Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Природные и гигиенические факторы как средство физического воспитания

/>Содержание
Введение
Глава 1. Закаливание школьников
Глава 2. Использование физических упражнений вестественных условиях для физического воспитания школьников
2.1. Спортивные упражнения на воздухе зимой
2.2.Физические упражнения летом
Заключение
Списоклитературы:
Введение
 
Актуальность
Значение физического воспитаниядетей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характеразаболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенностьэпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны такихболезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных,почти полностью исключена.
Вместе с тем сегодня все большеераспространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, каксердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органовдыхания, В их профилактике важное место принадлежит сознательному, вы­сококультурномуотношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физическойкультуре.
В связи с этим резко возрастаетроль гигиенического и физического воспитания детей.
Физическое воспитание —неотъемлемая часть общего воспитания личности школьника.
Способствуя формированиюдвигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила,выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость,решительность, настойчивость.
Проблема:
В последнее время отмечаетсяпрогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебныхзанятий не только в аудиториях, но и дома. В результате среди школьников истудентов велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточноймассой, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки иопорно-двигательного аппарата, дефектами зрения и нервно-психическимиотклонениями.
Недостаточная двигательнаяактивность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма иявляется патогенетическим фактором в возникновении и развитии ряда заболеваний.
Физические упражнения всистеме физического воспитания по своему биологическому механизму воздействияна человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительногоэффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целяхестественным факторам природы (солнечной радиации, водной и воздушной средам) иоптимальным гигиеническим условиям.
Глава 1. Закаливание школьников
В процессе физическоговоспитания используются разработанные комплексы физических упражнений всочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами дляформирования двигательных умений, специальных знаний, воспитания физическихкачеств и разностороннего морфофункционального совершенствования организма всоответствии с требованиями общества. Другими словами, физическое воспитаниекак педагогический процесс призвано управлять физическим развитием и физическимобразованием людей.
Одно и то же физическоеупражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физическиеупражнения вызвать одинаковый результат. Это является доказательством того, чтофизические упражнения сами по себе не наделены какими-то постояннымисвойствами. Следовательно, знание факторов, определяющих эффективностьвоздействия физических упражнений, позволит повысить управляемостьпедагогическим процессом.
Гигиенические факторы являютсярешающими в реализации принципа оздоровительной направленности системыфизического воспитания. Их задача — сделать занятия физическими упражнениямиорганической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективностьсамих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­мыхгигиенических норм. Будучи неспецифическими средствами, гигиенические факторыприобретают большое значение для полноценного решения задач физическоговоспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогдане даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, еслизанятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьнойпрограмме по физическому воспитанию имеется теоретический материал,определяющий объем гигиенических знаний школьников.
Гигиенические факторыпредставляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемыхна две группы:
1.  Средства, которыеобеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания:нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е.все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическимиупражнениями.
2.  Средства, непосредственновключаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок иотдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание надистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность,искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) иактивизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучениеи т. п.).
Метеорологические факторысоставляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можноопределить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физическихупражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой:влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечноеизлучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха,атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения ворганизме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменениюсостояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физическихупражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений иможет повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать испециально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении имфизических упражнений.
Использование естественных силприроды в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:
1.  Естественные силы природыкак сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболееблагоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливаютэффективность воздействия движений на организм человека.
2.  Естественные силы природыкак относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в видесолнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры,включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активногоотдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований киспользованию естественных сил природы является системное и комплексноеприменение их в сочетании с физическими упражнениями. При определениирациональной дозы следует учитывать особенности учеников и характер педагогическихзадач. Это позволит, во-первых, реализовать перенос эффекта закаливания, т. е.использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффектзакаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможностидля применения более высоких нагрузок, а следовательно, повышенияработоспособности; в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действиюперегрузок, вибрации, укачивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровнепроявить волевые качества.
Комплексность воздействия какопределяющий фактор конечной результативности физических упражненийпредусматривает использование не только основных средств физического воспитанияв виде разнообразных систем физических упражнений, но и дополнительных(сопутствующих) — гигиенических и метеорологических мер воздействия.
Для предупреждения возможногонеблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта,улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей испортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортомприменяют основные гигиенические средства:
-  оптимизация условий, режимови содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическимиупражнениями;
-  рациональное питание;
-  оптимизация физическихнагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
-  закаливание.
Очень важен гигиеническийрежим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность ипостепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях итренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми,которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться слегкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группытакже необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. Впротивном случае возможна перетренировка, а в итоге — плохое субъективноесостояние спортсменов.
Степень положительных изменений,происходящих в организме под воздействием физических упражнений,пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему иинтенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия(нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинаетсяпереутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнееадаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнеепроцессы восстановления.
Двигательную нагрузку необходимодозировать с учетом индиви­дуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмикиосновных физиологических функций, умственной и физической работоспособности,возрастных морфологических и функциональных особенностей, а такжеклиматогеографических и социальных факторов.
Питание — один из основныхгигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм.Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всемихимическими веществами растительного и животного происхождения, входящими вбиосферу земного шара.
Посредством питанияобеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимносвязанных процессов ассимиляции и диссимиляции.
Питание служит одним из средствактивного целенаправлен­ного воздействия на организм, сохранения, формированияи ук­репления здоровья человека.
Полноценность пищевого рационаво многом определяет состояние здоровья населения, оказывая влияние на рост ифизическое развитие, трудоспособность, адаптационные возможности,заболеваемость и продолжительность жизни.
Термин «рациональное питание»означает питание, построенное на научных основах, способное полностьюобеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.
Основные гигиеническиетребования к пище состоят в том, что она должна:
-    полностьювозмещать энергетические траты организма;
-    содержатьвсе необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральныевещества и воду) для построения тканей, органов и нормального протекания всехфизиологических процессов;
-    бытьразнообразной (состоять из различных продуктов животного и растительногопроисхождения);
-    обладатьприятными вкусом, запахом и внешним видом;
-    бытьлегкоусвояемой;
-    бытьдоброкачественной.
