Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Методика развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам

Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова
Институт физической культуры и спорта
Кафедра теоретических основ физического воспитания и гимнастики
 
 
 
 
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЫЖКАМ
Выпускная квалификационная работа по направлению – 032101.65
«Физическая культура и спорт»
 
 
 
 
 


Представлена
для защиты в ГАК
________________
Зав. кафедрой _________
 
Защищена на ГАК _____
С оценкой ____________
Председатель ГАК _____
Выполнил:                        студент 5 курса гр. БЖ-04
Иванов Аял Владимирович
 
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Портнягин Иосиф Иосифович


 
 
 
Якутск – 2009
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………...……………………………… 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ……………………..……………………………...……… 6
1.1.            Виды якутских национальных прыжков ……………………..…………. 6
1.2.            Методика обучения национальным прыжкам ………………………… 13
1.3.            Средства тренировки у прыгунов, специализирующихся по якутским национальным прыжкам ………………………………………..………. 23
1.4.            Силовая подготовка прыгунов занимающихся якутскими национальными прыжками ……………………………………………… 30
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………..……………………………………… 45
2.1.            Цели и задачи исследования ……….….……………………….………. 45
2.2.            Методы исследования ……………………………………..……………. 46
2.3.            Организация исследования ………………………………………..……. 47
ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ЯКУТСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЫЖКАМ ……………………..…… 59
3.1.            Анализ нагрузки тренировок у прыгунов, специализирующихся по якутским национальным прыжкам …………..………………………… 59
3.2.            Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы по развитию силовых качеств у спортсменов, занимающихся национальными прыжками ………………………………………..…… 62
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………… 73
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………… 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …..………………………………………..……… 76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 79
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Национальные виды спорта в нашей республике являются самыми популярными и в настоящее время ими занимаются не только в сельской местности, но и в городах. Благодаря своей популярности и простоте организации занятий национальные виды спорта служат важным фактором массового спортивного движения в республике.  Многие мастера продолжают расширять границы рекордных метров еще дальше, красотой своих полетов вовлекать все больше юных талантливых спортсменов к занятиям национальным прыжкам. Сегодня якутские прыжки стали популярными на международном уровне, благодаря включению в программу Международных спортивных игр «Дети Азии» и в программу чемпионатов России по легкой атлетике. При этом правильная организация учебно-тренировочного процесса, средств и методики развития силовых качеств способствует к повышению уровня, мастерства, престижа национальных прыжков не только в Республике Саха (Якутия), но и привлечет интерес к занятиям этим видом спорта других субъектов Российской Федерации.
 На сегодняшний день вопросы совершенствования тренировочного процесса в Республике Саха (Якутия) по данной дисциплине национальных видов спорта  являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно. С целью создания здоровой конкуренции в нашей республике, также на Российском и мировом масштабе прыгунами, специализирующимися по национальным прыжкам и обусловила выбор темы нашего дипломного проекта.
Современная, всё более возрастающая конкуренция в Республике Саха (Якутия) в каждом из видов спорта, в том числе и по якутским национальным прыжкам, приводит тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов, к поиску новых методов и средств планирования, а также новых путей контроля тренировочного процесса.
Объект исследования. Теоретические и методические основы спортивной тренировки и физического воспитания.
Предмет исследования. Применяемые средства развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что в настоящее время в условиях Якутии не полностью используется весь арсенал средств развития силовых качеств учащихся старших классов по национальным прыжкам. Мы предполагаем, что применение средств силовой подготовки, используемых в подготовительном периоде, окажет положительное влияние на воспитание силовых качеств учащихся по национальным прыжкам.
Научная новизна и практическая значимость. Исследования позволяют выявить возрастные особенности развития физических качеств старшеклассников. Кроме того, помогают изучить характер взаимосвязи между отдельными компонентами физических качеств старшеклассников по национальным прыжкам.
Знания динамики физических качеств и их взаимосвязи с другими компонентами спортивной подготовки позволяют экспериментально обосновать наиболее эффективные средства национальных прыжков и упражнений.
