Реферат по предмету "Экономика"


Генетический метод в экономическом исследовании

РЕФЕРАТ
Тема:
Генетический метод в экономическом исследовании
 

 
Содержание
 
Введение
Глава1. Классификация методов экономических исследований
Глава2. Генетический метод в экономических исследованиях
2.1Исторический метод
2.2Эволюционный метод
Заключение
Списокиспользуемой литературы
 

 
Введение
Экономическая наука в России переживаетныне сложный этап своей трансформации, начавшийся на рубеже 1980-1990-х гг.Ушла в прошлое советская политэкономия, построенная на догматическом восприятии«Капитала» К.Маркса, многие проблемы, ранее представлявшиеся актуальными,обнаружили свою несостоятельность, а на их место пришла новая, западнаяполитэкономия в лице экономикс, с принципиально новым видением экономическогомира, жесткой формализацией и математизацией понятийного и категориальногоаппарата, с прагматической ориентацией на непосредственные, видимые эмпирическиреалии.
Практически полное обновление содержанияэкономической науки в России вызвало значительный интерес исследователей к ееметодологическим основаниям, к тому методологическому базису, на которомстроится современная наука о хозяйстве.
В данной работе я рассмотрюклассификацию методов экономических исследований, а также исторический иэволюционные методы – как две составляющие генетического метода.
 

 
Глава 1. Классификация методэкономических исследований
Методы экономических исследований можноклассифицировать разными путями, согласно разным критериям и при этом построитьразличные классификации.
Первый критерий для классификацииэкономических методов — критерий научности.
Все методы экономических исследованийможно разделить на научные и ненаучные.
Научный метод — это способ освоениядействительности, основанный на рациональном, доказательном, системномисследовании природы и общества. Главной целью научного метода являетсяполучение объективной истины об окружающем нас мире — знания, независимого отсамого субъекта познания. Научная истина основана на проверяемых фактах,доказана опытом и экспериментом, а главной формой ее существования выступаетнаучная теория.
Обычно под методом науки имеют в видуопределенный путь исследования, форму теоретического освоения действительности.Методы науки — это система регулятивных принципов, в соответствии с которымистроится познавательная теоретическая деятельность человека, сами знания, ихреконструкция и преобразование.
Можно указать на следующие пять основныхтребований, предъявляемых к научному методу:
1) строгость;
2) однозначность;
3) эффективность;
4) простота(экономность);
5) эвристичность(способность приносить новые результаты).
Строгость в научном методе — это егорациональность и доказательность, выводимость каждого доказываемого утвержденияиз уже существующих, согласованность всех структурных элементов теоретическогопостроения в целом.
Однозначность — это в первую очередьвнутренняя непротиворечивость, тождественность (соответствие) друг другу посмыслу всех утверждений, присутствующих в рассматриваемой теории.
Эффективность научного метода — это то,что иначе называют его разрешимостью, т.е. способностью за конечное число шаговдостигать предполагаемого результата, а также возможность признать такойрезультат истинным или ложным.
Простота (экономность) — достижениенаучного результата за минимальное число действий, без введения осложняющихнаучное исследование дополнительных или вспомогательных правил и принципов.Кроме того, данное требование также означает простоту метода, доступность дляего использования другими учеными.
Метод науки должен быть простым, т.е.доступным для понимания и использования в познании рядом исследователей. Методнауки можно считать простым, если он сам по себе или без существенных измененийи дополнений достаточен для познания сущности предмета.
Эвристичность научного метода — это егоспособность приносить новый (оригинальный) результат, возможность экстраполяцииуже известного, полученного знания на новые области либо данной науки, либокакой-либо другой области знания.
Все эти качества (строгость,однозначность, эффективность, простота, эвристичность) должны быть присущи и научнымметодам экономического исследования: последние составляют фундаментальнуюособенность экономической науки в отличие от экономических знаний, основанныхна житейском опыте и здравом смысле.
Также имеют место ненаучные методы экономическогоисследования.
Ненаучные методы экономическогоисследования — это методы, основанные на ограниченно рациональном (илиполностью иррациональном), несистемном, недоказательном (или вообщебездоказательном) подходе к экономической действительности. Главными признаками«ненаучности» здесь выступают несистематизированностъ, хаотичность, апелляция кавторитету, к вере или мифу.
Все виды ненаучного экономическогознания можно разделить на три основных группы:
1)религиозноеи мистическое экономическое знание;
2)«идеологическое»,«иллюзорное» экономическое знание;
3)обыденноеэкономическое знание (ОЭЗ).
Научные методы экономическогоисследования можно разделить на всеобщие, общие и частные – соответственноразделению на три уровня методологии. Всеобщие методы коррелируются с всеобщейметодологией, общие методы – с общей методологией и, наконец, частные методы –с частнонаучной методологией.
Всеобщие методы экономической науки –это ее философские методы, т.е. принципы и законы философии, которые могут бытьопосредованно применены экономической наукой в частных экономических исследованиях.Такие принципы и законы направлены на их всеобщее применение, т.е. наиспользование абсолютно во всех экономических исследованиях.
Общие методы экономической науки —это те экономические методы, которые применимы на всех уровнях экономическогоисследования, но при этом не являются философскими методами. Иначе говоря, этометоды, которые используются помимо экономики и в других науках, но неохватывают собой абсолютно все науки, а только некоторую часть их.
К таким методам мы относим всематематические и статистические методы, метод эксперимента, некоторые видынаблюдения, моделирование и т.п. Все они могут быть применены как вэкономическом исследовании, так и в исследованиях других социальных,естественных и технических наук.