Основа жизнедеятельности любойбиологической системы обмен веществ между ней и внешней средой. Повседневнаяпища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимыеорганизму веществ. Для построения, восстановления клеток и тканей, обменавеществ и энергии организму человека требуется около 70 химических соединений.Пища человека должна быть химически разнообразной, содержать все необходимыепитательные вещества в определенном соотношении. Из-за химически однообразнойнесбалансированной пищи нарушается обмен веществ в организме.
Обеспечение нормальнойжизнедеятельности возможно при условии снабжения организма необходимымколичеством энергии, белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных веществ,воды в нужных для организма соотношениях.
Сбалансированное питание — этопитание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами встрого определенных соотношениях, корреляционные зависимости между усвоениемпищи и степенью сбалансированности ее химического состава.
Питание принято считатьнормальным тогда, когда пища покрывает потребности взрослого человека. Врезультате масса тела постоянна, организм функционирует нормально.
Во время тренировочных занятий иособенно соревнований, когда спортсмен испытывает высокое физическое инервно-психическое напряжение, сопровождающееся значительной активацией всехметаболических процессов, потребность его организма в энергии и отдельныхпищевых веществах возрастает.
Поэтому при занятиях физическойкультурой и спортом питание должно:
-  полностью возмещатьрасходуемое спортсменом количество энергии и пищевых веществ;
-  способствовать повышению егоспециальной спортивной работоспособности;
-  ускорять восстановительныепроцессы после тренировок или соревнований.
Из оздоровительных средствэффективно закаливание в сочетании с аэроионизацией воздуха, ультрафиолетовымоблучением, а также с баней, массажем.
Закаливание — обязательныйэлемент физического воспитания, имеющий большое значение для укрепленияздоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности.
Сущность закаливания заключаетсяв тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций организмак повреждающему действию тех или иных факторов окружающей среды. В результатезакаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям погодныхфакторов.
Процесс закаливания специфичный,т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а воздействие высокихтемператур — к жаре.
При закаливании используютприродные факторы: воздух, воду и солнце. Эффективность закаливания зависит от правильностиметодики его применения.
При закаливании должнысоблюдаться основные принципы:
Принцип постепенности. Силу раздражителянужно повышать постепенно. Так, приступая к водным процедурам, надо начинать с прохладныхи затем переходить к холодным. При групповом закаливании следует учитыватьисходный уровень закаленности каждого учащегося. Дозируют процедуры по силераздражителя и продолжительности сеансов закаливания; систематичность закаливания.Закаливающие процедуры следует принимать регулярно, так как адаптация надействие раздражителя вырабатывается и развивается должным образом только примногократном его повторении. Уже через 2 мес. после прекращения занятийсостояние закаленности почти полностью исчезает. Поэтому при вынужденныхперерывах закаливание возобновляют с более слабых процедур по сравнению споследними; разнообразием средств закаливания достигается не только тренировка кразным факторам, но и нарастает степень закаленности, так как исключается привыкание.Кроме того, тренируются различные механизмы адаптации, что возможно даже придействии одного и того же фактора. Так, короткие по времени, но интенсивные холодовыепроцедуры сопровождаются выраженными терморегуляторными реакциями со стороны механизмовтеплоотдачи. Однако устойчивость к длительным и умеренным Холодовымвоздействиям вырабатывается в результате вовлечения иных механизмов терморегуляции,а именно теплопродукции. Поэтому чередование разных по времени и силеохлаждений подготавливает организм как к случайным, так и к периодическим изменениямтемпературы окружающей среды; индивидуализация, закаливающих процедур повозрасту, состоянию здоровья, степени общей, учебной и спортивной нагрузки и т.п.
Каждая закаливающая процедурадолжна проходить на положительном эмоциональном фоне. Ребенок или подростокдолжен подходить к ним в хорошем настроении, испытывать при этом удовольствие.Положительные эмоции почти полностью исключают негативные эффекты охлаждения.
Тренировать к холоду можно какместными, так и общими закаливающими процедурами.
Рекомендуется ограничивать дозузакаливающей нагрузки после стрессовых и непривычных ситуаций, например впериод соревнований. Что касается растирания кожи после охлаждения, то этозамедляет образование устойчивости к коротким и резким перепадам температур.Перекрывают закаливающий эффект и мышечные нагрузки с выраженнойтеплопродукцией. Поэтому физические упражнения в процессе закаливания должныбыть умеренными или соразмерными с интенсивностью охлаждения.
Закаливание воздухом. Воздушныеванны наиболее «щадящи» и безопасны. С них и рекомендуется начинатьсистематическое проведение закаливающих процедур.
Положительное влияние воздушныхванн зависит от температуры, влажности, подвижности, чистоты и ионизациивоздуха. Если занятия физической культурой проводятся круглогодично на открытомвоздухе, то нет необходимости в специальном приеме воздушных ванн. В летнеевремя года эффект закаливания в процессе занятий физкультурой и спортом выраженслабее из-за меньшего термического раздражения, оказываемого воздухом.
Закаливание воздухом следуетначинать при 15—20 °С и по мере адаптации к этому уровню переходить к 10°С, начиная с 15—20 мин в сочетании с физическими упражнениями. Закаленныеучащиеся могут принимать воздушные ванны даже при температуре ниже 0°С (неболее 5—10 мин), конечно же, в сочетании с физическими упражнениями.
Холодные воздушные ванны можнозаканчивать растиранием тела и теплым душем. В сырую и ветреную погодупродолжительность ванн сокращается. Одной из форм закаливания холодным воздухомзимой является сон при открытой форточке.
Закаливание водой. Водаобладает большой теплопроводностью и оказывает большее термическое воздействие,чем воздушная ванна той же температуры. Главными факторами гидропроцедурявляются температура, продолжительность воздействия, механическое (массирующее)давление и гидроудары, особенно при плавании и приеме душа. Это улучшает лимфо-и кровообращение.