Большинство рекомендаций по использованию средств и методов силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам может быть внедрено в практику подготовки спортсменов по национальным прыжкам детско-юношеских спортивных школ.
Теоретическая значимость.Результаты работы подтверждают и дополняют теоретические разработки применения средств силовой подготовки юношей по национальным прыжкам как наиболее отстающего звена в целостной подготовке спортсменов-школьников.
Анализ полученных экспериментальных данных позволяет установить связь между специальными силовыми упражнениями и основными двигательными способностями спортсменов-юношей по национальным прыжкам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.     Особенности силовой подготовки учащихся старших классов по национальным прыжкам.
2.     Методика применения силовой подготовки учащихся по национальным прыжкам.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
1.1.         Виды якутских национальных прыжков.
Одними из самых увлекательных и зрелищных видов спорта народа Республики Саха из древнейших времен вплоть да наших дней считаются якутские национальные прыжки кылыы, ыстанга и куобах. О быстроногих людях, об одаренных от природы прыгунах сложены легенды, сказания, о них поется в старинном эпосе Олонхо. Состязания прыгунов украшали народные праздники ысыах. Кылыысыта специально кормили свежим кобыльим мясом, поили кумысом, молоком. Специально предоставляли время на подготовку. Обычно физически сильными и крепкими были хамначчиты-батраки. Они, действительно, своей крепкой статной фигурой, сильными ногами, легкой походкой и красивой внешностью пользовались симпатией у зрителей. На состязания баи-тойоны специально привозили с собой сильнейшего в своем наслеге, улусе кылыысыта. Чтобы посмотреть и полюбоваться состязаниями прыгунов люди собирались издалека. На соревнованиях разыгрывались большие призы, вплоть до выдачи замуж горячо любимой дочки. Даже в те далекие и нелегкие времена быстрые и ловкие люди без особого труда справлялись с домашним хозяйством, держали огромный скот, были хорошими охотниками. Такие мужчины всегда и везде пользовались уважением и почетом.[27, с. 21] 
В прошлом якуты не имели своей письменности, поэтому многие вопросы истории, культуры и, в частности возникновения физических упражнений, игр и состязаний остались неизвестными.
Большинство работ о физическом воспитании, играх и состязаниях относятся на поздний период, т.е. на период прихода русских в Якутский край (XVIIв.) и связанных с этим организацией и проведением целого ряда историко-этнографических и географических экспедиций с участием видных русских и европейских ученых-исследователей.
Профессор истории и географии Второй Камчатской экспедиции (1733 – 1743 гг.) Г.Ф.Миллер в описании якутского ысыаха пишет: «В финале ысыаха были у мужчин различные забавы, а именно борьба, скаканье на одной ноге» («кылыы» — В.К.). И.А.Худяков, русский революционер, фольклорист и этнограф, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867 – 1876 гг. подробно описал игры и состязания якутов и ламутов (эвенов). Он выделил из прыжковых упражнений следующие:
а) прыжки по-заячьи (куобахтыы ойуу); б) прыжки по-оленьи (табалыы ойуу); в) кылыйыы (скачки на одной ноге); г) ыстаналыы (попеременные прыжки с ноги на ногу. Здесь под прыжками по-оленьи он, по всей вероятности, имел ввиду прыжок в длину с разбег – (В.К.).
Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, проживавший в Якутске в период с 1826 по 1828 гг. о якутских состязаниях сообщает следующее: «летом, когда поспевает кумыс, якуты собираются на праздник ысыах. На празднике проводятся конные скачки, беганья, борьба. Мужчины скачут, прыгают на дальние расстояния на одной ноге … » («кылыы» — В.К.).
Р.К. Маак, русский натуралист и исследователь Сибири и Дальнего Востока, об играх и состязаниях якутов пишет: «Наиболее якутами игры – это борьба и скаканье… На чистом и равном месте втыкают в землю, на расстоянии трех больших шагов с лишком (больше трех саженей), маленькие деревянные ветки, штук до пяти и, разбежавшись, перескакивают на одной ноге (вероятно, прыжками  «кылыы» — В.К.) через промежутки. Такие прыжки не очень легкая вещь. Скакавшие якуты, которых я видел, были сложены очень хорошо: крепкие мускулы на ногах и жилистые руки обнаруживали в них большую телесную силу, лица выражали ум и беспечность».
В.Л. Серошевский, поляк по национальности, провел в Якутске в качестве политического ссыльного. В своей книге «якуты» он пишет:
«В старину люди любили играть и веселиться … на ысыахе: ели, пили, прыгали, играли, боролись, танцевали».
Составитель словаря якутского языка Э.К.Пекарский дает следующий перевод обозначения якутских прыжков и производных от этих слов; «кылыысыт» — искусник прыгать (скакать) на одной ноге; «куабахсыт» — прыгать по-заячьи, обеими ногами за раз; присевши скакать.
