Костанайский государственный педагогический институт
Факультет физической культуры, спорта и туризма
Контрольная работа
по дисциплине «География международного туризма»
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ТУРИЗМЕ
Содержание1. Статистика международного туризма, история её развития
2. Статистика туристскихпотоков и туристских доходов и расходов – два основных раздела статистикитуризма
3. Основные показателистатистики туристских потоков: количество прибытий и продолжительностьпребывания
4. Рекомендации Всемирнойтуристкой организации по статистике иностранных туристов
5. Выделение парныхстоимостных показателей: расходы на международный туризм и поступления то него
Заключение
Список использованныхисточников
1. Статистикамеждународного туризма, история её развитияВо всём мире туризм считается одной из наиболеедоходной отраслей экономики. Существуют разнообразные методики, которыепозволяют продемонстрировать вклад туристской отрасли в народное хозяйство.Наилучшим образом это способна сделать статистика. Её основная задача –показать роль туризма в экономике регионов [1].Статистика – получение, обработка, анализ ипубликация информации, характеризующей количественные закономерности жизниобщества в неразрывной связи с их качественным отражением. В более узком смыслестатистика – совокупность данных о каком-либо явлении или процессе [2].Проблемы статистического учета являютсяцентральными в исследованиях туризма. Исследование международного туризматребует количественных показателей, в основе которых лежат статистическиеданные. Начало систематическому учету туристских потоков было положено в первойполовине XX в. В 1929 г. Австрию посетили около 2 млн. человек, Швейцарию — 1,5млн., Италию — свыше 1 млн. На волне туристского движения в ряде европейскихстран складывается статистика путешествий. Однако тогда она еще не имеласамостоятельного значения. Сбор и обработка сведений осуществлялись в интересахнациональной безопасности, контроля за миграционными процессами и соблюдениязаконодательства о налогообложении. Собственно туристские цели отходили назадний план. Туристы учитывались наряду с другими путешествующими лицами, невычленяясь в качестве особой категории.
Новыйэтап в развитии статистики международного туризма наступил в конце 40-х — начале 50-х годов. После войны европейские страны столкнулись со многими хозяйственнымипроблемами: разрухой, хаосом в управлении, развалом товарной и финансовойсистем. В этих условиях правительства обратились к международному туризму,возлагая на него большие надежды. С ним связывали активизацию платежногобаланса, достижение финансового равновесия и, в конечном итоге, долгосрочныйэкономический подъем.
В60-е годы внимание правительств индустриальных стран Запада и международныхорганизаций было сфокусировано на положении развивающихся стран. ГенеральнаяАссамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальнымстранам и народам (1960 г.) и объявила текущее десятилетие «Декадойразвития». Для стран Третьего мира консультанты разработали программыпреодоления экономической отсталости, в которых туризму отводилось существенноеместо.
Сростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики.Постепенно простые учетные операции усложнялись и стали включать элементыанализа туристской миграции. В настоящее время статистика туризма, охватываябольшой круг вопросов, ведется в целях оценки вклада международного туризма вэкономику страны, в частности, его влияния на платежный баланс; выявленияосновных направлений и тенденций развития туризма для планирования его материально-техническойбазы; проведения маркетинговых исследований и продвижения туристского продуктак потенциальным потребителям.
Закаждым из перечисленных направлений статистических наблюдений стоит конкретныйпользователь информацией. Это — правительства, национальные туристскиеадминистрации и предприятия-производители туристских товаров и услуг. Впроцессе работы все они нуждаются в новейшей информации о туризме и определяютее содержание, объем, формы и периодичность представления [3].
Основныеопределения туризма были сформулированы Организацией Объединенных Наций(Конференция по туризму и международным путешествиям, Рим, 1963 г.) и Комиссией по статистике ООН (апрель 1968 г.). Эти определения были пересмотрены и принятына конференции, проводившейся Всемирной туристской организацией в Оттаве в июне 1991 г. Там же были сформулированы некоторые рекомендации, которые ВТОопубликовала в своем отчете «Рекомендации по статистике в международноймиграции» [4].
Туризмобладает огромным потенциалом развития. Его природа и масштаб переживают внастоящее время глубокие изменения. Необходимость статистических данных потуризму в настоящее время резко возрастает. Особенно такие потребности ощущаютне только национальные туристские администрации, но и многочисленныезаинтересованные группы: например, отраслевые организации, местные органывласти, научные круги и др. [1].