Третью группу научных методов составляютчастные методы экономической науки — методы, используемые исключительно врамках экономической науки и нигде больше неприменимые.
Частные методы в основном содержательныи непосредственно относятся к самому предмету познания, а не к познанию кактаковому, элементами которого они являются. С помощью частных методов строитсята или иная конкретная наука, их суть и пределы применения в значительной мереопределяются самим уровнем развития науки в целом. Внутри конкретной наукичастные методы подразделяются на общие методы для данной науки и методы,средствами которых решаются ее отдельные, частные проблемы. Средствами этихметодов анализируется в определенных формах специфика исследуемых предметов,различная степень его познания. Частные методы представляются необходимымматериалом для выработки общих принципов той или иной науки.
К числу частных методов экономическогоисследования можно отнести следующие методы: экономическое наблюдение,экономический эксперимент, экономическое моделирование, экономическая индукция,построение экономических гипотез, исторический анализ хозяйственных явлений ит.д.
В процессе реального экономическогоисследования все три типа методов взаимодействуют и коррелируют между собой,выполняя при этом каждый свою функцию: всеобщие методы предлагают наиболееобщий вариант для постижения экономических истин; общие методы конкретизируютобщие ходы экономического исследования, помогают обобщать и анализироватьнакопленные экономические факты, выявлять частные экономические законы ипринципы; в свою очередь частные методы экономического исследования исследуютотдельные стороны экономических объектов, дополняя общий экономический анализизучением конкретных экономических явлений и процессов.
Научные методы экономического исследованиядалее можно разделить на методы логические и нелогические.
Логические методы научного исследования— это,как следует из самого названия, методы, основанные на логике: формальной иматематической. К числу таких методов относятся: методы дедукции и индукции,метод формализации и математизации, метод логической интерпретации, методаксиоматизации, метод аналогии, метод доказательства, метод логическогообоснования и некоторые другие.
Логические методы также составляютоснову для построения «языка науки» — знаково-символической системы, выражающейосновные инструменты и результаты научного познания. «Язык науки» играет ролькоммуникативного и дидактического средства, а также интегрирует научное ипедагогическое сообщество в рамках данной конкретной дисциплины.
Логические методы — это такие общиеметоды, которые представляют собой систему категорий и законов науки логики исредствами которых анализируются и строятся языки науки, структура самогопроцесса познания и результаты его — научные теории, научные знания.
На уровне экономического анализа данныеметоды можно конкретизировать следующим образом. К числу логических методовэкономического исследования относятся: метод экономической индукции и методэкономической дедукции, методы формализации и математизации в экономическомпознании, метод интерпретации в объяснении экономических фактов и явлений,метод аксиоматизации в построении экономических теорий и доказательств, методэкономической аналогии, метод экономического доказательства и т.п.
Логические методы экономическогоисследования играют исключительно важную роль в экономическом познании: именно,они несут на себе основную тяжесть в процессе постижения новых экономическихистин, и потому знакомство с такими методами составляет важнейшую частьпрофессионального экономического образования.
Нелогические методы научногоисследования — это такие методы, которые по своейструктуре не связаны с формальной и математической логикой, а зачастую ей прямопротиворечат, т.е. являются алогичными.
К числу нелогических методов наэкономическом уровне анализа можно отнести: экономическое наблюдение,экономический эксперимент (в их «чистом» виде, без приложенного теоретическогоинструментария), исторический метод в экономическом исследовании, экономическуюинтуицию, экономическую веру (в ее безрелигиозном смысле — как убежденность вналичии тех или иных экономических фактов) и т.п.
Нелогические методы экономическогоисследования также весьма важны для экономического познания: онисоставляют необходимую базу для логических методов, дополняют последние иприближают их к повседневной, порой весьма хаотичной хозяйственной жизни.Нелогический метод экономического исследования может даже опережать логическийметод: так, например, некоторые ученые-экономисты сначала интуитивно постигаликакие-либо истины, а уже потом доказывали и обосновывали их.
Научные логические методы экономическогоисследования зачастую классифицируют согласно тому, какие системы обоснования (качественныеили количественные) используются в рассмотрении той или иной хозяйственнойпроблемы. При таком подходе все методы можно разделить на количественные и качественные.
Количественный метод экономическогоисследования — это метод, базирующийся на использовании вэкономическом исследовании измеряемых величин, как правило, выраженных в видечисел. Основу такого метода составляет операция (процедура) измерения.
Измерение — это процедура,с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном иполучает числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерением такженазывается однозначное отображение эмпирической системы с отношениями между ееэлементами (составляющими, состояниями, свойствами и т.д.) в числовую систему ссоответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модельизмеряемого объекта, а точнее — некоторых выделенных в качественном анализе егосторон. Поскольку получить точный аналог (изоморфную модель) практическиникогда не удается, разрабатывают приблизительный аналог (гомоморфную модель),в числовом выражении условно соответствующий оригиналу.
В экономическом познании к числуколичественных методов принято относить два основных метода: математический и статистический.В своем прикладном значении эти два метода обычно объединяют в один общий метод— эконометрический.
Качественный метод экономическогоанализа —это экономический метод, при котором операции измерения практически неиспользуются, а основное внимание сосредоточено на словесном описании,интерпретации, истолковании и объяснении свойств изучаемого экономическогообъекта. Главной целью при этом является достижение понимания сущностиисследуемых свойств (качеств), а также необходимая логическая (рациональная)интерпретация их.
Таким образом, можно подвести первыеитоги нашей классификации методов экономического исследования.
