладателемсуммы рецептов. Постоянное осмысливание своей деятельности требует ипостоянного обновления теоретических сведений из области педагогики,психологии, физиологии, теории спорта. Только на этой базе тренер может бытьготовым к перестройке педагогического процесса, к поиску новых путей и средствповышения эффективности тренировки.
Навыки самосовершенствования нужно начинатьвырабатывать еще в процессе обучения на факультете физического воспитания. Приэтом важно не только сознавать необходимость получения сверх программы тех илииных знаний, развития профессионально важных качеств, умений, но и формироватьпотребность в самосовершенствовании, без которой в будущем легко утратитьинтерес к своей профессии, превратиться в урокодателя. Формированию этойпотребности во многом способствует самостоятельная работа студентов, их участиев работе научных кружков, приобретение навыков исследовательской работы.
Важно, чтобы все пути и способы самосовершенствованияиспользовались систематически, а не от случая к случаю. Кроме того, необходимаопределенная система, последовательность в устранении недостатков в работе. Всеэто возможно только в том случае, если тренер занимается самопознанием,выявляет свои сильные и слабые стороны.
Выявление у себя слабостей, недостаточно развитыхкачеств не должно приводить тренера к пессимистическому выводу о егонепригодности к профессии тренера. Ведь трудно ожидать, чтобы человек обладалсразу всеми положительными качествами. У него, как правило, уживаются как,положительные, так и отрицательные качества личности. Поэтому тренер долженнаучиться максимально использовать свои положительные качества и сдерживатьпроявление отрицательных. Ему важно также знать, чем может быть компенсированонедостаточно развитое качество (например, отсутствие требовательности кучащимся — настойчивостью и терпеливостью в работе с детьми, недостаточнобыстрая сенсомоторная реакция — опытом, умением предвидеть ситуацию).
Возможности тренера многообразны. Они могутреализовываться в виде знаний, умений, качеств, усиливаться мотивами. В связи сэтим и способы достижения профессионального мастерства могут быть разными. Уодних тренеров ведущим фактором становится уровень теоретических знаний, у других— организаторские умения, у третьих — конструктивные умения или волевыекачества. Конечно, нельзя опираться только на один какой-либо компонент, дажеесли он очень хорошо выражен. По возможности нужно подтягивать и остальные.
Заключение
Мастерство тренера базируется на четырех компонентах:педагогической направленности, знаниях, умениях и профессионально важныхкачествах. В своей работе я попыталась рассмотреть профессионально важныекачества личности тренера.
В первой главе раскрыто понятие личности, описанытребования к личности тренера, профессионально важные качества личноститренера, психологические особенности взаимоотношений учеников и тренеров истили руководства командой. Таким образом, было сделано ряд выводов: человеквсегда является членом того или другого общественного коллектива, который взначительной степени определяет и формирует индивидуальные черты его личности;успехи спортсменов во многом зависят от личности тренера — его знаний,педагогического таланта, авторитета, воли, способности к творческому обобщению;к профессионально важным качествам личности тренера относятся:мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные,двигательные; тренер сам способен построить благоприятные взаимоотношения сосвоими учениками; индивидуальный стиль руководства тренера обусловленличностными качествами тренера.
Во второй главе описано проведение эксперимента нагруппе тренеров по разным видам спорта, состоящая из 5 человек, различноговозраста, имеющих разную квалификацию и группе детей, занимающаяся под ихруководством с целью изучить профессионально важные качества личности тренера ивыявить путь пути их формирования и подтверждения нашей гипотезы. Были полученыинтересные результаты. Оказалось, что на адекватную оценку ученикамипрофессионально важных качества личности тренера влияет успешность выступленияэтих спортсменов. Для более глубокого анализа этой проблемы, использованныенами методики не достаточны. Необходимо проведение дополнительного исследования
Список литературы
А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. Социальнаяпсихология коллектива. – М., Просвещение, 1978
А.Л. Журавлев. Стиль руководства для управлениясоциально-психологическим климатом производственного коллектива. В сб.:Социально психологический климат коллектива. – М., Наука, 1979
В. Пораносич, Л.Лазаревич. Психодинамика спортивнойгруппы.- М., ФиС, 1977. с.16-21
В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987
Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. –Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
Волков Н.Н., Топчиян В.С. Моделирование личности идеятельности тренера и совершенствование высшего физкультурного образования.ANALYTIC – SERIAL //Теория и практика физической культуры. – 1989. –№10. – С.7-9.
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерствотренера / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультураи спорт, 1981. – 375 с.
Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебникдля институтов и факультетов физической культуры:2-е изд., испр. И доп. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.
Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде.– М.: Физкультура и спорт, 1984. – 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте.Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства илидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекциядля студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.
М.В.Саная. психологические особенности деятельности иличности тренера: Лекции для студентов. – М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. – 27 с.
Психология физического воспитания и спорта: Учебн.пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.:Физкультура и спорт, 1979 – 143 с., ил.
Психология. Учебник для ин-тов физич. Культ. Под ред.Рудика П.А. – М., «Физкультура и спорт», 1974. – 512 с. с ил.
Психология: Учеб. для ин-тов физ. Культ./Под ред.В.М.Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.