Принятиеправительствами и оперативным сектором ВТО общего языка для статистки туризмаповысило авторитет туристской индустрии во многих странах мира, в том числе и вКазахстане.
2. Статистикатуристских потоков и туристских доходов и расходов –два основных разделастатистики туризма
Статистикамеждународного туризма включает два основных раздела: статистика туристскихпотоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТОразработала перечень основных показателей, информативных и относительно легкоизмеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количествоприбытий (отбытий) и продолжительность пребывания (см. Вопрос 3).
Статистикаприбытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире.К концу 90-х годов XX в. число международных туристских поездок превысило 650млн. Несмотря на кратковременные колебания и спады в отдельные годы, в развитиитуризма прослеживается устойчивая тенденция к повышению.
Статистическиеданные о туристских потоках группируются по целям путешествия, видамиспользуемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождениятуристов [3].
ВТОвыделяет шесть туристских макрорегионов мира:
1. Европейский- страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая всебывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья(Израиль, Кипр, Турция).
2. Американский- страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства итерритории Карибского бассейна.
3. Азиатско-Тихоокеанский- страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания.
4. Африканский- страны Африки, кроме Египта и Ливии.
5. Южно-Азиатский- все страны Южной Азии.
6. Ближневосточный- страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия [5].
Региональноераспределение международных туристских потоков в главных чертах сложилосьдавно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынкетуризма заметно выделяется Европа. Этот регион пользуется большой популярностьюу самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годыпрочно удерживает Америка.
Динамикамеждународного туризма по регионам мира в последние 45 лет обнаруживаетсущественные различия. При общем двадцатикратном увеличении туристских потоковна планете в Европе и Америке они росли темпами, близкими к среднемировым (6,6и 5,9% в год соответственно). Молодые туристские регионы — Азиатско-Тихоокеанский, Ближневосточный и Африканский — развиваются быстрее. Вотдельные годы темпы прироста туристских прибытий в них выражаются двузначнымицифрами. Однако они менее устойчивы к воздействию, часто отрицательному,политических и экономических факторов. Периоды ускоренного роста туризма в нихсменяются стагнацией (застоем) и спадами.
Запрошедшие десятилетия наиболее динамичным был Азиатско-Тихоокеанский регион, вкотором средние многолетние темпы роста туристских потоков в 9 раз опережалисреднемировые. Некоторое сокращение туристской активности в странах Восточной,Юго-Восточной Азии и Океании в 1997-1998 гг. было связано с мировым финансовымкризисом. Но уже в 1999 г. регион преодолел его последствия, поставив новыйрекорд по туристским прибытиям — 94 млн. поездок.
Африканскийконтинент и Ближний Восток, посещаемость которых увеличивается сравнительнобыстро, при низких абсолютных значениях показателя прибытий оказывают слабоевлияние на мировую динамику туризма [3].
Статистикатуризма, наряду со статистикой туристских потоков, включает второй, не менееважный раздел — статистику туристских доходов и расходов. Он содержитстоимостные оценки туризма, необходимые при изучении его влияния нанациональную экономику, в частности платежный баланс страны, а также дляхарактеристики секторов самой индустрии туризма.
Ключевымпонятием второго раздела статистики туризма являются туристские расходы. Онипрямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются всистеме национальных счетов.
Туристскиерасходы определяются как общая сумма потребительских расходов, которыепроизводятся посетителем или от его имени при подготовке к поездке, в ходепоездки и во время пребывания в месте назначения [1].
Воснову концепции туристских расходов положен ряд принципов. Согласнорекомендациям ВТО учету подлежат только те расходы посетителей, туристов иэкскурсантов, которые являются экономически значимыми. Их может нести сампосетитель либо от его имени любое другое физическое или юридическое лицо.Например, в путешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачиваеттовары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания уродственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездкифинансируются также юридическими лицами: предприятиями, когда речь идет ослужебных командировках или поощрительных турах по итогам работы;благотворительными учреждениями, организующими поездки для детей, пожилых людейи некоторых социально ущемленных групп населения; государством. В ряде случаевоно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.
Расходыпосетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им дляудовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны:от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительногопользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все онипотребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этомслучае, несмотря на то, что их обладателем становится другое, не путешествующеелицо, понесенные расходы относятся к туристским.
Объемтуристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам натовары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., внезависимости от формы их оплаты — наличными деньгами, дорожными чеками, покредитным карточкам и иным способом.