Методы экономического исследования можноразделить на научные и ненаучные методы. Научные методы делятся на логические инелогические. И наконец, логические методы экономического исследования можноразбить на количественные и качественные.
/>Методыэкономического исследования
/>
Рис.1. Методы экономическогоисследования
Еще одна важнейшая классификацияэкономических методов — это разделение их на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы экономическогопознания — это методы познания экономической реальности,действующие на уровне опыта. Существуют два основных эмпирических метода:экономическое наблюдение и экономический эксперимент, а важнейшей ихсоставляющей является процедура (операция) измерения.
На эмпирическом уровнеэкономист-исследователь имеет дело прежде всего с экономическими фактами. Последниеесть события хозяйственной жизни, непосредственно наблюдаемые и фиксируемыесубъектом, наблюдателем. Это любые социальные факты, в которых отражены те илииные экономические процессы или явления. Сами же экономические фактыисследователь получает посредством экономического наблюдения и экономическогоэксперимента, весьма часто используя при этом процедуру экономическогоизмерения.
Экономическое наблюдение —это целенаправленное и организованное восприятие фактов хозяйственного мира(экономических
фактов), доставляющее первичный материалдля научного экономического исследования. Наблюдатель — либо с помощьюкаких-либо приборов, либо без них — фиксирует те или иные экономические факты,активно не воздействуя на объект наблюдения. Эти факты, соответствующим образомобработанные и осмысленные, используются в теоретических моделях и построениях.
Экономический эксперимент —исследование какого-либо хозяйственного явления путем активного воздействия нанего; при этом либо создаются какие-то новые экономические условия согласноцелям данного эксперимента и меняется течение хозяйственного процесса в нужномнаправлении, либо сам хозяйственный процесс воспроизводится искусственнопосредством его моделирования .
Экономическое измерение какпроцедура или операция дополняет и углубляет экономический анализ, помогаетдополнить качественный метод в экономическом исследовании количественнымметодом, повышает точность наших экономических знаний. С прогрессомэкономической науки увеличивается число измеряемых экономических фактов,совершенствуются статистические и математические методы их обработки, чтоестественным образом ведет к повышению «качества» экономического знания.
Теоретические методы экономическогопознания действуют на уровне рационально обоснованных систем научногоэкономического знания. К числу таковых можно отнести: экономический анализ,экономический синтез, экономическую аналогию, экономическое моделирование,экономическую индукцию, экономическую дедукцию, математизацию и формализацию всфере экономического знания, экономическую интерпретацию, а также историческийи эволюционный анализ в области экономического знания.
Подробный анализ каждого из этих методовбудет приведен в последующих главах, а пока мы только дадим краткое определениекаждого из них.
Экономический анализ (анализ в сфереэкономического знания) — это расчленение (разъединение) вэкономическом познании фрагментов какого-либо целого на его составные части;такой подход позволяет установить структуру исследуемого экономическогообъекта, свести в нем сложное к простому и устранить несущественное, оставивтолько существенное; цель экономического анализа в таком виде — познание частейкак элементов сложного экономического целого.
Экономический синтез (синтез в сфереэкономического знания) — это в противоположность экономическомуанализу метод экономического познания, целью которого является объединение внечто единое целое частей, свойств, элементов, выделенных посредствомэкономического анализа. Экономический синтез дополняет экономический анализ инаходится с ним в неразрывном единстве. Особым видом синтеза является междисциплинарныйсинтез, в котором экономическая наука устанавливает новые, значимые для себярезультаты, интегрируясь с другими социальными и естественными науками.
Экономическая аналогия (аналогия вэкономической науке) — это метод экономического исследования,предполагающий, что у некоторого экономического объекта или процесса существуютопределенные признаки, если в других своих признаках он сходен с другим, болееизученным экономическим объектом или процессом.
В современной экономической наукеэкономическая аналогия служит основой экономического моделирования.
Экономическое моделирование(моделирование в экономической науке) — воспроизведениехарактеристик какого-либо экономического объекта на другом (материальном илиидеальном) объекте, специально созданном для изучения этих характеристик. Такойобъект называется экономической моделью. В зависимости от природы модели и техсторон моделируемого объекта, которые в ней воплощаются, различают вещественные(предметные) и идеальные (логические) модели. Разновидностью последних являетсяматематическая модель, широко применяемая в экономической науке.
Экономическая индукция (индукция вэкономическом познании) — это метод экономическихисследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общимвыводам и положениям. Базисом экономической индукции является индуктивноеумозаключение, которое может быть полным или неполным.
Экономическая индукция, подкрепленнаясоответствующим статистическим и вероятностным анализом, трактуется как особый,индуктивно-вероятностный, метод в экономических исследованиях.
Экономическая дедукция (дедукция вэкономическом познании) — метод экономических исследований,основанный на переходе от общих, уже доказанных утверждений относительнокаких-либо экономических теорий или фактов к более частным выводам иположениям. Базисом для экономической дедукции служит дедуктивное умозаключениеили, говоря более широко, вся дедуктивная логика.
Экономическая дедукция, соотнесенная сметодологическим приемом выдвижения гипотетических утверждений (гипотез),служит основой гипотетико-дедуктивного метода в экономической науке.
Экономическая интерпретация(интерпретация экономических понятий) — это важнейшаясоставная часть экономического анализа, которую вполне можно трактовать какособый метод экономической науки. Целью экономической интерпретации являетсяисследование основных значений (семантических значений) тех или иныхэкономических понятий или утверждений. От того, какое экономическое значение будетприписано тому или иному понятию или утверждению, будет зависеть понимание всехпоследующих экономических выводов нашими оппонентами или просто собеседникамиили читателями.