Резников Ю.О. и др. Диагностика профессионально важныхкачеств личности тренера /Ю.О. Резников, О.О. Барташников, Т.Ю. Горячун.ANALYTIC-BOOK. – 1992 // 3 Региональная научно-практическая конференция «Рольфизической культуры в здоровом образе жизни». – Львов, 1992. – С. 123-124.
Сучилин А.А. Изучение личностных качеств тренера//Вопросы оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов: Сб.науч. тр. – Волгоград, 1988. –С. 69-78.
Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1948. Т, 2.
Ю.Л. Ханин. Психология общения в спорте. – М., ФиС,1980
Приложение 1.
Анкета контроля и самооценки и самооценки уровняпрофессионального мастерства учителя физической культуры.
Характеристика личности
Внешний вид
1. Подтянут, опрятен.
Умение держаться
1. Собран, деловит.
2. Сохраняю чувство собственного достоинства вразговоре с начальством.
3. С коллегами установил спокойные деловые отношения.
Нравственные качества
1. Скромен.
2. Правдив.
3. Принципиален.
4. Вежлив.
5. Добр, гуманен.
Волевые качества
1. Выдержан в конфликтных ситуациях.
2. Находчив в неожиданных и сложных ситуациях.
3. Требователен к себе и другим.
4. Целеустремлен, настойчив в проведении своейпедагогической линии.
5. Смел.
6. Решителен
Познавательные процессы
1. Умею хорошо концентрировать внимание.
2. Умею хорошо распределять и переключать внимание.
3. Умею логично мыслить, обладаю критичностьюмышления.
4. Изобретателен, быстро схватываю суть дела.
5. Обладаю хорошей памятью на лица.
6. Обладаю хорошей памятью на фамилии, даты.
Физическая подготовка
1. Постоянно слежу за своим физическим состоянием.
2. Стараюсь ежедневно выполнять физические упражнения.
3. Могу выполнить разрядные нормативы.
4. Обладаю достаточно большой силой.
5. Обладаю выносливостью.
6. Обладаю достаточной гибкостью.
7. С удовольствием хожу с учащимися в туристическиепоходы.
Педагогическая направленность
1. Нравится профессия учителя физической культуры,понимаю ее важность для формирования детей.
2. Люблю общаться с детьми.
3. Имеется стремление передать свои знания и умениядетям.
4. Мне нравится в школе.
5. Переходить на другую работу не хочу.
Профессионально важные знания
1. Хорошо знаю методы обучения и воспитания.
2. Знаю физиологические и психологические особенностидетей разного возраста.
3. Могу дать психофизиологическое обоснование физическоговоспитания школьников.
4. Умею оперативно применять свои знания на уроках.
5. Отчетливо представляю себе, как следуетиспользовать дидактические принципы на уроках.
6. Опираюсь на межпредметные связи при объясненииучебного материала.
7. Обладаю достаточной эрудицией: знаком склассической и современной литературой, посещаю музеи и художественныевыставки, хожу в театры.
8. Стремлюсь к расширению специальных знаний.
9. Читаю специальную методическую и научную литературупо физическому воспитанию, конспектирую прочитанное и пробую на урокахпонравившиеся новинки.
10. Стремлюсь быть в курсе наиболее важныхполитических событий у нас в стране и за рубежом.
11. Регулярно просматриваю спортивную прессу (газеты,журналы).
12. Стремлюсь к экспериментированию в работе.
13. Слежу за динамикой физического развития своихучеников.
Умение общаться с учащимися
1. Проявляю педагогический такт.
2. Вежлив.
3. Умею понимать душевное состояние учащихся
4. Умею создавать обстановку делового общения.
5. Умею создавать обстановку доверительного, интимногообщения.
6. Легко завязываю контакты с учащимися и коллегами.
7. Умею использовать речевые и неречевые средстваобщения в зависимости от обстоятельств.
8. Умею изменять тон общения: от спокойного квластному и т. п.
9. Из всех форм воздействия на учащихся меньше всегоприбегаю к принуждению.
10. Стараюсь аргументировать каждое свое требование кучащимся.
11. Знаю свои стереотипные ошибки в оцениваниидостоинств и недостатков учащихся, стараюсь их не делать.
12. Умею проявлять ровное доброжелательное отношениеко всем учащимся.
13. Внимателен к запросам учащихся.
14. Чаще хвалю учащихся, чем порицаю, знаю, кого можнопоругать, а кого надо похвалить. Культура речи
1. Умею грамотно строить фразы.
2. Делаю правильное ударение в словах.
3. Слежу за тем, чтобы не использовать в речи местныйдиалект.
4. Умею просто рассказать учащимся о сложныхзакономерностях работы человеческого организма, законах движения тела и т. д.
5. Умею найти для пояснения образные и жизненныепримеры.
6. Для выразительности речи умею использоватьинтонацию и тональность, паузы и динамику звучания голоса.
7. Обладаю большим словарным запасом.
8. Обладаю хорошей дикцией.
9. Правильно использую специальную терминологию.
10. Умею регулировать темп речи.
11. Умею быть немногословным.
12. Использую метод убеждения, а не ограничиваюсьзамечаниями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.