Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Возрастные закономерности и сенситивные периоды развития базовых видов координационных способностей

у детей с нарушением речи всравнении со здоровыми школьниками8-15 лет
Кандидаты педагогических наук, доценты И.Ю. Горская,Л.А. Суянгулова Кандидат педагогических наук Н.П. Филатова Е.Ф. Мухамедьярова,Сибирская государственная академия физической культуры, ОмскНаучно-исследовательский институт деятельности человека в экстремальныхусловиях СибГАФК
Актуальностьисследования. Нарушения речевой функции — это одно из отклонений, существенносказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. А поскольку, поданным статистики, число детей с речевыми расстройствами растет, тоактуальность решения проблем коррекционно-воспитательной работы с детьми,страдающими речевыми нарушениями, приобретает огромное значение. Одно изведущих мест в такой работе занимают занятия физической культурой, чтообусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов (В.М.Бехтерев, 1954; И.Т. Власенко, 1990, и др.), двигательный анализатор играетбольшую роль в развитии речи, а во-вторых, уже с детского возраста у людей,страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание в показателяхфизического развития. В литературе отмечено, что ведущим нарушениемдвигательной сферы детей-логопатов является отставание в развитии координационныхспособностей (КС) (Л.Г. Журба, 1981; Л.О. Бадалян, 1988; Е.М. Мастюкова, 1992,и др.).
Важнейшимметодическим положением при воспитании КС у здоровых детей является учетвозрастно-половых закономерностей и индивидуальных особенностей развитияразличных видов данной способности. При решении этой задачи для детей саномалиями в развитии на первое место выходит подбор методов и средств,учитывающих особенности протекания заболевания, характер и степень двигательныхнарушений, медицинские противопоказания при занятиях физической культурой,психофизиологические особенности детей с той или иной патологией в развитии.Необходимо учитывать, что у аномальных детей имеются нарушения деятельностикоры головного мозга, работы анализаторных систем, что значительно отражаетсяна формировании физиологических механизмов координационных проявлений.
Целькоррекционной работы при воспитании КС у аномальных детей, на наш взгляд, — достижение оптимального гармоничного уровня развития всех видов базовых КС. Дляразработки программ воспитания КС у детей с нарушением речи необходимо сначалавыявить уровень развития различных видов КС, сравнить с теми же показателямиздоровых детей, выявить и оценить характер и степень координационных нарушенийу детей-логопатов.
Задачиисследования. На первом этапе наших исследований предстояло изучить базовыйуровень развития КС, выявить возрастные закономерности и особенности развитиянекоторых видов КС практически здоровых учащихся 8-15 лет и детей с нарушениямиречи.
Организацияисследования. Исследования проводились на базе НИИ деятельности человека вэкстремальных условиях (НИИ ДЭУ) СибГАФК, школы-интерната № 19 для детей собщими нарушениями речи и общеобразовательных школ № 77 и 56 г. Омска в 1998 — 2000 гг.
Длярешения поставленной задачи использовалась разработанная программа комплексноготестирования уровня развития различных видов КС. Программа тестированиясоставлена из батареи тестов, позволяющих оценить уровень развития базовых КС.Подбирались тесты, доступные для выполнения детьми, имеющими нарушение речи.Таким образом, сравнивая результаты здоровых детей и детей-логопатов, мыполучили возможность выявления различий, степени отклонений в уровне развитияразличных видов КС, обоснования сенситивных периодов развития базовых видовкоординации.