Формализация экономического знания какметод экономических исследований представляет собой обобщение форм различных посодержанию хозяйственных процессов, абстрагирование таких форм от содержанияэтих процессов.
Частным случаем метода формализациивыступает математическая формализация (математизация) экономического знания. Сутьпоследнее, состоит в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающихсущность исследуемых хозяйственных процессов. Математизация экономическогознания как метод экономических исследований весьма широко распространена всовременном экономическом анализе, и это дало повод некоторым ученым считатьэкономическую науку промежуточной между естественными и социальными науками.
Исторический метод в экономическомисследовании основан на изучении каких-либо хозяйственныхпроцессов или объектов в хронологически последовательных фазах ихсуществования; при этом особое внимание уделяется анализу конкретныхэкономических событий и фактов. Исторический метод помогает проследить развитиекак самих хозяйственных явлений (экономическая история), так и экономическоймысли, следующее за экономической историей (история экономических учений). Обеэти дисциплины (экономическая история и история экономических учений) являютсяважнейшими учебными курсами для экономических вузов и специальностей.
Эволюционный метод в экономическомисследовании — это метод анализа хозяйственных объектов, использующийдарвинисткие принципы «борьбы за существование» и «выживания сильнейших». Вдругом своем понимании эволюционный метод — это «спрямленный» историческийметод, трактуемый вне исторических «случайностей» и «шероховатостей».
Эволюционный метод экономическихисследований дополняет и углубляет исторический метод, сближает его с методамиестественных наук, способствует экстраполяции его на будущее хозяйственныхфеноменов.

 
Глава 2. Генетический метод вэкономических исследованиях
Эволюционный и исторический методыиногда можно представить как два вида генетического метода — методаисследования социальных явлений, основанного на анализе их развития. Этот методтребует установления, как минимум, трех моментов: а) начальных условийразвития; б) главных его этапов; в) основных тенденций развития. Важнейшаязадача генетического метода — проследить на разных плоскостях и уровнях, атакже в различных аспектах последовательно во времени всю линию развитияобъекта и развертывания его тенденций.
2.1 Исторический метод
Исторический метод является одним изсамых старых и испытанных из всех методов экономической науки — историческийметод. Именно с исторической рефлексии в отношении экономической реальности иначиналась экономическая наука: большинство первых экономистов исследовали нестолько само хозяйство, сколько историю этого хозяйства, очень часто в рамкахконкретного региона или страны. Исторический материал предварял и подготавливалтеоретические выводы, и временами трудно было разобрать, где собственно, заканчиваетсяэкономическая история и где начинается экономическая теория.
Исторический метод является ключевымметодом двух экономических дисциплин — экономической истории и историиэкономических учений.
Исторический метод своим существованиемобязан такой науке, как история.
История — это наука, изучающая прошлоечеловечества, события и факты мировой цивилизации в их хронологическойпоследовательности.
Главной целью истории являетсяисследование единичных фактов прошлого человечества, а также их последующееобобщение и создание целостной картины процесса развития человечества. Историябывает как локальная, отдельных регионов, народов и эпох (например, историяРоссии, история Европы, средневековая история и т.п.), так и глобальная(всемирно-историческая или всеобщая история). Особые разделы исторической наукиисследуют источники (источниковедение), памятники материальной культурыпрошлого (археология) и т.п. В истории также выделяются специальныенаправления, исследующие методологию исторического познания (методологияистории, методы исторической науки) и ее философию (философия истории).
Использование исторического метода выходитза пределы собственно истории: он взят на вооружение практически каждой наукой.Чаще всего он применяется в двух ипостасях: как метод исследования историисоциальных институтов, которыми занимается данная наука, и как метод изученияистории знания, накапливаемого данной наукой. Иногда эти два подхода сливаютсяв один — обычно это происходит в естественных науках. История экономики иистория экономических учений, история государства и права и историяполитической и правовой мысли и т.п. — вот примеры параллельного использованияисторического метода в одной и той же науке.
Таким образом, исторический метод естьметод не только истории, но и универсальный (всеобщий) метод всякой иной науки.Тем не менее, как мы уже отмечалось, он представляет собой лишь один из двухвариантов генетического метода — метода исследования процессов и явлений,основанного на анализе их развития.
Там, где процесс развития какой-либосистемы исследуется эмпирически в его спонтанном, хаотическом развертывании вовремени, мы имеем дело с историческим методом; если же мы изучаем подобноеразвитие в его логическим плане, абстрагируясь от частностей, «ответвлений»,«ложных путей», в таком случае наше исследование приобретает характер эволюционногометода. Эволюция в данном случае — это «спрямление» истории, выявление в нейглавного вектора в противовес второстепенным и боковым направлениям.
Исторический метод — это метод, основанныйна изучении каких-либо процессов в их хронологической последовательности,спонтанном и хаотическом развитии.
Как у любого метода, у историческогометода есть свои достоинства и недостатки. Главное его достоинство состоит втом, что он позволяет видеть процесс диалектически, не ограничиваясь толькопоследней стадией или эпохой. Исторический метод также позволяет максимальноприблизить изучаемую реальность к историческим фактам, т.е. к эмпирическимфактам, непосредственно наблюдаемым данным исследователем или какими-либодругими исследователями. Правда, у историков-методологов нет единого мнения поповоду того, что считать историческим фактом. Одни полагают, что историческийфакт — это то, что существует вне сознания историка и вне его субъективной интерпретации;другие вслед за Л. Февром и Р. Коллингвудом полагают, что историк,интерпретируя исторические данные, сам же вырабатывает исторические факты:
Исторические факты —это любые события исторической реальности, непосредственно или опосредованнонаблюдаемые и регистрируемые субъектом исторического познания.