«Ыстанга» состоит в прыгании каждой ногой попеременно на возможно далекие расстояния с меты на мету. Все три прыжка проводятся как игра.  Для этого раскладывают несколько знаков (12), один от другого на известном расстоянии, и начинают прыгать обеими ногами от одной меты до другой, и если ловкач прыгает дальше метки, ее отодвигают и ставят на это место, другие должны стараться допрыгивать до новой меты.
Разносторонние сведения о физических упражнениях, играх и состязаниях коренных народов Саха-Якутии содержатся в героическом эпосе – олонхо, фольклоре, исторических преданиях, легендах, рассказах, мифах.
Богатыри олонхо постоянно тренируются, упражняются в беге, прыжках, стреляют из лука, метают копья, переносят тяжести, умело ездят верхом, закаляют свое тело холодной водой.
В знаменитом олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный» так описывается предстоящие игрища и их участники на празднике «ысыах».
В этом небольшом фрагменте повествования коротко, очень четко и образно представлен перечень всех культивируемых национальных видов спорта коренных народов Якутии. Эти виды физических упражнений были неотъемлемой  частью физической подготовки будущих богатырей.
По преданиям, если в семье росло несколько сыновей, то каждый из них обязательно имел свое имя и прозвище.  Например, в Намском улусе на территории современных Кусаган–Ыальского, Хатын-Арынского, Хамагаттинского наслегов, в местности Нэлэгэр-Эбэ рассказывают такое предание: некогда жила старуха с тремя сыновьями. Ее сыновей звали Чорбогор Батыр (Богатырь, т.е. борец – В.К.), Обоччо Тюмяряй, Куочай Кылыысыт (прыгун в кылыы, — В.К.), в том случае, если бы их было больше, то четвертый, например, мог бы иметь прозвище Бэргэн, т.е. (меткий стрелок), пятый – Кытыгырас – (быстрый бегун – В.К.) и т.д. Это характеризует систему семейного воспитания, которое имело определенную физическую направленность.
Таким образом, изучение устного народного творчества показывает, что физические  упражнения, игры и состязания у коренных народов Саха-Якутии были разнообразными, они одинаково высоко ценились и были одной из главных составных частей системы самобытного, традиционного физического воспитания, оздоровления, а также носили состязательно-спортивный характер.
 Суровый экстремальный климат, тяжелые условия труда, сопутствовавшие занятием скотоводством, земледелием и охотой, сложный характер производственной деятельности явились исторически сложившимися факторами, способствовавшими возникновению своеобразных физических упражнений, игр и состязаний, а также созданию своей собственной самобытной традиционной системы физического воспитания у коренных народов Якутии, отличающиеся от других районов севера. Среди множества различных физических упражнений, игр, состязаний наиболее популярными и широко распространенными у жителей нашей республики являются якутские прыжки.
Если большинство физических упражнений, игр народностей Крайнего Севера, в частности, народов Якутии, представляют собой копирование движение животных и птиц. То это особо проявляется в якутских прыжках. Каждый прыжок напоминает манеру движения или действия какого-либо зверя и птиц.[15, с. 6]
Прыжки «кылыы» (скачки на одной ноге) очень сходны с манерой движения и прыжка­ми журавля, стерха; прыжки «ыстанга» (попе­ременные прыжки с ноги на ногу) напоминают широкий шаг скачущего оленя (в современной спортивной литературе это упражнение назы­вается «прыжок в шаге»), прыжок «куобах» (в переводе на русский язык — «заячий прыжок») выполняется отталкиванием двумя ногами од­новременно. Возможно, наши предки не раз наблюдали на песке, глине и снегу следы этих птиц и зверей, сначала просто подражали их действиям, а затем уже стали устраивать и со­стязания. Впоследствии эти упражнения и игры вошли в систему физического воспитания. [13, с. 24]
Интересно отметить и  особенность, связанную с количеством выполненных прыжков. С древних времен на состязаниях по прыжкам во время ысыаха (летний праздник якутов) их участники прыгали чаще на 5-7-9-12 отметок. У наших предков эти числа были связаны с ритмами движения луны и других небесных светил и, как считали древние, являлись счастливыми. Например, «5» — показывает процветание, «7» — семь ветвей притоков, «9» — девять сильных вихрей, девять лыж из крепкого дерева, «12» — циклы явления земли, месяцы. Такая количественная раскладка соответствует истине.
Так возникли и дошли до наших дней самые красивые и в то же время самые трудные в выполнении якутские прыжки.
Мы гордимся, что именно в нашей республике культивируются такие прекрасные зрелищные прыжки, требующие от молодежи большой физической силы, прыгучести, выносливости, силы воли, характера. Якутские прыжки являются сложными циклическими упражнениями. Весь полный цикл прыжка состоит из разбега. Отталкивания одиннадцати последовательных, безостановочных прыжков и приземления.
Как показывает практика, наилучших результатов добиваются прыгуны, которые имеют высокие скоростные качества в беге на короткие дистанции, а также обладающие хорошей прыгучестью и владеющие рациональной техникой.