Для закаливания необходимапрохладная (33—20 °С) и холодная (ниже 20 °С) вода. Температураокружающего воздуха в начале закаливания должна быть 17—20 °С,
При водных процедурах всегдаследует добиваться активной кожной реакции — покраснения и ощущения разогрева.Лучшее время для закаливающих водных процедур — тотчас же после утреннейзарядки. Холодовые процедуры перед сном не рекомендуются, так как они возбуж­даютнервную систему, ухудшают сон. Утренние водные процедуры способствуют переходуорганизма в активное состояние и создают бодрое настроение.
Закаливание водой начинают собтираний — наиболее мягкие водные процедуры (с помощью губки или полотенца,смоченного водой). Обтирают сначала верхнюю половину тела, насухо вытирают ее ирастирают сухим полотенцем до красноты, затем то же делают с нижней половинойтела. Ко­нечности растирают от пальцев к телу, туловище — круговыми движениямипо направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжительность процедуры4-5 мин.
Обливание туловища. Его производятиз кувшина или лейки, держа их не дальше 20—25 см от тела, чтобы избежатьсильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина,грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать нерекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже30°, летом — не ниже 28°, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18°С. Ееснижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних истарших классов начальная температура воды зимой 28°, летом —24°, конечнаясоответственно 18 и 16°С. Для старших школьников начальная температура зимой26°, летом — 24 °С, конечная соответственно 20 и 15 °С. Общая длительностьпроцедуры — 60—90 с. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детейослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в периодполового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.
Еще более закаливающее действиеоказывает холодный душ. Здесь механический напор воды достигает 4 атм.Температура, душа в начале закаливания около 30—32°С, продолжительность приемане более 1 мин. Далее температуру следует снижать примерно на 1 °С через каждые3—4 дня, а продолжительность процедуры увеличивать до 2 мин.
При высокой степени закаленностиприменяются контрастные души, попеременно холодной и теплой водой.
Купание в естественных водоемах— комплексная закаливающая процедура, где, помимо термического раздражителя,действуют гидроудары, химический состав воды (речная, морская и т. д.),солнечные и воздушные ванны, а также физические движения и др.Купание следует начинать при температуре не ниже 18—20 °С. Купание в открытыхводоемах. Это очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья),так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода.Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьникамижизненно важным умением плавать. Во все времена и у всех народов оно почиталосьочень высоко. В Древнем Риме, выражая высшую степень презрения, говорили: «Онне умеет ни читать, ни плавать». Оно высоко ценилось и в средние века. Об этомговорится в романе Роберта Стивенсона «Черная стрела». И сегодня оно неутратило своего значения. Ежегодно вода во всем мире уносит сотни тысяччеловеческих жизней. Главная причина трагедий — неумение плавать. Надодобиваться того, чтобы каждый школьник умел плавать.
При купании надо соблюдатьследующие, правила.
1.  Место купания должно быть сровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным,медленным течением.
2.  Купаться можно не раньше чемчерез 1—1,5 ч после еды и не позже чем за 1 ч до нее. Нельзя купаться натощак.
3.  Его лучше проводить впослеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.
4.  В воде рекомендуется активнодвигаться: плавать, играть в мяч и в другие игры.
5.  Во время купания необходимконтроль за самочувствием. При первых признаках переохлаждения — бледность исинюшность кожи, «Гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь — немедленно прекратитькупание.
6.  После купания надо обтеретьтело досуха, одеться и отдохнуть в тени.
Повышают устойчивость организмак простудным заболеваниям такие простые и доступные водные процедуры, какобмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Особенно полезен такой видзакаливания тем, кто предрасположен к заболеваниям носоглотки. Носоглотка —одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полосканиегорла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуетсяпроводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильныеморозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействияхолодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутреннимповерхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет «обтекать» его инагреваться (от него и от щек); это исключит охлаждение миндалин и горла.
/>Обливание стоп.Производится из лейки или кувшина. Воду льют на нижнюю треть голеней и настопы. Длительность обливания — 25—30 с. Температура воды вначале 28—27°, черезкаждые 10 дней ее снижают на 1—2°; конечная температура не долж­на быть ниже10°С. После обливания ноги — тщательно вытирают досуха, особенно междупальцами. Эту процедуру рекомендуется проводить вечером не позже чем за 1 ч доотхода ко сну.
Ножные ванны. Ноги погружают введро или таз с водой. Начальная температура воды — 30—28, конечная—15—13°; онаснижается через каждые 10 дней на 1—2°. Длительность первых ванн — не долее 1мин, а в конце — до 5 мин; она возрастает постепенно. Во время ваннырекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движенияпальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванныцелесообразно проводить незадолго до сна.
Контрастные ножные, ванны. Водно ведро (можно и в таз) наливают горячую (38—40°), а в другое — холодную(30—32°) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5—2 мин, а затем, невытирая, переставляют в холодную на 5—10 с. Такую смену произвести 4—5 раз.Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1—2° и к концу курсазакаливания доводят до 15—12°. Температура горячей воды остается неизменной,так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног вхолодную воду постепенно возрастает до 20 с. Количество смен горячей и холоднойводы достигает постепенно 8—10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит вувеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразнопроводить также незадолго до сна.
Хождение босиком. Это один издревнейших приемов закаливания. Он широко практикуется и сегодня во многихстранах. Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом иранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно онополезно по росе и после дождей, по воде.
Кроме закаливающего эффекта,ходьба босиком надежно предохраняет от плоскостопия. Она тренирует мышцы стопы,поддерживающие продольный и поперечный своды стопы. В этом плане рекомендуетсяходить босиком по скошенной траве, по опавшей хвое в лесу и т. д.
Хорошим средством закаливанияявляется хождение босиком по полу, земле, росе, а при высокой степенизакаленности даже по снегу. При полоскании горла первоначальная температураводы должна быть 25—30 °С. Постепенно понижают ее через 1 нед. на 2°С.
Купание в ледяной воде,«моржевание» или зимнее плавание, — самая сильнодействующая процедура. Этоочень сложный вид закаливания, требующий специальной подготовки и совета врача.
