Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Анализ перспектив развития туризма в современной России

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сочинскийгосударственный университет туризма и курортного дела
ФилиалСочинского государственного университета туризма и курортного дела в
г. НижнийНовгород
Факультет: Менеджмента
Кафедра: Экономики
Дисциплина: Финансыи кредит
Контрольнаяработа
Тема: «Анализперспектив развития туризма в современной России»
Выполнила: студентка IV курса
Группа МГБ 43-05
Сергеева Галина Геннадьевна
Проверил: Петухов В.И.
Оценка: ____________________
Подпись преподавателя:_______
_____« »___________200_____
Дата регистрации работы « »________200__________
НижнийНовгород
2009 г.

Содержание
Введение
Глава 1. Современное состояние сферы туризма вРоссийской Федерации
1.1 Состояние нормативного правовогорегулирования в сфере туризма в Российской Федерации
1.2 Состояние туристской инфраструктуры
1.3 Продвижение России как туристскогонаправления на международном и внутреннем туристских рынках
1.4 Подготовка кадров для сферы туризма
1.5 Состояние международного сотрудничества всфере туризма
Глава 2. Цель и задачи перспектив развития сферытуризма в Российской Федерации..
Глава 3. Основные направления и механизмы решениязадач перспектив развития сферы туризма.
3.1 Развитие туристской инфраструктуры
3.2 Продвижение России как туристскогонаправления на внутреннем и международном туристских рынках
3.3 Повышение качества туристских и сопутствующихуслуг
3.4 Совершенствование нормативного правовогорегулирования в сфере туризма..
3.5 Развитие международного сотрудничества
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Россиярасполагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так идля приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое — огромнаятерритория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах- нетронутая, дикая природа.
Вбогатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древниеславяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы идругие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры,языки и традиции. Это стимулирует развитие внутреннего туризма — делаетсовременных россиян интересными друг другу. Великие князья, монархи иимператоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники заходили все дальшевглубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали новые просторы, реки, моряи океаны. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее можетувидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.
Кромеприродных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризмаспособствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способностьиностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территориистраны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как ДальнийВосток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также НижнийНовгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.
Въезднойи внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов.Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный,познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный иохотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен такжеиндивидуальный и детско-молодежный отдых.
Цельданной работы – проанализировать перспективы развития туризма в современнойРоссии. Для этого первая глава будет посвящена нынешнему состоянию сферытуризма в РФ, вслед за этим будут поставлены цель и задачи и, исходя из них,разработка стратегии для совершенствования туризма в нашей стране, благодарячему можно будет оценить реальные перспективы развития туризма в России вбудущем.

Глава 1. Современноесостояние сферы туризма в Российской Федерации
Анализ современногосостояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы этасфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный роствнутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услугивнутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортныхрегионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве,Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественныхгостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничномустроительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественныхинвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничногобизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет вразвитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которыезакономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местомпроведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирнуюизвестность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край вцелом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристскойинфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько летЧерноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
В настоящее время встране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году ихнасчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения,таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общееколичество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численностьроссийских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортныхорганизациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них вгостиницах — 16,4 млн.человек.
Объем платных услуг, оказываемыхнаселению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет исоставил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.
По прогнозным оценкамВсемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году вВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласноданным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общейзанятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%, инвестиции в основной капитал втуристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовомросте в 8,2%.
Известно, что наша странанасчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей,а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата,относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных паркови заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты,отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играютважнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сетьмузеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требуетпостоянного совершенствования и развития. Что касается таких объектовтуристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжныекомплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает. Очевиднымявляется и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полноймере, и создание условий для качественного отдыха на территории Россиироссийских и иностранных граждан требует более активного проведениягосударственной политики в сфере туризма.
Москва и Санкт-Петербург,являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранныхтуристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых впоследние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах.Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с цельюотдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшимиза последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен нагостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центрегорода за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших ипопулярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск»,«Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве поразным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именнонехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитиевъездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг,предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах ПравительстваМосквы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитываяукрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена заномер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичнойкатегории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг,иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать встолицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.
С целью получения комплекснойхарактеристики современного уровня развития туризма в стране с учетомрезультатов деятельности государства по развитию данной сферы следует болееподробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развитиянормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовкикадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления навнутреннем и международном туристских рынках, а также международномсотрудничестве в сфере туризма.
