Практическаяработа 4
Тема: Изучение устройстваи принцип действия реле времени.
Цель: Изучить устройстваи принцип действия реле времени.
Ход работы:
Реле времениэлектродвигательные предназначены для создания выдержки времени при передачеэлектрических сигналов в системах автоматики и телемеханики, когда требуютсявыдержки времени свыше 10 с и надо обеспечить строго последовательноекоммутирование (программирование) нескольких цепей. Реле выполняются навыдержки времени от 10 до 900 с с числом управляемых цепей до 16 для работы какпри переменном, так и при постоянном токе.
Реле состоитиз следующих основных узлов:
электродвигателясинхронного трехфазного переменного тока или постоянного тока с насаженным наего вал червяком;
редуктора,замедление (передаточное число) которого соответствует максимальной выдержкевремени, создаваемой реле;
контактногоустройства, в которое входит контактный набор — соответствующее данномуисполнению реле число замыкающих, размыкающих или переключающих контактов исоответствующее ему число переключающих кулачков с устройствами их установки ирегулирования;
электромагнитов(электромагнитных реле) с соответствующими устройствами для управлениядвигателем и муфтами для сцепления и расцепления двигателя с редуктором иредуктора с контактным устройством;
возвратныхпружин.
Рабочий циклреле при включенном электродвигателе начинается с подачи сигнала на сцеплениедвигателя с редуктором. Вращение двигателя через редуктор передается на рабочеезубчатое колесо и далее на привод кулачков (через общий вал или другоеустройство). Кулачки производят переключение контактов в установленнойпоследовательности и с заданной выдержкой времени: Одновременно взводитсявозвратная пружина.
После полногооборота рабочего зубчатого колеса (вала с кулачками) соответствующие контактыотключают двигатель или муфту сцепления двигателя с редуктором. Кулачкиостаются в достигнутом положении. Затем, после снятия команды на работу реле,рабочее зубчатое колесо расцепляется с редуктором и возвратная пружинавозвращает кулачки и контакты в исходное положение. Реле готово к новому циклуработы.
Релесобирается на металлическом основании и закрывается кожухом (в соответствии сисполнением по защите). В кожухе имеются окна для наблюдения шкал выдержеквремени.
Износостойкость«реле в зависимости от осуществленной выдержки времени доставляет от несколькихтысяч до нескольких десятков тысяч циклов.
/>
Рисунок 1. Реле времени постоянного тока ЗВ-.100
Недостаткамиреле являются сложность конструкции и малая износостойкость. Достоинства —большие выдержки времени и высокая точность последовательности переключенияконтактов, что не достигается другими способами.
Реле времениэлектромагнитное, создающее выдержку при помощи часового механизма, показано на рис. 1, Призамыкании цепи катушки 9 электромагнита 10 втягивается якорь .5,пускается в ход заторможенный часовоймеханизм б, начинают перемещаться подвижные контакты 4 ипереключаются контакты мгновенного действия 8, По истеченииустановленных выдержек времени под действием заводной пружины часовогомеханизма сначала замыкается скользящий контакт 2, а затем замыкающий 1.
Время смомента подачи напряжения на катушку до замыкания контактов 2 и 1 регулируетсяизменением их положения и указываетсястрелками на шкале 3.
Спрекращением возбуждения катушки якорь и часовой механизм мгновенно возвращаются в исходноеположение под действием пружины электромагнита. Одновременно с этим происходитзавод часового механизма.
Релемонтируется в пылезащищенном пластмассовом корпусе, состоящем из основания 11и кожуха 7 из прозрачного материала.
/>
Рисунок 2. Реле времени электромагнитное
1 — силуминовое основание (заливка), служащее длясборки всего реле и как демпфер; 2- медная гильза-демпфер; 3 — отключающаяпружина, регулируемая, 4 – упорная скоба с винтом; 5 — якорь; 6 — немагнитная прокладка; 7-тяга; 8 – U-образныйсердечник; 9 — катушка; 10 — узел контактов
Реле времени с электромагнитным замедлением (демпфером)выполняются только на постоянном токе, Замедление спадания потока (главным образомпри отключении катушки) создаетсякороткозамкнутым медным кольцом (см. гл. 1С). Подобные реле (рис. 2) отличаются моноблочной конструкцией, полностью собираемой и регулируемой до установки в комплектное устройство, В ранее выпускавшихся реле неподвижная часть магнитопровода выполнялась из двух деталей — скобы и сердечника. На стыке между деталями всегда оставался паразитный воздушный зазор. В современной конструкции неподвижнаячасть магнитопровода (сердечник) представляет собой одну деталь, изогнутую ввиде буквы II. Паразитный зазор отсутствует. В данном случае при той же МДС в магнитопроводаполучается больший поток. В итоге у релетех же габаритов выдержка времени возрастает Реле строятся на выдержкувремени до 10 с.