/>/>Бани.Они являются могучим средством укрепления здоровья и закаливания. Баннаяпроцедура оказывает влияние на весь организм, на все его функции. Объем инаправленность возникающих в организме изменений под влиянием бани зависят отдозирования этих влияний — температуры и влажности, воздуха, длительностипребывания в ней. В случае даже незначительных нарушений в дозировании баннойпроцедуры в организме могут возникнуть отрицательные явления. Поэтомучрезмерное увлечение банями в качестве средства укрепления здоровья изакаливания детей не оп­равдано. Использование бани для них требует оченьстрогого контроля,
Закаливающий эффект банизаключается в многократном воздействии контрастных температур. Это происходитпри переходе из одного банного помещения в другое, при смене горячей и холоднойводы. Однако нельзя забывать, что банная процедура оказывает очень сильноевлияние на организм.
Контрастное закаливаниерасширяет диапазон устойчивости организма к воздействию низких и высокихтемператур. При этом в процессе сеанса сначала обливаются холодной водой (20°С) в течение 30 с, а затем теплой (35—36 °С) также 30 с. Всего в один сеанспроводят 2—3 таких цикла. Постепенно разницу увеличивают на 1 °С через каждые 3сут., при этом температуру теплой воды повышают, а холодной понижают. Такимобразом, через 1,5—2 мес. закаливания чередуют воду 40—42° с 12— 15°С.
Как и при других видахзакаливаний, в процессе контрастного необходим самоконтроль. При ухудшениисамочувствия, нарушении сна, аппетита, повышенной раздражительности и другихнеблагоприятных симптомах следует уменьшить силу раздражителя и разовуюнагрузку.
Закаливание солнцем —прием солнечных ванн, или точнее, воздушно-солнечные ванны.
Солнечные ванны. При ихпроведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать ихинтенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами. За 6 ч пребывания подпрямыми солнечными лучами тело получает столько Энергии, сколько необходимо дляработы электрической лампочки в 60 Вт в течение месяца по 5,5 ч ежедневно.
1.  Солнечные ванны принимаютсяне позже чем за 1ч до еды и не раньше чем через 1,5 ч после еды. Нельзя ихпринимать натощак.
2.  Во время солнечной ваннырекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этогоиспользовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем;это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.
3.  Солнечные ванны лучшепринимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т.п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.
4.  После солнечной ваннырекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20—25°С), а затем на20—30 мин перейти в тень и отдохнуть.
5.  Нужно учитывать индивидуальныеособенности каждого человека. Для людей со слабопигментированной кожей, сповышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.
6.  Необходим контроль засамочувствием людей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служатсигналом неблагоприятной реакции; людей нужно немедленно перевести в тень идать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следуетограничивать.
7.  Показателем эффективностисолнечных ванн служит самочувствие человека. Если он с удовольствием идет насолнце, если он бодр и жизнерадостен, с аппетитом ест и хорошо спит, то этозначит, что солнечные лучи пошли ему на пользу. Если же он вялый,раздражительный, мало и без аппетита ест, плохо спит, значит, нагрузка для неговелика; в этом случае надо на несколько дней исключить для него пребывание насолнце, а в дальнейшем сократить длительность солнечных ванн.
Оптимальным временем длясолнечных ванн являются утренние часы: в южных районах — от 7 до 10, в среднейполосе — от 8 до 11, в северных районах — от 9 до 12 ч. Главным условием ихэффективности является дозирование. Для адаптации организма к солнечным лучамцелесообразно первые 2—3 дня находиться в тени в обнаженном виде. После этогоможно принимать солнечные ванны.
При определении длительностисолнечной ванны для здоровых, физически развитых людей можно руководствоватьсяследующим правилом: длительность первой ванны — 5 мин, второй—10, третьей— 15 нт. д. Общая длительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать 1 ч. Впериод полового созревания длительность ванны школьникам сокращают до 40— 20мин.

Для людей с ослабленнымздоровьем, перенесших длительные и тяжелые заболевания, с повышеннойчувствительностью к солнечным лучам рекомендуются вначале местные солнечныеванны. В первый день воздействию солнечных лучей подвергаются — только стопы:длительность ванны — 5 мин. Во второй день стопы находятся под солнцем уже 10мин, а голени — 5. В дальнейшем порядок выглядит так: 3-й день — стопы 15;голени—10, бедра — 5 мин; 6-й день: стопы — 30, голени — 25, бедра — 20,живот—15, грудь—10, спина — 5 мин. Последовательное увеличение времени действиясолнечных лучей на различные участки кожной поверхности исключает возникновениеотрицательных явлений.
Соблюдение указанных правилважно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения ворганизме — солнечный и тепловой удары, ожоги, расстройства центральной нервнойсистемы и т. п. Возникают головные боли, пропадает аппетит, расстраивается сон,резко падает работоспособность, человек испытывает общее недомогание. Длянормализации же этих изменений требуется длительное время.
Противопоказаниями для приемасолнечных ванн являются: повышенная температура тела, катары верхнихдыхательных путей, острые воспалительные процессы в легких, гриппоподобныесостояния) острые вос­паления придаточных полостей носа, воспалительныепроцессы в почках, острые расстройства желудочно-кишечного тракта,декомпенсированиые пороки, сердца, повышенная возбудимость центральной нервнойсистемы, сильное истощение и малокровие, фотодерматозы и другие заболевания,требующие медицинского наблюдения.
Организация закаливающихпроцедур. В системе физического воспитания наиболее широко и регулярнозакаливание можно сочетать с утренней гимнастикой. При этом для закаливаниявоздухом одежда должна быть легкой (обычно трусы и майка). Интенсивностьохлаждения регулируется в помещении открыванием форточки или окна, а внепомещения (во дворе, на улице) — соответствующей одеждой. Начинать закаливаниеследует при комнатной температуре (18—20°С), а затем постепенно снижать ее(приблизительно на 1 °С) через каждые 2—3 дня. Для молодых здоровых людей помере их закаливания нижняя граница температуры воздуха практически неограничивается. Достаточно закаленные могут заниматься утренней гимнастикойполуобнаженными даже при минусовой температуре. Однако важно помнить онедопустимости переохлаждения организма, появления озноба и синюшности кожи («гусинаякожа» вполне допустима).