1.1 Состояниенормативного правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации
 
Современное состояниенормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующимитенденциями:
— развитием и реализациейправовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав изаконных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасноституризма;
— усилением экономической(финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, занарушение гражданско–правовых обязательств, а как следствие — повышениемпрозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристскогобизнеса;
— появлением правовыхактов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различныхсегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассыи др.);
— развитием нормативногоправового регулирования в области безопасности туризма;
формированием правовыхоснов саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитиемнормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов)туроператоров, банков и страховщиков);
— комплексностьюнормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличиемзначительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством отуристской деятельности отраслях законодательства (далее – смежноезаконодательство);
— развитием региональногоправотворчества в сфере туризма и его унификацией;
гармонизациейзаконодательства Российской Федерации и права Европейского Союза,законодательств государств Содружества независимых государств и др.
Наиболее отчетливо этитенденции проявились в 2006-2007 годах, когда в результате эффективнойправотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сферетуризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания РоссийскойФедерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей странеправовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий моментзаконодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствуетнормам и принципам международного права, гармонизировано с правом ЕвропейскогоСоюза и законодательством развитых в туристском отношении государств.
1.2 Состояниетуристской инфраструктуры
К наиболее значимымпроблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению,относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, заредким исключением, практики создания субъектами Российской Федерацииблагоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иныхобъектов туристского использования.
В настоящее время в нашейстране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, таккак около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложенияпо развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданиемнового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметитьважность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя нетолько широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующуюинфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объектытуристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексовдолжно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так ихарактер туристского предложения — наличие туристских ресурсов, условий длякадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями иэкономической целесообразностью.
Главными препятствиямидля привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок,необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров иневыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка подгостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-тригода. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личныхцелях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
В настоящее времянаиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущимиопережающими темпами, являются:
— культурно-познавательныйтуризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов ихарактеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
— активные виды туризма,такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкуюпопулярность в мире;
— специализированныйтуризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный,учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
— круизный — морские иречные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
— деловой туризм,охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийныемероприятия, конференции, инсентив-поездки).
С учетом характерароссийских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры иготовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма внашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный,деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический,сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный,экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).
Для внутреннего рынкаособенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.
Пляжный туризм являетсяодним из самых популярных видов отдыха у россиян: 38% российских туристовпредпочитают отдыхать у воды. Это направление активно развивается на Черном иБалтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортовАзовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристскойинфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском мореявляются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этихтерриторий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог быполучить широкое распространение в Приморском крае.
Яхтенный туризм в России вцелом только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет вЛенинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названныхприморских регионах.
Для России с еенедостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованнымтуристским потенциалом развитие специализированного туризма как новогоальтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зренияпривлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннеготуристского предложения.
Выявленные приоритетныевиды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие имприоритеты в развитии туристской инфраструктуры.
По уровню туристскогопредложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов натерритории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктурыи кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующимобразом:
— регионы с высокимуровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область,Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод,Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
— регионы со среднимуровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверскаяобласть, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики СеверногоКавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область,Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область,Ханты-Мансийский автономный округ;
— регионы с недостаточнымуровнем развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом дляперспективного развития: прибрежные территории Каспийского и Азовского морей,районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион(Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область),Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озероТере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районахкачественный туристский продукт только начинает появляться.
Одной из актуальныхпроблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшегоразвития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному иавтосообщению, строительству автомобильных дорог.
Недостаточно высокийуровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению смеждународными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающихдальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортовпо обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государствомкак услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннююавиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренцияна основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижениюцен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многихзарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики ссовременным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного ивнутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние паркаавиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитиетуризма в ряде российских регионов.
Несмотря на позитивныесдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожномтранспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездовна ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного споявлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-позна-вательных маршрутах,повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицитжелезнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожныхбилетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контекстеобщеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездокпо сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностьюжелезнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблемимеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозканаибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожнымтранспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общегочисла туристов.
На протяжении многих летбольшой популярностью у иностранных и российских туристов пользуются речныекруизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва –Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего вРоссии на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речныхмаршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства междуМосквой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественноеувеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионамидля развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея иОби, а также Амура.
Россия в последниедесятилетия собственного строительства современных круизных судов практическине ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этимпрактически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирскоесудоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизовв Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктуракруизного туризма — морские и речные вокзалы, причалы и др.
Туристские автобусы ссовременным уровнем комфорта также не производятся отечественнойпромышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этотвид транспорта.
В последние годы начал активноразвиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжныхкомплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной итранспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожнойсистемы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций,качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого,сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда длястроительства горнолыжных объектов.
