Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Кэн-до и другие боевые искусства

Кэн-до
Наряду с термином«кэндо», говорящим о моральном воспитании, Японцы для обозначенияфехтования на мечах употребляли также (особенно до эры Мэйдзи) слово«кэн-дзюцу» — искусство меча, искусство фехтования, техника меча,которое говорило больше о технической стороне фехтования. Это слово являлосьсинонимом кэндо).
Большинство знаменитыхмастеров воинских искусств и дзенских наставников в средние века обращали своипоучения к «владельцам меча», и это не случайно. Ни однаобласть  бу-дзюцу в Японии не могла существовать независимо от кэн-дзюцу.В стране, где меч почитался «знаком могущества и храбрости — душойсамурая», святыней и фамильной драгоценностью, все виды кэмпо развивалисьв связи с фехтованием и под непосредственным влиянием законов фехтования. Влюбой школе, обучающей технике владения шестом или дубинкой, серпом иликинжалом, багром или цепью, в качестве реального противника всегда выступалчеловек с мечом: не зная основ фехтования, нечего было и надеяться на победу впоединке. Вот почему среди многочисленных школ дзю-дзюцу, которые, в обыденномпредставлении, культивировали борьбу без оружия, мы почти не встречаем кэмпокак «чистого» рукопашного боя без оружия. Дзю-дзюцу получилораспространение в среде самураев и с самого начала носило характеркомбинированного рукопашного боя — с использованием различных видов оружия илишь в самом крайнем случае без него.
Зародившисьприблизительно в X — XI вв., самурайское искусство меча весьма существенноотличалось как от всех европейских методов употребления меча, сабли, шашки,палаша, рапиры, шпаги, так и от китайского фехтования на больших мечах. Вкэн-дзюцу сравнительно мало чисто «фехтовальных» элементов вевропейском смысле слова. Как правило, боец, заняв исходную позицию с поднятыммечом, выжидал, когда у противника сдадут нервы и он «откроется». Тутследовал решающий удар (или серия ударов), чаще всего ведущий к летальномуисходу. Эта схема в поединке оставалась в основном неизменной для всех 1700школ кэн-дзюцу, а позже кэндо. Меч принято было держать двумя руками, но весего допускал и манипулирование одной рукой. Многие школы практиковалифехтование двумя мечами, большим и малым одновременно (рёто-дзукаи). Какправило, это был самурай, познавший кэндо во всех его тонкостях, — настоящиймастер своего дела. К числу таких специалистов относился и прославленный Миямото Мусаси. Фехтовальщики этой школы кэндо (ниторю) держали обычно в правойруке большой меч, которым наносили удары по противнику, малый же меч служил восновном для парирования атак.
В кэндо мечрассматривался как средство формирования личности, главный пункт всейфизической и психической концентрации, которая, в понимании японцев, должнабыла привести человека к согласованию с природой, «переходу коВселенной», что также указывает на связь фехтования на мечах и синто.
«Воспитаниекэндо» и «дух кэндо» были равным образом воспитанием«японского духа». Обучаться кэндо самураи начинали ещё в раннемвозрасте, причём уже тогда фехтованию учили не только ради физическогоразвития, но и в целях тренировки умственных способностей. Уроки кэндоначинались, как правило, рано утром; они проводились в закрытом помещении илипод открытым небом в любую погоду. Это должно было укрепить выносливостьподростков.
Начиная фехтоватьдеревянными мечами, сыновья самураев переходили постепенно, по мере овладенияискусством кэндо, к фехтованию на настоящих самурайских мечах. Нередкоупражнения с этими мечами, которые из-за их относительно большого веса держалидвумя руками, приводили к тяжёлым увечьям или даже смерти фехтовальщиков.
Тренировки кэндо должныбыли подготовить самурая к борьбе с настоящим противником на войне или впоединке, где искусство фехтовальщика проявлялось в числе взмахов мечом(татикадзэ). Это было важно как в престижном отношении, так и в военныхусловиях, когда мастерство самурая позволяло ему сберечь силы для сражения соследующим неприятельским воином. При этом считалось, что опытный воин обязан былповергнуть врага лишь одним (смертельным) ударом. Как идеальный рассматривалсяудар под названием «кэсагакэ», или «кеса-гири», разрубающийтело наискось от плеча до пояса. Сам термин «кэсагири» произошёл отслова «кэса», которым обозначался вид одеяния буддийского монаха.Здесь риза носилась так, что одно плечо и рука оставались открытыми.