Однаиз главных и наиболее ложных проблем статистики туризма остается упорядочение составатуристских расходов. Он обусловлен временем, когда посетитель несет затраты(при подготовке, в ходе или по окончанию поездки), а также типом туризма.Соответственно выделяются внутренние туристские расходы, связанные спутешествиями резидентов по своей стране, и международные. Важное значение дляпонимания экономической природы последних имеет направление движения посетителяиз страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский потоксоотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной — споступлениями от международного туризма [3].
3. Основныепоказатели статистики туристских потоков:
количествоприбытий и продолжительность пребывания
Важнейшимипоказателями туристских потоков являются количество прибытий (отбытий) и продолжительностьпребывания.
Подколичеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов,прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный периодвремени, обычно календарный год.
Количествоприбытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим туристскоедвижение. Прибытия (отбытия) учитываются в абсолютном выражении в виде числапоездок за тот или иной отрезок времени. Однако абсолютные показателитуристских потоков не позволяют судить об уровне туристской активности, так какони зависят от общей численности населения. Поэтому для оценки интенсивноституристских обменов количество прибытий (отбытий) рассчитывается на 100 человекнаселения, т.е. выражается в виде относительной величины.
Поданным ВТО, на 100 человек приходится в среднем 10 поездок. По отдельнымрегионам и субрегионам значения показателя существенно отклоняются отсреднемирового уровня. Если в Центральной Африке и Южной Азии в 1995 г. регистрировалось 0,5 прибытий на 100 человек населения, то в Карибском бассейне и Океании неменее 40.
Самаявысокая туристская активность отмечается в Европе. Во всех субрегионах — Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европе — количествоприбытий, а также поездок за границу в расчете на 100 человек большесреднемирового уровня. Для прибытий максимальные значения показатель принимаетв Южной и Западной Европе — свыше 60 прибытий на 100 человек, для поездок заграницу в Северной и Западной Европе — более 70 отбытий на 100 человек.
Посколькутурист может посетить несколько стран в течение года и даже в ходе однойпоездки побывать в разных государствах, фактическая численность туристов меньшеколичества прибытий.
Неравномерностьтемпов роста международного туризма в территориальном разрезе привела кизменению его региональной структуры в 90-х годах по сравнению с 1950-1970 гг.Доля Европы и Америки снизилась при одновременном повышении удельного весаАзиатско-Тихоокеанского региона и некоторой стабилизации положения остальных регионовмира.
ВXXI в. территориальная структура международного туризма будет продолжатьменяться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 г., Европа удержит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма (717 млн.прибытий). Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн.прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройкулидеров (284 млн. прибытий).
Нарядус количеством прибытий (отбытий) в статистике туристских потоков используетсядругой показатель — продолжительность пребывания. Она измеряется в часах дляоднодневных поездок и ночевках для посещений-пребываний.
Подночевкой понимают одни сутки, проведенные одним туристом в данной стране (местеназначения).
Продолжительностьпребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода,т.е. общее количество ночевок, рассчитывается как произведение числа туристскихприбытий на среднюю продолжительность пребывания одного туриста в стране.
Учетночевок лишь на первый взгляд кажется простым и легким делом. Между тем можнопривести немало примеров из жизни, ставящих в тупик даже самых опытныхспециалистов. Осуществляет ли ночевку автомобилист, совершающий путешествие иостанавливающийся в мотеле на несколько часов, чтобы принять душ, отдохнуть и втот же день снова отправиться в путь? А что можно сказать о человеке, которыйнавещает родственников (за пределами своей обычной среды) и возвращается домойпосле полуночи? Для ответа на эти и другие аналогичные вопросы ВТО рекомендуетруководствоваться двумя критериями: даты прибытия в место назначения и выбытияиз него должны различаться, а путешествующее лицо фактически ночевать во времяотсутствия на постоянном месте жительства.
Поданным ВТО, общее количество туристских ночевок в мире в 1994 г. составило 8,2 млрд. Основная их доля — около 70% — приходится на внутренний туризм.Статистические данные о ночевках группируются по календарным месяцам, типу икатегории средств размещения, а также территориальному признаку.Продолжительность пребывания туристов неодинакова по странам (Таблица 1).