Кроме закаливания воздухом,после утренней гимнастики рекомендуется проведение тех или иных водных процедурпо выбору занимающихся и в зависимости от степени закаленности. На урокахфизического воспитания преподаватель должен стремиться максимально ис­пользоватьэлементы закаливания. Это обусловлено тем, что плановые занятия наиболее полноохватывают контингент учащихся. При этом основным средством являются воздушныеванны. Надо стараться максимум занятий проводить вне помещений, что приведет кболее интенсивному воздействию метеорологических факторов и позволитиспользовать солнечные ванны. Кроме того, у преподавателя появляетсявозможность дать установку для привития навыков закаливания и во внеурочноевремя.
Успех закаливания во многомобусловлен отношением учащихся к процедурам, поэтому преподаватель долженобеспечить положительные эмоции в процессе закаливания и заинтересоватьрезультатами закаливания.
Этих же требований долженпридерживаться тренер на занятиях в секциях. Узкая специализация спортивныхсекций не препятствует закаливанию, так как любая тренировка должна включать испециальную, и общефизическую подготовку. Кроме того, в спортивных секциях, какправило, можно проводить гидропроцедуры.
При систематических занятияхспортом на открытом воздухе в жаркое время года следует предпринимать специальныемеры для предупреждения солнечных ожогов и перегревания организма, выбиратьзатененные места и др. Занятия лучше проводить в прохладное время. Присамостоятельных занятиях физической подготовкой создаются особо благоприятныеусловия для проведения закаливающих мероприятий. Обусловлено: это прежде всегобольшой заинтересованностью самих занимающихся в своем физическомсовершенствовании. При самостоятельных занятиях имеется больше возможностей длягармонического использования всех основных способов закаливания.
Эффективность закаливания присамостоятельных занятиях спортом обусловлена возможностью индивидуальнойдозировки закаливающих процедур в зависимости от состояния человека.Преподаватель в этом случае должен проинструктировать и оказать методическую помощьв процессе занятий.
Для оздоровления и закаливанияучащихся, во время массовых спортивных мероприятий, туристских походоввсесторонне используются природные факторы. Максимальное приближение к природево время организованных выездов за город для отдыха или массовых мероприятий ввыходные дни, во время каникул, при проведении плановых «дней здоровья» и т. д.важно как для непосредственного закаливания организма учащихся, так и дляпопуляризации физической культуры. Подобные мероприятия наглядно демонстрируютзначение и большие возможности закаливания.

 Глава2. Использование физических упражнений в естественных условиях для физическоговоспитания школьников 2.1 Спортивныеупражнения на воздухе зимой
Сочетание движений своздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей.Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционнымзаболеваниям. В природных условиях движения детей становятся болееестественными, непринужденными. По мере совершенствования двигательных движенийрастет и интерес ребят к ним.
В холодное время годадлительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит отправильной организации их деятельности, от создания необходимых условий дляфизических упражнений, веселых игр и развлечений. При оборудовании площадок длятаких игр следует предусмотреть возможность для разнообразных движений. Дляпрыжков, упражнений в равновесии иметь снежные валы, для метания — нарисованныемишени. Постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательныеумения ребят: лисе или медведю дать в лапы корзи­ну, в которую забрасываютснежки, между ногами жирафа предусмотреть некоторое расстояние, чтобы ребенокмог проползать, колпак на голове снеговика дает возможность упражняться вметкости. Зима дарит детям и свои особенные радости, веселые забавы на снегу,на льду.
Ледяные дорожки
Упражнения на ледяных дорожкахинтересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умениеуправлять своим телом во время движений.
Чтобы овладеть движениями поледяным дорожкам, надо обязательно соблюдать правила: кататься в одномнаправлении; кататься с интервалом; быстро уходить с дорожки после скольжения,не перебегать ледяную дорожку.
Старшим дошкольникам вупражнения можно включать более сложные движения.
Примером игры на снежнойплощадке может быть игра «Не уступлю горку». Один ребенок забирается нанебольшую горку. Другие дети по очереди пытаются его оттуда стащить. Тот, ктостащит, занимает его место. Можно устроить соревнование на время — кому удастсяпродержаться на горке дольше других.
Катание на санках
При катании на санках детивыполняют много разнообразных движений, получая от этого удовольствие,радостные переживания. Это бег с санками, влезание на горку и спуск с нее,приседания, наклоны, толкание санок с сидящим на них товарищем.
Катание на санках укрепляет силыдетей, при этом развива­ется ловкость, координация, смелость и решительность,согла­сованность движений.
Кто скорее? Чертится большойкруг. В середине трое-четверо детей с санками. Им предлагаются различныезадания:
­ по сигналу быстро вывезти санки из круга, держась за их спинки.После этого каждому быстро сесть в свои сани;
­ при выезде из круга поменяться санками, сесть в них;
­ при выезде из круга бросить снежок в цель правой и левой рукой.
Проезжай — бери! Чертятсядве линии на расстоянии 6 м. От первой линии ребенок везет санки до второй,быстро собирает на санки снежки, разбегается, становится на колени на санки,скользит по инерции. Оставшееся пространство везет санки за веревку.
Помимо катания на санках подорожкам обязательно следует организовать катание с горки. Это любимое иполезное для детей развлечение. Неоднократно поднимаясь на горку, ребятатренируют сердце и легкие. Съезжая с горки, они могут проделывать многодополнительных движений, развивающих ловкость, смекалку, решительность,мужество, координацию движений. Дети должны уметь падать при необходимости набок. Не беда, если ребенок и упадет, снег и одежда оградят его от сильногоудара. 2.2 Физические упражнения летом
В теплое время года значительноулучшаются условия для развития движений детей. Природа создает такоемногообразие условий, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромномколичестве вариантов: например, ходьба и бег по узкой или извилистой дорожке,между деревьями, по песку, высокой траве, мелкой воде, с горки на горку, поднизко опущенными ветками деревьев и т. п. Бросать вдаль или вверх шишки,палочки, мелкие камешки, картонные круги можно более разнообразными способами:из-за спины, из-за головы, снизу, сбоку, косо вверх.