Собственно схватке кэндопредшествовал ряд предварительных упражнений. Готовясь к поединку, самураиособое значение придавали сосредоточенности и правильному дыханию. Основнымметодом для выработки ровного и глубокого дыхания и концентрации всехвнутренних сил была медитация. Этот вид успокоения нервной системы исамовнушения, практикуемый самураями перед борьбой, развился в фехтовании принепосредственном влиянии секты «дзен». (Не удивительно поэтому, чтомногие приверженцы дзеновских объединений и сект были лучшими мастерами кэндо всвоё время. Таковыми, например были члены братства «Ямаока»). Борецсадился на пол и дышал медленно, глубоко и ритмично, стараясь отвлечься от всехмешающих посторонних мыслей.
После такой подготовкилёгкие расширялись, кровяное давление в мозгу становилось меньше, чем принормальном дыхании, успокаивалась центральная нервная система, что позволяловести борьбу более хладнокровно и продуманно, быстро, без суеты, реагировать надействия противника. Благодаря дыхательным упражнениям по методике дзен исамоуглублённой медитации тело и душа борца, по представлениям теоретиковкэндо, «должны были достичь состояния освобождения от пространства и времени».Таким образом, фехтовальщик полностью отключался от влияния окружающей среды инаправлял свои мысли исключительно на борьбу. Однако о победе думатьзапрещалось, так как, по мнению японцев, борьба может стать безнадёжной вмомент, когда кэндоист думает о достижении победы. Это вызывает волнение,потерю самообладания, сбивает дыхание, а в итоге приводит к ослаблениюмускулов, которые уже не управляются волей борца.
Кроме дыхания,установлению которого способствовала дзадзен, призванная уравновесить психикуфехтовальщика, перед схваткой, существовал другой вид дыхания, практикуемыйнепосредственно во время поединка. Интенсивное движение при фехтованиитребовало обеспечения организма большим количеством кислорода. В этом случаебольшое значение имели выкрики. Набирая полные лёгкие воздуха, фехтовальщикнаступал на противника с громким криком, который способствовал развитию духаатаки и должен был деморализовать отступающего. Главным в этом упражнении былвдох при движении, так как, по мнению японцев, победу может одержать лишь тот,чьи лёгкие наполнены воздухом. В момент нанесения удара дыхание должно бытьостановлено для быстрого и сильного напряжения всех мускулов. После ударафехтовальщик делал выдох, выпуская, однако не весь воздух, чтобы не было момента,при котором в лёгких он отсутствовал бы вообще и это расслабило бы мускулатуру.
Школы кэн-дзюцуразличались между собой стойками (камаэ), которых насчитывалось свыше трёхсот,и приёмами (несколько тысяч), но в каждой рю основных ударов, стоек и блоков предусматривалосьне так уж много. Считалось, что при твёрдом усвоении этого вполне достаточно,чтобы выйти победителем из любой схватки. Некоторые школы предпочиталивертикальное положение меча и рубящие удары, другие — горизонтальное положениемеча и тычковые удары. Одни наставники учили поражать врага в голову, другиесоветовали подрезать сухожилия на ногах, третьи делали упор на«коронном» ударе по диагонали от левого плеча к правому бедру,рассекающим человека способом «монашеского плаща» (кэса-гири).
Значительный вклад вкэн-дзюцу внёс  Иидзаса Иэнао, основавший в XV в. школу  Тэнсин CёдэнКотори Cинто-рю (что в переводе означает примерно «Синтоистская школахрама Катори малой традиции Небесной души»), которая долгое время занималаведущее положение в стране. Легендой овеяно имя  Миямото Мусаси,одержавшего победу в шестидесяти серьёзных поединках и умершего своей смертью,что считалось большой редкостью для профессионала. Мусаси одним из первых сталприменять  боккэн — точную копию настоящего меча из твёрдой породыдревесины.
В эпоху Токугава, спрекращением кровавых феодальных междоусобиц, кэн-дзюцу получило глубокоедуховное содержание и превратилось в наиболее типичный прикладной аспектДзен-буддизма. Вслед за Миямото Мусаси крупнейший эдоский мастер Одагири Сэкиэйпризывал к изменению агрессивной направленности кэн-дзюцу в сторону духовногосамосовершенствования и углублённой медитации. В начале XVIII в. школаАбэ-татэ-рю впервые ввела в употребление термин кэндо, вложив в него осознаниевысшего Пути, предначертанного для изучающего искусство меча — пути моральногои ментального восхождения, пути освобождения от суетных земных забот исоблазнов и слияния с Великой Пустотой.