Результатыисследования. Выявлено, что абсолютные значения показателей дифференциро вочнойкоординации (пространственные параметры) группы детей с нарушением речи почтиво всех возрастных периодах практически не отличаются от результатов здоровыхшкольников (р > 0,05). Достоверные различия выявлены только в возрасте 14лет у мальчиков и 10 и 14 лет у девочек. Возрастная динамика развития этогопоказателя у здоровых и у детей с нарушением речи также носит сходный характер.Наилучшие показатели по результатам тестирования, оценивающего уровень развитиядифференцировочной координации (пространственные параметры), были показанымальчиками 13 лет как в группе детей с нарушениями речи, так и в группеучащихся общеобразовательных школ. У девочек пик результативности в этом жетесте приходится на возрастной период 12 лет в группе детей с нарушениями речии 10 лет — в группе здоровых школьников. Более раннее достижение девочкамимаксимальных значений по результатам тестирования, выявляющего уровень дифференцировочнойкоординации, можно объяснить, на наш взгляд, разными темпами биологическогосозревания мальчиков и девочек. Известно, что девочки растут и развиваютсябыстрее, чем их ровесники мальчики, следовательно, физиологические механизмы,обеспечивающие уровень координационных проявлений, формируются исовершенствуются у девочек раньше, чем у мальчиков. Надо отметить, чтоабсолютные значения показателей дифференцировочной координации у здоровыхмальчиков выше, чем у девочек, тогда как у детей-логопатов лучшие показатели порезультатам тестирования, оценивающего уровень дифференцировочной координации,выявлены у девочек.
Наибольшиетемпы прироста показателей дифференцировочной координационной способности(пространственные параметры) приходятся на возрастной период от 8 до 10 лет каку здоровых школьников, так и у детей-логопатов. В возрасте 11-12 лет у здоровыхдетей и 13-14 лет у детей с нарушениями речи наблюдается спад результативностипо показателям тестирования, оценивающе го уровень развития дифференцировочнойкоординации (пространственные параметры). На наш взгляд, это связано снаступлением периода полового созревания. Известно, что в начале пубертатапроисходит мощный гормональный выброс, ведущий к рассогласованию в работефункциональных систем организма, что не может не отразиться на работефизиологических механизмов, обеспечивающих наиболее сложные видыкоординационных проявлений. У детей-логопатов пубертатный период наступаетпозже, чем у здоровых детей, так как они отстают в темпах полового созревания,что подтверждается собственными исследованиями.
Уровеньразвития дифференцировочной координации (силовые параметры) школьников снарушением речи также практически не отличается от показателей здоровых детей.Достоверные различия выявлены только в возрасте 11 и 15 лет у мальчиков и 11-12лет у девочек. Возрастная динамика показателя дифференцировочной координации(силовые параметры) здоровых детей и школьников с нарушением речи также носитсходный характер. Самые высокие показатели выявлены у мальчиков 13 лет, какздоровых, так и с нарушением речи. У девочек максимум результативностиприходится на возраст 13-14 лет. Самые высокие темпы прироста у детей-логопатовпо данному показателю выявлены в 11-13 лет у мальчиков и 12-13 лет у девочек,что свидетельствует о наличии сенситивного периода в этих возрастныхдиапазонах.
Показателитестирования, оценивающего уровень развития способности поддерживать заданнуючастоту движений, в большинстве возрастных диапазонов у детей-логопатовдостоверно ниже (р>0,05), чем у здоровых детей. Исключение составляет лишьвозраст 11-12 лет у мальчиков и 12 лет у девочек. Возможно, это объясняетсятем, что в этот возрастной период у здоровых детей происходит спад показателейтестирования, связанный с наступлением пубертатного периода. В дальнейшемпоказатели здоровых школьников возвращаются к исходному уровню, затемувеличиваются, и в следующих возрастных группах вновь проявляются достоверныеразличия между логопатами и здоровыми школьниками. Сенситивные периоды выявленыв возрасте от 10 до 11 лет у мальчиков и от 9 до 10 лет у девочек с нарушениемречи, так как в эти возрастные промежутки наблюдаются самые высокие темпыприроста данного показателя. Более раннее наступление сенситивного периода удевочек связано с разными темпами биологического созревания мальчиков идевочек.