Учитывая климатические иландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма,имеют большие перспективы развития.
Существенной проблемойявляются высокие таможенные пошлины на закупку транспортных средств (туристскихавтобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования,оборудования для горнолыжных комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, непроизводимого в России.
Государство оказываетподдержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральнойцелевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «ЮгРоссии» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию двеканатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе –Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездныхдорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея.
Пуск в 2007 году вэксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбайс 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничногокомплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных регионахКавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программныхмероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возрослана 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс.человек.
На территории Майкопскогорайона Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены ивведены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условиядля устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся внепосредственной близости от данных объектов.
Стимулом для развитиявъездного и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006году изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РоссийскойФедерации», предусматривающие выделение особых экономических зонтуристско-рекреационного типа.
1.3 Продвижение Россиикак туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках
До 2002 года некоммерческоепродвижение России как туристского направления за рубежом и внутри страныпрактически не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-хгг., сводились к посещению нескольких профильных выставок за рубежом и в Россиибез формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетногофинансирования.
С 2002 года былпредпринят комплекс мероприятий в целях всестороннего показа туристскихвозможностей Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:
а) организации единой национальнойроссийской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.
В настоящее время такиеэкспозиции организуются на крупнейших международных туристских выставках вФинляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Франции,Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставокорганизуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентациитуристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежныхнациональных туристских администраций, «круглые столы».
Существенным шагом попродвижению российского туристского продукта внутри страны и позиционированияРоссии на мировом рынке профильных выставочных услуг стала международнаятуристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в Москве с 2006 года. Впервые втаком масштабе на международной туристской выставке были представлены регионыРоссии как с уже сложившейся развитой туристической инфраструктурой, так и сбогатым потенциалом для ведения этого вида деятельности. Следует отметить, чтовыставка была включена в график официальных мероприятий Всемирной туристскойорганизации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) иСовета стран-участниц СНГ по туризму. Выставка отличается плотной деловойпрограммой, включающей переговоры на межправительственном и региональномуровне, конференции, семинары, воркшопы и др.мероприятия.
б) проведениянекоммерческой рекламы туристских возможностей России.
Некоммерческая реклама зарубежом проводится в настоящее время в ряде стран Европы, таких как Германия,Великобритания, Австрия, Испания, Италия, Франция, а также в Японии и Китае,методами наружной рекламы и рекламы в СМИ. Масштабы этой работы ограниченысуществующим бюджетным финансированием.
Ведется широкаяпропаганда отдыха в стране для российских граждан на общероссийском ирегиональном телевидении, размещаются сюжеты о преимуществах отдыха в России нарадио и телевидении, в крупнейших печатных изданиях, в городах России.
в) изготовлениярекламно-информационной имиджевой продукции.
Рекламно-информационная продукцияна печатных и электронных носителях издается большими тиражами на 11 языкахосновных направляющих рынков и предназначена для некоммерческогораспространения на международных туристских выставках, через российскиезагранпредставительства, Всемирную туристскую организацию и другие международныеорганизации, на официальных встречах с руководством национальных туристскихорганизаций зарубежных стран и аналогичных мероприятиях.
г) проведениямеждународных событийных мероприятий.
Международные мероприятиясобытийного характера стимулируют продвижение России как страны деловоготуризма, имеющей соответствующую инфраструктуру, кадры и туристский продукт. Кним относятся ежегодно проводимые международные конференции, семинары и иныефорумы, посвященные наиболее актуальным проблемам развития туризма. Свою эффективностьдоказали Дни российского туризма, проводимые в странах — основных направляющихрынках, а также тематические экспозиции в рамках национальных выставок общегохарактера за рубежом.
 
1.4 Подготовка кадровдля сферы туризма
В настоящее время кадрыдля туризма готовят более 300 высших и средних учебных заведений в стране. Всистеме высшего профессионального образования основная подготовка кадров длятуристской индустрии реализуется в профильных университетах, академиях иинститутах в рамках укрупненной группы «Сфера обслуживания» по двумспециальностям «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм», включающимболее 10 специализаций.
Одновременно подготовкаспециалистов с высшим профессиональным образованием для сферы туризмареализуется в других непрофильных высших учебных учреждениях в рамкахспециализаций по направлениям подготовки в смежных областях профессиональнойдеятельности. В системе среднего профессионального образования подготовкакадров для сферы туризма формируется на основе образовательных программбазового и образовательных программ повышенного уровня для следующих видовдеятельности: гостиничный сервис, общественное питание, сервис на транспорте(по видам транспорта), туризм. В системе начального профессиональногообразования непосредственная подготовка кадров для туристической индустрии неведется. Однако подготовка кадров в рамках укрупненной группы профессий «Сфераобслуживания» (администратор, официант, бармен, повар, кондитер, бортпроводник,проводник на железнодорожном транспорте и другие) направлена в том числе и накомплектование сферы туризма квалифицированными рабочими. Вместе с тем разрывмежду потребностями отрасли и предложением со стороны образовательныхучреждений остается весьма существенным.