На протяжении многихвеков обучение кэн-дзюцу шло с максимальным приближением к реальным условиям,то есть на стальных мечах и чаще всего без доспехов. Только в XVII в ТоранисиКансин и Оно Тадакэ позволили своим ученикам надевать шлем, забрало, на-грудники защитные пластины на предплечья для предотвращения частых травм. Тот же ОноТадакэ изобрёл облегчённый бамбуковый меч, а его преемник Наканиси Тюта в1750-х годах усовершенствовал изобретение учителя и превратил его в синай — лёгкий, удобный меч из плотно перевязанного в нескольких местах пучкабамбуковых полос. Его общая длина 118 см, в том числе длина рукоятки (обтянутойвыворотной кожей для того, чтобы не скользила рука) отделённой от«лезвия» небольшой кольцеобразной гардой — 35 см. Вдоль одной изсторон синая натянута леска, условно обозначающая тупую сторону меча. До сейпоры синай используется как основное учебное оружие кэндо. Его вес 1,38 кг, адлина колеблется до 99 см (без рукояти). В своей школе Итто-рю Наканиси такжеввёл защитную латную рукавицу. Он требовал от учеников полной отдачи в ударе ипредельной концентрации.
После революции Мэйдзи,когда саму-раи лишились права на ношение меча, кэн-дзюцу временно заглохло, новскоре возродилось уже под именем кэндо и было принято как обяза-тельныйпредмет в средних школах. Всеяпонская федерация кэндо возникла в 1928 г. и с техпор благоденствует, несмотря на тяжкие испытания военных лет и строгие запретыамериканских оккупационных властей в первые послевоенные годы. Дело в том, чтокэндо и связанные с ним обряды стали символами японской традиции и средствомвоспитания саму-райского духа. Поэтому после поражения Японии во второй мировойвойне одновременно с литературой, фильмами и спектаклями на самурайскую темубыло запрещено и кэндо.
Возродилось оно сноватолько в 1952 г., но с этого времени стало развиваться уже в спортивномварианте, который сегодня широко известен за пределами Японии.
В матчах кэндо побеждаетвыигравший два очка из трёх возможных. Очки присуждаются за поражение трёхопасных участков головы, а также правого или левого запястий, которые в моменткасания меча находятся не ниже уровня плеча, горла и двух определённых участковкорпуса.
Техника кэндо включаетстойки (камаэ), синхронизацию движений рук и ног (субури), атаку (какари),защиту (укэ), уходы и некоторые другие элементы. В процессе обучения боецобязательно должен спарринговать с равным по силе партнером (гокаку-кэйко) и ссильнейшим (хикитатэ-кэйко). Большое внимание уделяется формальным упражнениям(ката) и тестам на эффективность удара с настоящим мечом (тамэси-гири). Мастеравысокого класса в тамэси-гири демонстрировали чудеса, перерубая толстый снопсоломы, молодое деревце, подброшенный волос, летящую стрекозу. В среде кэнсиценилось умение нанести почти «не отрывая пера» несколько ударов наодном или разных уровнях — например разрубить стоящую палку на четыре части илиобрубить углы сосновой дощечки. Предания гласят, что иные мастера проделывалитакие трюки с завязанными глазами, используя своё «внутреннеевидение» и «экстремальный разум» (гоку-и). В наши дни этоискусство осталось достоянием единиц.
В схватке кэнси долженатаковать одновременно меч противника и его психику. Острие меча, согласноканону, служит точкой приложения энергии ки. В поединке борьба сводится главнымобразом к установлению контроля меча одного из партнёров над жизненно важными центрамидругого. Отвлекающие пассы и удары направлены исключительно на то, чтобы лишитьпротивника такого преимущества, а при случае — поразить его в уязвимое место.Далее, необходимо выявить излюбленные приёмы противника и общий характер егодействий, обусловленных школой. Крупные мастера прошлого могли по исходнойстойке точно определить всё поведение противника в схватке, чтобы затемиспользовать его движения в своих интересах. Наконец, основной предпосылкойуспеха было умение вывести противника из душевного равновесия, нарушить егоуверенность в своих силах, смутить его взглядом, жестом или мощным боевымкличем (ки-ай). И наоборот, залогом успеха в обороне было умение сохранять влюбой ситуации хладнокровие и непоколебимое спокойствие за счёт «растворениядуха в Пустоте», полной отрешённости ( му-син). Достижение му-сингарантировало бойцу победу и в столкновении с несколькими противниками,нападающими с разных сторон, — все они оказывались в поле зрения некоегобиорадара, воспринимающего малейший сигнал опасности.
Формы кэн-дзюцу былиразличными. Прежде всего это относится к школе фехтования на самурайских мечах- яй-дзюцу — «мобилизация разума-воли». Этот своеобразный ихарактерный только для Японии вид единоборства возник в средневековьеприблизительно во времена Гэнки — Тэнсё (апрель 1570 — июль 1573 — декабрь1592), в тот период, когда шла напряжённая борьба за политическое объединениестраны. Сущностью этого направления было воспитание навыков мгновеннойконцентрации при переходе от пассивного, расслабленного состояния в сидячей (наколенях) или иной позе к стремительной атаке, и нанесение врагу смертельногоудара мечом.