Изменение привычных условий даетвозможность варьировать разучиваемое движение. О хорошей степени владениядвижениями можно судить по тому, насколько эффективно дети используют их нетолько в привычной обстановке, но и в изменяющихся условиях среды. Например,сумеет ли ребенок пробежать по извилистой травяной дорожке, перепрыгнуть черезканавку или камень, смело пройти по узкому мостику, спрыгнуть с пенька,подлезть под низко опущенные ветки кустарника. Нередко случается так, что дети,достаточно уверенно двигаясь на площадке, в природных условиях (на лугу, леснойполяне) теряют естественность движений, испытывают затруднения принеобходимости преодолеть небольшие естественные препятствия, проявив смелость,решительность.
Использование природных условийэффективно еще и тем, что значительно расширяются двигательные возможностидетей, обогащается их двигательный опыт, заставляющий применять разнообразныеспособы выполнения движений, целесообразные в данных сложившихся условиях.Например, очень интересно и полезно бросать мелкие камешки в пруд, выполняябросок снизу, сбоку, а не только способом из-за головы. А для того, чтобыметнуть картонный диск или «летающую тарелку» как можно выше, надо широкоразмахнуться, сделать резкий бросок, косо направленный снизу вверх.
Не следует чрезмерно опекатьдетей, отстраняя от них доступные для преодоления препятствия. Способствуетсовершенствованию разнообразных двигательных умений, помогает воспитыватьсамостоятельность, смелость, находчивость, взаимопомощь, использованиеестественных препятствий. Обучение детей умению справляться с неожиданно илиредко встречающимися трудностями в значительной мере снизит вероятностьполучения ими травм на прогулках в лесу, на лугу, на поляне. Кто бы ни запрещалпрыгать с высоты, детей всех возрастов, даже и самых маленьких, неудержимовлечет возможность спрыгнуть с пенька, дерева, скамейки. И если не научитьребенка спокойному уверенному приземлению на обе слегка согнутые в коленяхноги, умению соразмерять свои усилия в соответствии с препятствием, неисключены нежелательные последствия. Такие же явления наблюдаются и присбегании с горки — чаще всего при этом падают дети, бегающие неуверенно,боязливо, не имеющие достаточного опыта в таком естественном для ребенкадвижении.
Как и в любой деятельностидетей, в подборе упражнений необходимо соблюдать постепенность ипоследовательность, индивидуальный подход, страховку и помощь в необходимыхслучаях. Упражнения включают основные виды движений.
Ходьба и бег по траве, высокоподнимая ноги, по песку, по мелкой воде, по тропинке прямой и извилистой, нагорку и с горки, между кустами и деревьями. Пройти по доске или бревну прямо ибоком, по узкому мостику, земляному валу, перешагивать через палки. Идти покорням, перешагивая с одного на другой. Идти, приставляя пятку к носку. Бег закаталками, обруча­ми, друг за другом. Медленный бег в спокойном темпе для детей3—4 лет — до 1 минуты, для детей 6—7 лет — до 2—3 минут.
Лазанье: на четвереньках нагорку и с горки; по доске, скамейке, бревну. Подлезть под низкие ветки;пролезть между рядом стоящими деревьями. Перелезть через дерево, бревно,заборчик. Влезть на пень. Обхватив дерево, обойти вокруг него.
Прыжки: на двух ногах вверх,дотягиваясь до ветки, ленточки. Прыжок с места и с разбега в длину через палку,небольшую канавку, лужу, невысокие кочки; прыжки в высоту с места и с разбега идр.
Многие дети любят подскоки вводе, прыжки на одной и двух ногах, продвигаясь вперед на 2—4 м.
Метание в цель. Метание вгоризонтальную и вертикальную цель — любимое занятие ребят. Метают на дальностьшишки, палочки, мячи через куст, дерево, в воду, играя в игру «Кто дальшебросит?». Целесообразно использовать для метания вверх шишки, картонные диски,«летающие тарелки». С большим интересом проходят игры с катанием, бросанием иловлей мяча.
Значительные отклоненияпоказателей от средних данных заставляют искать причины, мешающие ребенкудостичь свойственного его возрасту уровня подготовки. Причины могут быть вплохом физическом развитии, ограниченном двигательном опыте, пассивностиребенка. А это уже помогает выбрать пути влияния на него с помощью подбора наиболееэффективных игр и упражнений.
Летом гораздо шире используютсядвижения с разными пособиями, спортивные упражнения и элементы некоторыхспортивных игр. Следует помнить, что занятия спортивными видами не должныограничиваться I—2 упражнениями. Чрезмерное увлечениеодним и тем же движением, неправильная дозировка упражнений могут нанести вредздоровью ребенка. Так, если малыш не будет, катаясь на самокате, чередоватьотталкивание правой и левой ногой, у него может нарушиться осанка. Длительныепрыжки со скакалкой могут повлечь за собой уплощение стопы.
Упражнения и игры с мячомспособствуют развитию точности движений, глазомера, укрепляют мелкие мышцыруки. Даже годовалый малыш уже может бросать мяч вниз, катить его по плоскости,а двухлетний — бросать в горизонтально или вертикально расположенную цель(ящик, корзину). С мячами разных размеров организуют и разные упражнения.Большой мяч катают, бросают и ловят двумя руками; маленький мяч метают вдаль ив цель, бросают и ловят одной рукой. Дети 5—6 лет увлеченно играют с мячом устенки, отбивая мяч, попадая в цель-мишень, нарисованную на глухой стеневеранды, сарае, мишень-обруч. Здоровым детям 5—6 лет можно посоветовать еще иигры с набивным мячом (медицинболом) массой в 1 кг. Такой мяч поднимают вверх,передают друг другу, прокатывают, бросают из-за спины и от груди, вперед иназад. Упражнения с тяжелым мячом укрепляют плечевой пояс, содействуютвоспитанию правильной осанки.
Скакалка, или сплетенный в видекосички шнур длиной 100— 120 см, используется для упражнений в разныхдвижениях. Через шнур, подвешенный на высоте 10—20 см, ребенок перешагивает илиперепрыгивает. Если поднять повыше (примерно на высоту коленей ребенка), тогдапод ним дети подлезают на четвереньках, перелезают через верх, перенося сначаларуки, затем ноги. Шнур, натянутый еще выше, ребенок держит руками, стоя наносках, и идет, перехватывая руками. «Сложи в кучку» — такое задание даетсябосому дошкольнику и он активно двигает пальцами ног, тренируя этим мышцыстопы. «Кто сильнее» — предлагает взрослый дошкольнику перетягивать шнур.