И.Д. Ковальзон указывает насуществование трех групп исторических фактов:
1)фактыисторической действительности (или «истины факта» — то, что непосредственноимело место, и то, с чем согласны все историки);
2)фактыисторического источника («сообщения источника»);
3)научно-историческиефакты («факты-знание»).
Исторические факты образуют основу дляприменения исторического метода.
Итак, исторический метод в экономическойнауке используется в двух направлениях — как метод исследования историиэкономических институтов и как метод исследования истории накопленияэкономического знания. Первое направление в его наиболее распространеннойрусскоязычной интерпретации традиционно называется «экономическая история» (или«история экономики»), второе — «история экономических учений», хотя возможны идругие варианты названий.
Экономическая история внутри себя можетраспадаться на историю различных экономических институтов (например, историяпредпринимательства, история банковского дела, история денежного хозяйства ит.п.), на историю регионов или стран (экономическая история России,экономическая история Африки и т.п.), историю отдельных отраслей хозяйства илидаже предприятий (например, экономическая история транспортной отрасли илиэкономическая история корпорации «Форд»). Но роль объединяющей дисциплины здесьиграет всеобщая (всемирная) экономическая история, или, по-другому, историямировой экономики.
Историю экономической мысли(экономических учений) также можно разделить на более конкретные или частныенаправления, например: по регионам (история экономической мысли России, историяэкономической мысли Великобритании, история экономической мысли ЛатинскойАмерики и т.п.), по конкретным направлениям и школам (история физиократическойшколы, история марксистской экономической мысли, история кейнсианства инеокейнсианства, история монетаризма, история институционализма и т.п.), и,наконец, по наиболее узловым темам самой истории экономических учений (например,история экономической методологии, история развития представлений о предметеэкономики, история финансовой мысли, история экономико-управленческих учений ит.п., и даже то, что можно назвать историей истории экономической мысли —историю того, как писалась сама история экономической мысли, какие былинаиболее выдающиеся ее историки и т.п.).
Каковы же особенности примененияисторического метода в экономике? Почему он так важен для экономической науки?К каким основным позитивным результатам можно прийти, используя это метод вкаждом конкретном случае? И наконец, какие функции он непосредственно выполняетв экономическом исследовании?
Выделяют пять основных функцийисторического метода.
1. Исторический метод в экономической науке позволяетпроследить как эволюцию самого хозяйства, так и развитие представлений о нем,т.е. предоставляет экономисту информацию различного характера о прошлом; этуфункцию исторического метода можно назвать информационной
2. Исторический метод способствует восстановлениюутраченных смыслов и значений экономического знания, обнаружению инструментария,при помощи которого можно получить новое приращение экономического знания.
3. Историческийметод позволяет экономической науке взглянуть на себя как бы со стороныпрошлого и тем самым углубиться внутрь собственного исследовательского поля.
4. Историческийметод в экономических исследованиях не только информирует, рефлексирует ивыполняет функцию инструмента познания, но он еще и критикует. Эта критикапроизводится на разных уровнях: и как критика прошлого с позиций настоящего, икак критика настоящего с позиций прошлого, и как критика прошлой (илинастоящей) экономической мысли, и как критика прошлой (или настоящей)экономической методологии.
5. Историческийметод в экономической науке не только информирует о прошлом, но он еще, так илииначе, предсказывает будущее. Конечно, это весьма «вульгарное» пониманиепредсказательной функции исторического метода, однако сама «идея предсказательности»от этого не страдает: исследуя прошлое, нельзя получить знаний о будущем, но,не зная прошлого, нельзя надеяться знать будущее. В этом смысле историческийметод в экономических исследованиях служит «теоретической предпосылкой» дляэкономической футурологии — экономической науки, исследующей будущее: изучаяпрошлое какого-либо типа хозяйства, футуролог стремится спроецироватьопределенные его характеристики на будущее, рассмотреть будущее в прошлом. Этотем более значимо, поскольку вследствие сформулированного немецким философомГ.В.Ф. Гегелем закона отрицания отрицания многие качества, процессы и свойства,утраченные в какой-то период, могут снова повториться в будущем, но, уже накаком-либо новом уровне, т.е. развитие в многих случаях происходитспиралевидно, волнообразно. Например, на капитализм в период его развития XVIII—XXвв. периодически набегали то либеральные (левосоциалистические), токонсервативные волны, и вполне можно предположить, что нынешняя консервативнаяволна, накрывшая капитализм с головой в начале 80-х гг. XXстолетия, рано или поздно сменится противоположной, либеральной (или дажелевосоциалистической) волной или тенденцией.
Итак, исторический метод выполняет вэкономическом исследовании пять основных функций: информационную,инструментальную, рефлексивную, критическую и предсказательную. Все эти функцииважны каждая по-своему, и все они направлены на то, чтобы осуществить такназываемую «историческую реконструкцию» — рациональное и доказательноевоспроизведение того или иного фрагмента экономической истории или историиэкономической мысли. Переход от ретроспективности к реконструкции составляетважнейший этап в применении исторического метода.
Всего же в историческом исследованииэкономических процессов можно выделить пять основных этапов:
1)выборхозяйственного объекта и постановка исследовательской задачи;
2)выявлениеисточнико-информационной базы исследования и разработка методики егопроведения;
3)реконструкцияисследуемой исторической реальности и ее описание;
4)теоретическоеобъяснение на основе каких-либо экономических законов, принципов и теорем;
5)верификацияи фальсификация полученных результатов исследования.