В обыденной обстановке вслучае ссоры гордый и заносчивый самурай, сочтя себя обиженным, моментальнообращал свой меч против обидчика. Яй применялось также в решающие моментымногочисленных в то время заговоров, когда самураи выхватывали свои мечи иначинали схватку сидя, так как подъём с места мог занять больше времени ипривести к потере внезапности.
Легенда приписываетизобретение яй-дзюцу жившему в XVII в Ходзё Дзинсукэ, основателю школы Син МусоХаясидзакэ-рю. Мечтая отомстить убийце своего отца, Ходзё долго бился надрешением вопроса, как застать противника врасплох, не прибегая к подломуубийству из-за угла. В конце концов он понял, что необходимо научиться вмгновение ока обнажать клинок и разить врага, будучи, казалось бы, в самомневыгодном положении. Замысел удался, и отец Ходзё был отмщён, а сокровищницавоинских искусств обогатилась новым ценным приобретением.
С течением времени болеечетырёхсот школ яй-дзюцу вносили свои модификации в теорию и практику этогонаправления. Можно предположить, что и до XVII в существовали аналогичныедисциплины в рамках фехтовальных клановых школ. Тем не менее все ониобъединялись общими требованиями — быстрота, неожиданность, чёткостьисполнения. В яй-дзюцу весь расчёт строится на одном, от силы двух ударах. Сидяна коленях, боец должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч иатаковать. При этом он может привстать на одно колено либо резко подпрыгнуть сколен вверх и нанести удар в прыжке. Скорость должна быть такая, чтобыпротивник не успел опомниться и уклониться в сторону. Соответственносоревнование между мастерами яй-дзюцу шло на упреждение — кто первый — инапоминало классические эпизоды из ковбойских фильмов, где побеждает тот, ктораньше успел рвануть кольт из кобуры. Разумеется, такого рода искусствотребовало высокой физической, психической и духовной подготовки.
Хотя большинствонаставников подчёркивали оборонительный характер яй-дзюцу и уделяли многовнимания ментальному тренингу, в ряде школ оттачивались изощрённые приёмынападения. Такие мастера, как Мидзуно Масакацу, открыто заявляли, что цель ихискусства — нанесение первого, упреждающего удара, который не оставляет шансовпротивнику. «Разить прежде, чем поразят тебя» — таков был их лозунг,может быть, больше отвечавший насущным потребностям самурая, чем благие призывыдзенских патриархов.
Впоследствии, в периодЭдо, яй становится уже просто аттракционом (яйнуки), проводимым во времяпраздников, или средством для привлечения народа при распродаже лекарств,зубного порошка и т.д. к месту торговли. Обычно это представление исполнялосьна перекрёстках дорог, где сражающиеся сидели на деревянной мостовой. Смыслаттракциона заключался в том, что после молниеносного проведения приёма оружиес такой же быстротой вставлялось обратно в ножны.
Для яйнуки приглашалинаиболее искусных фехтовальщиков (обычно ронинов), потому что фехтование всидячем положении требовало особой степени мастерства. Сидячий фехтовальщик неимел такой возможности для передвижения и манёвра, как кэндоист, стоящий наногах, поэтому он должен был обладать исключительной реакцией, развитойкоординацией движений, превосходно знать технику кэндо.
После прекращения войн ис постепенным введением огнестрельного оружия кэндо начало терять практическоезначение. Однако до 1876 г. (года отмены права на ношение самураями мечей) двамеча продолжали оставаться знаком отличия и привилегией самурая. Бусипродолжали пускать своё оружие в ход при самозащите, нападении, во времябесчисленных поединков, вследствие чего продолжало жить и искусство фехтования.Но тренировки кэндо в кланах феодалов приобрели уже скорее спортивный характер,нежели военный. Это обусловило со временем создание защитного снаряжения,которое делало кэндо менее опасным. Для защиты лица стала применяться маска(кана-мэн, или просто мэн), изготовленная из металла или бамбука, шею и грудьприкрывал металлический панцирь (кана-до, или до), на руки надевалисьспециальные рукавицы (котэ). Подобное снаряжение продолжает существовать укэндоистов и по сей день.
Впоследствии былиустановлены особые правила, разрешавшие удары только по защищённым участкамтела; попадание по другим участкам туловища не засчитывалось тренерами исудьями кэндо. Нововведения распространились также и на боевой меч; он былзаменён деревянным (бокуто) или бамбуковым (синай; такэмицу), более лёгкиммечом, состоящим из пяти соединённых вместе бамбуковых стержней. Фехтование жебоевыми мечами (синкэн-сёбу) разрешалось только мастерам высокого класса.