Главной проблемойявляется чрезмерная академичность профильного высшего образования при явномнедостатке практических навыков и знаний и нехватка средних специальных учебныхзаведений, готовящих работников гостиниц. Таким образом, в целом секторподготовки кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии какв количественном, так и в качественном отношении. Существующие учебные программыне отвечают реальным нуждам секторов туризма ввиду их неориентированности напрактическую работу. В равной степени это касается учебников и учебных пособий,составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии.При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускникипрофильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-заотсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям.
Проблема качественногосервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовкиработников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей,обслуживающих туристов.
В настоящее времянаходится в стадии разработки новый образовательный стандарт «Туризм»,рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствуетобразовательный стандарт «Гостиничный бизнес», в то время как наибольшую потребностьв специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторингпотребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистахразличного профиля. При видимости большого количества учебной литературы потуризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживаеткритики. Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебныхзаведений дезориентирует молодежь при выборе учебного заведения.
Сегодня существует большоеколичество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов восновном при учебных заведениях, однако эти курсы в большинстве своем не даютпрактических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер.Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма. Ситуация,сложившаяся в настоящее время на рынке образовательных услуг для сферы туризма,особенно в период подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году, требуетпринятия безотлагательных мер по ее качественному изменению.
1.5 Состояниемеждународного сотрудничества в сфере туризма
 
Основойдоговорно-правовой базы международных связей Российской Федерации в облаституризма в настоящее время являются 64 двусторонних соглашения со странами мира.Среди них 56 носят межправительственный характер и 8 — межведомственный. Сотрудничествопо реализации таких соглашений ведется по всем аспектам развития туризма — взаимномупродвижению туристского продукта, инвестициям в туристскую инфраструктуру,обмену опытом подготовки кадров для индустрии туризма, развитию нормативнойправовой базы, стандартов туристских, гостиничных и иных услуг для сферытуризма, взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях.
Активно работают образованныев рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничествудвусторонние рабочие группы по туризму с Норвегией, Австрией, Францией,Грецией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Японией, Индией, Испанией,Румынией, Швецией, подкомиссия с Китаем в рамках комиссии по гуманитарномусотрудничеству с привлечением как руководства российских регионов и муниципальныхобразований, так и частного сектора. Эта деятельность включает в себя проведениетематических семинаров и конференций по обмену опытом, стажировок длярегиональных и муниципальных властей, а также для работников туристскойиндустрии, организацию поездок для СМИ.
Особо следует отметитьперспективы работы на таких динамично развивающихся рынках с растущейэкономикой, как Китай и Индия. Для обеспечения миграционной безопасностиРостуризм принял необходимые меры с целью упорядочения работы на безвизовомнаправлении. Так, вопросы этого обмена, наряду с соглашением междуПравительством Российской Федерации и Правительством Китайской НароднойРеспублики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000года, регулируются межправительственным Протоколом 2006 года, предусматривающиммеры по пресечению нелегальных каналов миграции из КНР. Действующее в настоящеевремя обновленное межправительственное соглашение с Китаем по безвизовомуобмену стимулирует развитие реального туристского обмена между двумя странами.
Что касаетсясотрудничества на многосторонней основе, то Россия активно взаимодействует сВсемирной туристской организацией – специализированным учреждением ООН (ЮНВТО)как крупнейшей межправительственной организацией в сфере туризма, а также стакими региональными экономическими организациями и форумами, как АТЭС, АСЕАН,ЧЭС, ШОС, ЕврАзЭс, Совет стран СНГ по туризму.
В декабре 2007 года врезультате значительной подготовительной работы Россия вновь была избрана всостав Исполнительного совета ЮНВТО, главного рабочего органа этоймежправительственной организации. Деятельность в составе Исполнительного советаЮНВТО позволит укрепить авторитет России на международной арене, подтвердитьзначимость позиций российского туризма на международном рынке и улучшить образстраны как привлекательного туристского направления.
В рамках ОрганизацииЧерноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) Россия ежегодно (с 2005 года)проводит в Геленджике международную конференцию по развитию туристскойинфраструктуры. На конференции стран Черноморского региона проводятся такжекруглые столы по другим актуальным вопросам развития туризма, важныедвусторонние мероприятия – заседания рабочих групп по туризму состранами-членами ЧЭС, консультации экспертов, презентации.