Ещебольше выражено различие между здоровыми и детьми с нарушением речи в тестах,оценивающих уровень развития реагирующей способности (тест «ловлялинейки», время простой и сложной зрительно-моторной реакции). Большоезначение в процессе координации движений имеет реагирующая способность, так какона является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Даже привысоком уровне развития остальных КС несвоевременное реагирование может привестик запаздыванию управляющих влияний и рассогласованиям между актом координации иконкретной динамической ситуацией, на которую он направлен (А.М. Пидоря, М.А.Годик, А.И. Воронов, 1992). Выявленное достоверное различие можно объяснить, нанаш взгляд, задержкой развития коркового отдела двигательного анализатора,расположенного в прецентральной извилине головного мозга и имеющегонепосредственную морфологическую связь с центром речи Брока. При повреждениицентра Брока, расположенного в заднем отделе нижней лобной извилины, возникаетмоторная афазия. Результаты теста, оценивающего уровень сложнойзрительно-моторной реакции, выявили и низкую способность детей-логопатов кпереключению, что также связано с локализацией поражения у детей-логопатов вобласти лобной доли. Следует обратить внимание, что по показателям простойзрительно-моторной реакции различий между здоровыми и детьми-логопатами вбольшинстве возрастных периодов не выявлено. Лишь в возрасте 10 лет у мальчикови 8--10 лет у девочек установлены достоверные различия между показателямиздоровых детей и школьников с нарушением речи. Это можно объяснить низкойсложностью задания. Видимо, на более низких уровнях сложности двигательногозадания наличие дефекта речи не отражается на результатах тестирования.
Возрастнаядинамика развития показателей реагирующей КС по всем тестам у здоровыхшкольников и детей-логопатов носит сходную направленность. Самые низкиепоказатели по результатам тестирования выявлены в возрасте 8 лет как у здоровыхдетей, так и у детей-логопатов. Пик результативности по показателямтестирования, оценивающего уровень развития реагирующей способности, приходитсяна возраст 14-15 лет как у детей-логопатов, так и у здоровых школьников. Ввозрасте 11 лет (девочки) и 13 лет (мальчики) у здоровых детей наблюдается спадизучаемого показателя, что объясняется наступлением периода половогосозревания. У детей-логопатов период спада данного показателя приходится навозраст 12 лет (девочки) и 13 лет (мальчики).
Выявленыследующие наибольшие темпы прироста по показателям реагирующей способности:простая и сложная зрительно-моторная реакция — от 10 до 11 лет у мальчиков и удевочек; тест «ловля линейки» — от 11 до 12 лет у мальчиков и удевочек.
Значительноснижены показатели детей-лого патов в тестах, оценивающих уровень развитиястатической координации, что свидетельствует о недостаточном развитиивестибулярного анализатора. Центральный отдел данного анализатора находится внепосредственной близости от центра Вернике (центра сенсорной речи). Развитие данногоцентра часто страдает у детей-логопатов (Дж. Дудел с соавт., 1985; Н.Н.Леонтьева, К.В. Маринова, 1986; Г.А. Волкова, 1993). Интересен тот факт, что ввозрасте 8-9 лет достоверных различий в показателях способности к сохранениюравновесия между детьми-логопатами и здоровыми школьниками не выявлено.Возможно, это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте у здоровых детейэта способность развита недостаточно в силу незрелости физиологическихмеханизмов обеспечения, ответственных за сохранение равновесия.
Сенситивныепериоды развития способности к сохранению равновесия у детей-логопатов впростых упражнениях (проба Ромберга, пяточно-но сочная поза) — возрастныедиапазоны от 12 до 13 лет у мальчиков и у девочек; в более сложных упражнениях(проба Ромберга, поза «аист») — от 8 до 9 и от 13 до 14 лет — умальчиков и от 9 до 10 лет у девочек, так как в эти периоды выявлены наиболеевысокие темпы прироста.