Прыжки со скакалкой — прекрасноеупражнение, развивающее чувство ритма, прыгучесть, способность одновременновыполнять разные по координации движения, варьировать их.
Успешность овладения прыжками вомногом зависит от правильного выбора длины скакалки в зависимости от ростаребенка. Это делается так: ребенок встает на скакалку обеими ногами, концыскакалок (не считая ручек) должны доходить до пояса. При малой длине, когдаскакалка даже не касается пола, ребенок не может через нее перепрыгнуть. Прибольшой длине скакалка запутывается, не получается четкое ее вращение. Скакалкане должна быть слишком легкой. Чем хуже у ребенка получаются прыжки, тем болееограничено для него количество прыжков. Хорошо владеющий скакалкой дошкольникможет прыгать 1,5— 2 минуты. В этом случае у него воспитывается чрезвычайнонужное качество — выносливость. Прыжками через скакалку должны овладеть имальчики.
Езда на велосипеде оказываетсильное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, способствуетукреплению мышц, особенно ног, стопы. У детей развивается быстрота, ловкость,равновесие, глазомер, координация движений, ориентировка в пространстве,ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Езда на самокате — упражнение,привлекательное для дошкольников. Ребенок осваивает движения также подруководством и контролем взрослого. Ребята должны отталкиваться попеременно какправой, так и левой ногой; катиться, поставив обе ноги на платформу. Важно,чтобы самокат был по росту ребенка, чтобы не создавались неблагоприятныеусловия для нарушения осанки, искривления позвоночника.
Влияние плавания на организмчеловека благотворно и разнообразно. При плавании тело человека в водной средерасполагается горизонтально и этим позвоночник освобождается от нагрузки массытела; создаются благоприятные условия для формирования правильной осанки. Поддействием воды активизируется кровообращение в сосудах кожи, омываемой имассируемой водой. Дыхательная система под влиянием активного выдоха в воду ипреодоления ее сопротивления заметно укрепляется, увеличивается глубинадыхания. Пребывание в воде закаляет организм, совершенствует еготерморегуляцию, повышает устойчивость к холоду, изменению температуры. Во времяплавания активизируется обмен веществ, деятельность всей нервной системы,упражняются многие группы мышц, суставы и связки. Длительные повторенияопределенных циклов движений повышают выносливость организма и сопротивляемостьего простудным заболеваниям.
Надо постараться как можнораньше научить малыша держаться на воде и плавать. Первые навыки можнообразовать у совсем маленького ребенка — в возрасте двух-трех недель, используядомашнюю ванну. Конечно, до начала занятий в ванне надо посоветоваться сврачом. Плавать ребенок должен в чистой, дезинфицированной ванне, лучше в однии те же часы первой половины дня. Нахождение в воде должно быть для малышарадостным, интересным, доставлять ему удовольствие, положительные эмоции. С нимнадо разговаривать ласково, спокойно, поощрять его действия: «Хорошо, молодец,плыви, плыви, двигай ручками и ножками». При отрицательных реакциях — плаче,страхе, нежелании находиться в воде — лучше прекратить занятие, успокоитьмалыша, занять любимой игрушкой. Температура воды в начале обучения 36—37°. Пребываниеребенка в воде увеличивается постепенно — с 10 до 15—20 минут при снижениитемпературы воды до 34°.
Какие навыки движений в водеможет освоить ребенок? Взрослый сначала лицом к себе держит его под мышки и загрудную клетку. Окунуть несколько раз в воду до подбородка; уложив малыша наспину, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой обхватить область таза.Покачивать, переводя ребенка из горизонтального положения в полувертикальное иоб­ратно. Движение делать медленно, затем быстрее (2—3 минуты) и отдых ребенкав вертикальном положении (левая рука взрослого обхватывает грудь малыша и на нееон наваливается, правая рука поддерживает затылок);
­ обе ладони подведены под спину малыша, большие пальцы обхватываютсверху его плечи. Боковые покачивания ребенка вправо-влево (снова отдых в вертикальномположении);
­ плавание (на руках взрослого) от одного конца ванны к другому иобратно в положении на спине. (Взрослый может потренироваться в этих приемах накукле.)
Надо заранее подготовить испециальное оборудование: «чепчик русалки» — в легкую шапочку вшить кускипенопласта. Использовать для поддержки ребенка на поверхности воды в положениина спине «пояс Нептуна» — надувная резиновая подушка с поясом (для плавания нагруди).
В летнее время можно обучатьдошкольника плаванию в открытых водоемах. Пригоден любой участок пляжа спологим чистым дном. Вода должна быть прозрачной, чистой, температура не ниже21°, течение — не сильное —0,5 м/с, глубина на месте купания ребенка — 0,5—1,0м. На берегу должны быть защитные от ветра приспособления и тенты для отдыха втени. У берега на мелком месте ребенок может ходить, прыгать, бегать по коленов воде. Чтобы приучить детей безбоязненно входить в воду, взрослый предлагает игры:
Догони! Взрослый идетвместе с ребенком в воду, зовет его поиграть. Сам бежит на более глубокомместе, ребенок — по колено в воде. Затем они меняются: малыш переходит на болееглубокое место (вода доходит ему до середины бедра), а взрослый бежит рядом сним, у берега. Игра повторяется 3—4 раза.
Верхом. Ребенок садитсявзрослому на живот, ногами обхватывает талию, руками держится за шею. Взрослый,поддерживая его за таз, идет в воду и там несколько раз приседает так, чтобывода доставала до шеи ребенка. Возвращается к мелкому месту, ставит ребенка надно и вместе выбегают на берег. Если ребенок не боится, он может сестьвзрослому на спину, а тот плывет на груди вдоль берега.
Догони мяч. Забросить вводу яркий мяч так, чтобы там вода была ребенку до пояса. Он бежит к мячусначала за руку со взрослым, а затем самостоятельно. Взяв мяч, бежит с ним наберег.