Отправной точкой для историческойреконструкции и для исторического исследования в целом служат историческиеисточники. Именно анализ исторических источников превращает простыеисторические свидетельства, данные и сведения в полноценные исторические факты.
Исторический метод в историиэкономических учений
История экономических учений –экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического знания вконтексте различных школ, направлений и отдельных учений тех или иных великихэкономистов. Как правило, изложение всех этих школ, направлений и ученийпроводится в хронологической последовательности с намерением ясно и точнопроследить происхождение тех или иных экономических идей.
Первой ключевой методологическойпроблемой, встающей перед историком экономической мысли, является проблемаклассификации экономических учений и доктрин. Один из вариантов – разбить всекритерии классификации на два основных типа – исторические и теоретические.
Исторические критерии классификацииклассифицируют экономические учения по историческим критериям; здесьотсутствует связь между названием учения и его базовыми теоретическимиположениями.
Примерами может служить обозначение тех илииных экономических учений: а) по имени основоположника; б) названию местностиили города, где жили представители данного направления; в) прозвищу, данномупредставителям той или иной экономической школы или доктрины: мальтузианство,марксизм, меркантилизм и т.п.
Теоретические критерии классификации (ихтакже можно обозначить как внутренние или сущностные) апеллируют к основнойидее данного экономического учения или доктрины, и именно она выражается вназвании этого учения.
Примерами здесь могут служить такиеназвания экономических школ, как институционализм и неоинституционализм (основнаяидея — ведущая роль экономических институтов), монетаризм (ключевая идея —ведущая роль денежного обращения), историческая школа (главная мысль —приоритет исторических методов над теоретическими методами), эволюционнаяэкономика (главная идея — эволюция в экономике) и т.п.
Именно разделение всех критериевклассификации на исторические и теоретические позволяет устранить хаос ипутаницу в типологиях экономических учений и школ и, соответственно, задатьпервоначальные принципы их дальнейшей периодизации в учебных курсах по историиэкономической мысли. Естественно, все это должно быть также соотнесено с хронологическипоследовательным изложением учебного материала и постепенным усложнениемвопросов, которые ставятся при изучении этого материала.
Второй серьезной методологическойпроблемой применения исторического метода в истории экономических ученийявляется оценка их места и значения в общей системе экономических доктрин.
М. Блауг по этому поводу отмечает:«Действительно, всегда существуют два вида опасности при оценке работ раннихавторов: одна — видеть только их ошибки и недостатки без учета объективныхограничений, — как состояние анализа, с которого пришлось начинать, иисторические условия, в которых им довелось работать; другая опасность —возвеличивать их достоинства в стремлении открыть идеи, опередившие их время, ачасто и их собственные намерения».
 
2.2 Эволюционный метод
Другой важнейший генетический методэкономических исследований — эволюционный. Эволюционный — это метод, которыйможно рассматривать, с одной стороны, как «очищенный» от мелких «наслоений» и«случайностей» исторический метод, т.е., по сути, это рассмотрение «общейлогики» эволюции какого-либо хозяйственного процесса или объекта вне всякихисторических «отклонений» и «шероховатостей», а с другой стороны, эволюционныйметод предполагает использование биологической теории эволюции в изученииэкономических институтов: последние должны отбираться и выживать в процессеэкономического развития, так что в результате остаются функционировать наиболееприспособленные хозяйственные явления. Причем также важно отметить, что и самаэкономическая теория (согласно подходу К. Поппера) может быть рассмотрена как продуктэволюции внутри экономического знания.
Эволюционный метод экономическихисследований должен рассматриваться как логическое продолжение и дополнениеисторического метода и как своеобразный «мостик», соединяющий между собой естественнонаучнуюметодологию и социальную методологию внутри самого экономического знания.
Идея эволюции долго пробивала себедорогу в истории человеческой мысли. Очень долгое время взгляд, как на природу,так и на общество был метафизическим, т.е. предполагал, что и природа, и обществоявляются неизменяющимися, стационарными по своей природе. Такие представлениясформировались во многом под влиянием религиозного мировоззрения итеологической догматики, утверждавшей, что с тех пор как Бог создал мир, оностается неизменным и стабильным. Что-то изменить радикально в нем простоневозможно — это не под силу ни человеку, ни самой природе, и количествосущностей, созданных актом творения в начале мира, в принципе, оставалось точнотаким же и к концу существования этого мира.
Впервые идею эволюционного метода внеслив науку греческие философы: в первую очередь, это были Гераклит Эфесский,Демокрит, Горгий, Платон и Аристотель. «Борьба есть отец всего и царь всего», —утверждал Гераклит, и впоследствии данный принцип был с успехом применен в отношенииорганической природы Чарльзом Дарвином. Гераклиту также принадлежит другоезнаменитое изречение, иллюстрирующее принцип эволюции: «Этот мир, единый извсего, не создан никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечноживым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим». СофистГоргий пошел дальше Гераклита и утверждал, что мир в такой степени охваченбыстронесущимся развитием, что мы совершенно не способны постичь этот мир в егосущности и даже в существовании: «Ничего не существует, а если и существует, тонепостижимо, а если и постижимо, то невыразимо словами, а если и выразимословами, то будет непонятно для другого (человека. — А.О.)». Демокрит рассуждало вселенной как о совокупности движущихся в пространстве миров; он, а такжеАнаксимандр и Эмпедокл разработали первые теории происхождения жизни; Платонпостроил учение об «идеальном государстве» как модели, к которой должны былидвигаться все ныне существующие государства; Аристотель использовалэволюционный метод в построении своей физической, биологической и социальнойдоктрины, хотя и оставался в значительной степени на метафизических позициях.