Таблица 1
Средняяпродолжительность пребывания меджународных туристов в странах (территориях)Азиатско-Тихоокеанского региона в 1994 г.Страны (территории) Количество ночевок Страны (территории) Количество ночевок
Австралия
Новая Зеландия
Филиппины
Япония
24,0
19,0
11,5
9,6
Тайвань
Таиланд
Малайзия
Сянган (Гонконг)
Сингапур
7,5
7,0
4,8
3,9
3,0
Этиразличия обусловлены туристской специализацией принимающей страны (деловойтуризм или путешествия ради развлечения и отдыха), уровнем цен на ее внутреннемрынке, характером туристских потоков (транзитные или конечные), отдаленностьюот основных рынков выездного туризма и некоторыми другими факторами. Взависимости от их сочетания средняя продолжительность пребывания, например, встранах (территориях) Азиатско-Тихоокеанского региона меняется от трех ночевокв Сингапуре до 24 в Австралии.
Вотличие от статистики прибытий, дающей общее представление об объеме туристскихпотоков, статистика продолжительности пребываний содержит характеристикутуристских путешествий. Собираемая ею информация о транзитных и конечныхпоездках используется при изучении спроса разных групп туристов на услуги поразмещению.
Рассмотренныевыше показатели туристских потоков применяются не только при статистическомучете иностранных туристов, но и в отношении местного населения, отбывающего заграницу или путешествующего в пределах своей страны. Тем самым обеспечиваетсясопоставимость баз данных въездного, выездного и внутреннего туризма [3].
4. РекомендацииВсемирной туристкой организации
постатистике иностранных туристов
Вмарте 1993 года Статистической комиссией ООН была принята разработанная ВТОСтандартная международная классификация видов деятельности в туризме (СИКТ) –рекомендации по статистике туризма. В этом документе даются определения такихпонятий, как туризм, турист, посетитель, экскурсант, определяются виды туризма,даются рекомендации по ведению сбора статистических данных.
ЗадачамиСИКТа являются:
· Содействиеформированию комплексной статистической картины туризма.
· Обеспечениерамок для сопоставимости национальных и международных статистических данных потуризму.
· Обеспечениеспециалистов в области туризма более точными знаниями о туристских продуктах,услугах, рынках и состоянии этого сектора.
· Обеспечениеболее чёткой оценки состояния платёжного баланса и вклада туризма вмеждународные торговые потоки [1].
Этопривело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристскимцентрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурентов. В 2000г. ООНодобрила методологию Вспомогательного счёта в туризме, что сделало туризмпервым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами,позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие [6].
Встатистических целях документами ВТО определены термины «международныйпосетитель», к которым относятся «международный турист» и «международныйоднодневный посетитель».
Международныйтурист (ночующий посетитель) – посетитель, который осуществляет по меньшей мереодну ночёвку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемойстране. Международный однодневный посетитель (экскурсант) – посетитель, которыйне осуществляет ночёвки в коллективном или индивидуальном средстве размещения впосещаемой стране [1].
Согласнорекомендациям ВТО всех путешественников, пересекающих внешние границы стран,подразделяют на тех, которые должны быть включены в статистику туризма иназваны гостями, и на тех, которых не включают в статистику исходя из мотивових визита (рис. 1).
/>
Рис.2.1. Классификацияиностранных гостей
1. Экипажизарубежных самолетов и судов, которые пользуются средствами страны пребывания;
2. Путешественники,которые прибыли в страну на борту корабля (по определению Международной морскойорганизации, 1965 г.) и ночуют на борту, даже если гостят один или несколькодней;
3. Членыэкипажа, которые не являются резидентами страны пребывания и остаются в странена один день для отдыха;
4. Гости,которые прибывают и живут несколько дней для отдыха, развлечений и проведенияотпуска; посещения друзей и родственников, восстановления здоровья; попрофессиональным целям и бизнесу; в религиозных целях; в других туристскихцелях, включая транзит однодневных гостей по маршруту до выбранной страны илииз нее;
5. Статусопределен Организацией Объединенных Наций в Рекомендациях по статистике вмеждународной миграции, 1980г.;
6. Пассажиры,которые не живут в транзитных зонах аэропортов и морских портов, включаятрансферт между ними;
7. Статусопределен Высокой комиссией по беженцам Организации Объединенных Наций, 1967 г.;
8. Дипломаты,путешествующие из своих стран на службу и обратно (включая семьи) [7],
Взависимости от продолжительности пребывания (числа ночевок) СИКТ выделяетнесколько сегментов рынка путешествий (Таблица 2) [3].