После ликвидациисамурайства как сословия кэндо сохранилось, причём стало доступным не толькопривилегированным слоям японского общества, но и лицам, входившим до революциив число низших сословий. Занятия кэндо получили распространение почти во всехобщеобразовательных и высших школах, иногда даже считаясь обязательными.
В настоящее время кэндоявляется национальным видом спорта Японии, которым могут заниматься какмужчины, так и женщины. Наиболее известной школой кэндо считается сейчасшкола  синторю. Что касается ритуала и правил фехтования, то они дошли донашего времени почти в неизменном виде.
Кю-до
/>Несколько иным по сущности, но всё же близким к  кэндов плане психической подготовки предстаёт перед нами искусство стрельбы из лука- кюдо, или кюдзюцу (путь лука).
Кюдо было широкораспространено в среде японского дворянства, так как луки и стрелы всредневековье являлись наряду с мечом одним из ведущих видов вооружения буси,предназначаясь для ведения дальнего боя. Лук и стрелы, как и меч, считались усамураев священным оружием, а фраза «юмия-но мити» — «путь лукаи стрел» была синонимичной выражению «путь самурая» (бусидо).
Истоки искусства стрельбыиз лука уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в анналах«Кодзики» (712г.) и «Нихонги» (720г.) имеются упоминания омастерах стрельбы из лука.
Важное место занимали луким стрелы в синтоистском культе. При закладке синтоистских храмов, а позднее вовремя храмовых праздников синто, когда производились традиционные соревнованияпо борьбе  сумо, приуроченные к этим событиям, на борцовскую аренувыносились лук и стрела. Борцы исполняли с луком ритуальные танцы, после чегобоковые судьи прикрепляли это оружие к столбам, на которых держалась крышаарены.
О связи с синто такжесвидетельствуют стрельбы из лука на территориях синтоистских храмов вприсутствии синтоистского духовенства и наличие таких атрибутов, как хамия ихамаюми — священных лука и стрелы, имеющих своим назначением изгонять злыхдухов. Обычно эти предметы культа освящались жрецами синто.
Однако не толькосинтоистские священники пользовались луком и стрелами. Буддийские жрецы такжепрактиковали стрельбу из лука при своих храмах для привлечения к ним народныхмасс. Одним из наиболее известных храмов, в котором обычно проходили тренировкив искусстве стрельбы из лука, был буддийский храм Сандзю-сангэндо («33отсека») в Киото, который имел длинную крытую галерею, прекрасноподходящую для стрельб. По традиции стрельбы из лука в этом храме проводились вначале нового года.
Стрельбе из лука самураипридавали большое значение и посвящали тренировкам кюдо много времени, так какроль лука в феодальных войнах была очень велика.
Так же как и кэндо,искусство стрельбы из лука было пропитано мистицизмом, что делает кюдосвоеобразным и не похожим на стрельбу из лука в Европе видом военногомастерства. Кюдо, по высказываниям его толкователей, даётся человеку толькопосле длительной учёбы и подготовки, в то время как индивидууму, не понявшемуего сути, оно вообще будет недоступно.
Многое в кюдо, пояпонским понятиям, выходило за рамки человеческого разума и не было доступнопониманию. Считалось, что стрелку в этом полумистическом искусстве принадлежалалишь второстепенная роль, роль посредника и исполнителя «идеи», прикоторой выстрел осуществлялся в некоторой степени без его участия. Действиястрелка здесь имеют двуединый характер: он стреляет и попадает в цель как бысам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и желанием, а влияниемсверхъестественных сил. Стреляет «оно», т.е. «дух» или сам«Будда». Самурай не должен был думать в процессе стрельбы ни о цели,ни о попадании в неё — только «оно» хочет стрелять, «оно»стреляет, и «оно» попадает, говорили идеологи кюдо. В луке и стрелахстреляющий мог видеть лишь «путь и средства» для того, чтобы статьпричастным к «великому учению» стрельбы из лука. В соответствии сэтим кюдо рассматривалось не как «техническое», а как абсолютно«духовное» действо. В этом тезисе и заложено глубокое религиозноесодержание стрельбы, являющейся одновременно искусством метода дзен-буддизма.Цель стрельбы из лука — «соединение с божеством», при котором человекстановился «действенным Буддой».