Россия в последние тригода возглавляет Совет стран СНГ по туризму, под ее руководством заседанияэтого рабочего органа стали важной площадкой для обсуждения профессиональныхвопросов: классификации гостиниц, подготовки кадров для сферы туризма, развитияотдельных видов туризма, таких как сельский и деловой.
Важным аспектомформирования образа России как страны, открытой для мира, является ее визоваяполитика. В настоящее время стратегическое значение придается диалогу с ЕС оботмене в долгосрочной перспективе виз при взаимных поездках граждан России иЕС. Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и надвустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения междуПравительствами России и Таиланда, а также России и Израиля о безвизовыхпоездках граждан. В то же время остаются нерешенными вопросы облегчения доступадля иностранных туристов во внутренние воды Российской Федерации, в северныерегионы, которые имеют значительный потенциал для развития въездного туризма.

Глава 2. Цель и задачиперспектив развития сферы туризма в Российской Федерации
Значение туризма в мирепостоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику.Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствуетдиверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кромеэтого туризм является существенным фактором реализации внешней политикигосударства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровнеразвития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколькораз.
В стране в настоящеевремя в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и пониманиеего как сферы экономики, обладающей значительными выгодами длясоциально-экономического развития регионов России.
Проведенный в предыдущихразделах анализ современного состояния развития туризма в мире и состояниясферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмомпо его развитию, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостаткиРоссии как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентнымпреимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое иприродное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляетсобой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последниегоды новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливаетконкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают,что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньшеновых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные,менее известные и малодоступные места.
Несомненнымиконкурентными преимуществами России являются политическая стабильность иповышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения,стабильность национальной валюты.
Вместе с тем следуетотметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которымиобладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного идостаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, таккак представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В миреимеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран,обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией,но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. Вкачестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия,Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризменесколько десятков миллиардов долларов.
В большинстве своемтуристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаныс высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условияв настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными привыборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристскихпредпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массовоготуризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса наиндивидуальный или специализированный туристский продукт.
К конкурентным слабостямможно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездногои внутреннего туризма факторы, как:
— недостаточно развитаятуристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количествогостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнемкомфорта;
— высокая стоимостьпроживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемыхтуристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
— препятствия дляпривлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствииготовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодныхусловий земельной аренды;
— в целом сохраняющийсядефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качествообслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некотороеизменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
— сохранение негативныхстереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежнымисредствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственнаянекоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежныхнаправляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность поцеленаправленному формированию позитивного имиджа России как страны,благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием
— остаются нерешеннымивопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционнобезопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея,Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы засрочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет куменьшению въездного туристского потока.
Таким образом, системнаяпроблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровняконкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развитияотечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровняжизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса накачественные туристские услуги.
Анализ конкурентныхпреимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннеготуризма показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороныгосударства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризмав России.
На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции являетсяформирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российскихи иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровнядоходов населения.
Для достижениясформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развитиявъездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементовэкономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышениякачества жизни населения посредством решения следующих задач:
— совершенствование нормативногоправового регулирования в сфере туризма;
— развитие исовершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей(транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);
— создание новыхприоритетных туристских центров;
— рекламно-информационноеимиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировоми внутреннем туристских рынках;
— повышение качестватуристских и сопутствующих услуг;
— совершенствованиевизовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашустрану туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
— обеспечение условий дляличной безопасности туристов.

Глава 3. Основныенаправления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма
3.1  Развитие туристской инфраструктуры
Государственная поддержкаразвития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамкахфедеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитиетуристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализацииФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкцияи модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство вКабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Аланиии Адыгее.
Однако этого явнонедостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры висторико-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, чтотребует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП«Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах,перспективных для привлечения туристов, целесообразно формированиекультурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории икультуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услугпроживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др.Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местнымижителями, что особенно важно для социально-экономического развития малыхисторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктурыдолжны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.
Одним из перспективныхнаправлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексноеразвитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитныйтуристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока малозатрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единоготуристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы,Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областейстанет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотоекольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой дляразвития на территории Тверской области могут стать такие региональныемаршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица),«Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги(Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек,Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающаягорода Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсамиНовгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформироватьразноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоковтуристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.
Несомненно, важнымявляется развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы вроссийских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современнойинфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижностиповышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельскоготуризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия идр.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитиесельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержкифермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работвремя. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгриизадействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристами формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению кобщему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии,несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным,культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получаютдополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. Вальпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развитиясельского туризма в России требует государственной поддержки, которая можетбыть достигнута в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».