У большинства атлетов, выполняющих норму мастера спорта Республики Саха (Якутия) и России. Скорость бега на 30м — примерно колеблется от 3,7-4,1 сек., 60м – 6,7–7,1 сек., 100м – 10,8-11,1 сек. Они же имеют высокие показатели в прыжках в длину от 6м50см – 7м10см, в тройном прыжке от 14м -14м50 см. [15, с. 9]
Кылыы – одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге. Техника прыжка состоит из энергичного разбега, отталкивания, одиннадцати последовательных скачков и приземления, т.е. прыгун в одном полном цикле одиннадцать раз находится в фазе полета и, наконец, на одиннадцатом скачке совершает свое приземление на обе ноги.
Согласно правилам, в тех случаях, когда прыгун приземляется на одну ногу или сделал меньше или больше одиннадцати прыжков, этот прыжок ему не засчитывается, и судья объявляет попытку неудачной.
 Разбег — сугубо индивидуален и зависит от уровня физической и технической подготовленности прыгуна: чем выше его квалификация, тем длиннее разбег. У большинства прыгунов средняя длина разбега колеблется в пределах 25-35м, если разбег короче, он выполняется интенсивнее. Разбег выполняется с ускорением и достигает максимального уровня к моменту отталкивания.
Отталкивание – нога ставится на брусок для отталкивания на стопу очень быстрым движением. Туловище в этот момент несколько наклонено вперед, это положение обеспечивает наименьшую потерю горизонтальной скорости. Само отталкивание начинается с разгибания в коленных суставах и заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги. Руки в момент отталкивания совершают одновременное маховое движение вперед, тем самым усиливают отталкивание и скачок.
Скачок – (полетная фаза) выполняется вперед – вверх. Маховая нога как бы продолжает бег: выносится согнутой в коленном и тазобедренном суставах. Толчковая нога, также согнутая в коленном и тазобедренном суставах, обгоняя маховую, выносится вперед, затем загребающим движением опускается на грунт – с носка на всю ступню. Отталкивание, фаза полета и постановка стопы на грунт составляют один скачок. Последующие скачки должны выполняться ритмично,  невысоко,  с акцентом направленности движения вперед, чем вверх. Туловище при этом слегка наклоняется также вперед, руки выполняют одновременное встречное маховое движение по отношению к ногам для сохранения равновесия и более энергичного продвижения вперед само прыгуна. В «кылыы» главной ошибкой прыгунов считается высокие скачки на первых двух-трех прыжках.
Приземление – начинается на одиннадцатом скачке «выбрасыванием» голени обеих ног далеко вперед.
Ыстанга – одиннадцать попеременных прыжков с разбега – с ноги на ногу.
Разбег – почти такой же, как для прыжков «кылыы».
Отталкивание — выполняется при более наклоненном положении туловища. Это способствует лучшему продвижению вперед. Толчковая нога в место отталкивания ставится на всю ступню. Отталкивание заканчивается полным выпрямлением толчковой ноги.
После отталкивания маховая нога бедром энергично выносится вперед-вверх. В фазе полета прыгун занимает положение длинного шага (и шаг скачущего оленя). Туловище в фазе полета более наклоняется вперед, руки совершают одновременное маховое движение вперед.
На одиннадцатом прыжке (шаге) весь цикл завершается приземлением на обе ноги с выбрасыванием голеней вперед.
В прыжках «ыстанга» важную роль играет ритмичность совершения последующих прыжков. Наиболее распространенными ошибками, совершаемыми начинающими прыгунами 3-2 разряда, является высокое выполнение первых двух-трех прыжков и неправильная постановка стопы (стопу ставят с носка). Это приводит к потере ритма у спортсмена, он как бы бежит и не успевает полноценно отталкиваться (бытырыйан ойуу).
Куобах – одиннадцать безостановочных прыжков, которые совершают, одновременно отталкиваясь двумя ногами с места или с одного-двух предварительных прыжков, или с небольшого (5-9-12 метров разбега).
Отталкивание в прыжках «куобах» совершается двумя ногами. Вместо отталкивания (на брусок) обе ноги ставятся на всю ступню, носки должны быть на одном уровне, разводить ступни ног на расстояние длины стопы не разрешается. В момент отталкивания прыгун занимает положение глубокого приседа. Его туловище наклонено вперед, обе руки отводятся назад до отказа. Отталкивание начинается с выпрямления ног.  В полетной фазе ноги сгибаются в коленном и тазобедренном суставах, туловище наклонено вперед. Руки совершают маятникообразные движения в передне-заднем направлении.
Приземление в последующих прыжках совершается на полную ступню ног, согнутых в коленном и тазобедренном суставах, с наклоном туловища вперед.
Весь цикл заканчивается на одиннадцатом прыжке выбрасыванием обеих ног вперед.
 Наиболее частыми ошибками при выполнении прыжков «куобах» является следующее:
1.           Чрезмерный наклон туловища вперед, что приводит к «закручиванию» туловища;
2.           Выполнение последующих прыжков с носка;
3.           Постановка стоп ног на неодинаковом уровне при последующих отталкиваниях;
4.           Несинхронная постановка стоп при последующих приземлениях;
5.           Разведение ступней ног на расстояние длины стопы. [12, с.71].
 