Во время выстрела воиндолжен был обладать совершенным спокойствием, достигавшимся посредствоммедитации. «Всё приходит после достижения полного спокойствия», — говорили японские мастера стрельбы из лука. В дзеновском смысле это значило,что стреляющий погружал себя в беспредметный, несуществующий мир, стремясь ксатори. Просветление, по японским представлениям, означало здесь одновременно«бытие в небытии», или положительное небытие". Только уйдя всостояние «вне себя», при котором самурай отказывался от всех мыслейи желаний, производилась «связь с небытием», из которого стрелок«возвращался обратно в бытие» лишь после отлёта стрелы к цели. Такимобразом, единственным средством, ведущим к просветлению, являлись в данномслучае лук и стрела, что делало бесполезным, по толкованиям идеологов кюдо, вданном случае всякие усилия человека в работе над самим собой без этих двухэлементов.
В начальной стадиисосредоточения стрелок концентрировал внимание на дыхании, имевшем в кюдобольшее значение, чем в других видах военных искусств, затем оно регулировалосьуже скорее бессознательно. Принцип постановки дыхания в кюдо был таким же, каки в кэндо, сумо и других видах борьбы с оружием или без него. Для того чтобыуравновесить дыхание, воин, сидя со скрещенными ногами, принимал положение, прикотором верхняя часть туловища держалась прямо и расслабленно, как во времямедитации дзен.
После предварительнойподготовки начиналась собственно стрельба. Если она производилась поклассическому церемониалу (дзярай или сярэй), который сохранился почти внеизменном состоянии со времён средневековья и до наших дней, то самурай былодет в древнеяпонскую одежду так же, как и его оруженосцы, находившиеся по обестороны от него.
Стрельба имела четырестадии:
приветствие;
подготовка кприцеливанию;
прицеливание;
пуск стрелы.
Стрельба моглапроизводиться из положения стоя, с колена и верхом на коне.
/>Получив от оруженосца стрелу и лук, буси вставал со своегоместа и, преисполненный собственного достоинства, принимал положение длястрельбы на исходном рубеже. Благодаря спокойному дыханию самурай достигалсостояния додзукури — спокойствия духа и тела, после чего приготавливался квыстрелу (югумаэ).
Стрелок поворачивалсялевым плечом к цели, держа лук в левой руке. Ноги он расставлял на расстояние,равное длине стрелы (асибуми), стрелу клал на тетиву и удерживал её пальцами, асам тем временем, полностью расслабив мускулы рук и груди, поднимал лук надголовой (ути-окоси), для того чтобы натянуть его в этом положении (хикитори).Дыхание в этот момент производилось не полной грудью, а животом, что позволялопребывать грудной мускулатуре и рукам в расслабленном состоянии. После момента,предшествующего непосредственному пуску стрелы (кай), производился выстрел(ханарэ). В это время физические и психические силы самурая былисконцентрированы, по японским понятиям на «великой цели» (дзансин),т.е. на стремлении соединиться с божеством, но ни в коем случае не на мишени ижелании попасть в цель. Произведя выстрел, стрелок опускал лук и возвращался насвоё место.
Ба-дзюцу — искусство верховой езды
/>Не меньший интерес представляет собой также стрельба слошади (ума-юми). Впервые об этом виде стрельбы упомянуто в«Нихонги», где говорилось о ума-юми, практиковавшейся при императрицеКогёку (642 — 645). Позднее стрельба с лошади стала называться в историческихисточниках «ябусамэ». Наибольшего расцвета ябусамэ достигла в периодКамакура, когда бадзюцу в сочетании со стрельбой из лука рассматривались какобязательные виды искусств для высших рангов самурайства.
Стрельба из лука с лошадитакже как и  кюдо, была не только обязательным, но и любимым видом состязанийсамураев и проводилась обычно в обществе буси, когда они соединялись в командыдля состязаний по конному спорту.
Как правило, крупныесостязания производились на скаковом кругу в храме Цуруга ока Хатиман,находящемся в г. Камакура (нынешняя префектура Канагава), или на берегу моря,обычно во время синтоистских праздников.
В качестве главногораспорядителя при ябусамэ выступал синтоистский священник. Мишень или доспехивоина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа, и стрелок, мчась наконе по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в десять секунд.
Ябусамэ продолжаетсуществовать и в настоящее время, но уже как чисто развлекательное зрелище. Потрадиции, соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 — 16 сентябряна территории Камакура.
Наряду с ябусамэ в рядсамурайских военных искусств входило так называемое ину-о-моно — упражнение попреследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же, как и ябусамэ, имело своейцелью выработать у самурая способность быстро и метко стрелять из лука наскаку, управляя в то же время конём, что было крайне необходимо для буси присражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие от стрельбы помишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во время движения наконе по манежу всадник должен был попасть тренировочной стрелой с деревяннымнаконечником в собаку, которая выпускалась на участке для стрельбы.
Особенно большогоразвития ину-о-моно достигло в период Муромати (1333 — 1573), когда стрельба излука в сочетании с верховой ездой (кюба) считалась наиболее необходимой длябуси высших рангов.
Воины тренировались такжев верховой езде во время традиционного отлова диких лошадей, который проводилсяв середине пятого месяца каждый год в день обезьяны (12-й день по циклическомуотсчёту) обычно при участии священников синто. Такие отловы устраивались всредневековье на равнине Канто по приказу даймё и имели своей целью наряду спополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление лучшего всадника (илигруппы всадников) дружины князя и тренировку в бадзюцу. Погоня за дикимилошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах, доспехах, с боевымизнамёнами (набори).
Позднее этот обычайпревратился в синтоистский праздник и получил название «намаон» — полевые манёвры конницы. Назначение праздника — вдохновить юношество и взрослыхбуси, привить им храбрость и мужество. Основной частью являлись скачки и борьбадвух групп всадников за захват знамени. Перед состязанием соревнующиеся пилихолодное сакэ или воду — мидзусакадзуки так же, как это делали самураи переднастоящим боем при расставании (возможно, вечно) с родными.
Со-дзюцу -фехтование на алебардах
/>В качестве одного из основных элементов военных искусствбуси рассматривалось со-дзюцу — умение владеть  копьём (яри). Со-дзюцубыло обязательным как для самураев высшего ранга, воевавших в составе кавалериидаймё, так и для рядовых воинов-пехотинцев.
Копья прямые, колющеготипа, с односторонней заточкой, и обоюдоострые, и саблеобразные (нагината, илихоко) и т.д. являлись незаменимым оружием феодальных междоусобиц. Их применялипри одиночных схватках, во время рукопашного боя отдельных отрядов и целыхармий феодалов, для влезания на стены укреплений и замков противника (пики скрючьями), при абордажных операциях на море.
Со-дзюцу преподавалосьтакже в клановых школах феодалов. Амуниция для борьбы на копьях нескольконапоминала снаряжение кэндоистов, в частности маской для защиты лица. Сутьзанятий сводилась к умению поразить противника в уязвимые места тренировочнымкопьём, имевшим на конце вместо острия мягкий шарик из материи.
Кроме  кэндо, всамурайских искусствах особо выделялось фехтование на  алебардах.Двухметровой алебардой пользовались, как правило, в битве пешие самураи.Нагината наряду с кинжалом считалось в феодальное время также единственнымхолодным оружием женщин сословия воинов, которое они применяли в случаеопасности, защищая себя, детей, дом и имущество при нападении врага. Поэтомукаждая дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданогонабор алебард. Специальный курс фехтования на алебардах дочери самураяпроходили ещё до наступления совершеннолетия. Требования к девушкам во времятренировок в фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при фехтованиина мечах у мальчиков. Однако, хотя упражнения с двухметровой  нагинатабыли не очень простыми и лёгкими, всё же они не требовали такой подготовки,искусства в обращении и физической силы, как занятия с мечом и луком. Основнымв фехтовании на нагината было научить фехтовальщицу поражать противника внезащищённые доспехами участки тела — шею или ноги. Часто главный ударалебардой направлялся так, чтобы перерубить сухожилие около пятки и лишить темсамым нападающего противника способности наступать и свободно передвигаться.
Жёны самураев достигалииногда большого мастерства во владении этим видом оружия, принимая участие дажев сражениях.
Во время сацумскоговосстания 1877г. например, в военных действиях против правительственных войскмикадо воевали наряду с восставшими самураями также и женщины, вооружённыеалебардами.
Фехтование на алебардахимело не только чисто практическое, военное значение. Эти упражнениясодействовали физическому развитию женщин сословия воинов, живших в праздностив силу своего социального положения.
В послереформенное времяфехтование на  нагината стало доступно всем слоям общества. В некоторыхнародных и средних школах Японии фехтование на алебардах было принято учебнымпланом как обязательное.
Так же как и другие видывоинских искусств, этот вид борьбы признавался самураями в первую очередь занятием,служащим для формирования духовных способностей личности, и только во вторуюочередь — упражнением, укрепляющим мускулатуру тела, развивавшим физическуюсилу.
Суйэй — плавание самурайским стилем
/>Среди воинских искусств немалое значение с древности имелоплавание (суйэй) самурая в полном снаряжении и с оружием. Во многом развитиюплавания способствовало островное положение Японии, а также многочисленныеводные преграды, которые приходилось преодолевать воинам во время боевыхдействий.
Форсирование водных рубежейсамураями очень часто служило сюжетом произведений художников и ремесленниковфеодальной Японии. На гравюрах часто изображались воины, переплывающие реки илиозёра верхом на коне или рядом с ним, имеющие при себе лук и стрелы, меч, аиногда и знамя.