Принцип эволюции после многих вековгосподства метафизического мышления был возрожден в эпоху Нового времени, в ХVI-ХVIIIвв. Наибольший вклад здесь внесли такие философы и ученые, как Н. Коперник, Дж.Бруно, И. Ньютон, Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, П.Лаплас, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Лайель и др. Кант и Лаплас, например,разработали первую в мире космогоническую гипотезу о происхождении Солнечнойсистемы, Кювье и Ламарк создали первые крупные учения о происхожденииорганического мира, Локк и Гоббс предложили теорию развития общества от«естественного», первобытного состояния к «гражданскому» состоянию и т.д.
В XIXв. идея эволюции стала практически общепризнанной, и ее активно сталииспользовать в своих трудах экономисты. Не случайно также, что впервыеэволюционный принцип как принцип выживания сильнейших в борьбе за существованиеиспользовал в своем научном труде еще на заре столетия известный английскийэкономист Томас Р. Мальтус (1766—1834). В своем «Опыте о законенародонаселения» (1817) он сформулировал следующие основные положения:
а) народонаселение нашей планеты растетв геометрической прогрессии;
б) рост средств существования (в первуюочередь продуктов питания) не может идти быстрее, чем в арифметическойпрогрессии;
в) неограниченный рост народонаселенияпредставляет собой угрозу для планеты и должен быть ограничен ростом средствсуществования;
г) для ограничения роста народонаселениянеобходимо «нравственное обуздание» (предупреждение ранних браков, ограничениеколичества детей и т.п.) низших классов, поскольку именно они вносят наибольшийпроцент в этот рост, а если это не помогает, то полезны сами по себе нищета,бедность, пороки, поскольку они сдерживают рост народонаселения бедных слоев.
Таким образом, Мальтус defacto разработалидею борьбы за существование между бедными и богатыми классами, согласнокоторой богатые классы стабилизируют свою численность и выживают, а бедныеклассы теряют значительное число своих членов, и хотя как социальный слойбедные сохраняют свое существование, но каждому бедняку это гарантировано бытьне может вследствие недостатка средств существования, приходящихся на низшиеклассы.
Примерно в это же время немецкий философГ.В.Ф. Гегель (1770—1831) разработал свое знаменитое учение о диалектике какметоде исследования природы с точки зрения принципов всеобщего развития. Всясуществующая реальность, с точки зрения Гегеля, пронизана противоречиями иборьбой противоположностей, а решающую роль в понимании этой реальности должнысыграть три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей,закон перехода количественных изменений в качественные и обратно и, наконец,закон отрицания отрицания. Согласно первому из этих законов в отношении любыхпроцессов природной и социальной действительности можно увидеть действие двухпротивоположных друг другу сил и тенденций, причем, как правило, одна из нихстремится сохранить существующий процесс или состояние, а вторая пытается егоуничтожить.
Таким образом, эволюционный метод,окончательно оформивший свои права в XIXв.,является полноправным методом современного естествознания и обществознания.
Эволюционной метод в экономической науке
Термины «эволюция» и «эволюционныйметод» интерпретируются в двух основных значениях:
1) эволюционный метод — это рассмотрениеобщей логики развития какого-либо хозяйственного процесса или объекта вневсяких исторических «отклонений», «случайностей» и «шероховатостей»;
2) эволюционный метод — это методисследования, выдвигающий на первый план принцип борьбы за существование ипринцип выживания сильнейших как основные способы объяснения причин каких-либохозяйственных явлений или фактов.
Существует также и третье понимание термина«эволюция»: эволюция как постепенное, медленное развитие в противоположностьреволюции — скачкообразному, взрывному развитию. В экономической науке этозначение используется крайне редко, хотя противоположный термин «революция»(например, «научная революция») прижился достаточно хорошо.
В последних разделах этой главы в связис развитием мировой экономической мысли и в связи анализом узловых периодоввсеобщей экономической истории мы несколько коснемся и этого понимания термина«эволюция», а пока в последующих разделах сосредоточимся на первом и второмзначениях: эволюции как «очищенном» от исторических «шероховатостей»историческом методе и эволюции как методе рассмотрения экономической реальностипосредством принципа борьбы за существования и принципа выживания сильнейших.
В предыдущей главе, рассматриваяпроблему применения исторического метода в экономической науке, мы пришли квыводу, что наряду с бесспорными достоинствами этот метод имеет ряднедостатков: в частности, он является аналитически менее эффективным, чемтеоретические методы познания, и потому, изучая экономическую наукуисключительно сквозь призму экономической истории и истории экономическихучений, мы вряд ли получим о ней полноценное представление. Одним из способовпреодоления неэффективности и непродуктивности исторического метода может статьтрансформация его в эволюционный метод — метод, при котором исследовательстремится выявить в историческом материале определенное логическое ядро, гдесосредоточены только наиболее значимые исторические закономерности, имеющеесущественное значение для последующего воссоздания теоретической картины исследуемогообъекта. В этом смысле эволюционный метод является переходным к теоретическимметодам исследования:
Исторический метод => эволюционныйметод — теоретические методы
Главная причина, по которой необходимподобный путь исследования и трансформации одного метода в другой, достаточноочевидна: сам хозяйственный процесс и результат этого процесса никогда не совпадаютдруг с другом. Историческое никогда не может быть тождественно теоретическому,историческое всегда содержит теоретическое лишь во фрагментах, отдельныхэлементах, и наоборот, теоретическое включает в себя лишь самое существенное иважное из исторического. Эволюционный метод в данном случае являетсяпереходным, он помогает экономисту-исследователю совершить скачок отисторических фактов к фактам теоретического порядка. Экономист-эволюционистмыслит и как историк, и как теоретик; если так можно выразиться, его интересуеттеория в истории и история, принявшая форму теории.