Развитие современныхтуристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья несет не толькоэкономическую, но и социальную нагрузку. В настоящее время туристы из этихрегионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высокимуровнем качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользувнутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристскойинфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристскимпотенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел «Развитие туристско-рекреацион-ногокомплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие ДальнегоВостока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».
Дополнительный импульс длявъездного и внутреннего туризма может придать развитие индустрии развлечений, втом числе создание игорных зон. В настоящее время уже подписаны распоряженияПравительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградскойобласти, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области. Созданиеусловий для развития круизного туризма возможно путем разработки комплекса мер,включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов,пристаней, а также закупку пассажирских судов.
Для повышения инвестиционнойпривлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации стуристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению илиотмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов,непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжныхкомплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников(несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки,элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжныеустройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозныепошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемостии стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное(плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочееоборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международнымстандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупаетсяу зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России непроизводятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать влизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусныетуры небезопасными для потребителей.
Основу российскогопассажирского флота составляют трех-, четырехпалубные круизные суда,построенные в 70-х гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии. Последняя закупкаотносилась к началу 80-х гг. Отечественное производство относилось к двух-,трехпалубным круизным судам и завершилось в 60-70 гг. Импорт новых круизныхсудов российскими пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокимитаможенными пошлинами.
Повышенному интересуиностранных туристов в новым неизведанным территориям может соответствоватьсоздание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России(Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Это требует подготовкиспециальных предложений по государственной поддержки с целью привлечениятуристов на северные островные территории. Особую ответственность на туристскуюиндустрию налагает проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Этотребует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующегокачества обслуживания.
Задачи диверсификациитуристского продукта должны решаться и через расширение туристскогопредложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездноготуризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в томчисле в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Неудовлетворительноесостояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведениимероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительствуискусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологическойбезопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережьеЧерного моря в Краснодарском крае требует рассмотрения возможностей расширениятерриторий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использованиядругих морей Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромныерекреационные ресурсы. Они требуют современной туристской инфраструктуры,средств размещения, подготовленных кадров.
Создание туристскихкомплексов на побережье Азовского моря, привлекающего не только теплым морем,но и лечебными грязями, поможет повысить уровень жизни населения на этихтерриториях, обеспечить занятость и, как следствие, увеличить, поступления вбюджеты всех уровней. Что касается Каспийского побережья, наибольшую ценностьпредставляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие нетолько великолепными песчаными пляжами, но и богатым историко-культурнымнаследием. Главным историко-культурным объектом мирового значения, в перспективеинтересным не только для внутреннего, но и для въездного туризма, являетсягород Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пятьтысяч лет с момента основания. Фактором, сдерживающим интенсивное развитие Каспийскогопобережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровеньбезопасности, однако успешный пример развития туристских центров в Египте иряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы.Создание таких центров будет способствовать также политической стабильности вданном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведениеширокомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанныхтерриториях. Решение данных задач позволит России существенно повысить своюконкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.
3.2 Продвижение Россиикак туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках
Для формированияконкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктурынедостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению отечественноготуристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристскихрынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать въездной ивнутренний туризм доходной составляющей всей экономики России.
Одним из главных законоврекламы являются значительный объем, регулярность и продолжительностьвоздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект сопределенного минимального порога. С этой целью необходима имиджевая рекламно-информационнаякампания в СМИ как в России, так и за рубежом, участие в крупнейшихмеждународных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностейРоссии. Для повышения конкурентоспособности российского туристского продукта исоздания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламнойнекоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющихрынков. Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем внастоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижениюроссийского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметрысуществующего туристского потока.
Большинство государствмира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительныесредства в продвижение национального туристского продукта с учетом спецификиосновных направляющих и принимающих рынков. Широкая рекламная кампаниятуристских возможностей страны способствует росту количества иностранных иотечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономикустраны. Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранноготуриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро,государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристскогопродукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый вевропейских странах на продвижение туристского продукта, составляет 31,7млн.евро.
К сожалению, придействующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижениюроссийского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметрысуществующего туристского потока. Только широкая имиджевая некоммерческаярекламная кампания туристических возможностей страны, сосредоточенная наключевых направляющих внешних и внутренних туристских рынках и носящаястабильный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходнойсоставляющей всей туристской сферы России. Особое внимание необходимо уделитьвсестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать нетолько возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новыхтуристических продуктов.