Самыезначительные отличия от показателей здоровых школьников выявлены у детей снарушением речи при проведении тестирования, оценивающего уровень развитияориентировочной КС и способности к конструктивному праксису (тест «кубикикооса»). Это можно объяснить высоким уровнем сложности теста, в которомкроме демонстрации двигательных навыков требуется значительное интеллектуальноеусилие. Достоверные различия выявлены во всех возрастных периодах, причемнаиболее выраженные — в старшем школьном возрасте. Самые высокие показатели,отражающие уровень развития ориентировочной способности и способности к конструктивномупраксису, у детей-логопатов наблюдались в возрасте 13 лет как у мальчиков, таку и девочек. После 13 лет способность к конструктивному праксису у детей снарушениями речи начинает плавно снижаться. У здоровых детей данный показательвозрастает до 15 лет. Резких периодов спада результативности тестирования,выявляющего способность к конструктивному праксису, не отмечено ни в одномвозрастном промежутке. Эта закономерность касается как здоровых детей, так идетей-логопа тов, как мальчиков, так и девочек. Можно предположить, что наданную способность, в отличие от многих других видов координационныхпроявлений, начало пубертатного периода не оказывает существенного влияния.Наибольшие темпы прироста способности к конструктивному праксису у учащихся общеобразовательныхшкол выявлены в возрастном диапазоне от 10 до 12 лет (мальчики) и от 9 до 11лет (девочки). У детей-логопатов сенситивный период приходится на более позднийпромежуток времени — 11-13 лет, что можно объяснить уже указанными вышезамедленными темпами биологического созревания этой категории детей. В целом жехарактер возрастной динамики развития данной способности у здоровых детей ишкольников с нарушениями речи носит сходную направленность, за исключениемпериода 14-15 лет, когда у здоровых школьников еще идет рост данногопоказателя, а у подростков с нарушением речи уже наступила стадия стабилизации.
Возрастнаядинамика показателя кинестетической КС (тест «фишки») детей-логопатови здоровых школьников практически одинакова по направленности развития, ноабсолютные значения детей с нарушением речи значительно снижены. Посколькусложность теста невысока, задание требовалось выполнить на время. Низкиерезультаты детей-логопатов в данном тесте свидетельствуют о значительныхтрудностях при выполнении двигательного задания в ограниченных временныхрамках, что подтверждается также и результатами в тесте «кубикикооса». Сенситивными периодами развития кинестетической способностиявляются промежутки от 9 до 10 лет у девочек и мальчиков, а также от 14 до 15лет у мальчиков и от 13 до 14 лет у девочек. Именно в эти периоды выявленысамые высокие темпы прироста по показателям тестирования.
Наиболеевысокие показатели, отражающие уровень способности к максимальной частотедвижений, дифференцировочной координации у детей-логопатов объясняются, на нашвзгляд, развитием компенсаций. Достижение двигательных компенсаций у детей снарушениями речи происходит вследствие целенаправленного педагогическоговоздействия на логопедических занятиях путем стимуляции функционированиямоторных зон лобной доли и прецентральной извилины и центра Брока. Вместе с темпри выполнении более сложных заданий, где требуется достаточно высокий уровеньразвития кинестетической реагирующей координации, способности к сохранениюравновесия отставание детей-логопатов от здоровых сверстников выраженозначительно.
Полученнаяинформация об особенностях координационных проявлений детей-логопатов,сенситивных периодах развития разных видов КС позволила разработатькоррекционную программу совершенствования базовых видов КС для детей снарушениями речи. Программа апробирова на и внедрена в практику работыкоррекционных школ Омска и других городов Сибири для детей с тяжелыминарушениями речи.
Список литературы
1.Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М.: Росиздат, 1954. — 345 с.
2.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи /Бадалян Л.О., Журба Л.Г., ТимонинаО.В. — Киев: Здоров'я, 1988. -326 с.
3.Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениямиречи /НИИ дефектологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
4.Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методическиеразработки к проведению коррекционных занятий). СПб., 1993. — 96 с.
5.Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномальногоразвития //Дефектология. 1987, № 4, с. 3-9.
6.Пидоря А.М., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовкиспортсменов. Омск, 1992. — 76 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.