Но как же тогда работает эволюционныйметод в экономическом исследовании, и каким образом происходит трансформацияисторического метода в эволюционный метод и трансформация эволюционного методав теоретический метод?
Возьмем два примера: первый из историиэкономических учений, второй — из истории экономики. В первом случае это будетисследование экономической концепции К. Маркса; во втором случае — изучениеистории хозяйственных институтов.
Экономист, решивший ограничитьсяисследованием места Марксовой концепции в истории экономической мысли,действует очень просто: он берет «Капитал», а также другие экономические работыМаркса и начинает их воспроизводить в своей работе: тогда-то и тогда-то Маркснаписал то-то, в таком-то году он высказал следующую мысль, в другом году —другую мысль, в таком своем труде отстаивал такое положение и т.д.
Может присутствовать также сопоставлениеМарксовой концепции и иных теорий, исследоваться вопрос о месте экономическогоучения Маркса среди других учений и т.д. Возможна также критика Маркса спозиций той или иной экономической теории, рассуждения о связи Маркса и другихмарксистских и неомарксистских концепций (например, В.И. Ленина, А. Грамши,франкфуртской школы и т.п.) и т.д. При этом само историческое исследованиеможет быть написано весьма живо, интересно и по-своему фундаментально.
Классическим примером использования историческогометода в исследовании экономической теории К. Маркса является, например, работаМ. Блауга «Экономическая теория марксизма» — глава из его известного учебника.Здесь есть все: терминология Маркса, разбор его основных положений,путеводитель по «Капиталу», рекомендации к дальнейшему чтению, но, по существу,перед нами только историческое исследование, хотя и выполненное на оченьвысоком уровне. Блауг изначально ставит некую планку ценностей, выше которой онпринципиально Маркса поднимать не хочет: все его теоретические оценки Марксаподчинены априорно заданным схемам, и они на деле не выводятся, апредполагаются как некие аксиомы или теоремы в рамках некой «аксиоматическойсистемы», принятой самим Блаугом.
Примером же эволюционного метода висследовании экономической теории К. Маркса может служить работа другогоизвестного экономиста, классического представителя эволюционной школы во всехее смыслах Й. Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия». Несмотря на то,что описание экономического учения марксизма здесь является, по существу, историческим(ведь Маркс умер за 60 лет до выхода этой работы), defacto, применяяисторический метод в описании основоположника марксизма, Шумпетер одновременнопроводит теоретический анализ учения Маркса, избавляясь от всего «историческоголишнего» и «исторически случайного» (для Блауга, например, характеренпротивоположный подход — акцентирование этого случайного и лишнего); тем самымон трансформирует свой метод из исторического в эволюционный.
Таким образом, термин «эволюция» вэкономической науке имеет следующие три основных значения:
во-первых, эволюция может пониматься какспрямленное, избавленное от случайностей, логическое в историческом развитиеэкономических объектов, процессов и идей;
во-вторых, эволюция весьма частотрактуется как «естественный отбор» этих объектов, процессов и идей и, какрезультат, выживание сильнейших хозяйственных объектов, процессов и идей иисчезновение слабейших;
в-третьих, в истории экономической мыслиэволюция может пониматься как спокойное, нормальное развитие экономическойнауки в противовес научным революциям. Возможно применение третьего значения ик экономической истории: «экономические революции» здесь выступают либо кактехнологические революции, либо социально-экономические революции.
Заключение
Такимобразом, генетический метод – метод исследования социальных явлений, основанныйна анализе их развития. Данный метод можно представить как два метода –исторический и эволюционный.
Исторический метод — это метод,основанный на изучении каких-либо процессов в их хронологическойпоследовательности, спонтанном и хаотическом развитии. Исторический методисследует и изучает исторические факты. Исторический факт — это любые событияисторической реальности, непосредственно или опосредованно наблюдаемые ирегистрируемые субъектом исторического познания. Исторический метод вэкономической науке используется в двух направлениях — как метод исследованияистории экономических институтов и как метод исследования истории накопленияэкономического знания.
Эволюционный метод, окончательнооформивший свои права в XIXв., является полноправным методом современного естествознания и обществознания.Экономическая наука также взяла его на вооружение, но особенно очевидным этостало в последней трети XXв., когда на свет появилось экономическое направление под названием «эволюционнаяэкономика».
Термин «эволюция» в экономической наукеимеет следующие три основных значения:
во-первых, эволюция может пониматься какспрямленное, избавленное от случайностей, логическое в историческом развитиеэкономических объектов, процессов и идей;
во-вторых, эволюция весьма частотрактуется как «естественный отбор» этих объектов, процессов и идей и, какрезультат, выживание сильнейших хозяйственных объектов, процессов и идей иисчезновение слабейших;
в-третьих, в истории экономической мыслиэволюция может пониматься как спокойное, нормальное развитие экономическойнауки в противовес научным революциям. Возможно применение третьего значения ик экономической истории: «экономические революции» здесь выступают либо кактехнологические революции, либо социально-экономические революции.

 
Списокиспользуемой литературы
 
1. ГенкинБ.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук. М., 2002
2. НегишиТ. История экономической теории. М., 1995.
3. ОреховА.М. Методы экономических исследований: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2009
4. РезникЮ.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология. М. 2003
5. Историяэкономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой.М., 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.