 
1.2. Методика обучения национальным прыжкам.
Основной формой организации физического развития якутских детей являются национальные виды спорта. К ним относятся якутс­кие прыжки (кылыы, ыстана, куобах), борьба «хапсагай», перетягива­ние палки (мас тардыһыыта). Национальные виды спорта — проверка на ловкость, силу, смекалку, выносливость, они способствуют повы­шению работоспособности мышц, подвижности суставов, улучше­нию координации движений. В ходе спортивных игр вырабатывается целый комплекс взаимосвязанных физических качеств. Во время упражнений участники либо подготавливаются к разучиванию техни­ческих приемов, либо закрепляют изученное ранее. [26, с.70]
Якутские национальные прыжки для школьников 1-4-х классов вводятся в виде подвижных игр, в их число входят прыжки через скакалку, через набивные мячи, не­сколько безостановочных прыжков на одной, на двух но­гах, с ноги на ногу, игра «прыжки с кочки на кочку», эста­феты с применением различных прыжков, «лошадиный галоп», танцевальные прыжки и т.п. Для учащихся сред­него школьного возраста во время урока физкультуры проводится обучение технике якутских национальных прыжков, которые применяются также как средство для развития скоростно-силовых качеств. Кроме того, здесь дополнительно применяются такие упражнения, как прыж­ки через гимнастические скамейки, выпрыгивания из глу­бокого седа, многоскоки с продвижением, с гантелями в руках, спрыгивание с высоты с последующим отскоком вверх и др. Для старшеклассников наряду с совершен­ствованием техники национальных прыжков на уроках физ­культуры применяются и чисто тренировочные элементы.
В былые годы дети и подростки много занимались якутскими национальными прыжками. Состязания проходили во время каждой перемены и после уроков, зимой на снегу, летом на песке или на поляне. В настоящее время секци­онная работа практически не проводится. На соревнова­ниях по национальным прыжкам в основном выступают легкоатлеты. Как известно, якутские прыжки являются отличным средством общефизической и специальной под­готовки для других, классических видов спорта. Прежде всего, они развивают необходимые скоростно-силовые качества. Во все времена люди, крепко стоящие на ногах, доминировали на различных соревнованиях. Одна из глав­ных причин снижения результатов якутских спортсменов на современном этапе — потеря национальных традиций в учебно-тренировочном процессе. Неудивительно, что в настоящее время многие начинающие спортсмены име­ют довольно смутное представление о методике подго­товки по якутским национальным прыжкам.[33, с. 126]
Методика обучения якутским прыжкам практически не отличается от методики обучения классическим видам прыжков, т. е. прыжкам в длину и тройному.  Применяются все дидактические и педагогические принципы обуче


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.