Таблица 2
Шкалапродолжительности пребыванияКатегории посетителей Количество ночевок Тип поездки Экскурсанты Туристы
1-3
4-7
8-28
29-91
92-365
Краткосрочные
Дополнительного отпуска
Среднесрочные
Долгосрочные
Долгосрочные
Краткосрочныепоездки (1-3 ночевки) предпринимаются для отдыха и развлечений в выходные ипраздничные дни, а также с деловыми целями. Во вторую группу (4-7 ночевок)входят поездки с разными мотивами, осуществляемые преимущественно во времядополнительного отпуска. Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами.Среднесрочные поездки (8-28 ночевок) посетители совершают, находясь впродолжительном отпуске, главным образом для отдыха. Наконец, поездкипродолжительностью 29-91 и 92-365 ночевок относятся к долгосрочному туризму.Часть лиц, прежде всего экономически неактивных, предпринимают их для отдыха,развлечений и лечения, другая — с деловыми и профессиональными целями [3].
Присоставлении статистики используют процедуры контроля при въезде в страну инахождении в ней, регистрационные формы в учреждениях, предоставляющих местаразмещения (преимущественно для внутреннего туризма). Также используют записи врегистрационных журналах международных перевозчиков пассажиров и национальныетуристские обзоры, в которых содержится информация об иностранном и внутреннемтуризме.
Однакосуществуют практические сложности при составлении этой статистики. Например,непросто отделить гостей от иммигрантов, гостей от людей, живущих илиработающих около внешних границ, транзитных пассажиров от экипажеймеждународных авиалиний и т.д. Практически не учитываются люди, которыеостаются ночевать у своих родственников и друзей. Также сложно собратьинформацию о расходах туристов в стране. Такую информацию можно извлечь изучета иностранной валюты, проводимого банками или продавцами туристских услуг.Однако этот метод имеет свои ограничения. Следовательно, необходим болеетщательный сбор информации непосредственно от иностранных туристов при выездеиз страны или от своих туристов при возвращении их из путешествия [7].
5. Выделениепарных стоимостных показателей:
расходына международный туризм и поступления то него
Вматериалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходыпостоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. Вчисле прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний помеждународным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых зарубежом.
Расходына международные перевозки – это любой платёж перевозчикам, зарегистрированнымза границей, произведённый со стороны любого лица, постоянно проживающего введущей подсчёт стране [1].
Вбалансе текущих расчетов в качестве парного им используется показательпоступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всехрасходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятсяпо единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничнымдвижением денежных средств (Таблица 3) [3].
Таблица 3
Составтуристских расходов Направления расходов Внутренний туризм Международный туризм 1. Расходы до поездки 1.1. Приобретение недвижимости, крупные покупки предметов длительного пользования (дач, автомашин, авто- фургонов, яхт и пр.), которые могут быть использованы и в туристских целях исключаются исключаются 1.2. Покупка или прокат небольших предметов длительного пользования или товаров текущего потребления (дорожные принадлежности, спортивный инвентарь и т.п.), которые могут быть использованы не только во время поездки, но и после нее исключаются исключаются 1.3. Предоплата услуг, предоставляемых и потребляемых в ходе предстоящей поездки (комплексные туры, размещение, перевозки, а также приобретение туристской страховки) включаются
выездной туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые местное население потребляет во время путешествия за пределами своей страны;
въездной туризм – включаются только те услуги, за исключением международных перевозок, которые иностранные туристы потребляют в посещаемой стране 1.4. Оплата услуг, предоставляемых до поездки и непосредственно связанных с ней (техническое обслуживание автомобилей и пр.) включаются исключаются 2. Расходы во время поездки 2.1. Коммерческие закупки, осуществляемые посетителем, в том числе от лица работодателя, во время деловых поездок исключаются исключаются 2.2. Наличные деньги, выдаваемые родственниками или знакомыми во время поездки на отдых, но не в счет оплаты туристских товаров и услуг; благотворительные взносы исключаются исключаются 2.3. Приобретение недвижимости, крупные покупки предметов длительного пользования (дач, автомашин, автофургонов, яхт и др.), даже если в будущем они будут использованы в туристских целях исключаются исключаются 2.4. Покупка товаров широкого потребления по низким ценам за пределами обычной среды включаются включаются 2.5. Прочие крупные статьи расходов (капитальный ремонт автомобиля и пр.) включаются включаются 2.6. Покупка небольших товаров длительного пользования и текшего потребления вне зависимости от времени и места их использования включаются включаются 2.7. Покупка сувениров включаются включаются 2.8. Оплата услуг, приобретаемых в ходе поездки (перевозка, размещение и пр.) включаются включаются 2.9. Покупка других товаров (услуг) в месте назначения, включая беспошлинные товары, независимо от их стоимости и характера использования, кроме коммерческих закупок и приобретения недвижимости включаются выездной туризм – включаются; въездной туризм – включаются только те покупки, которые иностранные туристы совершают в посещаемой стране 3. Расходы после поездки 3.1. Приобретение товаров (услуг), связанных с поездкой (проявка фотопленки, ремонт автомашины, поврежденной во время путешествия, и пр.), кроме приобретения недвижимости и крупных товаров длительного пользования включаются исключаются
Вцелях унификации положения и обеспечения сопоставимости туристских расходов ВТОрекомендует следующую их группировку:
1)комплексные туры, представляющие собой набор услуг и реализуемые по единой ценебез разбивки на составные элементы;
2)размещение;
3)питание;
4)транспорт;
5)рекреационные, культурные и спортивные товары и услуги, включая входную плату вучреждения культуры, отдыха и развлечений, затраты на покупку, ремонт иэксплуатацию спортивного инвентаря во время поездки, оплату обучения отдельнымвидам спорта, непродолжительных экскурсий, а также услуг гидов;
6)магазинные покупки;
7)прочие статьи — страховые платежи, комиссионные сборы, стоимость проявкифотопленки и распечатки фотографий и т.д. [8].