Мотор. На берегу (наскамейке, бугорке) сесть, опереться на вытянутые назад руки, слегка отклонитьсяназад и выполнять попеременные движения ногами вверх-вниз. Движения пловцадолжны быть мягкими, свободными, ненапряженными, по преимуществу всем бедром.Такие же движения можно выполнять лежа на животе. Затем переходить к движениямв воде лежа на груди лицом к берегу, опираясь руками о дно.
Погружение в воду. Ребенокдержится за руки взрослого. Делает глубокий вдох ртом, приседает, погружаясь вводу на 2— 5 секунд. Поднимается из воды, спокойно делает выдох. (В этот моментнельзя вытирать лицо руками!) Через несколько повторений увеличиваетсядлительность пребывания под водой, но только в случае, если ребенок спокоен,получает от этого удовольствие.
Открывание глаз в воде. Взрослыйи ребенок, держась за руки, одновременно делают вдох ртом и спокойнопогружаются под воду. Там открывают глаза и смотрят друг на друга, затемспокойно выныривают (лицо руками не трогают). После усвоения погружения подводу предложить ребенку достать со дна предмет (камешек), посчитать пальцы,показываемые под водой.
Выдох в воду. В началеобучения этому навыку ребенку предлагают опустить в воду подбородок и активноподуть на поверхность воды, чтобы образовались волны. Затем он учится выполнятьактивный энергичный полный выдох, опуская лицо в воду и держа глаза открытыми.Подняв лицо, сделать быстрый и глубокий вдох.
Поплавок. Когда ребенокнаучится делать глубокий вдох, ему предлагают после вдоха погрузиться в воду сголовой, свернуться «калачиком» (прижав голову и колени к груди) и в такомположении всплыть на поверхность. Делать это надо достаточно быстро, чтобыребенок почувствовал движение.
Медуза. Это упражнениеиспользуют при обучении умению лежать на воде. Ребенок ставит ноги врозь,поднимает руки вверх. Делает глубокий вдох, задерживает дыхание, слегкаотталкивается ногами и ложиться на воду лицом вниз. Руки должны лежать наповерхности, пятки слегка покрыты водой, глаза открыты.
Овладение навыками плавания зависитот индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно терпеливым,внимательным с тем, кто боится движений в воде. Не спешить освоить многоупражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточнойподготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждатьего к самостоятельности, проявлению активности, желания научиться держаться наводе.
Заключение
Здоровье — бесценное достояниене только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает намвыполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолеватьтрудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье,разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую иактивную жизнь.
К сожалению, многие люди несоблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающейпреждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этихслучаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарногодиабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовыхзабот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итогеприводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают своюжизнь.
Таким образом, комплексноеиспользование средств физического воспитания (физические упражнения,естественные силы природы и гигиенические факторы) обеспечивают всестороннееразвитие физических способностей человека.
То есть естественные силыприроды и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическимиупражнениями, усиливают их эффективность и оздоровительный эффект на организм занимающегося.
В данной курсовой работерассмотрены основные средства, виды и формы закаливающих процедур, их влияниена организм человека, принципы их применения. Показаны примеры использованияфизических упражнений в естественных условиях для воспитания дошкольников.
Список литературы:
1.  Антропова М. В. Гигиенадетей и подростков. М., 1982.
2.  Бабина К. С.Комплексы утренней гимнастики в детском саду. М., Просвещение, 1977.
3.  Баженов Ю. И. Термогенези мышечная деятельность при адаптации к холоду. Л., 1981.
4.  Бартон А., Эдхолж О. Человекв условиях холода. М., 1957.
5.  Вавилова Е. Н.Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М., Просвещение, 1981.
6.  Вавилова Е. Н. Учитебегать, прыгать, лазать, метать. М., Просвещение, 1983.
7.  Вавилова Е.Н.Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.:Просвещение, 1986. – 128 с., ил.
8.  Вайнабаум Я.С. и др.Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Радионова. – М.:Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
9.  Воронин Н. М. Основымедицинской и биологической климатологии. М., 1981.
10.  Гриненко М.Ф. Путь кздоровью. – М.: «Физкультура и спорт», 1978. – 144 с.
11.  Дубинин Я. П. Чтотакое человек. М., 1983.
12.  Загрядский В. П.,Сулимо-Самуйлло 3. К. Физические нагрузки современного человека. Л., 1982.
13.  Майстрах Е. В. Патологическаяфизиология охлаждения человека. Л., 1975.
14.  Осокина Т. И., ТимофееваЕ. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе. М.,Просвещение, 1983.
15.  Полиевский С. А., Гук Е.П.Физкультура и закаливание в семье. М., Медицина, 1984.
16.  Пошевский С.А.Физическое воспитание учащейся молодёжи (гигиенические аспекты). – М.:Медицина, 1989. – 160 с.
17.  Пустынникова Л. Н.Коньки в детском саду. М., Просвеще­ние, 1979.
18.  Теория и методикафизического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. инст-тов поспец. 03.03. «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов; З.Н. Вяткина идр.; Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 278 с.
19.  Физкультурно-оздоровительнаяработа в школе: Пособие для учителя / С.А. Баранцев, Г.В. Береуцин, Г.И.Довгаль, И.Н. Столяк; Под ред. Г.И. Довгаль, И.Н. Столяк. – М.: Просвещение,1988 – 144 с.: илл.
20.  Фирсов 3. П.Плаваниедля всех. М., Физкультура и спорт, 1983.
21.  Фролов В. Г., Юрко Г. П.Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,Просвещение, 1983.
22.  Чусов Ю.Н. Исследованиетолерантности человека к охлаждению в воде. — Физиология человека, 1978, № 1,т. 4.
23.  Чусов Ю.Н. Исследованиямеханизмов терморегуляции. — Физиология человека, 1979, № 5, т. 5.
24.  Чусов Ю.Н. Содержаниепроцесса закаливания. — Теория и практика физической культуры, 1982, № 3.
25.  Чусов Ю.Н.Закаливание школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.,ил.
26.  Шурухина В.К.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продлённого дня школы сучащимися I-III классов:Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980 – 78с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :