Реферат по предмету "Культурология"


Марсель Мосс. "Техники тела"

Выдающийся французский ученый Марсель Мосс 1872-1950 ученый-энциклопедист, человек, обладавший почти безграничной широтой Международныйинститут гостиничного менеджмента и туризма Доклад по Культурологии на тему Марсель Мосс. Техники тела Выполнил БеззубовАлександр Николаевич Москва 04 апреля 2005г. Выдающийсяфранцузский ученый Марсель Мосс 1872-1950 ученый-энциклопедист, человек,обладавший почти

безграничной широтой эрудиции, Марсель Мосс оказалопределяющее воздействие на становление целого ряда научных дисциплин, как воФранции, так и далеко за ее пределами. Одним из основных трудов Мосса является егостатья под названием Техники тела , где описывается взаимосвязь трех и болееаспектов жизни, которые в совокупности как раз и составляют культуру народов, атакже те факторы, как общество, в котором мы находимся, различия поведениялюдей

во временных интервалах и прочие факторы, непосредственно отражающиеся натак называемых техниках тела, суть которых я постараюсь вам изложить. Когда естественная наука прогрессирует, топрогресс этот всегда осуществляется только на пути к конкретному инеизведанному . Описывая фундамент этого понятия, Мосс сводит все к тому, чтосуществует некий пропущенный предмет в жизненных институтах, включающий в себято, чего мы иной раз обозначаем как разное .

Это разное как раз и составляет туобласть, где наука о неких фактах не сведена в понятия, когда факты эти даже несгруппированы органичным образом. Однако, это и составляет те истины, которыемы пока еще не осознаем, которые, возможно, пока еще не разложены посоответствующим полкам, истины, к которым необходимо подобраться, для того,чтобы сделать следующий шаг в эволюции. Рассказывая это, Мосс отмечает, чтосуществуют различия в обществах, которые обуславливаются также различиями

втехниках тела походки, стили плавания, бег и пр и что эти различия довольноспецифичны по отношению к каждому обществу. Техника не стоит на месте это факт,который хорошо описывает Марсель Мосс в собственных примерах. Занимаясьплаванием в годы юности, ему преподавали технику, которая включала в себязакрытие глаз при погружении в воду, а в дальнейшем приспосабливаться кплаванию с открытыми. Сегодня иначе, отмечает Мосс, начинают с того, чтоприучают ребенка находиться в воде с открытыми глазами.

Таким образом, еще дотого, как дети начинают плавать, их приучают, прежде всего, обуздывать опасные,но инстинктивные рефлексы глаз, их приучают к воде, подавляют страхи, создаютнекоторую уверенность, регулируют остановки и движение . На мой взгляд, этоследующий переход к эволюции одной из техник тела, а в совокупности следующаяступень в культуре и обществе. Каждое общество имеет свои привычки, ценности,накопленные знания.

Все это обуславливается той информацией, котораязакладывается в технику манипуляций движениями, обрядов, танцев,непосредственно связанных с техникой движения тела. Очевидно, что даже простойповорот руки усваивается медленно. Всякая техника в собственном смыслеоблекается в свою особую форму. Отсюда и различия между обществами. Однако бывает одна культура спонтанно илинамеренно передает некоторые

элементы другой. Иногда это оседает, превращаясь вэлементы повседневной жизни. Мосс приводит пример этого переноса одних качестводного общества на другое. В военное время, после доблестной победы англичаннад французами, видимо, оказывая честь французской армии, английский полк решилна параде пройти под аккомпанемент французских трубачей и барабанщиков. Задумкаудалась, и в течение почти полугода тот же английский полк маршировал наанглийский манер, а

ритм был французский. Однако спустя некоторое время этотстиль был отменен и вернули старый, в силу того, что английские солдаты простоне совпадали ногами с ритмом французскойаранжировки. Это еще раз подчеркивает тот факт, что практически нет каких-тоуниверсальных качеств, свойственных каждой культуре. Безусловно, существуют также воспитаниятехник тела, например, как правильно сидеть за столом или обычная бытоваяходьба по улице. Все это также относится к правильности реализации техникитела.

Наконец, подходя к тем трем элементам, окоторых я говорил в начале сообщения, мы можем задаться вопросом, где жепорядок всем перечисленным фактам и домыслам? Ответ прост, весь тот фундаментрасположен на трех связях биологическом, социальном и психологическом. Мосскак раз и говорит о том, что не возможно представить полную картину всехвзаимосвязанных фактов, не понимая этих структурных элементов. Приводя примеры многочисленных обрядов итрадиций, мы сталкиваемся

с проблемой дезорганизации всему этому, т.е.продолжая описывать все эти явления мы не можем дать четкого названия всей этойсовокупности. Несмотря и на это, выход из этого положения тоже был найден.Необходимо опереться на деление традиционных актов на техники и обряды. К тому же Мосс оперирует той тенденций,которая подразумевает заблуждение в том, что техника может существовать толькотогда, когда есть некий инструмент. А основной отличительной чертой междучеловеком и животным

является способность передачи как раз той самой техники посредством слов.Следовательно, мы можем подойти к некому умозаключению, который подразумеваетто, что основным инструментом в руках человека находится его собственное тело. Ав сочетании с разумом является основным ключом к нахождению остальныхинструментов как жизненных, так и бытовых физических. Автор утверждает, что представление о том,что жизнь тела подчиняется исключительно законам механики

и физиологии являетсязаблуждением. Адаптация к какой бы то ни было физической или физиологическойцели например, плавание или еда происходит посредством телесных актов идвижений, представляющих собой социальные навыки, вырабатываемые индивидомблагодаря воспитанию и обучению, характерным для того сообщества, частьюкоторого индивид является. Тело является первым и наиболее очевидныминструментом, техническим объектом и техническим средством человека, и техникитела, способы воздействия на него и его использования широко варьируются

отсообщества к сообществу. Марсель Мосс предлагает классификацию техник тела по эффективности,возрастному, временному, и др.признакам , иллюстрируя их многообразие на широком этнографическом материале изжизни европейских, восточных и так называемых примитивных обществ -от техник плавания и ходьбы, отдыха, сна или родов до телесных техникформирования характера или достижения мистических состояний сознания. Здесьможно отметить тот факт, что Мосс приводит факты, которые, независимо отразновидностей общества,

так или иначе схожи между собой. Например, базиснымпромежутком времени как у мужчин, так и у женщин, является юношеский возраст он также показывает четкую зависимость в развитии человека, от младенчества довзрослого возраста, насколько это важный момент в жизни человека. То как онизначально поймет жизненное предназначение, которое в дальнейшем и определитего путь. Что интересно, все это обуславливается как раз теми самыми техникамитела, например, момент, когда будет

произведено отнятие ребенка от груди, что вдальнейшем также повлияет на человека будет ли он привязан к матери напротяжении долгого периода или же нет и т.д. Важнообратить также внимание на то, какую трактовку Марсель Мосс дает понятию сон.Он дает сою формулировку сну, как чему-то неестественному. Мосс приводитпримеры связанные с его переездами с одного места на другое и то, чем онихарактеризовались.

Говоря это, он рассказывает о том, что смена места ночлега всегда вызывала у негобессонницу на какое-то время только на второй день он мог быстро уснуть нановом месте. Марсель Мосс обосновывает необходимостьрассмотрения человеческого тела в качестве одного из привилегированных объектовсоциологического анализа.Вместе с тем, Мосс не тольковнес существенный вклад в формирование социологии, но и подробно описал особенности соотношения тела итрадиций обществ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.