Величинаи структура расходов туристов во время отпуска зависят от ряда обстоятельств.Специалисты Международного центра исследований по экономике туризма приВенецианском университете Ка'Фоскари (Италия) выделили пять факторов:
1. Странапроисхождения туриста. Ее социокультурный облик оказыват сильное влияние напокупательское поведение туристов. Кроме того, со страной происхождения туристасвязан так называемый «эффект обмена валюты». Он часто определяетвыбор той или иной дестинации (страны посещения), а если выбор уже сделан, — объем планируемых туристом расходов. Это относится, прежде всего к странам,входящим в зону доллара или немецкой марки, а с недавнего времени и к Японии.
2. Райони место отдыха. Проведенные в Италии исследования показали, что поездки погородам искусств обходятся туристам дороже, чем отдых на море, в горах или наозерах. Величина расходов также различается по туристским центрам. В Венецииони, как правило, выше, чем в Падуе и Вероне.
3. Типразмещения. Объем расходов зависит от вида размещения (отель, кемпинг, туристскаядеревня и т.д.) и его категории.
4. Продолжительностьотдыха. Она влияет на выбор вида транспорта для проезда на курорт, типаразмещения, а также размер покупок товаров и услуг, совершаемых туристом наотдыхе, т.е. Отражается на главных статьях туристских расходов.
5. Времяотдыха (сезон, несезон, межсезонье). Величина туристских расходов меняетсявслед за сезонными колебаниями цен на проезд и проживание на курорте.
Каждаяпоездка отличается определенным соотношением этих пяти характеристик, влияющимна выбор туристом тех или иных товаров и услуг и, следовательно, размер иструктуру затрат.
Основныерасходы на международный туризм, по данным ВТО, несет население индустриальноразвитых стран, главным образом США, Германии, Великобритании и Японии (Таблица4). На долю этих четырех стран приходится около трети всех расходов. Кроме них,заметную роль в формировании международных туристских расходов, их величины иструктуры, играют другие члены «большой семерки» — Франция, Италия иКанада.
Таблица 4
Страны- лидеры расходам на международный туризм в 1998 г. Место в мире 1990 1998 Страны Расходы *, млрд. ам. долл. Темпы прироста расходов 1998/1997, %
1
2
4
3
6
5
9
7
8
40
13
10
11
23
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
США
Германия
Великобритания
Япония
Франция
Италия
Нидерланды
Канада
Австралия
Китай
Бельгия/Люксембург
Российская Федерация
Швеция
Швейцария
Бразилия
56,1
46,9
32,3
28,8
17,8
17,6
11,2
10,8
9,5
9,2
8,8
8,3
7,7
7,1
5,7
9,6
1,5
16,6
-12,7
7,2
6,0
9,8
-4,4
-5,9
-9,8
6,0
-17,8
14,9
2,9
5,6 /> /> /> /> />
*Без расходов на международный транспорт
Вовторой половине 90-х годов в группу стран со значительными расходами намеждународный туризм входили Скандинавские страны (Швеция, Норвегия,Финляндия), некоторые западноевропейские страны (Австрия, Швейцария, страныБенилюкс), новые индустриальные страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина,Венесуэла), а из стран Азии — Китай, Сингапур, Малайзия.
Долястран Центральной и Восточной Европы в общем объеме международных туристскихрасходов пока невелика. Среди них выделяются Российская Федерация, входящая вчисло лидеров по этому показателю, и Польша, которая демонстрирует рекордныйрост международных туристских расходов. За пять лет, с 1991 г. — начала Кассовых поездок поляков за границу — по 1995 г., они увеличились в 40 раз.
Доходыот международного туризма. Анализ стоимостных показателей свидетельствует опревращении туризма в одну из ведущих отраслей мирового хозяйства. Поступленияот международного туризма в 1998 г. превысили полтриллиона ам. долл., в томчисле 439 млрд. от собственно туристской деятельности и около 90 млрд. отмеждународных пассажироперевозок.
Вматериалах ВТО поступления от международного туризма и туристские расходыотражаются в одной валюте — американских долларах. Использование доллара вкачестве базовой денежной единицы позволяет проводить сравнения на макроуровне.Вместе с тем покупательная сила доллара, как и любой другой валюты, подверженаколебаниям, что сказывается на динамике стоимостных показателей туризма.Укрепление (ослабление) доллара по отношению к валютам ведущих туристских странможет ускорять или, наоборот, замедлять темпы прироста поступлений отмеждународного туризма и расходов на него, искажая, таким образом, подлиннуюситуацию на туристском рынке.
Настоимостные показатели туризма в динамике оказывают влияние не только колебанияобменных курсов валют, но и инфляция. Эти два фактора тесно связаны междусобой. Ослабление национальной денежной единицы влечет за собой рост цен, аснижение уровня инфляции способствует укреплению национальной валюты. Надолгосрочном отрезке времени их колебания взаимоуравновешиваются, и тогдаоценка развития туризма становится более точной, чем на текущий момент. Поэтомув экономическом анализе целесообразно оперировать среднегодовыми темпами роста(прироста) стоимостных показателей за ряд лет, при расчете которых колебаниякурса доллара также взаимопогашаются [3].
Список15 самых доходных туристских дестинаций возглавляют США. Они лидируют с большимотрывом, который в последние годы увеличивается. По данным ВТО, в 1998 г. поступления от международного туризма в США в 2,4 раза превышали их объем во Франции, занимающейвторое место. В 1980 г. разрыв между ними был менее существенным — 1,2 раза(10,1 и 8,2 млрд. ам. долл. соответственно). В ведущую десятку вошел такжеКитай, который передвинулся с 25-го на 7-е место (Таблица 5) [8].
Таблица 5
15самых доходных туристских дестинаций в мире, 1998 г. Место в мире 1990 1998 Направления Поступления* млрд. ам. долл. Темпы прироста поступлений 1998/1997, % Доля в мировых поступлениях от туризма, %
1
2
3
4
6
5
25
7
9
10
8
15
11
14
…
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
США
Франция
Италия
Испания
Великобритания
Германия
Китай
Австрия
Канада
Мексика
Швейцария
Австралия
Сянган
Нидерланды
Российская Федерация
Всего 1-15
Мир в целом
71,3
29,9
29,8
29,7
21,0
16,4
12,6
11,2
9,4
7,9
7,8
7,3
7,1
6,8
6,5
274,7
439,4
-2,9
6,0
2,4
11,0
6,0
-3,9
4,4
4,4
4,2
4,0
3,9
-36,7
-23,1
7,6
3,0
0,0
0,3
16,2
6,8
6,8
6,8
4,8
3,.7
2,9
2,5
2,1
1,8
1,8
1,7
1,6
1,5
1,5
62,5
100,0 /> /> /> /> /> />
*Без доходов от международных транспортных перевозок.
Объемпоступлений от международного туризма широко используется для оценки уровнядоходности туристского направления. Но более точными показателями являютсядоход с одного прибытия и размер туристского дохода, приходящийся на душунаселения. Картина, составленная на основе этих показателей, резко отличаетсяот той, что была представлена выше.
В 1995 г. ВТО провела исследование доходности туристских направлений.Поступления с одного прибытия составили в среднем 708 ам. долл. Значения этогопоказателя сильно варьировались по миру. Доход с прибытия был ниже в странах(Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу с главнымистранами-поставщиками туристов (в данном случае США), а также всоциалистических (бывших социалистических) странах (Китай). Высокий уровеньдоходов с прибытия отмечается в тех дестинациях, которые удалены от крупныхрынков выездного туризма, характеризуются высокой стоимостью жизни илиориентированы на туристскую элиту.
Результатыисследования ВТО показали, что в 1995 г. по доходам с одного прибытиялидировали страны Северной Европы — Дания (2,3 тыс. ам. долл.) и Финляндия (2,1тыс. ам. долл.). По абсолютному показателю поступлений от международноготуризма они не входили в первую десятку. США передвинулись с 1-й на 19-юпозицию (1,4 тыс. ам. долл. с прибытия). Франция, Италия и Испания вообще неоказались в числе 50 наиболее доходных туристских дестинаций, что не может небеспокоить национальные туристские администрации [3].
Заключение
Туризмв конце ХХ века стал не только одним из важнейших элементов международной жизнии торговли, но и существенным фактором экономического, культурного исоциального развития многих стран. Возрастает необходимость достижениясоглашений о сотрудничестве между правительствами представителями туристскойотрасли в деле сбора статистических данных и обмена ими, для чего необходимысоздание единой основы статистической базы туризма. Всё это вызывает насущнуюпотребность принятия единой системы сбора данных по статистике в туризме,предложенной в своё время ВТО и принятой в марте 1993 года.Статистика – получение, обработка, анализ ипубликация информации, характеризующей количественные закономерности жизниобщества в неразрывной связи с их качественным отражением. В более узком смыслестатистика – совокупность данных о каком-либо явлении или процессе [2].
ВТОпредоставляет самую обширную в мире статистику по туризму. Поступающая из 190стран мира туристская информация включает: туристские прибытия, финансовые поступления,ночёвки, вид транспорта, длительность пребывания, туристские расходы и странупроисхождения посетителей.
Вспомогательныйсчёт в туризме, который утвержден статистической комиссией ООН устанавливаетряд глобальных стандартов и определений, которые дают возможность измеритьреальный вклад индустрии туризма в экономику с точки зрения доли туризма в ВВП,создания прямых рабочих мест и капитальных инвестиций. Разработка ВСТ даётвозможность наладить сотрудничество между национальными туристскими администрациями,национальными статистическими учреждениями и центральными банками [6].
Статистикамеждународного туризма включает два основных раздела: статистика туристскихпотоков и статистика туристских доходов и расходов. Для каждого из них ВТОразработала перечень основных показателей, информативных и относительно легкоизмеряемых. Важнейшими показателями туристских потоков являются количествоприбытий (отбытий) и продолжительность пребывания.
Подколичеством прибытий (отбытий) понимается число зарегистрированных туристов,прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный периодвремени, обычно календарный год. Продолжительность пребывания измеряется вчасах для однодневных поездок и ночевках для посещений-пребываний.
Разделстатистика туристских доходов и расходов содержит стоимостные оценки туризма,необходимые при изучении его влияния на национальную экономику, в частностиплатежный баланс страны, а также для характеристики секторов самой индустриитуризма.
Туристскиерасходы определяются как общая сумма потребительских расходов, которыепроизводятся посетителем или от его имени при подготовке к поездке, в ходепоездки и во время пребывания в месте назначения.
Вматериалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянныхжителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочегоони включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международнымперевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом.
Анализстоимостных показателей международных туристских доходов свидетельствует опревращении туризма в одну из ведущих отраслей мирового хозяйства.
Основныестраны — рецепторы международных туристских потоков также являются ключевымигенерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числуприбывающих туристов, могут и не являться первыми по поступлениям, как этопроисходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-ВосточнойАзии, например с Малайзией.
Обментуристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новымииндустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцатитуристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, иразвивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международноготуризма (точнее въездную его составляющую) -этого «неосязаемого» видаэкспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое вниманиеего развитию [7].
Еслитуризм будет надлежащим образом включён в статистическую структуру,разработанную адекватно структуре расходов и поступлений, можно будет видетьвзаимоотношения туризма с другими секторами экономики и его соответствующеезначение и влияние [1].
Списоклитературы1. Основы туристской деятельности: Учебник/ Г.И. Зорина, Е.Н.Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина – М.: Советский спорт, 2004.2. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1980.3. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник.- М.: Аспект Пресс, 2002.4. Папирян Г.А. Международные экономические отношения.Экономика туризма – М.: Финансы и статистика, 2000.5. Самойленко А.А. География туризма: Учеб. пособие. – Ростовн/Д: «Феникс», 2006.6. http://revolution./sport/00118422_0.html7. http://www.mrcpk.tsure.ru/docs/liter/turism/turism6/8. Рекомендации ВТО по созданию единой системы в статистикетуризма// Мосинтур. – 1993. — №5