Проводниками активного продвижениятуристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должныстать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которыедолжны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовойинформации, другими участниками туристского процесса. Ранее планировалось, чтоэту работу возьмут на себя Торговые представительства Российской Федерации зарубежом. К сожалению, этого не произошло. Эффективность подобных мер невызывает сомнений, только в Российской Федерации в настоящее время действуетболее 40 иностранных представительств по туризму.
Таким образом, задачагосударства состоит в продвижении российского туристского продукта навнутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческуюимиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает толькосвой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятнойдля туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждаетмировая практика.
На необходимостьреализации этой задачи указывается в Федеральном законе от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристскойдеятельности в Российской Федерации». Механизмами продвижения России кактуристского направления на внутреннем и международном туристских рынкахявляются следующие виды деятельности, реализуемые государством иориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К нимследует отнести:
— участие в крупнейшихмеждународных туристических и иных выставках единым российским национальнымстендом с привлечением органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации;
— поддержка иконсолидация профильной выставочной деятельности в Российской Федерации с цельюсоздания на отечественном туристском рынке одной из крупнейших мировыхтуристических выставок
— некоммерческоерекламное продвижение российского туристского продукта на направляющихзарубежных и внутреннем с целью увеличения въездного и внутреннего туристскогопотока и создания благоприятного имиджа России;
— подготовканекоммерческой рекламно-информационной печатной и иной продукции дляраспространения ее на крупнейших международных туристических выставках и черезроссийские загранпредставительства, в том числе через представительства,создаваемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма;
— распространениеинформации о России как о привлекательном туристском направлении в глобальнойсети Интернет;
— проведение иных акций,например, информационная поддержка фестивалей и событийных мероприятий,проводимых в стране, презентации новых российских туристских направлений зарубежом, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведениекрупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятийна базе двустороннего и многостороннего международного сотрудничества, а такжесотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.
Опыт реализациигосударственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимостьдиверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристскимпредложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространениеболее широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новыхмузеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.
Все это требуетразработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формированиепозитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннеготуризма.

3.3 Повышение качестватуристских и сопутствующих услуг
В настоящее время мировойтуристский рынок характеризуется высокой степенью конкурентной борьбы, одним изглавных инструментов которой на сегодняшний день является повышение качества туристскихуслуг.
С целью повышениякачества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию)деятельности инструкторов – проводников в области обеспечения безопасностипутешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов,представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная итруднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этойже целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов,гидов, гидов (переводчиков) в целях укрепления единства культурно-информационногопространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских ииностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации оматериальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурномнаследии, а также роли и месте туризма в современном мире.
Проблема повышениякачества туристских услуг является комплексной и должна решаться как за счет мерпо совершенствованию системы категорийности гостиниц и других средствразмещения, внедрения систем классификации пляжей и горнолыжных склонов,разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем созданиясоответствующих требованиям работодателей образовательных стандартов иповышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустриитуризма. Это соответствует целям Правительства Российской Федерации попривлечению трудовых ресурсов и обеспечению занятости населения, повышениюпрофессиональной подготовленности кадров, а также повышению доступности икачества предоставляемых населению услуг.
Для совершенствованиятуристского образования необходима корректировка существующих и создание новыхобразовательных стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительнорасширяющих объем специализированных дисциплин и практических занятий. При этомдолжен быть существенно изменен состав преподавательских кадров в направлениипривлечения практических работников из туристской индустрии с целью повышенияуровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно широкоиспользовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежныхучебных заведений, в течение многих лет успешно работающих на образовательномрынке в Европе.
В ближайшие годы основнаязадача состоит в необходимости совершенствования деятельности существующихучебных заведений в целях создания условий для повышения квалификацииработников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсовповышения квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности.Кроме этого, данные учебные заведения должны заниматься переподготовкой специалистов,начинающих работать в индустрии туризма, при этом необходимо передавать какбазовые теоретические знания, так и практические навыки.
Повышение квалификацииперсонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности,а именно, регулярный внутри гостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такаясистема повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежныхстранах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческогозвена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамкахспециализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок.
Для подготовки работниковсмежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальныхпрограмм обучения и соответствующих стандартов. Для определения направленийподготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей ввыпускниках профильных учебных заведений. Необходима разработка критериев и внедрениесистемы рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что позволитобеспечить молодежь достоверной информацией о состоянии рынка образовательныхуслуг в сфере туризма.