В феодальное время вомногих княжествах появился ряд школ, обучавших самураев в зависимости оттопографических условий различным способам плавания, которые входили в системувоенного образования воинов феодальных кланов.
Решающее значение приобучении плаванию имела выработка силы духа, готовности устоять перед стихией,быть морально подготовленным к встрече и борьбе с опасностью. Физическаяспособность к действию считалась здесь тоже необходимой, но стояла тем не менеена втором месте.
Средневековые клановыешколы отличались друг от друга лишь методами обучения плаванию, положение жепловцов в воде во всех школах было одинаковым: горизонтальным, боковым,вертикальным. Наиболее известными школами (рю) были:
Кобори на юго-западе о-ваКюсю — в Кумамото;
Яманоути на севере Кюсю вУсуки и Оита;
Суито, или Суисиу, наюго-востоке Сикоку;
Синдэн на берегахВнутреннего Японского моря;
Ивакура на п-ове Кии;
Нодзима (внешнеепобережье у Внутреннего Японского моря);
Канкай в древней областиИсэ;
Мукай в Эдо;
Суйфу в области Мито.
Обучение плаваниюсамурайскими стилями было весьма своеобразным и характерным только для Японии,что резко выделяло суйэй среди способов плавания у других народов. Целью всехэтих школ было воспитание мужества и умения без колебаний преодолевать любыепрепятствия во время преследования противника.
Наставники школы Кобориобучали самураев плавать в полном снаряжении (каттю годзен сёги), причём пловцыдолжны были держать верхнюю часть туловища как можно выше над водой, с темчтобы воин имел возможность ещё и стрелять из лука (тати оёги сягэки). Этотстиль нельзя сравнить ни с одним другим. Все манипуляции выполнялись с важнымспокойствием.
Школа Яманоути училаплаванию с большими флагами (обата окиватари). Двух-трёх-метровые флаги,которые служили для передачи приказов при сражении на воде или пересеченииводоёмов, держали в руках, прикрепляли к плечам или голове. Чем тяжелее былифлаги, тем с большим напряжением приходилось работать пловцу. Кроме того,самурай должен был ещё транспортировать с собой по воде конную сбрую и оружие,а трубач — и раковину (хорагай), применявшуюся для подачи сигналов.
В школе Суитопрактиковались прыжки в воду, глубина которой обычно не превышала 1 м., сбольшой высоты (способ сакатоби).  />
Своим своеобразиемвыделялась школа Синдэн. Главным в обучении этой школы было плавание и ныряниесо связанными руками и ногами (сюсоку-гарами), а также борьба с противником позахвату его плавательных средств (например, лодки). В качестве тренировокслужили упражнения, называемые «икада-дзумо» — «борьба наколеблющейся платформе (плоту)». Сброшенный в воду считался побеждённым.Кроме того, Синдэн-рю учила длительному пребыванию под водой (с оружием или безнего).
В школе Ивакура училипреодолевать сильные приливные волны, прибой водовороты, освобождать руки иноги от вьющихся водяных растений. Церемониальный стиль плавания этой школыназывался тати-оёги. Главным в нём было держать туловище так, чтобы рукиоставались над поверхностью воды. В них воин удерживал меч, который должен былвсегда оставаться сухим и чистым от ржавчины, так как считался «душойсамурая».
Основным в упражненияхшколы Нодзима было держать верхнюю часть тела как можно выше над водой за счётэнергичного движения ног. Пловец этой школы должен был сохранить сухимпереправляемый им через водную преграду груз; тренировочным было упражнение,при котором ученик пробовал писать иероглифы так, чтобы не замочить водойдощечку, тушь и кисть.
Канкай-рю требовала отвоинов длительного пребывания в морской воде, т.е. плавания в море на большиедистанции.
Задачей преподавания вшколе Мукай являлось обучение самурая борьбе с противником в воде: освобождениюот его захватов и нападению. Эту школу называли школой водного дзюдзюцу.
/>В школе Суйфу учили стрельбе из воды, которая производиласьобычно при переплывании рвов, опоясывавших замки феодалов, подвергавшихсяштурму, а также плаванию в штормовом океане и преодолению больших волн.
Особенность всехописанных выше военных дисциплин состоит в том, что они включают в себя религиозныемоменты. Медитация по системе  дзен, культ синто и конфуцианская идеологияв той или иной степени сыграли свою роль и наложили определённый отпечаток навсе виды и формы военной и физической  подготовки буси. Педагогическиезадачи, ставившиеся бусидо в области военного и физического воспитания,решались вполне удовлетворительно: после годов тренировок формировалисьхладнокровные, физически сильные и выносливые воины, которые и требовались дляведения кровавых феодальных войн.
Список литературы
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.aikido.km.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.