Одной из основных задач вближайшие годы является подготовка квалифицированных кадров для обслуживаниягостей и участников Зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимо разработка ивнедрение специальных образовательных программ для подготовки и повышенияквалификации работников туристской индустрии Сочи.
3.4      Совершенствованиенормативного правового регулирования в сфере туризма
Основные направлениясовершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризмапредполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развитияиндустрии туризма. К ним относятся вопросы совершенствования федерального ирегионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышениякачества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.
Меры по совершенствованиюфедерального и регионального законодательства включают в себя следующиевопросы:
— ужесточение юридическойответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
— содействие унификациизаконодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
— реализациягосударственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышениеюридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в областибезопасности туризма.
Актуальным являетсяпринятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризмаи предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношенияк обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды,культурно-историческому и природному наследию.
Необходима реализациядействующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха итуризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также длястрахования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантамимаршрутов повышенной опасности.
3.5      Развитиемеждународного сотрудничества
Международноесотрудничество должно обеспечивать решение общих задач развития туризма вРоссийской Федерации, таких как содействие привлечению инвестиций, продвижениетуристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма.Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странамимежправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сферетуризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственныхкомиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации Стратегии, двустороннеесотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами,традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными в сферетуризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющим рынками — Японией,Кореей, Сингапуром, Гонконгом, и принимающими рынками — Таиландом, Филиппинами,Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделитьсотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и Индия, а вперспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с Бразилией, другимистранами Латинской Америки, а также странами Ближнего Востока.
Необходимо сохранениелидирующей роли России на постсоветском туристском пространстве, в том числе врамках деятельности в рамках Совета стран СНГ по туризму.
Сотрудничество вмногостороннем формате должно укрепить позиции России в международныхорганизациях, расширить взаимодействие с программами Европейского союза,организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанскогосотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайскойорганизации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества(ЕврАзЭС).
Большое вниманиенеобходимо уделить взаимодействию со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО)как специализированным учреждением системы ООН, особенно в связи с тем, чтоРоссия с 2007 года входит в состав Исполнительного совета ЮНВТО как главногорабочего органа этой организации. Подготовка и проведение сессий выборныхорганов ЮНВТО в России позволит укрепить позиции нашей страны на мировом туристическомрынке и привлечь дополнительный интерес как со стороны профессионалов мировоготуристического бизнеса, так и зарубежных потребителей.

Заключение
 
В ходе проделанной работыбыли проанализированы перспективы развития туризма в РФ, в результате чегоможно убедиться, что Россия имеет достаточный потенциал для совершенствования ипродвижения туризма. Туризм представляет большой экономический интерес в целомдля нашей страны и, в связи с проведением Олимпийских Игр в г. Сочи в 2014 г.,позволяет привлечь иностранный капитал, что имеет особый вес в период мировогокризиса.
Анализ возможныхнаправлений решения системных проблем подтверждает необходимость разработкиединой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной насочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничествамежду государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественнымиорганизациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждогоиз стратегических направлений.

Список используемойлитературы
 
1.   Вавилова Е.В. «Основымеждународного туризма»/ Учебник. – М.: «Гардики», 2005г.
2.   Колова И.А., Мартов Н.К«Стратегические проблемы развития туризма в России» — М.: «РИБ «Турист», 2007г.
3.   Зубанова С.А. «Прогулкипо России. Лучшие места для отдыха и туризма» — М.: «Феникс», 2007г.
4.   Малинов И.В.«Путеводитель по туристическим маршрутам России» — М.: «Астрель», 2006г.
5.   Овчаров А.О.«Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» — М.:«Интфра-М», 2008г.
6.   Чудновский А.Д. «Туризм игостиничное хозяйство» — Спб.: «Афес», 2005г.
7.   Официальный сайтФедерального агентства по туризму Российской Федерации
www.russiatourism.ru (статистическиеданные)
8. Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru (статистические данные)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе
Реферат Программа и План - сопоставительный анализ
Реферат Отчет о магистерской практике (АО Норд)
Реферат Расчет платы за перевозку грузов по железной дороге
Реферат Загальна характеристика грибів-паразитів 2
Реферат Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия
Реферат Изобретение электрической сварки
Реферат Экологический паспорт автотранспортного предприятия
Реферат Социальная экология. Генетический код
Реферат Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Реферат Элементы налогообложения для конкретного налога. Характеристика и основные принципы налоговой системы. Налог на игорный бизнес
Реферат Робота з MYSQL
Реферат Военное искусство в России 2-й половины XVIII века.
Реферат Динамика развития мировой экономики по периодам
Реферат Порівняльний аналіз ефективності та складності прямих алгоритмів сортування масивів